ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2020года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Готовые документы, чтобы организовать стартовую и входную диагностики

Анна Ивлева, руководитель экспертной Актион • Образование
В этом году осенние ВПР частично выполнят функции входной и стартовой диагностик. В статье – готовый пакет документов, чтобы организовать диагностики и не перегрузить школьников и педагогов.

Стартовую и входную диагностики проводите в рамках внутришкольного контроля. Подробно эту процедуру регламентирует локальный акт. Это может быть самостоятельный локальный акт или раздел в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Чтобы провести диагностики, директор издает приказ, а вы составляете графики. Все образцы документов найдете в статье.

Приказ, чтобы организовать стартовую диагностику

Стартовую диагностику проводите для учеников 1-х, 5-х и 10-х классов, чтобы определить стартовые возможности в самом начале изучения программы каждого из уровней. Сроки и форму стартовой диагностики нужно утвердить приказом.

Региональные или муниципальные органы власти могут дать свои рекомендации или готовые задания для диагностики. Если рекомендаций нет, школа готовит материалы для стартовой диагностики самостоятельно.

Осенью этого года пройдут ВПР, которые не удалось провести весной из-за пандемии (письмо Рособрнадзора от 22.05.2020 № 14–12). Чтобы не перегружать детей лишними контрольными работами и срезами знаний, приказом школы можно зачесть результаты ВПР по всем предметам для пятиклассников.

Главное в статье СкрытьОбразец приказа о стартовой диагностике




Отредактируйте текст, вместо синего текста введите свои данные, и нажмите кнопку Печать


















Безотметочная диагностика
Первоклассникам нельзя выставлять отметки за стартовую диагностику
(п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821–10). Поэтому ответственным за диагностику и анализ результатов назначьте педагога-психолога

Результаты ВПР
Чтобы не перегружать школьников одинаковыми работами, приравняйте приказом результаты осенних ВПР пятиклассников к результатам входной и стартовой диагностик

















Санитарные правила
Новые санитарные правила действуют до 1 января 2021 года. Поэтому в приказе отразите требования к организации обучения, в том числе стартовой диагностики















































Работы в 1-х классах
Названия предметов для 1-х классов не указывайте. Первоклассники не могут продемонстрировать предметные результаты, потому что еще не изучали предметы


График диагностики
В график внесите все предметы, изучение которых продолжается на новом уровне образования. Работы проводите на 2–4 уроке, не более одной работы в один день (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821–10)

Нажмите Добавить, чтобы ввести данные других работников, которых надо ознакомить с приказом

Приказ и график входной диагностики

Чтобы получить данные по динамике индивидуальных достижений учеников, школа организует входную диагностику и оценку по итогам освоения ООП. Входную диагностику целесообразно планировать в первые два месяца учебного года.

Входную диагностику нужно провести, чтобы выявить пробелы в знаниях школьников. В 5-9-х классах как входную диагностику используйте результаты ВПР. Первоклассникам входная диагностика не нужна, а в 10-м классе можно использовать результаты стартовой диагностики. Неохваченными остаются 2-4-е и 11-е классы. Для них организуйте входную диагностику по графику.

Главное в статье СкрытьОбразец приказа о входной диагностике




Отредактируйте текст, вместо синего текста введите свои данные, и нажмите кнопку Печать














Форма диагностики

В приказе пропишите, в какой форме организуете диагностику

Исключения
Не проводите входной контроль в тех классах и по тем предметам, по которым проводятся ВПР и стартовые диагностики. Так вы не перегрузите школьников контрольными, а педагогов лишней отчетностью




































Сроки проверки
Ограничьте сроки, в которые педагоги должны проверить работы, двумя днями. Так вам будет проще подвести итоги диагностики по школе














































Список предметов
Входную диагностику проведите по всем предметам, которые школьники изучали в предыдущем классе. Исключите предметы, по которым ученики уже прошли стартовую диагностику и написали ВПР




Нажмите Добавить, чтобы ввести данные других работников, которых надо ознакомить с приказом

Аналитические документы по итогам диагностик

По результатам сентябрьских диагностик подготовьте аналитические справки. Стартовая диагностика в 1-х классах выявляет общую готовность обучаться в школе, поэтому поручите проанализировать ее педагогу-психологу.

У педагогов-предметников соберите данные по результатам ВПР и обобщите их в виде аналитической справки. Также запросите данные по итогам входных и стартовых диагностических работ.

Чтобы вам удобнее было готовить итоговые аналитические справки по результатам входной и стартовой диагностик, предложите педагогам единый шаблон анализа. Посмотрите образец ниже.

Главное в статье СкрытьШаблон анализа диагностической работы

Листайте страницы, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

9
Сентябрь 2020года
Образовательная деятельность
Формы работы

Как провести Неделю здоровья осенью: мероприятия и готовый план

Кристина Тикарадзе, преподаватель проекта «Психолог детского коллектива», магистрант МГПУ
В условиях сохранения риска распространения COVID-19 в новом учебном году важно научить школьников соблюдать правила гигиены и следовать санитарно-эпидемиологическим нормам. Для этого в статье – план мероприятий Недели здоровья. Еще есть памятка, чтобы рассказать школьникам о правильном питании.

До 1 января 2021 года в школах нельзя проводить массовые мероприятия (п. 2.1 СП от 30.06.2020 № 16, 3.1/2.4.3598–20). Учитывайте это, когда будете планировать мероприятия Недели здоровья. Если ваш регион решил продлить обучение в дистанционной форме в 2020/21 учебном году, проведите только те мероприятия Недели здоровья, которые можно будет провести в онлайн-формате. Ориентируйтесь на Методические рекомендации Минпросвещения (письмо от 07.05.2020 № ВБ-976/04). Посмотрите план тематической недели с основными событиями дня и вариантами мероприятий.

Задачи Недели здоровья

Скачать

Когда и как провести

Неделю здоровья проведите в начале учебного года для всех классов. Так вы донесете до каждого ученика важность соблюдения правила гигиены в сложившейся эпидемиологической обстановке в регионе. Еще дети смогут понять те ограничения, которые ввела ваша школа: зачем нужно социальное дистанцирование, почему отменили кабинетную систему и не проводят массовые мероприятия.

Мероприятия тематической недели помогут сформировать и развить у школьников представление о здоровье, осознанное отношение к сохранению собственного здоровья, мотивировать на здоровый образ жизни, привлечь внимание общества к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. Посмотрите на рисунке выше, какие задачи поможет решить организация Недели здоровья.

В рамках Недели здоровья мотивируйте учеников вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек. Например, расскажите о правильном питании. Посмотрите памятку ниже.

Выберите наиболее подходящий для вашей школы способ проведения тематической недели. Это может быть не только цикл классных часов, но и масштабные мероприятия в формате онлайн, которые готовят сами школьники.

Привлеките к подготовке мероприятий учеников из актива школы. Подключите к проведению тематической недели старшеклассников. Они могут быть ведущими и помогать организаторам проводить мероприятия для младших школьников. Еще привлеките классных руководителей, учителей физической культуры, педагога-организатора, психолога и социального педагога.

Посмотрите план Недели здоровья. Из готового плана выберите наиболее подходящие события, которые вы используете для школьного мероприятия. Еще посмотрите памятку с мероприятиями, которые можно проводить в течение всей тематической недели.

Как интегрировать тематику Недели здоровья в урочную деятельность

Мероприятия Недели здоровья поддержите на уроках. Расскажите педагогам, как они могут интегрировать темы в занятия.

Уроки истории. Пусть учителя расскажут школьникам о детских играх, танцах и других подвижных развлечениях той страны и эпохи, которую на данный момент проходят по программе. Дети попробуют сыграть в игры или станцевать, например, менуэт.

Уроки математики. Предложите педагогам интегрировать простые движения, такие как прыжки в высоту, приседания, бег на месте, в различные математические задачи: подсчет значений, составление уравнений и графиков. Пусть проведут эстафеты, которые включают в себя математические и научные задачи.

Уроки литературы и чтения. Пусть педагоги предложат детям читать рассказы, в которых много глаголов движения, и выполнять эти движения сразу, как школьники услышат их. Еще можно попросить учеников разыграть историю после того, как она была прочитана вслух: распределить роли между учениками и попросить их выполнять те же движения, что и персонажи. Это не только способствует физической активности, но и помогает детям быть более внимательными, развивает образную и мышечную память.

Уроки биологии и окружающего мира. Если позволяют условия, организуйте уроки в саду или на пришкольной территории. Санитарные нормы это позволяют. Школьники будут физически активны и получат практические знания по биологии, ботанике и сельскому хозяйству. Еще можно подготовить проекты: разработайте план сада с учетом знаний о почве и растениях, о хранении садового инвентаря. Так дети дополнительно получат информацию о том, как вырастить полезные фрукты и овощи.

Уроки музыки. Пусть педагоги добавят простые танцевальные и ритмичные движения к песням, которые поют с детьми в классе.

План тематической недели и памятки

Кликните на кнопку с названием документа, листайте страницы, кликая на стрелочки
  сбоку в документе, чтобы скачать материал

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

9
Сентябрь 2020года
Образовательная деятельность
Педсовет

Семь тематических педсоветов в нетрадиционном формате

Наталья Лунева, замдиректора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги
В статье – семь планов для тематических педсоветов, чтобы провести в течение 2020/21 учебного года. Для каждого педсовета автор подобрал нетрадиционный формат.

Школа самостоятельно выбирает, по каким темам проводить педсоветы в течение года. Обычно это проблемные вопросы, которые выявили в ходе анализа работы за предыдущий год, и нововведения в системе образования.

В статье собрали семь тематических педсоветов на разные темы. Для каждого выбрали нетрадиционный формат проведения. Такой подход поможет включить в работу педсовета всех педагогов, сделать заседания информативными, снять общую напряженность, которая обычно сопровождает появление новых требований.

До 2024 года все школы России должны поучаствовать в международных исследованиях. Поэтому ВСОКО в школе логично формировать с учетом их показателей. Об этом предлагаем поговорить на педсовете в начале года.

Еще к 2021 году в ООП нужно будет включить рабочую программу и календарный план воспитательной работы (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). А внеурочную деятельность теперь можно проводить в дистанционном формате. Эти изменения – темы для педсоветов первого полугодия.

Срок действия квалификационных категорий педагогов продлили до конца 2020 года. Это значит, что уже в 2021 году учителям снова нужно будет проходить аттестацию, возможно, по новым моделям. Поэтому во II полугодии проведите педсовет-конференцию, чтобы подготовить педагогов.

Ближе к концу года также предлагаем провести педсовет с участием родителей. Это необычный формат, который покажет, что школа открыта к сотрудничеству.

World Cafe – «Мировое кафе» – это структурированный неформальный процесс общения, который ведут модераторы «стола».
«Столов» в мировом кафе столько, сколько вопросов на повестке педсовета. Педколлектив делится на группы и перемещается от стола к столу по регламенту.
Модератор «стола» – это спикер, который готовит информацию по своему вопросу повестки и обсуждает эту информацию с каждой новой группой.
В процессе обсуждения спикер-модератор фиксирует его ход, а педагоги заносят информацию в рабочие листы. Так за сравнительно небольшое время можно получить максимум мнений и предложений от коллектива по повестке педсовета, а в финале выработать коллективное решение.

    Педсовет «Формирование ВСОКО в школе с учетом показателей
    международных исследований»

Подготовка к педсовету

Определите инициативную группу из пяти человек. Каждый из членов группы станет спикером-модератором, который обсудит с коллегами одно из международных исследований: TIMSS, PISA, PIRLS, ICILS, ICCS. Спикеры готовят пакет информации: выступление, раздаточные материалы для коллег.

Педагогов нужно заранее поделить на группы, чтобы избежать скопления людей у столов. Всем участникам педсовета раздайте рабочие листы▼.

Ход педсовета

Встреча начинается с общего обсуждения темы на 10–20 минут. Спикеры руководят группами, рассказывают об исследованиях. Педагоги заносят в рабочие листы идеи, как использовать показатели исследований во ВСОКО. Затем группа переходит к следующему столу. Спикер, который работал с ними, остается на месте. Так все педагогические работники обсуждают пять международных исследований. В завершение педсовета спикеры от групп презентуют идеи из рабочих карт, как формировать ВСОКО в школе.

Скачать

Мотивационная речь – это разновидность семинара, в котором ведущий эмоционально доносит идеи, чтобы вдохновить участников.
Мотивационная речь дает толчок к изменениям за счет краткосрочного эмоционального подъема. Поэтому оратор должен быть харизматичным.

Открытый микрофон – вид работы, когда все участники педсовета могут высказать свое мнение со сцены, поделиться размышлениями по вопросам повестки. Особенность открытого микрофона – спонтанная речь выступающих. Поэтому этот формат удобно комбинировать с мотивационной речью: участники вдохновляются идеями оратора и охотнее делятся своими мыслями, предлагают интересные решения.

    Педсовет «От воспитательной работы
    к воспитательной системе в школе»

Подготовка к педсовету

Из административного или педагогического коллектива выберите оратора, который сможет разъяснить и эмоционально преподнести информацию о значимости воспитательной работе в школе. Оратор готовит выступление, в котором рассказывает о поправках в закон об образовании, касающихся организации воспитательного процесса.

Вместе с оратором продумайте, что изменится в воспитательной работе школы: какие документы нужно будет подготовить, какие мероприятия провести. Все эти изменения оратор должен презентовать коллективу. Пусть использует в выступлении примеры из жизни, кино, подготовит презентацию.

Ход педсовета

Заседание начинается с мотивационной речи, которую сопровождает презентация с тезисами или заключениями. Обязательно подчеркнуть в речи значимость системной работы по воспитанию подрастающего поколения.

После мотивационной речи начинается открытый микрофон для свободного общения. Оратор предлагает педагогам высказать свое мнение об изменениях в воспитательной работе школы. Посмотрите примеры вопросов для обсуждения:

  • можно ли утверждать, что воспитание начинается с урока;
  • возможно ли, что взаимодействие с социальными партнерами поможет школе выстроить систему сотрудничества в рамках решения вопросов воспитания.

Скачать

Кейсы (от англ. case – случай) – это смоделированные проблемные ситуации в контексте профессиональной деятельности.

Кейс-технология – одна из технологий проблемного обучения. Обычно у кейсов нет однозначного решения, бывают кейсы, которые не имеют решения вовсе. Их задача – спровоцировать дискуссию, выявить степень развития профессиональных компетенций педагогов. Педколлективу предложите тематические кейсы.

    Педсовет «Внеурочная деятельность в школе: проблемы,
    решения и перспективы»

Подготовка к педсовету

Составьте несколько кейсов, чтобы предложить педагогам. Лучше использовать «полевые» кейсы. Это ситуации, которые основаны на реальном материале, имеют выход на профессиональную деятельность. Варианты решений проблем, которые заложены в «полевых» кейсах, можно применить в реальной работе в школе.

Посмотрите пример кейса для педсовета▼. Педагогов-участников заранее разбейте на группы по количеству кейсов, которые подготовили. Если кейс один, также разбейте коллектив на группы по 4–6 человек. Так вы получите больше мнений и решений по конкретной проблеме.

Ход педсовета

Начните педсовет с краткой презентации внеурочной деятельности в школе, например, в виде ролика. Затем во вступительном слове вы или директор обозначите повестку педсовета.

На практическую часть – работу с кейсами, отведите 30–40 минут. Педагоги вычленяют проблемы школы в организации внеурочной деятельности, описывают и анализируют пути решения. Выбирают оптимальные варианты выхода из ситуации с указанием предполагаемых последствий. Описывают результат действий по решению проблемы. Пусть педагоги выработают совместные решения, выберут спикера от групп, чтобы представить результаты работы.

Скачать

Пусть инициативные педагоги подготовят для коллег мастер-классы. Принцип мастер-класса «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

    Педсовет «Практико-ориентированное содержание образования:
    как формировать у школьников навыки практической деятельности»

Подготовка к педсовету

Заранее объявите педагогам тему грядущего педсовета. Из педколлектива выберите педагогов, которые успешно внедряют новые концепции преподавания, используют современные образовательные технологии и практики.

Список мастер-классов, которые готовят педагоги, разместите в учительской. Члены педколлектива самостоятельно выбирают мастер-классы и записываются на них. Затем формируется расписание проведения мастер-классов. Ориентируйтесь на количество записавшихся на каждый класс и необходимые средства, чтобы их провести.

Ход педсовета

Педагоги школы присутствуют на мастер-классах в разных аудиториях. Когда мастер-классы закончились, коллектив собирается в одной аудитории. Мастера-педагоги презентуют свой практический опыт: для кого, с какой целью, как они провели занятия, какой результат получили. Затем учителя участвуют в открытом микрофоне, высказывают свое мнение от увиденного на мастер-классах. Если учитель посещает мастер-класс по предмету, концепция которого отсутствует, то он самостоятельно обдумывает и предлагает вариант практико-ориентированного содержания по своему предмету.

Скачать

Тема педсовета касается всего педагогического коллектива, поэтому мероприятия удобнее разделить на два дня. Это поможет детально проработать новый для педагогов подход к оценке их профессиональной деятельности, рассказать о формировании hard skills.

Завершите конференцию круглым столом, чтобы педагоги могли высказаться по вопросам, о которых прослушали выступления.

    Педсовет «Формирование профессиональных компетенций (hard skills)
    с целью повышения качества образования в школе»

Подготовка к педсовету

Подготовьте программу конференции, определите регламент выступлений. Удобно провести две секции – одну посвятить формированию профкомпетенций, другую – новой модели аттестации педагогов.

Педагогов-участников разделите на две группы, чтобы все могли посетить обе секции. Двухдневный формат поможет не отрывать педагогов от работы и провести конференцию в учебные дни.

Примерные темы докладов секций

 СекцияТемы докладов
 Профессиональные компетенции современного учителяОсновные противоречия и проблемы в развитии профессиональных компетенций учителя
Профессиональные компетенции учителя как условие повышения качества знаний учащихся
 Аттестация педагогических работников как процесс развития профессиональных компетенций учителяАттестация педагогических работников: нормативные документы
Организационные вопросы подготовки к аттестации педагогического работника

Ход педсовета

Педсовет начинается с открытия конференции и пленарного заседания. Педагогический коллектив по группам участвует в работе секций. Если конференция проходит в один день, тогда регламент работы секций 30 минут, далее группы переходят в другую секцию, участвуют в круглом столе. Если конференция проводится в два дня, то в первый день: открытие конференции, пленарное заседание, участие в одной секции и регламент ее проведения 40 минут. Во второй день – участие в другой секции, регламент 40 минут. Завершается второй день круглым столом.

Скачать

Работа с родителями – важная часть имиджа школы. Поэтому во втором полугодии проведите педсовет-семинар с участием родителей школьников. Формат семинара удобно выбрать, чтобы заседание прошло неформально, все присутствующие могли высказаться. Ведь главная цель семинара – организовать продуктивный диалог, чтобы выработать совместное решение проблем.

    Педсовет «Взаимодействие школы и семьи с целью формирования
    положительного имиджа школы»

Подготовка к педсовету

Заранее объявите родителям, что приглашаете их на заседание педсовета школы. Объявление поместите на сайте школы, в соцсетях, классным руководителям поручите довести информацию. Создайте творческую группу педагогов. Пусть смонтируют видеосюжет или подготовят презентацию об участии родителей в жизни школы. Представителя родительской общественности, например, главу общешкольного родительского комитета, попросите подготовить выступление «Взгляд со стороны: родитель и школа».

Ход педсовета

Начните с рассказа о роли родителей в жизни школы, а затем передайте слово представителю родительской общественности. Далее проведите семинар-дискуссию, чтобы выработать единый подход к работе, узнать, чем недовольны родители, что им, наоборот, нравится. Привлеките к работе на педсовете представителей социально-психологической службы. Пусть выступят классные руководители классов, в которых наиболее успешно действуют родительские комитеты.

Скачать

Аквариум – это формат работы, когда небольшая группа обсуждает важную тему перед большой аудиторией. Хорошо, если маленькая группа состоит из лидеров, а аудитория – из рядовых сотрудников. Аквариумы делают процесс принятия решений прозрачным, помогают выстроить доверительные отношения и упростить решение сложных вопросов.

Есть два варианта аквариума: открытый и закрытый. В открытом варианте любой человек из большой аудитории может занять место в группе обсуждающих и присоединиться к дискуссии. В закрытом варианте участники обсуждения остаются внутри круга, пока оно не закончится. Когда время выйдет, они покидают аквариум, а представители аудитории из большого круга занимают их места и начинают новую дискуссию.

    Педсовет «Эффективный урок: действие, результат,
    следствие действия»

Подготовка к педсовету

Подготовьте помещение для аквариума: поставьте в круг 5–8 стульев. Для аудитории разместите стулья в виде концентрических кругов вокруг аквариума. Выберите участников дискуссии, они займут внутренний круг. Определите модератора: он объявит тему обсуждения и будет следить, чтобы дискуссия была корректной. Еще подготовьте видеосюжеты или словесные описания реальных школьных уроков – их будут обсуждать в круге.

Ход педсовета

После вступительного слова в аквариум садятся педагоги. Вся аудитория просматривает видеосюжеты с уроков, затем члены аквариума обсуждают их с точки зрения методики проведения. Модератор задает вопрос, регламент его обсуждения 20 минут. Далее педагоги из внутреннего круга переходят во внешний, а другие педагоги занимают места в аквариуме. Все просматривают еще один видеосюжет с урока. Модератор организует следующее обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • Какую технологию применяет учитель?
  • Что вы поменяли бы на этом уроке?
  • Что интересного вы увидели на уроке?
  • Есть ли смысл задавать на этом уроке домашнее задание?
  • Какие УУД формируются у школьников?
  • Как вы рефлектируете результаты урока?
  • Какие следствия урока можно предположить?

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей