Как выбрать профили обучения. Готовые учебные планы по ФГОС СОО
Ученики будущих 10-х классов должны обучаться по одному из профилей. Всего профилей по ФГОС СОО пять: универсальный, естественно-научный, гуманитарный, технологический и социально-экономический (п. 18.3.1 ФГОС СОО). Определить, какие профили востребованы у будущих десятиклассников, поможет анкета.
Проведите анкетирование учеников 9-х классов
Предметные области и учебные предметы по ФГОС СОО
Скачать
На уровне среднего общего образования школа обязана организовать профильное обучение. Но вводить все пять профилей необязательно. Ориентируйтесь на материально-технические и кадровые ресурсы, а также на запросы школьников.
Чтобы выявить, по каким профилям хотят учиться будущие десятиклассники, привлеките к работе классных руководителей 9-х классов и педагога-психолога. Классным руководителям поручите подготовить списки учеников, которые планируют продолжить обучение в вашей школе. Педагога-психолога попросите разработать анкету или предложите провести анкетирование в 9-х классах по готовой анкете. Скачать анкету для определения профиля обучения в 9-м классе ►
Подготовьте проекты учебных планов
Всего профилей обучения по ФГОС СОО пять: универсальный, естественно-научный, гуманитарный, технологический и социально-экономический (п. 18.3.1 ФГОС СОО). В учебные планы каждого профиля обучения вы должны включить минимум 11 предметов. Обязательно ввести хотя бы по одному предмету из каждой предметной области, которые перечислены во ФГОС СОО. Предметные области и предметы, которые в них входят, смотрите в таблице рядом.
Обязательные предметы, которые должны быть во всех учебных планах вне зависимости от профиля, – русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и астрономия. Еще во всех профилях, кроме универсального, организуйте изучение не менее трех предметов на углубленном уровне. Это те предметы, которые входят в соответствующую или смежную профилю предметную область.
Универсальный профиль. Универсальный профиль рассчитан на учеников, которые еще не определились со сферой учебных интересов и будущей профессией. Их выбор не вписывается в рамки других профилей.
Смотрите образец учебного плана универсального профиля. В нем 11 учебных предметов. На углубленном уровне учебный план предполагает изучение иностранного языка.
Учебные планы универсального профиля

Здесь и далее кликните на кнопку и выберите учебный план, прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу
Естественно-научный профиль. Обучение по этому профилю ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и пр. На углубленном уровне изучаются предметы из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Смотрите образец учебного плана естественно-научного профиля. В нем 12 учебных предметов. На углубленном уровне изучаются математика, химия и биология.
Учебные планы естественно-научного профиля
Гуманитарный профиль. Этот профиль подойдет для школьников, которые интересуются педагогикой, психологией, журналистикой и пр. Для изучения на углубленном уровне выбирают учебные предметы из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки».
Смотрите образец учебного плана гуманитарного профиля. В нем 12 учебных предметов. На углубленном уровне изучаются 4 предмета: литература, иностранный язык, история и право.
Учебные планы гуманитарного профиля
Технологический профиль. Профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Поэтому в нем на углубленном уровне изучают учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Смотрите образец учебного плана технологического профиля. В нем 11 учебных предметов. На углубленном уровне изучаются 3 предмета: математика, информатика и физика.
Учебные планы технологического профиля
Социально-экономический профиль. Этот профиль рассчитан на школьников, которые хотят в дальнейшем работать в социальной, экономической, финансовой сфере. Еще он подойдет тем, кто интересуется обработкой информации, управленческой работой, предпринимательством и пр. Для углубленного уровня выбирают учебные предметы из предметных областей «Математика и информатика» и «Общественные науки».
Смотрите образец учебного плана социально-экономического профиля. В нем 12 учебных предметов. Для углубленного изучения включили 3 предмета: математика, география и экономика.
Учебные планы социально-экономического профиля
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Как скорректировать Положение о ВСОКО из‑за новых требований к оценке качества образования
Федеральные нововведения напрямую влияют на функционирование ВСОКО в школе. В регионы направили рекомендации по объективности ВСОКО. Обсудили проекты ФГОС начального и основного общего образования, новую методологию и критерии оценки качества общего образования. Вступили в юридическую силу профстандарты. Чтобы внедрить все новые требования в работу, измените Положение о ВСОКО.
Дополните раздел «Оценка образовательных результатов»
Рособрнадзор обязал школы повысить объективность образовательных результатов (письмо Рособрнадзора от 13.03.2018 № 05–71). Такое решение приняли из-за того, что проверки все чаще выявляют признаки необъективности, например, на ГИА. Результаты, которые ученики показывают на экзаменах, расходятся с отметками в аттестатах.
Средством повышения объективности в методических рекомендациях эксперты называют «устойчивые ориентиры на методы и инструменты объективной оценки». При этом какие-либо конкретные «методы и инструменты» методрекомендации не предлагают. Это значит, что школы могут выбирать методы самостоятельно.
Чтобы проверки не выявили в вашей школе признаки необъективности, выберите методы, с помощью которых вы обеспечите объективность оценивания в школе. Закрепите их в школьном Положении о ВСОКО в разделе «Оценка образовательных результатов». Далее читайте о трех методах, которые помогут повысить объективность оценивания.
Закрепите дифференцированный подход к оценке предметных результатов. Установите в Положении о ВСОКО дифференцированный подход как гарантию объективности. Для каждого предметного образовательного результата рабочих программ, педагог должен уметь проверить уровень освоения. Смотрите пример двух вариантов дифференцированных оценочных средств.
– на базовом уровне: «В дверь постучали»;
– на повышенном: «Уже несколько дней Петя чувствовал себя неважно»;
– на высоком: «Все бы ничего, да, видно, ему одному придется работать над этим проектом».
Такой подход поможет выявить, на каком уровне – высоком, повышенном или базовом – ученики осваивают тематическое содержание рабочих программ. С уровнем освоения свяжите также отметки.

ВАЖНО
Когда закрепите единый подход к выставлению отметок в Положении о ВСОКО, спланируйте просветительские беседы с родителями. Разъясните, почему такая система наиболее объективна
Введите единые правила выставления отметок. Установите единые правила выставления отметок в школе. Посмотрите пример.
Вводите дифференциацию отметок постепенно. Начните с запрета на искусственное завышение или занижение отметок. Затем требуйте от педагогов выявлять потенциальный уровень ученика и развивать его до этого уровня, а не просто ставить «3» и ничего не делать. Для школы и завышение, и занижение отметок несут одинаковый риск показать необъективные результаты. Если учитель ставит «3», а ученик занимается с репетитором и на ГИА показывает хороший результат, значит, педагог был необъективен, не учел потенциальный уровень ученика.
Обяжите педагогов работать в зоне ближайшего развития. Чтобы реализовать дифференцированный подход к оценке предметных результатов, педагоги должны работать не только в зоне актуального, но и в зоне ближайшего развития учеников. Актуальное развитие ученика – уровень, на котором он на данный момент достигает результатов. Попытки работать с заданиями более высокого уровня – зона ближайшего развития. Педагоги должны понимать познавательные способности школьников и работать с учебной мотивацией. Для этого организуют индивидуальную работу в зоне ближайшего развития, чтобы дорастить предметные компетенции.
Важно не просто закрепить в локальном акте норму, но и добиться, чтобы все понимали и выполняли ее. Поэтому заранее проработайте модель классных часов, чтобы рассказать ученикам о новой системе оценивания. Педагогам раздайте памятки, которые помогут повысить объективность оценивания.
Кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть
Следующую памятку раздайте педагогам ИЗО, физкультуры, музыки. Из-за предметной специфики им удобно использовать текущий диагностический контроль в форме учета.
Кликните на название инструкции, чтобы ее открыть или закрыть

ВАЖНО
Чтобы обязать педагогов скорректировать оценочные модули рабочих программ на новый учебный год, закрепите новые требования в Положении о рабочих программах и Положении о ВСОКО
Скорректируйте предмет оценки
В проектах ФГОС НОО и ООО требования к предметным результатам сформулировали в логике деятельностного подхода. Теперь предметные результаты – это учебные действия с предметным материалом. Достичь предметных результатов – значит не только овладеть знаниями, но и научиться их применять. В новых формулировках образовательных результатов разработчики ФГОС объединили контролируемые элементы содержания и УУД.
Еще проекты стандарта закрепили функциональную грамотность как гарантию качества образования. Ранее Минпросвещения запустило мониторинг формирования функциональной грамотности (письмо Минпросвещения от 12.09.2019 № ТС-2176/04). И если проекты ФГОС еще не вступили в действие, то апробация материалов для оценки функциональной грамотности завершилась. Основные подходы к оценке каждого из шести направлений функциональной грамотности, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и систему их оценивания смотрите ниже.
Дополнительные материалы

Кликайте по вкладкам и скачайте дополнительные материалы. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Чтобы обеспечить формирование и развитие функциональной грамотности, включите УУД в оценку предметных результатов. Закрепите интеграцию в Положении о ВСОКО в разделе «Оценка образовательных результатов».
Добейтесь, чтобы педагоги понимали, что учебный предмет теперь дидактический ресурс метапредметного развития школьников. Поставьте общую задачу – организовать текущий поурочный и текущий диагностический контроль так, чтобы ученик умел использовать предметное содержание для личностного роста и понимал, что это умение тоже оценят.
Урегулируйте вопрос оценки результатов внеурочной деятельности. Методология и критерии оценки качества общего образования, которые утвердили Рособрнадзор и Минпросвещения, предполагают комплексную оценку качества. Это значит, что нельзя игнорировать качественную оценку результатов внеурочной деятельности во ВСОКО. Интеграция урочной и внеурочной деятельности – обязательное условие выхода ВСОКО на новый предмет оценки. Смотрите в таблице примерную компоновку результатов внеурочной деятельности.
Таблица. Результаты внеурочной деятельности как предмет оценки
Скачать
Закрепите в Положении о ВСОКО пункты о роли внеурочной деятельности в формировании и развитии функциональной грамотности и организации мониторинга личностного развития. Внесите их в раздел «Оценка образовательных результатов».
Проведите семинар для педагогов по особенностям оценки внеурочной деятельности. Обсудите порядок проведения оценки и формы обратной связи о качественной и количественной динамике образовательных результатов. Раздайте педагогам инструкции, которые помогут правильно сформулировать результаты внеурочной деятельности.
Кликните на название инструкции, чтобы ее открыть или закрыть

ВАЖНО
Закрепите в должностных инструкциях учителей новые трудовые действия, которые связаны с оценкой образовательных результатов учеников
Включите требования профстандартов
В январе 2020 года профстандарт педагога вступил в полную юридическую силу. Кадровые службы школ проверяют на соответствие профстандарту квалификацию и уровень образования педсотрудников. Одновременно с этим школы перестраивают всю систему требований к педагогическим кадрам школы.
Включите критерий «соответствие квалификации педагогического работника требованиям профессионального стандарта» в систему оценки кадровых условий реализации ООП. Отразите это в тексте Положения о ВСОКО и приложениях к нему.
Образец Положения о ВСОКО

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки сбоку
. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Пошаговая инструкция, чтобы подготовить учебный план для учеников с ОВЗ
Для учеников с ОВЗ школа обязана разработать и утвердить адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП), в которую входит учебный план. Разработать и утвердить учебные планы нужно до 1 сентября нового учебного года. Чтобы учесть при разработке учебного плана рекомендации нормативных документов к его структуре и содержанию, воспользуйтесь пошаговой инструкцией в статье. Еще есть памятка, которая поможет спроектировать коррекционно-развивающую область, и готовый образец учебного плана.
1
шаг
Определите вариант АООП
Чтобы подготовить учебный план для школьников с ОВЗ, изучите заключение ПМПК. В нем ПМПК указывает вариант АООП, по которому нужно обучать школьников. Варианты АООП предполагают разное содержание, уровень освоения образовательных результатов и сроки обучения. Сроки освоения АООП начального общего образования – от 4 до 6 лет для разных групп учеников с ОВЗ. Смотрите в таблице 1 варианты АООП для учеников с ОВЗ.
Таблица 1. Варианты АООП для учеников с ОВЗ
Проект учебного плана готовьте на основе примерной АООП для соответствующей категории детей с ОВЗ. Включите в проект обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение обязательной и формируемой частей учебного плана по вариантам смотрите на рисунке.
Соотношение частей учебного плана АООП по вариантам
Пример учебного плана по варианту 7.2 АООПСкачать
Для школьников, которые обучаются по варианту 4 АООП, школа разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), которая включает индивидуальный учебный план. Соотношение обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, в этом случае может меняться в зависимости от индивидуальных образовательных возможностей ребенка.
В АООП может входить как один, так и несколько учебных планов, которые учитывают особые образовательные потребности учеников и их психофизические особенности развития. Для каждого варианта АООП нужно составить учебный план и включить в него специфические предметы и курсы коррекционно-развивающей области в соответствии с нарушением в развитии. В примере смотрите, как вариант АООП влияет на содержание учебного плана.
2
шаг
Составьте пояснительную записку
В структуру учебного плана входит пояснительная записка и план с сеткой часов. В пояснительной записке кратко отразите особенности реализации обязательной части учебного плана с учетом особых образовательных потребностей учеников с ОВЗ. Обоснуйте отбор содержания, которое обеспечивает часть, формируемую участниками образовательных отношений: набор учебных предметов и курсов, курсов коррекционно-развивающей области. Опишите режим работы школы: график учебного процесса и то, как учтены индивидуальные особенности школьников с ОВЗ в образовательном процессе.
Еще в пояснительной записке укажите, на какие предметы обязательной части добавили дополнительные часы или какие учебные курсы введены за счет формируемой части.
3
шаг
Сформируйте обязательную часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое нужно, чтобы выполнить требования ФГОС. В нее входят учебные предметы обязательных предметных областей по ФГОС.
Для варианта 1 АООП обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС начального общего образования. Поэтому и обязательная часть учебного плана АООП по варианту 1 будет такой же, как в учебном плане ООП начального общего образования.
В учебный план начального общего образования по варианту 2 АООП входят предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура. Смотрите пример оформления обязательной части учебного плана.
Образец обязательной части учебного плана

- Отделение I
Отделение I
Отделение I создайте для учеников с легким недоразвитием речи, которое обусловлено нарушением слуха. Нормативный срок обучения – 4 года- Первый дополнительный класс
Первый дополнительный класс
Школа может увеличить продолжительность обучения за счет введения первого дополнительного класса. Когда решаете, вводить ли дополнительный класс, ориентируйтесь на возможность региона подготовить слабослышащих и позднооглохших детей к обучению в школе- Максимальное количество занятий на уровне НОО
Максимальное количество занятий на уровне НОО
Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3039 часов, за 5 учебных лет – более 3821 часа, за 6 учебных лет – более 4603 часов
Варианты 3 и 4 АООП предполагают, что школьник с ОВЗ обучается дольше, чем его сверстники без ограничений здоровья. Итоговые достижения школьника с ОВЗ, который учится по ва- риантам 3 и 4, нельзя сопоставить с достижениями его сверстников без нарушений. Содержание предметных областей в обязательной части АООП вариантов 3 и 4 определяйте в соответствии с нозологической группой ученика. Смотрите пример, как определить содержание предметных областей.
4
шаг
Распределите часы формируемой части
Эта часть плана помогает реализовать индивидуальные потребности учеников с ОВЗ. В рамках допустимой недельной нагрузки за счет этой части учебного плана можно:
- увеличить количество учебных часов на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- ввести учебные курсы, которые обеспечивают интересы учеников;
- реализовать внеурочную деятельность.
5
шаг
Спланируйте внеурочную деятельность
Внеурочная деятельность в объеме 10 часов в неделю предназначена для реализации собственно внеурочной деятельности – не более 5 часов в неделю и коррекционно-развивающей области – не менее 5 часов в неделю. Эти часы не входят в максимальную нагрузку. Все это включите в учебный план. Смотрите пример оформления внеурочной деятельности в учебном плане.
Образец оформления внеурочной деятельности в учебном плане

- Количество часов внеурочной деятельности
Количество часов внеурочной деятельности
Найдите показатель количества часов внеурочной деятельности в неделю как сумму количества часов коррекционно-развивающей области и направлений внеурочной деятельности- Количество часов коррекционно-развивающей области
Количество часов коррекционно-развивающей области
Найдите показатель количества часов коррекционно-развивающей области в неделю как сумму количества часов всех коррекционно-развивающих занятий- Минимальное количество часов по ФГОС
Минимальное количество часов по ФГОС
Заложите в части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений, минимум 5 часов на коррекционно-развивающую область- Обязательные коррекционные курсы
Обязательные коррекционные курсы
Включите в таблицу обязательные коррекционные курсы, которые определяет ФГОС НОО для учеников с ОВЗ. Еще укажите коррекционные курсы, которые школа определила самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей ученика на основе рекомендаций ПМПК
Внеурочную деятельность организуйте по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Также во внеурочную деятельность входят обязательные курсы коррекционно-развивающей области. Часы коррекционно-развивающей области в неделю укажите на одного ученика. Количество часов в рамках коррекционно-развивающей области можно корректировать с учетом психофизических особенностей учеников.
6
шаг
Спроектируйте содержание коррекционно-развивающей области
Коррекционно-развивающая область обязательно входит в учебный план для учеников с ОВЗ. На курсы коррекционно-развивающей области отведите не менее 5 часов в рамках внеурочной деятельности.
Для первого варианта АООП школа самостоятельно выбирает специальные коррекционно-развивающие курсы. Это относится ко всем группам, кроме варианта 6.1. Ориентируйтесь на психофизические особенности учеников, рекомендации ПМПК и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА), примерные АООП начального общего образования и требования ФГОС для учеников с ОВЗ.
Для варианта 2 АООП и при варианте АООП школьников с НОДА 6.1 коррекционно-развивающая область включает обязательные коррекционные курсы, которые определяет ФГОС начального общего образования учеников с ОВЗ. Содержание этого направления представлено в стандарте для каждой нозологической группы. Смотрите в таблице 2 обязательные курсы коррекционно-развивающей области по ФГОС для соответствующих категорий детей с ОВЗ 86. Список курсов вы можете дополнить на основании заключения ПМПК и ИПРА ребенка-инвалида.
Таблица 2. Обязательные курсы коррекционно-развивающей области по ФГОС
для категорий детей с ОВЗ

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Чтобы спроектировать коррекционно-развивающую область учебного плана, организуйте заседание школьного психолого-педагогического консилиума (ППк). Специалисты ППк анализируют заключение ПМПК, ИПРА ученика с инвалидностью и определяют индивидуальные особенности и особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ. Анализ документов поможет конкретизировать направления коррекционной работы специалистов, выбрать дополнительные коррекционные курсы. Еще на ППк определите объем коррекционной помощи для каждого ребенка. На основании этой информации разработайте индивидуальные образовательные маршруты.
Кликните на название памятки, чтобы ее открыть или закрыть
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
