ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2021года
Профессиональные компетенции
Образовательные программы и технологии

Карточки-подсказки, чтобы включить в ООП требования концепций преподавания

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, к. п. н.
В статье – карточки, которые помогут вам обновить ООП к новому учебному году. Есть карточки, чтобы включить в программы положения концепций преподавания химии, физики, астрономии и новой концепции по истории России. Это авторская разработка, которая сэкономит ваше время, ведь конкретных федеральных рекомендаций, как внедрять концепции, нет. А проверить, как школа их реализует, могут в любой момент. Также карточки можно использовать как чек-лист, если у проверяющих возникнут вопросы о работе по концепциям.

Концепции внедряйте в работу школы комплексно. Это значит, что включить новое содержание придется в ООП всех уровней образования. В карточках найдете подсказки, что и в каком разделе прописать.

Общая идея для всех концепций – усиление роли проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения предметов. Еще разработчики концепций обращают внимание, что развивать важно не только познавательные, но и коммуникативные и регулятивные УУД.

Карточки, чтобы внедрить в ООП требования концепций

Выберите предмет. Листайте странички, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

6
Июнь 2021года
Профессиональные компетенции
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Как комплектовать инклюзивные классы и классы для детей с ОВЗ по требованиям Санитарных правил на 2021/22 учебный год

Елена Кутепова, ведущий специалист Центра дополнительного образования студентов ИНО МГПУ, к. п. н.
В статье – алгоритм и рекомендации, чтобы организовать обучение детей с ОВЗ. Правила, по которым нужно комплектовать классы, где будут учиться такие школьники, изменились, поэтому вам придется пересмотреть их состав и условия к новому учебному году.

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ можно организовать двумя путями – открыть специальные классы для учеников с ОВЗ одной категории или комплектовать инклюзивные классы. В какой форме будут обучаться дети с ОВЗ, должны решить их родители.

Чтобы организовать инклюзивное обучение в школе на уровне НОО, используйте методические рекомендации, которые направило Минобрнауки письмом от 11.03.2016 № ВК-452/07. А с 1 января 2021 года ориентируйтесь еще и на требования Санитарных правил, которые определяют условия обучения, в том числе в разных организационных формах, для учеников с ОВЗ (СП 2.4.3648–20).

СОВЕТ. Если возникнут противоречия между методическими рекомендациями Минобрнауки и требованиями Санитарных правил, ориентируйтесь на правила. Они имеют большую силу.

ВАЖНО

Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты получения (п. 23 Положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082)

Определите категории детей

Ребенка относят к категории детей с ОВЗ только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Она фиксирует, что у школьника есть отклонения в физическом или психологическом развитии, которые препятствуют получению образования без специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Заключение ПМПК выдают родителям. В документе указывают, по какой программе обучать, ее вариант, сроки обучения и другие специальные условия, в том числе специалистов сопровождения и направления коррекционной работы. Если родители предоставили вам такой документ, школа должна разработать адаптированные образовательные программы для таких детей и создать условия, которые указаны в заключении (п. 23 Положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082).

Категорию «ребенок-инвалид» присваивает ученику бюро медико-социальной экспертизы на разный срок. После экспертизы ребенку выдают индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА) и справку, в которой указывают группу инвалидности (п. 36 Правил, утв. постановлением Правительства от 20.02.2006 № 95). Справка и ИПРА могут не содержать указаний о специальных условиях обучения. Но есть некоторые ученики, которые имеют справку об инвалидности и заключение ПМПК, например, глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Для таких учеников создайте специальные условия обучения и получите от родителей согласие на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.

ВАЖНО

Ученики с ОВЗ не всегда являются инвалидами, а дети-инвалиды могут не нуждаться в специальных условиях обучения

Установите наполняемость классов

Детей с ОВЗ можно обучать вместе с другими школьниками в условиях инклюзии или в отдельных классах, группах или организациях (п. 3.4.14 СП 2.4.3648–20). По сравнению с обычными классами набирайте сокращенное число учеников. Предельная наполняемость классов зависит от категории ОВЗ и варианта адаптированной основной образовательной программы.

Проверьте, чтобы в инклюзивных классах количество детей с ОВЗ не превышало трех (п. 3.4.14 СП 2.4.3648–20). Если планируете формировать отдельные классы для разных групп учеников с ОВЗ, ориентируйтесь на нормы наполняемости из санитарных правил (п. 3.4.14 СП 2.4.3648–20). Нормы обновили, поэтому, если ранее в школе уже были отдельные классы для детей с ОВЗ, проверьте, чтобы наполняемость не превышала максимальную. Смотрите новые нормы в памятке.

Если решили объединить в одном классе для детей с ОВЗ учеников разных категорий, соблюдайте ограничения. В классах для детей с тяжелыми нарушениями речи объединяйте учеников, которые имеют однотипные формы речевой патологии. При этом учитывайте уровень их речевого развития (п. 33 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 28.08.2020 № 442). Также обучайте совместно детей с задержкой психического развития и с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития.

Если в класс с учениками с умственной отсталостью решили включить ребенка с расстройствами аутистического спектра, то его интеллектуальное развитие должно быть сопоставимо с умственной отсталостью. При этом не добавляйте больше одного такого ребенка в класс с детьми с умственной отсталостью (п. 35 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 28.08.2020 № 442).

Еще соблюдайте общее правило наполняемости в классах с детьми с ОВЗ – детей должно быть столько, чтобы на каждого приходилось минимум 2,5 кв. м площади кабинета при фронтальных формах занятий и 3,5 кв. м – при групповых формах работы и индивидуальных занятиях (п. 3.4.14 СП 2.4.3648–20).

ВАЖНО

Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию всем ученикам с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Создайте доступную среду

Новые санитарные правила определяют общеизвестные требования к пребыванию детей с ОВЗ и инвалидностью в школе – обеспечение доступности услуг; проведения мероприятий по созданию доступной среды для инвалидов; рассадка детей с учетом роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения; учет особенностей физического развития учеников при расположении парт или столов (пп. 2.3 и 2.4. СП 2.4.3648–20). Однако есть две новые позиции, на которые следует обратить внимание школе, если есть ученики с ОВЗ или инвалиды. Первое, на этаже обучения инвалидов туалетная и душевая комнаты должны быть оборудованы с учетом обеспечения условий доступности для такой категории школьников (п. 2.4.11 СП 2.4.3648–20). И второе, мебель в классах, где обучаются дети с ОВЗ и инвалиды, должна быть приспособлена к особенностям их психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья (п. 2.4.3 СП 2.4.3648–20).

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.