ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2020года
План работы
Планирование и организация

План профориентационных мероприятий на II полугодие и лист анализа, чтобы оценить их качество

Татьяна Фещенко, ведущий методист издательства Национальное образование», д. п. н., доцент,
Юлия Патеева, юрист-редактор Актион • Образование
В статье – готовый образец плана, который поможет определить профориентационные мероприятия на второе полугодие, договориться с организациями-партнерами и избежать конфликтов и ошибок.

Школа обязана разрабатывать план профориентационных мероприятий. В него входят мероприятия на территории школы и за ее пределами. Чтобы провести профориентационное занятие, например, на предприятии, с ним предварительно нужно договориться. Лучше изучить организации, с которыми собираетесь сотрудничать – их цели, особенности работы, согласовать формы совместных мероприятий. А с педагогами и учениками предварительно стоит обсудить такое сотрудничество, чтобы выяснить их мнение, узнать, есть ли интерес. Первые мероприятия организаций-партнеров оценивайте по листу анализа. Так вы сможете решить, продолжать совместную работу или нет.

ДОКУМЕНТ

Организация-партнер должна предлагать формы профориентационной работы, которые входят в перечень по ООП (п. 18.2.3 ФГОС ООО и п. 18.2.3. ФГОС СОО). Например, «ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели

Запланируйте школьные и внешкольные мероприятия

В проекте плана распределите между педагогами мероприятия, которые может организовать сама школа. Поручите педагогу-психологу и социальному педагогу провести индивидуальные консультации с учениками о том, как выбрать профессию, и подготовить для них тесты по профориентации. Еще привлеките к профработе родителей. Например, предложите им рассказать о своих профессиях в рамках классных часов.

Договоритесь с городскими предприятиями об экскурсиях для учеников и зафиксируйте их в плане. Включите в план конкурсы профессионального мастерства, которые проходят в вашем регионе. Так ученики смогут их посетить и узнать о профессиях, познакомиться с работодателями. Еще можно организовать экскурсии на дни открытых дверей в колледжи, вузы и центры занятости. Посмотрите готовый план профориентационных мероприятий для учеников 7-11-х классов на II полугодие 2020/21 учебного года.

Вместо синего текста введите свои данные.
Кликните на , чтобы добавить строку в конкретном разделе плана.
Кликните на , чтобы удалить ненужную строку

Отредактируйте текст плана
и нажмите Печать внизу страницы

Изучите организацию, с которой планируете сотрудничать

Прежде чем заключать договор с организацией или проводить профориентационные мероприятия в школе, необходимо проверить ее. Во-первых, изучите цели организации, с которой школа собирается сотрудничать. Они должны мотивировать детей выбирать профиль обучения и будущую профессию. Во-вторых, оцените формы работы с детьми, которые предлагает организация-партнер.

ВАЖНО

В рамках экскурсий ученикам можно предложить выполнить исследовательские задания. Например, написать работу о своих впечатлениях или решить задачу, которую придумают сотрудники предприятия

Обсудите сотрудничество с учениками, педагогами, родителями

Проведите совещание с педагогами, чтобы обсудить формы сотрудничества с организациями и распределить зоны ответственности. Пусть классные руководители расскажут о формах профориентации ученикам и их родителям. Это поможет учесть их возражения и сомнения, чтобы скорректировать план.

Контролируйте первые совместные мероприятия

Чтобы избежать проблем из-за некачественной профориентации, посетите первые мероприятия и заполните лист анализа. Посмотрите образец листа ниже. Закрепите в плане такие посещения. Если вы оцените мероприятие на недостаточное количество баллов, сотрудничество с организацией стоит прекратить.

Образец листа анализа

Оценка
Оценка
Каждый показатель оцените баллом: 2 балла, если показатель выражен ярко; 1 балл – частично, 0 баллов – совсем не выражен
Минимальный балл
Минимальный балл
Если оцените мероприятие меньше, чем на 15 баллов, сотрудничество с организацией нужно прекратить

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

12
Декабрь 2020года
Профессиональные компетенции
Формы работы

Три карты самоанализа для педагогов, по которым вы проверите их готовность к аттестации

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики, психологии и переводоведения СПбУТУиЭ, к. п. н.
В статье – три карты самоанализа для учителей, чтобы проверить их готовность к аттестации. Карты помогут заранее выявить профессиональные дефициты, чтобы педагоги успели восполнить их к моменту, когда придет время проходить аттестацию.

Правительство планирует изменить порядок аттестации: обновить систему квалификационных категорий, разработать новые оценочные инструменты на основе профстандарта (распоряжение Правительства от 31.12.2019 № 3273-р). Чтобы подготовить педагогов вашей школы к аттестации заранее, предложите им проанализировать свою деятельность с помощью карты самоанализа. Она включает в себя требования обновленных педагогических профстандартов. Например, профстандарт «Педагог» предписывает учителям качественно оценивать достижения учеников, развивать практическую и исследовательскую деятельность школьников, применять современные педтехнологии, работать по индивидуальным программам и др. Еще в карту самоанализа вошли критерии по стандарту педагога ISTE. Он устанавливает конкретные ИКТ-компетенции педагогов, которые не указаны в профстандарте.

Карта самоанализа по профстандарту

Обновленные профстандарты педагогов начали действовать с 1 января 2020 года (п. 2 постановления Правительства от 27.06.2016 № 584). Школы обязаны работать по ним, а педагоги – выполнять функции, которые им предписывает профстандарт. Напомните учителям вашей школы основные новшества документа (приказ Минтруда от 18.10.2013 № 544н). Например, в него входят новые общепедагогические трудовые функции, которые должны выполнять все педработники. Смотрите все изменения на рисунке справа.

Новые общепедагогические трудовые функции в профстандартах

Скачать

Еще профстандарт обязывает учителя соблюдать ФГОС, организовывать практическую и исследовательскую работу с учениками и применять новые образовательные технологии. А учителя основного и среднего общего образования должны использовать иноязычные источники информации во всех предметных областях (п. 3.2.3 профстандарта «Педагог»). Чтобы педагоги четко понимали свои трудовые действия согласно обновленным стандартам, предложите шпаргалку.

С 1 января 2021 года педагоги, у которых закончилось действие квалификационных категорий, снова будут проходить аттестацию по-новому. Теперь будут проверять, соответствует ли учитель профстандарту. Проверить себя педагоги могут с помощью карты самоанализа по профстандарту. В ней собраны утверждения о владении трудовыми функциями, необходимыми знаниями и умениями.


Кликните на название шпаргалки, чтобы ее открыть или закрыть

Шпаргалка для педагоговСкачать

Также критерии по профстандарту включите в комплексную карту самоанализа перед аттестацией. Смотрите готовую комплексную карту в конце статьи.

Карта самоанализа по профстандарту

Здесь и далее листайте странички, кликая на стрелочки   справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Карта самоанализа по стандартам ISTE

Одна из задач педагога по профстандарту – внедрить в работу цифровые технологии. Но как конкретно это делать, документ не уточняет. Международная ассоциация по развитию информационных технологий в образовании ISTE разработала пять образовательных стандартов, в том числе и стандарт педагога. Этот документ конкретизирует ИКТ-компетенции, которыми должен владеть педагог.

Чтобы учителя могли самостоятельно определить свой уровень ИКТ-компетентности, предложите им карту самоанализа. Она включает критерии по образовательному стандарту педагога ISTE. Так педагоги смогут проанализировать свою деятельность и определить, какие ИКТ-компетенции им нужно развивать.

Карта самоанализа по стандарту ISTE «Педагог»

Комплексная карта самоанализа

Чтобы комплексно оценить готовность к аттестации, предложите педагогам готовую карту. В ней критерии оценки по профстандарту и стандартам ISTE. Еще в карте есть дополнительные критерии, которые отражают особенности школы:

  • продуктивное использование рабочего времени;
  • прохождение независимой оценки профессиональной компетентности;
  • участие в программе наставничества;
  • наличие значка ГТО;
  • представление своего опыта через сетевые профессиональные сообщества;
  • участие в международном исследовании TALIS.

Набор дополнительных критериев зависит от того, какие виды деятельности представлены в школе. Например, нельзя оценить, какой педагог наставник, если в школе нет такой программы. Вы можете скорректировать комплексную карту самоанализа и исключить из нее те критерии, которые не соответствуют специфике школы.

Комплексная карта самооценки

Интерактивные карты самоанализа

Вместо синего текста введите свои данные, карта подсчитает баллы, скачайте карту кликнув

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

12
Декабрь 2020года
Профессиональные компетенции
Формы работы

Как засчитывать достижения школьников по новым требованиям Минпросвещения: контрольные точки для локального акта

Анна Вавилова, ведущий эксперт НИУ «Высшая школа экономики», к. ю. н.
Минобрнауки и Минпросвещения утвердили Порядок, по которому школы должны проводить зачет результатов обучения в других образовательных организациях. В статье восемь контрольных точек для проверки локальные документы, чтобы они соответствовали новым требованиям.

Раньше школы самостоятельно определяли, как учитывать результаты, которые ученики получили в других образовательных организациях. Теперь порядок зачета устанавливают министерства (п. 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа же может уточнить порядок зачета с помощью локального документа, например положения. Посмотрите в статье контрольные точки, чтобы проверить локальный документ, и готовый образец школьного положения о зачете достижений.

ВАЖНО

Нельзя зачесть результаты государственной итоговой аттестации (п. 5 Порядка зачета от 30.07.2020 № 845/369)

Контрольная точка 1. Документы, которые регулируют зачет

Полномочие устанавливать порядок зачета четко закреплено за министерствами (п. 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому в школе не должно быть документа, который называется «порядок» и регулирует зачет достижений. Конкретные вопросы можно решить в других актах – например, правилах осуществления зачета или положении о зачете достижений.

Что закрепить в локальном документе. Конкретизируйте особенности зачета достижений в школе. Главное, выберите для локального акта иное чем «порядок» название, чтобы не нарушить федеральную норму.

Контрольная точка 2. Подача заявления

Федеральный порядок устанавливает основанием зачета заявление школьника или родителей. Конкретики в Порядке нет.

Что закрепить в локальном документе. Отметьте в положении, что зачет происходит только по заявлению ученика или его родителей. Посмотрите пункт 4 образца положения о зачете.

Еще закрепите форму и порядок подачи заявления. На рисунке ниже посмотрите, какие варианты можно прописать.


Скачать

Контрольная точка 3. Основания зачета

Порядок четко определяет, что для зачета достижений школьник должен предоставить документ либо об образовании и (или) квалификации, либо об обучении, в том числе о периоде обучения (п. 2 Порядка зачета от 30.07.2020 № 845/369). Требовать другие документы запрещено.

Что закрепить в локальном документе. Проверьте, что в положении нет пункта, который требовал бы другую информацию от ученика или родителей. Например, какова образовательная программа, аккредитована ли она и т. п.

ВАЖНО

Взимать плату за процедуры установления соответствия и оценивания нельзя (п. 10 Порядка зачета от 30.07.2020 № 845/369)

Контрольная точка 4. Сопоставление результатов

Чтобы провести зачет результатов, нужно сопоставить планируемые результаты по программе, которую осваивает школьник, и результаты пройденного обучения (п. 4 Порядка зачета от 30.07.2020 № 845/369). Чтобы установить соответствие, школа вправе оценить, достиг ли школьник планируемых результатов.

Что закрепить в локальном документе. Укажите в положении особенности процедуры установления соответствия – кто и как будет это делать. Например, комиссия либо директор по решению педагогического совета.

Опишите формы оценивания. Еще укажите, какими документами и какое решение оформляется.

Проверьте в локальном документе описание случаев, при которых установить соответствие невозможно и необходимо провести оценивание. Например, отличаются системы оценивания по результатам пройденного обучения и осваиваемой программе.

Локальный нормативный акт о зачете достижений должен предусматривать:

процедуру установления соответствия
случаи, при которых проводится оценивание
формы проведения оценивания

Контрольная точка 5. Совпадение названий и часов по программам

Для зачета необязательно иметь полностью совпадающее название предмета и число часов. Результаты обучения могут быть сопоставимы, но название может не совпадать дословно. Еще часы обучения могут быть несколько больше или меньше, но этот объем в итоге позволяет достичь планируемых результатов.

Что закрепить в локальном документе. Пропишите, в каком случае вы установите соответствие результатов на основании документов, а в каком случае будете проводить оценивание. Посмотрите пункты 6–8 образца положения о зачете.

Контрольная точка 6. Письменный отказ в зачете

Школа должна отказать школьнику в зачете, если результаты пройденного обучения не соответствуют планируемым результатам. Отказ нужно оформить в письменной форме с обоснованием причины отказа. Направить решение об отказе вы должны в письменной форме или в форме электронного документа школьнику или родителям в течение трех рабочих дней после установления несоответствия.

Что закрепить в локальном документе. Подробно опишите, в каком случае школа отказывает ученику в зачете. Еще укажите сроки и форму уведомления об отказе.

3
рабочих дня

есть у школы, чтобы направить решение об отказе в зачете достижений с обоснованием причин (п. 9 Порядка зачета от 30.07.2020 № 845/369)

Контрольная точка 7. Перевод на индивидуальный учебный план

Если ученику зачли достижения, его нужно перевести на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП). Необязательно должно быть ускоренное обучение, но обязательно необходимо разработать ИУП.

Что закрепить в локальном документе. Порядок перевода на ИУП установите в локальном акте организации с учетом особенностей, которые есть у школы. Например, укажите сроки, в которые школа разрабатывает ИУП для школьника.

Контрольная точка 8. Образование, которое получено за рубежом

Документы об образовании или квалификации, которые предоставляет вам ученик, могут быть выданы иностранными организациями.

Что закрепить в локальном документе. Опишите порядок зачета результатов пройденного обучения в иностранном государстве. Например, укажите, что в таком случае в школе организуете комиссию, которая рассматривает достигнутые образовательные результаты и принимает окончательное решение о зачете.

Положение о зачете достижений 

Листайте странички, кликая на стрелочки   справа и слева в документе. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей