ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2021года
Профессиональные компетенции
Формы работы

Как повысить учебную мотивацию в классе с разномотивированными детьми

Кристина Тикарадзе, преподаватель проекта «Психолог детского коллектива», магистрант МГПУ
Правительство поручило к 2021 году разработать и внедрить систему мотивации школьников. Выстраивать эту работу предстоит в классных коллективах, где собраны ученики с разными типами мотивации. В статье читайте, как повысить мотивацию в разномотивированных классах, чтобы помочь детям захотеть учиться и выполнить поручение Правительства.

Мотивация влияет на все – от академической успеваемости до психологического состояния ребенка, учителей и родителей. Когда ребенок не хочет учиться, это становится проблемой для всех вокруг. Родители не могут заставить его делать домашние задания, случаются истерики с хлопанием дверями и нервные срывы. Учителя в школе не могут заставить юного мученика отвечать на уроках. И снова скандалы, вызов родителей в школу, озлобленный и непонятый ребенок. А ребенок не может заставить себя делать то, что ему не нравится, то, в чем он не видит смысла и практической надобности.

Дети – практики, и школа должна это осознавать. Когда мы показываем какой-то прибор, первое, что они просят, – «дай я попробую». Ребенок хочет понять, интересен ли этот прибор, нужен ли он для каких-то только ему понятных целей в будущем. И только потом, если прибор пройдет контроль качества и «интересности», дети начинают задавать теоретические вопросы. В то же время школа дает огромный теоретический пласт знаний, но не объясняет, зачем эти знания. Пространные и возвышенные фразы – «для развития кругозора», «чтобы быть умными», «чтобы получить достойную и высокооплачиваемую работу» – на детей действуют как очередные нотации от взрослых. Пока еще ребенок не столкнулся с ситуацией, где ему пригодится «развитый кругозор», он не понимает, что за «достойная работа» ждет его в будущем.

В большинстве школ состав классов формируют по уровню достижений учеников. Еще есть случаи, когда дети идут в класс к конкретному педагогу. Но практически нигде не принимают во внимание учебную мотивацию. В итоге в одном классе оказываются разномотивированные дети. Возьмем собирательный образ обычного класса: пара отличников, которые готовы учиться и день и ночь, один одаренный ребенок, у которого двойки по всем предметам, кроме одного, который является его страстью, десяток хорошистов, несколько «троечников», которые довольны своим уровнем, пара двоечников и ребенок с ОВЗ, который большую часть времени был на надомном обучении. И все эти разноуровневые дети делятся на лидеров, хулиганов, пассивных и активистов. У каждого свой характер, своя жизненная история, своя ситуация. И уровень мотивации тоже разный.

Начать с наблюдения

Чтобы вылечить болезнь, надо найти и устранить ее причину, а не только симптомы. Также и с низкой мотивацией – эффективнее устранить причину нежелания учиться, чем каждый день бороться с приступами лени. Учителю придется смириться, что сделать абсолютно всех учеников класса активными и любознательными невозможно. К вопросу поднятия мотивации в разнородном коллективе надо подходить комплексно и не надеяться на моментальный устойчивый результат. У некоторых детей мотивация стабильно падала годами, и сложно быстро вернуть им непреодолимое желание познавать мир, которое было свойственно в дошкольном возрасте.

Начать стоит с наблюдения. Пусть педагог проанализирует поведение класса или отдельных учеников, которые не проявляют рвения к учебе. Задача – понять, какие причины могут снижать мотивацию детей. Это может быть что угодно: проблемы со здоровьем, отношения с одноклассниками, требовательность родителей, да даже неудобный рюкзак, из-за которого у ребенка болит голова. Отдельно педагог должен критически оценить и свою работу – возможно, он подает материал по инерции, а детям просто скучно.

На этом этапе поможет дневник наблюдений. Предложите педагогу вести его в свободной, удобной для него форме. Пусть записывает в дневник свои наблюдения и предположения относительно причин недостаточного развития мотивации школьников.


Здесь и далее кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть

Памятка для педагогов Скачать

СПРАВКА

Активное слушание (эмпатическое слушание) – техника, которая позволяет понять психологическое состояние собеседника с помощью особых приемов беседы. Слушатель активно выражает собственные переживания и соображения по теме беседы

Оценить уровень мотивации школьников

Когда педагог сделает первые выводы с помощью дневника наблюдений, можно переходить к активным действиям. На этом этапе учитель должен сопоставить свои наблюдения с реальной картиной, чтобы подтвердить или опровергнуть их.

Классный час. Пусть классный руководитель начнет с дружеского классного часа, без разбора полетов. Это должна быть честная беседа о проблемах в обучении, предположениях, что стало причиной проблемы. Хорошо, если учитель расскажет о своих переживаниях с помощью Я-высказываний, а также использует технику активного слушания. Посмотрите памятку с приемами этой техники. Они помогут вовлечь учеников в поиск решения проблемы и покажут, что учитель здесь не чтобы ругать, а чтобы помочь.

Памятка для педагогов Скачать

Оценка уровня мотивации. Оценку учитель может провести самостоятельно или подключить педагога-психолога, если в школе есть такой специалист, чтобы оценка была объективной. Если же психолога в школе нет, то предложите педагогу использовать специальные методики. Например, методику оценки уровня школьной мотивации
Н.Г. Лускановой. Скачайте методики ниже.

СОВЕТ. Полезно отслеживать уровень мотивации не только школьников, но и педагогов. В большинстве школ руководители не имеют представления о действительном уровне мотивации своих сотрудников. Если вы начнете измерять мотивацию, то научитесь ею управлять, а это в перспективе избавит школу от проблемы профессионального выгорания педагогов.

Анкетирование. Выявить, что стало причиной снижения учебной мотивации, поможет анонимное анкетирование. Удобнее всего провести его в онлайн-формате, например через Google Forms или Onlinetestpad. Дети больше доверяют обезличенным сервисам, чем бумажным анкетам, поэтому результаты анкетирования будут более объективными.

Содержание опросника можно обсудить с учениками, предложить им самим придумать формат и вопросы или взять готовый вариант.

Анкета для учеников «Почему снижается мотивация к учебе»

Открытый вопрос
Открытый вопрос
На этот вопрос ученики отвечают в свободной форме. Если проводите анкетирование по этому образцу, предварительно проговорите с учениками, что хотите получить в этом вопросе. Они должны понимать, что неправильного ответа нет, подойдет любой ответ, даже невыполнимый на первый взгляд
Уровень успеваемости
Уровень успеваемости
Это необязательный вопрос. Но он интересен с точки зрения самооценки школьников. Анкетирование анонимное, но вы сможете примерно сопоставить уровень успеваемости учеников и их ответы

Образец Бланк

В целях эксперимента этот опросник мы предложили группе учеников Москвы и регионов, чтобы не привязывать результаты к конкретной школе или субъекту. Опрос провели при помощи сервиса Onlinetestpad. Посмотрите результаты.

Результаты опроса

Кликните на картинку, чтобы посмотреть ее в полном размере

Скачать

Проанализировать результаты и дифференцировать подход

Когда общая картина уровня мотивации каждого ученика в классе ясна, возникает проблема: как разбудить познавательный интерес у детей с низким уровнем мотивации и не потерять при этом тех, у кого она на высоком уровне. Ведь в большинстве случаев нет возможности разделить класс на группы по уровню мотивации.

Универсального ответа на этот вопрос нет. Как нет и двух одинаковых классов с одинаковым набором мотивационных проблем учеников. Поможет дифференцированный подход. Посмотрите карточки с характеристиками школьников по типу мотивации и рекомендации, которые помогут педагогам организовать работу.

    Карточка 1. Школьники с низкой мотивацией

 

Общая характеристика

 Медлительные дети, быстро утомляются. Они не хотят учиться и узнавать что-то новое. Требуют индивидуального подхода, дополнительных заданий, подробных инструкций, многократного повторения. Низкий уровень аналитического мышления, не способны к творческому обобщению. Периодически появляется желание учиться, но быстро пропадает при первой же ошибке. Эти дети относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают занятия неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, как следствие, фрагментарно усваивают учебный материал.
  

Старайтесь поддерживать положительную мотивацию: хвалить, акцентировать внимание на сильных сторонах и успехах.
Давайте задания, которые соответствуют уровню знаний учеников. Важно создать ситуацию успеха.
Поддерживайте дружескую атмосферу, будьте внимательны к ребенку.
Постарайтесь оказать эмоциональную поддержку. Иногда может требоваться психологическая помощь.
Обсудите с родителями перевод на индивидуальный учебный план, если ребенок не справляется.
Ученики с низким уровнем мотивации любят выполнять несложные задания, которые у них хорошо получаются. Например, искать информацию в таблицах, учебнике, составлять интеллект-карты, делать рисунки по теме урока. Начните с самых простых заданий, постепенно повышайте сложность.
Используйте упражнение «Автор». Задайте детям вопросы: «Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему и необходимость ее изучения?», «Какие 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни вы можете назвать?». В ходе такой игры дети сами приходят к выводу о необходимости изучения темы или предмета, находят неожиданные точки опоры для внутренней мотивации – сильнейшего двигателя академической и жизненной успешности.
Распечатайте шутливые одноразовые сертификаты на освобождение от домашнего задания, зачета и других форм контроля. Для этого надо заблаговременно продумать и обсудить с учениками критерий оценивания, что нужно сделать, чтобы получить сертификат.
Заведите «защитный лист». Перед каждым уроком на стол кладите лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Этот прием позволяет переложить ответственность за процесс обучения на учеников. Сохраняйте листы, чтобы держать ситуацию под контролем. Дети не должны злоупотреблять записями в «защитном листе».
Введите «кредит доверия». В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать на следующих занятиях, что вы дали ему «кредит доверия» не зря.
Скачать карточку

    Карточка 2. Школьники со средним уровнем мотивации

 

Общая характеристика

 Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, усваивает основное в программе. Самостоятельно решает типовые задачи, внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля. Сосредоточен, если ему интересно. Готовится к урокам, дружит со многими детьми в классе. Дети со средним уровнем мотивации нестабильны: могут как потерять мотивацию, так и быстро ее повысить.
  

Периодически повышайте сложность заданий, чтобы ребенок не потерял интерес. Потеря интереса для среднемотивированного ребенка автоматически приведет к снижению уровня учебной мотивации.
Давайте больше ответственных поручений. Важно, чтобы поручения были выполнимыми, чтобы создать ситуацию успеха и подкрепить уверенность ребенка в своих силах. Например, шефство над одноклассниками, которым нужна помощь в учебе.
Контролируйте уровень мотивации ученика. Не позволяйте скучать, отсиживаться, привлекайте к работе. Так вы не «упустите» потенциально успешного школьника.
Так же, как и для детей с низким уровнем мотивации, ученикам со средним уровнем важно напоминать, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости. Попробуйте дополнительные задания, которые могут увлечь ребенка, пусть и вне программы, не на отметку. Проведите урок-тренинг.
Такие ученики уже умеют не только находить, но и правильно использовать нужную информацию, составлять алгоритм действий. Поэтому предлагайте задания на анализ, сравнение, систематизацию информации.
Апеллируйте к жизненному опыту детей. Обсуждайте с учениками хорошо знакомые им ситуации. Отберите ситуации, суть которых можно понять, если освоить материал урока. Ситуация должна быть действительно жизненной, а не надуманной. Ученики увидят, что могут применить знания в практической деятельности. Привязка к практике всегда работает как мощный мотиватор.
Дайте детям работать самостоятельно. Они должны почувствовать, что предыдущий уровень неуспешности уже позади и они могут выполнять задания без помощи взрослого. Всегда давайте отзыв на самостоятельные работы, но постарайтесь избежать критики и сравнений результатов учеников между собой. Например, используйте стратегию «плюсирования»>>
Ставьте вместе с учениками цели по системе SMART, а также дробите эти цели на микроцели. SMART – аббревиатура понятий «конкретные», «измеряемые», «достижимые», «актуальные», «ограниченные по времени». Пусть ученики соотносят свою успешность с целями. Исследования показывают, что благодаря грамотной постановке целей, значительно возрастает внимательность и мотивация, повышается заинтересованность в достижении целей.
Скачать карточку

    Карточка 3. Школьники с высокой мотивацией

 

Общая характеристика

 У таких детей творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Они владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации. Высокомотивированные школьники положительно относятся к школе, у них есть познавательный мотив, стремление лучше всех выполнять все школьные требования. Обычно они легко усваивают учебный материал, прилежны, выполняют поручения без внешнего контроля, проявляют интерес к самостоятельной работе.
  

Не пренебрегайте положительной мотивацией, хвалите, подчеркивайте достоинства. Если не замечать успехи высокомотивированного ученика, он быстро перестанет таковым быть. Но будьте осторожны – нельзя хвалить его постоянно, соблюдайте золотую середину. Необходимо приучать ученика к мысли о возможности неудач, а наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, за которую он берется.
Давайте задания повышенной сложности. Дети с высокой мотивацией хотят справляться с такими заданиями, добиваться результатов.
Критикуйте, но аргументированно. Задавайте направление для развития способностей школьника.
Используйте нематериальное и безоценочное поощрение для высокомотивированных и успешных детей: публикации о его достижениях в школьных СМИ, фото ребенка на доске почета.
Не путайте академически успешных и одаренных школьников. Не наседайте на таких детей, позвольте развиваться в тех областях, в которых им самим хочется, даже если это не ваш предмет.
Давайте ученикам с высоким уровнем мотивации как можно больше нестандартных задач на смекалку и логику.
Составляйте с учениками портфолио, портфель их достижений. Так у ребенка всегда перед глазами успехи, которых он добился, и напоминание о проделанной работе – для высокомотивированных успешных детей это важно. Еще портфолио помогает сформировать у школьников способность к объективной самооценке.
Играйте с учениками в «Импровизации». Придумайте ситуации по теме урока, лучше смешные и необычные, и назначьте действующих лиц, которые должны будут взаимодействовать в заданных рамках. Например, продавец и покупатель в магазине на Марсе. Неформальная установка игры помогает детям раскрепоститься, а желание показать себя с лучшей стороны мотивирует изучать тему. Игра особенно хорошо подходит для изучения иностранных языков, уроков литературы или дополнительного образования. Но креативный педагог всегда может применить ее в любой ситуации и на любом предмете. Игра требует довольно обширных знаний по предмету, поэтому может быть сложной для детей с низкой мотивацией.
Скачать карточку

    Карточка 4. Одаренные школьники или школьники со смешанной мотивацией

 

Общая характеристика

 К высокомотивированным школьникам традиционно относят и одаренных детей. Но это не совсем одно и то же. Ребенок, например, может быть математически одаренным и неуспешным в других областях. Он готов часами решать сложнейшие задачи, но не прилагает никаких усилий на уроках литературы. У одаренных детей чаще всего смешанный тип мотивации. Они хотят изучать ту предметную область, в которой одарены, но не испытывают интереса к остальным предметам.
  

Если у вас или школы есть возможность, занимайтесь с учениками научной деятельностью на серьезном уровне – сотрудничайте с вузами, участвуйте в научных конференциях, публикуйте статьи учеников в журналах. Одаренным детям важно видеть, что их воспринимают серьезно.
Обсудите с родителями вариант перехода на обучение по индивидуальному учебному плану.
Критикуйте, но аргументированно. Задавайте направление для развития способностей школьника.
«Сам себе методист». Ребята с высокой мотивацией и хорошими знаниями по предмету могут самостоятельно разрабатывать задания для себя и одноклассников. Расскажите им о том, как готовить задания, какие при этом должны соблюдаться условия: возраст целевой аудитории, интересы, тема урока, развиваемые навыки.
Не путайте академически успешных и одаренных школьников. Не наседайте на таких детей, позвольте развиваться в тех областях, в которых им самим хочется, даже если это не ваш предмет.
Проводите уроки-исследования. Этот формат хорошо использовать в работе с детьми, которые одарены, но в предметной области, которую вы преподаете. Такая форма урока относится к проблемному методу обучения, который помогает повысить интерес к предмету. В начале урока поставьте проблему, для которой в течение урока ученики должны найти решение. Школьники проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т. п. На таких уроках дети заинтересованы получить конечный результат.
Дайте детям работать самостоятельно. Для одаренного школьника важно развиваться в области своих интересов. Дайте такому ученику свободу – и он удивит вас нестандартными решениями.
Всегда давайте отзыв на самостоятельные работы, но постарайтесь избежать критики. Например, используйте стратегию «плюсирования»>>
Давайте одаренным ученикам как можно больше нестандартных задач на смекалку и логику. Одаренных детей сложно удивить заданиями повышенной сложности, рано или поздно они перестают быть им интересны, так как кажутся легкими. Но нестандартные задания, межпредметные, в которых нужно сделать нетривиальный ход или предложить оригинальную идею, всегда будут привлекательными для таких учеников.

Скачать карточку

Способы мотивации разноуровневых учеников не обязательно привязывать к одному уровню. Все эти методы можно смешивать, менять и использовать комплексно в работе с одним и тем же классом или группой детей.

Использовать групповую работу

Порекомендуйте педагогам спланировать групповую работу. Делить класс на группы можно по уровню мотивации или успеваемости. Чтобы у слабых учеников не возникло проблем с самооценкой, педагог должен менять принцип, по которому объединяет школьников в группы. Например, на одном уроке разделить школьников на группы по уровню успеваемости и дать более сложные задания группе, в которую войдут ученики с более высоким уровнем. На следующем уроке – составить группы из разномотивированных или разноуровневых школьников, чтобы более успешные ученики мотивировали менее успешных. Отсутствие здорового соревнования тормозит развитие.

Также для разномотивированных школьников подходит работа в парах. Принцип объединения в пары также нужно чередовать, чтобы работа не приедалась ученикам. Здесь также поможет соревновательный момент. Педагог в групповой или парной работе руководит процессом, консультирует школьников. Здесь важно не транслировать готовое знание, а помочь ученикам развить уверенность в себе и своих силах, навыки командной работы и автономности от педагога.

Использовать технологию сопричастного проектирования

Привлеките школьников к решению проблемы. Вместо критики и попыток заставить что-то делать, предложите педагогам применить принципы сопричастной деятельности, чтобы разработать образовательный маршрут для каждого ученика. Совместная деятельность повышает ответственность. Совместный поиск решения подогревает интерес детей, помогает поддерживать положительный результат, которого достигли в процессе.

Рекомендуйте учителям включить в индивидуальные образовательные маршруты практику публичных выступлений. Многие дети теряют мотивацию из-за страха перед ними. Для таких учеников каждый вызов к доске – стресс. Они боятся, что ответят неправильно, что их засмеют одноклассники или педагог. Пусть учителя спланируют беседы на актуальные и интересные для детей темы. В ходе таких бесед должны быть разные позиции, взгляды, точки зрения, но не должно быть правильных и неправильных ответов, на этом нужно акцентировать внимание класса.

 

Методики для оценки уровня мотивации

 

Определение типа учебной мотивации▼

Методика диагностики направленности учебной мотивации▼

Оценка уровня школьной мотивации▼

К СВЕДЕНИЮ

Сопричастная деятельность в школе

Сопричастная деятельность, или сопричастное проектирование, активно применяется в оценке и редизайне школьных пространств, когда дети вместе с учителями и администрацией разрабатывают проект пространства школы и участвуют в его редизайне. Исследования показали, что такие пространства в дальнейшем не только становятся любимыми среди школьников, но и повышают мотивацию, снижают уровень буллинга и вандализма. Никто не хочет портить то, что создал сам.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.