ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2020года
Срочно к сентябрю!

Шесть частых заблуждений, которые помешают составить учебные планы по ФГОС на 2020/21 учебный год

С 2020/21 учебного года школьники на всех уровнях образования учатся по ФГОС. Поэтому и учебные планы вы готовите по требованиям стандартов. В статье мы развенчали шесть заблуждений, которые мешают вашим коллегам правильно составлять учебные планы.

В статье мы собрали шесть мифов об учебных планах по ФГОС, из-за которых ваши коллеги ежегодно допускают ошибки. Заблуждения в статье выстроены в порядке от самых часто встречающихся у коллег к более редким. Есть свежее заблуждение об изменениях в учебном плане из-за коронавируса.

Заблуждение 1. Для всех уровней образования нужно составить общий учебный план

Общий учебный план, как, например, общее расписание, составлять нельзя. Учебный план – это часть ООП. Для каждого уровня образования школа реализует отдельные ООП. Поэтому и учебный план как составную часть ООП вы готовите на уровень образования, а не на все время обучения в школе. Посмотрите образцы учебных планов на уровень начального и основного общего образования.

Образцы учебных планов

Кликните на кнопку и выберите учебный план, прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Десятиклассники в 2020/21 учебном году уже должны учиться по ФГОС, ученики 11-х классов последний год могут обучаться по ФКГОС. Так как учебный план входит в ООП уровня образования, то его нужно подготовить и для 10-го, и для 11-го класса, даже если одиннадцатиклассники еще учатся по ФКГОС. Посмотрите образцы учебных планов всех профилей.

Учебные планы всех профилей

Кликните на кнопку, посмотрите и скачайте учебный план

Заблуждение 2. Если работаете по ФГОС, то в учебный план можно включить внеурочную деятельность

План внеурочной деятельности – это самостоятельный подраздел организационного раздела ООП наравне с учебным планом на уровень образования и календарным учебным графиком (п. 16 ФГОС начального общего образования, п. 14 ФГОС основного общего образования, п. 14 ФГОС среднего общего образования). Если вы включаете внеурочную деятельность в учебный план, вы нарушаете требования ФГОС. Для ООП каждого уровня образования готовьте отдельно учебный план и план внеурочной деятельности.

При этом вы можете связать мероприятия внеурочной деятельности с учебным планом. Например, организовать внеурочную деятельность с учетом профилей, которые выбрали старшеклассники. Формы, методы и средства обучения во внеурочной деятельности должны отличаться от учебной. Поэтому нельзя называть курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» или «Трудные вопросы ЕГЭ по математике». Постарайтесь отразить в названии курса прикладной характер занятий. Из названия должно быть ясно, чем заниматься и по какому направлению: «Театр на английском», «Английский через Postproduction» и др.

Заблуждение 3. В учебном плане обязательно прописать максимальную нагрузку

Максимальная нагрузка – это верхняя граница, за которую нельзя выходить. Но вы не обязаны использовать ее полностью. Максимальную недельную нагрузку учеников устанавливает СанПиН 2.4.2.2821–10. В эту нагрузку входит обязательная часть учебного плана и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Посмотрите в таблице 1 максимальную нагрузку по классам для пяти- и шестидневной учебной недели. Занятия, которые в школе проводятся в рамках внеурочной деятельности, не входят в максимальную аудиторную нагрузку. Для них есть отдельные часы.

Таблица 1. Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки школьников
Скачать

Предусмотреть недельную учебную нагрузку ниже порогового значения, которое регламентирует СанПиН, вы можете. Но следите, чтобы общее количество учебных занятий не было ниже минимума, который определяет ФГОС уровня образования. В стандарте нет требований к количеству часов в неделю на изучение отдельных предметов, но есть общее минимальное и максимальное количество часов учебных занятий за время освоения ООП уровня образования. Распределение по уровням образования смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Количество часов учебных занятий по уровням образованияСкачать

Заблуждение 4. Формируемая часть должна быть не больше 30 процентов

Учебный план по ФГОС состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей учебного плана устанавливает ФГОС уровня образования. На каждом уровне соотношение свое.

Среднее соотношение – 70 на 30 процентов – определяет ФГОС на уровне ООО. Ваши коллеги путаются и распространяют это соотношение и на другие уровни образования, составляют учебные планы с неправильным соотношением и ошибаются. Посмотрите верное соотношение частей учебных планов по уровням образования на рисунке.

Соотношение обязательной и формируемой частей учебного планаСкачать

Логика стандарта следующая: на уровне начального образования закладываются основы, школьникам сложнее сформулировать, чему бы они хотели учиться, поэтому там формируемая часть минимальна. Чем старше ученики, тем сильнее их интересы влияют на учебу, тем более осознан их выбор, поэтому объем формируемой части увеличивается.

Заблуждение 5. Родной язык, астрономию и второй иностранный можно включить в формируемую часть

Это обязательные учебные предметы, поэтому так делать нельзя. Во ФГОС каждого уровня образования указано, какие предметы и предметные области в обязательном порядке должны быть включены в учебные планы. Посмотрите, какие предметы входят в обязательную часть учебного плана.

Предметы, которые входят в обязательную часть учебного плана

Кликните на кнопку и выберите предметы. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Чтобы определить, какие предметы и курсы и в каком объеме включить в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, изучите потребности. Для этого проведите анкетирование школьников, их родителей и педагогических работников. Результаты анкетирования обсудите на педагогическом совете, обобщите и используйте, когда будете планировать формируемую часть. Анкеты сохраните, чтобы на федеральном контроле качества объяснить, почему именно такие курсы выбрали для формируемой части учебного плана. Также результаты анкетирования можно включить в пояснительную записку к учебному плану.

Заблуждение 6. Все часы, которые не успели выполнить в 2019/20 учебном году из-за коронавируса, можно прибавить к часам на следующий год

Из-за перехода на дистанционное обучение и вынужденного продления каникул многие школы столкнулись с проблемой отставания. Учебные планы реализованы не полностью. Возникло ложное представление, что часы, которые не выдали в этом году, можно просто приплюсовать к учебному плану на следующий год. Делать так нельзя. Ведь в этом случае недельная нагрузка школьников увеличится, а это нарушение гигиенических требований (таблица 1).

Чтобы ликвидировать отставание, вы действительно можете изменить учебные планы. Но требования ФГОС и СанПиН к ним не меняются. Вы можете добавить «сэкономленные» часы, но по-прежнему нужно будет соблюдать соотношение частей, не превышать максимальную недельную нагрузку и вписаться в вилку между максимальным и минимальным количеством учебных часов на уровень образования.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2020года
Срочно к сентябрю!

Факты и цифры об ООП СОО, чтобы проверить, готова ли программа к новому учебному году

2020/21 учебный год – последний, когда вы можете работать по ФКГОС в 11-м классе. Десятиклассники должны начать учиться по ФГОС СОО уже в этом году. А это значит, что вам нужно подготовить ООП. Цифры и факты из статьи помогут подготовить программу по требованиям стандарта. А если вы уже работаете по ФГОС СОО, используйте данные статьи как чек-лист, чтобы ничего не упустить в документах на новый учебный год.

Общие сведения

 Скачать

Учебный план

Скачать

Предметные области и максимальная нагрузка

Скачать

Внеурочная деятельность

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2020года
Срочно к сентябрю!

Как выбрать профили обучения. Готовые учебные планы по ФГОС СОО

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион • Образование
С 2020/21 учебного года ученики 10-х классов должны обучаться по ФГОС среднего общего образования. В статье – анкета, чтобы определить, какие профили обучения выбрать в новом году, и готовые образцы учебных планов для всех профилей.

Ученики будущих 10-х классов должны обучаться по одному из профилей. Всего профилей по ФГОС СОО пять: универсальный, естественно-научный, гуманитарный, технологический и социально-экономический (п. 18.3.1 ФГОС СОО). Определить, какие профили востребованы у будущих десятиклассников, поможет анкета.

Проведите анкетирование учеников 9-х классов

Предметные области и учебные предметы по ФГОС СОО

Скачать

На уровне среднего общего образования школа обязана организовать профильное обучение. Но вводить все пять профилей необязательно. Ориентируйтесь на материально-технические и кадровые ресурсы, а также на запросы школьников.

Чтобы выявить, по каким профилям хотят учиться будущие десятиклассники, привлеките к работе классных руководителей 9-х классов и педагога-психолога. Классным руководителям поручите подготовить списки учеников, которые планируют продолжить обучение в вашей школе. Педагога-психолога попросите разработать анкету или предложите провести анкетирование в 9-х классах по готовой анкете. Скачать анкету для определения профиля обучения в 9-м классе ►

Подготовьте проекты учебных планов

Всего профилей обучения по ФГОС СОО пять: универсальный, естественно-научный, гуманитарный, технологический и социально-экономический (п. 18.3.1 ФГОС СОО). В учебные планы каждого профиля обучения вы должны включить минимум 11 предметов. Обязательно ввести хотя бы по одному предмету из каждой предметной области, которые перечислены во ФГОС СОО. Предметные области и предметы, которые в них входят, смотрите в таблице рядом.

Обязательные предметы, которые должны быть во всех учебных планах вне зависимости от профиля, – русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и астрономия. Еще во всех профилях, кроме универсального, организуйте изучение не менее трех предметов на углубленном уровне. Это те предметы, которые входят в соответствующую или смежную профилю предметную область.

Универсальный профиль. Универсальный профиль рассчитан на учеников, которые еще не определились со сферой учебных интересов и будущей профессией. Их выбор не вписывается в рамки других профилей.

Смотрите образец учебного плана универсального профиля. В нем 11 учебных предметов. На углубленном уровне учебный план предполагает изучение иностранного языка.

Учебные планы универсального профиля

Здесь и далее кликните на кнопку и выберите учебный план, прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Естественно-научный профиль. Обучение по этому профилю ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и пр. На углубленном уровне изучаются предметы из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Смотрите образец учебного плана естественно-научного профиля. В нем 12 учебных предметов. На углубленном уровне изучаются математика, химия и биология.

Учебные планы естественно-научного профиля

Гуманитарный профиль. Этот профиль подойдет для школьников, которые интересуются педагогикой, психологией, журналистикой и пр. Для изучения на углубленном уровне выбирают учебные предметы из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки».

Смотрите образец учебного плана гуманитарного профиля. В нем 12 учебных предметов. На углубленном уровне изучаются 4 предмета: литература, иностранный язык, история и право.

Учебные планы гуманитарного профиля

Технологический профиль. Профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Поэтому в нем на углубленном уровне изучают учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».

Смотрите образец учебного плана технологического профиля. В нем 11 учебных предметов. На углубленном уровне изучаются 3 предмета: математика, информатика и физика.

Учебные планы технологического профиля

Социально-экономический профиль. Этот профиль рассчитан на школьников, которые хотят в дальнейшем работать в социальной, экономической, финансовой сфере. Еще он подойдет тем, кто интересуется обработкой информации, управленческой работой, предпринимательством и пр. Для углубленного уровня выбирают учебные предметы из предметных областей «Математика и информатика» и «Общественные науки».

Смотрите образец учебного плана социально-экономического профиля. В нем 12 учебных предметов. Для углубленного изучения включили 3 предмета: математика, география и экономика.

Учебные планы социально-экономического профиля

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК