ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2021года
План работы
Технологии управления и планирования

«Я ничего не успеваю». Как использовать матрицу Эйзенхауэра, чтобы эффективно планировать свое время

Зульфия Хайрова, психолог, ведущий редактор журнала «Справочник педагога-психолога. Школа», член Федерации психологов образования России, к. психол. н., Москва
Чтобы расставить приоритеты в текущих делах, попробуйте новый инструмент – матрицу Эйзенхауэра. В статье – инструкция, как применить матрицу, готовый образец и памятка.

Три способа, чтобы создать матрицу Эйзенхауэра

Скачать

Чтобы успевать выполнять рабочие и личные задачи, попробуйте популярный в тайм-менеджменте инструмент расстановки приоритетов. Выберите для себя удобный способ. Посмотрите варианты справа. Суть этой техники в том, чтобы распределять свои задачи по важности и срочности с помощью специальной таблицы. В ней четыре квадранта. В каждый надо внести дела в зависимости от их важности и срочности. Образец такой таблицы смотрите в конце статьи.

Составьте список дел

Начните с дел, которые предстоят на ближайшую неделю. А когда вы освоите навык, сможете планировать задачи по этому методу на месяц, год и даже более длительные промежутки времени. Вначале выпишите все, что вам нужно сделать в ближайшее время. Далее возьмите лист бумаги, разделите его на четыре части и запишите предстоящие дела в соответствующие квадранты.

Заполните квадрант 1: важные и срочные дела

Это неотложные дела, которые требуют безотлагательного вмешательства. К примеру, авралы на работе, проблемы со здоровьем и семьей, служебные обязанности, поручения руководства.

Цель. Выполнить дела из этого квадранта как можно скорее и стараться сюда реже попадать.

Риски. Несвоевременное выполнение срочных задач может негативно влиять на достижение целей, стать причиной неприятностей или упущенной выгоды.

4
ключевых слова

в матрице Эйзенхауэра:
делегировать;
автоматизировать;
не допускать;
не делать

Заполните квадрант 2: важные и несрочные дела

Здесь происходит процесс автоматизации несрочных, но важных дел. Это те дела, которые создают основу вашей повседневной жизни. Но чаще всего дела из этой группы обделяют вниманием и выполняют несвоевременно. Тогда они попадают в категорию 1 и становятся еще более важными, требуют скорейшего выполнения.

Цель. Быть в этом квадранте как можно чаще, в идеале – всегда.

Риски. Если игнорировать дела из квадранта 2, вы всегда будете в стрессе из-за объема задач и не сможете улучшить качество жизни. Например, прохождение курсов повышения квалификации – важная, но не срочная задача. Если выполнить ее, пока не подошло время аттестации на соответствие, можно будет уделить внимание более срочным и важным делам. Если же затянуть, то задача перекочует в квадрант 1.

Заполните квадрант 3: неважные и срочные дела

Это дела, которые нужно максимально автоматизировать, делегировать или найти того, для кого они будут важны. Задачи из этого квадранта необходимо выполнять для душевного комфорта и чтобы сохранить социальные связи.

Цель. Выполнить дела из этого квадранта как можно скорее и стараться сюда как можно реже попадать.

Риски. Время, которое вы тратите на эти задачи, – это время, отнятое у ваших целей. Например, вы могли бы заниматься своим проектом, но возитесь со сломанным принтером.

Заполните квадрант 4: неважные и несрочные дела

Обычно это так называемые пожиратели времени. Задачи из этого квадранта никак не влияют на ваши цели и ценности, не требуют незамедлительных действий. Однако это самые легкие и приятные дела в списке. Дела из квадранта 4 выполняйте в последнюю очередь. Например, планируйте чтение книг, отдых, просмотр соцсетей в течение дня.

Цель. Вообще не попадать в квадрант 4. Свести количество таких задач к минимуму, максимально делегировать или автоматизировать.

Риски. Если вы начинаете свой день именно с этих задач, то тратите на них свои продуктивные часы.

Матрица Эйзенхауэра, чтобы расставить приоритеты в делах
и памятка для замдиректора

Кликните на кнопку с названием документа и прочитайте содержание. Чтобы прочитать подсказку, кликните . Если сервис не загрузился, обновите страницу

К СВЕДЕНИЮ

Кто автор матрицы и почему она так называется

Матрица получила свое название в честь 34-го президента США Дуайта Дэвида Эйзенхауэра, который однажды сказал: «У меня есть два вида проблем: срочные и важные. Срочные не важны, а важные никогда не бывают срочными». Он задумывался над тем, как можно четко и правильно распределить свое драгоценное время, чтобы все успеть. Осмыслив все свои планы на определенный период, он создал таблицу, где обозначил свои дела соответственно с их значимостью и срочностью. Позже его метод набрал особую популярность и стал называться матрица Эйзенхауэра.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

4
Апрель 2021года
Профессиональные компетенции
Методическая консультация

Консультация для педагогов «Как общаться с родителями онлайн и лично»

Ирина Николаева, замдиректора по НМР МАОУ «Лицей № 1 имени Н.К. Крупской», г. Магадан, Магаданская область
Подготовка к экзаменам, итоги четверти и года, текущие оценки, поведение – вопросы в общении с родителями, которые потенциально могут вылиться в конфликт. В статье – конспект консультации, которая поможет научить педагогов общаться с родителями, гасить конфликты и правильно доносить информацию.

Провести в апреле методическую консультацию поможет готовый конспект. Расскажите учителям, как избежать конфликтных ситуаций в живом общении с родителями, а также в переписке. Проверьте с помощью практических кейсов, научились ли педагоги обнаруживать и находить выход из конфликтных ситуаций. После встречи выдайте педагогам памятки, которые подскажут, когда нужно пригласить родителей на личную беседу и какие техники применять в разговоре по сложным вопросам. Еще есть готовый образец вводного сообщения для родительского чата смотрите ниже.

Правила общего чата для родителей

Кликните Копировать внизу чата, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные

Конспект консультации. Мозговой штурм

В начале консультации напомните педагогам, что их профессия относится к числу профессий с высоким уровнем проблемности трудовых ситуаций. Ведь работа в системе «человек – человек» всегда сопряжена с долговременными и многочисленными контактами, которые иногда могут спровоцировать конфликты.

Рисунок 1. Облако ситуаций, в которых в ходе общения с родителями может возникнуть конфликт

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере
Скачать

Предложите педагогам обсудить и выполнить три задания. Они помогут рассмотреть с разных сторон ситуации, в которых разговор с родителями может вылиться в конфликт. На каждое задание отведите не более 10 минут. Результаты обсуждения в ходе мозгового штурма помогут структурировать работу во второй части консультации.

Задание 1. Попросите педагогов составить облако слов, отражающих ситуации, в которых в ходе общения с родителями может возникнуть конфликт. Посмотрите на рисунке выше пример ответа на такое задание.

Задание 2. Предложите педагогам обсудить между собой и составить карту причин, из-за которых могут возникнуть конфликты с родителями. На рисунке 2 смотрите вариант ответа на задание.

Рисунок 2. Карта причин, из-за которых могут возникнуть конфликты с родителями


Скачать

Задание 3. Выдайте учителям список понятий и характеристик, которые отражают возможные роли участников педагогического конфликта и характерные для них особенности поведения в конфликтной ситуации. Пусть учителя заполнят таблицу. Для этого они должны распределить все слова на три группы: участник конфликта, возможные роли, особенности поведения. Посмотрите в таблице пример ответа на такое задание.

Таблица. Роли и характеристики участников педагогического конфликта

Кликните , чтобы посмотреть подсказку

Конспект консультации. Теоретическая часть

Привлеките психолога к проведению теоретической части консультации. Например, предложите ему подготовить выступление о навыках личной эффективности, конфликтах в жизни и способах их решения. Пусть психолог познакомит учителей с приемами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Воспользуйтесь памяткой, которая подскажет психологу, что сообщить педагогам из теории конфликтологии.

Разъясните учителям, что с точки зрения психологии конфликт – это нормально. Он играет положительную роль, так как информирует о проблемах в отношениях между людьми. Это позволяет своевременно принять меры и решить проблемы. Главным негативным последствием конфликта может стать неспособность участников разрешить противоречие, которое вызвало конфликт. Учителя должны понять, что на них лежит профессиональная ответственность за правильное разрешение ситуации. Ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми. Поэтому в последние годы актуальность и остроту приобретает вопрос организации служб медиации в школах.

Еще обсудите с педагогами ситуации, которые могут вылиться в конфликт при общении с родителями школьников. Например, когда учителю нужно позвать родителя на личную беседу, а какие вопросы можно обсудить на родительском собрании. Посмотрите памятку.

В период дистанционного обучения ученики, родители и учителя начали массово общаться в мессенджерах. Это наложило отпечаток на систему взаимоотношений между участниками образовательных отношений. Если нормы и правила общения локальными актами школы не закреплены, введите правила общения сами. На консультации с педагогами рассмотрите, как обозначить границы при общении в чатах и соцсетях с родителями. Предложите учителям памятку, которая поможет им установить правила общения в совместных чатах с родителями или детьми.

Памятки для педагогов и психолога 

Кликните на название памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы раскрыть следующую памятку, нажмите на ту, которую открыли, и вернитесь к списку

Конспект консультации. Практическая часть

В конце встречи разделите педагогов на группы и предложите им выполнить кейсы. Пусть учителя рассмотрят материалы кейсов и подготовят их решение. Каждый кейс – это ситуация, которую группа педагогов должна разобрать и разработать стратегию поведения, ответив на вопросы. Разъясните учителям, что правильных и неправильных ответов в кейсах нет. Педагоги должны проанализировать и аргументировать свои решения. Посмотрите пять готовых кейсов.

Кейсы для обсуждения

Кликните на кнопку с номером кейса и прочитайте содержание. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

4
Апрель 2021года
Профессиональные компетенции
Юридическая консультация

Юридическая консультация: вправе ли учитель ставить плохие отметки за пропуски, забытую форму, отсутствие тетрадей и поведение

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион • Образование
В статье юрист-эксперт расскажет, можно ли использовать оценки в воспитательных целях, и предложит нормативные варианты, как учителю реагировать на проступки школьников, чтобы оставаться в рамках требований.

Выставлять отметки, плохие или хорошие, учитель может только за освоенную часть учебного материала образовательной программы. В противном случае педагог нарушит локальный акт о текущем контроле и промежуточной аттестации. Такие действия учителя могут повлиять также и на объективность оценивания и результаты ученика.

СПРАВКА

Предусмотрите в локальном акте постановку детей, которые систематически без уважительных причин пропускают занятия, на внутришкольный учет

Оценка должна отражать уровень знаний школьника. Применять ее в качестве меры воспитательного воздействия нельзя. Этот вывод можно сделать из анализа норм Закона об образовании, где именно освоение образовательной программы или ее части сопровождается промежуточной аттестацией (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Также учитель не может использовать текущий контроль успеваемости, чтобы наказать школьника. Текущий контроль нужен, чтобы определить степень освоения темы или материала предмета, курса, дисциплины, модуля. Еще педагоги проводят текущий контроль, чтобы скорректировать рабочие программы, если есть опасения, что дети плохо усваивают ее. Все это помогает учителю предупредить возникновение академических задолженностей.

Какие последствия грозят педагогу, который выставляет отметки в воспитательных целях

Если учитель применяет оценивание в качестве воспитательного или карательного воздействия на школьника, может возникнуть конфликтная ситуация. В таком случае есть три последствия для педагога.

Спор с родителями ученика. Такое последствие регулируют статьи 43, 45 и 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Так, родители вправе обжаловать меры дисциплинарного взыскания учителя и их применение к школьнику. Для этого они могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ч. 11 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Еще родители могут обратиться в комиссию по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагога (п. 2 ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Комиссию по урегулированию споров создайте в школе. В нее включите равное количество работников школы, представителей совершеннолетних учеников, родителей или законных представителей несовершеннолетних школьников (ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Закрепите локальным нормативным актом порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров. Акт примите на педсовете с учетом мнения советов учеников и родителей, утвердите подписью директора школы (ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Решение комиссии по урегулированию споров обязательно к исполнению всеми участниками образовательных отношений, но его можно обжаловать в порядке, который установлен законодательством РФ (ч. 4, 5 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

30
дней

со дня регистрации письменной жалобы родителя есть у школы, чтобы провести проверку и дать письменный ответ (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ)

Дисциплинарное взыскание. Родители могут пожаловаться напрямую директору. Так, они вправе составить и подать в школу письменное обращение – жалобу на педагога. В таком случае директор обязан отреагировать на жалобу, проверить состоятельность доводов и дать родителям ответ. Если действия учителя подтвердятся, то его могут наказать. Вариантов наказания два – замечание или выговор. Еще одним дисциплинарным взысканием к педагогу может стать увольнение. Школа должна учитывать тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен учителем (ст. 192 ТК). Также родитель может обратиться к директору с устной жалобой на действия педагога. Если факты и обстоятельства, которые изложил родитель в устном обращении, очевидные и не требуют дополнительной проверки, директор может дать ответ сразу.

Предписание прокурора. Родители могут пожаловаться в прокуратуру на незаконные действия школы или ненадлежащее поведение учителя. Например, неадекватную оценку знаний школьника, несоответствие уровня физической или умственной нагрузки состоянию ребенка, вымогательство денежных средств, применение психологического или физического насилия, а также оценивание не знаний ребенка, а его взглядов, убеждений или поведения. При наличии обращения от родителя прокурор проведет проверку по фактам, которые изложены в жалобе на действия педагога, и вынесет предписание. По итогам проверки прокурор может привлечь учителя к административной или уголовной ответственности. Наказанием может стать штраф, принудительные работы, лишение права заниматься образовательной деятельностью, лишение свободы.

Урегулирование споров

Вопросы в компетенции школьной Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений:

реализация права на образование;
конфликт интересов педработника;
применение локальных нормативных актов;
обжалование решений о применении к ученикам дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Как реагировать на проступки школьников

Если ученик систематически нарушает дисциплину, оскорбляет других учеников или даже самого учителя, а родители никак не реагируют на эти проступки ребенка, педагог вправе самостоятельно обратиться в комиссию школы по урегулированию споров (п. 12 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Например, так учитель может поставить вопрос об уведомлении органов опеки и КДН и ЗП о безнадзорности и социально-опасном положении ученика.

Прогульщики. Пусть учитель выяснит, почему школьник пропустил занятия. Ведь ребенок может не посещать школу по уважительным причинам. Например, из-за социальных условий. В этом случае предвзятое отношение педагога и снижение отметок ученика за пропуски может быть расценено как дисциплинарный проступок и нарушение педагогической этики. Если учитель выяснит, что уважительных причин для прогулов у школьника нет, пусть вместе с вами проведет профилактические беседы с родителями такого ученика. Побудите родителей соблюдать обязанности по воспитанию своих детей. Вместе с психологом и соцпедагогом окажите поддержку таким родителям и их детям. Чтобы педагог-психолог и социальный педагог могли работать со сложным школьником, родители должны написать согласие.

Нарушители дисциплины. Если дети забывают форму, тетради, хулиганят на уроках и переменах, они нарушают дисциплину. Школьники обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка учеников и другие локальные акты школы (п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ставить ребенку за это плохие отметки в журнал учитель не вправе, но может применить меры дисциплинарного воздействия. Например, ученику можно вынести замечание, выговор и даже отчислить при соблюдении ряда условий (ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Нельзя привлекать к дисциплинарной ответственности учеников начальной школы, а также детей с ОВЗ и различными видами интеллектуальных нарушений

К СВЕДЕНИЮ

Шесть условий, чтобы отчислить школьника

1. Ученику исполнилось 15 лет.
2. Дисциплинарные проступки школьник совершал неоднократно.
3. Ранее примененные дисциплинарные взыскания к ученику не сняты и их срок не истек.
4. Иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия на ученика не дали результата.
5. Пребывание ребенка в школе отрицательно влияет на других учеников, на нормальное функционирование школы.
6. Поведение ребенка нарушает права других учеников и работников школы.

Отчислить ученика школа может только в том случае, если выполнены все шесть условий одновременно.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей