ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
2
Февраль 2022года
Образовательная деятельность
Итоговое собеседование

Пять срочных задач после итогового собеседования и комплект образцов

Роман Дощинский, начальник отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования МЦКО, председатель комиссии ЕГЭ по русскому языку города Москвы, к. п. н.
В статье – пять задач, которые нужно выполнить сразу после итогового собеседования. Так, вы пошагово завершите испытание и для каждой задачи уложитесь в сроки, которые установили ведомства. А готовые образцы справки и приказа помогут проанализировать и зафиксировать результаты итогового собеседования.

После итогового собеседования у школы есть несколько важных задач. Так, нужно организовать работу комиссии по проверке ответов учеников. Причем у экспертов есть четкие временные рамки, чтобы оценить итоговое собеседование. Еще нужно передать все необходимые материалы по итогам испытания в РЦОИ и ничего не упустить. Также школа должна вовремя ознакомить девятиклассников с их результатами. Для этой задачи сроки могут отличаться для разных регионов. А по результатам собеседования педагогам нужно скорректировать работу с учениками группы риска и спланировать подготовку к ГИА. Далее в статье узнайте подробнее о каждой из задач. Также используйте готовые образцы, чтобы сэкономить время на их разработку и не перегрузить педагогов дополнительной работой.

5
календарных дней

есть у комиссии по проверке, чтобы оценить итоговое собеседование

Задача 1. Организовать работу комиссии по проверке

Региональный орган власти выбирает одну из схем оценки ответов учеников – сразу во время собеседования или после на основе аудиозаписи. Если ваш регион выбрал вторую схему оценки – по аудиозаписям ответов, то проконтролируйте, чтобы комиссия по проверке вовремя оценила ответы учеников.

Ответы участников эксперты должны проверить и оценить в течение пяти календарных дней с даты итогового собеседования (п. 10.4 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 30.11.2021 № 04–454). Так, запланируйте дни, в которые комиссия должна уложиться, чтобы проверить итоговое собеседование.

Во время проверки ответов участников у экспертов могут возникнуть вопросы. Чтобы быть готовыми к ответам на вопросы, которые часто задают, используйте памятку. В ней собрали ответы разработчиков от ФИПИ.

Задача 2. Передать материалы в РЦОИ

Попросите технического специалиста занести в специализированную форму информацию по каждому участнику. Сделать это нужно с помощью программного обеспечения «Результаты итогового собеседования» и сохранить файл с данными в специальном XML-формате. Проконтролируйте, чтобы технический специалист отправил форму в региональный центр обработки информации.

Документы, которые получили от экзаменаторов-собеседников, технического специалиста и экспертов, также передайте в региональный центр обработки информации. Аудиофайлы с записями ответов участников передайте на флеш-носителях или по защищенной сети. А списки участников, ведомости учета, протоколы экспертов – в бумажном виде или также по защищенной сети.

По итогам испытания региональный центр обработки информации загружает все файлы в РИС ГИА. Результаты участников итогового собеседования региональный центр обработки информации обрабатывает с помощью программного обеспечения «Импорт ГИА-9».

Задача 3. Ознакомить участников с результатами

Ознакомьте каждого ученика с его результатом. Проконтролируйте, чтобы школьник поставил свою подпись (п. 4.4 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 30.11.2021 № 04–454). Срок, место и порядок ознакомления участников с результатами итогового собеседования устанавливают региональные органы и учредители. Например, местные власти могут установить срок не позднее трех календарных дней, как завершите процедуру проверки и оценки ответов участников итогового собеседования. Поэтому запланируйте дни, в которые нужно успеть ознакомить выпускников с результатами испытания. Для этого организуйте общее собрание девятиклассников. Еще можете поручить классным руководителям провести классные часы, чтобы ознакомить школьников с результатами.

Если ученик получил «незачет», объясните, когда он сможет повторно пройти итоговое собеседование в текущем учебном году. Так, это можно сделать 9 марта и 16 мая. Но напомните участникам, что к повторному собеседованию допустят не всех (п. 12 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 30.11.2021 № 04–454). Посмотрите на схеме ниже, кого из участников можно допустить к повторному итоговому собеседованию в текущем учебном году. Еще проверьте региональные документы, ведь на уровне региона могут добавить категории участников, которым также разрешат повторно пройти собеседование. Например, ученики, которых удалили с итогового собеседования за нарушение Порядка проведения.

Схема. Участники, которых можно допустить к повторному итоговому собеседованию в текущем учебном году


Скачать

К повторному участию в итоговом собеседовании допускайте учеников решением педагогического совета. Помните, что уважительные причины, по которым школьник может пройти собеседование в дополнительные сроки, он должен подтвердить документально. Например, в случае болезни ученик должен принести справку по форме из медорганизации. Если ученик не пришел на итоговое собеседование без уважительных причин или не может подтвердить их документально, не допускайте его к повторному собеседованию в текущем учебном году и соответственно к государственной итоговой аттестации.

ВАЖНО

«Зачет» за итоговое собеседование – условие допуска школьника к ГИА. «Зачет» ставят ученикам, которые набрали суммарно от 10 баллов из 20

Задача 4. Проанализировать результаты итогового собеседования

Проанализируйте и обобщите результаты итогового собеседования всех девятиклассников. Для этого составьте аналитическую справку. В ней отразите результаты выполнения выпускниками каждого задания по критериям. Еще сделайте выводы и составьте рекомендации для коллег по итогам анализа. Смотрите готовый образец аналитической справки о результатах итогового собеседования.

Когда составите справку, разработайте проект приказа о результатах итогового собеседования. В нем зафиксируйте управленческие решения по результатам собеседования. Определите ответственных за исполнение решений и поручите им выполнить рекомендации из вашей аналитической справки. Возьмите готовый образец приказа.

Образцы документов о результатах итогового собеседование по русскому языку
в 9-м классе

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Задача 5. Скорректировать подготовку к ОГЭ

Проанализируйте результаты итогового собеседования, чтобы лучше спланировать подготовку учеников к ГИА. Порекомендуйте словесникам обратить особое внимание на школьников, которые получили «незачет» за собеседование или набрали 10–13 баллов из 20 возможных. Предложите учителям русского языка провести индивидуальные консультации с такими учениками.

Поручите учителям русского языка составить план консультаций для учеников группы риска. Пусть педагоги включат в него занятия по развитию дефицитных общеучебных умений, которые вы отметили в процессе анализа результатов итогового собеседования. Смотрите пример плана консультаций для учеников группы риска.

План консультаций для учеников группы рискаПРИМЕР. 

Отслеживайте динамику подготовки учеников, которые могут не перейти минимальный допустимый порог ГИА по русскому языку. Внесите правки в план работы по подготовке учеников группы риска к ГИА. Возьмите готовый план.

Готовый план работы по подготовке учеников группы риска к ГИА

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

 – удалите строку из плана

 – добавьте строку в план

Печать – распечатайте план работы

Контроль подготовки учеников к ГИА входит во ВСОКО. Поэтому включите контрольные мероприятия в план функционирования ВСОКО. Смотрите фрагмент плана в примере.

Если в вашей школе собеседование проходило в дистанционной форме, проанализируйте, не повлияло ли применение ИКТ на результаты учеников. Если вы выявили, что некоторые выпускники показали результат ниже ожидаемого из-за дистанционного формата, поручите педагогам улучшить развитие ИКТ-компетенций выпускников.

ПРИМЕР. Фрагмент плана функционирования ВСОКО

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

2
Февраль 2022года
Профессиональные компетенции
Работа с педагогическими кадрами

ФГОС-2021: два инструмента, чтобы выявить дефициты педагогов перед внедрением

Максим Иванцов, директор ГБОУ «Школа № 814» г. Москвы, председатель Ассоциации классных руководителей Москвы, к. и. н.
В статье – два инструмента, чтобы проверить, насколько педагоги готовы к переходу на новые ФГОС. Первый инструмент – анкета, которая поможет проанализировать компетентности учителя. Второй инструмент – диагностическая карта, чтобы дать комплексную оценку компетенциям педагога. Еще найдете справку, которая поможет зафиксировать результаты проверки готовности коллег к переходу на обновленные стандарты.

С 1 сентября 2022 года школы больше не смогут принимать детей на обучение в 1-е и 5-е классы в соответствии со старыми ФГОС НОО и ООО (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и 287). С этого же срока ученики 1-х и 5-х классов будут учиться по новым стандартам. Прежде чем педагоги начнут разрабатывать рабочие программы по обновленным ФГОС, убедитесь, что коллеги знают новые требования.

Организуйте совещание, чтобы познакомить учителей со всеми изменениями в новых ФГОС. Получите полную картину о сформированности профессиональных компетентностей педагогов. Так, предложите коллегам заполнить анкету и диагностическую карту. А перед этим организуйте общее собрание и расскажите педагогам о критериях, по которым будете их оценивать. Поручите это сделать руководителям методических объединений. Выдайте им критерии для анализа уровня развития профессиональной компетентности педагогов, а также готовый образец диагностической карты. Чтобы проанализировать компетентности учителя, используйте анкету.

По итогам диагностики педагогов проанализируйте их ответы в анкете и карте. Результаты анализа отразите в справке о готовности педагогов к переходу на новые ФГОС. Подготовьте рекомендации и спланируйте курсовую подготовку для учителей. Запланируйте, чтобы курсы повышения квалификации первыми прошли педагоги, которые будут преподавать в 1-х и 5-х классах.

Познакомьте коллег с требованиями новых стандартов

Расскажите учителям о различиях в новых и старых ФГОС, поясните обновленные требования. Сделайте это на тематическом совещании. Так вы обсудите общие нововведения сразу со всеми коллегами. Cкачайте памятку, чтобы рассказать педагогам об основных изменениях в новых ФГОС.

Поручите руководителям методобъединений организовать заседания, чтобы подробнее познакомить педагогов с изменениями в новых ФГОС НОО и ООО. Так руководители методобъединений смогут прицельно разобрать требования к предметным областям и планируемым предметным результатам в обновленных стандартах.

Шесть базовых компетентностей педагога

Скачать

Организуйте диагностику педагогов

Выявите, насколько педагоги вашей школы готовы к переходу на новые ФГОС. Проведите анкетирование коллег. Еще организуйте работу учителей с диагностической картой, чтобы проанализировать уровень развития их профессиональной компетентности.

Анкета. Проведите анкетирование учителей, чтобы узнать, готовы ли они к работе по обновленным ФГОС НОО и ООО. Включите в анкету вопросы, которые помогут определить уровень сформированности шести базовых компетентностей педагога. Базовые компетентности учителя смотрите на схеме справа. Еще посмотрите анкетe для педагогов ниже. По итогам анкетирования выявите дефициты учителей. Так проанализируйте ответы педагогов и определите, над какими компетентностями им следует поработать.

Диагностическая карта. Совместите анкетирование учителей с заполнением диагностических карт для анализа уровня развития профессиональной компетентности педагогов. Так вы сократите время на диагностические мероприятия коллег. Используйте готовый образец диагностической карты. Предварительно организуйте собрание с педагогами, чтобы прокомментировать структуру и содержание диагностической карты. Руководителям ШМО раздайте таблицы с критериями оценки компетенций. Пусть на заседаниях разъяснят учителям, по каким критериям их будут оценивать.

Справка. По результатам диагностики составьте справку. Зафиксируйте в ней долю педагогов, у которых профессиональные компетенции сформированы на высоком, среднем и низком уровнях. Опишите дефициты, которые определили в результате анализа. Сформулируйте рекомендации для руководителей ШМО, чтобы повысить уровень профессиональной компетентности педагогов. Также обсудите способы, чтобы устранить дефициты учителей. Образец справки по итогам проверки готовности педагогов к переходу на новые ФГОС скачайте ниже.

Диагностический инструментарий

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Спланируйте курсовую подготовку учителей

Чтобы устранить дефициты педагогов, которые выявили с помощью анкеты и диагностической карты, организуйте для коллег курсовую подготовку. В первую очередь повышать квалификацию нужно тем педагогам, которые будут работать, но новым ФГОС уже в 2022/23 учебном году. Это учителя 1-х классов и учителя-предметники основной школы, которые будут вести уроки в 5-х классах. Составьте перспективный план курсовой подготовки на 2023–2027 годы, чтобы в итоге все педагоги школы прошли курсовую подготовку.

Предлагайте учителям курсы в зависимости от потребностей каждого из них. Также используйте возможности вебинаров. Еще школа может собственными силами или совместно с другими организациями провести семинары для учителей. Еще эффективными могут быть такие формы горизонтального повышения квалификации, как форсайт-сессии и воркшопы.

Поручите руководителям ШМО, чтобы они организовали самообразование учителей. Пусть предложат коллегам изучить дополнительную тематическую литературу по новым ФГОС. А обсудить материалы педагоги смогут на заседаниях своих методобъединений.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

2
Февраль 2022года
Профессиональные компетенции
Формы и методы работы с педагогами

Четыре типа педагогов. Как использовать сильные стороны коллег в работе, чтобы повысить качество образования

В статье – модель парной методической работы в зависимости от типа педагогов. Партнерская работа поможет учителям восполнить профессиональные дефициты, чтобы выполнить требования профстандарта перед аттестацией.

В третьей четверти организуйте работу по новой партнерской модели. Такая модель позволяет задействовать максимальное число педагогов, но не увеличивает их нагрузку. Работа по новой модели поможет сбалансировать сильные и слабые стороны педагогов каждого типа. Это особенно актуально весной, когда многие педагоги выходят на аттестацию.

Определите, к какой категории относятся педагоги

По подходу к организации работы можно выделить четыре типа педагогов: опытный консерватор, ученый-педант, прогрессивный творец, активный нигилист. Описание преимуществ и слабых сторон педагогов каждого типа смотрите в карточках. В карточках есть список трудовых действий по основным трудовым функциям из профстандарта, которые лучше или хуже удаются педагогам.

Чтобы использовать сильные стороны учителей в работе, определите, какие педагоги есть в вашем коллективе. Карточки вы можете использовать как чек-листы, чтобы распределить педагогов по типам.

Спланируйте совместную работу педагогов разных типов

Когда определите, к какому типу относятся ваши педагоги, организуйте работу в парах. Еще можно объединить коллег в микрогруппы. Так, сильные стороны педагогов одного типа помогут сбалансировать слабые стороны коллег. А слабые стороны коллег подтянет работа с правильным партнером.

Совмещать для парной работы творца с нигилистом не стоит, так как их слабые и сильные черты схожи. По такой же причине не стоит совмещать для парной работы консерватора с ученым. Лучше сделать партнерами педагогов, которые максимально далеки друг от друга в этом отношении. Оптимальные сочетания для партнерской работы смотрите в таблице. Например, удобно совместить педанта с творцом.

Таблица. Оптимальные сочетания для партнерской работы


Скачать

Прогрессивный творец и опытный консерватор. От творца консерватор узнает о новых технологиях и педагогических методах. Еще творец поможет консерватору подтянуть ИКТ-компетенции. Консерватор же сможет подсказать проверенные методики, которые творец может игнорировать в погоне за новшествами.

Опытный консерватор и активный нигилист. Консерватор поможет нигилисту организовать бумажную работу, а также подскажет, на какие требования ФГОС нужно ориентироваться. А нигилист сможет помочь консерватору с ИКТ и современными образовательными технологиям.

Ученый-педант и активный нигилист. В такой паре главное – возможность для партнеров поработать над гибкими навыками и взаимодействием. Ученые систематичны, они смогут показать нигилистам практическую пользу от вовремя заполненных документов. А нигилисты помогут ученым наладить контакт с детьми.

Ученый-педант и прогрессивный творец. В этой паре ученый отвечает за ценность знаниевого компонента, а творец – за эмпатию. Творец подскажет ученому удачные способы коммуникации с учениками, коллегами, родителями, а ученый творцу – варианты, как качественно подготовиться к занятиям.

Описание преимуществ и слабых сторон педагогов каждого типа в карточках

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите карточку, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Разъясните педагогам, как работать по новой модели

Проведите планерку с педагогами, чтобы объяснить, как и для чего вы выстраиваете новый тип методической работы. Важно, чтобы в парах отношения строились по партнерской, а не менторской модели. Учителя в каждой паре должны быть равноправными партнерами. Причем так должно быть даже в тех парах или микрогруппах, где один из коллег гораздо опытнее других. Ориентируйте педагогов общаться конструктивно. Напомните учителям, что если критиковать работу коллег, то только обоснованно.

Отведите на работу каждой пары четкое время. Например, месяц. За это время педагоги посетят уроки друг друга. Также у учителей будет время, чтобы обсудить, какие плюсы и минусы они увидели на занятиях коллег.

Подготовьте и раздайте педагогам шпаргалку с перечнем трудовых действий по профстандарту. Она станет целевым ориентиром работы. Шпаргалку скачайте ниже.

Шпаргалка для педагогов

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки   сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Через месяц проведите повторное совещание или заседание методобъединения. На нем обсудите итоги работы. Пусть каждая пара выступит и расскажет о результатах.

Если работа в паре прошла успешно, вы видите положительные изменения, ее можно прекратить. Если же работа в паре не сложилась, обсудите, что пошло не так, и определите для каждого из учителей нового напарника.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.