ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2020года
Качество образования
Локальные нормативные акты

Положение, чтобы организовать классное руководство по новым требованиям Минпросвещения

Елена Cизова, руководитель структурного подразделения «Воспитательная работа и социализация» АНО «ШКОЛА “ПРЕЗИДЕНТ”»
Минпросвещения подготовило новые рекомендации для регионов, как организовать работу классных руководителей. В статье – готовое положение, чтобы выполнить новые требования.

В ежегодном Послании Президент подчеркнул, что необходимо создать систему мотивации классных руководителей, которая повысит эффективность воспитательной работы и социализации школьников. Поэтому в Минпросвещения разработали критерии оценки эффективности деятельности классных руководителей и направили рекомендации по организации их работы в регионы (Методические рекомендации Минпросвещения от 12.05.2020). Рекомендации в том числе разработаны, чтобы защитить права и свободы классных руководителей, устранить избыточную отчетность.

Обязанности классного руководителя не входят в круг должностных обязанностей педагога. Поэтому, чтобы координировать работу классных руководителей в школе, нужно составить и утвердить новый локальный акт – положение о классном руководстве. Если такой документ уже есть в вашей школе, то проверьте, соответствует ли он новым требованиям. Посмотрите контрольные точки в статье, чтобы ничего не упустить в документе.

ВАЖНО

Обязательные документы классного руководителя – классный журнал и план работы (письмо Минобрнауки от 21.03.2017 № 08–554)

Нормативно-правовая база

Внесите в положение о классном руководстве список документов, которые устанавливают общеобязательные нормы и правила в части обеспечения воспитательного процесса. Дополните список документов региональными нормативными правовыми актами, которые обеспечивают реализацию воспитательного процесса. Региональные приоритеты не должны вступать в противоречие с федеральными документами. Посмотрите в образце положения в конце статьи, какие документы включить.

Задачи и условия, чтобы их решить

Цели, задачи и условия, которые гарантируют решение задач и достижение целей, возьмите из Методических рекомендаций Минпросвещения. Направление и содержание приоритетных воспитательных задач, которые связаны с классным руководством, зависят от контекстных условий деятельности школы. Например, этнокультурные особенности региона и территории проживания во многом влияют на выбор актуальных задач воспитательной деятельности. Скорректируйте формулировки рекомендаций Минпросвещения с учетом особенностей школы. Измененные формулировки включите в положение.

Классное руководство – вид педагогической деятельности. Специфика такой деятельности состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются как в отношении каждого ученика, так и в отношении всего класса как микросоциума. Классный руководитель должен учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни школьников. Поэтому педагог должен постоянно взаимодействовать с семьями учеников, с коллегами, администрацией школы и внешними партнерами. Все эти моменты отразите в положении.

ВАЖНО

Вариативную часть деятельности классного руководителя вы можете отразить не только в положении. Включите пункты в соглашение о выполнении дополнительной работы педагогом в связи с классным руководством, если учитель будет работать в классе с особыми условиями. Например, с детьми с ОВЗ, разновозрастном классе-комплекте

Инвариантная и вариативная части деятельности классного руководителя

В Минпросвещения выделили две составляющие деятельности классных руководителей – инвариантную и вариативную.

Инвариантная часть

Охватывает минимальный необходимый состав действий по решению базовых – традиционных – и актуальных задач воспитания и социализации школьников, независимо от контекстных условий работы школы. Инвариантная часть включает в себя блоки-направления деятельности классного руководителя. Каждый блок инвариантной части деятельности по классному руководству можно дополнить, акцентировать или скорректировать с учетом контекстных условий школы.

Вариативная часть

Эта часть деятельности формируется в зависимости от контекстных условий школы. Например, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания школьников. Еще на состав деятельности по классному руководству могут влиять особые характеристики общеобразовательной организации. Например, могут появиться дополнительные задачи по развитию учебной мотивации у учеников, координации работы учителей-предметников, вовлечению семьи в образовательную деятельность школьников и т. д.

Система оценки эффективности классного руководства

Минпросвещения в рекомендациях выделяет две группы критериев, по которым нужно оценивать эффективность классного руководства. Посмотрите в таблице распределение критериев по направлениям деятельности.

Таблица. Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя

Скачать

На основании этих критериев разработайте оценочный инструментарий и включите его как приложение в положение о классном руководстве. Это важно сделать, так как результаты экспертной оценки в дальнейшем будут основанием для материального и нематериального стимулирования педагогов. Посмотрите ниже варианты карт оценки. Инструкцию, как ими пользоваться, скачайте на полях.

Карта оценки эффективности деятельности классного руководителя

Инструкция по работе с картами оценки

Скачать

 Карта оценки результативности деятельности классного руководителя

Механизмы материального и нематериального стимулирования

В положении закрепите механизмы стимулирования классных руководителей. Методические рекомендации выделают материальное и нематериальное стимулирование.

Материальное стимулирование

Помогает решить две управленческие задачи: побудить педагога стать классным руководителем и обеспечить качественную и эффективную работу. Каждая задача требует отдельного механизма, который будет регулировать размеры и условия выплат. Определите механизмы и закрепите в положении.

Нематериальное стимулирование

Его механизмы могут формироваться на уровне региона, местного самоуправления или школы. Всего направлений нематериального стимулирования четыре:

  • организационное, чтобы создать благоприятные условия работы;
  • социальное, чтобы привлечь классного руководителя к управленческой работе, создать условия для профессионального развития;
  • психологическое, чтобы создать комфортный климат в коллективе;
  • моральное, чтобы поощрить классного руководителя, удовлетворить потребность в признании со стороны коллег, родителей и детей.

Листайте страницы, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образец положения

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК