
Какие разделы ООП проверят на федеральном контроле качества. Лайфхаки от коллег, к которым уже приходили эксперты
Образец проверочной ведомости
Скачать
Весной 2021 года школы проверяют в рамках федерального государственного контроля качества образования, федерального государственного надзора в сфере образования и лицензионного контроля за образовательной деятельностью. Эксперты будут наблюдать, как идет образовательный процесс, проверят документы и сайт, осмотрят здание школы и могут дополнительно провести беседы с учениками и работниками.
Пристальное внимание уделяют ООП уровней образования. Эксперты проанализируют программы по оценочной ведомости. В статье мы остановились на частях ООП, которые могут вызвать вопросы.
Структура и изменения в ООП
![]() | |
По этому направлению проверки нет принципиальных изменений. Проверяют, есть ли в ООП уровней образования обязательные разделы: целевой, содержательный и организационный. Если программу меняли, дополнительно проверят основания и содержание изменений. |
Как оформить, чтобы избежать претензий. Если в течение года вы меняли ООП, то изменения должны быть оформлены приложением к ООП. В таком случае на титульном листе ООП обязательно пропишите реквизиты всех приказов директора, где указано, в какую часть программы и какого содержания вносятся изменения.
Что подготовить дополнительно. Если меняли ООП, эксперты могут проверить приказы, которыми утверждали изменения. Поэтому подготовьте их заранее. Проверьте, чтобы реквизиты приказов, которые указаны на титульном листе, совпадали с данными в приказах.
Планируемые результаты
![]() | |
Проверят, как сформулированы планируемые результаты. Особое внимание уделят предметным результатам. Здесь будут смотреть, не забыли ли прописать образовательные результаты для предметов: ОРКСЭ в ООП НОО, ОДНКНР в ООП ООО, астрономии в ООП СОО. |
Как оформить, чтобы избежать претензий. Планируемые результаты школы формулируют согласно ФГОС и с учетом примерных ООП. Проверяющие в разных регионах трактуют это утверждение по-разному. Кто-то считает, что недословные формулировки на основе ФГОС или примерных ООП допустимы, кто-то – что формулировки надо брать только из ФГОС и никак иначе. Чтобы подстраховаться, если к вам придет эксперт из второй категории, лучше описать планируемые результаты в точном соответствии с формулировками ФГОС.
Система оценки достижения планируемых результатов
![]() | ||
Проверят, как описаны цели, направления оценочной деятельности, особенности оценки всех групп результатов. | ||
Группа результатов | Что проверят | |
Предметные | Как описана организация оценочных процедур и что в них входит. Совпадает ли описание в ООП с локальными документами по промежуточной и итоговой аттестации | |
Метапредметные | Как описана организация мониторинговых процедур, их регулярность. Есть ли формы представления и формы учета результатов | |
Личностные | Как описан объект оценки. Содержание внутришкольного мониторинга. Есть ли формы представления результатов |
Как оформить, чтобы избежать претензий. Все содержание оценочных и мониторинговых процедур пропишите в конкретных формулировках, которые отражают особенности школы.
Допустим, в ООП ООО у вас прописаны мониторинговые процедуры оценки достижения метапредметных результатов: комплексная метапредметная работа, педагогическое наблюдение, психологическая диагностика и проект. Описание и содержание каждой из процедур мониторинга должно быть одинаковым в ООП и локальных актах: положении о текущем контроле и промежуточной аттестации, положении о проектной деятельности и других документах. А особенности школы покажите в содержании процедур. Например, если в школе есть дети с ОВЗ, в психологической диагностике должен быть отдельный блок для них.
Что подготовить дополнительно. Проверяющие запросят доказательства, что все оценочные процедуры, которые описаны в ООП, вы действительно провели. Придется показать анализ работ, диагностики, которые заявили, протоколы защиты проектов. Скорее всего, весь комплект дополнительных документов смотреть не будут, проверку проведут выборочно. Но лучше подготовить полный пакет, чтобы выбор экспертов случайно не пал на отсутствующие документы. Это станет поводом для замечания.
Основной принцип: если что-то прописали в ООП – представьте результаты и пути их достижения. Эксперты требуют, чтобы ООП была работающим документом, а не кучей мертвой бумаги.
Программа формирования/развития УУД
![]() | |
Проверят наличие в программах всех пунктов, которые заявлены во ФГОС уровней образования
(п. 19.4 ФГОС НОО, п. 18.2.1 ФГОС ООО, п. 18.2.1 ФГОС СОО). Памятки по обязательным компонентам посмотрите далее в статье. Еще эксперты посмотрят, как школа оценивает свою деятельность по развитию УУД и как эта работа отражена в ООП. Проверят, есть ли конкретные инструменты и учет результатов. Особое внимание уделят проектно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности. |
Памятки по компонентам программ формирования и развития УУД

Кликните на название памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы раскрыть следующую памятку, нажмите на ту, которую открыли, и вернитесь к списку
Как оформить, чтобы избежать претензий. Для системы оценки деятельности школы по развитию УУД пропишите конкретные инструменты диагностики развития УУД. Чем конкретнее прописаны показатели, тем лучше.
Главное в статье СкрытьФормулировки, чтобы описать инструменты диагностики уровня развития УУД в ООП

Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Проверьте, прописали ли в ООП виды проектов, формы организации проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности, критерии оценивания проектной работы. Для итогового индивидуального проекта желательно показать уровни достижения навыков проектной деятельности: базовый или повышенный. Смотрите пример формулировок в таблице. А еще описать, где, как и в какой форме представлены результаты защиты проекта вообще и итогового проекта в частности.
Таблица. Как показать в ООП уровни достижения навыков проектной деятельности
Что подготовить дополнительно. На этом этапе проверки снова могут выборочно запросить документы, которые показывают, где, как, каким образом ведется анализ, учет и хранение результатов. Подготовьте локальные акты о проектной деятельности, протоколы защиты проектов, оценочные материалы, если они есть, аналитику о работе школы по развитию УУД. Принцип тот же, что и в предыдущих случаях, – если в ООП описана процедура, инструмент или аналитическая работа, вы должны предоставить доказательства, что процедуру провели, инструмент использовали и проанализировали результаты.
Содержание учебных предметов, курсов, дисциплин
![]() | |
Проверят, как прописано содержание учебных предметов, курсов, дисциплин в ООП. Здесь есть два варианта: вы опирались на примерные ООП и прописали содержание либо ориентировались на примерную ООП, но не копировали ее, тогда содержания в школьных ООП не будет. Если в ООП прописано содержание учебных предметов, курсов, дисциплин, как в примерной ООП, то это же содержание должно полностью дословно уйти в рабочие программы. В противном случае это может стать поводом для замечания. |
Как оформить, чтобы избежать претензий. Лучше убрать из ООП содержание по предметам и дать возможность педагогам самим определиться, откуда они его берут: из фундаментального ядра, из примерной ООП или из авторской программы. ФГОС в действующей редакции не предусматривает дидактические единицы по каждому предмету. Поэтому у экспертов не будет оснований для предписания.
Вместо пункта «Содержание учебных предметов, курсов, дисциплин» в ООП лучше прописать требования к содержанию и структуре рабочих программ. Формулировки, которые используете в ООП в этом случае, должны совпадать с формулировками в локальном акте о рабочих программах.
Если же хотите оставить содержание программ в ООП, проследите, чтобы педагоги в рабочих программах продублировали содержание этой части ООП дословно. Иначе получите замечание.
Программа воспитания и социализации
![]() | |
До 1 сентября просить предоставить рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы эксперты не будут. Проверят, как строится воспитательная работа в школе. Все компоненты ООП должны вытекать один из другого, направления программы воспитания и социализации обязательно должны быть связаны с внеурочкой. Еще выборочно проконтролируют документы по позициям, которые заявили в ООП. |
Как оформить, чтобы избежать претензий. Пропишите цели, задачи, принципы, направления и формы воспитательной работы в школе. Смотрите вариант оформления ниже. Каждое направление воспитательной работы должно найти отражение в плане внеурочной деятельности.
Как оформить направления воспитательной работы в ООП

Кликните , чтобы посмотреть подсказку
В ООП вы должны описать воспитательную работу, которую ведете в школе. Основой мероприятий для учеников на уровне школы будет план работы школы на учебный год. На уровне класса классные руководители детализируют мероприятия из плана работы школы в своих планах работы. И все мероприятия, которые проводит школа, обязательно нужно документировать. Например, для фиксации классных часов удобно завести отдельный журнал. Смотрите в примере, как показать при проверке, что воспитательная работа ведется комплексно.
ПРИМЕР. Как организовать комплексную воспитательную работу.
Что подготовить дополнительно. Все документы, которыми можно подтвердить, что школа проводит мероприятия по ООП, эксперты имеют право запросить. Поэтому подготовьте план работы школы на год, планы работы классных руководителей, журналы классных часов.
Учебные планы
![]() | |
На учебные планы профилей в ООП СОО. Еще проверят, есть ли в учебных планах запись о количестве часов на уровень образования и все обязательные по ФГОС предметы: родной язык, родная литература, ОДНКНР, астрономия. |
Как оформить, чтобы избежать претензий. В первую очередь проверьте планы профилей на уровне СОО. Обязательные пункты на контроль смотрите в чек-листе.
Главное в статье СкрытьЧек-лист, чтобы проверить учебные планы профилей

Отметьте галочкой задачу, которую необходимо выполнить, нажмите Печать
Предусмотрите возможность вариации изучения предметов на уровень образования, чтобы выдержать требование к количеству предметов в учебном плане. Например, всю информатику выдать в 10-м классе, а в 11-м классе ее не изучать.
Что подготовить дополнительно. В учебных планах не должно быть перечня УМК, которые используют педагоги. Перечень учебников на текущий учебный год ежегодно утверждает директор отдельным приказом. Подготовьте этот приказ перед проверкой.
Приложение к приказу лучше составить по шаблону ниже. Так вы обезопасите себя перед проверкой прокуратуры, так как уже в приказе укажете, что все учебники, которые использует школа, соответствуют действующему ФПУ.
Образец оформления перечня учебников

Кликните , чтобы посмотреть подсказку
Календарный учебный график
![]() | |
Проверят, как в календарных учебных графиках отразили промежуточную аттестацию, каникулы и продолжительность учебного года. |
Положение о текущем контроле
Скачать
Как оформить, чтобы избежать претензий. Укажите конкретные сроки промежуточной аттестации. Их сравнят со школьным положением, в документах сроки должны совпадать.
Сроки и продолжительность каникул укажите в днях. По требованиям новых Санитарных правил каникулы должны быть не менее 7 календарных дней. Не меняйте продолжительность каникул, которые уже прошли на момент проверки. Вносите изменения только в календарные учебные графики на следующий год.
Что подготовить дополнительно. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации.
Внеурочная деятельность
![]() | |
Внеурочка должна сочетаться с Программой воспитания и социализации, а с 1 сентября – с новой Программой воспитания. Проверят, все ли направления внеурочной деятельности реализует школа. На уровне СОО обратят внимание на наличие уровней организации внеурочки: инвариантного и вариативного. |
Как оформить, чтобы избежать претензий. В плане внеурочной деятельности отразите все направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Формы организации внеурочки должны отличаться от урочной формы, на это тоже обратят внимание. Укажите, как учитываете результаты внеурочной деятельности учеников по годам обучения и на уровень обучения. Смотрите пример справки для учета внеурочной деятельности.
Главное в статье СкрытьСправка, чтобы учитывать результаты внеурочной деятельности

Кликните , чтобы посмотреть подсказку
Положение о зачете результатов
Скачать
Еще пропишите, как происходит зачет внеурочной деятельности, если конкретное направление учащийся «закрывает», например, посещая музыкальную школу.
Что подготовить дополнительно. Подготовьте заявления учеников на выбор курсов внеурочной деятельности, чтобы показать, как обеспечиваете вариативность. Еще могут посмотреть Положение о зачете результатов. Формулировки в локальном акте и ООП должны совпадать. Образец положения скачайте справа.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Экспресс-тренинг для замдиректора: как подготовить ООП к федеральному контролю качества
В статье «Какие разделы ООП проверят на федеральном контроле качества. Лайфхаки от коллег, к которым уже приходили эксперты» ваша коллега поделилась опытом взаимодействия с экспертами во время проверки. А в апрельском мини-курсе предлагаем применить опыт на практике.
В курсе всего три урока. Первый – о формулировках планируемых результатов. В нем попробуете себя в роли эксперта федерального контроля качества и решите, есть ли в ООП школы поводы для замечаний. Во втором уроке роль эксперта на себя возьмет интерактивный помощник, а вы потренируетесь отвечать на его вопросы. В третьем – попробуете найти ошибки в учебном плане.
В конце вас ждет итоговый тест. Его можно проходить сколько угодно раз. Если у вас появятся вопросы, статья «Какие разделы ООП проверят на федеральном контроле качества. Лайфхаки от коллег, к которым уже приходили эксперты» поможет их разрешить. Когда вы успешно справитесь с тестом, получите сертификат о прохождении программы. Удачи!
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Пошаговая инструкция и образцы, чтобы провести мониторинг предметных результатов в IV четверти
Чтобы оценить динамику предметных результатов, спланируйте и проведите мониторинг. Диагностические мероприятия проводите в рамках мониторинга качества образования – инструмента ВСОКО. Оцените, как дети осваивают образовательную программу, их новые знания. Проанализируйте результаты и составьте аналитическую справку. Еще данные по предметным результатам школьников включите в основную часть программы мониторинга, которую вы обновляете ежегодно.
Шаг 1. Спланировать этапы мониторинга
Мониторинг не может состоять из одной работы, поэтому включите в него минимум две диагностики в IV четверти. Например, тематическую и итоговую работы, которые можно провести в апреле и мае соответственно. Запланируйте ряд контрольных мероприятий. Для этого составьте план-график мониторинга. Смотрите готовый образец приказа о мониторинге предметных результатов в IV четверти с примером графика.
Главное в статье СкрытьОбразец приказа о мониторинге предметных результатов

Листайте образец приказа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Чтобы отследить динамику предметных результатов за учебный год, включите в мониторинг результаты работ, которые уже провели ранее. Например, входные и промежуточные диагностики, административные контрольные работы. Еще можно включить предметные результаты независимых диагностик, например, ВПР, или международных исследований качества образования, которые вы проводили в течение учебного года.
Шаг 2. Проанализировать результаты работ
Попросите учителей проанализировать результаты мониторинговых мероприятий по своим предметам по каждому классу. Пусть педагоги заполнят отчеты по итогам работ. В отчетах учителю нужно подсчитать процент качества, процент успеваемости и средний балл по каждому классу. Смотрите образец отчета педагога по итогам мониторинга предметных результатов ниже.
Образец отчета педагога-предметника по классам
Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные. – посмотрите подсказку.
Шаг 3. Обобщить результаты
Оцените динамику образовательных результатов школьников. Для этого проанализируйте итоги всех диагностических работ, которые вы проводили в рамках мониторинга предметных результатов. Обобщите результаты работ по каждому классу и систематизируйте информацию в виде таблицы – карты анализа срезовых работ. Включите в таблицу информацию об успеваемости, качестве и среднем балле класса по каждому виду диагностической работы. Необходимые данные возьмите из отчетов педагогов-предметников. Смотрите пример оформления карты анализа срезовых работ.
Главное в статье СкрытьОбразец карты анализа срезовых работ
Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные. – посмотрите подсказку.
Проанализируйте результаты мониторинга и подготовьте аналитическую справку.
Рассмотрите и обсудите на заседаниях ШМО результаты анализа, чтобы скорректировать действия педагогов на следующий учебный период. В план ВШК включите персональный контроль педагогов-предметников, у которых есть ученики с низкими предметными результатами. Еще на такой контроль поставьте классных руководителей, в классах которых есть школьники с академической задолженностью.
Главное в статье СкрытьОбразец аналитической справки

Листайте образец справки, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Шаг 4. Организовать работу с неуспевающими детьми по итогам мониторинга
По неуспевающим детям учителя готовят отдельный отчет. Поручите педагогам-предметникам заполнить и сдать отчеты о работе с неуспевающими детьми. В отчете учитель должен перечислить всех неуспевающих, причины неуспеваемости, использованные виды контроля, формы ликвидации и результат работы. Образец отчета смотрите ниже.
Образец отчета педагога-предметника о работе с неуспевающими учениками
Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте табличку в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста введите свои данные. – посмотрите подсказку.
По итогам контроля работы с неуспевающими учениками вы можете составить справку. Включите в нее результаты наблюдения и рекомендации для педагога-предметника и классного руководителя.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
