
Как научить выпускников писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
занимает консультация с разбором сочинения
На экзамене по русскому языку сочинение может принести около 40 баллов из 100 возможных. Это поможет поступить в вуз любого профиля. А еще в этом году аттестаты выпускникам 11-х классов, которые планируют поступать, выдадут на основании единственного ЕГЭ – по русскому языку.
Сочинение на ЕГЭ проверяет, как у выпускников сформированы базовые предметные компетенции. Другой аспект проверки – умение работать с содержанием и построением чужого и собственного текста. И если грамотность, а также умение правильно понимать текст воспитываются в течение всех 11 лет учебы, то помочь школьнику выстроить структуру сочинения и обратить его внимание на важные моменты в анализируемом тексте можно довольно быстро.
Спланировать уроки подготовки
Традиционный план сочинения на ЕГЭ многоэлементный. Подробнее о нем читайте далее в статье. Многоэлементность плана, как правило, требует уделить работе над ним не один урок. Это может затруднять процесс сбора всей подготовительной информации в единое целое, особенно если учесть, что при базовом часе русского языка в неделю эта серия уроков может занять около месяца. Поэтому для работы над сочинением после серии подготовительных уроков лучше спланировать одну обобщающую консультацию.
Презентация
Скачать
Хорошо, если все сочинение целиком педагог напишет вместе с учениками прямо на консультации, на глазах детей. Чтобы это стало возможным, ученики должны знать текст, по которому будут писать сочинение. Текст надо распечатать для каждого школьника, запланировать время, чтобы его прочитать и осознать. Все это существенно увеличивает время работы. Поэтому лучше сделать основной сочинения известный всем текст, с которым не нужно предварительно знакомиться, – вроде самой простой детской сказки. Именно так можно ярко показать структуру выпускного сочинения, минимально отвлекаясь на его содержание. Далее в статье мы будем работать с текстом сказки «Репка». Его содержание знакомо и учителям, и школьникам. Единственное, сказке придется придумать абстрактного автора Ивана Ивановича Пупкина, так как у экзаменационных текстов всегда есть автор и его обычно упоминают в сочинении. На полях скачайте презентацию, которая поможет провести заключительное занятие.
Обсудить план сочинения
Обычно, когда учитель говорит о написании и критериях оценки экзаменационного сочинения по русскому языку, он предлагает детям писать его по плану, который подразумевает около пяти абзацев. Смотрите примерный план в примере ниже.
Пример плана экзаменационного сочинения

Здесь и далее кликните Копировать внизу примера, откройте файл Word и вставьте форму в отчет (Ctrl + V)
План основан на критериях ЕГЭ-2021 и перспективной модели 2022 года. Детям он обычно кажется очень глобальным и потому пугающим. Если готовить к сочинению учитель начинает в начале 10-го класса, то дети путаются из-за воспоминаний о сочинении на ОГЭ. В 9-м классе «примером» часто назывался пример из жизни, в то время как на ЕГЭ это пример из предложенного на экзамене текста. Если же основное внимание сочинению уделять во II полугодии 11-го класса, то ученик, у которого в этот момент актуализируется подготовка к нескольким экзаменам одновременно, с трудом сосредотачивается на многоэлементной структуре плана. Еще выпускники часто ищут инструкции или примеры сочинений в интернете, что чаще всего только сбивает с верного пути. Ведь в сети масса устаревшего материала, который написан по старым критериям. Ученики не в состоянии самостоятельно определить, насколько такие образцы актуальны.
В начале консультации стоит успокоить школьников насчет сложности плана, который они боятся не запомнить. Важно показать ученикам, что этот план заложен в самой формулировке задания 27, которая есть в КИМе, и все время работы на экзамене будет у них перед глазами. Для этого можно предложить школьникам таблицу-разъяснение.
Элементы плана сочинения в формулировке задания 27
из предложенного текста должен включить в комментарий выпускник
Сформулировать проблему в предложенном тексте
Сформулировать проблему любого текста можно двумя способами – через словосочетание с родительным падежом или через вопрос. Смотрите пример.
Пример формулировки проблемы сказки «Репка»
Также на каждом этапе работы важно предлагать детям простые клише. Они помогут выпускникам чувствовать себя уверенно, а эксперту, который будет проверять сочинение, – идти при проверке по знакомым словам, не гадать, правильно ли он понял ученика и можно ли зачесть этот фрагмент текста по тому или иному критерию. На этом этапе работы помогут клише «поднимает проблему» и «задается вопросом». Так рождаются два варианта начала сочинения по «Репке».
Пример начала сочинения
может получить выпускник, если правильно приведет примеры
Научить подбирать примеры, чтобы проиллюстрировать проблему
Основа комментария – это два примера из предложенного текста. Об этом обязательно нужно напомнить ученикам и договориться называть примерами любые два фрагмента пересказа. Важно сориентировать детей на работу именно с двумя точечными фрагментами – иначе при попытке пересказать весь или почти весь текст не в меру старательный выпускник рискует получить за комментарий 0 баллов вместо 6 первичных.
Пример как обращение к тексту может быть в любой форме – цитирование, указание на номера предложений, собственно пересказ. Лучше ориентировать школьников на третий вариант: цитату нужно еще суметь грамматически, пунктуационно и логически ввести в текст, а использовать номера предложений из текста попросту неудобно. Выпускнику придется все время возвращаться к тексту и сверяться с ним, а эксперту будет сложнее воспринимать сочинение как единое произведение. Смотрите два примера из сказки «Репка», которые подходят, чтобы проиллюстрировать проблему.
Примеры, чтобы проиллюстрировать проблему
Рассказать, как строить комментарий
Далее каждый из примеров необходимо прокомментировать. Здесь важно объяснить ученикам, что комментарий ни в коем случае не должен быть продолжением пересказа. Чтобы он выглядел собственным мнением о приведенном примере, можно рекомендовать руководствоваться простым принципом: не говорим о героях текста, говорим о его авторе или читателе. Из такого подхода рождаются клише: «мы видим», «читатель понимает», «автор подчеркивает», «становится ясно», «здесь важно» – и другие подобные формулировки. Смотрите пример комментария к примерам из «Репки».
Пример комментария
Самым сложным при комментировании проблемы, как правило, становится формулировка связи между двумя найденными примерами. Прямо на консультации стоит напомнить ученикам основные виды связи между элементами текста, которые могут пригодиться при написании комментария. Все виды связи смотрите в памятке.
Предложить способы проанализировать связь примеров
Другой сложностью для школьников может стать новый критерий анализа связи. Он появился в 2021 году. Чтобы решить проблему, педагог должен разъяснить, что ожидают увидеть в сочинении эксперты, чтобы выставить максимальный балл по этому критерию. Под анализом понимается ответ на вопрос о том, почему связь между примерами в тексте именно такая, что она дает содержанию текста и чего с ее помощью добивается автор. Можно акцентировать внимание на союзах «потому что» и «чтобы». Первый порекомендовать использовать, чтобы показать, почему связь именно такая, второй – чтобы объяснить, зачем автор делает связь именно такой.
Важно предостеречь учеников от общих формулировок вроде «Эти примеры дополняют и уточняют друг друга, что дает более глубокое понимание проблемы». Обычно школьники хорошо воспринимают такое объяснение недопустимости подобных фраз: если сказанное легко подходит абсолютно к любому сочинению, то на самом деле оно бессмысленно, а значит, вряд ли покажет работу с конкретными примерами из конкретного текста. Поэтому маловероятно, что эксперт засчитает такой «анализ».
Еще ученикам надо показать, что как связь, так и ее анализ могут стоять практически в любом месте комментария: в его начале, конце, середине. Связь и ее анализ могут идти друг за другом, а могут быть разорваны. Выпускники не должны бояться работать с композицией своего сочинения, улучшать ее.
Примеры формулировок, чтобы показать связь примеров и проанализировать ее
Научить выделять позицию автора
Когда выпускник формулирует позицию автора, он должен проконтролировать, что позиция звучит как ответ именно на тот вопрос, который был заявлен в начале сочинения. Поэтому удобнее всего формулировать проблему через вопрос. Так ученику самому проще отследить, на тот ли вопрос он ответил авторской позицией. Если проблема, ее комментарий и позиция автора сформулированы верно, школьник сам заметит, что все они связываются в единую логическую линию.
Пример формулировки авторской позиции
Рассказать, как сформулировать и обосновать отношение к позиции автора
Выразить свое отношение легко – согласен или нет. Сложности возникают с аргументацией. Здесь поможет прием «Мысленный диалог». Ученик должен представить, что ведет мысленный диалог со строгим собеседником. Смотрите пример диалога.
Пример диалога
минимум должно быть в сочинении, чтобы получить максимальный балл по этому критерию
Ответ на последний вопрос и будет обоснованием. И он может быть совершенно любым. Если ученик попробует обратиться за консультацией в интернет, он с высокой долей вероятности найдет образцы работ двух- или трехлетней давности. В них для аргументации собственного отношения к позиции автора требовалось привести один, а то и два примера из художественной литературы. Теперь же такие примеры не обязательны. Здесь важно другое: акцентировать внимание выпускника на том, что он должен аргументировать не позицию автора, а свое согласие или несогласие с ней. И в этот момент ребенку доступен большой арсенал инструментов. Так, основой для аргументации могут стать: пословицы и афоризмы; литература, и не только художественная; история; кино; актуальная повестка СМИ; примеры из жизни – самого выпускника, его семьи, его друзей и знакомых, придуманные примеры; абстрактные рассуждения, особенно «от противного»; мультфильмы, комиксы, манга, компьютерные игры, блоги и так далее – вообще любая среда, в которой выпускник живет.
Примеры аргументации
Важно обратить внимание учеников на микровывод в конце аргумента, который снова возвращает нас к формулировке проблемы и авторской позиции. Как правило, такой микровывод позволяет избежать в сочинении отдельного заключения: все необходимое в работе уже сказано, финальная точка таким образом поставлена, композиция сочинения практически закольцевалась. Если же выпускник принимается формулировать еще отдельный абзац-заключение, велика вероятность и лексических, и логических повторов, так что с этим стоит быть аккуратнее. Сейчас же можно сказать, что сочинение закончено. Смотрите, что получилось, ниже.

ВАЖНО
Если слов в сочинении оказалось меньше 150, лучше всего добавить объем с помощью вступления
Предложить способы дополнить текст до нужного объема
Чем короче сочинение, тем меньше вероятность допустить в нем много ошибок, особенно у слабых учеников. Необъемную работу выпускник точно успеет проверить. Смотрите пример текста, который получился в конце консультации.
Пример сочинения
Такая работа имеет все шансы получить максимум баллов, если бы не один момент – малый объем. В этом сочинении 138 слов при минимуме в 150. Поэтому будет полезно закончить консультацию конкретными советами о том, что же можно сделать в такой ситуации.
Добавить вступление. Вступление – необязательная часть текста. Но оно поможет добрать объем, чтобы получить больше баллов.
Пример вступления
Увеличить объем примеров. Для этого можно добавить предложение-пересказ с дополнительными деталями. Главное, не переусердствовать и не превратить сочинение в дословный пересказ.
Пример, как увеличить объем
Также можно в примерах использовать цитаты. При этом важно помнить, что цитаты должны быть связаны с текстом примера. Они могут подтверждать пример, но не должны дублировать его смысл полностью. В противном случае эксперт не поймет, зачем одно и то же дважды повторяется разными способами. Это даст повод трактовать такое повторение как необоснованный логический повтор.
Добавить заключение. Это самый сложный в исполнении из всех приемов. Придется следить, чтобы в заключении не повторялась никакая мысль, которая уже была ранее. Иначе есть риск не повысить, а понизить баллы за сочинение – их снимут за повтор.
Пример заключения
Последнее, о чем можно напомнить ученикам в конце консультации: дописывая какие-то фрагменты в уже законченную на черновике работу, они не должны забывать о необходимости внимательно перечитать уже переделанную работу целиком. В местах изменений могут возникнуть повторы и другие речевые ошибки. Чтобы их исключить, школьник должен заранее спланировать время на проверку, иначе вновь рискует получить баллы ниже, чем заслуживает.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как создать в школе творческое объединение учеников и для чего это делать. Третий выпуск подкаста «Лес рук»
К третьему выпуску подкаст журнала наконец обрел название – «Лес рук». Мы обсуждаем с гостями вопросы о работе в современной школе, на которые никто не хочет отвечать.
На этот раз беседуем с Никитой Голубцовым, заместителем директора МОУ – Гимназия № 2 г. Раменское, который возглавляет творческое объединение «ВнеУрока». Он рассказал, как появилось объединение и чем оно занимается. Мы обсудили степень свободы самовыражения детей и границы, которые не должны переходить участники школьных объединений. Еще поговорили о том, что творческое объединение может дать школе и с чего начать, если вы решили создать подобное объединение.
Выпуск 3. О творческих объединениях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как скорректировать план контроля подготовки к ГИА. Готовый образец с новыми разделами
Из-за новшеств в ГИА в этом году вам придется снова корректировать план ВШК подготовки. Новый раздел в плане – о подготовке и организации итогового сочинения, которое перенесли с декабря на апрель.
Кроме традиционных подготовительных мероприятий, нужно усилить информационную работу с родителями и учениками. Ведь условия продолжают меняться, а информация об экзаменах постоянно обновляется.
Организовать итоговое сочинение
Итоговое сочинение или изложение перенесли с декабря на апрель. В порядке проведения изменений нет, поэтому в план ВШК перекочуют все мероприятия, которые вы планировали на декабрь.
Чтобы проверить, все ли готово к сочинению, посмотрите чек-лист. В нем задачи разбиты по периодам: за два дня, за день и в день итогового сочинения.
Изменить подготовку выпускников 9-х классов
Девятиклассники в этом году снова не будут сдавать ОГЭ по выбору. Чтобы получить аттестат, им достаточно будет справиться с экзаменами по русскому языку и математике. ОГЭ по обязательным предметам планируют на конец мая, резервные сроки – на начало июня.
Вместо экзаменов по выбору выпускники 9-х классов в конце мая напишут контрольные работы. Предметы, по которым пройдут контрольные, школьники выберут самостоятельно. Список предметов смотрите в памятке.
Варианты контрольных составят по спецификациям КИМ ОГЭ 2021 года. Их можно найти на сайте fipi.ru.
Из-за изменений в ГИА-9 педагоги должны скорректировать планы подготовки. Ведь теперь нужно перераспределить акценты, учесть новый выбор школьников и особенности КИМ.
Минимальное количество баллов для поступления в 2021 году
Скачать
Подготовка к обязательным экзаменам. Чтобы подготовить школьников к экзаменам по обязательным предметам, которые влияют на получение аттестата, поручите предметникам запланировать дополнительные часы на подготовку.
Сделать подготовку более эффективной поможет деление классов на группы или страты: высокомотивированные, среднемотивированные, низкомотивированные ученики. Занятия для каждой группы лучше проводить отдельно. Так учителям не придется в рамках одного занятия переключаться между школьниками с разным уровнем, подготовка станет более индивидуализированной. Успешные ученики не будут ждать отстающих, а для слабых школьников будет проще создать ситуацию успеха. Еще работа в одноуровневых группах поможет быстро выявить и ликвидировать пробелы. Во время обычных уроков рекомендуйте педагогам предлагать ученикам задания, которые затем будут на подготовительных занятиях.
Контролировать, как идет подготовка слабоуспевающих школьников, удобно с помощью отчетов в облачных сервисах или на сетевом диске школы. Создайте специальный файл на Google-диске или в любом другом облачном хранилище и дайте к нему доступ предметникам. Пусть они еженедельно вносят результаты, чтобы был виден прогресс. Смотрите вариант отчетной формы ниже.
Образец отчетной формы по работе со слабомотивированными учениками
Кликните , чтобы посмотреть подсказку. Нажмите Копировать внизу таблички,
откройте файл Word и вставьте форму в отчет (Ctrl + V), вместо синего текста
введите свои данные
Запланируйте пробные экзаменационные работы в конце апреля – начале мая. Постарайтесь во время работ смоделировать условия экзамена, чтобы выпускники понимали, что их ждет.
Подготовка к контрольным работам. Каждый девятиклассник напишет одну контрольную по предмету, который выберет, вместо двух предметов по выбору на ОГЭ. А значит, учителя должны изменить подход к подготовке к контрольным работам.
Пусть классные руководители 9-х классов сформируют и передадут учителям-предметникам новые списки предметов, которые выбирают ученики. На основании этих данных предметники сформируют группы и спланируют консультации. Для консультаций удобно завести отдельный журнал, чтобы фиксировать в нем всю подготовительную работу, контролировать посещение и результаты. Можно использовать бумажный журнал или завести специальные документы на сетевом диске или в облачном хранилище. Смотрите пример страницы такого журнала.
Пример страницы журнала по подготовке к контрольной работе по биологии
Кликните Копировать внизу таблички, откройте файл Word и вставьте форму в отчет (Ctrl V),
вместо синего текста введите свои данные
В конце апреля запланируйте репетиционные контрольные. Варианты работ пусть подготовят предметники. Провести эти работы можно, например, в субботу, чтобы не задействовать урочное время. Ведь школьники будут выбирать разные предметы, поэтому смысла заставлять весь класс писать контрольные по всем предметам нет.
Развести подготовку для выпускников 11-х классов, которые поступают, и не поступающих
Чтобы получить аттестат, выпускник, который не планирует поступать в вуз, должен сдать государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по двум предметам – русскому языку и математике. Это более простая, чем ЕГЭ, форма экзамена. Выпускники, которые планируют поступать, будут сдавать ЕГЭ по русскому языку, чтобы получить аттестат, и экзамены по выбору, которые нужны для поступления. ЕГЭ по базовой математике в этом году проводить не будут.
Подготовка поступающих выпускников. Подготовка и ее контроль для выпускников, которые планируют поступать, не будет принципиально отличаться от предыдущих лет. Главное изменение – не будет экзамена по математике, а значит, высвободится время для консультаций по другим предметам.
Поручите предметникам составить график консультаций и скорректировать планы подготовки. Для консультаций по русскому языку также эффективнее будет разделить классы на группы по уровню мотивации, как и в случае с 9-ми классами. Спланируйте еженедельный контроль результатов в онлайн-формате – так на него будет уходить меньше времени.
Подготовка для выпускников, которые не поступают. Те ученики, которые не планируют поступать, могут продолжать учиться по прежнему образовательному маршруту. Им предстоит сдавать облегченный вариант ГИА-11. На уроках русского языка особое внимание педагогам лучше уделить тестовой части экзамена. Демоверсия на сайте ФИПИ включает 24 тестовых задания. А в подготовке к ГВЭ по математике педагоги должны ориентироваться на вариант ЕГЭ по математике базового уровня. Подробнее о подготовке к ГВЭ читайте в статье>>.
Презентация
Скачать
Провести родительские собрания и классные часы об изменениях
Чтобы разъяснить все новшества, которые ждут школьников на экзаменах в этом году, поручите классным руководителям спланировать классные часы и родительские собрания. Пусть раздадут информационные памятки об изменениях. Памятки также разместите на сайте школы и информационных стендах.
Еще поручите классным руководителям 11-х классов рассказать о минимальных баллах для поступления. Смотрите их в таблице ниже.
План ВШК подготовки к ГИА-2021
Три способа высвободить дополнительные часы на подготовку
1. Разработать индивидуальные образовательные маршруты. Для этого придется скорректировать учебные планы уровней образования. Маршруты составить с учетом запросов учеников и родителей.
2. Ввести дополнительные занятия после уроков. В этом случае педагогам придется оплатить дополнительную работу. Сделать это можно за счет стимулирующего фонда.
3. Скорректировать календарно-тематическое планирование. Так педагоги высвободят дополнительные часы. Часть тем придется вынести на самостоятельное изучение с последующим контролем.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

К СВЕДЕНИЮ