
Обязательные приказы по образовательной деятельности на январь
В начале второго полугодия продумайте состав комиссий для итогового собеседования. В состав каждой комиссии включите не менее 4 человек. Требования к экспертам посмотрите в статье>>. Еще проанализируйте недоработки, которые выявили по итогам внутришкольного контроля. Определите ответственных и мероприятия по ликвидации нарушений. Если недостатков по итогам контроля не обнаружили, составьте справку или аналитический доклад. Также проверьте, удалось ли ликвидировать отставание, с которым начали год педагоги из-за ограничительных мер в связи с COVID-19, и не возникли ли новые пробелы.
пройдет итоговое собеседование. Дополнительные сроки – 10 марта и 17 мая (п. 16 Порядка проведения ГИА от 07.11.2018 № 189/1513)
Приказ, чтобы утвердить состав комиссий на итоговом собеседовании
Составьте приказ о создании комиссий по проведению и проверке итогового собеседования. Издайте его до 27 января, ведь заявление на участие в собеседовании школьники могут подать не позднее, чем за две недели до начала проведения. А значит, количество участников и задействованных кабинетов может измениться.
Возьмите на себя обязанности ответственного организатора. Так вы сможете обеспечить подготовку и проконтролировать проведение итогового собеседования.
В состав комиссии по проведению включите также организаторов проведения, экзаменаторов-собеседников и технического специалиста. В комиссию по проверке включите экспертов – учителей русского языка и литературы. Количество специалистов, которые участвуют в подготовке и проведении итогового собеседования, будет зависеть от количества участников, числа аудиторий и кадровых возможностей школы. Посмотрите готовый приказ ниже.
Всем работникам, которых включили в состав комиссий, раздайте инструкции. Возьмите их из приложения «Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2021 году» к письму, которое ежегодно публикует Рособрнадзор. Проведите инструктаж о порядке проведения и проверки. После инструктажа попросите сотрудников поставить подпись в листе ознакомления.
Продумайте, какие школьные кабинеты задействовать для собеседования, чтобы максимально изолировать девятиклассников от лишнего шума. Еще определите помещение, в котором участники будут ожидать свою очередь. Если школа примет решение, что после собеседования ученики возвращаются на уроки, составьте для таких ребят особое расписание на день с указанием кабинетов. Помните, что те школьники, которые уже прошли собеседование, не должны встречаться с теми, кто ожидает своей очереди.
Выделите один из школьных кабинетов под штаб, в котором вы будете вносить результаты собеседования в специальную форму. Поручите техническому специалисту оборудовать штаб компьютером с доступом в интернет, принтером, телефонной связью.
Накануне итогового собеседования еще раз проведите оперативное совещание всех специалистов. Обратите их внимание на тайминг предстоящего дня: каждый работник должен понимать порядок своих действий и контрольные временные точки. Предупредите об итоговом собеседовании медицинского работника школы и продумайте порядок действий в случае, если кому-то из участников станет плохо.
Если в образовательной организации проходят итоговое собеседование участники с ОВЗ, обеспечьте для них необходимые условия. Например, такому ученику может понадобиться перерыв для лечебных мероприятий. Объясните экзаменаторам-собеседникам и организаторам, что продолжительность итогового собеседования участников с ОВЗ увеличивается на 30 минут (п. 44 Порядка проведения ГИА от 07.11.2018 № 189/1513).
Приказ, чтобы подвести итоги первого полугодия
Чтобы подвести итоги полугодия, проанализируйте учебные результаты учеников 2-11-х классов. Еще проверьте, правильно ли педагоги выставили отметки за четверть и полугодие. Приказ готовьте общий по школе на основании справок и аналитических материалов, которые вы составляли в течение первого полугодия. Посмотрите образец приказа ниже. Есть несколько обстоятельств, которые потребуют включить в приказ дополнительные пункты.
Неуспевающие. Если в школе есть ученики, которые не успевают по итогам четверти или полугодия, учителя-предметники должны разработать план индивидуальной работы по ликвидации неуспеваемости. А затем предоставить отчеты о проведении такой работы. Отразите в приказе сроки, в которые педагоги должны подготовить планы и отчеты.
Неаттестованные по уважительной причине. Еще могут быть ученики, которые пропустили по уважительной причине более двух третей от общего количества уроков в четверти или полугодии и не имеют минимального количества отметок, чтобы получить итоговую отметку. Таким школьникам можно засчитать отметки, которые они получили, например, в лечебных организациях. Отразите это в приказе. Основанием будет федеральный порядок зачета и школьный локальный акт.
Неаттестованные по индивидуальному учебному плану (ИУП). Возможна ситуация, когда отсутствуют четвертные или полугодовые отметки по отдельным предметам у школьников, которые обучаются по ИУП. В этом случае в приказе пропишите поручение руководителям ШМО проработать и скорректировать рабочие программы с учителями-предметниками, которые работают с учениками по ИУП. Укажите сроки исполнения.
Необъективность отметок. Выставление четвертных или полугодовых отметок может быть необъективным. Например, молодой педагог по неопытности нарушил порядок, который предписан локальным актом школы. Тогда назначьте для молодого специалиста опытного наставника, который проработает с ним пробелы в знаниях внутришкольных документов и поможет исправить ошибки. Закрепите назначение и его причины в приказе.
Низкие результаты ВШК. Если по отдельным предметам наблюдаются низкие результаты ВШК, поручите руководителям ШМО на заседаниях объединений рассмотреть результаты контроля по итогам первого полугодия. Так учителя-предметники с низкими результатами смогут скорректировать рабочие программы и спланировать работу по устранению пробелов в знаниях школьников. В приказе укажите сроки, в которые сотрудники должны провести работу.
Ошибки в заполнении журналов. Укажите недостатки заполнения журналов и сроки их ликвидации для педагогов, у которых заметили системные ошибки в заполнении классных журналов, журналов факультативных и элективных курсов, внеурочной деятельности.
Приказ, чтобы проконтролировать реализацию программ и ликвидацию отставания
Поручите учителям провести самоаудит степени реализации программы и наличия отставания. Для этого предложите сопоставить количество учебных часов по предмету и число уроков по КТП, которые остались. Разница покажет, есть отставание или нет. Посмотрите пример такого расчета ниже.
ПРИМЕР. Расчет отставания по предмету
Пусть каждый учитель сделает расчет отставания по всем своим классам. Удобно организовать такую работу педагогов с помощью онлайн-таблиц с общим доступом. Так вы будете в режиме реального времени владеть всей информацией по школе. Включите в таблицу следующие поля: Ф. И. О. учителя, предмет, класс, количество фактически оставшихся уроков до конца года, сколько уроков сталось провести по КТП, количество часов отставания. Еще напомните учителям способы, как можно устранить отставание. Для этого воспользуйтесь шпаргалкой.
Кликните на название шпаргалки, чтобы ее открыть или закрыть
Проверьте журналы, которые заполняли педагоги в I полугодии по всем предметам. При проверке обратите внимание на прохождение всех учебных тем из рабочей программы по предмету. Сопоставьте формулировки в содержании программы и темы проведенных уроков. Убедитесь, что учителя выдали все запланированные элементы содержания.
Если вы обнаружили отставание по учебным предметам, подготовьте приказ. В нем поручите педагогам ликвидировать отставание. Например, скорректировать календарно-тематическое планирование. Пусть руководители ШМО проведут мониторинг реализации рабочих программ и обсудят на заседаниях с учителями способы ликвидации отставания по каждому предмету. Посмотрите готовый приказ.
Образцы приказов

Кликните на кнопку и выберите приказ. Отредактируйте текст, вместо синего текста введите свои данные, и нажмите кнопку Печать. Нажмите Добавить, чтобы ввести данные других работников, которых надо ознакомить с документом
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Экспресс-проверка готовности к итоговому собеседованию – 2021
Итоговое собеседование по русскому языку в 2021 году пройдет 10 февраля. Пересдать экзамен девятиклассники смогут 10 марта и 17 мая.
В отличие от итогового сочинения, которое нельзя провести удаленно, итоговое собеседование допускает такую возможность. Решение о формате, в котором пройдет собеседование, принимает регион. Позиции для проверки в статье универсальные, они подойдут и для очного итогового собеседования, и для экзамена в дистанционном формате.
Ученики подали заявления
Заявление на участие в итоговом собеседовании нужно подать за 2 недели до итогового собеседования, то есть до 26 января. Поручите классным руководителям проконтролировать, как школьники подают заявления и согласия на обработку персональных данных. Заявления и согласия типовые, их образцы есть в методических рекомендациях.
Чтобы было удобно отслеживать, кто подал заявления, предложите педагогам отчетную форму на Google-диске. Так классные руководители смогут отмечать, кто уже подал документы, в режиме реального времени. Шаблон формы смотрите ниже.
Главное в статье СкрытьФорма для учета

Скачайте форму, нажав на кнопку
Школьники и педагоги знают о новом критерии
В прошлом году уточнили задание 2 – пересказ текста. В задании закрепили, что нужен подробный пересказ текста. Ранее ни в задании, ни в критериях не уточнялось, как именно школьники должны пересказать текст – подробно или сжато. Важно было лишь не исказить его суть, не пропустить важные детали и включить дополнительную информацию. В этом году новое требование отразили и в критериях оценивания. Теперь если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а сжато, то общее количество баллов, которое получил участник по критериям П1-П4, уменьшается на 1 балл.
Проведите беседы с педагогами и школьниками, чтобы удостовериться, что все знают о новом критерии. Пусть учителя акцентируют внимание на новом требовании, ведь оно может стоить девятиклассникам балла.

Стили текстов для чтения и пересказа на итоговом собеседовании
Художественный
Научно-популярный
Публицистический
Все педагоги развивают навыки монологической и диалогической речи школьников
Итоговое собеседование проверяет коммуникативную компетенцию девятиклассников. В нее входят умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. Это универсальные навыки и умения, их должны развивать на своих уроках все педагоги.
Анализ результатов итогового собеседования прошлых лет показал, что сложнее всего детям дается пересказ. Поэтому организуйте совещание с педагогами, которые работают в 9-х классах. Пусть увеличат количество устных ответов на уроках истории, литературы, обществознания, географии, ОБЖ, биологии. Еще ученики должны уметь бегло и сознательно читать разные тексты и использовать разные виды чтения в соответствии с учебной задачей. Этой работой часто пренебрегают, традиционно чтение вслух практикуют максимум до 5-6-го класса. В результате к итоговому собеседованию девятиклассники подходят с неразвитым навыком чтения вслух. Рекомендуйте педагогам включить такие задания в уроки. Посмотрите варианты заданий в шпаргалке.
Пять заданий, чтобы развить навык построения устного высказывания
Пусть педагоги активизируют проектно-исследовательскую работу с устной презентацией и защитой. Еще один вариант подготовки – проводить регулярные предметные и межпредметные диспуты, дискуссии, обсуждения и конкурсы, которые предполагают публичные выступления.
Ученики должны соблюдать языковые нормы, когда строят устные высказывания. Поручите учителям-словесникам подготовить для коллег перечни частотных речевых ошибок или возьмите готовый вариант ниже. Так несловесники смогут оценить качество устных высказываний школьников.
Учителям русского языка и литературы рекомендуйте оценивать пересказ по критериям итогового собеседования. Пусть каждый раз комментируют оценку пересказа, чтобы девятиклассники понимали, на какие критерии ориентироваться.
Провели пробное собеседование и проанализировали результаты
Если пробный экзамен уже провели в школе, убедитесь, что с выводами по итогам анализа результатов ознакомили школьников и родителей. А педагоги скорректировали на их основании планы подготовки к итоговому собеседованию.
Если пробное собеседование еще не проводили, организуйте процедуру. Пусть в нем обязательно примут участие низкомотивированные школьники и экзаменаторы, которые входят в состав комиссий. Постарайтесь провести собеседование с соблюдением всей процедуры, чтобы школьники понимали, что будет ждать их на реальном экзамене. Экзаменаторам-собеседникам раздайте инструкции.
Сформировали составы комиссий по проведению и проверке
За две недели до испытания утвердите приказом составы комиссий по проведению и проверке итогового собеседования. Образец приказа посмотрите в статье>>. В состав комиссии по проведению должно войти минимум 4 человека. Причем Рособрнадзор не рекомендует назначать экспертами учителей, которые работают в 9-х классах. Посмотрите в таблице, кого включить в состав комиссии и что поручить.
Таблица. Состав и функционал комиссии по проведению итогового собеседования
Экзаменатором-собеседником может быть любой учитель школы с высшим образованием, желательно c развитыми коммуникативными навыками. Чтобы создать позитивную атмосферу, лучше выбрать собеседником педагога, который хорошо знаком ученикам и пользуется их уважением. Если у школьника возникнут затруднения во время финального диалога, экзаменатор-собеседник должен помочь ему и вывести из зоны односложных ответов «да», «нет», «не знаю». Именно поэтому на роль собеседника лучше выбрать педагога, который умеет общаться, так как в его задачи входит «разговорить» участников собеседования. Собеседники должны уметь эмоционально реагировать во время ответа девятиклассников, задавать им вопросы, которые помогут направить учеников, а не собьют их.
Проверять и оценивать итоговое собеседование могут только учителя русского языка и литературы. Эксперт присутствует на экзамене и оценивает ответ школьника в процессе собеседования. Другой вариант – эксперт оценивает запись ответа школьника. В этом случае ему необязательно присутствовать в аудитории.
Главное в статье СкрытьПрезентация об итоговом собеседовании – 2021
Педагог-психолог провел тренинги для школьников и педагогов
Подключите к процессу подготовки педагога-психолога. Пусть специалист организует тренинги для школьников и педагогов.
С учителями педагог-психолог должен обсудить приемы, которые подойдут, чтобы раскрепостить школьников в диалоге. Пусть расскажет, как создать доброжелательную атмосферу и помочь детям не волноваться.
Поручите педагогу-психологу посетить уроки предметников, чтобы понаблюдать, как девятиклассники выполняют задания на пересказ и справляются ли с учебным стрессом. Из-за волнения ученики могут перепутать факты, которые содержит текст, исказить слова, допустить речевые ошибки. Каждая такая оплошность стоит им одного балла, а набрать нужно минимум 10, чтобы получить «зачет».
Когда психолог посетит занятия и оценит общую картину, пусть проведет тренинг для школьников. На нем нужно обсудить с учениками, какие общие проблемы выявил специалист и как не допустить, чтобы эти проблемы помешали справиться с собеседованием. Еще хорошо разобрать приемы борьбы со стрессом и раздать памятки.
Готова аппаратура
Накануне экзамена проверьте готовность аппаратуры для записи. Независимо от того, как эксперты будут оценивать собеседование – во время проведения или по записи, – все ответы школьников нужно записывать. Ученики должны иметь возможность прослушать запись сразу после ответа, если вы дополнительно не ведете потоковую запись.
Поручите техническому специалисту проверить, есть ли в штабе телефонная связь, принтер, персональный компьютер с выходом в интернет. Специалист должен настроить свое рабочее место и за три дня до собеседования установить программное обеспечение «Результаты итогового собеседования». За день до собеседования проследите, чтобы техспециалист получил с сайта fipi.ru критерии оценивания итогового собеседования для экспертов и размножил их. Специалист также должен получить от РЦОИ список участников, ведомости учета, протоколы экспертов и специализированную форму.
Главное в статье СкрытьРаздаточный материал

Кликните на кнопку с названием документа. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Четыре вопроса об экзаменаторе-собеседнике
Должен ли экзаменатор-собеседник рекомендовать ученику тему монолога? Нет, не должен. Выбор темы – зона ответственности девятиклассника.
Как должен вести себя экзаменатор-собеседник, если во время диалога ученик молчит или так отвечает на вопросы: «Не знаю…», «Мне нечего сказать…»? Экзаменатор-собеседник должен стимулировать речь ученика эмоциональной реакцией, дополнительными вопросами. Собеседник не должен путать или сбивать школьника, наоборот, его задача – помочь участнику справиться с испытанием.
Имеет ли право участник собеседования переспросить экзаменатора-собеседника, уточнить заданный вопрос? Да, имеет. Участник собеседования вправе уточнять вопросы, как во время обычного диалога, это демонстрирует развитие навыков коммуникации на высоком уровне. Баллы за уточнения не снижаются.
Должен ли экзаменатор-собеседник исправлять ошибки и недочеты в речи экзаменуемого? Нет, не должен. Ошибки и недочеты отметит в протоколе эксперт, который оценивает собеседование. Экзаменатор-собеседник может лишь помочь ученику справиться с волнением.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как повысить учебную мотивацию в классе с разномотивированными детьми
Мотивация влияет на все – от академической успеваемости до психологического состояния ребенка, учителей и родителей. Когда ребенок не хочет учиться, это становится проблемой для всех вокруг. Родители не могут заставить его делать домашние задания, случаются истерики с хлопанием дверями и нервные срывы. Учителя в школе не могут заставить юного мученика отвечать на уроках. И снова скандалы, вызов родителей в школу, озлобленный и непонятый ребенок. А ребенок не может заставить себя делать то, что ему не нравится, то, в чем он не видит смысла и практической надобности.
Дети – практики, и школа должна это осознавать. Когда мы показываем какой-то прибор, первое, что они просят, – «дай я попробую». Ребенок хочет понять, интересен ли этот прибор, нужен ли он для каких-то только ему понятных целей в будущем. И только потом, если прибор пройдет контроль качества и «интересности», дети начинают задавать теоретические вопросы. В то же время школа дает огромный теоретический пласт знаний, но не объясняет, зачем эти знания. Пространные и возвышенные фразы – «для развития кругозора», «чтобы быть умными», «чтобы получить достойную и высокооплачиваемую работу» – на детей действуют как очередные нотации от взрослых. Пока еще ребенок не столкнулся с ситуацией, где ему пригодится «развитый кругозор», он не понимает, что за «достойная работа» ждет его в будущем.
В большинстве школ состав классов формируют по уровню достижений учеников. Еще есть случаи, когда дети идут в класс к конкретному педагогу. Но практически нигде не принимают во внимание учебную мотивацию. В итоге в одном классе оказываются разномотивированные дети. Возьмем собирательный образ обычного класса: пара отличников, которые готовы учиться и день и ночь, один одаренный ребенок, у которого двойки по всем предметам, кроме одного, который является его страстью, десяток хорошистов, несколько «троечников», которые довольны своим уровнем, пара двоечников и ребенок с ОВЗ, который большую часть времени был на надомном обучении. И все эти разноуровневые дети делятся на лидеров, хулиганов, пассивных и активистов. У каждого свой характер, своя жизненная история, своя ситуация. И уровень мотивации тоже разный.
Начать с наблюдения
Чтобы вылечить болезнь, надо найти и устранить ее причину, а не только симптомы. Также и с низкой мотивацией – эффективнее устранить причину нежелания учиться, чем каждый день бороться с приступами лени. Учителю придется смириться, что сделать абсолютно всех учеников класса активными и любознательными невозможно. К вопросу поднятия мотивации в разнородном коллективе надо подходить комплексно и не надеяться на моментальный устойчивый результат. У некоторых детей мотивация стабильно падала годами, и сложно быстро вернуть им непреодолимое желание познавать мир, которое было свойственно в дошкольном возрасте.
Начать стоит с наблюдения. Пусть педагог проанализирует поведение класса или отдельных учеников, которые не проявляют рвения к учебе. Задача – понять, какие причины могут снижать мотивацию детей. Это может быть что угодно: проблемы со здоровьем, отношения с одноклассниками, требовательность родителей, да даже неудобный рюкзак, из-за которого у ребенка болит голова. Отдельно педагог должен критически оценить и свою работу – возможно, он подает материал по инерции, а детям просто скучно.
На этом этапе поможет дневник наблюдений. Предложите педагогу вести его в свободной, удобной для него форме. Пусть записывает в дневник свои наблюдения и предположения относительно причин недостаточного развития мотивации школьников.
Здесь и далее кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть

СПРАВКА
Активное слушание (эмпатическое слушание) – техника, которая позволяет понять психологическое состояние собеседника с помощью особых приемов беседы. Слушатель активно выражает собственные переживания и соображения по теме беседы
Оценить уровень мотивации школьников
Когда педагог сделает первые выводы с помощью дневника наблюдений, можно переходить к активным действиям. На этом этапе учитель должен сопоставить свои наблюдения с реальной картиной, чтобы подтвердить или опровергнуть их.
Классный час. Пусть классный руководитель начнет с дружеского классного часа, без разбора полетов. Это должна быть честная беседа о проблемах в обучении, предположениях, что стало причиной проблемы. Хорошо, если учитель расскажет о своих переживаниях с помощью Я-высказываний, а также использует технику активного слушания. Посмотрите памятку с приемами этой техники. Они помогут вовлечь учеников в поиск решения проблемы и покажут, что учитель здесь не чтобы ругать, а чтобы помочь.
Оценка уровня мотивации. Оценку учитель может провести самостоятельно или подключить педагога-психолога, если в школе есть такой специалист, чтобы оценка была объективной. Если же психолога в школе нет, то предложите педагогу использовать специальные методики. Например, методику оценки уровня школьной мотивации
Н.Г. Лускановой. Скачайте методики ниже.
Анкетирование. Выявить, что стало причиной снижения учебной мотивации, поможет анонимное анкетирование. Удобнее всего провести его в онлайн-формате, например через Google Forms или Onlinetestpad. Дети больше доверяют обезличенным сервисам, чем бумажным анкетам, поэтому результаты анкетирования будут более объективными.
Содержание опросника можно обсудить с учениками, предложить им самим придумать формат и вопросы или взять готовый вариант.
Анкета для учеников «Почему снижается мотивация к учебе»

- Открытый вопрос
Открытый вопрос
На этот вопрос ученики отвечают в свободной форме. Если проводите анкетирование по этому образцу, предварительно проговорите с учениками, что хотите получить в этом вопросе. Они должны понимать, что неправильного ответа нет, подойдет любой ответ, даже невыполнимый на первый взгляд- Уровень успеваемости
Уровень успеваемости
Это необязательный вопрос. Но он интересен с точки зрения самооценки школьников. Анкетирование анонимное, но вы сможете примерно сопоставить уровень успеваемости учеников и их ответы
В целях эксперимента этот опросник мы предложили группе учеников Москвы и регионов, чтобы не привязывать результаты к конкретной школе или субъекту. Опрос провели при помощи сервиса Onlinetestpad. Посмотрите результаты.
Результаты опроса

Кликните на картинку, чтобы посмотреть ее в полном размере
Проанализировать результаты и дифференцировать подход
Когда общая картина уровня мотивации каждого ученика в классе ясна, возникает проблема: как разбудить познавательный интерес у детей с низким уровнем мотивации и не потерять при этом тех, у кого она на высоком уровне. Ведь в большинстве случаев нет возможности разделить класс на группы по уровню мотивации.
Универсального ответа на этот вопрос нет. Как нет и двух одинаковых классов с одинаковым набором мотивационных проблем учеников. Поможет дифференцированный подход. Посмотрите карточки с характеристиками школьников по типу мотивации и рекомендации, которые помогут педагогам организовать работу.
Карточка 1. Школьники с низкой мотивацией |
Общая характеристика | |
Медлительные дети, быстро утомляются. Они не хотят учиться и узнавать что-то новое. Требуют индивидуального подхода, дополнительных заданий, подробных инструкций, многократного повторения. Низкий уровень аналитического мышления, не способны к творческому обобщению. Периодически появляется желание учиться, но быстро пропадает при первой же ошибке. Эти дети относятся к школе отрицательно или безразлично, посещают занятия неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, как следствие, фрагментарно усваивают учебный материал. | |










Скачать карточку
Карточка 2. Школьники со средним уровнем мотивации |
Общая характеристика | |
Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, усваивает основное в программе. Самостоятельно решает типовые задачи, внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля. Сосредоточен, если ему интересно. Готовится к урокам, дружит со многими детьми в классе. Дети со средним уровнем мотивации нестабильны: могут как потерять мотивацию, так и быстро ее повысить. | |








Скачать карточку
Карточка 3. Школьники с высокой мотивацией |
Общая характеристика | |
У таких детей творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Они владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации. Высокомотивированные школьники положительно относятся к школе, у них есть познавательный мотив, стремление лучше всех выполнять все школьные требования. Обычно они легко усваивают учебный материал, прилежны, выполняют поручения без внешнего контроля, проявляют интерес к самостоятельной работе. | |








Скачать карточку
Карточка 4. Одаренные школьники или школьники со смешанной мотивацией |
Общая характеристика | |
К высокомотивированным школьникам традиционно относят и одаренных детей. Но это не совсем одно и то же. Ребенок, например, может быть математически одаренным и неуспешным в других областях. Он готов часами решать сложнейшие задачи, но не прилагает никаких усилий на уроках литературы. У одаренных детей чаще всего смешанный тип мотивации. Они хотят изучать ту предметную область, в которой одарены, но не испытывают интереса к остальным предметам. | |
Если у вас или школы есть возможность, занимайтесь с учениками научной деятельностью на серьезном уровне – сотрудничайте с вузами, участвуйте в научных конференциях, публикуйте статьи учеников в журналах. Одаренным детям важно видеть, что их воспринимают серьезно.
Обсудите с родителями вариант перехода на обучение по индивидуальному учебному плану.
Критикуйте, но аргументированно. Задавайте направление для развития способностей школьника.
«Сам себе методист». Ребята с высокой мотивацией и хорошими знаниями по предмету могут самостоятельно разрабатывать задания для себя и одноклассников. Расскажите им о том, как готовить задания, какие при этом должны соблюдаться условия: возраст целевой аудитории, интересы, тема урока, развиваемые навыки.
Не путайте академически успешных и одаренных школьников. Не наседайте на таких детей, позвольте развиваться в тех областях, в которых им самим хочется, даже если это не ваш предмет.
Проводите уроки-исследования. Этот формат хорошо использовать в работе с детьми, которые одарены, но в предметной области, которую вы преподаете. Такая форма урока относится к проблемному методу обучения, который помогает повысить интерес к предмету. В начале урока поставьте проблему, для которой в течение урока ученики должны найти решение. Школьники проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т. п. На таких уроках дети заинтересованы получить конечный результат.
Дайте детям работать самостоятельно. Для одаренного школьника важно развиваться в области своих интересов. Дайте такому ученику свободу – и он удивит вас нестандартными решениями.
Всегда давайте отзыв на самостоятельные работы, но постарайтесь избежать критики. Например, используйте стратегию «плюсирования»>>
Давайте одаренным ученикам как можно больше нестандартных задач на смекалку и логику. Одаренных детей сложно удивить заданиями повышенной сложности, рано или поздно они перестают быть им интересны, так как кажутся легкими. Но нестандартные задания, межпредметные, в которых нужно сделать нетривиальный ход или предложить оригинальную идею, всегда будут привлекательными для таких учеников.
Способы мотивации разноуровневых учеников не обязательно привязывать к одному уровню. Все эти методы можно смешивать, менять и использовать комплексно в работе с одним и тем же классом или группой детей.
Использовать групповую работу
Порекомендуйте педагогам спланировать групповую работу. Делить класс на группы можно по уровню мотивации или успеваемости. Чтобы у слабых учеников не возникло проблем с самооценкой, педагог должен менять принцип, по которому объединяет школьников в группы. Например, на одном уроке разделить школьников на группы по уровню успеваемости и дать более сложные задания группе, в которую войдут ученики с более высоким уровнем. На следующем уроке – составить группы из разномотивированных или разноуровневых школьников, чтобы более успешные ученики мотивировали менее успешных. Отсутствие здорового соревнования тормозит развитие.
Также для разномотивированных школьников подходит работа в парах. Принцип объединения в пары также нужно чередовать, чтобы работа не приедалась ученикам. Здесь также поможет соревновательный момент. Педагог в групповой или парной работе руководит процессом, консультирует школьников. Здесь важно не транслировать готовое знание, а помочь ученикам развить уверенность в себе и своих силах, навыки командной работы и автономности от педагога.
Использовать технологию сопричастного проектирования
Привлеките школьников к решению проблемы. Вместо критики и попыток заставить что-то делать, предложите педагогам применить принципы сопричастной деятельности, чтобы разработать образовательный маршрут для каждого ученика. Совместная деятельность повышает ответственность. Совместный поиск решения подогревает интерес детей, помогает поддерживать положительный результат, которого достигли в процессе.
Рекомендуйте учителям включить в индивидуальные образовательные маршруты практику публичных выступлений. Многие дети теряют мотивацию из-за страха перед ними. Для таких учеников каждый вызов к доске – стресс. Они боятся, что ответят неправильно, что их засмеют одноклассники или педагог. Пусть учителя спланируют беседы на актуальные и интересные для детей темы. В ходе таких бесед должны быть разные позиции, взгляды, точки зрения, но не должно быть правильных и неправильных ответов, на этом нужно акцентировать внимание класса.
Методики для оценки уровня мотивации | |||
Определение типа учебной мотивации▼ |

К СВЕДЕНИЮ
Сопричастная деятельность в школе
Сопричастная деятельность, или сопричастное проектирование, активно применяется в оценке и редизайне школьных пространств, когда дети вместе с учителями и администрацией разрабатывают проект пространства школы и участвуют в его редизайне. Исследования показали, что такие пространства в дальнейшем не только становятся любимыми среди школьников, но и повышают мотивацию, снижают уровень буллинга и вандализма. Никто не хочет портить то, что создал сам.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ