ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2020года
Качество образования
Циклограмма на полугодие

Циклограмма справок по контролю качества образовательной деятельности на I полугодие

В статье – готовая циклограмма справок по месяцам на I полугодие 2020/21 учебного года. В циклограмме есть образцы аналитических документов.

Циклограмма справок формируется на основании содержания внутришкольного контроля. Приоритетные направления контроля зависят от целей и задач, которые школа поставила на учебный год. В статье – вариант циклограммы по универсальным направлениям контроля.

Нажмите на карточку с названием месяца, посмотрите какие справки подготовить

Циклограмма справок по контролю качества образовательной деятельности на I полугодие

В конце I полугодия достаточно времени пройдет, чтобы начать подводить первые итоги работы. Поэтому в декабре проверьте, как педагоги обновили содержание рабочих программ по новым предметным концепциям. Еще подведите итоги работы по ликвидации отставания, которое возникло из-за весеннего дистанта.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

12
Декабрь 2020года
Образовательная деятельность
Аттестация обучающихся

Промежуточная аттестация в форме учебного проекта – универсальный вариант для дистанта и очного обучения

Елена Кондратенко, замдиректора по УВР МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино
В статье читайте, как использовать для промежуточной аттестации учебные проекты, чтобы оценить все группы результатов и без проблем проводить процедуру удаленно. Еще есть готовые образцы документов.

ВАЖНО

Предметные проекты вы можете использовать как средство промежуточной аттестации по предмету. А с помощью междисциплинарного проекта сможете оценить метапредметные результаты

Школы обязаны проводить промежуточную аттестацию, но формы могут выбрать самостоятельно. Не обязательно проводить ее как контрольную работу или тест. Ведь такую форму трудно будет реализовать удаленно, например, на дистанте или когда ученик из-за болезни редко посещает школу. Еще на промежуточной аттестации вы проверяете, как школьники освоили программу или ее часть. Чаще получается оценить только предметные результаты. Для оценки метапредметных вам приходится проводить дополнительные исследования. Выход в обеих ситуациях – использовать для промежуточной аттестации учебные проекты.

Включите новую форму в положение о промежуточной аттестации

Индивидуальный проект обязателен на уровне СОО (п. 18.3.1 ФГОС СОО). Школа должна включить его в учебные планы профилей 10-11-х классов. Еще вы организуете во всех классах промежуточную аттестацию. Совместите эти возможности. Используйте индивидуальный проект в качестве промежуточной аттестации по предмету, который выбрал школьник для выполнения исследовательской работы. Это позволит снять с ученика дополнительную нагрузку – подготовку к промежуточной аттестации. С другой стороны – учитель-предметник, который руководит проектной деятельностью школьника, сможет четко контролировать и оценивать процесс подготовки проекта.

Таким же образом можно использовать и учебные проекты, которые выполняют школьники на уровне ООО. Ведь одним из результатов освоения ООП ООО должно стать умение выполнять проектную деятельность (п. 12 ФГОС ООО).

Чтобы школа могла использовать учебные проекты в качестве одной из форм промежуточной аттестации, закрепите такую возможность в локальном акте. Для этого внесите изменения в положение о промежуточной аттестации. Дополните перечень форм проектом и укажите это в положении. Смотрите фрагмент положения о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Фрагмент Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации

Кликните Копировать, откройте программу Word и нажмите Ctrl + V

Формы промежуточной аттестации

Школа может использовать различные формы промежуточной аттестации: контрольная работа, тестирование, педагогическое наблюдение, экспертиза и учет текущих достижений, проект, зачет и др.

Групповые проекты лучше не использовать в качестве формы промежуточной аттестации по предмету, ведь по работе над ними сложнее оценить индивидуальные достижения школьника. Промежуточная аттестация должна отражать динамику индивидуальных образовательных достижений учеников в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП уровня образования (п. 12 ФГОС ООО, п. 18.1.3 ФГОС СОО).

ВАЖНО

Сроки проведения промежуточной аттестации установите самостоятельно в календарном учебном графике (п. 18.3.1.1 ФГОС ООО, п. 18.1.3 ФГОС СОО). Это даст вам право не издавать каждый период приказ о промежуточной аттестации

Скорректируйте положение о проектах

Несмотря на то, что проектная деятельность школьников на уровне СОО обязательна по ФГОС, локальный акт о проектах – нет. Но его лучше составить, чтобы внедрить в школе единые требования к организации проектной деятельности, содержанию, этапам, срокам работ, процедуре защиты и оценивания.

Разработайте единое положение о проектах для всех уровней образования или отдельное положение для каждого уровня образования. Смотрите образец положения об индивидуальной проектной деятельности школьников в конце статьи.

Разграничьте понятия. Чтобы обратить внимание на особенности проектной деятельности для разных уровней образования, используйте разные понятия, которые будут описывать проектную работу. Например, если хотите акцентировать в положении, что какой-то пункт относится только к проектной деятельности на уровне СОО, можете использовать для этого понятие «индивидуальный проект». Если нужно подчеркнуть, что данный фрагмент положения регулирует проектную деятельность на уровне ООО, используйте понятие «индивидуальный учебный проект». Для всех остальных общих положений – «проект».

Опишите организацию проектной деятельности. Составьте требования к организации проектной деятельности для каждого уровня образования, при этом соблюдайте преемственность. Организуйте методический совет школы, чтобы разработать методические указания, которые установят требования к оформлению и содержанию проектов. Прикрепите к положению такие методические указания как приложение.

Направления проектной деятельности

Скачать

Отметьте требования к содержанию. Пропишите направления проектной деятельности. Вы можете разграничить направления для уровней образования или установить общие. Для уровня ООО можно указать виды проектов с кратким описанием их содержания. Еще перечислите формы результата или продукта проектной деятельности. Например, результатом проектной деятельности может быть письменная работа, художественная творческая работа, материальный объект, отчетные материалы по социальному проекту.

Опишите систему оценивания. Пусть методсовет школы разработает единые критерии оценки проектных работ для каждого уровня образования. Подробно опишите эти критерии в положении. Установите и закрепите соответствие уровня проекта школьника отметке, которую выставляет аттестационная комиссия на защите. Уточните, как будете округлять значение отметки до целого числа в разных случаях.

Опишите для каждого уровня образования, куда выносится отметка за проект. Например, отметка за выполнение проекта на уровне СОО выставляется в графу «Индивидуальный проект» в классном журнале, фиксируется в личном деле и аттестате о среднем общем образовании.

Критерии оценки

Скачать

Включите критерии и инструменты оценки проектов как приложение к положению. Сделайте их едиными для всех видов проектов, независимо от предметной направленности. Так, например, руководитель проекта сможет корректировать работу школьника над проектом по заранее известным нормам.

Воспользуйтесь готовым оценочным листом и критериями для оценки проекта. Раздайте их руководителям проектной деятельности и членам аттестационной комиссии на защите. Поручите руководителям проектов оценивать работу учеников с первого дня сразу по установленным критериям. Так школьнику, например, на защите, будет ясно, как формируется оценка его работы и какая отметка его ожидает.

Образец листа

Кликайте на черные точки , чтобы прочитать рекомендации.

ОбразецБланк

ВАЖНО

Если до реализации ФГОС СОО в вашей школе не было разработано никаких положений о проекте на уровне ООО, то можно дополнить положение, которое составили для уровня СОО, пунктами об особенностях учебных проектов на уровне ООО. Это позволит ученикам с младших классов привыкнуть к особенностям организации проектной деятельности в вашей школе

Установите сроки. Укажите сроки выполнения проекта для уровней образования. Например, на уровне СОО работать над проектом ученики могут один или два учебных года. Школа самостоятельно устанавливает эти сроки и фиксирует в учебном плане. Еще установите примерные периоды реализации проектной работы или этапы. Отметьте предполагаемые сроки защиты.

Опишите процедуру защиты. Организуйте работу комиссии для защиты проектных работ школьниками. Опишите особенности работы аттестационной комиссии: кто из учителей войдет в комиссию, каковы особенности для каждого уровня образования. Отдельно укажите особенности и сроки защиты проектных работ учениками с ОВЗ, если такую процедуру предполагает адаптированная программа.

Укажите документы, которые школьник должен предоставить перед защитой. Для разных уровней образования они могут отличаться. Например, старшеклассники могут готовить паспорт проекта, а для учеников начальной школы достаточно презентации.

Еще к положению приложите единый образец краткого отзыва руководителя на ученический проект. Пусть эту форму разработает и утвердит методический совет школы, который разработал методические указания к проектной деятельности.

Организовать школьную научно-практическую конференцию

Удобно проводить промежуточную аттестацию в форме индивидуальных проектов на школьной конференции. Там ученики представят свои проекты, а жюри по соответствующим критериям их оценит. Это сделает процедуру объективнее. Еще конференцию можно перевести частично или полностью в формат онлайн, если школа уйдет на дистанционное обучение.

Разработайте положение о школьной конференции. Оно должно содержать информацию о том, как будет проходить процедура защиты проектов.

Образцы Положений

Кликните на кнопку с названием документа. Листайте странички, кликая на стрелочки   справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

12
Декабрь 2020года
Образовательная деятельность
Формы работы

Три шага, чтобы обязать педагогов регулировать объем домашнего задания

Елена Ненахова, директор ГБОУ гимназия № 528, заслуженный учитель РФ, г. Санкт-Петербург,
Светлана Алекаева, методист ГБОУ гимназии № 528, почетный работник общего образования РФ
Педагоги часто превышают требования к объему домашних заданий. Из-за этого дети не успевают отдохнуть, а родители приходят жаловаться администрации. В статье читайте, как заставить учителей вспомнить о СанПиН и не перегружать школьников.

«Все, что не успели в классе, пойдет на дом», «вы плохо себя вели, поэтому на дом задам не три, а шесть упражнений». Когда педагог говорит эти фразы, он действует импульсивно, наказывает школьников домашним заданием. Но чаще всего не понимает, что наказывает он в первую очередь себя. Ведь именно ему потом придется проверять гору тетрадей.

Для учеников объемные домашние задания становятся стрессом, дети просто не успевают отдохнуть. Или списывают из сборников готовых домашних работ. В этом случае вся работа становится бесполезной.

Если такое повторяется регулярно, к ситуации с домашней работой подключаются родители. Кто-то просто делает домашку вместе с детьми, а порой и за ребенка, кто-то поднимает бучу в родительских чатах, а кто-то идет жаловаться администрации. В итоге домашние задания, которые выходят из-под контроля, становятся проблемой для всех. Школьники не вникают в них из-за объема, уставшие после рабочего дня родители вынуждены помогать детям, педагогам приходится проверять бесполезные работы в тетрадях, а вам – выслушивать бесконечный поток жалоб со всех сторон.

При этом суммарный объем домашнего задания, которое можно задавать школьникам разных возрастов, четко регламентируют СанПиН и новый порядок обучения в школе (п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821–10, приказ Минпросвещения от 28.08.2020 № 442). Но эти требования часто просто игнорируют. Другая проблема – учителя одного класса не согласуют друг с другом объем домашнего задания, который задают.

Вернуть домашние задания в рамки требований – комплексная задача, но потратить время на ее решение в ваших интересах. Так вы снизите нагрузку и на школьников, и на учителей, успокоите и без того постоянно раздраженных родителей. Домашние задания снова станут эффективным инструментом текущего контроля и формирования учебной мотивации, а не трудовой повинностью, на которую все махнули рукой.

Выстроить работу в школе поможет алгоритм в статье. В нем три шага и образцы документов, которые понадобятся.

Шаг 1. Провести мониторинговое исследование

Начать лучше всего с исследования, чтобы получить данные о реальной ситуации в школе. Так вы поймете, кто из педагогов не нарушает требования, а чью работу надо взять на контроль. Школьников и педагогов попросите заполнить формы фиксации, а для родителей проведите анкетирование.

Форма контроля для учеников. Раздайте ученикам формы контроля. Пусть в течение недели вписывают в них время, которое тратят на домашние задания.

Главное в статье СкрытьШаблон формы контроля домашнего задания для школьников

Кликните Копировать, откройте программу Word и нажмите Ctrl + V

Формы контроля для педагогов. Аналогичные формы раздайте педагогам. Пусть проведут ту же работу, что и школьники. Так вы получите данные, чтобы сравнить ожидания учителей и реальное время, которое нужно школьникам на домашнюю работу.

Формы для педагогов удобно разместить на сервисе Google-таблицы. Тогда учителя одного класса смогут одновременно работать с общим документом. А вам потом не нужно будет сводить разные отчеты педагогов в один файл.

В конце недели проверьте, совпадает ли задание, которое педагоги занесли в формы, с тем, которое они внесли в электронный журнал. Так вы дополнительно проведете контроль ведения журнала.

Пример анкеты для родителей учеников
6-8-х классов


Скачать

Анкетирование родителей. Анкетирование удобно провести с помощью Google Forms. Это бесплатный сервис, в который вы загружаете анкеты. Для работы с ним нужна только почта Gmail. Заполнить анкеты участники опроса смогут и с компьютера, и с мобильных устройств. Данные сервис обработает автоматически в удобном виде – диаграмма или файл CSV. Диаграммы затем вы сможете использовать в презентациях.

Поручите техническому специалисту загрузить анкеты в Google Forms и разместить ссылку на опросы на сайте школы. А классные руководители пусть разошлют ссылку родителям. Смотрите готовый пример анкеты на поле справа.

Данные, которые получили в ходе исследования, обобщите в аналитической справке. Если выяснили, что педагоги школы не нарушают требования к объему домашних заданий, используйте выводы из документа для бесед с недовольными родителями. Если же поняли, что объем домашних заданий не всегда попадает в нормативы и школьники действительно перегружены, переходите к шагу 2.

Время на выполнение домашнего задания

Шаг 2. Регламентировать требования к домашнему заданию локальным актом

Разработайте в школе локальный акт о домашнем задании, например положение. Пропишите в нем все требования к объему и содержанию домашнего задания. Смотрите на схеме справа, сколько времени в астрономических часах отводят нормативные документы на выполнение домашнего задания в разных классах.

Домашнее задание в 1-м классе. В 1-м классе домашнее задание не задают. Учитель может рекомендовать сделать несложное задание, но дети выполняют его по желанию. Эту позицию обязательно отразите в положении. Необязательное домашнее задание в 1-х классах не должно влиять на учебный процесс, давать преимущество школьнику, который его выполнил.

Объем домашнего задания. Пропишите примерные требования к объему домашних работ, чтобы педагоги понимали, на что ориентироваться. Посмотрите пример.

ПРИМЕР. Объем домашних заданий по русскому языку
2-й класс – выполнить упражнение из 15–20 слов, которое может включать грамматические задания к нему;
3-й класс – выполнить упражнение из 25–40 слов, которое может включать грамматические задания к нему;
4-й класс – выполнить упражнение из 30–40 слов, которое может включать грамматические задания к нему;
5-й класс – прочитать параграф (не более 1 страницы), выполнить 1 письменное упражнение (8–10 строк) или написать домашнее сочинение-миниатюру (изложение);
6-й класс – прочитать параграф (не более 1 страницы), выполнить 1 письменное упражнение (8–10 строк) с грамматическим заданием или написать домашнее сочинение-миниатюру (изложение);
7-8-е классы – прочитать параграф (не более 1 страницы), выполнить 1 письменное упражнение (10–15 строк) с грамматическим заданием или написать домашнее сочинение-миниатюру;
9-й класс – прочитать параграф (не более 3 страниц), выполнить 1–2 письменных упражнения с грамматическим заданием или написать домашнее сочинение-миниатюру;
10-11-е классы – повторить 1 тему и выполнить 1–2 письменных упражнения с грамматическим заданием или написать домашнее сочинение-миниатюру.

Объем письменного домашнего задания не должен превышать 30 процентов аудиторной письменной работы. А объем обязательного домашнего задания по устным предметам не должен превышать объем материала, который изучали на уроке. Зафиксируйте эти требования в положении.

Задание на выходные и праздники. Отдельно урегулируйте в положении вопрос о домашнем задании на выходные и праздничные дни. Оптимальный подход – прописать требование не задавать домашнее задание на эти дни в начальной школе, а для основной и средней прописать ограничения. Младшеклассникам требуется больше времени, чтобы восстановить силы после рабочей недели. А в основной и средней школе домашнее задание на выходные и праздники может стать единственной опцией для предметов, которые стоят в расписании один раз в неделю. В этом случае невозможно не дать задание на выходные, так как ими разделены занятия.

Формы фиксации. Чтобы учителя могли согласовать общий объем домашнего задания, который задают классу, удобно использовать единые формы фиксации. Включите их в приложения к положению, а в тексте документа закрепите обязанность педагогов вносить домашние задания в форму.

Удобно вести формы фиксации в Google-таблицах. В режиме реального времени учителя будут записывать домашнее задание, которые задают к конкретной дате. Коллеги увидят, что уже задано к планируемой дате, им будет проще договориться между собой и не превысить допустимые объемы. Посмотрите образец формы фиксации в готовом положении.

Положение касается деятельности всех педагогов школы, поэтому согласовать его нужно с коллегиальным органом. Удобно включить обсуждение и утверждение положения в повестку ближайшего педсовета.

Главное в статье СкрытьШаг 3. Организовать работу с учениками и родителями

Об обновленных требованиях к домашнему заданию расскажите ученикам и родителям.

Информация для родителей. Поручите классным руководителям провести собрание, чтобы познакомить родителей с текстом положения. А само положение опубликуйте на сайте школы. Объем домашнего задания родители видят в электронном дневнике, поэтому смогут сопоставить его с требованиями.

Классные руководители на собрании должны акцентировать внимание родителей на том, что дети должны выполнять домашнее задание самостоятельно, иначе в нем не будет никакого смысла. Поручите педагогу-психологу подготовить для родителей памятки о способах, которыми они могут помочь школьникам, или возьмите готовый образец в конце статьи. Желательно, чтобы к родительским собраниям предметники подготовили краткий обзор требований к домашнему заданию, если по их предмету есть какие-то особенности.

Дайте родителям доступ без возможности редактирования к формам фиксации, которые заполняют педагоги. Так вы снимете вопросы об объеме домашней работы. Родители увидят, что требования педагоги не нарушают.

Информация для учеников. Разъяснительную работу проведите и со школьниками. Многие дети приходят после школы и не понимают, как и в каком порядке выполнять домашнее задание. Поэтому поручите руководителям методобъединений подготовить для учеников памятки о домашнем задании. Пусть педагоги пропишут алгоритмы, которые помогут быстрее справиться с работой по разным предметам. Отдельно поручите классным руководителям проговорить и с учениками вопрос самостоятельного выполнения домашней работы.

Главное в статье СкрытьОбразец положения и памятка для родителей

Кликните на кнопку с названием документа. Листайте странички, кликая на стрелочки   справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей