
Марафон инноваций, или 24 педагогические идеи, чтобы мотивировать школьников и самих себя
Предложите педагогам использовать новые приемы работы в необычном формате. Это календарь с педагогическими идеями, который поможет начать учебное полугодие с чего-то нового. Педагогические идеи в календаре представлены в виде карточек. Всего карточек 24, учителя могут использовать их как самостоятельно, так и в рамках Марафона педагогических инноваций.
Организуйте консультацию для педагогов
Вместе с руководителями методобъединений организуйте для педагогов методическую консультацию по работе с разномотивированными школьниками. Помогут материалы статьи>>
Предложите карточки с педагогическими идеями. Часть идей можно использовать единоразово, как педагогический прием. Другая группа – идеи, которые помогут изменить подход, выбрать новый способ общения, планирования урока или организации пространства. Идеи из карточек могут показаться учителям простыми или избитыми, но это апробированные в школьной практике приемы, которые помогают повлиять на учебную мотивацию школьников. Постарайтесь донести эту мысль до педагогов. То, что кажется простым и неэффективным, на деле меняет ситуацию в классе, помогает мотивировать школьников и улучшить образовательные результаты.
Проведите Марафон педагогических инноваций
Чтобы все педагоги школы попробовали внедрить новое в работу, проведите в школе Марафон педагогических инноваций. На время марафона предложите педагогам ежедневные задания. Посмотрите четыре варианта тематических недель для марафона.
Четыре варианта для Недели педагогических инноваций
В учительской, специальном разделе на сайте школы или онлайн-сервисе разместите календарь марафона. Педагоги ежедневно будут выбирать одну из двух «идей дня» и вводить в практику. Это своеобразный вызов для учителей – не пропускать идеи, внедрять их на каждом уроке. Попросите педагогов делать заметки, наблюдать, какой эффект оказала реализация той или иной идеи на школьников.
Начать марафон можно в любой день недели любого месяца. Вы можете спланировать не одну, а несколько тематических недель до конца учебного года, чтобы все учителя могли использовать максимальное количество новых приемов в работе. Еще важно обсуждать результаты каждой недели. Поручите руководителями методобъединений по итогам марафона провести встречи с учителями, обсудить на них, что удалось, что не подошло, какие практики оказались наиболее удачными, что можно включить в работу на постоянной основе.
Используйте карточки для индивидуальной работы
Идеи в календаре не только помогают повысить учебную мотивацию школьников, но и дают педагогам стимул к саморазвитию. Учителя спланируют свою деятельность, внедрят новые форматы работы. Также вы можете использовать календарь как средство внутрикорпоративного обучения педагогов. Для этого поручите руководителям ШМО подобрать для каждого педагога методобъединения карточки, идеи из которых он затем должен будет применить на уроках.

Соберите карточки с приемами, необходимые вам для работы.
1. Нажмите на карточку с названием приема, чтобы посмотреть описание.
2. Чтобы добавить мероприятие в свой список, нажмите на кнопку «Добавить» в окошке с описанием. Прием сохранится внизу, под всеми карточками.
3. Нажмите на ⊗ в правом верхнем углу, чтобы свернуть окошко и перейти к следующему приему.
4. Чтобы распечатать карточки, которые вы выбрали, нажмите на кнопку «Печать» внизу списка
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Консультация для педагогов по проектной деятельности «Как помочь школьникам защитить проект»
Попробуйте внедрить в работу с педагогами формат методических консультаций. На январской консультации расскажите, как проконтролировать, готовы ли проекты школьников к защите, и помочь учениками избежать ошибок. Поможет готовый конспект консультации. После встречи выдайте учителям шпаргалку, которая напомнит им, как помочь школьникам подготовить проект к защите.
Какие материалы включает консультация
В конспекте консультации три части: мозговой штурм, теоретическая и практическая части. В начале встречи предложите педагогам задание – заполнить вопросник по теме консультации. Задание поможет настроить учителей на восприятие теоретической информации по теме встречи. Посмотрите ниже пример вопросника.
ПРИМЕР. Вопросник для обсуждения с педагогами пред мозговым штурмом
– Назовите этапы реализации учебного проекта.
– Верно ли утверждение: каждый этап проекта должен иметь свой конкретный продукт?
– Что такое паспорт проекта?
– Какую функцию выполняет учитель в период выполнения учебного проекта?
– Какие критерии оценки на защите учебного проекта вам известны?

10 мин
Конспект консультации. Мозговой штурм
В начале консультации предложите педагогам одно из заданий на выбор. На задание отведите не более 10 минут.
Первый вариант задания. Попросите педагогов обозначить основные ошибки, которые допускают дети при подготовке проекта к защите и на защите работ. Ошибки распределите по группам. Например, ошибки по форме представления материалов, по содержанию работы, по оформлению и т. п. Посмотрите образец формы для первого варианта задания ниже.
Второй вариант задания. Предложите педагогам обсудить общие основы проектной деятельности и школьное положение об учебном проекте. В локальном акте должны быть ответы на следующие вопросы: как оформить материалы проекта, что представить в паспорте проекта, как будет проходить защита проекта, какова роль руководителя проекта, критерии выполнения проекта. Если педагоги не знакомы с положением, разберите документ на консультации. Если такого положения нет в вашей школе, тогда вместе с педагогами разработайте критерии выполнения учебного проекта на консультации. Этот вариант работы потребует много времени, поэтому задание по разработке критериев дайте педагогам как домашнее.

40 мин
Конспект консультации. Теоретическая часть
ФГОС ставит перед педагогами задачу – развивать у детей навыки проектной деятельности. Учителю важно уметь направлять школьника в такой деятельности и учить его контролировать результаты. Школьники выполняют учебный проект самостоятельно под руководством учителя. Причем самому педагогу сначала нужно научиться не только контролировать основные этапы работы ребенка над проектом, но и помочь найти ошибки в своей работе еще на этапе подготовки. Результаты выполнения проекта должны отражать сформированность коммуникативных навыков, навыков проектной деятельности, критического мышления, способность к аналитической и интеллектуальной деятельности, навык самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач.
Структура паспорта учебного проекта
Учебный предмет
Тема проекта
Автор
Класс
Руководитель
Сроки выполнения
Проблема
Актуальность темы
Цель и задачи
Гипотеза, объект и предмет, если проект исследовательский
Предмет, если проект информационный или практико-ориентированный
Методы
Продукт
Результат
Список литературы
Ключевые понятия проектной деятельности. Школьники должны знать терминологию проектной деятельности: что такое учебный проект, паспорт и продукт учебного проекта. Если это исследовательский проект – гипотеза, объект, предмет. Порекомендуйте педагогам дать ученикам перспективное задание на изучение понятий темы «Проектная деятельность». Так учитель поможет школьнику избежать ошибок в дальнейшей работе над проектом. Раздайте педагогам готовую форму, которую они смогут выдать школьникам и последовательно заполнять ее на занятиях проектной деятельностью. Образец формы смотрите в конце статьи. Пусть педагоги самостоятельно дополнят форму терминами, если это необходимо.
Этапы работы. Основной критерий оценки эффективности этапов работы над проектом для ученика – промежуточный результат на каждом из них. Так руководитель проекта контролирует деятельность школьника. На подготовительном этапе учитель проверяет, есть ли у школьника план работы над учебным проектом. На втором этапе – наличие продукта учебного проекта. Третий этап – защита проекта. Учитель не только контролирует, но и помогает решать проблемы, которые возникают при реализации индивидуального плана работы школьника. Выдайте педагогам шпаргалку, которая поможет по контрольным точкам проверить, как ученик выполняет учебный проект. Разъясните учителям, насколько важна педагогическая и методическая помощь школьнику при выполнении учебного проекта.
Паспорт проекта и презентация. Паспорт учебного проекта должен быть четким, в нем ученик минимально описывает проект. Структуру паспорта проекта определите самостоятельно и закрепите локальным актом. Федеральных норм нет, поэтому структуру каждая школа выбирает самостоятельно. Посмотрите примерную структуру паспорта учебного проекта слева. Если в вашей школе есть дополнительные требования, включите их в структуру. Школьник заполняет паспорт учебного проекта по алгоритму. Сначала он знакомится с пунктами паспорта в электронном виде. Далее заполняет организационные пункты 1–6, 13 паспорта и представляет руководителю. После наполнения пунктов 7–9 школьник отдает частично заполненный документ педагогу на согласование. Остальные пункты ученик оформляет по мере реализации плана работы над учебным проектом.
Защита проекта. Обсудите с педагогами критерии оценки результативности проекта в школьным положении об учебном проекте. Если такого документа в школе нет, то учитель самостоятельно определяет критерии оценки и знакомит школьников с ними на вводном занятии. На защите ученик может использовать разные средства презентации продукта проектной деятельности. Главное – привлечь внимание всех присутствующих на защите к теме, обозначить результат и подчеркнуть, что проект он выполнил самостоятельно. Напомните учителям, что на защите они должны эмоционально поддержать школьника, помочь ему сосредоточиться. Еще педагог должен проверить технические средства, которые ученик будет использовать для презентации продукта проекта.
Анализ деятельности. Когда ученик прошел все этапы учебного проекта, проанализируйте деятельность и школьника, и педагога. Пусть руководитель проекта укажет положительные стороны работы и проблемы, которые возникли. Выдайте педагогам вопросник, по которому ученик сможет провести анализ проектной деятельности и высказать свое мнение. Посмотрите пример вопросника.
ПРИМЕР. Вопросник для самоанализа деятельности школьника при выполнении учебного проекта
– Выбор темы и проблемы проекта – самостоятельное решение или совместное с руководителем?
– Какие трудности возникли при выполнении проекта?
– Что интересного узнал(а) по учебному предмету?
– Что не успел(а) выполнить и почему?
– Можно ли этот проект продолжать и почему?
– Как ты думаешь, нужно ли выполнять проекты в школе?

15 мин
Конспект консультации. Практическая часть
Важно, чтобы педагоги, особенно те, кто еще не руководил проектной деятельностью, попробовали сразу после консультации выстроить этапы помощи школьникам в подготовке проектов к защите. Поэтому предложите в конце встречи учителям два задания.
Первое задание педагоги должны выполнить сразу после вашего выступления. Пусть составят технологическую карту или план занятия с детьми в рамках подготовки проекта к защите. Порекомендуйте учителям взять за основу критерии оценки результативности учебного проекта. Именно они помогут выстроить в плане темы занятий. Попросите учителей указать временной интервал каждого пункта плана. Посмотрите примерный план вводного занятия с детьми о проектах.
Примерный план вводного занятия с учениками в рамках подготовки учебного проекта | |
1. Организационный момент – проверка готовности школьников к занятию. |
Второе задание для педагогов – запланировать и провести с учениками вводное занятие или блок занятий. Выполнить задание педагогам поможет форма с этапами помощи школьникам в подготовке к защите. Посмотрите образец готовой формы ниже. В форме педагог указывает варианты своей деятельности на каждом этапе или дополняет уже указанные, а также прописывает планируемые сроки реализации каждой контрольной точки.
Материалы для педагогов

Кликните на кнопку с названием документа. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Токсичные учителя. Как их нейтрализовать, чтобы сберечь нервы себе и коллегам
«Токсичность» – слово, которое мы привыкли слышать об отравляющих веществах. Но в последние годы этот термин психологи часто применяют и в отношении качеств человека. Токсичные люди заметно ухудшают эмоциональную атмосферу, климат в отношениях, как будто «отравляют» своим присутствием любое мероприятие и взаимодействие. Они пытаются уязвить, задеть, подчинить, обидеть других. Токсичный человек – генератор негативных и неконструктивных эмоций, он может нанести реальный вред любому коллективу, в том числе и школьному.
Весь негатив токсичные люди выплескивают наружу. Их высказывания, оценки и комментарии могут вызывать тревогу, обиду и гнев у остальных работников, испортить настроение и спровоцировать конфликт. Токсичный сотрудник демотивирует. С ним не хотят сотрудничать. А если он при этом достаточно компетентен, его комментарии и высказывания другие члены коллектива могут воспринять как прямое указание к невыполнению обязанностей или недовольству администрацией.
Токсичное поведение продуцирует конфликты, в том числе с теми сотрудниками, кто обычно в деловых отношениях конфликтов избегает. Токсичные люди негативно трактуют намерения и действия остальных, скрывают или искажают значимую информацию, манипулируют эмоциями, передергивают факты. Они разваливают общее дело. Токсичный коллега не дает договориться и прийти к общему решению. Он цепляется к мелочам, не дает расставить приоритеты, откладывает или игнорирует выполнение своей части обязанностей. И, как следствие, такие люди провоцируют увольнения. Из-за нежелания находиться в негативной атмосфере и иметь отношения с токсичным коллегой другие сотрудники могут сменить место работы или стать менее вовлеченными.
помогут вычислить токсичного сотрудника
Убедитесь, что столкнулись с токсичностью
Токсичные люди могут скрываться под маской заботливого и участливого человека. Еще токсичность можно перепутать с единичными приступами паники, недовольства или уныния. Есть восемь признаков «отравляющего» поведения. Если обнаружили хотя бы три из них одновременно у одного коллеги, не сомневайтесь – перед вами токсичный человек, которого нужно уметь нейтрализовать.
Требует к себе особого отношения. Любой коллега всегда ему что-то должен. Ему надо помочь, понять, успокоить, он выскажется, у него накипело, его надо подождать. При этом партнер по общению не может сделать то же самое: он должен потерпеть, сдержаться, смолчать, утешить, не торопить. Обязанности во взаимодействии с токсичным сотрудником всегда несимметричны: он должен якобы получить больше, чем партнер.
Устойчиво недоволен. Не смолчит. Повод для недовольства и жалоб находит легко. Все не так, все «не слава Богу». Озвучивает недостатки, ищет виноватых, комментирует ошибки, принижает достижения других. Всегда видит ложку дегтя в бочке меда: дали стимулирующую надбавку – «мало», сказали спасибо – «давно бы так», традиционное мероприятие – «хоть бы что новое придумали», новые идеи – «и зачем что-то выдумывать».
Не уважает личные границы других людей. Дает непрошеные советы, оценивает. Часто делает это под видом заботы: «для вашего блага», «вы, может, не знаете», «а то они на вас ездят».
Объясняет свои ошибки или недостатки своими достоинствами. Всегда готов себя оправдать: «я так тщательно все делаю, что не успеваю в срок», «я к ней как к родной». В коллегах же, наоборот, видит и преувеличивает недостатки и преуменьшает достоинства.
Избегает персональной ответственности. Перекладывает вину за свои ошибки на других или на обстоятельства.

ВАЖНО
Справиться с токсичным сотрудником помогут рабочие границы и несложные правила
Тратит рабочее время на негатив. Любит поговорить о том, как все плохо. При этом на дела время у такого человека в дефиците, а на негативные эмоции хватает.
«Консервирует» проблему, а не решает ее. Может годами жаловаться на одно и то же. Не привыкает к проблеме, не перестает о ней зудить, но и не решает ее.
Взаимодействие с ним вызывает негативные эмоции. Общаться с токсичным человеком неприятно. От общения возникает ощущение усталости, обиды, тревоги, даже если кажется, что он не сказал «ничего такого».
Определите, с кем имеете дело
Токсичные сотрудники бывают разных типов в зависимости от того, какие черты личности и поведения у них выражены наиболее отчетливо. Чтобы правильно выстроить взаимодействие, определите, с кем столкнулись. Нейтрализовать токсичного коллегу помогут правильные вопросы и высказывания. Когда задаете такой вопрос или говорите фразу, обязательно дайте коллеге ответить. Так вы покажете остальным членам коллектива, что готовы к диалогу, а токсичному коллеге не оставите пространства для маневра. Посмотрите карточки с типами токсичных коллег и приемами нейтрализации.
На ближайшем педсовете или семинаре для сотрудников понаблюдайте за дискуссией педколлектива. Обратите внимание, после чьих высказываний атмосфера становится напряженной, возрастают возражения, выражения недовольства. Обратите внимание также, кто из сотрудников, получив ваши указания, не выражает несогласия, но дело так и не делает. Понаблюдайте в дальнейшем за теми и другими – скорее всего, это ваши токсичные работники.
Типы токсичных коллег

Кликните на кнопку с названием типа и прочитайте содержание. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Следуйте правилам в работе
Уволить токсичного коллегу из-за того, что он негативно влияет на атмосферу в коллективе, нельзя. Но его можно обезвредить. Главное в работе с такими людьми – твердо обозначить границы, быть внимательным к своим эмоциям и сфокусироваться не на проблемах, а на решениях. Если вы будете придерживаться правил, то сможете нейтрализовать негативное влияние и создать в коллективе комфортную рабочую атмосферу.
Следите, чтобы в коллективе были четко прописаны обязанности сотрудников и ясны профессиональные позиции. Четко прописывайте функционал работников. Регулярно напоминайте, что все должны следовать должностным инструкциям и профессиональной этике. Во взаимодействии с токсичными сотрудниками опирайтесь на функционал. Эмоции вкратце выслушали – и сразу вопросы и поручения по делу.
Исключите неразбериху. Это правило вытекает из предыдущего. Все обязанности должны быть четко определены. Так вы не дадите любителю подставлять свалить вину на других, а жертве возможности оправдаться. Поручаете дело группе сотрудников – поименно перечислите обязанности и сроки их выполнения.
Всегда пробуйте решить проблему «по-хорошему». С токсичным сотрудником, как и с любым человеком, сначала попробуйте проявить внимание, признать заслуги, поблагодарить за достижения. Возможно, что «токсичность» появилась в том числе как результат профессиональной усталости, разочарований.
Пресекайте комментарии личного характера. Токсичный коллега в вашем присутствии выдает негативные комментарии в адрес кого-то из коллег? Произнесите: «У нас так не принято». Узнали, что он так действует, когда вы не видите? Поговорите наедине, четко скажите, что атмосфера в коллективе для вас важна и вы настоятельно просите не делать замечания коллегам, говорить только о самом себе, а если без этого никак не обойтись, то начинать со слова «я» и описания собственных действий.
Давайте токсичному работнику больше персональных поручений. Желательно, чтобы это были поручения, для выполнения которых не нужно взаимодействовать с коллегами или взаимодействовать минимально.
Следите за своими эмоциями. Почувствовали, что вас захватывают негативные эмоции? Мысленно представьте себя с улыбкой, вспомните свое любимое место, представьте токсичного коллегу внутри огромного воздушного шарика, который поднимается к потолку. Если беседа становится совсем трудной, используйте прием «Нейтрализация» – переключите внимание на любой яркий стимул. Громко передвиньте стул, откройте или закройте окно, смените уровень освещения, уроните ручку на пол, резко смените громкость речи. Только воздержитесь от всплеска эмоций и нервозности. Ваше внешнее самообладание – лучшая броня от токсичности.
Разделяйте личное отношение и деловые задачи. Иногда токсичные сотрудники могут вызывать жалость или чувство вины. Это признаки манипуляции. Повторите себе мысленно: «Мне не стыдно отказать (попросить, обязать), и я откажу (попрошу, обяжу)».
На педсоветах, совещаниях, встречах формализуйте общение. Ставьте временные рамки: «на обсуждение у нас 10 минут, прошу всех говорить только самое главное»; напоминайте о стиле общения: «прошу всех следовать деловому этикету». Фокусируйтесь на решениях, а не на проблемах. Проблемы и недовольство можно обсуждать до бесконечности. Коллеги начали дискуссии об этом? Ставьте условие – теперь обсуждаем это только с точки зрения того, что может улучшить ситуацию, ищем решения.
Вскрывайте манипуляции токсичных коллег. Например, скажите: «Я вижу, вы хотите, чтобы я нервничала» или «Я понимаю, почему вы так говорите». Используйте в ответ на реплики токсичных сотрудников нейтрализующие вопросы и высказывания.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
