ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2020года
Качество образования
Внутренняя система оценки качества образования

Как включить во ВСОКО мониторинг здоровья учеников

Инна Гаммершмидт, заместитель директора по УВР МБОУ «Агинская СОШ № 1» Саянского района Красноярского края, заняла третье место на Всероссийском конкурсе «Завуч года – 2019»,
Марина Степанова, завлабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей», д. м. н., профессор,
Наталья Романова, главный редактор журнала
По данным официальной статистики и научных исследований в процессе обучения здоровье школьников ухудшается. Поэтому во ВСОКО включите здоровье школьников как объект контроля. В статье – аналитические таблицы, чтобы организовать мониторинг, образец справки и план работы по здоровьесбережению на следующий учебный год.

К лидерам среди хронических заболеваний школьников принадлежат болезни желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, ротоносоглотки, органов зрения. А среди функциональных отклонений преобладают нарушения сердечно-сосудистой, костно-мышечной, пищеварительной систем, нервной системы и психической сферы, функциональные расстройства зрения. Негативно сказалась на здоровье учеников и пандемия коронавируса, в первую очередь из-за перехода на дистанционное обучение. Не все смогли создать дома комфортные условия для занятий, существенно возросло время за экранами компьютеров и смартфонов, снизилась двигательная активность. Чтобы восполнить дефициты и сохранить здоровье учеников, школа должна создать здоровьесберегающую среду. Направления работы, которые необходимо усилить в вашей школе, вы определите, если включите мониторинг здоровья во ВСОКО. Для этого в статье найдете аналитические таблицы, образец справки по итогам мониторинга и примерный план работы школы по здоровьесбережению на следующий учебный год.

15–20
процентов

всех травм дети получают в школе

Запросите информацию у классных руководителей и школьного медработника

Начальные сведения о здоровье школьников поручите педагогам собрать из листов здоровья по мере прохождения медосмотров. Пусть учителя подготовят для каждого класса сводные формы. Порекомендуйте использовать Microsoft Excel – тогда данные вы сможете обобщить с помощью формул.

Педагоги в течение года отслеживают, как ученики посещают занятия, и фиксируют пропуски. Чтобы включить данные по пропускам в мониторинг здоровья, поручите учителям не только указывать факт пропуска, но и документировать причину, по который отсутствовал ученик. Раз в четверть классные руководители заполняют общую сводную форму по классам. Такую форму удобно вести онлайн в общем доступе, чтобы педагоги не сдавали вам отчеты по частям, а сразу заносили информацию в общую форму.

Классным руководителям поручите узнавать причину пропусков по болезни, например, просить родителей предоставить справку из поликлиники. Так вы получите статистику по заболеваниям детей. Эту информацию также фиксируйте в специальной форме. Регулярность заполнения формы определите в описании мониторинга здоровья учеников. Смотрите образец формы.

Кликните на кнопку, чтобы выбрать документ. Прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьОбразцы форм

Информацию о состоянии здоровья предоставляет школьный медик на основании медицинских карт учеников. Если в вашей школе медика нет, то информацию готовит социальный педагог или классный руководитель. Смотрите далее образец формы.

Образец сводной формы

Вид заболевания
Вид заболевания
Если в вашей школе большое количество учеников с заболеванием, которое не входит в список, дополните форму. Иначе всех учеников придется учесть в графе «Другое», это не даст реального представления о ситуации

Скачать

Составьте аналитическую справку по итогам исследования

Информацию, которую вы получили в рамках мониторинга, представьте в виде аналитической справки. В ней отразите данные за 2–3 последних года и проанализируйте общие тенденции. Наглядно показать информацию в аналитической справке помогут диаграммы и графики. Их также можно сделать с помощью Microsoft Excel. Смотрите образец аналитической справки по итогам мониторинга уровня здоровья учеников.

Листайте справку, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьОбразец аналитической справки по итогам мониторинга уровня здоровья учеников

Спланируйте работу школы на следующий год

Спланируйте работу школы по здоровьесбережению учеников на следующий учебный год. Ориентируйтесь на данные, которые получили в ходе мониторинга. В план включите работу по 6 направлениям. Деятельность по здоровьесбережению должна отражать региональные и климатические особенности, расположение школы в городе или селе. Это повлияет на состав и тематику мероприятий.

Устранение учебной перегрузки. Если мониторинг здоровья выявил повышение уровня заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы и психической сферы, сердечно-сосудистой системы, это может говорить о высокой учебной нагрузке на школьников. Устранить эту перегрузку поможет в первую очередь соблюдение требований СанПиН к расписанию и наполнению уроков, оптимизация домашних заданий. Также в план работы по здоровьесбережению включите контроль воздушно-теплового режима в учебных помещениях, максимальное включение двигательной активности на уроках и переменах.

Обеспечение благоприятных условий для зрительной работы учеников. Большое количество заболеваний органов зрения говорит о том, что в школе не организованы благоприятные условия или работа недостаточная. Чтобы улучшить или хотя бы не ухудшить зрение учеников, включите в план контроль за освещением учебных кабинетов, чередование различных видов деятельности на уроке, рациональное использование ЭСО.

Во время смотра кабинетов в начале учебного года проверьте, как педагоги оформили визуальную информацию. Еще проконтролируйте, как классные руководители и педагоги-предметники рассаживают учеников. Например, не менее двух раз в год нужно пересаживать учеников, которые сидят на 1-м и 3-м рядах. Поручите педагогам контролировать позу школьников на уроке и проводить зрительную гимнастику.

ВАЖНО

По данным ФГАУ «НМИЦ здоровья детей», хронических заболеваний к концу учебы диагностируют почти
на 53 процента больше

Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата. Включите в план работы школы контроль за подбором учебной мебели в соответствии с ростом учеников. Когда будете посещать уроки, обратите внимание, проводят ли педагоги физкультминутки, следят ли за рабочей позой учеников. В рамках внеурочной деятельности запланируйте занятия лечебной физкультурой, проведение спортивных соревнований, праздников, дней здоровья, флешмобов.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Высокий уровень заболеваний желудочно-кишечного тракта – повод взять на контроль организацию питания в школе. Проверьте, хватает ли ученикам перемены, чтобы поесть, соблюдают ли они интервалы между приемами пищи – не более 4 часов. Также школа должна организовать горячее, диетическое и щадящее питание для нуждающихся в нем детей, профилактику йодного дефицита и витаминизацию школьного питания. Школа должна обеспечить ученикам питьевой режим на протяжении всего периода пребывания в школе.

Профилактика школьного травматизма. 15–20 процентов от общего числа травм дети получают в школе. При этом в половине случаев диагностируют травмы мягких тканей, в 40 процентах случаев – черепно-мозговые травмы, на третьем месте – переломы конечностей. Чтобы снизить риск травматизма, включите в план работы на следующий год контроль состояний территории и здания школы.

Проконтролируйте, как педагоги организуют дежурство на переменах, следят за дисциплиной в первую очередь детей группы риска: гиперактивных с дефицитом внимания; эмоционально неустойчивых, импульсивных, склонных к рискованному поведению и необдуманным поступкам; с особенностями развития (со снижением интеллекта); с недостаточным уровнем развития координации движений).

Формирование навыков здорового образа жизни, мотивации, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Запланируйте в следующем учебном году регулярные уроки здоровья. На них школьники научатся соблюдать личную гигиену, узнают о принципах правильного питания, двигательной активности, отказа от вредных привычек. Поручите педагогам интегрировать гигиеническое воспитание в школьную программу. Организуйте для учеников и родителей лекции, праздники, фестивали здоровья.

Главное в статье СкрытьПримерный план работы школы по здоровьесбережению на 2020/21 учебный год

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2020года
Качество образования
Внеурочная деятельность

Две справки по итогам контроля внеурочной деятельности

Натали Кужель, редактор-эксперт журнала
В рамках внутришкольного контроля в конце учебного года вы проверяете, как педагоги выполнили объем внеурочной деятельности. В статье – готовый образец справки. Еще есть документ, чтобы подготовиться к новому учебному году.

Школа ежегодно должна проводить анализ внеурочной деятельности. С мая возобновились проверки Рособрнадзора. Поэтому устранить несоответствия в организации внеурочной деятельности требованиям нужно до того, как в школу придут надзорные органы.

Проверьте рабочие программы для справки об объеме реализации

Выполните три шага, чтобы проверить рабочие программы внеурочной деятельности.

Шаг 1. Подготовьте таблицу «Объем выполнения рабочей программы внеурочной деятельности» и раздайте учителям. На первом шаге подготовьте форму таблицы «Объем выполнения рабочей программы». Раздайте форму учителям. Педагог должен заполнить все строки таблицы кроме второй. Например, в первую строку педагог вносит количество часов, которое указано в рабочей программе. Вторую строку в таблице заполняете вы, чтобы проверить, совпало ли количество часов на внеурочную деятельность в учебном плане с количеством часов в рабочей программе. Посмотрите образец ниже.

Образец формы «Объем выполнения рабочей программы внеурочной деятельности»

Степень выполнения программы
Степень выполнения программы
Чтобы получить показатель, сначала разделите количество часов, которые не провел учитель, на количество часов в рабочей программе, и умножьте на 100 процентов. Далее вычтите полученный результат из ста процентов

Скачать

Шаг 2. Составьте сводные таблицы по уровням образования. Соберите формы по объему выполнения рабочих программ, которые заполнили педагоги. Проверьте таблицы учителей и проанализируйте, сколько занятий педагоги провели по внеурочной деятельности.

Составьте сводные таблицы «Качество выполнения рабочих программ внеурочной деятельности на уровне образования». Проверьте, как учителя выполнили ООП в части внеурочной деятельности для каждого уровня образования. Заполните таблицы отдельно для начального, основного и среднего уровня образования. Для этого перенесите в сводную таблицу название курса и степень выполнения программы из форм, которые заполнили педагоги по объему выполнения рабочих программ. Посмотрите образец ниже.

Образец сводной формы «Качество выполнения рабочих программ внеурочной деятельности на уровне основного общего образования»

Показатель выполнения программы
Показатель выполнения программы
Степень выполнения программы в 99% можно получить, если на курс в рабочей программе было отведено 70 часов, а фактически проведено занятий педагогом 69
Выполнение программы
Выполнение программы
Поставьте прочерк по классам, в которых плане не предусматривает данный курс
Показатель выполнения программы
Показатель выполнения программы
Степень выполнения программы в 97% можно получить, если на курс в рабочей программе было отведено 70(35) часов, а фактически проведено педагогом 68(34) часов занятий

Скачать

Шаг 3. Составьте справку по итогам контроля всех программ внеурочной деятельности. Отразите результаты в виде аналитической справки по итогам контроля объема выполнения рабочих программ учебных предметов. Пропишите цель контроля, какие программы проанализировали по каждому уровню образования. Сделайте вывод о причине отставания в прохождении материала курса, если оно есть. Предложите рекомендации, как ликвидировать отставание по программам внеурочной деятельности. Проконтролируйте, как педагоги выполнили ваши рекомендации. Посмотрите образец.

ВАЖНО

Критерии оценки соответствия внеурочной деятельности ФГОС и пункты стандарта, которые регламентируют каждый критерий, посмотрите в конце статьи

Проанализируйте работу по показателям для справки
о качестве внеурочной деятельности

В июне проконтролируйте, как педагоги реализовали внеурочную деятельность. Эти данные затем понадобятся вам, чтобы включить их в анализ работы школы за год. Проверьте восемь показателей.

Направления внеурочной деятельности. Посмотрите, чтобы на каждом уровне образования была реализована хотя бы одна программа внеурочной деятельности по каждому направлению развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Такие правила установили п. 19.10 ФГОС НОО, п. 18.3.1.2 ФГОС ООО, подп. 13 п. 7 ФГОС СОО.

Объем годовой нагрузки. Проверьте максимальный объем годовой нагрузки всей внеурочной деятельности на каждом уровне образования. Руководствуйтесь требованиями ФГОС к максимальному объему. Для НОО объем не должен превышать 1350 часов за четыре года обучения, для ООО – 1750 часов за пять лет обучения, для СОО – 700 часов за два года обучения. Минимальный объем школа определяет самостоятельно.

Формы организации. Проконтролируйте, чтобы в названии программы была указана форма организации внеурочной деятельности. Это могут быть кружки, секции, школьные научные сообщества, театральные мастерские, клубы проектов и т. д. Такой перечень не исчерпывает возможных вариантов. Главное условие – форма должна отличаться от урочной и быть организована на добровольной основе по выбору детей и родителей.

Объем выполнения рабочих программ. Проверьте объем реализации программ. Если программы выполнены не в полном объеме, укажите причину отставания в прохождении материала курса и способы ликвидации отставания. Воспользуйтесь данными аналитической справки, которую составили по итогам контроля объема выполнения рабочей программы внеурочной деятельности.

Материально-техническая база. Посмотрите, чтобы для каждой программы внеурочной деятельности был указан перечень материально-технических ресурсов. Состав определяйте с учетом программ внеурочной деятельности и особенностей занятий. Это могут быть помещения, оборудование, средства обучения. Если помещения не относятся к школе, проверьте, есть ли у школы сетевые договора с организацией, которой принадлежат данные помещения.

Кадровое обеспечение. Проверьте количество штатных педагогов из общего количества педагогов, которые реализуют программы внеурочной деятельности. Проконтролируйте, чтобы в должностных инструкциях таких работников были закреплены обязанности по реализации внеурочной деятельности. Если в школе недостаточно работников, вы вправе использовать кадровые ресурсы социальных партнеров. Посмотрите, сколько педагогов внеурочной деятельности имеют первую или высшую квалификационную категорию. Укажите эти сведения. Отдельно дайте статистику по курсам повышения квалификации, которые прошли учителя.

Требования ФГОС к структуре программ. Проконтролируйте, чтобы все программы внеурочной деятельности были утверждены в составе ООП уровня образования. По ФГОС рабочая программа внеурочной деятельности должна содержать три раздела: результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Степень удовлетворенности внеурочной деятельностью. Проверьте, провели ли педагоги анкетирование родителей и учеников, которые посещали внеурочные занятия, по каждому классу. В анкетах должно быть шесть показателей внеурочной деятельности: направления, формы, содержание, график занятий, кадровое и материально-техническое обеспечение.

По итогам контроля внеурочной деятельности составьте справку. Посмотрите образец ниже.

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте справку, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образцы аналитический справок и критерии анализа соответствия
внеурочной деятельности требованиям ФГОС

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2020года
Профессиональные компетенции
Методическая работа

Готовые инструменты, чтобы оценить результаты методической работы за 2019/20 учебный год

Елена Кондратенко, замдиректора по УВР МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино, заняла четвертое место на Всероссийском конкурсе «Завуч года – 2019»
Чтобы в конце учебного года подвести итоги методической работы, воспользуйтесь готовыми инструментами из статьи. Они помогут собрать информацию и сэкономят ваше время.

Методическая работа – один из параметров, который вы оцениваете в рамках внутришкольного контроля. Сделать это удобно в конце учебного года до того, как учителя ушли в отпуск, потому что информацию для анализа нужно запрашивать у педагогов. Чтобы оценить результаты методической работы, проанализируйте профессиональную деятельность учителей и работу методических объединений. Посмотрите в статье готовые инструменты, чтобы быстро собрать аналитическую информацию и сформулировать выводы.

Карта и таблица, чтобы проанализировать деятельность педагогов

Чтобы проанализировать методическую деятельность педагогов, используйте карту анализа работы учителя за период, например, за год. Раздайте карту педагогам и попросите заполнить. Какие показатели включить в карту и как их оценить, читайте в статье>>.

Еще необходимо оценить динамику результатов работы педагогов. Сделайте это в сравнении с прошлым учебным годом. Чтобы оценить динамику, используйте сервис.

Введите отчетный период,
Ф. И. О. педагога, должность, кликните на , если необходимо удалить предмет, введите данные в табличку, сервис автоматически посчитает результаты, нажмите кнопку Распечатать

Динамика результатов работы учителя

Поручите руководителям методобъединений собрать и предоставить вам таблицы, которые заполнили учителя. Или распечатайте отчеты, которые составили с помощью сервиса. Приложите эти отчеты к аналитико-статистической таблице анализа методической работы школы.

Схема и анкета для анализа работы методических объединений

Чтобы определить качество реализации общешкольного плана методической работы, проанализируйте планы методической работы школьных методических объединений (ШМО). План работы методического объединения базируется на общешкольном плане методической работы, но сосредотачивается на предметной области. От того, как ШМО реализовало свой план работы, зависит качество реализации общешкольного плана методической работы.

Поручите руководителям объединений проанализировать методическую работу своих ШМО. Для этого они должны собрать у педагогов карты анализа методической работы. На основе карт руководители смогут проанализировать работу ШМО. Раздайте схему анализа руководителям объединений. Какие показатели включить в схему, читайте в статье>>. Установите сроки подготовки и сдачи отчета вам.

Еще поручите руководителям ШМО провести анкетирование педагогов, чтобы выявить их уровень удовлетворенности организацией методической работы. Посмотрите примерные вопросы для анкеты ниже.

ПРИМЕР. Анкета для педагогов «Удовлетворенность организацией методической работы»
1. Цель и задачи методической работы школы были актуальны и понятны?
2. Содержание методической работы школы было интересно, способствовало росту профессионального мастерства?
3. Содержание методработы соответствовало современным требованиям?
4. Формы методической работы школы были результативны?
5. Методическая работа помогла улучшить Ваши навыки анализа и оценки педагогической деятельности?
6. Методическая работа давала возможность включиться в педагогический поиск, творчество и инновационную работу?
7. Вам была предоставлена возможность продемонстрировать свой профессиональный опыт?
8. Удовлетворены ли Вы тем, как была организована методическая работа школы в учебном году?

Рисунок. Результаты анализа анкет педагогов
Скачать

По итогам анкетирования попросите руководителей объединений подготовить отчет. Сделать это можно в виде гистограммы. Посмотрите пример на рисунке выше.

ВАЖНО

Когда планируете задачи, планируйте и целевые показатели. Это позволит вам оценить степень выполнения задачи и определить тенденции

Таблица для оценки методической работы школы по итогам года

Чтобы проанализировать методическую работу школы, определите цель анализа. То есть выясните, что вы хотите получить с помощью анализа. Например, вы хотите выявить уровень эффективности методической работы или выявить пути устранения существующих проблем.

Чтобы определить уровень эффективности методической работы, в школе установите показатели по параметрам, которые выбрали для анализа. Найдите для каждого параметра показатель за учебный год, в рамках которого проводите анализ методработы. Для этого подсчитайте средний балл параметра по каждому ШМО и возьмите среднее арифметическое. Оцените динамику этого показателя в сравнении с показателем за прошлый учебный год. Определите, соответствует ли показатель целевому.

Подготовьте аналитико-статистическую таблицу на основе всей информации, которую вы собрали в процессе анализа. Смотрите образец аналитико-статистической таблицы.

Листайте страницы таблицы, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образец аналитико-статистической таблицы

Две таблицы, что подготовить выводы по итогам анализа

Объедините всю информацию, которую получили по итогам анализа деятельности педагогов и работы методических объединений. Составьте аналитический вывод. Опирайтесь только на конкретные данные. Используйте один из двух вариантов оформления анализа: по плану или по направлениям методической работы.

Вариант 1. Анализ методической работы школы по плану. Когда вы готовили план методической работы школы, в нем вы сформулировали тему, цели и задачи. Проанализируйте, как педагоги по итогам года выполнили каждую из задач, которые входили в план.

ПРИМЕР
Тема:
«Создание системы профориентационной работы в школе на основе успешных практик образовательных организаций района»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических работников как условие формирования высокого качества образования в соответствии с ФГОС и развития ВСОКО в школе.
Задачи:
– повышать качество образования путем объединения усилий методической и психологической служб;
– изучать достижения педагогической науки и практики, новые педагогические технологии и методики;
– совершенствовать систему методической работы школы, в центре которой – учитель, способствующую развитию педагогического творчества и самореализации инициативы педагогических кадров;
– формировать способность педагогов к рефлексивной деятельности как основу для анализа собственной педагогической деятельности и определения путей решения выявленных проблем, самостоятельного выстраивания траектории своего профессионального развития;
– выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт обучения и воспитания по вопросам эффективной работы (в том числе профориентационной) с учащимися разных категорий (высокомотивированных, слабоуспевающих и др.);
– стимулировать рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда.

Соберите информацию по каждой задаче в таблицу анализа методической работы школы по плану. Для этого укажите степень выполнения каждой задачи: что было запланировано, какими методами пытались достичь результата, с помощью каких средств определена степень выполнения, выводы и предложения. Также укажите причины, по которым не смогли реализовать конкретные задачи. Смотрите фрагмент такой формы.

Вариант 2. Анализ методической работы школы по направлениям. Этот вариант предполагает анализ направлений методической работы, которые вы включили в план методической работы школы. Посмотрите параметры, которые нужно проанализировать:

1. Кадровый ресурс. Аттестация. Повышение квалификации.

2. Повышение квалификации: семинары разного уровня.

3. Творческие отчеты по программе саморазвития и самообразования.

4. Создание сайтов. Обмен педагогическим опытом на порталах в сети педагогических работников. Авторские разработки.

5. Повышение профессионального мастерства. Поддержка молодых и вновь прибывших специалистов. Наставничество.

6. Результаты работы по обобщению передового педагогического опыта.

7. Работа с одаренными и мотивированными детьми.

8. Предметные и тематические недели.

9. Открытые уроки и внеурочные мероприятия.

10. Участие педагогов в инновационной и экспериментальной деятельности.

11. Результативность образовательной деятельности.

12. Реализация плана методической работы на год.

13. Работа методического совета школы. Анализ организационной структуры. Оптимизация системы управления.

Для каждого параметра определите позитивные и негативные тенденции, причины их возникновения и необходимые меры по их корректировке. Чтобы выявить проблемы, используйте аналитико-статистические данные, которые получили на подготовительном этапе анализа. Посмотрите фрагмент такой формы.

Кликните на кнопку, чтобы выбрать документ. Прочитайте комментарий, кликнув на точку . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Фрагменты таблиц анализа методической работы школы по плану

Когда соберете все данные в таблицу, составьте общий вывод. Ознакомьте педагогический состав с выводом по методической работе школы. Посмотрите пример выводов ниже.

ПРИМЕР. По результатам анализа методической работы можно сделать вывод об оптимальном уровне эффективности решения поставленных задач. Наблюдается положительная динамика в сравнении с показателями за тот же отчетный период прошлого учебного года. План работы реализован на 85 процентов. Большинство мероприятий плана методической работы прошло на удовлетворительном организационном и методическом уровнях. Тематика заседаний ШМО, педсоветов, совещаний отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. Педагогический коллектив удовлетворен организацией методической работы на 93 процента.
В методической работе школы есть проблемы, на которые в следующем полугодии необходимо обратить особое внимание. Учителя недостаточно активно работают над обобщением и систематизацией своего опыта и представлением его в форме публикаций. Снижена результативность работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

Если вы анализируете методическую работу в конце учебного года, используйте результаты оценки, когда будете планировать методическую работу на следующий учебный год. Если оцениваете текущую методическую работу, используйте данные, чтобы скорректировать методический план в течение учебного года.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.