ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2020года
Циклограмма на месяц
Май

Итоги работы и мероприятия Года памяти и славы в циклограмме работы на май

Ирина Николаева, замдиректора по НМР МАОУ «Лицей № 1 имени Н.К. Крупской», г. Магадан, Магаданская область
В мае всего 18 рабочих дней. Чтобы организованно завершить учебный год, равномерно распределите объекты контроля по всему месяцу.

В мае вы готовите аналитические документы по итогам работы за 2019/20 учебный год. Эти материалы лягут в основу плана на следующий учебный год. Главные воспитательные события будут посвящены Году памяти и славы.

Что проверить в работе педагогов до июня

В конце учебного года вы контролируете, как педагоги заполняли классные журналы и личные дела учеников. У предметников запросите отчетные формы по объему выполнения рабочих программ. Образец смотрите в статье >>.

Чтобы подвести итоги работы за год и спланировать задачи на следующий год, организуйте заседания всех методических единиц школы. Еще проведите итоговый педсовет.

Какие образовательные события запланировать в мае

Образовательные события мая посвящены памятным датам Великой Отечественной войны. Возможно, часть мероприятий вам придется провести в онлайн-формате. Поэтому заранее продумайте, как это сделать.

Листайте циклограмму, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образец циклограммы замдиректора на май

Кликните на стрелку, чтобы перейти к следующей неделе


Текст можно изменять. Кликните на плюс, чтобы добавить свою задачу. Чтобы удалить ненужное, просто сотрите


В течение получаса надо заполнить и нажать Печать внизу страницы

Индивидуальная циклограмма замдиректора на май

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

5
Май 2020года
Образовательная деятельность
Формы работы

Текущий контроль на дистанционном обучении. Как сохранить объективность оценивания

Главная проблема оценивания на дистанте – необъективность. В статье читайте, как сохранить объективность в условиях дистанционной работы.

Рособрнадзор обязал школы повысить объективность образовательных результатов (письмо Рособрнадзора от 13.03.2018 № 05–71). Средством повышения объективности в методических рекомендациях эксперты называют «устойчивые ориентиры на методы и инструменты объективной оценки». Школа должна сама выбрать эти методы и инструменты. Сделать процедуры оценивания объективными в штатном режиме работы школы – задача не одного дня. А поддерживать объективность в условиях дистанта кажется еще более сложной задачей. В статье – шесть рекомендаций, которые помогут.

Сократить объем текущего контроля

В условиях дистанта привычные проверочные и контрольные работы в необходимом объеме провести фактически невозможно. Кроме того их результаты не всегда будут показательными, ведь появляется множество дополнительных факторов: дома ученики отвлекаются, интернет может быть нестабильным, появляется масса возможностей списать. Поэтому рекомендуйте педагогам сократить объем текущего контроля. Пусть проводят текущий контроль с отметкой не чаще одного раза в неделю. Это позволит накапливать отметки, не перегружать учеников и уделять больше времени подготовке заданий для контроля.

Использовать приемы формирующего оценивания

Основа формирующего оценивания – обратная связь. В условиях дистанционного обучения предложите педагогам использовать разные формы обратной связи, чтобы понять, как школьники усвоили материал. Также приемы формирующего оценивания позволят распространить опыт отдельного ученика или группы на весь класс. Разберем пример использования приема формирующего оценивания «Цепочка заметок».

Как использовать на обычном уроке. Ученики передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке. Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт. Цель проведения: анализ ответов учеников позволит сделать вывод о возможных трудностях, которые возникли у них в процессе урока.

ПРИМЕР. Урок литературы.
Блок тем по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Возможные вопросы:
Был ли выбор у Бэлы – оставаться с Печориным или нет?
Почему Печорин не смог найти своего места в жизни?
Мог ли быть другой вариант развития событий в дуэли с Грушницким?

Как использовать на онлайн-уроке. В конце урока учитель пишет в чат или озвучивает вслух вопрос. Ученики в течение 5–10 минут должны сформулировать ответ на вопрос и прислать учителю. Время ответа оговаривают заранее. К следующему уроку педагог анализирует ответы учеников, выделяет затруднения, которые возникли у большинства школьников, и проговаривает их. На этом этапе также можно включить индивидуальное оценивание, когда педагог обсуждает с отдельным учеником во время онлайн-урока задание и оценивает его ответ. Это позволит накапливать отметки.

Приемы формирующего оценивания и другие педтехнологии, чтобы предложить педагогам, посмотрите в сервисе.

Инструкция
Чтобы посмотреть приемы формирующего оценивания, выберите в верхнем списке «Технология формирующего оценивания». Затем в нижнем списке выберите название приема. Вы увидите описание приема. Чтобы распечатать, кликните на кнопку «Печать». А чтобы посмотреть новый прием кликните «Вернуться к выбору»

Главное в статье Скрыть253 педагогических приема в электронной карте

Главное в статье СкрытьВвести «накопительную» отметку

Организовать устную и письменную работу на онлайн-уроке в том же объеме, что и на очном, невозможно. Этому препятствует и время урока, и технические сложности. Поэтому и текущие отметки за такую работу накапливать в нужном объеме не получится. Решить эту проблему поможет накопительный подход к отметке.

Пусть педагоги выделяют 3–5 минут урока на фронтальную преимущественно устную работу с учениками. За это время можно задать вопросы нескольким ученикам или попросить прокомментировать то или иное задание. Чтобы выставить отметку такой работы единоразово недостаточно. Но работу можно накапливать. Посмотрите пример.

ПРИМЕР. На первом уроке школьник верно отвечает на вопрос, педагог фиксирует «красную» отметку – это первичная отметка, которая пока не идет в журнал. На следующем уроке тот же ученик комментирует решение задачи – педагог фиксирует «желтую» отметку, она может быть как выше, так ниже «красной». Наконец, на дом этому ученику дается задание определенного уровня. За его выполнение педагог выставляет в журнал «зеленую» отметку с учетом предыдущих «красной» и «желтой» отметок.

Такой подход позволит накапливать отметки за объем работы ученика. При этом школьник будет понимать, какая отметка пойдет в журнал и почему, а текущий контроль не будет отнимать много времени.

Главное в статье СкрытьРазработать дифференцированные задания

Дифференцированные задания – это разноуровневые задания на проверку одного и того же предметного результата. Смотрите пример двух вариантов дифференцированных оценочных средств.

ПРИМЕР. Один из планируемых результатов изучения тематического раздел «Синтаксис односоставного предложения» – «указывать грамматическую основу односоставного предложения». Первый вариант дифференциации – проверить, на каком уровне школьники достигли результата, разным по сложности дидактическим материалом:
– на базовом уровне: «В дверь постучали»;
– на повышенном: «Уже несколько дней Петя чувствовал себя неважно»;
– на высоком: «Все бы ничего, да, видно, ему одному придется работать над этим проектом».

Второй вариант – реализовать уровневый подход через усложнение задания. Например, учебное действие «находить односоставные назывные предложения» на базовом уровне оценить заданием с выбором варианта ответа: «Укажи односоставные назывные предложения в приведенных примерах». На повышенном уровне – заданием с развернутым ответом: «Подумай, как можно рассказать ученику 1-го класса про односоставные предложения. Запиши свой вариант». На высоком уровне – комплексным заданием с межпредметными связями: «Известное стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыхание…» дает пример использования односоставных предложений с изобразительными целями. Какие это предложения? Как помогают они понять состояние лирического героя?»

В очном обучении такие задания предполагают дифференцированную оценку. Если ученик выполнил задания только базового уровня, он может получить максимум 3 балла. 4 балла получит школьник, который справился с заданиями повышенного уровня; 5 баллов – ученик, который выполнил задания высокого уровня.

На дистанте такой подход также можно реализовать, но это очень трудоемко. Поэтому предложите педагогам вариант с поправкой на дистанционное обучение. Сейчас цель занятий – помочь ученикам успеть осовоить программу в сжатые сроки в непривычных условиях. Уровень, на который нужно ориентироваться – базовый. Задания базового уровня должны верно выполнять все ученики. Пусть педагоги предлагают задания этого уровня на уроках и не оценивают отметкой, но обязательно дают обратную связь по выполнению. Задания повышенного и высокого уровня предложите давать на дом. Так педагоги будут работать в зоне ближайшего развития школьников. Также задания высокого уровня можно прорабатывать с мотивированными учениками на индивидуальных и групповых консультациях.

Не менять критерии оценивания

Школьники должны понимать, что и как оценивает педагог. Поэтому с переходом на дистанционное обучение учителя не должны менять сложившиеся до этого в работе критерии оценивания. Если же смена критериев – вынужденная мера, то учитель обязательно должен разъяснить новшества ученикам. Например, если вводится дифференцированное оценивание.

Использовать вариативные задания

Чтобы школьники не списывали задания друг у друга и показывали реальный уровень владения материалом, порекомендуйте педагогам индивидуализировать задания. Для проверки одного итого же предметного результата или группы результатов педагог готовит варианты заданий. Каждый раз учитель произвольно делит класс на группы перед тем, как провести контроль или дать домашнее задание. Группы каждый раз должны быть разными. Каждой группе учитель выдает собственный вариант. Нужно заготовить 4–5 вариантов. Например, учитель математики готовит набор примеров на отработку одного и того же правила, но использует разные числа. Такие вариативные задания снизят риск получить списанную работу. А если школьники все-таки решат обмануть педагога – это сразу станет очевидно.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

5
Май 2020года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Как успеть пройти программу и не менять учебный план

Из-за дистанционного обучения и других ограничительных мер учителя не успевают выдать программу полностью. В статье – способы, как скорректировать рабочие программы, чтобы успеть все пройти до конца учебного года.

Минпросвещения рекомендовало школам перейти на дистанционную форму обучения и ввести досрочные каникулы в период с 23 марта по 12 апреля 2020 года. Также регионы объявили тотальную самоизоляцию. Такие меры ввели, чтобы защитить учеников от коронавирусной инфекции. Из-за ограничительных мер и дистанционного обучения время, которое было у педагогов на освоение программы, сократилось. Теперь нужно срочно менять программы. Ведь закон требует, чтобы на конец учебного года образовательные программы были выполнены в полном объеме (ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Зафиксируйте отставание по предметам

Раздайте педагогам листы корректировки рабочей программы>>. Попросите внести информацию об отставании в прохождении материала в лист. Педагог должен указать количество часов по плану и фактическое количество часов, отметить причину невыполнения плана и планируемый способ корректировки. Порекомендуйте педагогам выбирать способы корректировки программ, которые не предполагают изменений в учебном плане. Смотрите способы далее в статье.

Соберите листы корректировки у педагогов. Проанализируйте их и сделайте общие выводы. Эти выводы вы затем включите в аналитическую справку по итогам реализации рабочих программ в 2019/20 учебном году. Готовый образец справки>>

Предложите способы преодоления отставания

Есть четыре способа, которые позволят ликвидировать отставание и изменить только календарно-тематическое планирование рабочих программ. Учебный план и календарный учебный график менять будет не нужно.

Укрупнить дидактические единицы. В этом случае взаимосвязанные понятия, действия и другие элементы изучают совместно. Порекомендуйте педагогам объединить уроки по взаимосвязанным темам по принципу усложнения операций.

Суть принципа состоит в том, что вокруг основного ядра урока наращиваются дополнительные знания. Посмотрите пример 1.

ПРИМЕР 1. Рабочая программа по математике, 2-й класс. Тема: «Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток». В тематическом планировании дается один урок на сложение и вычитание, один урок на запись столбиком. Если сразу на первом уроке по теме дать устное объяснение и запись столбиком, это позволит укрупнить дидактическую единицу, в данном случае – урок, и сэкономить количество часов на изучение темы полностью.

Объединить близкие по содержанию темы уроков. Посмотрите, на какие темы педагоги отвели достаточное количество часов изначально. Порекомендуйте использовать возможности резервных часов. Пусть учителя объединят те уроки, которые связаны тематически. Посмотрите пример 2.

ПРИМЕР 2. Рабочая программа по окружающему миру, 3-й класс. Раздел «Мы и наше здоровье» – 10 часов. Объединить можно уроки по темам «Умей предупреждать болезни» и «Здоровый образ жизни», а темы для проектов дать сразу по двум темам и их защиту вынести на внеурочную деятельность.

Сократить часы на проверочные работы. Все практические, лабораторные, контрольные и диагностические работы сокращать нельзя. Они должны быть проведены за период прохождения учебной программы. Например, если лабораторная работа не выполнена в III четверти, то она переносится на IV четверть. А вот уменьшить количество проверочных работ можно. Это даст дополнительные часы, чтобы изучить неохваченный материал.

Изучать часть материала самостоятельно с последующим контролем. Этот метод предложите использовать педагогам, которые работают в старшей школе. У старшеклассников уже сформирован навык самостоятельного изучения нового материала. Поручите педагогам проконтролировать, как ученики усвоили тему. Пусть проведут контроль в форме проверочной работы, зачета, реферата, подготовки презентации и т. д.

Когда учебный год завершится, проконролируйте, как педагоги выполнили рабочие программы. Зафиксируйте итоги контроля в аналитической справке. В ней укажите цель контроля и программы, которые проанализировали по уровням образования. Сделайте вывод о том, по каким темам учителя не успели провести уроки. Сформулируйте рекомендации педагогам. Например, чтобы они внесли темы, которые не успели пройти, в рабочие программы на следующий учебный год

К СВЕДЕНИЮ

Почему лучше не менять количество часов, чтобы ликвидировать отставание

Устранять отставание в программе за счет продления учебных периодов и уменьшения каникул нельзя. Так вы нарушите права детей на отдых. На каникулах можно проводить только мероприятия по плану внеурочной деятельности.

Чтобы выбрать оптимальный способ преодолеть отставание, поручите руководителям методобъединений совместно с педагогами-предметниками проанализировать содержание рабочих программ. Проконтролируйте, чтобы в локальных актах школы был зафиксирован способ, который выбрали для преодоления отставания по предметам. Например, в разделе Положения о рабочих программах или в отдельном Положении о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.