ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2021года
Профессиональные компетенции
Советы психолога

Как объяснить педагогам, для чего нужен эмоциональный интеллект, и мотивировать его развивать

Анастасия Кузнецова, ГБУ ГППЦ ДОНМ, начальник отдела взаимодействия с образовательными организациями
Одна из причин, почему педагогу важно обладать развитым эмоциональным интеллектом, – тесная связь с личностными результатами школьников. О двух других узнаете из статьи.

Представим себе человека, который с первых минут контакта располагает к себе аудиторию и создает позитивную атмосферу, моментально распознает манипуляцию и противостоит ей. Никогда не теряет самоконтроль и способность критически оценивать ситуацию, поэтому быстро адаптируется, принимает эффективные решения. Согласитесь, такой человек, в какой сфере бы он ни работал, – настоящая находка, потому что он обладает развитым эмоциональным интеллектом.

Способность различать, осознавать и контролировать свои и чужие эмоции влияет на качество нашей жизни и жизни окружающих. Эксперты в сфере образования по всему миру говорят о важности формирования этих навыков у учеников. Эмоциональный интеллект наряду с тайм-менеджментом, креативным мышлением и другими soft skills входит в круг профкомпетенций современного педагога.

Рисунок 1. Востребованные гибкие навыки педагога


Скачать

Расскажите о причинах, почему педагогу нужен эмоциональный интеллект

Чтобы помочь педагогам развивать эмоциональный интеллект, расскажите, для чего этот гибкий навык им необходим. Например, организуйте просветительский лекторий вместе с педагогом-психологом. Специалист расскажет о компонентах эмоционального интеллекта, его развитии, а вы свяжете понятие с образовательной деятельностью.

Причина 1. Учителя научатся распознавать и контролировать свои эмоции. Эмоциональный интеллект – это сумма четырех компонентов:

  • самопознание – умение понимать себя, различать свои эмоции и чувства;
  • самоконтроль – умение управлять своими эмоциями, чтобы достигать целей;
  • эмпатия – способность понимать эмоции и чувства других людей, учитывать их во взаимодействии;
  • управление отношениями – способность на основе самоконтроля и эмпатии достигать цели взаимодействия.

Порядок «слагаемых» эмоционального интеллекта имеет значение, они связаны между собой и не могут развиваться один без другого. Невозможно научиться контролировать свои эмоции, но не уметь их распознавать. Поэтому самоконтроль невозможен без самопознания. Невозможно научиться понимать чувства других и не понимать свои – без самоконтроля невозможна эмпатия. И нельзя научиться управлять отношениями без эмпатии. Поэтому формирование и развитие эмоционального интеллекта всегда начинается с распознавания своих эмоций и чувств и идет по восходящей к управлению отношениями.

Рисунок 2. Компоненты эмоционального интеллекта


Скачать

Причина 2. Педагоги будут лучше понимать школьников, родителей и коллег. Развитая эмпатия помогает считывать и анализировать эмоции окружающих.

Например, по сочетанию признаков учитель с развитой эмпатией сможет вычислить среди учеников того, кто показывает низкие результаты из-за психологического дискомфорта, выявить причины дискомфорта и устранить их. Неэмпатичный же педагог в этой ситуации будет продолжать биться о стену, винить в неуспехе себя или школьника. Такое развитие событий не пойдет на пользу ни учителю, ни ребенку.

Еще развитая эмпатия и ее следствие – навык управления отношениями – помогают сгладить стрессогенную обстановку и свести к минимуму количество конфликтов. Учитель, который умеет грамотно выстраивать отношения, не столкнется с давлением родителей, агрессией учеников и непониманием коллег. А значит, свои психологические и физические ресурсы направит на работу, а не на склоки.

Причина 3. Эмоциональный интеллект связан с личностными результатами. Понятия «эмоциональный интеллект» нет во ФГОС. Но практически все личностные результаты, которых должны достигать школьники, невозможны без сформированного эмоционального интеллекта. Посмотрите в таблице пример компонентов эмоционального интеллекта, которые нужны, чтобы школьники достигали личностных результатов.

Таблица. Соответствие компонентов эмоционального интеллекта личностным результатам

Нельзя научить тому, чего не умеешь сам. Именно поэтому, прежде чем начать формировать эмоциональный интеллект школьников, педагог должен сформировать навыки у себя.

Предложите маркеры, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта

Чтобы начать работу с уровнем эмоционального интеллекта педагогов, нужно оценить актуальный уровень его развития. Это можно сделать при помощи онлайн-тестов или карточек с маркерами.

Маркеры уровня эмоционального интеллекта

Не задумывается о чувствах других людей или не придает им значения: «Ну какая может быть любовь у подростков?! Глупости одни!»;
склонен к чрезмерной рационализизации: «Какие чувства? Просто всем так
удобно
»;
в своих неудачах обвиняет других: «С этими людьми невозможно работать, они ничего не понимают»;
часто обижает людей и упрекает их в их чувствах: «А что я такого сказал?», «Подумаешь, какие мы нежные...», не может поддерживать прочные связи, нет друзей в коллективе;
спорит «до последней капли крови», если проигрывает, отказывается принять чужую точку зрения: «Тогда мне с вами больше не о чем говорить!»;
подавляет и скрывает свои эмоции и чувства, из-за этого проявляет агрессию «на ровном месте».
Дифференцирует свои чувства и эмоции, называет вещи своими именами: «Мне небезразличен этот человек, поэтому я острее реагирую на его замечания, чем они того стоят»;
способен сделать паузу между эмоцией и реакцией, выбрать эффективную стратегию: «Я чувствую раздражение и понимаю, что он хочет вывести меня из терпения, провоцирует конфликт, – отвечу шуткой и сведу спор на нет»;
неконфликтный, легкий в общении человек, во взаимодействии предпочитает обходить острые углы.
Может назвать словами большой спектр своих чувств, объяснить другому, что чувствует: «Я не ожидал, что это произойдет, не был готов к такому повороту и сейчас растерян»;
всегда, когда это необходимо, умеет отказать твердо, но не обидно: «Я понимаю, что тебя это расстраивает. Но мы договорились о правилах раньше, я не могу согласиться»;
интересуется другими людьми и умеет проявить этот интерес: «Когда мы виделись последний раз, ты был увлечен дайвингом, тебя так это вдохновляло! А как теперь?»;
искренне радуется за других и умеет это показать: «Очень впечатлен твоими результатами! Было понятно, что ты справишься, но чтобы так эффектно!..»;
быстро адаптируется к изменениям, «не застревает» на проблемах, берет на себя ответственность.

Скачать

Объясните, как развивать эмоциональный интеллект

Обсудите с педагогами, как развивать эмоциональный интеллект. Подключите педагога-психолога, пусть проведет тренинг, расскажет о техниках.

Шаг 1. Научиться осознавать и контролировать свои эмоции. Поможет дневник, чтобы каждый день записывать свои чувства, переживания и связанные с ними события.

Еще одна техника – вербализация, то есть проговаривание, эмоций. Это поможет понять собственные чувства. Пусть педагог-психолог расскажет о дыхательных и двигательных техниках, которые позволяют приводить в норму свое эмоциональное состояние. Чтобы сформировать навык, нужно 21 повторение. А чтобы он автоматизировался, навык нужно применять постоянно.

Шаг 2. Научиться понимать эмоции и чувства других людей. Порекомендуйте учителям наблюдать в общении за коллегами и родными людьми, ставить себя на их место, примерять чужие чувства. Когда это уместно, можно задавать вопросы или делать предположения, чтобы понять состояние партнера по коммуникации: «Ты чем-то расстроен?», «Я чувствую, что тебя что-то беспокоит». Отлично развивает эмпатию прием «Немое кино». Для этого нужно отключить звук у телевизора и понаблюдать за невербальными средствами выражения эмоций и чувств.

Шаг 3. Учиться осознанно влиять на эмоции и чувства других людей: мотивировать, вдохновлять, успокаивать. Пусть педагоги подбирают нужные слова и приемы, практикуются. Наиболее удачные из них фиксируют в дневнике в виде «фото события». Для этого надо описать в нескольких предложениях, чего учитель хотел бы достичь, способ, который выбрал, результат действий и доказательства этого результата.

Наблюдать прогресс по мере практики поможет ось эмоционального интеллекта. Не реже одного раза в две недели педагоги должны фиксировать точку, в которой находятся. Затем точки соединяют между собой. Чем ближе получившаяся фигура в кругу, тем гармоничнее развиваются все компоненты эмоционального интеллекта.

Рисунок 3. Ось эмоционального интеллекта


Скачать

Если учитель достаточно честен в оценке, скорее всего, окружность получится не сразу и не будет отцентрована, как на рисунке. Чем сильнее будет развиваться эмоциональный интеллект, тем ближе форма на осях будет к кругу, больше будет становиться ее диаметр.

К СВЕДЕНИЮ

Как уровень эмоционального интеллекта влияет на адаптивность

Во время пандемии удаленная работа и массовое дистанционное образование превратились в реальность, потребовали всеобщей мобилизации. Новая практика породила у всех причастных бурю чувств и эмоций, которые влияли на их адаптацию к ситуации. В результате можно наблюдать две установки: иррациональную – «Все плохо...», и рациональную – «Все по-другому...».

Первая установка – стрессогенная. Она диктует человеку позицию сопротивления, на которое тратится огромное количество энергии и сил, сопутствующие негативные эмоции и чувства захлестывают. Это признаки низкого эмоционального интеллекта. Человек транслирует отрицательную энергию вовне, вовлекает в свою воронку других людей. В итоге стресс нарастает, а сопротивляемость ему снижается. Человек становится заложником этого негатива и перестает быть способным конструктивно влиять на ситуацию. И все действительно становится только хуже. Если бы он мог понимать свои эмоции и управлять ими «на берегу», адаптироваться к обстоятельствам было бы значительно легче.

Вторая установка – здоровьесберегающая – проявилась у людей с развитым эмоциональным интеллектом. Контроль над эмоциями и чувствами, которые возникают в ответ на изменения, позволяет перевести проблему в задачу и сконцентрироваться на поиске путей ее решения. Успехи в решении новых и непростых задач вдохновляют, порождают положительные эмоции и чувства, которые транслируются окружающим. Человек быстрее адаптируется к новым условиям, становится способным сам влиять на изменения.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

2
Февраль 2021года
Образовательная деятельность
Подкаст

Как вычислить одаренного ребенка и где взять учебную мотивацию. Новый подкаст журнала

Кристина Тикарадзе, преподаватель проекта «Психолог детского коллектива», магистрант МГПУ,
Никита Голубцов, заместитель директора по информатизации МОУ – Гимназия № 2 г. Раменское,
Ирина Соловьева, директор МОУ – Гимназия № 2 г. Раменское,
Наталья Романова, главный редактор журнала
В этом выпуске подкаста редакция снова гостит в Гимназии № 2. На этот раз обсуждаем одаренных детей и учебную мотивацию. Что такое одаренность, как работать с одаренными детьми, как формировать учебную мотивацию и что делать, если ребенок не хочет учиться, – об этом и многом другом слушайте в подкасте.

Подкаст – это аудиопрограмма, которую вы можете послушать онлайн прямо в статье. Редакция решила предложить вам такой формат, чтобы «развязать руки». Ведь подкаст можно слушать фоном, когда вы занимаетесь текущими рабочими или даже домашними делами.

Выпуск 2. Об одаренных детях и учебной мотивации

 

Тайминг

 

Содержание

 0:00–0:50 Знакомимся с гостями, обозначаем круг вопросов
 00:50–3:09 Выясняем у Кристины Тикарадзе, что же такое одаренность и какого ребенка можно называть одаренным
 3:10–4:48 Обсуждаем модную концепцию «троечники успешнее отличников»
 4:48–8:30 Выясняем, каждый ли ребенок одарен и нужно ли специально искать одаренность в детях
 8:30–13:20 Пытаемся ответить на вопрос, всегда ли одаренный ребенок в школе – это плюс
 13:20–16:40 Обсуждаем, как в среднестатистической школе помочь детям развиваться и что делать, если развиваться они не хотят
 16:42–18:48 Вводим и раскрываем понятие ребенок – «норма»
 18:48–21:18 К нам присоединяется Ирина Соловьева и рассказывает, что одаренного ребенка обычно искать не нужно – его видно сразу
 21:18–28:26 Рассуждаем о подходах к планированию работы с одаренными и высокомотивированными детьми
 28:27–33:32 Кристина Тикарадзе рассказывает о видах мотивации
 33:33–38:50 Беседуем об эффекте новизны как способе мотивировать детей и пытаемся выяснить, что первично – базовые знания или мотивация
 38:51–40:10 Ирина Соловьева рассказывает о теоретическом разговоре с учеником под партой
 40:11–47:00 Обсуждаем роль учителя в формировании мотивации и приходим к выводу, что мотивированным должен быть и сам педагог. Рассказываем, к кому обратиться за помощью и делимся опытом
 47:04–50:01 Выясняем, что важнее в образовательной деятельности, – процесс или результат
 50:02–54:30 Говорим о возможности выбора школьников, когда и как эту возможность лучше предоставить
 54:31–61:10 Постепенно приходим к выводу, что мотивированными должны быть все участники образовательных отношений
 61:11–62:26 Подводим итоги и прощаемся

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

2
Февраль 2021года
Образовательная деятельность
Формы работы

Карты контроля уроков, чтобы проверить, как педагоги развивают функциональную грамотность школьников

Никита Голубцов, заместитель директора по информатизации МОУ – Гимназия № 2 г. Раменское,
Натали Кужель, редактор-эксперт журнала
В 2021 году 15-летние школьники примут участие в международном исследовании по оценке качества образования PISA. С помощью инструментов в статье проверите, как учителя развивают математическую, естественно-научную и читательскую грамотности.

Международная программа PISA-2021 пройдет по трем основным направлениям формирования функциональной грамотности: читательская, математическая и естественнонаучная грамотности. В новом цикле исследования основное внимание будет уделено математической грамотности. Воспользуйтесь готовой картой контроля, которая поможет проверить, как учителя формируют и развивают математическую грамотность школьников. Чтобы оценить, насколько качественно педагоги сформировали у школьников читательскую и естественнонаучную грамотности, смотрите готовые карты контроля работы учителей в конце статьи.

Организуйте заседания методобъединений

В феврале посетите заседания методобъединений. На них руководители должны рассказать педагогам об оценке функциональной грамотности в контексте грядущего международного исследования. Порекомендуйте руководителям методобъединений сделать акцент на основных изменениях в исследовании.

Основное направление программы PISA-2021 – математическая грамотность. Исследование будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят школьников к использованию математики во всех аспектах их жизни. Особое внимание в заданиях уделят использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

Ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» в концепции по математике исследования PISA-2021 стало математическое рассуждение. Чтобы решить проблему, математически грамотный школьник сначала должен увидеть ее математическую природу, которая представлена в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики. Ученик может сделать это с опорой на свои предметные математические знания. Такие преобразования потребуют от ребенка математических рассуждений. Предложите руководителям на заседаниях методобъединений воспользоваться схемой, чтобы пояснить педагогам основу исследования в направлении математической грамотности. Посмотрите структуру на рисунке ниже.

Рисунок 1. Структура концепции по математике PISA-2021


Скачать

Еще в оценке математической грамотности выделены четыре темы, на которые следует обратить внимание педагогов. Для каждой содержательной области математики в PISA-2021 выделено по одной теме. Посмотрите выше на рисунке 2 содержательные области математики и важные темы в грядущем исследовании.

Рисунок 2. Четыре ключевые темы в оценке математической грамотности PISA-2021


Скачать

В оценке читательской и естественнонаучной грамотности в программе PISA-2021 по сравнению с предыдущим циклом исследования существенных изменений нет.

ВАЖНО

Основные направления формирования функциональной грамотности:
читательская грамотность;
математическая грамотность;
естественнонаучная грамотность.

Дополнительные направления:
финансовая грамотность;
решение проблем;
глобальные компетенции;
креативное мышление

Проверьте, как учителя формируют функциональную грамотность

Проконтролируйте, как педагоги на уроках развивают функциональную грамотность учеников. Используйте для этого карты контроля работы учителей. Инструмент контроля может быть единым для всех направлений. Но удобнее разработать отдельные карты контроля по разным компонентам функциональной грамотности. Выдайте карту руководителям ШМО, чтобы они заранее проанализировали работу педагогов. Пусть разъяснят учителям критерии анализа и задания, которые нужно будет включить в содержание уроков.

Чтобы оценить, насколько качественно педагоги сформировали у школьников математическую грамотность, воспользуйтесь готовой картой контроля. В карте два вида задания – по требованиям PISA и по ФГОС. Ведь с 2019 года Рособрнадзор добавил к оценке по ФГОС оценку на основе международных исследований.

В исследовании PISA математическую грамотность рассматривают по трем аспектам: математический процесс, предметное содержание, контексты задач. Поэтому критерии оценки в карте также разделены по трем блокам. Оцените каждый показатель в карте баллом. Для этого воспользуйтесь шкалой оценки.

После контроля обработайте результаты. Подсчитайте итоговый балл, как сумму баллов по всем показателям в карте. Сравните его с максимальным баллом в карте и сделайте выводы с помощью ключа.

Карты контроля

Вместо синего текста введите свои данные. Скачать карты вы можете, нажав 

Сделайте выводы

Если педагог набрал мало баллов, значит, он не умеет или не знает, как формировать функциональную грамотность учеников. Спланируйте работу по повышению квалификации учителей.

Еще разработайте программу по развитию функциональной грамотности. Выберите ответственного, который будет отвечать за ее реализацию. Поручите ему на первом этапе проанализировать учебно-методические материалы, которые используют учителя. Пусть проконсультируется с педагогами и руководителями ШМО и предложит вам список учебных материалов нового поколения, которыми можно обеспечить учителей.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК