
Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – содержательный раздел
Во втором полугодии вы начинаете разработку проектов новых ООП начального и основного общего образования. Ведь уже с 1 сентября 2022 года учеников 1-х и 5-х классов нужно обучать по стандартам третьего поколения. Если в январе вы начали разрабатывать проекты ООП и составили целевой раздел программ НОО и ООО по новым ФГОС, то в феврале запланируйте внести изменения в содержательный раздел программ.
В стандартах третьего поколения произошли изменения в требованиях к структуре содержательного раздела ООП. Так, сократили список программ, которые должен включать такой раздел. Например, на уровне НОО содержательный раздел ООП должен включать всего три программы, а не пять, как было раньше.
Обновленные ФГОС содержат новые требованиях к рабочим программам. Например, педагогам нужно указывать электронные образовательные ресурсы по каждой теме в тематическом планировании рабочих программ.
Согласно новым стандартам вам придется разработать программу формирования УУД на уровне ООО, а не программу развития УУД, как это было раньше. Еще обновленные ФГОС упростили требования к содержанию программы формирования УУД на уровне НОО.
Стала необязательной модульная структура рабочей программы воспитания. Произошли изменения в названии разделов программы. Также новые стандарты предъявили ряд требований к рабочей программе воспитания, которые придется учитывать, когда будете составлять ее на следующий учебный год.
Структура содержательного раздела ООП по обновленным стандартам
Сравните старые и новые ФГОС НОО и ООО в части содержательного раздела образовательных программ. Проанализируйте изменения в структуре содержательного раздела ООП уровней образования. Программы, которые должен включать содержательный раздел ООП по требованиям стандартов разных поколений, смотрите в таблице 1.
Таблица 1. Программы, которые включает содержательный раздел ООП
Новые ФГОС отражают изменение подходов к определению стратегических целей образования. Так, в логике изложения требований к структуре программы НОО и ООО на первом месте обозначены рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей, а не программа формирования УУД, как было раньше. Еще обновленные стандарты соответствуют ключевым походам к организации работы по внедрению рабочих программ воспитания. Так, в новом варианте ФГОС рабочая программа воспитания объединила несколько узких программ этой направленности, чтобы систематизировать деятельность по достижению личностных результатов образования.
приняли участие в апробации примерных рабочих программ, которые разработаны по новым ФГОС
Главное в статье СкрытьПрограммы учебных предметов, курсов, модулей по новым ФГОС
На разработку рабочих программ запланируйте достаточное количество времени, так как это объемная работа. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности педагоги полностью должны формировать с учетом рабочей программы воспитания, а не только тематического планирования, как это было раньше. При этом в тематическом планировании нужно указать электронные образовательные ресурсы по каждой теме. А в рабочих программах учебных курсов внеурочной деятельности дополнительно нужно указать форму проведения занятий.
В марте учителя начальных классов и учителя-предметники, которые будут работать в 2022/23 году в 1-х классах, должны сдать свои готовые рабочие программы. Поскольку до 1 апреля 2022 года вам нужно включить их в проект ООП НОО. Ведь с этого срока вы начнете принимать детей в 1-е классы, а при приеме родители вправе ознакомиться с программой.
Требования к рабочим программам. В обновленных стандартах произошли изменения в требованиях к рабочим программам. Cмотрите изменения в таблицах 2 и 3. Так, основная цель изменений – минимизировать временные затраты педагога на разработку программ. Сама рабочая программа должна стать инструментом в работе педагога. А новые ФГОС должны быть регламентирующим документом для программ. Что обеспечивают новые требования к рабочим программам в обновленных ФГОС смотрите на схеме 1.
Изменения в требованиях к рабочим программам
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите табличку
Схема 1. Что обеспечивают требования к рабочим программам в новых ФГОС
Как разработать рабочие программы. Педагоги редко составляют рабочие программы самостоятельно на основе требований ФГОС. Часто учителя воспроизводят фрагменты ПООП. При этом возникают ситуации, когда отсутствуют пояснительные записки, содержание оторвано от предметных результатов или содержание не представлено по годам обучения.
Достоинство и преимущество новых ФГОС – методическое сопровождение внедрения обновленных стандартов. Так, Институт стратегии развития образования подготовил примерные рабочие программы по предметам учебных планов НОО и ООО. Cмотрите их на сайте fgosreestr.ru. Такие программы прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций, а также утверждены на заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Алгоритм разработки рабочей программы учебного предмета, курса, модуля
Скачать
В сентябре 2021 года началась апробация примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования, которые разработчики составили на основе новых ФГОС. Обсудить проекты примерных ООП и узнать полную информацию о ходе апробации можно на портале единого содержания общего образования edsoo.ru. Там же разместили разработанные на основе обновленных стандартов примерные рабочие программы по некоторым предметам НОО и ООО.
Пусть педагоги, которые в следующем учебном году будут работать по новым ФГОС, составят рабочие программы на основе примерных. Порекомендуйте учителям взять за основу примерные программы учебных предметов с сайта fgosreestr.ru. Еще предложите педагогам воспользоваться конструктором рабочих программ на сайте edsoo.ru, чтобы быстро создать программу по предмету. Посмотрите фрагмент тематического планирования рабочей программы, которая составлена по требованиям обновленных стандартов. А коллегам, которые решат самостоятельно разработать рабочие программы по новым ФГОС, предложите алгоритм, чтобы ничего не упустить. Скачайте справа памятку с готовым алгоритмом, который поможет педагогам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля
Фрагмент тематического планирования по географии для 8-го класса
Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

ВАЖНО
Наличие программы формирования УУД в комплексе ООП задает деятельностный подход в образовательном процессе
Главное в статье СкрытьПрограммы формирования УУД по обновленным стандартам
По новому ФГОС нужно разработать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО – «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся». А программа развития УУД останется только для уровня СОО.
Обновленные стандарты упростили требования к содержанию программы формирования УУД. Однако теперь в программе на уровне ООО зафиксировали формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества. В предыдущих ФГОС ООО такого требования не было. Поэтому оцените, нужно ли вам доработать программы формирования УУД одновременно или после разработки новых рабочих программ учебных предметов во взаимосвязи с их содержанием.
Требования к программам формирования УУД. В обновленных стандартах произошли изменения требований к содержанию программ формирования УУД. Так, разработчики значительно сократили содержание программы на уровне НОО. Смотрите требования новых ФГОС к программам УУД в таблице 4. Еще на уровне ООО в обновленных стандартах прописали элементы формирования УУД, которые должна обеспечивать программа. Смотрите их на схеме 2.
Таблица 4. Требования к содержанию программ формирования УУД по новым ФГОС
Схема 2. Что должна обеспечивать программа формирования УУД на уровне ООО
Бланк, чтобы описать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов
Скачать
Как разработать программы формирования УУД. Чтобы сэкономить время, обновите программу формирования УУД на уровне НОО. Для этого организуйте планерку и познакомьте педагогов с требованиями к содержанию программы формирования УУД. Выделите две рабочие группы учителей. Первой предложите описать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов. Второй – описать характеристики УУД. По итогам работы коллег проанализируйте варианты, которые они предложили. Выберите и используйте для программы формирования УУД те варианты, которые наиболее часто встречались.
Продумайте формы бланков для рабочих групп педагогов, чтобы описать характеристики и взаимосвязь УУД с предметами. Скачайте образец формы бланка для педагогов, которые будут описывать характеристики УУД справа. Для рабочей группы, которая будет описывать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов, можно разработать общую форму бланка. Включите в нее все учебные предметы. Еще можно разработать отдельные бланки для каждого предмета, но единой формы. Смотрите образец такого бланка.
Бланк, чтобы описать взаимосвязь УУД с содержанием учебного предмета «Чтение»
Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
Чтобы составить новую программу формирования УУД на уровне ООО, привлеките в помощь рабочую группу педагогов. Познакомьте их с требованиями новых ФГОС ООО к содержанию программы формирования УУД. Предложите рабочей группе проанализировать программу развития УУД, которая есть сейчас у вас в школе. Пусть коллеги проведут сравнительный анализ и отберут те фрагменты программы, которые соответствуют требованиям новых ФГОС ООО. Так вы сэкономите время на разработку новой программы. Ведь возможно использовать материалы нынешней версии программы развития УУД, если обновить отдельные формы и блоки программы. Предложите рабочей группе примерный план, который поможет составить программу формирования. Проконтролируйте, чтобы в новой программе формирования УУД на уровне ООО были описаны только те условия, которые реально имеет ваша школа. Опирайтесь на реальный опыт педагогов по формированию УУД. Смотрите пример описания роли личностных и метапредметных результатов образования в становлении функционально грамотной личности в программе формирования УУД ниже.
ПРИМЕР. План, чтобы составить программу формирования УУД на уровне ООО
Фрагмент программы формирования УУД и образец бланка, чтобы описать характеристики
Инструкция
1. Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички программы кликая на стрелочки
сбоку.
2. Кликните Копировать внизу бланка, откройте файл Word и вставьте документ (Ctrl + V). Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО
Воспитательный компонент новых ФГОС – это не стандарт на воспитание и не стандарт на личность, это стандарт условий
Главное в статье СкрытьРабочие программы воспитания по новым ФГОС
С 2021 года в соответствии с госзаданием Минпросвещения вопросами обновления примерной рабочей программы воспитания занимается Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. После августовских региональных совещаний разработчики примерной программы воспитания получили предложения и комментарии по доработке документа, который подготовили еще в 2020 году. Так, разработчики внесли корректировки и обновили примерную программу воспитания. Проект документа разместили еще в октябре 2021 года, но до сих пор программа находится в стадии разработки. Обновленная примерная программа воспитания вступит в силу только после того, как ее утвердят на ФУМО. Посмотреть комментарии, а также скачать проект обновленной примерной рабочей программы воспитания можно на сайте институтвоспитания.рф.
Значительные изменения в проекте программы произошли в части формулировок ценностно-целевых ориентиров воспитания детей с учетом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное. Связано это с обновлением нормативно-правовой базы воспитания. Так, с 2020 года приняли значимые для воспитания изменения в Конституцию и Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. А летом 2021 года утвердили новые ФГОС начального и основного общего образования.
Согласно обновленным стандартам третьего поколения модульная структура рабочей программы воспитания стала необязательной. Также произошли изменения в названии разделов программы. Сравнение разделов рабочей программы воспитания по старым и новым ФГОС смотрите в таблице 5. Еще обновленные стандарты предъявили ряд требований к рабочей программе воспитания, которые нужно учитывать, когда будете ее составлять. Например, программа воспитания должна обеспечить создание целостной образовательной среды, которая будет включать урочную и внеурочную деятельность.
Таблица 5. Требования к названиям разделов рабочей программы воспитания
Поручите руководителям методобъединений обсудить с учителями новые требования к рабочей программе воспитания. Пусть они разработают положения программы, которые будут отражать способы реализации требований. Так как требований много, можно распределить их равномерно между педагогами методобъединений. По итогам работы коллег организуйте совместное совещание, чтобы обсудить положения и включить их в рабочую программу воспитания.

СПРАВКА
Проект примерной рабочей программы воспитания, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, можно скачать на сайте институтвоспитания.рф
Как изменить программу воспитания. Скорректировать рабочую программу воспитания старого образца не получится. Требования нового ФГОС содержательно и технически иные. Чтобы сэкономить время на подготовку рабочей программы воспитания, используйте как основу проект примерной программы, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. В проекте документа уже описаны все разделы программы, где в каждом из них есть способы решения на уровне школы.
Согласно проекту примерной программы воспитания изменения коснулись всех разделов документа. Масштабные изменения произошли в разделе о видах, формах и содержании воспитательной деятельности. Так, в проекте примерной программы воспитания изменили перечень инвариантных и вариативных модулей. Сравнение модулей рабочих программ воспитания по примерной программе 2020 года и проекту программы 2021 года смотрите в таблице 6.
Таблица 6. Модули в разделе о видах, формах и содержании воспитательной деятельности рабочей программы воспитания

ВАЖНО
Календарные планы воспитательной работы обновляйте ежегодно к началу учебного года
Как разработать календарные планы воспитательной работы. По новым ФГОС календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности. При этом в плане нужно отразить не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых школа принимает участие.
Согласно проекту примерной рабочей программы воспитания календарный план воспитательной работы школа может разработать в свободной форме. Но нужно обязательно указать содержание дел, событий, мероприятий по направлениям воспитательной деятельности, то есть модулям в содержательном разделе. Также нужно отметить классы или группы школьников, которые будут принимать участие в мероприятиях. Еще зафиксировать сроки, в том числе подготовки, и ответственных лиц.
Разработать новые календарные планы с учетом всех изменений и включить в них весь спектр воспитательных мероприятий – трудоемкий процесс. Используйте шаблон календарного плана и рекомендации к вариантам его оформления, которые есть в проекте примерной рабочей программы воспитания. В помощь в разработке планов привлеките рабочую группу педагогов. Предложите рабочей группе выстроить планы по основным направлениям воспитания, по календарным периодам – месяцам, четвертям, триместрам, или в иной форме. Так, коллеги смогут учесть управленческий опыт школы и опереться на прежнюю форму воспитательной программы. Еще педагоги сэкономят время, чтобы внедрить новую форму. Если соберетесь самостоятельно разрабатывать календарные планы воспитательной работы, то используйте готовый план действий. Смотрите шесть шагов, чтобы составить календарные планы воспитательной работы, на схеме 3.
Схема 3. Шесть шагов, чтобы составить календарные планы воспитательной работы
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Пять срочных задач после итогового собеседования и комплект образцов
После итогового собеседования у школы есть несколько важных задач. Так, нужно организовать работу комиссии по проверке ответов учеников. Причем у экспертов есть четкие временные рамки, чтобы оценить итоговое собеседование. Еще нужно передать все необходимые материалы по итогам испытания в РЦОИ и ничего не упустить. Также школа должна вовремя ознакомить девятиклассников с их результатами. Для этой задачи сроки могут отличаться для разных регионов. А по результатам собеседования педагогам нужно скорректировать работу с учениками группы риска и спланировать подготовку к ГИА. Далее в статье узнайте подробнее о каждой из задач. Также используйте готовые образцы, чтобы сэкономить время на их разработку и не перегрузить педагогов дополнительной работой.
есть у комиссии по проверке, чтобы оценить итоговое собеседование
Задача 1. Организовать работу комиссии по проверке
Региональный орган власти выбирает одну из схем оценки ответов учеников – сразу во время собеседования или после на основе аудиозаписи. Если ваш регион выбрал вторую схему оценки – по аудиозаписям ответов, то проконтролируйте, чтобы комиссия по проверке вовремя оценила ответы учеников.
Ответы участников эксперты должны проверить и оценить в течение пяти календарных дней с даты итогового собеседования (п. 10.4 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 30.11.2021 № 04–454). Так, запланируйте дни, в которые комиссия должна уложиться, чтобы проверить итоговое собеседование.
Во время проверки ответов участников у экспертов могут возникнуть вопросы. Чтобы быть готовыми к ответам на вопросы, которые часто задают, используйте памятку. В ней собрали ответы разработчиков от ФИПИ.
Задача 2. Передать материалы в РЦОИ
Попросите технического специалиста занести в специализированную форму информацию по каждому участнику. Сделать это нужно с помощью программного обеспечения «Результаты итогового собеседования» и сохранить файл с данными в специальном XML-формате. Проконтролируйте, чтобы технический специалист отправил форму в региональный центр обработки информации.
Документы, которые получили от экзаменаторов-собеседников, технического специалиста и экспертов, также передайте в региональный центр обработки информации. Аудиофайлы с записями ответов участников передайте на флеш-носителях или по защищенной сети. А списки участников, ведомости учета, протоколы экспертов – в бумажном виде или также по защищенной сети.
По итогам испытания региональный центр обработки информации загружает все файлы в РИС ГИА. Результаты участников итогового собеседования региональный центр обработки информации обрабатывает с помощью программного обеспечения «Импорт ГИА-9».
Задача 3. Ознакомить участников с результатами
Ознакомьте каждого ученика с его результатом. Проконтролируйте, чтобы школьник поставил свою подпись (п. 4.4 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 30.11.2021 № 04–454). Срок, место и порядок ознакомления участников с результатами итогового собеседования устанавливают региональные органы и учредители. Например, местные власти могут установить срок не позднее трех календарных дней, как завершите процедуру проверки и оценки ответов участников итогового собеседования. Поэтому запланируйте дни, в которые нужно успеть ознакомить выпускников с результатами испытания. Для этого организуйте общее собрание девятиклассников. Еще можете поручить классным руководителям провести классные часы, чтобы ознакомить школьников с результатами.
Если ученик получил «незачет», объясните, когда он сможет повторно пройти итоговое собеседование в текущем учебном году. Так, это можно сделать 9 марта и 16 мая. Но напомните участникам, что к повторному собеседованию допустят не всех (п. 12 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 30.11.2021 № 04–454). Посмотрите на схеме ниже, кого из участников можно допустить к повторному итоговому собеседованию в текущем учебном году. Еще проверьте региональные документы, ведь на уровне региона могут добавить категории участников, которым также разрешат повторно пройти собеседование. Например, ученики, которых удалили с итогового собеседования за нарушение Порядка проведения.
Схема. Участники, которых можно допустить к повторному итоговому собеседованию в текущем учебном году
К повторному участию в итоговом собеседовании допускайте учеников решением педагогического совета. Помните, что уважительные причины, по которым школьник может пройти собеседование в дополнительные сроки, он должен подтвердить документально. Например, в случае болезни ученик должен принести справку по форме из медорганизации. Если ученик не пришел на итоговое собеседование без уважительных причин или не может подтвердить их документально, не допускайте его к повторному собеседованию в текущем учебном году и соответственно к государственной итоговой аттестации.

ВАЖНО
«Зачет» за итоговое собеседование – условие допуска школьника к ГИА. «Зачет» ставят ученикам, которые набрали суммарно от 10 баллов из 20
Задача 4. Проанализировать результаты итогового собеседования
Проанализируйте и обобщите результаты итогового собеседования всех девятиклассников. Для этого составьте аналитическую справку. В ней отразите результаты выполнения выпускниками каждого задания по критериям. Еще сделайте выводы и составьте рекомендации для коллег по итогам анализа. Смотрите готовый образец аналитической справки о результатах итогового собеседования.
Когда составите справку, разработайте проект приказа о результатах итогового собеседования. В нем зафиксируйте управленческие решения по результатам собеседования. Определите ответственных за исполнение решений и поручите им выполнить рекомендации из вашей аналитической справки. Возьмите готовый образец приказа.
Образцы документов о результатах итогового собеседование по русскому языку
в 9-м классе
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Задача 5. Скорректировать подготовку к ОГЭ
Проанализируйте результаты итогового собеседования, чтобы лучше спланировать подготовку учеников к ГИА. Порекомендуйте словесникам обратить особое внимание на школьников, которые получили «незачет» за собеседование или набрали 10–13 баллов из 20 возможных. Предложите учителям русского языка провести индивидуальные консультации с такими учениками.
Поручите учителям русского языка составить план консультаций для учеников группы риска. Пусть педагоги включат в него занятия по развитию дефицитных общеучебных умений, которые вы отметили в процессе анализа результатов итогового собеседования. Смотрите пример плана консультаций для учеников группы риска.
План консультаций для учеников группы рискаПРИМЕР.

Отслеживайте динамику подготовки учеников, которые могут не перейти минимальный допустимый порог ГИА по русскому языку. Внесите правки в план работы по подготовке учеников группы риска к ГИА. Возьмите готовый план.
Готовый план работы по подготовке учеников группы риска к ГИА
Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Отредактируйте текст документа
– удалите строку из плана
– добавьте строку в план
Печать – распечатайте план работы
Контроль подготовки учеников к ГИА входит во ВСОКО. Поэтому включите контрольные мероприятия в план функционирования ВСОКО. Смотрите фрагмент плана в примере.
Если в вашей школе собеседование проходило в дистанционной форме, проанализируйте, не повлияло ли применение ИКТ на результаты учеников. Если вы выявили, что некоторые выпускники показали результат ниже ожидаемого из-за дистанционного формата, поручите педагогам улучшить развитие ИКТ-компетенций выпускников.
ПРИМЕР. Фрагмент плана функционирования ВСОКО

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


ФГОС-2021: два инструмента, чтобы выявить дефициты педагогов перед внедрением
С 1 сентября 2022 года школы больше не смогут принимать детей на обучение в 1-е и 5-е классы в соответствии со старыми ФГОС НОО и ООО (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и 287). С этого же срока ученики 1-х и 5-х классов будут учиться по новым стандартам. Прежде чем педагоги начнут разрабатывать рабочие программы по обновленным ФГОС, убедитесь, что коллеги знают новые требования.
Организуйте совещание, чтобы познакомить учителей со всеми изменениями в новых ФГОС. Получите полную картину о сформированности профессиональных компетентностей педагогов. Так, предложите коллегам заполнить анкету и диагностическую карту. А перед этим организуйте общее собрание и расскажите педагогам о критериях, по которым будете их оценивать. Поручите это сделать руководителям методических объединений. Выдайте им критерии для анализа уровня развития профессиональной компетентности педагогов, а также готовый образец диагностической карты. Чтобы проанализировать компетентности учителя, используйте анкету.
По итогам диагностики педагогов проанализируйте их ответы в анкете и карте. Результаты анализа отразите в справке о готовности педагогов к переходу на новые ФГОС. Подготовьте рекомендации и спланируйте курсовую подготовку для учителей. Запланируйте, чтобы курсы повышения квалификации первыми прошли педагоги, которые будут преподавать в 1-х и 5-х классах.
Познакомьте коллег с требованиями новых стандартов
Расскажите учителям о различиях в новых и старых ФГОС, поясните обновленные требования. Сделайте это на тематическом совещании. Так вы обсудите общие нововведения сразу со всеми коллегами. Cкачайте памятку, чтобы рассказать педагогам об основных изменениях в новых ФГОС.
Поручите руководителям методобъединений организовать заседания, чтобы подробнее познакомить педагогов с изменениями в новых ФГОС НОО и ООО. Так руководители методобъединений смогут прицельно разобрать требования к предметным областям и планируемым предметным результатам в обновленных стандартах.
Шесть базовых компетентностей педагога
Скачать
Организуйте диагностику педагогов
Выявите, насколько педагоги вашей школы готовы к переходу на новые ФГОС. Проведите анкетирование коллег. Еще организуйте работу учителей с диагностической картой, чтобы проанализировать уровень развития их профессиональной компетентности.
Анкета. Проведите анкетирование учителей, чтобы узнать, готовы ли они к работе по обновленным ФГОС НОО и ООО. Включите в анкету вопросы, которые помогут определить уровень сформированности шести базовых компетентностей педагога. Базовые компетентности учителя смотрите на схеме справа. Еще посмотрите анкетe для педагогов ниже. По итогам анкетирования выявите дефициты учителей. Так проанализируйте ответы педагогов и определите, над какими компетентностями им следует поработать.
Диагностическая карта. Совместите анкетирование учителей с заполнением диагностических карт для анализа уровня развития профессиональной компетентности педагогов. Так вы сократите время на диагностические мероприятия коллег. Используйте готовый образец диагностической карты. Предварительно организуйте собрание с педагогами, чтобы прокомментировать структуру и содержание диагностической карты. Руководителям ШМО раздайте таблицы с критериями оценки компетенций. Пусть на заседаниях разъяснят учителям, по каким критериям их будут оценивать.
Справка. По результатам диагностики составьте справку. Зафиксируйте в ней долю педагогов, у которых профессиональные компетенции сформированы на высоком, среднем и низком уровнях. Опишите дефициты, которые определили в результате анализа. Сформулируйте рекомендации для руководителей ШМО, чтобы повысить уровень профессиональной компетентности педагогов. Также обсудите способы, чтобы устранить дефициты учителей. Образец справки по итогам проверки готовности педагогов к переходу на новые ФГОС скачайте ниже.
Диагностический инструментарий
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Спланируйте курсовую подготовку учителей
Чтобы устранить дефициты педагогов, которые выявили с помощью анкеты и диагностической карты, организуйте для коллег курсовую подготовку. В первую очередь повышать квалификацию нужно тем педагогам, которые будут работать, но новым ФГОС уже в 2022/23 учебном году. Это учителя 1-х классов и учителя-предметники основной школы, которые будут вести уроки в 5-х классах. Составьте перспективный план курсовой подготовки на 2023–2027 годы, чтобы в итоге все педагоги школы прошли курсовую подготовку.
Предлагайте учителям курсы в зависимости от потребностей каждого из них. Также используйте возможности вебинаров. Еще школа может собственными силами или совместно с другими организациями провести семинары для учителей. Еще эффективными могут быть такие формы горизонтального повышения квалификации, как форсайт-сессии и воркшопы.
Поручите руководителям ШМО, чтобы они организовали самообразование учителей. Пусть предложат коллегам изучить дополнительную тематическую литературу по новым ФГОС. А обсудить материалы педагоги смогут на заседаниях своих методобъединений.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
