ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2020года
Качество образования
Циклограмма на полугодие

Циклограмма справок по контролю качества образовательной деятельности на I полугодие

В статье – готовая циклограмма справок по месяцам на I полугодие 2020/21 учебного года. Это первая статья нового цикла. Теперь в каждом номере мы будем публиковать образец аналитической справки месяца.

Циклограмма справок формируется на основании содержания внутришкольного контроля. Приоритетные направления контроля зависят от целей и задач, которые школа поставила на учебный год. В статье – вариант циклограммы по универсальным направлениям контроля.

Нажмите на карточку с названием месяца, посмотрите какие справки подготовить

Циклограмма справок по контролю качества образовательной деятельности на I полугодие

В сентябре проконтролируйте, как организованы диагностики: стартовая и входная. Документы, чтобы организовать диагностики, смотрите в статье>>. В конце этой статьи есть образец справки по итогам контроля качества результатов входной диагностики.

В октябре приоритетное направление контроля – результаты стартовых диагностик и осенних ВПР. Подготовить справку по итогам стартовой диагностики первоклассников поручите педагогу-психологу.

В ноябре проконтролируйте, как педагоги организовали подготовку к ГИА. В рамках предметно-обещающего контроля выявите, готовы ли ученики 11-х классов к декабрьскому итоговому сочинению. На тематический контроль вынесите работу с низкомотивированными выпускниками, чтобы педагоги успели до конца II четверти скорректировать планы работы.

В конце I полугодия достаточно времени пройдет, чтобы начать подводить первые итоги работы. Поэтому в декабре проверьте, как педагоги обновили содержание рабочих программ по новым предметным концепциям. Еще подведите итоги работы по ликвидации отставания, которое возникло из-за весеннего дистанта.

Аналитическая справка по итогам контроля качества результатов входной диагностики в 11-х классах

Листайте страницы, кликая на стрелочки
  сбоку в документе

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

9
Сентябрь 2020года
Качество образования
Аттестация учеников

Пять контрольных точек, чтобы проверить Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации

Виктория Ярцева, эксперт-юрист Актион • Образование
В сентябре, чтобы не получить предписания и штрафы от прокуратуры и региональных органов контроля и надзора, скорректируйте школьное Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. В статье – контрольные точки, по которым вы проверите документ, чтобы к нему не было вопросов.

Чтобы проверить Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации школы, необходимо просмотреть пять фрагментов. Это разделы о формах текущего контроля и промежуточной аттестации, об аттестации надомников, аттестации второгодников и аттестации экстернов. На эти части локального акта повлияли весенние события, а еще в них чаще всего ошибаются ваши коллеги.

Точка 1. Укажите, как учитываете результаты ВПР

Убедитесь, что в Положении прописали, как учитываете результаты ВПР. Школы могут сами решать, как это делать (методические рекомендации Рособрнадзора о проведении ВПР от 10.02.2020 № 13–35). Например, можно закрепить ВПР в рамках текущего контроля или как форму промежуточной аттестации. Ранее Рособрнадзор рекомендовал не учитывать результаты ВПР и даже не выставлять отметки за работы. Но весной в период дистанта ведомство изменило рекомендации и предложило выставить годовые и итоговые оценки с учетом ВПР (п. 2 письма Минпросвещения от 08.04.2020 № ГД-161/04). Поэтому скорректируйте Положение – добавьте ВПР в перечень форм текущего контроля и промежуточной аттестации.

Процедуру, по которой учитываете результаты, можно детально прописать в отдельном локальном акте. Например, в Порядке проведения ВПР в школе. В этом случае надо сослаться на него в Положении о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Фрагмент Положения. Об учете результатов ВПР

Результаты ВПР

Включите ВПР в список форм текущего контроля и промежуточной аттестации. Это не обяжет выставлять отметки за работы, но даст основания использовать результаты ВПР, если весенняя ситуация повторится


Здесь и далее:
Кликните Скопировать, откройте программу Word и нажмите
Ctrl + V

Точка 2. Закрепите периодичность промежуточной аттестации

Проверьте, какие варианты промежуточной аттестации вы предусмотрели в Положении: в конце года, в конце триместра или четверти, оба варианта сразу. Периодичность школа определяет самостоятельно и обязана закрепить в локальном акте (ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

Часто промежуточную аттестацию проводят один раз в год. Как показал 2019/20 учебный год, такая периодичность может быть недостаточной. Школы, которые планировали проводить промежуточную аттестацию в конце учебного года, столкнулись с проблемами и не смогли ее организовать. Пришлось готовить дополнительные документы, чтобы заменить промежуточную аттестацию другой процедурой, так как отменять ее нельзя (п. 1 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

Поэтому предусмотрите как минимум две промежуточные аттестации в течение учебного года. А лучше выберите вариант, когда промежуточной аттестацией завершается учебный период – четверть или триместр. Так вы застрахуете себя от ситуации, когда нельзя выставить отметки, потому что не проведена промежуточная аттестация. А еще повысите объективность оценивания.

Отдельно проверьте, что в Положении прописали, сколько аттестационных работ школьники могут выполнить в день. Это нужно, чтобы не нарушить требования СанПиН 2.4.2.2821–10.

Фрагмент Положения. О периодичности промежуточной аттестации

Периодичность

Конкретные сроки, в которые проходит промежуточная аттестация, закрепляет календарный учебный график. В Положение эту информацию включать не нужно

Точка 3. Уточните особенности аттестации школьников, которые учатся на дому

Перепроверьте в Положении, какие особенности текущего контроля и промежуточной аттестации предусмотрели для детей, которые обучаются на дому. Ведь если сейчас в вашей школе нет таких учеников, они могут появиться в следующем учебном году. Поэтому необходимо сразу прописать все возможные варианты.

В Положении зафиксируйте, что учителя, которые приходят на дом к ребенку, должны выставлять оценки в классный журнал. Промежуточную аттестацию можно проводить в общем порядке или предусмотреть специальные формы в зависимости от заболевания ребенка. Тогда в Положении нужно сослаться на ООП. Формы промежуточной аттестации надомника следует указать в целевом разделе и учебном плане ООП, а сроки – в календарном учебном графике.

Смотрите ниже шпаргалку с формами, в которых можно проводить промежуточную аттестацию и для надомников, и для остальных учеников.



Кликните на название шпаргалки, чтобы ее открыть или закрыть

Шпаргалка для замдиректора по УВР
Скачать

Фрагмент Положения. Об особенностях аттестации надомников

Оценки

Пропишите, что недопустимо завышать оценки ученикам, которые находятся на длительном лечении (п. 8 методрекомендаций, утвержденных Минздравом 17.10.2019, Минпросвещения 14.10.2019)

Точка 4. Пропишите порядок аттестации и зачета результатов для второгодников

Еще в Положении о текущем контроле и промежуточной аттестации необходимо уточнить, как школа засчитывает результаты предыдущего года обучения и в каких формах проводит промежуточную аттестацию второгодников. Ведь родители вправе подать заявление, чтобы ребенка оставили на второй год, если он не ликвидировал академическую задолженность.

Пропишите в локальном акте, что ребенок проходит повторное обучение в обычном порядке. Ученик вправе посещать занятия по всем учебным предметам вместе с остальными одноклассниками. Другой вариант – разработать для второгодника индивидуальный учебный план.

Также зафиксируйте, что ученикам можно засчитать результаты прошлого года (письмо Минпросвещения от 26.12.2019 № 04–1549). Укажите в Положении, как в вашей школе засчитывают результаты по учебным предметам, по которым у ученика не было задолженности в предыдущем учебном году. Например, засчитать можно результаты промежуточной аттестации или провести зачет в форме учета достижений.

Фрагмент Положения. Об аттестации второгодников

Зачет результатов

Укажите, как засчитываете результаты по учебным предметам, по которым у школьника не было задолженности в предыдущем учебном году

Точка 5. Регламентируйте порядок аттестации для экстернов

Предусмотрите в Положении раздел о том, как проходят промежуточную и итоговую аттестацию экстерны. Ведь в школу в любой момент может прийти ребенок, который проходит семейное обучение. Школа не вправе отказать в его зачислении, а также обязана организовать для него промежуточную и итоговую аттестацию. Поэтому в локальном акте надо указать, как школа будет ее проводить, какие документы оформит и как допустит ученика до ГИА.

Фрагмент Положения. Об особенностях аттестации экстернов

Аттестация экстернов

Пропишите порядок, по которому экстерны проходят промежуточную аттестацию. Его школа устанавливает самостоятельно и обязательно отражает в локальном акте

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

9
Сентябрь 2020года
План работы
Всероссийские проверочные работы

Новые приказ и график ВПР-2020

Осенние ВПР меняют свой статус. Теперь это безоценочная диагностика. Чтобы составить новый приказ о проведении работ, посмотрите в статье контрольные точки.

Школы должны провести ВПР в 5-9-х классах с 14 сентября (приказ Рособрнадзора от 05.08.2020 № 821). Материалы работ будут доступны в ФИС ОКО. Там же опубликуют и инструкции для школ. Провести работы нужно до 12 октября. Конкретные даты школа выбирает сама и согласует с региональными органами (приказ Рособрнадзора от 06.05.2020 № 567). Все классы будут писать ВПР за предыдущий класс: пятиклассники напишут работы за 4-й класс, шестиклассники – за 5-й и т. д. Работы рекомендуют проводить на 2-4-м уроке. Время на каждую ВПР укажут в самих вариантах (письмо Рособрнадзора от 22.05.2020 № 14–12).

Оформите проведение ВПР документально. Приказ, который вы издавали весной, не подойдет, так как осенние ВПР поменяли свой статус. Теперь результаты работ можно использовать в качестве входного контроля и стартовой диагностики. Закрепить такую возможность нужно в локальном акте, например положении о текущем контроле и промежуточной аттестации>>. Еще осенние ВПР – это безоценочная диагностика, поэтому результаты работ нельзя засчитать как промежуточную аттестацию. В статье посмотрите контрольные точки в тексте приказа, которые позволят использовать результаты ВПР, чтобы повысить качество образования в школе и не нарушить требования Рособрнадзора.

Главное в статье СкрытьКлассы и предметы на осенних ВПР
Скачать

Главное в статье СкрытьКонтрольная точка 1. Разработка методрекомендаций

В Минпросвещения и Рособрнадзоре планируют подготовить по результатам ВПР методические рекомендации для школ. Скорее всего, это будут общие рекомендации, которые коснутся типичных ошибок школьников. Ошибки и дефициты учеников вашей школы могут в них не попасть.

Чтобы использовать результаты ВПР для повышения качества образования, разработайте методрекомендации для своей школы. В приказе укажите ответственного за разработку. Например, это может быть сотрудник, который занимается вопросами качества образования.

Делегировать подготовку предметных рекомендаций можно руководителям ШМО. Пусть проанализируют результаты, выявят дефициты, типичные ошибки. Такие рекомендации помогут выработать единый подход, чтобы восполнить пробелы в знаниях школьников.

Контрольная точка 2. Отчеты по результатам ВПР

Поручите руководителям ШМО проанализировать результаты работ. Пусть включат в анализ шесть разделов:

  • характеристика оценочного инструментария;
  • характеристика участников и технология проведения;
  • описание средних данных по выборке: средний процент выполнения теста; процент учеников по уровням подготовки; диаграмма распределения участников процедуры по полученным баллам;
  • содержательный анализ результатов;
  • анализ достижений школьников с различным уровнем подготовки;
  • выводы и рекомендации.

Подготовку сводного отчета по школе удобно возложить на работника, который отвечает за методрекомендации. Этот сотрудник в любом случае будет собирать данные о результатах ВПР. А сводный отчет поможет ему подготовить общие методрекомендации.

Контрольная точка 3. Педсовет по итогам

Запланируйте педсовет по итогам ВПР. Дату педсовета также закрепите в приказе. Итоги ВПР на педсовете озвучит сотрудник, ответственный за подготовку методрекомендаций. Лучше всего представить данные в динамике: сравнить результаты промежуточной аттестации за 4-8-й класс с результатами ВПР.

Главное в статье СкрытьОбразец приказа о проведении ВПР-2020

Листайте страницы, кликая на стрелочки
  сбоку в документе

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.