
Готовый образец справки по итогам контроля уровня сформированности УУД
В течение учебного года вы проводите диагностики, которые помогают контролировать достижение предметных и метапредметных результатов учеников. Для каждого диагностического мероприятия вы анализируете результаты, пишете аналитическую справку и информируете учителей о достижениях и пробелах учеников по итогам работ.
Чтобы подвести итоги мониторинга, обобщите результаты всех метапредметных диагностических работ, которые вы проводили в учебном году. Причем не только школьных диагностик, но и федеральных, региональных и муниципальных независимых исследований. Обобщенные данные, которые вы получите, включите в аналитическую справку по итогам мониторинга уровня сформированности УУД. Справку составьте отдельно для каждого уровня образования. Посмотрите образец справки в конце статьи.
Что написать в начале справки
В начале сформулируйте тему и цель мониторинга. Отметьте объект мониторинга. Укажите задачи, методы и формы контроля. Для этого опирайтесь на данные справок по итогам метапредметных диагностик, которые вы проводили в течение учебного года. Проверьте, какие мониторинговые процедуры оценки достижения метапредметных УУД вы прописали в ООП уровня образования. Они должны совпадать с теми метапредметными работами, которые вы проводили в учебном году. На это обратят внимание эксперты на федеральном контроле качества. Поэтому приложите к аналитической справке по итогам контроля уровня сформированности УУД методику, инструментарий и справки по каждой метапредметной диагностике.

СПРАВКА
Приложите к аналитической справке методику, инструментарий и аналитические справки по каждой метапредметной диагностической работе, чтобы представить доказательства проведения данных мониторинговых процедур
Какие сведения внести об инструментах контроля
Опишите диагностический инструментарий. Отметьте для каждого инструмента, какой вид УУД он диагностирует. Проконтролируйте, чтобы инструментарий в справке совпадал с тем, который вы указали в программе развития УУД в ООП. Например, в программе вы указали, что используете портфолио ученика для оценки уровня развития УУД через учет индивидуальных достижений школьника. Значит, в аналитической справке по итогам мониторинга укажите портфолио как один из инструментов контроля.
Чтобы не перегрузить итоговую аналитическую справку, не включайте в нее подробное описание диагностического инструментария. Например, кодификаторы УУД, КИМ, методрекомендации. Ведь вы приложите к справке все материалы и результаты по каждой метапредметной диагностике.
Как оформить результаты
Чтобы получить данные об уровне сформированности УУД школьников, обобщите результаты всех метапредметных диагностик, которые вы проводили в течение учебного года. Распределите обобщенные результаты по видам УУД. Для каждого вида УУД представьте результаты по классу и параллели. Проанализируйте результаты и отметьте процент учеников, которые показали высокий и повышенный уровни освоения конкретных УУД. Еще проанализируйте причины недостаточного уровня освоения конкретных УУД.
Что отметить в выводах
Сформулируйте выводы по результатам мониторинга и сгруппируйте их по видам УУД. Укажите список мероприятий, которые повысят результаты учеников, сроки и ответственных за мероприятия.
Чтобы скачать образец справки, долистайте до последней страницы. В верхнем правом углу появятся кнопки для скачивания. Выберите удобный формат и нажмите на кнопку.
Образец аналитической справки

Листайте образец приказа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу. Чтобы скачать образец, долистайте до последней страницы. В верхнем правом углу появятся кнопки для скачивания.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


ГВЭ-аттестат: как подготовить к экзаменам школьников, которые не планируют поступать в вузы
Правительство утвердило проект об особенностях проведения ГИА для выпускников 11-х классов в 2020/21 учебном году (проект Правительства РФ от 21.01.2021 № б/н). Выпускники, которые планируют поступать, будут сдавать ЕГЭ, как и в прошлые годы. Одиннадцатиклассники, которые не собираются поступать, будут сдавать ГВЭ по русскому языку и математике (далее – ГВЭ-аттестат). Это основание, чтобы получить аттестат. Причем таким выпускникам достаточно набрать минимальные первичные баллы, чтобы получить удовлетворительную отметку за экзамен. Но ГВЭ-аттестат для этих выпускников отличается от ГВЭ для детей с ОВЗ и инвалидов. Такой массовый экзамен будет в новинку для школьников. Чтобы успокоить учеников и родителей, расскажите им о различиях ГВЭ-аттестат и ЕГЭ. Для этого воспользуйтесь шпаргалкой. Еще поручите учителям русского и математики проконтролировать готовность к ГВЭ-аттестат одиннадцатиклассников, которые не планируют поступать в вузы.

ВАЖНО
Одиннадцатиклассникам с ОВЗ, а также детям-инвалидам и инвалидам достаточно сдать по их выбору – только ГВЭ или ЕГЭ по русскому языку, чтобы получить аттестат в 2020/21 учебном году. ГИА в форме ГВЭ по предметам по выбору проводить не будут
Рассказать об особенностях
Ранее школы проводили ГВЭ только для тех выпускников, которые по каким-либо причинам не могли сдавать ЕГЭ. Например, школьники с ОВЗ предоставляли заключение ПМПК, чтобы пройти итоговую аттестацию в форме ГВЭ.
Из-за эпидемической ситуации в 2020/21 учебном году ведомства приняли решение об изменениях в проведении ГИА для выпускников 11-х классов. Одиннадцатиклассникам предоставили возможность выбора формы итоговой аттестации – ЕГЭ или ГВЭ-аттестат. Но такой ГВЭ-аттестат отличается от формы экзамена, которую ежегодно сдают дети с ОВЗ.
Поручите учителям-предметникам, которые преподают русский язык и математику в 11-х классах, рассказать выпускникам об особенностях ГВЭ-аттестат. Пусть педагоги донесут до каждого ученика, что это не новые испытания для них. Ведь все задания таких экзаменационных работ – базового уровня сложности и составлены из отдельных заданий по спецификации КИМ ЕГЭ 2021 года. Посмотрите шпаргалку о различиях ЕГЭ и ГВЭ в этом году.
Еще порекомендуйте классным руководителям выпускных классов рассказать на родительских собраниях и классных часах об особенностях проведения ГВЭ-аттестат в этом году. Пусть педагоги разъяснят детям и родителям отличия в организации, проведении и содержании массового ГВЭ от ЕГЭ по обязательным предметам.
Сообщить о сроках
Обычно ГВЭ проходит в те же сроки, что и ЕГЭ. Но в этом году Рособрнадзор и Минпросвещения отменили досрочный период (проект расписания ГИА-11 от 05.02.2021 obrnadzor.gov.ru). Поэтому школы проведут итоговую аттестацию выпускников в основной период. В этом учебном году ведомства указали срок ГВЭ несколько раньше ЕГЭ. Так, экзамены по двум обязательным предметам для выпускников, которые не будут поступать, пройдут в конце мая: с 24 по 28 число.
Еще проект расписания предусматривает два дополнительных периода проведения массового ГВЭ. Выпускники, которые пропустили экзамены в основной период по болезни или иной уважительной причине, смогут сдать ГВЭ-аттестат в период с 12 по 17 июля. Второй дополнительный период – в начале сентября – предусмотрен для ребят, которые также пропустили экзамен по уважительной причине ранее, и участников, которые не преодолели минимальный порог на ЕГЭ по русскому языку.
предусмотрено в проекте расписания ГВЭ-11: июль и сентябрь (проект расписания ГИА-11 от 05.02.2021 obrnadzor.gov.ru)
Организовать пробные работы
Запланируйте в апреле провести пробные диагностические работы по русскому языку и математике. Организуйте их в форме ГВЭ-аттестат. Так вы выявите учеников группы риска и отследите динамику результатов. Предложите педагогам использовать демоверсии с сайта fipi.ru, которые были опубликованы в феврале 2021 года в разделе «ГВЭ».
Поручите учителям проанализировать результаты и включить сложные задания в свои уроки. Для выпускников, которые не справились с пробной диагностической работой в форме ГВЭ-аттестат, пусть педагоги организуют консультации. А классным руководителям порекомендуйте проинформировать родителей учеников 11-х классов о результатах пробных работ.
Еще выдайте учителям диагностические карты со сложными заданиями ГВЭ-аттестат. ГВЭ-аттестат составлен на основе заданий ЕГЭ, изменений в структуре и содержании КИМ ЕГЭ этого и прошлого года нет, поэтому можно использовать результаты ЕГЭ-2020, чтобы составить карты. Или предложите педагогам готовые карты. Такие карты педагог сможет легко индивидуализировать под конкретный класс. Для этого учитель вносит в карту списки детей, которых хочет диагностировать.
Главное в статье СкрытьДиагностические карты

Кликните на кнопку и выберите диагностическую карту. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева в карте. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Поработать с диагностической картой учитель может двумя способами. Первый – использовать карту на уроке и делать в ней пометки по каждому ученику из списка. Для этого педагог должен включить в урок сложные задания ГВЭ-аттестат. Варианты таких заданий есть в диагностических картах. В конце урока или блока уроков учитель получит карту, в которой будут видны пробелы школьников. Второй – предложить ученикам контрольную работу по сложным заданиям ГВЭ-аттестат. По итогам работы учитель получит информацию по каждому ученику и сможет в дальнейшем подбирать задания для школьников с учетом индивидуальных пробелов.

ВАЖНО
ГВЭ-аттестат пройдет по двум предметам: русскому языку и математике. Экзаменационная работа составлена из отдельных заданий базового уровня сложности по спецификации КИМ ЕГЭ-2021 соответствующего предмета
Разобрать типичные ошибки
На экзамене по русскому языку у выпускников 11-х классов часто вызывают трудности задания раздела «Орфография». Так, распространенной орфографической ошибкой является правописание безударных гласных в корне слова, что бывает связано с неправильным определением состава слова. Возникают ошибки, когда школьники смешивают правила правописания приставок. Еще выпускники на недостаточном уровне владеют навыком правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Задания на проверку умения определить функционально-смысловой тип речи указанных фрагментов текста выпускники выполняют хуже других заданий, которые направлены на анализ текста. Также ученики плохо проводят пунктуационный анализ текста.
Из базовых заданий экзамена по математике низкий процент одиннадцатиклассников выполняет практико-ориентированные стереометрические задачи. Школьники плохо вычисляют объем тел. Еще трудности для участников экзамена представляют геометрические задачи на соотношения в прямоугольном треугольнике и расчет элемента фигуры в пространстве. На низком уровне выпускники описывают с помощью функций различные реальные зависимости между величинами, плохо интерпретируют графики функций.
Все задания ГВЭ-аттестат по русскому языку и математике составлены из базовых заданий ЕГЭ. Наличие выпускников, которые выполняют на низком уровне такие задания, говорит о пробелах в базовых предметных знаниях школьников. Пусть педагоги включат подобные задания в самостоятельные работы или домашние задания.
Главное в статье СкрытьСложные задания, диагностические работы и карты | |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как научить выпускников писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
занимает консультация с разбором сочинения
На экзамене по русскому языку сочинение может принести около 40 баллов из 100 возможных. Это поможет поступить в вуз любого профиля. А еще в этом году аттестаты выпускникам 11-х классов, которые планируют поступать, выдадут на основании единственного ЕГЭ – по русскому языку.
Сочинение на ЕГЭ проверяет, как у выпускников сформированы базовые предметные компетенции. Другой аспект проверки – умение работать с содержанием и построением чужого и собственного текста. И если грамотность, а также умение правильно понимать текст воспитываются в течение всех 11 лет учебы, то помочь школьнику выстроить структуру сочинения и обратить его внимание на важные моменты в анализируемом тексте можно довольно быстро.
Спланировать уроки подготовки
Традиционный план сочинения на ЕГЭ многоэлементный. Подробнее о нем читайте далее в статье. Многоэлементность плана, как правило, требует уделить работе над ним не один урок. Это может затруднять процесс сбора всей подготовительной информации в единое целое, особенно если учесть, что при базовом часе русского языка в неделю эта серия уроков может занять около месяца. Поэтому для работы над сочинением после серии подготовительных уроков лучше спланировать одну обобщающую консультацию.
Презентация
Скачать
Хорошо, если все сочинение целиком педагог напишет вместе с учениками прямо на консультации, на глазах детей. Чтобы это стало возможным, ученики должны знать текст, по которому будут писать сочинение. Текст надо распечатать для каждого школьника, запланировать время, чтобы его прочитать и осознать. Все это существенно увеличивает время работы. Поэтому лучше сделать основной сочинения известный всем текст, с которым не нужно предварительно знакомиться, – вроде самой простой детской сказки. Именно так можно ярко показать структуру выпускного сочинения, минимально отвлекаясь на его содержание. Далее в статье мы будем работать с текстом сказки «Репка». Его содержание знакомо и учителям, и школьникам. Единственное, сказке придется придумать абстрактного автора Ивана Ивановича Пупкина, так как у экзаменационных текстов всегда есть автор и его обычно упоминают в сочинении. На полях скачайте презентацию, которая поможет провести заключительное занятие.
Обсудить план сочинения
Обычно, когда учитель говорит о написании и критериях оценки экзаменационного сочинения по русскому языку, он предлагает детям писать его по плану, который подразумевает около пяти абзацев. Смотрите примерный план в примере ниже.
Пример плана экзаменационного сочинения

Здесь и далее кликните Копировать внизу примера, откройте файл Word и вставьте форму в отчет (Ctrl + V)
План основан на критериях ЕГЭ-2021 и перспективной модели 2022 года. Детям он обычно кажется очень глобальным и потому пугающим. Если готовить к сочинению учитель начинает в начале 10-го класса, то дети путаются из-за воспоминаний о сочинении на ОГЭ. В 9-м классе «примером» часто назывался пример из жизни, в то время как на ЕГЭ это пример из предложенного на экзамене текста. Если же основное внимание сочинению уделять во II полугодии 11-го класса, то ученик, у которого в этот момент актуализируется подготовка к нескольким экзаменам одновременно, с трудом сосредотачивается на многоэлементной структуре плана. Еще выпускники часто ищут инструкции или примеры сочинений в интернете, что чаще всего только сбивает с верного пути. Ведь в сети масса устаревшего материала, который написан по старым критериям. Ученики не в состоянии самостоятельно определить, насколько такие образцы актуальны.
В начале консультации стоит успокоить школьников насчет сложности плана, который они боятся не запомнить. Важно показать ученикам, что этот план заложен в самой формулировке задания 27, которая есть в КИМе, и все время работы на экзамене будет у них перед глазами. Для этого можно предложить школьникам таблицу-разъяснение.
Элементы плана сочинения в формулировке задания 27
из предложенного текста должен включить в комментарий выпускник
Сформулировать проблему в предложенном тексте
Сформулировать проблему любого текста можно двумя способами – через словосочетание с родительным падежом или через вопрос. Смотрите пример.
Пример формулировки проблемы сказки «Репка»
Также на каждом этапе работы важно предлагать детям простые клише. Они помогут выпускникам чувствовать себя уверенно, а эксперту, который будет проверять сочинение, – идти при проверке по знакомым словам, не гадать, правильно ли он понял ученика и можно ли зачесть этот фрагмент текста по тому или иному критерию. На этом этапе работы помогут клише «поднимает проблему» и «задается вопросом». Так рождаются два варианта начала сочинения по «Репке».
Пример начала сочинения
может получить выпускник, если правильно приведет примеры
Научить подбирать примеры, чтобы проиллюстрировать проблему
Основа комментария – это два примера из предложенного текста. Об этом обязательно нужно напомнить ученикам и договориться называть примерами любые два фрагмента пересказа. Важно сориентировать детей на работу именно с двумя точечными фрагментами – иначе при попытке пересказать весь или почти весь текст не в меру старательный выпускник рискует получить за комментарий 0 баллов вместо 6 первичных.
Пример как обращение к тексту может быть в любой форме – цитирование, указание на номера предложений, собственно пересказ. Лучше ориентировать школьников на третий вариант: цитату нужно еще суметь грамматически, пунктуационно и логически ввести в текст, а использовать номера предложений из текста попросту неудобно. Выпускнику придется все время возвращаться к тексту и сверяться с ним, а эксперту будет сложнее воспринимать сочинение как единое произведение. Смотрите два примера из сказки «Репка», которые подходят, чтобы проиллюстрировать проблему.
Примеры, чтобы проиллюстрировать проблему
Рассказать, как строить комментарий
Далее каждый из примеров необходимо прокомментировать. Здесь важно объяснить ученикам, что комментарий ни в коем случае не должен быть продолжением пересказа. Чтобы он выглядел собственным мнением о приведенном примере, можно рекомендовать руководствоваться простым принципом: не говорим о героях текста, говорим о его авторе или читателе. Из такого подхода рождаются клише: «мы видим», «читатель понимает», «автор подчеркивает», «становится ясно», «здесь важно» – и другие подобные формулировки. Смотрите пример комментария к примерам из «Репки».
Пример комментария
Самым сложным при комментировании проблемы, как правило, становится формулировка связи между двумя найденными примерами. Прямо на консультации стоит напомнить ученикам основные виды связи между элементами текста, которые могут пригодиться при написании комментария. Все виды связи смотрите в памятке.
Предложить способы проанализировать связь примеров
Другой сложностью для школьников может стать новый критерий анализа связи. Он появился в 2021 году. Чтобы решить проблему, педагог должен разъяснить, что ожидают увидеть в сочинении эксперты, чтобы выставить максимальный балл по этому критерию. Под анализом понимается ответ на вопрос о том, почему связь между примерами в тексте именно такая, что она дает содержанию текста и чего с ее помощью добивается автор. Можно акцентировать внимание на союзах «потому что» и «чтобы». Первый порекомендовать использовать, чтобы показать, почему связь именно такая, второй – чтобы объяснить, зачем автор делает связь именно такой.
Важно предостеречь учеников от общих формулировок вроде «Эти примеры дополняют и уточняют друг друга, что дает более глубокое понимание проблемы». Обычно школьники хорошо воспринимают такое объяснение недопустимости подобных фраз: если сказанное легко подходит абсолютно к любому сочинению, то на самом деле оно бессмысленно, а значит, вряд ли покажет работу с конкретными примерами из конкретного текста. Поэтому маловероятно, что эксперт засчитает такой «анализ».
Еще ученикам надо показать, что как связь, так и ее анализ могут стоять практически в любом месте комментария: в его начале, конце, середине. Связь и ее анализ могут идти друг за другом, а могут быть разорваны. Выпускники не должны бояться работать с композицией своего сочинения, улучшать ее.
Примеры формулировок, чтобы показать связь примеров и проанализировать ее
Научить выделять позицию автора
Когда выпускник формулирует позицию автора, он должен проконтролировать, что позиция звучит как ответ именно на тот вопрос, который был заявлен в начале сочинения. Поэтому удобнее всего формулировать проблему через вопрос. Так ученику самому проще отследить, на тот ли вопрос он ответил авторской позицией. Если проблема, ее комментарий и позиция автора сформулированы верно, школьник сам заметит, что все они связываются в единую логическую линию.
Пример формулировки авторской позиции
Рассказать, как сформулировать и обосновать отношение к позиции автора
Выразить свое отношение легко – согласен или нет. Сложности возникают с аргументацией. Здесь поможет прием «Мысленный диалог». Ученик должен представить, что ведет мысленный диалог со строгим собеседником. Смотрите пример диалога.
Пример диалога
минимум должно быть в сочинении, чтобы получить максимальный балл по этому критерию
Ответ на последний вопрос и будет обоснованием. И он может быть совершенно любым. Если ученик попробует обратиться за консультацией в интернет, он с высокой долей вероятности найдет образцы работ двух- или трехлетней давности. В них для аргументации собственного отношения к позиции автора требовалось привести один, а то и два примера из художественной литературы. Теперь же такие примеры не обязательны. Здесь важно другое: акцентировать внимание выпускника на том, что он должен аргументировать не позицию автора, а свое согласие или несогласие с ней. И в этот момент ребенку доступен большой арсенал инструментов. Так, основой для аргументации могут стать: пословицы и афоризмы; литература, и не только художественная; история; кино; актуальная повестка СМИ; примеры из жизни – самого выпускника, его семьи, его друзей и знакомых, придуманные примеры; абстрактные рассуждения, особенно «от противного»; мультфильмы, комиксы, манга, компьютерные игры, блоги и так далее – вообще любая среда, в которой выпускник живет.
Примеры аргументации
Важно обратить внимание учеников на микровывод в конце аргумента, который снова возвращает нас к формулировке проблемы и авторской позиции. Как правило, такой микровывод позволяет избежать в сочинении отдельного заключения: все необходимое в работе уже сказано, финальная точка таким образом поставлена, композиция сочинения практически закольцевалась. Если же выпускник принимается формулировать еще отдельный абзац-заключение, велика вероятность и лексических, и логических повторов, так что с этим стоит быть аккуратнее. Сейчас же можно сказать, что сочинение закончено. Смотрите, что получилось, ниже.

ВАЖНО
Если слов в сочинении оказалось меньше 150, лучше всего добавить объем с помощью вступления
Предложить способы дополнить текст до нужного объема
Чем короче сочинение, тем меньше вероятность допустить в нем много ошибок, особенно у слабых учеников. Необъемную работу выпускник точно успеет проверить. Смотрите пример текста, который получился в конце консультации.
Пример сочинения
Такая работа имеет все шансы получить максимум баллов, если бы не один момент – малый объем. В этом сочинении 138 слов при минимуме в 150. Поэтому будет полезно закончить консультацию конкретными советами о том, что же можно сделать в такой ситуации.
Добавить вступление. Вступление – необязательная часть текста. Но оно поможет добрать объем, чтобы получить больше баллов.
Пример вступления
Увеличить объем примеров. Для этого можно добавить предложение-пересказ с дополнительными деталями. Главное, не переусердствовать и не превратить сочинение в дословный пересказ.
Пример, как увеличить объем
Также можно в примерах использовать цитаты. При этом важно помнить, что цитаты должны быть связаны с текстом примера. Они могут подтверждать пример, но не должны дублировать его смысл полностью. В противном случае эксперт не поймет, зачем одно и то же дважды повторяется разными способами. Это даст повод трактовать такое повторение как необоснованный логический повтор.
Добавить заключение. Это самый сложный в исполнении из всех приемов. Придется следить, чтобы в заключении не повторялась никакая мысль, которая уже была ранее. Иначе есть риск не повысить, а понизить баллы за сочинение – их снимут за повтор.
Пример заключения
Последнее, о чем можно напомнить ученикам в конце консультации: дописывая какие-то фрагменты в уже законченную на черновике работу, они не должны забывать о необходимости внимательно перечитать уже переделанную работу целиком. В местах изменений могут возникнуть повторы и другие речевые ошибки. Чтобы их исключить, школьник должен заранее спланировать время на проверку, иначе вновь рискует получить баллы ниже, чем заслуживает.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
