
Как повысить учебную мотивацию в классе с разномотивированными детьми
Мотивация влияет на все – от академической успеваемости до психологического состояния ребенка, учителей и родителей. Когда ребенок не хочет учиться, это становится проблемой для всех вокруг. Родители не могут заставить его делать домашние задания, случаются истерики с хлопанием дверями и нервные срывы. Учителя в школе не могут заставить юного мученика отвечать на уроках. И снова скандалы, вызов родителей в школу, озлобленный и непонятый ребенок. А ребенок не может заставить себя делать то, что ему не нравится, то, в чем он не видит смысла и практической надобности.
Дети – практики, и школа должна это осознавать. Когда мы показываем какой-то прибор, первое, что они просят, – «дай я попробую». Ребенок хочет понять, интересен ли этот прибор, нужен ли он для каких-то только ему понятных целей в будущем. И только потом, если прибор пройдет контроль качества и «интересности», дети начинают задавать теоретические вопросы. В то же время школа дает огромный теоретический пласт знаний, но не объясняет, зачем эти знания. Пространные и возвышенные фразы – «для развития кругозора», «чтобы быть умными», «чтобы получить достойную и высокооплачиваемую работу» – на детей действуют как очередные нотации от взрослых. Пока еще ребенок не столкнулся с ситуацией, где ему пригодится «развитый кругозор», он не понимает, что за «достойная работа» ждет его в будущем.
В большинстве школ состав классов формируют по уровню достижений учеников. Еще есть случаи, когда дети идут в класс к конкретному педагогу. Но практически нигде не принимают во внимание учебную мотивацию. В итоге в одном классе оказываются разномотивированные дети. Возьмем собирательный образ обычного класса: пара отличников, которые готовы учиться и день и ночь, один одаренный ребенок, у которого двойки по всем предметам, кроме одного, который является его страстью, десяток хорошистов, несколько «троечников», которые довольны своим уровнем, пара двоечников и ребенок с ОВЗ, который большую часть времени был на надомном обучении. И все эти разноуровневые дети делятся на лидеров, хулиганов, пассивных и активистов. У каждого свой характер, своя жизненная история, своя ситуация. И уровень мотивации тоже разный.
Начать с наблюдения
Чтобы вылечить болезнь, надо найти и устранить ее причину, а не только симптомы. Также и с низкой мотивацией – эффективнее устранить причину нежелания учиться, чем каждый день бороться с приступами лени. Учителю придется смириться, что сделать абсолютно всех учеников класса активными и любознательными невозможно. К вопросу поднятия мотивации в разнородном коллективе надо подходить комплексно и не надеяться на моментальный устойчивый результат. У некоторых детей мотивация стабильно падала годами, и сложно быстро вернуть им непреодолимое желание познавать мир, которое было свойственно в дошкольном возрасте.
Начать стоит с наблюдения. Пусть педагог проанализирует поведение класса или отдельных учеников, которые не проявляют рвения к учебе. Задача – понять, какие причины могут снижать мотивацию детей. Это может быть что угодно: проблемы со здоровьем, отношения с одноклассниками, требовательность родителей, да даже неудобный рюкзак, из-за которого у ребенка болит голова. Отдельно педагог должен критически оценить и свою работу – возможно, он подает материал по инерции, а детям просто скучно.
На этом этапе поможет дневник наблюдений. Предложите педагогу вести его в свободной, удобной для него форме. Пусть записывает в дневник свои наблюдения и предположения относительно причин недостаточного развития мотивации школьников.
Здесь и далее кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть

СПРАВКА
Активное слушание (эмпатическое слушание) – техника, которая позволяет понять психологическое состояние собеседника с помощью особых приемов беседы. Слушатель активно выражает собственные переживания и соображения по теме беседы
Оценить уровень мотивации школьников
Когда педагог сделает первые выводы с помощью дневника наблюдений, можно переходить к активным действиям. На этом этапе учитель должен сопоставить свои наблюдения с реальной картиной, чтобы подтвердить или опровергнуть их.
Классный час. Пусть классный руководитель начнет с дружеского классного часа, без разбора полетов. Это должна быть честная беседа о проблемах в обучении, предположениях, что стало причиной проблемы. Хорошо, если учитель расскажет о своих переживаниях с помощью Я-высказываний, а также использует технику активного слушания. Посмотрите памятку с приемами этой техники. Они помогут вовлечь учеников в поиск решения проблемы и покажут, что учитель здесь не чтобы ругать, а чтобы помочь.
Оценка уровня мотивации. Оценку учитель может провести самостоятельно или подключить педагога-психолога, если в школе есть такой специалист, чтобы оценка была объективной. Если же психолога в школе нет, то предложите педагогу использовать специальные методики. Например, методику оценки уровня школьной мотивации
Н.Г. Лускановой. Скачайте методики ниже.
Анкетирование. Выявить, что стало причиной снижения учебной мотивации, поможет анонимное анкетирование. Удобнее всего провести его в онлайн-формате, например через Google Forms или Onlinetestpad. Дети больше доверяют обезличенным сервисам, чем бумажным анкетам, поэтому результаты анкетирования будут более объективными.
Содержание опросника можно обсудить с учениками, предложить им самим придумать формат и вопросы или взять готовый вариант.
Анкета для учеников «Почему снижается мотивация к учебе»

- Открытый вопрос
Открытый вопрос
На этот вопрос ученики отвечают в свободной форме. Если проводите анкетирование по этому образцу, предварительно проговорите с учениками, что хотите получить в этом вопросе. Они должны понимать, что неправильного ответа нет, подойдет любой ответ, даже невыполнимый на первый взгляд- Уровень успеваемости
Уровень успеваемости
Это необязательный вопрос. Но он интересен с точки зрения самооценки школьников. Анкетирование анонимное, но вы сможете примерно сопоставить уровень успеваемости учеников и их ответы
В целях эксперимента этот опросник мы предложили группе учеников Москвы и регионов, чтобы не привязывать результаты к конкретной школе или субъекту. Опрос провели при помощи сервиса Onlinetestpad. Посмотрите результаты.
Результаты опроса

Кликните на картинку, чтобы посмотреть ее в полном размере
Проанализировать результаты и дифференцировать подход
Когда общая картина уровня мотивации каждого ученика в классе ясна, возникает проблема: как разбудить познавательный интерес у детей с низким уровнем мотивации и не потерять при этом тех, у кого она на высоком уровне. Ведь в большинстве случаев нет возможности разделить класс на группы по уровню мотивации.
Универсального ответа на этот вопрос нет. Как нет и двух одинаковых классов с одинаковым набором мотивационных проблем учеников. Поможет дифференцированный подход. Посмотрите карточки с характеристиками школьников по типу мотивации и рекомендации, которые помогут педагогам организовать работу.
Карточка 1. Школьники с низкой мотивацией |
Общая характеристика | |
Медлительные дети, быстро утомляются. Они не хотят учиться и узнавать что-то новое. Требуют индивидуального подхода, дополнительных заданий, подробных инструкций, многократного повторения. Низкий уровень аналитического мышления, не способны к творческому обобщению. Периодически появляется желание учиться, но быстро пропадает при первой же ошибке. Эти дети относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают занятия неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, как следствие, фрагментарно усваивают учебный материал. | |










Скачать карточку
Карточка 2. Школьники со средним уровнем мотивации |
Общая характеристика | |
Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, усваивает основное в программе. Самостоятельно решает типовые задачи, внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля. Сосредоточен, если ему интересно. Готовится к урокам, дружит со многими детьми в классе. Дети со средним уровнем мотивации нестабильны: могут как потерять мотивацию, так и быстро ее повысить. | |








Скачать карточку
Карточка 3. Школьники с высокой мотивацией |
Общая характеристика | |
У таких детей творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Они владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации. Высокомотивированные школьники положительно относятся к школе, у них есть познавательный мотив, стремление лучше всех выполнять все школьные требования. Обычно они легко усваивают учебный материал, прилежны, выполняют поручения без внешнего контроля, проявляют интерес к самостоятельной работе. | |








Скачать карточку
Карточка 4. Одаренные школьники или школьники со смешанной мотивацией |
Общая характеристика | |
К высокомотивированным школьникам традиционно относят и одаренных детей. Но это не совсем одно и то же. Ребенок, например, может быть математически одаренным и неуспешным в других областях. Он готов часами решать сложнейшие задачи, но не прилагает никаких усилий на уроках литературы. У одаренных детей чаще всего смешанный тип мотивации. Они хотят изучать ту предметную область, в которой одарены, но не испытывают интереса к остальным предметам. | |
Если у вас или школы есть возможность, занимайтесь с учениками научной деятельностью на серьезном уровне – сотрудничайте с вузами, участвуйте в научных конференциях, публикуйте статьи учеников в журналах. Одаренным детям важно видеть, что их воспринимают серьезно.
Обсудите с родителями вариант перехода на обучение по индивидуальному учебному плану.
Критикуйте, но аргументированно. Задавайте направление для развития способностей школьника.
«Сам себе методист». Ребята с высокой мотивацией и хорошими знаниями по предмету могут самостоятельно разрабатывать задания для себя и одноклассников. Расскажите им о том, как готовить задания, какие при этом должны соблюдаться условия: возраст целевой аудитории, интересы, тема урока, развиваемые навыки.
Не путайте академически успешных и одаренных школьников. Не наседайте на таких детей, позвольте развиваться в тех областях, в которых им самим хочется, даже если это не ваш предмет.
Проводите уроки-исследования. Этот формат хорошо использовать в работе с детьми, которые одарены, но в предметной области, которую вы преподаете. Такая форма урока относится к проблемному методу обучения, который помогает повысить интерес к предмету. В начале урока поставьте проблему, для которой в течение урока ученики должны найти решение. Школьники проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т. п. На таких уроках дети заинтересованы получить конечный результат.
Дайте детям работать самостоятельно. Для одаренного школьника важно развиваться в области своих интересов. Дайте такому ученику свободу – и он удивит вас нестандартными решениями.
Всегда давайте отзыв на самостоятельные работы, но постарайтесь избежать критики. Например, используйте стратегию «плюсирования»>>
Давайте одаренным ученикам как можно больше нестандартных задач на смекалку и логику. Одаренных детей сложно удивить заданиями повышенной сложности, рано или поздно они перестают быть им интересны, так как кажутся легкими. Но нестандартные задания, межпредметные, в которых нужно сделать нетривиальный ход или предложить оригинальную идею, всегда будут привлекательными для таких учеников.
Способы мотивации разноуровневых учеников не обязательно привязывать к одному уровню. Все эти методы можно смешивать, менять и использовать комплексно в работе с одним и тем же классом или группой детей.
Использовать групповую работу
Порекомендуйте педагогам спланировать групповую работу. Делить класс на группы можно по уровню мотивации или успеваемости. Чтобы у слабых учеников не возникло проблем с самооценкой, педагог должен менять принцип, по которому объединяет школьников в группы. Например, на одном уроке разделить школьников на группы по уровню успеваемости и дать более сложные задания группе, в которую войдут ученики с более высоким уровнем. На следующем уроке – составить группы из разномотивированных или разноуровневых школьников, чтобы более успешные ученики мотивировали менее успешных. Отсутствие здорового соревнования тормозит развитие.
Также для разномотивированных школьников подходит работа в парах. Принцип объединения в пары также нужно чередовать, чтобы работа не приедалась ученикам. Здесь также поможет соревновательный момент. Педагог в групповой или парной работе руководит процессом, консультирует школьников. Здесь важно не транслировать готовое знание, а помочь ученикам развить уверенность в себе и своих силах, навыки командной работы и автономности от педагога.
Использовать технологию сопричастного проектирования
Привлеките школьников к решению проблемы. Вместо критики и попыток заставить что-то делать, предложите педагогам применить принципы сопричастной деятельности, чтобы разработать образовательный маршрут для каждого ученика. Совместная деятельность повышает ответственность. Совместный поиск решения подогревает интерес детей, помогает поддерживать положительный результат, которого достигли в процессе.
Рекомендуйте учителям включить в индивидуальные образовательные маршруты практику публичных выступлений. Многие дети теряют мотивацию из-за страха перед ними. Для таких учеников каждый вызов к доске – стресс. Они боятся, что ответят неправильно, что их засмеют одноклассники или педагог. Пусть учителя спланируют беседы на актуальные и интересные для детей темы. В ходе таких бесед должны быть разные позиции, взгляды, точки зрения, но не должно быть правильных и неправильных ответов, на этом нужно акцентировать внимание класса.
Методики для оценки уровня мотивации | |||
Определение типа учебной мотивации▼ |
Сопричастная деятельность в школе
Сопричастная деятельность, или сопричастное проектирование, активно применяется в оценке и редизайне школьных пространств, когда дети вместе с учителями и администрацией разрабатывают проект пространства школы и участвуют в его редизайне. Исследования показали, что такие пространства в дальнейшем не только становятся любимыми среди школьников, но и повышают мотивацию, снижают уровень буллинга и вандализма. Никто не хочет портить то, что создал сам.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ