ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2021года
План работы
Локальные документы

Какие документы, за которые отвечает замдиректора по УВР, проверить на сайте школы в январе

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион • Образование
С 1 января вступили в силу новые требования к сайту школы, а СанПиН силу утратили. В статье – четыре локальных акта в вашей зоне ответственности, которые нужно актуализировать и заново разместить на сайте.

С 1 января 2021 года перестали действовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 и СанПиН 2.4.2.2821–10. А значит, придется скорректировать преамбулу в локальных актах. Также с 1 января вступили в силу новые требования Рособрнадзора к школьному сайту (Требования, утв. приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831). Поэтому в январе обновите локальные документы на сайте школы.

Режим занятий, Положение о зачете результатов, Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации, Положение о дистанционном обучении – четыре документа, за которые отвечает замдиректора по УВР. Все они обязательно должны быть на сайте школы в подразделе «Документы» раздела «Основные сведения». Наличие на сайте и содержание этих документов обязательно проверят на федеральном контроле качества. Еще без предупреждения сайт школы может посетить Роскомнадзор и выдать предписание, если выявит нарушения. Поэтому проверьте документы на частые ошибки, которые допускают в этих четырех документах коллеги.

Режим занятий

Этого локального акта часто нет не только на сайте, но и в школе в принципе. Но в рекомендациях Рособрнадзор обращает внимание, что режим занятий – обязательный локальный акт. Его нельзя путать с расписанием занятий, это разные документы. Локальный акт разместите на главной странице подраздела «Документы» (п. 3.3 Требований, утв. приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831).

Не совмещайте режим занятий и режим рабочего времени. В локальном акте о режиме занятий не нужно упоминать режим работы сотрудников школы. Все сведения должны касаться организации образовательного процесса, а не трудовых отношений. Режим рабочего времени указывайте в Правилах внутреннего трудового распорядка и иных документах, которые содержат нормы трудового права.

Не составляйте Режим занятий на год. Иначе вам ежегодно придется утверждать документ заново, даже если в нем ничего не изменилось. Документ о режиме занятий – локальный акт, он действует с момента его утверждения или введения в действие и до момента его отмены.

Главное в статье СкрытьКак назвать локальный акт о режиме занятий

Период действия

В названии не указывайте период действия. Это локальный акт, он действует с момента утверждения до момента отмены

Так неправильно
Так правильно

Скачать

Не заменяйте локальный акт календарным учебным графиком. Школы на официальных сайтах иногда выкладывают в рубрике «Режим занятий» вместо локального акта расписание или календарный учебный график. Ни тот ни другой документ – не локальные акты. Расписание занятий фиксирует нагрузку учителей и определяет порядок реализации календарного учебного графика. Последний – часть образовательной программы, которую утвердила школа. Даже если расписание занятий и календарный учебный график согласованы с педагогическим советом и утверждены директором, они не могут заменить режим занятий.

Положение о зачете результатов

Разместите это положение на сайте и на информационных стендах школы. Это локальный акт, который касается организации и осуществления образовательной деятельности. Поэтому он должен быть в подразделе «Документы» специального раздела «Основные сведения» (п. 3.3 Требований, утв. приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831).

Не называйте документ «Порядок». Полномочие устанавливать порядок зачета закреплено законом за министерствами (п. 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школы больше не могут устанавливать такой порядок. Но могут уточнить нормы федерального документа локальным актом. Поэтому проверьте, как называется ваш локальный документ, чтобы не получить замечание во время проверки.

Как назвать локальный акт о зачете результатов

Так не правильно
Так правильно

Скачать

Не давайте большой перечень оснований для зачета. Новый порядок Минпросвещения определил только два документа как основание для зачета – заявление и документ об образовании или обучении (п. 2 Порядка, утв. приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845/369). Дополнительные документы школам брать не разрешили. Проверьте, какие документы вы указали в локальном акте, чтобы не нарушить требования.

Как прописать основания для зачета

Дополнительные документы

Не указывайте как основание для зачета результатов никакие документы, кроме заявления и документа об образовании или обучении. Это нарушение требований Минпросвещения

Так не правильно
Так правильно

Скачать

Упомяните, что ученик переходит на индивидуальный учебный план. После того как зачли результаты, ученика всегда переводят на индивидуальный учебный план, он не может осваивать образовательную программу с общим учебным планом (п. 8 Порядка, утв. приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845/369). Ведь компоненты, по которым произвели зачет, ему осваивать уже не надо. Порядок перевода на индивидуальный учебный план закрепите локальным актом. Это не обязательно должно быть закреплено в положении о зачете, но отсылку в положении к другому локальному акту, который закрепляет переход на индивидуальный учебный план, лучше сделать.

Положение о дистанционном обучении

Положение о дистанционном обучении должно быть на сайте школы и информационных стендах. Родители должны знать об условиях дистанционного обучения: в каком порядке проходит, где ознакомиться с расписанием, куда отправлять готовые работы и получать новые задания, как проводятся текущий и итоговый контроль, консультации. Кроме того, Положение о дистанционном обучении – это локальный акт, который касается организации и осуществления образовательной деятельности. Такие локальные акты обязательно размещают на сайте в подразделе «Документы» (п. 3.3 Требований, утв. приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831). Также обратите внимание, что подраздел сайта «Образование» должен содержать информацию об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (подп. 3.4 п. 3 Требований, утв. приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831).

Федеральные нормативные акты не устанавливают кратность изменений этого документа. Вносите их по мере необходимости. Например, когда у школы появляются новые условия обучения, ресурсы, технические возможности. Если органы власти издают новые нормативные акты, которые касаются дистанционного обучения, то школа также обязана внести изменения в локальные акты, чтобы избежать противоречий, нарушений и штрафов.

Главное в статье СкрытьКак актуализировать преамбулу и раздел «Организация дистанционного обучения в школе» положения о дистанте

СанПиН
СанПиН
С 1 января 2021 года эти СанПиН утрачивают силу (постановление Правительства от 08.10.2020 № 1631). Замените их на новые
Норма часов
Норма часов
Если дублировали нормы часов из п. 10.18 СанПиН школы, п. 4.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03, то сверьте старые нормы с новыми. Если новые санитарные правила будут аналогичными, пункт можете оставить без изменения. Если что-то изменится, внесите правки в локальный акт. Также можно убрать конкретные временные ориентиры из положения и оставить пункт, в котором будет ссылка на санитарно-эпидемиологические правила

Скачать

Не называйте дистант формой обучения. Закон закрепляет только три формы обучения: очную, очно-заочную и заочную (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Дистанционное обучение – это не форма обучения, а средство и способ организации учебного процесса (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Как сформулировать определение дистанта

Скачать

Продублируйте формы и порядок текущего контроля и промежуточной аттестации. В Положении о дистанционном обучении описывают формы и порядок на дистанте, но не указывают их в основном документе о промежуточной аттестации. Ваши локальные акты не должны противоречить друг другу. В идеале вообще не указывать в положении о дистанционном обучении вопросы аттестации, а закрепить в Положении о текущем контроле и промежуточной аттестации самостоятельный раздел по аттестации на дистанционном обучении. Но если вы хотите, чтобы правила аттестации были в положении о дистанционном обучении, то сделайте на него отсылку в общем положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Иначе проверяющие органы смогут найти противоречие во внутренних документах и вынесут предписание.

Как уточнить формы и порядок текущего контроля и промежуточной аттестации

Скачать

Не указывайте продолжительность уроков на дистанте более 30 минут. Минпросвещения рекомендует сократить время электронного урока до 30 минут (п. 3.2 методических рекомендаций Минпросвещения от 20.03.2020). Если указать продолжительность урока более получаса, вы нарушите требования Минпросвещения.

Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации

Обязательно размещайте этот документ на сайте школы, так как он содержит формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учеников. Это установлено в новых Требованиях Рособрнадзора к сайту школы (п. 3.3 Требований, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831). Разместите положение в подразделе «Документы» специального раздела «Основные сведения».

Это положение актуально всегда. Школа обязана оценивать результаты успеваемости учеников по каждому предмету (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 24 Порядка, утв. приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442). Вносите изменения по мере необходимости. Например, когда меняете программу или когда вносят изменения в Закон об образовании, Порядок организации образовательной деятельности в части вопросов промежуточной аттестации, а также во ФГОС.

Не устанавливайте критерии допуска к промежуточной аттестации. Пройти промежуточную аттестацию – право школьника, которое гарантирует законодательство. Поэтому допуска к промежуточной аттестации быть не должно. Это касается всех форм промежуточной аттестации. Отрицательные результаты текущего контроля успеваемости – не основание не допускать учеников к промежуточной аттестации.

Как написать о допуске к промежуточной аттестации

Скачать

Проводите аттестацию по внеурочной деятельности. Школа обязана учитывать результаты внеурочной деятельности. Для этого используйте разные формы промежуточной аттестации, например технологию портфолио в сочетании с индивидуальным учетом образовательных достижений учащихся. ФГОС общего образования указывают, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна включать описание аттестации учеников в рамках урочной и внеурочной деятельности (п. 18.1.3 ФГОС ООО, п. 18.1.3 ФГОС СОО). Все эти требования закрепите в положении.

Не выставляйте в рамках текущего контроля отрицательные отметки за поведение, забытые тетради, учебники, форму. Это грубейшая ошибка. В локальном акте и на практике нельзя применять такие методы воспитательного воздействия. Они не должны влиять на успеваемость учеников. Учитель вправе выставлять в журнал успеваемости отметки, которые характеризуют, насколько успешно ребенок усвоил образовательную программу (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Отметки не могут служить инструментом наказания. Ученику можно сделать замечание, сообщить об этом родителям, применить дисциплинарное воздействие. Но оценивать поведение ученика и выставлять за это отметки в журнал запрещено.

Главное в статье СкрытьОбразцы для сайта

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки   справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2021года
План работы
Циклограмма работы на январь

Подготовка к итоговому собеседованию и Месячник патриотического воспитания в циклограмме на январь

Елена Крылова, заместитель директора по УВР КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
Ключевые мероприятия месяца – подготовка к проведению итогового собеседования в 9-х классах и анализ результатов первого полугодия.

В январе у вас на контроле подготовка к итоговому собеседованию и анализ результатов первого полугодия. Еще предлагаем провести Месячник патриотического воспитания. Так вы закроете сразу несколько задач – включите образовательное событие января в воспитательную работу и поможете школьникам достичь личностных образовательных результатов.

Примерный план мероприятий Месячника патриотического воспитания

Скачать

Проанализируйте итоги полугодия

Работу в январе начните с анализа результатов II четверти и первого полугодия. К концу полугодия педагоги уже должны были разобраться с последствиями весенних ограничений. Но новые ограничения могли помешать учителям. Поэтому первое, что нужно проконтролировать в январе, – объем реализации рабочих программ, чтобы педагоги успели скорректировать их и успеть выдать программу полностью до конца года. Способы, чтобы скорректировать программы, смотрите в статье>>

Вторая контрольная точка – образовательные результаты школьников. Проанализируйте результаты в динамике. Сравните результаты четверти и полугодия с результатами входных исследований и осенних ВПР. Еще возьмите итоги предыдущего учебного года, чтобы оценить, удалось ли повысить образовательные результаты.

Контролируйте подготовку к итоговому собеседованию

После зимних каникул до итогового собеседования останется чуть меньше месяца. За это время нужно успеть проверить, все ли готово к экзамену. Семь позиций, чтобы взять подготовку под контроль, смотрите в статье>>. Контрольные точки в статье подойдут, чтобы проверить готовность к итоговому собеседованию и в очном, и в дистанционном формате. Образец приказа, чтобы назначить комиссии по проведению и экспертов по проверке, возьмите в статье>>.

Активизируйте воспитательную работу

Спланируйте мероприятия по двум направлениям.

Месячник патриотического воспитания. Попробуйте новый тип мероприятия – Месячник патриотического воспитания «О чести, доблести и славе». Пусть мероприятия стартуют сразу после зимних каникул, а закончатся 15 февраля в День памяти о россиянах, которые исполняли служебный долг за пределами Отечества, или 23 февраля в День защитника Отечества. Запланируйте уроки мужества «Ты же выжил, солдат», организуйте встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-афганцами и участниками чеченской кампании. Включите в план месячника участие в акции «Письмо солдату», конкурс «А ну-ка, парни» для учеников 10-11-х классов и «Вперед, мальчишки» для учеников 3-4-х классов. Еще запланируйте цикл классных часов «Я – гражданин и патриот».

В январе в календаре образовательных событий только одна дата – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 27 января. Мероприятия к ней также можно провести в рамках Месячника патриотического воспитания.

Программа воспитания. Также активизируйте разработку новых программ воспитания для ООП уровней образования. Работать по ним вам предстоит уже с сентября, поэтому спланируйте совещания творческой группы, которая участвует в разработке программ. Совещания уже внесли в циклограмму.

Образец циклограммы замдиректора на январь

Листайте циклограмму, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Кликните на стрелку, чтобы перейти к следующей неделе


Текст можно изменять. Кликните на плюс, чтобы добавить свою задачу. Чтобы удалить ненужное, просто сотрите


В течение получаса надо заполнить и нажать Печать внизу страницы

Индивидуальная циклограмма замдиректора на январь

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2021года
План работы
Управленческий проект

Как реализовать управленческий проект по ранней профилизации. Готовая дорожная карта, чтобы начать с января

Максим Иванцов, директор ГБОУ «Школа № 814» г. Москвы, председатель Ассоциации классных руководителей Москвы
В статье – опыт московской школы, которая с помощью управленческого проекта внедрила раннюю профилизацию. Это помогло школьникам самореализоваться и повысило доверие жителей района к школе. Еще есть готовая дорожная карта, чтобы вы могли использовать этот опыт в работе.

Управленческий проект – это практическая работа управленческой команды школы. Она нужна, чтобы достичь конкретного измеримого результата, как для каждого ученика, так и для всей школы в целом по направлению деятельности, которое школа выбрала как наиболее перспективную точку роста. Плюс работы в формате управленческого проекта в том, что это не научная разработка, поэтому не придется готовить много сопроводительной документации.

Специфическая черта управленческого проекта – он всегда ориентирован на конкретную школу. Его цели и задачи, а также механизмы и инструменты, которые избирает административная команда, чтобы их достичь, всегда применимы к той ситуации, в которой живет именно эта школа. Но при этом подходы к решению обозначенных задач, эффекты и результаты можно легко масштабировать и заимствовать другим организациям, чьи точки роста созвучны стартовым. Поэтому управленцы сами выделяют задачу, сами определяют способы ее решения, сами устанавливают критерии результативности.

СПРАВКА

Даты в дорожной карте редакция скорректировала, чтобы вы могли реализовать управленческий проект в своей школе уже сейчас. Это готовый апробированный документ, все сроки в нем реальные

Основной документ управленческого проекта – дорожная карта. В нашей школе карта организована в виде онлайн-планировщика задач, привязанного к датам, которые установила управленческая команда проекта. В состав команды вошел не только административно-управленческий персонал. Реализаторами проекта стали классные руководители, которые выступили в роли навигаторов построения индивидуальной образовательной траектории каждого школьника. Еще важную роль как полноправные члены команды сыграли представители управляющего совета школы, поскольку именно они разрабатывали и утверждали локальные акты, которые закрывали нормативные дефициты школы. Например, положение о фестивале проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы. Кроме того, управляющий совет поддерживал школу на каждом этапе информирования жителей района о результатах и достижениях наших учеников.

Выделить проблемы

На этапе разработки управленческого проекта каждая школа самостоятельно определяет актуальную для себя тему. Для этого устанавливает, какие проблемы есть. Так, на начальном этапе наша управленческая команда выявила ряд проблем, которые помогли определить тему нашего проекта.

Наша школа входила в топ рейтинга школ города, независимые диагностики показывали неплохие результаты, выпускники уверенно поступали в лучшие вузы города. Но при этом педагоги и управленческая команда были убеждены, что школа не достигает тех позиций успешности, которые удовлетворяли бы коллектив.
За два года до начала проекта в нашей школе на уровне СОО было всего два профиля – социально-экономический и социально-гуманитарный. Из-за этого ощутимая часть выпускников 9-х классов уходили в другие школы, чтобы восполнить потребность в необходимой профилизации. Тогда мы решили дополнить профили в 10-11-х классах еще четырьмя направлениями, среди которых были и ранее не реализованные в нашем районе – это биолого-химический, информационно-технологический и физико-математический. Таким образом, наша школа смогла увеличить контингент учеников 10-11-х классов на 40 процентов и вернуть на свою сторону тех школьников, кто намеревался получить среднее образование в иных организациях.
Мы заметили, что незначительный в процентном отношении отток учеников 5-7-х классов приводит к весьма серьезному падению качественных показателей школы. В желании найти лучшие условия обучения для детей родителей не останавливала даже транспортная проблема выезда из абсолютно замкнутого микрорайона. Тогда школа провела опрос среди родителей. Изучив 3290 анкет, мы увидели, что основной запрос – это более раннее внедрение профильного обучения в программу. Так управленческая команда нашей школы приняла решение приступить к реализации проекта ранней профилизации уже с 5-го класса.

 

Определить задачи проекта

Целью нашего проекта стало повышение доверия жителей микрорайона к школе как образовательной организации, которая способна предоставить возможности самореализации каждому школьнику и обеспечить успешное развитие его талантов. Управленческий проект позволил перейти от анализа дефицитов к развитию точек роста в настоящие траектории успеха.

Чтобы достичь цели, управленческая команда обозначила три основные задачи. Смотрите их справа. Мы установили четкие сроки – полтора учебных года. Этого времени достаточно, чтобы измерить все показатели, которые установила управленческая команда. Подробное решение каждой задачи смотрите в дорожной карте реализации проекта.

Дорожная карта

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

Скачать

Разработать и внедрить программы предпрофильного обучения
Развить систему дополнительного образования за счет открытия предметных кружков различной направленности
Мотивировать всех участников образовательного процесса участвовать в мероприятиях, которые помогут развить таланты школьников

Начать реализовывать проект пошагово

Чтобы достичь цели и выполнить все поставленные задачи управленческого проекта, наша школа провела серьезный цикл преобразований.

Шаг 1. Внедрили новые программно-методические основы работы внеурочной деятельности по окончании основных учебных занятий базового уровня.

Шаг 2. Изменили подходы к дополнительному образованию – ввели разветвленную сеть предметных кружков. При этом сохранили возможности для творческого развития в рамках объединений, которые уже существовали.

Шаг 3. Выстроили работу, чтобы изменить отношение школьников к предметным и метапредметным олимпиадам. Наш пример доказал, что обычная районная школа может готовить к ним не хуже, чем престижные школы. Олимпиада – это тоже некий инструмент профессиональной пробы, которым должны пользоваться ученики.

Шаг 4. Мотивировали педагогов. Мы создали условия, в которых учителя смогли себе позволить вновь вернуться к педагогическому творчеству. А главной наградой для педагогов стало признание коллег, профессионального сообщества, учеников и их родителей.

Шаг 5. Управляющим советом приняли новое положение о системе дополнительного образования. В нем предусмотрели полное освобождение от оплаты дополнительных занятий для учеников, которые демонстрируют высокие образовательные результаты. Ведь для школьников и их родителей учебная успешность может стать экономически выгодным мероприятием, а это дополнительная мотивация.

Оценить эффекты от реализации проекта

По итогам реализации проекта управленческая команда измерила показатели эффективности, которые установила на начальном этапе. Во-первых, увеличился с 62 до 85 процентов охват учеников 5-9-х классов в системе дополнительного образования. Во-вторых, доля результативного участия школьников в олимпиадах и конкурсах муниципального или межрайонного уровня увеличилась с 8 до 20 процентов. В-третьих, число победителей и призеров олимпиад регионального уровня возросло с 25 до 30 человек минимум.

Но кроме измеримых результатов, наша школа добилась еще и целого ряда эффектов, на которые непосредственно не рассчитывала. Эти результаты мы смогли наблюдать как следствие реализации проекта уже в среднесрочной перспективе. Повысилось доверие родителей к школе. Это было видно не только по уменьшению оттока учеников. Снизилось количество обращений, направленных вне системы. Родители поняли и увидели, что школа их слышит и готова чутко реагировать на все их замечания и предложения, как организационного, так и содержательного характера.

Еще повысилась роль классного руководителя как полноценного участника управленческой команды школы. Руководители классов получили широкие полномочия и тем самым снизили административную нагрузку на заместителей директора. Это, в свою очередь, позволило администрации уделить большее внимания поискам новых стратегических решений, которые были бы направлены на развитие школы.

Значительно снизилась логистическая нагрузка на городской транспорт. Несколько сотен детей, которые ранее ежедневно покидали район, чтобы доехать до других школ, теперь получают все необходимое в нашей школе возле своего дома.

Управленческий проект не только позволил школе решить образовательные задачи, но и стал для нас ресурсом построения надежной, перспективной и комфортной среды для учеников внутри микрорайона.

К СВЕДЕНИЮ

Зачем профилизацию начинать с 5-го класса

Образование должно отвечать запросам времени. Чтобы получить востребованное вузовское образование, выпускник должен пройти конкурсный отбор, то есть предоставить хорошие результаты ЕГЭ. Суммы знаний, которые получает школьник в 10-11-м профильных классах, для этого вполне хватает. Но ведь в университете еще нужно уметь учиться. Поэтому в 8-9-м классах на этапе предпрофильного обучения важно сделать так, чтобы школьник получил уверенный практический опыт работы по выбранному направлению. Выбор этот ученику нужно уметь осуществить. Так, в 7-м классе в рамках проектной деятельности ребенок пробует себя в любом направлении и выбирает при поддержке родителей и педагогов именно то, к чему чувствует интерес и в чем проявляет способности. Но и это умение делать выбор уже должно быть сформировано у школьника. Поэтому уже с 5-го класса необходимо воспитывать в ребенке ответственность за выбор жизненного пути. Ведь успешная карьера выпускника начинается уже в 5-м классе.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.