ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
2
Февраль 2022года
Профессиональные компетенции
Работа с педагогическими кадрами

ФГОС-2021: два инструмента, чтобы выявить дефициты педагогов перед внедрением

Максим Иванцов, директор ГБОУ «Школа № 814» г. Москвы, председатель Ассоциации классных руководителей Москвы, к. и. н.
В статье – два инструмента, чтобы проверить, насколько педагоги готовы к переходу на новые ФГОС. Первый инструмент – анкета, которая поможет проанализировать компетентности учителя. Второй инструмент – диагностическая карта, чтобы дать комплексную оценку компетенциям педагога. Еще найдете справку, которая поможет зафиксировать результаты проверки готовности коллег к переходу на обновленные стандарты.

С 1 сентября 2022 года школы больше не смогут принимать детей на обучение в 1-е и 5-е классы в соответствии со старыми ФГОС НОО и ООО (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и 287). С этого же срока ученики 1-х и 5-х классов будут учиться по новым стандартам. Прежде чем педагоги начнут разрабатывать рабочие программы по обновленным ФГОС, убедитесь, что коллеги знают новые требования.

Организуйте совещание, чтобы познакомить учителей со всеми изменениями в новых ФГОС. Получите полную картину о сформированности профессиональных компетентностей педагогов. Так, предложите коллегам заполнить анкету и диагностическую карту. А перед этим организуйте общее собрание и расскажите педагогам о критериях, по которым будете их оценивать. Поручите это сделать руководителям методических объединений. Выдайте им критерии для анализа уровня развития профессиональной компетентности педагогов, а также готовый образец диагностической карты. Чтобы проанализировать компетентности учителя, используйте анкету.

По итогам диагностики педагогов проанализируйте их ответы в анкете и карте. Результаты анализа отразите в справке о готовности педагогов к переходу на новые ФГОС. Подготовьте рекомендации и спланируйте курсовую подготовку для учителей. Запланируйте, чтобы курсы повышения квалификации первыми прошли педагоги, которые будут преподавать в 1-х и 5-х классах.

Познакомьте коллег с требованиями новых стандартов

Расскажите учителям о различиях в новых и старых ФГОС, поясните обновленные требования. Сделайте это на тематическом совещании. Так вы обсудите общие нововведения сразу со всеми коллегами. Cкачайте памятку, чтобы рассказать педагогам об основных изменениях в новых ФГОС.

Поручите руководителям методобъединений организовать заседания, чтобы подробнее познакомить педагогов с изменениями в новых ФГОС НОО и ООО. Так руководители методобъединений смогут прицельно разобрать требования к предметным областям и планируемым предметным результатам в обновленных стандартах.

Шесть базовых компетентностей педагога

Скачать

Организуйте диагностику педагогов

Выявите, насколько педагоги вашей школы готовы к переходу на новые ФГОС. Проведите анкетирование коллег. Еще организуйте работу учителей с диагностической картой, чтобы проанализировать уровень развития их профессиональной компетентности.

Анкета. Проведите анкетирование учителей, чтобы узнать, готовы ли они к работе по обновленным ФГОС НОО и ООО. Включите в анкету вопросы, которые помогут определить уровень сформированности шести базовых компетентностей педагога. Базовые компетентности учителя смотрите на схеме справа. Еще посмотрите анкетe для педагогов ниже. По итогам анкетирования выявите дефициты учителей. Так проанализируйте ответы педагогов и определите, над какими компетентностями им следует поработать.

Диагностическая карта. Совместите анкетирование учителей с заполнением диагностических карт для анализа уровня развития профессиональной компетентности педагогов. Так вы сократите время на диагностические мероприятия коллег. Используйте готовый образец диагностической карты. Предварительно организуйте собрание с педагогами, чтобы прокомментировать структуру и содержание диагностической карты. Руководителям ШМО раздайте таблицы с критериями оценки компетенций. Пусть на заседаниях разъяснят учителям, по каким критериям их будут оценивать.

Справка. По результатам диагностики составьте справку. Зафиксируйте в ней долю педагогов, у которых профессиональные компетенции сформированы на высоком, среднем и низком уровнях. Опишите дефициты, которые определили в результате анализа. Сформулируйте рекомендации для руководителей ШМО, чтобы повысить уровень профессиональной компетентности педагогов. Также обсудите способы, чтобы устранить дефициты учителей. Образец справки по итогам проверки готовности педагогов к переходу на новые ФГОС скачайте ниже.

Диагностический инструментарий

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Спланируйте курсовую подготовку учителей

Чтобы устранить дефициты педагогов, которые выявили с помощью анкеты и диагностической карты, организуйте для коллег курсовую подготовку. В первую очередь повышать квалификацию нужно тем педагогам, которые будут работать, но новым ФГОС уже в 2022/23 учебном году. Это учителя 1-х классов и учителя-предметники основной школы, которые будут вести уроки в 5-х классах. Составьте перспективный план курсовой подготовки на 2023–2027 годы, чтобы в итоге все педагоги школы прошли курсовую подготовку.

Предлагайте учителям курсы в зависимости от потребностей каждого из них. Также используйте возможности вебинаров. Еще школа может собственными силами или совместно с другими организациями провести семинары для учителей. Еще эффективными могут быть такие формы горизонтального повышения квалификации, как форсайт-сессии и воркшопы.

Поручите руководителям ШМО, чтобы они организовали самообразование учителей. Пусть предложат коллегам изучить дополнительную тематическую литературу по новым ФГОС. А обсудить материалы педагоги смогут на заседаниях своих методобъединений.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

2
Февраль 2022года
Профессиональные компетенции
Формы и методы работы с педагогами

Четыре типа педагогов. Как использовать сильные стороны коллег в работе, чтобы повысить качество образования

В статье – модель парной методической работы в зависимости от типа педагогов. Партнерская работа поможет учителям восполнить профессиональные дефициты, чтобы выполнить требования профстандарта перед аттестацией.

В третьей четверти организуйте работу по новой партнерской модели. Такая модель позволяет задействовать максимальное число педагогов, но не увеличивает их нагрузку. Работа по новой модели поможет сбалансировать сильные и слабые стороны педагогов каждого типа. Это особенно актуально весной, когда многие педагоги выходят на аттестацию.

Определите, к какой категории относятся педагоги

По подходу к организации работы можно выделить четыре типа педагогов: опытный консерватор, ученый-педант, прогрессивный творец, активный нигилист. Описание преимуществ и слабых сторон педагогов каждого типа смотрите в карточках. В карточках есть список трудовых действий по основным трудовым функциям из профстандарта, которые лучше или хуже удаются педагогам.

Чтобы использовать сильные стороны учителей в работе, определите, какие педагоги есть в вашем коллективе. Карточки вы можете использовать как чек-листы, чтобы распределить педагогов по типам.

Спланируйте совместную работу педагогов разных типов

Когда определите, к какому типу относятся ваши педагоги, организуйте работу в парах. Еще можно объединить коллег в микрогруппы. Так, сильные стороны педагогов одного типа помогут сбалансировать слабые стороны коллег. А слабые стороны коллег подтянет работа с правильным партнером.

Совмещать для парной работы творца с нигилистом не стоит, так как их слабые и сильные черты схожи. По такой же причине не стоит совмещать для парной работы консерватора с ученым. Лучше сделать партнерами педагогов, которые максимально далеки друг от друга в этом отношении. Оптимальные сочетания для партнерской работы смотрите в таблице. Например, удобно совместить педанта с творцом.

Таблица. Оптимальные сочетания для партнерской работы


Скачать

Прогрессивный творец и опытный консерватор. От творца консерватор узнает о новых технологиях и педагогических методах. Еще творец поможет консерватору подтянуть ИКТ-компетенции. Консерватор же сможет подсказать проверенные методики, которые творец может игнорировать в погоне за новшествами.

Опытный консерватор и активный нигилист. Консерватор поможет нигилисту организовать бумажную работу, а также подскажет, на какие требования ФГОС нужно ориентироваться. А нигилист сможет помочь консерватору с ИКТ и современными образовательными технологиям.

Ученый-педант и активный нигилист. В такой паре главное – возможность для партнеров поработать над гибкими навыками и взаимодействием. Ученые систематичны, они смогут показать нигилистам практическую пользу от вовремя заполненных документов. А нигилисты помогут ученым наладить контакт с детьми.

Ученый-педант и прогрессивный творец. В этой паре ученый отвечает за ценность знаниевого компонента, а творец – за эмпатию. Творец подскажет ученому удачные способы коммуникации с учениками, коллегами, родителями, а ученый творцу – варианты, как качественно подготовиться к занятиям.

Описание преимуществ и слабых сторон педагогов каждого типа в карточках

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Разъясните педагогам, как работать по новой модели

Проведите планерку с педагогами, чтобы объяснить, как и для чего вы выстраиваете новый тип методической работы. Важно, чтобы в парах отношения строились по партнерской, а не менторской модели. Учителя в каждой паре должны быть равноправными партнерами. Причем так должно быть даже в тех парах или микрогруппах, где один из коллег гораздо опытнее других. Ориентируйте педагогов общаться конструктивно. Напомните учителям, что если критиковать работу коллег, то только обоснованно.

Отведите на работу каждой пары четкое время. Например, месяц. За это время педагоги посетят уроки друг друга. Также у учителей будет время, чтобы обсудить, какие плюсы и минусы они увидели на занятиях коллег.

Подготовьте и раздайте педагогам шпаргалку с перечнем трудовых действий по профстандарту. Она станет целевым ориентиром работы. Шпаргалку скачайте ниже.

Шпаргалка для педагогов

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Через месяц проведите повторное совещание или заседание методобъединения. На нем обсудите итоги работы. Пусть каждая пара выступит и расскажет о результатах.

Если работа в паре прошла успешно, вы видите положительные изменения, ее можно прекратить. Если же работа в паре не сложилась, обсудите, что пошло не так, и определите для каждого из учителей нового напарника.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

2
Февраль 2022года
План работы
Циклограмма работы на февраль

Итоговое собеседование и еще 32 задачи в циклограмме заместителя директора на февраль

Елена Литвинова, директор МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода
В статье – циклограмма работы заместителя директора на февраль. Все мероприятия в циклограмме равномерно распределены по направлениям и дням месяца, чтобы вам было проще спланировать работу. Также в циклограмме найдете список документов, которые нужно подготовить после проведения мероприятий.

Главное мероприятие февраля – итоговое собеседование, которое девятиклассники традиционно пройдут во вторую среду месяца. Также февраль насыщен мероприятиями по контролю качества образования. Посетите уроки учителей, чтобы проверить разные аспекты. Например, готовность школьников к написанию ВПР и организацию образовательной деятельности на занятиях молодых педагогов. Проверьте, включают ли учителя в работу на уроках задания из открытого банка, чтобы сформировать функциональную грамотность учеников.

Аттестация школьников

Проверьте организацию и проведение итогового собеседования в 9-х классах. В начале месяца поручите классным руководителям организовать собрания, чтобы ознакомить родителей с процедурой итогового собеседования. За три-четыре дня до испытания составьте график его прохождения девятиклассниками. За один день до и в день собеседования проконтролируйте его подготовку и условия проведения. Когда эксперты проверят работы школьников, проведите совещание с учителями-словесниками. Это поможет выявить учеников группы риска, которые могут не сдать ОГЭ. По результатам итогового собеседования подготовьте приказ и скорректируйте план подготовки к ГИА-9. Возьмите готовый образец приказа и справки по результатам испытания>>.

Качество образования

Посетите уроки учителей-предметников и проконтролируйте, насколько школьники готовы к ВПР. Проанализируйте занятия педагогов, по предметам которых ученики будут писать проверочные работы. Проверьте, включают ли учителя в работу на уроке задания из демоверсий ВПР-2022. Выборочно соберите рабочие тетради школьников и проанализируйте, разбирают ли педагоги с учениками задания из демоверсий ВПР. Еще можете провести контрольный административный срез знаний, чтобы проверить объективность оценки школьников. Но учитывайте все оценочные процедуры, которые запланировали в феврале, чтобы не допустить чрезмерной нагрузки школьников (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 06.08.2021 № СК-228/03, 01–169/08–01).

Проанализируйте уроки педагогов с точки зрения развития функциональной грамотности учеников. Чтобы ознакомить учителей с компонентами функциональной грамотности, а также открытыми банками заданий, проведите общешкольное заседание методобъединений в формате семинара.

Также посетите уроки молодых педагогов и проверьте, как они организуют образовательную деятельность на занятиях. Подведите итоги на заседании Школы молодого педагога и подготовьте методические рекомендации для коллег.

Документы ОО

Продолжите вносить изменения в ООП НОО и ООО, чтобы в срок подготовить проекты документов и перейти на обновленные стандарты третьего поколения. Если в январе вы уже провели работу с целевым разделом образовательных программ, то в феврале запланируйте скорректировать содержательный раздел программ. Как внести изменения в содержательный раздел ООП НОО и ООО по новым ФГОС, читайте в статье>>

Образец циклограммы замдиректора на февраль

Инструкция

Листайте циклограмму, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.