ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2020года
Качество образования
Внутришкольный контроль

Как проанализировать качество рабочих программ, пока учителя не ушли в отпуск

Наталия Шевелева, заведующая лабораторией исследования образовательной политики управления стратегического развития ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет
В мае проанализируйте, как и в каком объеме учителя выполнили рабочие программы учебных предметов и курсов. По итогам анализа скорректируйте или спроектируйте раздел плана внутришкольного контроля на следующий учебный год.

Пока учителя не начали уходить в отпуск, проконтролируйте качество рабочих программ. В статье найдете формы для анализа и образцы аналитических справок. Еще есть готовый раздел плана внутришкольного контроля на новый учебный год.

Проанализируйте, в каком объеме выполнены рабочие программы

Чтобы выяснить, в каком объеме педагоги выполнили рабочие программы, раздайте всем учителям таблицы. Пусть педагоги заполнят таблицы и передадут их вам. Посмотрите образец формы ниже. 

Образец формы «Объем выполнения рабочей программы»

Причины отставания
Причины отставания
Если отставание возникло из-за ограничительных мер, педагоги указывают дату выхода и номер приказа

Образец

 По данным, которые предоставили учителя, составьте сводную таблицу. Данные по педагогам занесите в таблицу по параллелям.

Главное в статье СкрытьОбразец сводной формы «Объем выполнения рабочей программы»

Новый столбец
Новый столбец
Добавьте к форме, которую раздавали педагогам, дополнительный столбец «Сотрудник», чтобы обобщить данные

Образец

Если педагоги корректировали рабочие программы по ходу учебного года, запросите у них листы корректировки. Посмотрите образец листа корректировки. 

Образец листа корректировки рабочей программы по предмету

Согласование
Согласование
В графе «Согласовано» подпись ставит замдиректора по УВР или другой ответственный, например, руководитель методобъединения

Образец

По итогам контроля подготовьте аналитическую справку. Помотрите ее образец в конце статьи.

Проанализируйте качество рабочих программ учителя

В конце учебного года также проконтролируйте качество рабочих программ педагогов. Так учителя смогут внести в рабочие программы корректировки еще до того, как уйдут в отпуск. А вы разгрузите август для других задач по подготовке школы к учебному году.

Структура рабочей программы. По требованиям ФГОС уровней образования рабочие программы учебных предметов и курсов должны включать:

  • планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Остальные обязательные составляющие рабочих школа определяет самостоятельно. Все требования к рабочим программам должны быть закреплены в локальном акте школы. Обычно это Положение о порядке разработки рабочих программ.

Формулировки образовательных результатов. Проверьте, как педагоги сформулировали образовательные результаты. В рабочих программах должны быть формулировки образовательных результатов всех групп: предметных, метапредметных и личностных.

Педагоги должны сформулировать два блока предметных результатов: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». В блок «Выпускник научится» входят предметные результаты из перечня планируемых результатов ФГОС (п. 12 ФГОС НОО, п. 11 ФГОС ООО, п. 9 ФГОС СОО). Смотрите пример.

ПРИМЕР. Планируемые предметные результаты освоения курса географии. Блок «Выпускник научится»:
– находить и извлекать необходимую информацию;
– определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве, по географическим картам разного содержания и другим источникам;
– выявлять недостающую, взаимодополняющую и (или) противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.
Блок «Выпускник получит возможность научиться»: работать с источниками географической информации: записками, дневниками путешественников.

Формы контроля. Проверьте, включены ли формы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации в календарно-тематическое планирование. Отдельно проконтролируйте, чтобы в планировании была практическая часть. Это могут быть контрольные, проверочные, лабораторные проверочные работы, направления проектной и исследовательской работы.

Соответствие планирования учебному плану. Сравните количество часов в рабочих программах с количеством часов в учебном плане. Количество часов в программах и учебных планах должно совпадать для уровня образования и для учебного года. Например, в 7-м классе на учебный предмет «Биология» отводится 2 часа в неделю, а в году 35 учебных недель. Это значит, что общее количество часов в год должно составлять 70 часов, а не 68, как для 34 учебных недель.

По итогам анализа подготовьте справку. Смотрите далее образец.

Кликните на кнопку с названием справки, листайте страницы, кликая на стрелочки   справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Главное в статье СкрытьОбразцы аналитических справок

Спланируйте контроль качества рабочих программ на новый учебный год

По итогам анализа рабочих программ педагогов спланируйте мероприятия внутришкольного контроля на новый учебный год. В августе в сроки, которые вы указали в справке, проверьте, как учителя скорректировали рабочие программы. В декабре запланируйте промежуточный контроль качества реализации рабочих программ. Посмотрите рабочие программы педагогов группы риска: тех, к кому много замечаний, молодых педагогов, опытных педагогов-консерваторов. Посмотрите готовый раздел плана внутришкольного контроля «Контроль качества разработки и реализации рабочих программ».

Главное в статье СкрытьРаздел плана внутришкольного контроля «Контроль качества разработки и реализации рабочих программ»

Список педагогов
Список педагогов
В этой графе перечислите фамилии педагогов, рабочие программы которых планируете проверять повторно
Экспертная оценка
Экспертная оценка
В середине учебного года проведите выборочную оценку качества реализации рабочих программ
Ответственные
Ответственные
В середине учебного года делегируйте оценку руководителям методобъединений. По итогам их работы подготовьте обобщенную аналитическую справку

Образец

К СВЕДЕНИЮ

Регламентируйте Положением дополнительные компоненты рабочих программ

1. Пояснительная записка. В ней педагоги описывают актуальность, цели и задачи реализации, принципы и подходы к формированию программы. Чтобы объяснить, зачем нужно готовить пояснительную записку, сошлитесь на требование обязательно разместить на официальном сайте аннотации к рабочим программам. Их вы подготовите на основании пояснительных записок.

2. Описание системы оценки. В этом разделе описаны особенности текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, процедуры оценивания, критерии и показатели оценивания, тематический состав контрольно-измерительных материалов. Содержание раздела должно соответствовать ООП уровня образования и локальным актам школы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

5
Май 2020года
Качество образования
Аттестация учеников

Как оформить академическую задолженность учеников и не нарушить закон

Нина Ладнушкина, доцент кафедры образовательного и информационного права Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ, к. п. н., Москва
Из-за дистанционного обучения в апреле у школьников могут возникнуть академические задолженности. В статье читайте, как организовать ликвидацию задолженности и какие решения принять по ее итогам, чтобы не нарушить требования федеральных законов.

Промежуточную аттестацию должны проходить все ученики (ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ). Если школьник показал неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или не прошел аттестацию без уважительных причин, у него возникает академическая задолженность.

Академическая задолженность в переводных классах

Переводить в следующий класс школьников, которые не прошли промежуточную аттестацию, можно только условно. Это требование не касается учеников 4-го класса. Они должны перейти на новый уровень образования, поэтому их нельзя даже условно перевести в следующий класс, пока они не ликвидируют академическую задолженность. Переводить в следующий класс без ограничений можно только тех учеников, которые ликвидировали академическую задолженность.

ВАЖНО

Родители несут ответственность за ликвидацию академической задолженности в сроки, которые школа установила для пересдачи (п. 20 приказа Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015)

Проведите педсовет об академической задолженности. Решение педсовета оформите протоколом. В протоколе укажите фамилию, имя ученика, класс обучения, предмет, по которому по итогам промежуточной аттестации он имеет неудовлетворительную отметку. Еще определите срок и форму ликвидации академической задолженности.

Составьте выписку из протокола педагогического совета, на котором принято решение. Поручите классному руководителю ознакомить родителей под подпись с выпиской. Сделать это нужно не позднее пяти дней после проведения педсовета.

Подготовьте план-график ликвидации академической задолженности. Согласуйте с педагогом, по предмету которого возникла задолженность, даты консультаций для учеников. Смотрите образец плана-графика в конце статьи. Убедитесь, что даты ликвидации задолженности и консультаций не попадают на каникулы.

Поручите педагогу подготовить контрольно-измерительные материалы (КИМ), которые он будет использовать на пересдаче. Учитель должен приложить эти материалы к плану-графику ликвидации академической задолженности. Если в Положении о методических объединениях школы закреплено полномочие объединений утверждать КИМ для промежуточной аттестации и ликвидации задолженности, проконтролируйте, чтобы педагог выполнил требования.

Поручите классному руководителю ознакомить под подпись с планом-графиком родителей ученика. Для этого выдайте классному руководителю форму уведомления для родителей о сроках ликвидации академической задолженности. Образец уведомления смотрите ниже в статье.

Создайте ученику комфортные условия для ликвидации академической задолженности. Организуйте дополнительные занятия, консультации с педагогами. Подключите к работе педагога-психолога и социального педагога. Смотрите схему ликвидации академической задолженности.

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном объеме

Алгоритм ликвидации академической задолженности (АЗ)Скачать

Аттестацию ученика, который имеет академическую задолженность, проводит учитель, по предмету которого возникла задолженность, по плану-графику. Школьник, у которого есть академичсекая задолженость, вправе два раза пройти промежуточную аттестацию в течение календарного года с момента, когда она появилась. Если в этот срок ребенок заболел, продлите срок на время болезни. Когда школьник ликвидирует академическую задолженность, оформите протокол ликвидации и подготовьте приказ о результатах ликвидации академической задолженности.

ВАЖНО

В локальном акте школы закрепите конкретные сроки, в которые нужно составить план-график ликвидации академической задолженности и подготовить КИМ для пересдачи

Академическая задолженность у выпускников

Если академическая задолженность возникла у ученика 9-го или 11-го класса, допускать к ГИА его нельзя. Для такого выпускника пересдачу нужно провести до выхода приказа о допуске к ГИА. Сделать это можно, если учебный план позволяет назначить дату до выхода приказа, родители не возражают против этой даты и выпускник успевает подготовиться. Если же возможности ликвидировать задолженность до выхода приказа о допуске к ГИА нет, то у выпускника есть календарный год с момента появления задолженности на пересдачу (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Проведите педсовет по допуску выпускника к экзаменам. Оформите протокол педагогического совета. Определите сроки и согласуйте их с родителями под подпись. Согласование закрепите в письменной форме. Для этого подготовьте в свободной форме акт согласования с родителями сроков и форм ликвидации академической задолженности. Утвердите на заседании методического объединения план-график и КИМ, которые подготовил педагог для ликвидации задолженности по предмету. Поручите классному руководителю ознакомить под подпись с планом-графиком ученика и его родителей. Проконтролируйте проведение аттестации выпускника, который имеет академическую задолженность, учителем-предметником по плану-графику. Проведите повторный педсовет по допуску к экзаменам. Оформите протокол ликвидации академической задолженности и подготовьте приказ о результатах ликвидации академической задолженности и допуске к ГИА.

Порядок действий, если ученик не ликвидировал задолженность
с первого раза

У школьника есть две попытки, чтобы ликвидировать академическую задолженность. Если ликвидировать задолженность с первого раза ученик не смог, назначьте пересдачу с комиссией. Укажите, кто входит в состав комиссии для проведения промежуточной аттестации во второй раз. Состав комиссии и сроки действия ее полномочий утверждает приказом директор. Обычно в состав комиссии входят педагоги школы, в которой учится ребенок.

Когда организуете повторную ликвидацию академической задолженности, соблюдайте тот же порядок действий, как и при первичной ликвидации. Для школьника, который ликвидировал задолженность со второго раза, действуйте, как в случае с первичной ликвидацией задолженности.

Решения, если ученик повторно не ликвидировал задолженность

3
педагога

минимум входят в предметную комиссию, которая проводит аттестацию школьника в случае, если с первого раза он не сможет ликвидировать академическую задолженность

Понятие «условный перевод» в следующий класс не применяется к ученикам 4, 9 и 11-х классов, которые не смогли пересдать задолженность. Если школьник не смог ликвидировать задолженность в течение года с момента ее появления, родители решают, как продолжить образование. Возможны три варианта: повторное обучение; перевод на обучение по адаптированным общеобразовательным программам по рекомендациям ПМПК; обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП). Родители должны выбрать только один вариант, комбинировать их нельзя. Закрепите решение родителей приказом директора.

В случае, когда родители не согласны оставить ребенка на повторное обучение и нет показаний ПМПК для перевода на обучение по адаптированной образовательной программе, примите решение о переводе ученика на обучение по ИУП. В ИУП предусмотрите необходимость ликвидировать академическую задолженность. Еще ученику, который обучается по ИУП по программам начального и основного общего образования, нужно назначить тьютора.

Ученики, которые обучаются в семейной форме, также должны ликвидировать академическую задолженность. Если они не сделали этого и использовали две попытки, их нужно перевести на обучение в очной форме, то есть зачислить в школу. Если же родители отказываются зачислить таких учеников в школу, передайте информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Если родители школьников не предпринимают никаких действий в ситуации, когда у ученика есть академическая задолженность, также передайте информацию об уклонении законных представителей от своих обязанностей в КДН. Это касается и учеников, которые учатся в школе, и экстернов.

Кликните на кнопку с названием документа, листайте страницы, кликая на стрелочки   справа с слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Образцы документов

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

5
Май 2020года
Качество образования
#трендывобразовании

Регуляторная гильотина: как Рособрнадзор будет контролировать работу школ

Нина Ладнушкина, доцент кафедры образовательного и информационного права Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ, к. п. н., Москва
1 января 2021 года нормативные акты, которые регулируют контрольно-надзорную деятельность в сфере образования и науки, утратят силу. Поэтому Рособрнадзор готовит новую модель контроля.

Сейчас во всех сферах в России проходит ревизия обязательных требований в рамках регуляторной гильотины. Суть «гильотины» – в отказе от устаревших норм. «Все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу», – объяснил Дмитрий Медведев принцип российской «гильотины». В сфере образования – это реформа контрольно-надзорной деятельности и обязательных требований, которые предъявляют к школам. В Рособрнадзоре понимают, что действующая модель проверок избыточна. Она загружает учителей и администрацию ненужной бумажной работой, а на выходе не дает реального представления о качестве работы школы.

Требования, от которых откажутся

2
раза

в год будут проверять школы, в которых выявят высокие риски

В новой модели контроля планируют отказаться от государственной аккредитации образовательной деятельности. А количество традиционных плановых и внеплановых проверок сократить.

Отказ от аккредитации в работе государственной школы, скорее всего, не изменит ничего. Он коснется только частных общеобразовательных организаций. Сейчас такие организации могут получать субсидии на возмещение затрат, если имеют государственную аккредитацию. Если же аккредитацию упразднят, нет понимания, как будут и будут ли вообще давать субсидии. Возможно, частным школам нужно будет успешно пройти процедуры оценки качества образования, в том числе независимую оценку качества.

Федеральный государственный контроль качества образования больше не будет самостоятельным видом контроля. Это означает отказ от плановых и внеплановых проверок. На федеральном уровне отдельно не будут проверять, соответствуют ли содержание и качество подготовки школьников по ООП требованиям ФГОС. Этот вид контроля войдет в другие как составная часть. Оценку качества будут проводить для каждого вида образования. Смотрите пример новых процедур оценки.

ПРИМЕР. Оценку качества начального, основного и среднего общего образования будут проводить в рамках международного и национального исследования качества образования и различных мониторинговых исследований. На выходе механизмами оценки основного общего и среднего общего образования остаются ОГЭ и ЕГЭ соответственно.

Требования, которые планируют изменить

Изменится подход к государственному контролю и надзору в сфере образования. Его будут проводить на основании риск-ориентированного подхода в форме инспекционных визитов, плановых и внеплановых, выездных и документарных проверок. Чтобы контролировать работу школ, выделят отдельный подвид государственно контроля (надзора): государственный контроль (надзор) в сфере начального, основного и среднего общего образования. Обязательные требования и классификацию уровней социально значимых рисков определят исходя из специфики школьного образования.

Такая модель предполагает переход от проверок и наказаний к мониторингу и рекомендациям по развитию. Частота плановых проверок будет зависеть от категории социально значимых рисков. В формате обсуждения рассматривают такие категории рисков в сфере образования: недоступное, некачественное, небезопасное оразование; необеспечение мер социальной поддержки и стимулирования; неучет мнения и индивидуальных потребностей обучающегося. Если в школе выявят низкий и умеренный риск, то плановый контроль проведут один раз в течение 2–6 лет. При значительном риске контроль будет один раз за 1–4 года. А при чрезвычайно высоком риске – до двух раз в год.

Оснований для внеплановых проверок оставили всего три:

  • выявленные индикаторы риска причинения вреда или ущерба ценностям, которые охраняет закон, в том числе на основании мониторинговых исследований и обращений физических и юридических лиц;
  • поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • требование прокурора.

Сергей Кравцов еще на посту главы Рособрнадзора подчеркивал, что в ведомстве понимают бесполезность множества бумажных отчетов. «Дали отчеты – а что с этими данными? Время потратили, а что дальше? Что улучшается по итогам? У нас есть понимание решения этой задачи. Мы надеемся, что реально улучшим ситуацию и освободим учителей от той ненужной бюрократической работы», – заявил Кравцов. Поэтому количество обязательных требований, которые предъявляют во время проверок, планируют сократить.

Еще одно новое направление – профилактическая работа. Акцент работы контрольных органов сместится с выявления нарушений и наказания за них. Теперь по итогам мониторинга будут вырабатывать рекомендации по развитию школы.

Требования, которые не изменят

Точно остается лицензионный контроль. Традиционно в его рамках будут проверять, соблюдает ли школа лицензионные требования, которые устанавливает Положение о лицензировании образовательной деятельности. Требования остаются в полном объеме, но некоторые из них планируют уточнить. Это требования:

  • наличие материально-технического обеспечения реализации программы;
  • наличие безопасных условий обучения, воспитания;
  • наличие в штате педагогических работников соответствующей квалификации и стажа работы, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам;
  • наличие печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемой программе.

Сейчас формулировки расплывчатые и отсылают на другие документы. Их хотят переформулировать так, чтобы они стали исчерпывающими и без отсылок, например, к ФГОС. Так требовани станут более понятными. Чтобы снизить нагрузку на образовательные организации, лицензионный контроль планируют проводить одновременно с госконтролем (надзором) в сфере образования. Для лицензионного контроля будут использовать тот же подход – риск-ориентированный.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Рособрнадзор понимает важность диалога

Новую модель контроля и надзора в сфере образования формируют на наших глазах. Уже есть первые наметки, по которым можно понять, в каком направлении пойдут изменения. «Это первые подходы к новой модели контрольно-надзорной деятельности, они дискуссионные, в них пока заложены определенные развилки <…> Часть из этих путей может оказаться непригодной, поэтому сейчас нам важно собрать все мнения», – заявила в одном из своих выступлений Дарья Аксенова, начальник юридического отдела ФИПИ.

Хорошо, что в среде разработчиков новой модели понимают важность диалога. Правда, возможность высказаться широкой педагогической общественности, которой в первую очередь коснутся изменения, пока не дали. Остается лишь надеяться, что критические замечания от школ, которые поступали ранее, примут к сведению.

Наталья Романова, главный редактор журнала

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК