ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2020года
Качество образования
Внутришкольный контроль

Как проанализировать качество рабочих программ, пока учителя не ушли в отпуск

Наталия Шевелева, заведующая лабораторией исследования образовательной политики управления стратегического развития ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет
В мае проанализируйте, как и в каком объеме учителя выполнили рабочие программы учебных предметов и курсов. По итогам анализа скорректируйте или спроектируйте раздел плана внутришкольного контроля на следующий учебный год.

Пока учителя не начали уходить в отпуск, проконтролируйте качество рабочих программ. В статье найдете формы для анализа и образцы аналитических справок. Еще есть готовый раздел плана внутришкольного контроля на новый учебный год.

Проанализируйте, в каком объеме выполнены рабочие программы

Чтобы выяснить, в каком объеме педагоги выполнили рабочие программы, раздайте всем учителям таблицы. Пусть педагоги заполнят таблицы и передадут их вам. Посмотрите образец формы ниже. 

Образец формы «Объем выполнения рабочей программы»

Причины отставания
Причины отставания
Если отставание возникло из-за ограничительных мер, педагоги указывают дату выхода и номер приказа

Образец

 По данным, которые предоставили учителя, составьте сводную таблицу. Данные по педагогам занесите в таблицу по параллелям.

Главное в статье СкрытьОбразец сводной формы «Объем выполнения рабочей программы»

Новый столбец
Новый столбец
Добавьте к форме, которую раздавали педагогам, дополнительный столбец «Сотрудник», чтобы обобщить данные

Образец

Если педагоги корректировали рабочие программы по ходу учебного года, запросите у них листы корректировки. Посмотрите образец листа корректировки. 

Образец листа корректировки рабочей программы по предмету

Согласование
Согласование
В графе «Согласовано» подпись ставит замдиректора по УВР или другой ответственный, например, руководитель методобъединения

Образец

По итогам контроля подготовьте аналитическую справку. Помотрите ее образец в конце статьи.

Проанализируйте качество рабочих программ учителя

В конце учебного года также проконтролируйте качество рабочих программ педагогов. Так учителя смогут внести в рабочие программы корректировки еще до того, как уйдут в отпуск. А вы разгрузите август для других задач по подготовке школы к учебному году.

Структура рабочей программы. По требованиям ФГОС уровней образования рабочие программы учебных предметов и курсов должны включать:

  • планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Остальные обязательные составляющие рабочих школа определяет самостоятельно. Все требования к рабочим программам должны быть закреплены в локальном акте школы. Обычно это Положение о порядке разработки рабочих программ.

Формулировки образовательных результатов. Проверьте, как педагоги сформулировали образовательные результаты. В рабочих программах должны быть формулировки образовательных результатов всех групп: предметных, метапредметных и личностных.

Педагоги должны сформулировать два блока предметных результатов: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». В блок «Выпускник научится» входят предметные результаты из перечня планируемых результатов ФГОС (п. 12 ФГОС НОО, п. 11 ФГОС ООО, п. 9 ФГОС СОО). Смотрите пример.

ПРИМЕР. Планируемые предметные результаты освоения курса географии. Блок «Выпускник научится»:
– находить и извлекать необходимую информацию;
– определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве, по географическим картам разного содержания и другим источникам;
– выявлять недостающую, взаимодополняющую и (или) противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.
Блок «Выпускник получит возможность научиться»: работать с источниками географической информации: записками, дневниками путешественников.

Формы контроля. Проверьте, включены ли формы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации в календарно-тематическое планирование. Отдельно проконтролируйте, чтобы в планировании была практическая часть. Это могут быть контрольные, проверочные, лабораторные проверочные работы, направления проектной и исследовательской работы.

Соответствие планирования учебному плану. Сравните количество часов в рабочих программах с количеством часов в учебном плане. Количество часов в программах и учебных планах должно совпадать для уровня образования и для учебного года. Например, в 7-м классе на учебный предмет «Биология» отводится 2 часа в неделю, а в году 35 учебных недель. Это значит, что общее количество часов в год должно составлять 70 часов, а не 68, как для 34 учебных недель.

По итогам анализа подготовьте справку. Смотрите далее образец.

Кликните на кнопку с названием справки, листайте страницы, кликая на стрелочки   справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьОбразцы аналитических справок

Спланируйте контроль качества рабочих программ на новый учебный год

По итогам анализа рабочих программ педагогов спланируйте мероприятия внутришкольного контроля на новый учебный год. В августе в сроки, которые вы указали в справке, проверьте, как учителя скорректировали рабочие программы. В декабре запланируйте промежуточный контроль качества реализации рабочих программ. Посмотрите рабочие программы педагогов группы риска: тех, к кому много замечаний, молодых педагогов, опытных педагогов-консерваторов. Посмотрите готовый раздел плана внутришкольного контроля «Контроль качества разработки и реализации рабочих программ».

Главное в статье СкрытьРаздел плана внутришкольного контроля «Контроль качества разработки и реализации рабочих программ»

Список педагогов
Список педагогов
В этой графе перечислите фамилии педагогов, рабочие программы которых планируете проверять повторно
Экспертная оценка
Экспертная оценка
В середине учебного года проведите выборочную оценку качества реализации рабочих программ
Ответственные
Ответственные
В середине учебного года делегируйте оценку руководителям методобъединений. По итогам их работы подготовьте обобщенную аналитическую справку

Образец

К СВЕДЕНИЮ

Регламентируйте Положением дополнительные компоненты рабочих программ

1. Пояснительная записка. В ней педагоги описывают актуальность, цели и задачи реализации, принципы и подходы к формированию программы. Чтобы объяснить, зачем нужно готовить пояснительную записку, сошлитесь на требование обязательно разместить на официальном сайте аннотации к рабочим программам. Их вы подготовите на основании пояснительных записок.

2. Описание системы оценки. В этом разделе описаны особенности текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, процедуры оценивания, критерии и показатели оценивания, тематический состав контрольно-измерительных материалов. Содержание раздела должно соответствовать ООП уровня образования и локальным актам школы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.