
Как провести промежуточную аттестацию в 2019/20 учебном году, чтобы у Рособрнадзора не было претензий
Времени и ресурсов, чтобы провести промежуточную аттестацию так, как этого требует закон, в мае фактически не осталось. Минпросвещения разрешило школам досрочно завершить учебный год в 1-8-х классах, но четких инструкций, как это сделать правильно, нет (письмо Минпросвещения России от 08.04.2020 № ГД-161/04). В статье – несколько решений, как провести промежуточную аттестацию и выставить отметки, чтобы не получить предписаний на проверке. Для каждого решения есть «шкала трудности» – в ней в мы оценили трудозатраты каждого варианта.
Вариант 1. Выставить отметки по итогам завершенных учебных периодов
Это вариант, когда школа фактически отменяет промежуточную аттестацию, которая проходит в конце учебного года, как отдельную процедуру. Чтобы выставить итоговые отметки школьникам, используйте четвертные, триместровые и полугодовые отметки за те периоды, которые успели завершить до введения ограничительных мер.
Чтобы провести упрощенную промежуточную аттестацию по этому варианту, директор должен издать приказ. В приказе указать, что промежуточная аттестация проводится в порядке, отличном от порядка, который закрепляет локальный нормативный акт школы – Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Само положение менять не придется, так как новый порядок – единичное явление, он утвержден приказом и больше не понадобится. Посмотрите образец приказа.
Отредактируйте текст, вместо синего текста введите свои данные, и нажмите кнопку Печать
Нажмите Добавить, чтобы ввести данные других работников, которых надо ознакомить с приказом
Главное в статье СкрытьОбразец приказа
Сохраните приказ в формате pdf и разошлите его сотрудникам по электронной почте. Для этого после того, как нажмете на кнопку «Печать», выберите не принтер, а «Сохранить в формате pdf».
Если проводите упрощенную промежуточную аттестацию, то работа педагогов сводится к выставлению отметок. Никаких дополнительных мероприятий проводить не нужно. Рабочие программы учителя будут корректировать уже в рамках подготовки к новому учебному году.
Изменить вам нужно будет ООП уровней образования: указать новые даты промежуточной аттестации и окончания учебного года в календарных учебных графиках. Изменения также приказом утверждает директор. Если в вашем регионе есть отдельное постановление департамента о досрочном завершении учебного года, укажите его в приказе как основание для изменений.
Главное в статье СкрытьВариант 2. Провести промежуточную аттестацию в форме учета
Такую форму вы можете использовать, если ее предусматривает школьное Положение. В этом случае проводить промежуточную аттестацию как отдельную процедуру также не нужно. Отметки педагоги выставляют на основании достижений учеников – отметок текущего контроля, выполненных проектов, творческих работ и т. д. Чтобы провести промежуточную аттестацию в форме учета, нужно будет изменить ООП – указать новые даты промежуточной аттестации в календарном учебном графике и формы в учебных планах уровней образования. Положение менять не нужно – в нем уже есть форма, в которой вы проводите аттестацию. Все изменения директор утверждает приказом.
Вы можете скомбинировать этот вариант с предыдущим, например, по части предметов провести упрощенную промежуточную аттестацию, а по другим – использовать форму учета. Тогда директор должен издать приказ, в котором описывает, какую форму в каких классах и для каких предметов используете в школе.
Вариант 3. Провести промежуточную аттестацию как отдельную процедуру
Если позволяет время и ресурсы, промежуточную аттестацию вы также можете провести в полном объеме как отдельную процедуру. В этом случае есть педагоги могут изменить формы промежуточной аттестации или оставить их прежними.
Пересмотреть формы промежуточной аттестации. Поручите педагогам пересмотреть и упростить формы, в которых они планируют проводить промежуточную аттестацию. Например, вместо диагностической работы можно выбрать тестирование. Пусть учителя ориентируются на особенности классов и возможности дистанционного обучения. Если педагоги меняют формы промежуточной аттестации, то им придется в сжатые сроки подготовить новые оценочные материалы и утвердить их в том порядке, который действует в школе. Обычно это согласование с главой методобъединения или замдиректора по УВР.
Не менять формы промежуточной аттестации. В этом случае педагогам не придется готовить новые оценочные материалы. Но нужно будет сделать корректировку на дистанционное обучение. Посмотрите пример.
Корректируют педагоги формы промежуточной аттестации или нет, если вы проводите ее как отдельную процедуру, это нужно оформить документально. Посмотрите образец протокола.
Главное в статье СкрытьОбразец протокола

- Форма
Форма
В протоколе педагог указывает форму, в которой проводит промежуточную аттестацию. Форма должна совпадать с учебным планом- Продолжительность
Продолжительность
Продолжительность промежуточной аттестации определяет педагог. Если аттестация проходит онлайн, то время, которое она длится, нужно включить в общее время пребывания ребенка за компьютером
Отметки за промежуточную аттестацию педагоги выставляют в электронный журнал. Их учитывают при выставлении годовой отметки. Также успешно пройденная промежуточная аттестация по всем предметам учебного плана – обязательное условие допуска к ГИА.
Если вы решили проводить промежуточную аттестацию как отдельную процедуру, а педагоги изменили форму – все новшества отразите в учебном плане. Если учебный год в 1-8-х классах вы завершаете досрочно, то и промежуточную аттестацию придется провести в сроки, которые отличаются от сроков в календарном учебном графике. Корректировать календарный учебный график вам придется в любом случае – из-за нового распоряжения Президента и дополнительных нерабочих дней в мае. Когда будете делать это, не забудьте обновить и сроки промежуточной аттестации. И календарный учебный график, и учебный план – части ООП, поэтому все изменения директор утверждает одним приказом. Его образец посмотрите в статье>>
Этот вариант организации промежуточной аттестации вы также можете скомбинировать с двумя предыдущими. Например, провести промежуточную аттестацию как отдельную процедуру только по математике и русскому языку, а по другим предметам использовать форму учета или упрощенный вариант.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как проанализировать качество рабочих программ, пока учителя не ушли в отпуск
Пока учителя не начали уходить в отпуск, проконтролируйте качество рабочих программ. В статье найдете формы для анализа и образцы аналитических справок. Еще есть готовый раздел плана внутришкольного контроля на новый учебный год.
Проанализируйте, в каком объеме выполнены рабочие программы
Чтобы выяснить, в каком объеме педагоги выполнили рабочие программы, раздайте всем учителям таблицы. Пусть педагоги заполнят таблицы и передадут их вам. Посмотрите образец формы ниже.
Образец формы «Объем выполнения рабочей программы»

- Причины отставания
Причины отставания
Если отставание возникло из-за ограничительных мер, педагоги указывают дату выхода и номер приказа
По данным, которые предоставили учителя, составьте сводную таблицу. Данные по педагогам занесите в таблицу по параллелям.
Главное в статье СкрытьОбразец сводной формы «Объем выполнения рабочей программы»

- Новый столбец
Новый столбец
Добавьте к форме, которую раздавали педагогам, дополнительный столбец «Сотрудник», чтобы обобщить данные
Если педагоги корректировали рабочие программы по ходу учебного года, запросите у них листы корректировки. Посмотрите образец листа корректировки.
Образец листа корректировки рабочей программы по предмету

- Согласование
Согласование
В графе «Согласовано» подпись ставит замдиректора по УВР или другой ответственный, например, руководитель методобъединения
По итогам контроля подготовьте аналитическую справку. Помотрите ее образец в конце статьи.
Проанализируйте качество рабочих программ учителя
В конце учебного года также проконтролируйте качество рабочих программ педагогов. Так учителя смогут внести в рабочие программы корректировки еще до того, как уйдут в отпуск. А вы разгрузите август для других задач по подготовке школы к учебному году.
Структура рабочей программы. По требованиям ФГОС уровней образования рабочие программы учебных предметов и курсов должны включать:
- планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).
Остальные обязательные составляющие рабочих школа определяет самостоятельно. Все требования к рабочим программам должны быть закреплены в локальном акте школы. Обычно это Положение о порядке разработки рабочих программ.
Формулировки образовательных результатов. Проверьте, как педагоги сформулировали образовательные результаты. В рабочих программах должны быть формулировки образовательных результатов всех групп: предметных, метапредметных и личностных.
Педагоги должны сформулировать два блока предметных результатов: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». В блок «Выпускник научится» входят предметные результаты из перечня планируемых результатов ФГОС (п. 12 ФГОС НОО, п. 11 ФГОС ООО, п. 9 ФГОС СОО). Смотрите пример.
– определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве, по географическим картам разного содержания и другим источникам;
– выявлять недостающую, взаимодополняющую и (или) противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.
Формы контроля. Проверьте, включены ли формы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации в календарно-тематическое планирование. Отдельно проконтролируйте, чтобы в планировании была практическая часть. Это могут быть контрольные, проверочные, лабораторные проверочные работы, направления проектной и исследовательской работы.
Соответствие планирования учебному плану. Сравните количество часов в рабочих программах с количеством часов в учебном плане. Количество часов в программах и учебных планах должно совпадать для уровня образования и для учебного года. Например, в 7-м классе на учебный предмет «Биология» отводится 2 часа в неделю, а в году 35 учебных недель. Это значит, что общее количество часов в год должно составлять 70 часов, а не 68, как для 34 учебных недель.
По итогам анализа подготовьте справку. Смотрите далее образец.

Кликните на кнопку с названием справки, листайте страницы, кликая на стрелочки
справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Главное в статье СкрытьОбразцы аналитических справок
Спланируйте контроль качества рабочих программ на новый учебный год
По итогам анализа рабочих программ педагогов спланируйте мероприятия внутришкольного контроля на новый учебный год. В августе в сроки, которые вы указали в справке, проверьте, как учителя скорректировали рабочие программы. В декабре запланируйте промежуточный контроль качества реализации рабочих программ. Посмотрите рабочие программы педагогов группы риска: тех, к кому много замечаний, молодых педагогов, опытных педагогов-консерваторов. Посмотрите готовый раздел плана внутришкольного контроля «Контроль качества разработки и реализации рабочих программ».
Главное в статье СкрытьРаздел плана внутришкольного контроля «Контроль качества разработки и реализации рабочих программ»

- Список педагогов
Список педагогов
В этой графе перечислите фамилии педагогов, рабочие программы которых планируете проверять повторно- Экспертная оценка
Экспертная оценка
В середине учебного года проведите выборочную оценку качества реализации рабочих программ- Ответственные
Ответственные
В середине учебного года делегируйте оценку руководителям методобъединений. По итогам их работы подготовьте обобщенную аналитическую справку
Регламентируйте Положением дополнительные компоненты рабочих программ
1. Пояснительная записка. В ней педагоги описывают актуальность, цели и задачи реализации, принципы и подходы к формированию программы. Чтобы объяснить, зачем нужно готовить пояснительную записку, сошлитесь на требование обязательно разместить на официальном сайте аннотации к рабочим программам. Их вы подготовите на основании пояснительных записок.
2. Описание системы оценки. В этом разделе описаны особенности текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, процедуры оценивания, критерии и показатели оценивания, тематический состав контрольно-измерительных материалов. Содержание раздела должно соответствовать ООП уровня образования и локальным актам школы.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как оформить академическую задолженность учеников и не нарушить закон
Промежуточную аттестацию должны проходить все ученики (ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ). Если школьник показал неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или не прошел аттестацию без уважительных причин, у него возникает академическая задолженность.
Академическая задолженность в переводных классах
Переводить в следующий класс школьников, которые не прошли промежуточную аттестацию, можно только условно. Это требование не касается учеников 4-го класса. Они должны перейти на новый уровень образования, поэтому их нельзя даже условно перевести в следующий класс, пока они не ликвидируют академическую задолженность. Переводить в следующий класс без ограничений можно только тех учеников, которые ликвидировали академическую задолженность.

ВАЖНО
Родители несут ответственность за ликвидацию академической задолженности в сроки, которые школа установила для пересдачи (п. 20 приказа Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015)
Проведите педсовет об академической задолженности. Решение педсовета оформите протоколом. В протоколе укажите фамилию, имя ученика, класс обучения, предмет, по которому по итогам промежуточной аттестации он имеет неудовлетворительную отметку. Еще определите срок и форму ликвидации академической задолженности.
Составьте выписку из протокола педагогического совета, на котором принято решение. Поручите классному руководителю ознакомить родителей под подпись с выпиской. Сделать это нужно не позднее пяти дней после проведения педсовета.
Подготовьте план-график ликвидации академической задолженности. Согласуйте с педагогом, по предмету которого возникла задолженность, даты консультаций для учеников. Смотрите образец плана-графика в конце статьи. Убедитесь, что даты ликвидации задолженности и консультаций не попадают на каникулы.
Поручите педагогу подготовить контрольно-измерительные материалы (КИМ), которые он будет использовать на пересдаче. Учитель должен приложить эти материалы к плану-графику ликвидации академической задолженности. Если в Положении о методических объединениях школы закреплено полномочие объединений утверждать КИМ для промежуточной аттестации и ликвидации задолженности, проконтролируйте, чтобы педагог выполнил требования.
Поручите классному руководителю ознакомить под подпись с планом-графиком родителей ученика. Для этого выдайте классному руководителю форму уведомления для родителей о сроках ликвидации академической задолженности. Образец уведомления смотрите ниже в статье.
Создайте ученику комфортные условия для ликвидации академической задолженности. Организуйте дополнительные занятия, консультации с педагогами. Подключите к работе педагога-психолога и социального педагога. Смотрите схему ликвидации академической задолженности.

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном объеме
Алгоритм ликвидации академической задолженности (АЗ)Скачать
Аттестацию ученика, который имеет академическую задолженность, проводит учитель, по предмету которого возникла задолженность, по плану-графику. Школьник, у которого есть академичсекая задолженость, вправе два раза пройти промежуточную аттестацию в течение календарного года с момента, когда она появилась. Если в этот срок ребенок заболел, продлите срок на время болезни. Когда школьник ликвидирует академическую задолженность, оформите протокол ликвидации и подготовьте приказ о результатах ликвидации академической задолженности.

ВАЖНО
В локальном акте школы закрепите конкретные сроки, в которые нужно составить план-график ликвидации академической задолженности и подготовить КИМ для пересдачи
Академическая задолженность у выпускников
Если академическая задолженность возникла у ученика 9-го или 11-го класса, допускать к ГИА его нельзя. Для такого выпускника пересдачу нужно провести до выхода приказа о допуске к ГИА. Сделать это можно, если учебный план позволяет назначить дату до выхода приказа, родители не возражают против этой даты и выпускник успевает подготовиться. Если же возможности ликвидировать задолженность до выхода приказа о допуске к ГИА нет, то у выпускника есть календарный год с момента появления задолженности на пересдачу (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Проведите педсовет по допуску выпускника к экзаменам. Оформите протокол педагогического совета. Определите сроки и согласуйте их с родителями под подпись. Согласование закрепите в письменной форме. Для этого подготовьте в свободной форме акт согласования с родителями сроков и форм ликвидации академической задолженности. Утвердите на заседании методического объединения план-график и КИМ, которые подготовил педагог для ликвидации задолженности по предмету. Поручите классному руководителю ознакомить под подпись с планом-графиком ученика и его родителей. Проконтролируйте проведение аттестации выпускника, который имеет академическую задолженность, учителем-предметником по плану-графику. Проведите повторный педсовет по допуску к экзаменам. Оформите протокол ликвидации академической задолженности и подготовьте приказ о результатах ликвидации академической задолженности и допуске к ГИА.
Порядок действий, если ученик не ликвидировал задолженность
с первого раза
У школьника есть две попытки, чтобы ликвидировать академическую задолженность. Если ликвидировать задолженность с первого раза ученик не смог, назначьте пересдачу с комиссией. Укажите, кто входит в состав комиссии для проведения промежуточной аттестации во второй раз. Состав комиссии и сроки действия ее полномочий утверждает приказом директор. Обычно в состав комиссии входят педагоги школы, в которой учится ребенок.
Когда организуете повторную ликвидацию академической задолженности, соблюдайте тот же порядок действий, как и при первичной ликвидации. Для школьника, который ликвидировал задолженность со второго раза, действуйте, как в случае с первичной ликвидацией задолженности.
Решения, если ученик повторно не ликвидировал задолженность
минимум входят в предметную комиссию, которая проводит аттестацию школьника в случае, если с первого раза он не сможет ликвидировать академическую задолженность
Понятие «условный перевод» в следующий класс не применяется к ученикам 4, 9 и 11-х классов, которые не смогли пересдать задолженность. Если школьник не смог ликвидировать задолженность в течение года с момента ее появления, родители решают, как продолжить образование. Возможны три варианта: повторное обучение; перевод на обучение по адаптированным общеобразовательным программам по рекомендациям ПМПК; обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП). Родители должны выбрать только один вариант, комбинировать их нельзя. Закрепите решение родителей приказом директора.
В случае, когда родители не согласны оставить ребенка на повторное обучение и нет показаний ПМПК для перевода на обучение по адаптированной образовательной программе, примите решение о переводе ученика на обучение по ИУП. В ИУП предусмотрите необходимость ликвидировать академическую задолженность. Еще ученику, который обучается по ИУП по программам начального и основного общего образования, нужно назначить тьютора.
Ученики, которые обучаются в семейной форме, также должны ликвидировать академическую задолженность. Если они не сделали этого и использовали две попытки, их нужно перевести на обучение в очной форме, то есть зачислить в школу. Если же родители отказываются зачислить таких учеников в школу, передайте информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Если родители школьников не предпринимают никаких действий в ситуации, когда у ученика есть академическая задолженность, также передайте информацию об уклонении законных представителей от своих обязанностей в КДН. Это касается и учеников, которые учатся в школе, и экстернов.

Кликните на кнопку с названием документа, листайте страницы, кликая на стрелочки
справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

К СВЕДЕНИЮ