ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2019года
План работы
Программы и планы

Проблемы, с которыми вы столкнетесь в начале учебного года, и шесть готовых решений

Юлия Медведева, главный редактор редакции «Обучение и воспитание. Школа», к. п. н., Москва
Татьяна Щербакова, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» г. Щекино, Тульская область,
До начала 2019/20 учебного года вам придется решить шесть проблем. Первые три связаны с новой оценкой качества образования на ОГЭ, ВПР и по международным критериям. Чтобы их решить, поменяйте ВСОКО. Четвертая – новые показатели качества условий образовательной деятельности. Подготовьте план, чтобы улучшить условия в школе. А из-за пятой и шестой проблем учителя должны изменить программы по новым предметным концепциям и ФГОС. В статье – готовые решения для каждой проблемы.

Разъясните вашему коллективу, какие шесть проблем придется решать в учебном году. Первая и вторая проблема – это подготовка учеников к новым ОГЭ и к оценке качества по международным критериям. Третья проблема – ВПР. В 2020 году семиклассники второй раз напишут ВПР и есть шанс улучшить результат прошлого года, а 8-е классы впервые поучаствуют в проверочных работах. Четвертая – проверка качества условий в вашей школе по новым требованиям Минпросвещения. Нужен план, чтобы улучшить условия. Пятая – необходимо обновить содержание образовательных программ по новым предметным концепциям. А шестая – переход на обновленные ФГОС начального и основного общего образования. Помогите педагогам реализовать новые концепции и спланируйте переход на обновленные ФГОС.

Проблема 1. Как проконтролировать подготовку к ОГЭ-2020

Главное в статье СкрытьС 2019 года содержание КИМ Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) готовит по требованиям ФГОС основного общего образования. Покажите педагогам презентации о перспективных моделях ОГЭ по русскому, английскомуматематике, литературе, биологии, физике, химии, географии, информатике, истории, обществознанию, а на сайте fipi.ru – дополнительно модели КИМ по немецкому, французскому, испанскому языкам. 

Расскажите учителям, что по каждому предмету стало больше заданий, которые проверяют умение выпускника использовать теоретические знания по предметам на практике. То есть девятикласснику на уроках и на ОГЭ надо не просто дать определение, сопоставить термины, назвать дату, а систематизировать или применить информацию, аргументировать тезис, выполнить эксперимент, практическую работу, которая связана с жизненной ситуацией.

 

РЕШЕНИЕ – ДОПОЛНИТЬ «ПЛАН РАЗВИТИЯ ВСОКО»

 
   
 

 Определите время заседания профобъединений, чтобы вместе с педагогами обновить фонд оценочных средств на основе заданий новых ОГЭ.

Включите мероприятия из «Календаря подготовки к ОГЭ», чтобы проверить готовность учеников 9-х классов к новым экзаменам.

 

Изучите на заседаниях профобъединений педагогов спецификацию КИМ, где все задания распределены по уровням сложности, баллам и времени, которое потратит ученик на его выполнение, – пример 1.

ПРИМЕР 1. В 8-м классе по физике после раздела «Электрические явления» предложите учителю включить в проверочную работу задание по сборке электрической цепи и измерению силы тока в ее различных участках. Тогда в 9-м классе учащиеся выполнят практическое задание по сбору экспериментальной установки, чтобы измерить физическую величину и определить результаты измерений.

_______________________________________________________________________________
Далее в статье
Инфографика для педагогов о новой оценке качества результатов по модели PISA

…………….

Посмотрите календарь подготовки к ОГЭ. В нем есть мероприятия, на которых вы оцените качество подготовки выпускников к новым экзаменам и качество работы педагогов с учениками.

Проверьте по календарю, как учителя готовят учеников к новым ОГЭ

Кликните месяц и прочитайте подробности

Проблема 2. Как разъяснить педагогам требования новой оценки качества по международным исследованиям

С 2019 года Рособрнадзор планирует ежегодно проводить в регионах оценку качества по модели PISA. Ознакомьте учителей с Методологией и критериями оценки качества… (приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения № 219 от 06.05.2019). Если в 2019 году ваш регион будет участвовать в проекте, то времени на подготовку у вас мало, – остался только сентябрь. Общероссийская оценка по модели PISA проводится в октябре или ноябре ежегодно. В ней примут участие все регионы.

 

РЕШЕНИЕ – ОБНОВИТЬ «ПЛАН РАЗВИТИЯ ВСОКО»

 
   
 

Добавьте подготовку заданий, чтобы сформировать естественнонаучную, математическую и читательскую грамотность по критериям международных процедур оценки качества образования.

Включите мероприятия, чтобы проверить качество образовательных результатов учеников по международным критериям.

 

Главное в статье СкрытьРазъясните, что во ВСОКО будет новое направление – контроль результатов по модели PISA. Воспользуйтесь презентацией и объясните педагогам компоненты читательской грамотности. Посмотрите инфографику.

Раздайте учителям инфографику об оценке читательской грамотности


Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

Скачать

Проблема 3. Как подготовить семиклассников к новым ВПР

Впервые 7-е классы участвовали в ВПР в 2019 году по восьми предметам: английскому языку, обществознанию, русскому языку, биологии, математике, физике и истории. По результатам их работы надо подготовить новые 7-е классы к ВПР с учетом заданий 2019 года.

 

РЕШЕНИЕ – ИЗМЕНИТЬ «ПЛАН РАЗВИТИЯ ВСОКО»

 
   
 

Определите учебную неделю, когда разработаете карту контроля деятельности семиклассников для подготовки к ВПР на основе заданий 2019 года.

Перечислите даты уроков, на которых проверите работу учеников по заданиям из карты контроля для подготовки к ВПР.

 


_______________________________________________________________________________
Далее в статье
Готовый план, чтобы улучшить качество условий в школе по новым требованиям Минпросвещения

…………….

Чтобы составить карту контроля деятельности семиклассников для подготовки к ВПР, выделите объекты контроля – те умения школьников, которые проверяет ВПР. Подберите примеры заданий по каждому предмету из демоверсий ВПР. Посмотрите образец карты.

Главное в статье СкрытьПроверьте по карте контроля подготовку семиклассников к ВПР-2020 

Внизу карты есть инструкция, как ее заполнить. Карту вы сможете скачать, нажав 

Проблема 4. Как улучшить условия в школе по новым показателям Минпросвещения

Качество образовательной деятельности в вашей школе с 2019 года оценят по новым критериям. В критерии включили доступность образовательной деятельности для инвалидов.

 

РЕШЕНИЕ – ОБНОВИТЬ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ

 
   
 

Запланируйте мероприятия, чтобы повысить оценку по пяти показателям:
1. Открытость и доступность информации об ОО.
2. Комфортность условий образовательной деятельности.
3. Доступность образовательной деятельности для инвалидов.
4. Доброжелательность, вежливость работников.
5. Удовлетворенность участников образовательных отношений условиями образовательной деятельности.

 


_______________________________________________________________________________
Далее в статье
Мероприятия, чтобы помочь учителям преподавать уроки по новым предметным концепциям

…………….

Посмотрите образец плана, который поможет улучшить условия в школе. Новый план включает Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (приказ Минпросвещения от 13.03.2019 № 114).

Ознакомьте учителей с мероприятиями, чтобы улучшить условия в школе

Листайте страницы,
кликая на стрелочки сбоку  

Проблема 5. Как помочь учителям преподавать уроки по новым предметным концепциям

Минпросвещения утвердило концепции учебных предметов: по обществознанию, географии, основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре. Также Минпросвещения утвердило концепции двух предметных областей: «Искусство» и «Технология».

 

Покажите педагогам презентации о новых предметных концепциях

  Концепция преподавания предметной области «Искусство».
 Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
 Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание».
 Концепция преподавания предметной области «Технология».
 Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура».
 Концепция развития географического образования.

Концепции утвердили в декабре 2018 года, когда уже было поздно менять планы и контрольные мероприятия в школе. Поэтому с начала 2019/20 учебного года используйте на занятиях современные информационные технологии: дополненной и виртуальной реальностей, информационных и тренажерных систем, возможностей моделирования, проектной деятельности. Разработчики концепций ориентируют учителей больше внимания уделять практическим занятиям по любому учебному предмету.

 

РЕШЕНИЕ – ИЗМЕНИТЬ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

 
   
 

Включите методические события для каждой четверти по предметам, для которых разработали новую концепцию.

Запланируйте подготовку новых проверочных работ.

 Определите время открытых уроков, чтобы педагоги знали про все концепции и могли оценить новые результаты обучения школьников.

 


_______________________________________________________________________________
Далее в статье
Инфографика с новыми требованиями к нормам чтения учеников

…………….

Чтобы помочь педагогам внедрить новые концепции в уроки, воспользуйтесь планом мероприятий. Также включите мероприятия плана во внутришкольный контроль на 2019/20 учебный год.


Кликните на ,
чтобы добавить строку
в конкретном разделе плана



Кликните на ,
чтобы удалить ненужную строку




Отредактируйте текст плана
и нажмите Печать внизу страницы

План мероприятий по реализации нового содержания образования на основе новых предметных концепций

Проблема 6. Как спланировать подготовку программ по обновленным ФГОС

Весной Минпросвещения предложило на общественное обсуждение два обновленных ФГОС: начального и основного общего образования. В обновленных ФГОС есть новые требования к образовательным результатам. Предметные результаты впервые распределили по годам обучения для учебных предметов. Например, для начального образования на четыре года систематизировали результаты по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру.

Покажите учителям таблицу с новыми результатами по ФГОС начального образования

Кликните стрелочки – посмотрите предметы, «Скачать» – увидите результаты по предмету и годам обучения

В обновленном ФГОС основного общего образования прописали требования по годам обучения для предметов: русский язык; литература; иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский); история; обществознание; география; математика (включая алгебру, геометрию, вероятность, статистику); информатика; физика; биология; химия.

Покажите учителям таблицу с новыми результатами по ФГОС основного образования

Кликните стрелочки – посмотрите предметы, «Скачать» – увидите результаты по предмету и годам обучения

В обновленном ФГОС начального общего образования требования к результатам не разбили по годам, а разделили на тематические модули по предметам: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «ОРКСЭ». Также и в обновленном ФГОС основного общего образования есть модули по предметам: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «ОРКСЭ», «Родная литератоура», «Родной язык».  

 

РЕШЕНИЕ – СОСТАВИТЬ «ПЛАН ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС»

 
   
 

Включите подготовку рабочих программ по всем учебным предметам.

Запланируйте, как обновить фонд оценочных средств.

Определите, когда подготовите новое положение о ВСОКО.

 

Когда вы будете рассказывать на августовском педсовете про обновленные ФГОС, разъясните учителям вашей школы, что в требованиях обновленных ФГОС появились нормы чтения. То есть обновленные ФГОС, как и новая методология оценки качества образования, повышают требования к качеству чтения учеников. Покажите педагогам инфографику про нормы чтения.

Чтобы переход на обновленные ФГОС не стал внезапным и неприятным сюрпризом, спланируйте подготовку основных образовательных программ в 2019/20 учебном году. Посмотрите готовый план, как разработать документы по обновленным ФГОС.

Заполните своими данными поля, выделенные синим цветом. Кликните на ,
чтобы удалить ненужную строку. Распечатайте план

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2019года
План работы
Календарь образовательных событий

41 образовательное событие в новом календаре Минпросвещения на 2019/20 учебный год

Ольга Ермакова, редактор-эксперт журнала «Справочник заместителя директора школы»
Дополните план работы вашей школы на 2019/20 учебный год новыми образовательными событиями. Воспользуйтесь наглядным календарем по месяцам и датам в этой статье. По календарю вы или педагоги вашей школы узнаете о целях образовательных событий. А еще расскажете ученикам краткую историю любой памятной даты.

С помощью нового календаря образовательных событий педагоги вашей школы подготовят тематические уроки, разработают мероприятия для метапредметных недель и занятий внеурочной деятельностью. Календарь направило Минпросвещения (письмо от 27.05.2019 № ТС-1314/04).

В календаре по сравнению с прошлым годом Минпросвещения предусмотрело три новых мероприятия. Первое – 100-летний юбилей со дня рождения Михаила Тимофеевича Калашникова, российского конструктора оружия. Второе – Всемирный день борьбы со СПИДом. Этот день включили в образовательные события из-за роста зарегистрированных случаев болезни. Третье новое мероприятие – 500-летие Тульского кремля. Вы сами выбираете, в какой форме его провести. Главное – отразить, как Тульская земля повлияла на историю и культуру России.

Новый календарь сохраняет традиции. Как и в прошлогоднем календаре, в новом есть события, которые формируют доброе отношение к людям. Например, День матери, Международный день учителя, День инвалидов. Подробно образовательные события посмотрите в календаре.

Календарь образовательных событий на 2019/20 учебный год

Кликните месяц и дату, чтобы посмотреть описание образовательного события

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

8
Август 2019года
Качество образования
Форма работы

Как к сентябрю подготовить и проконтролировать фонд оценочных средств в рабочей программе учителя

Татьяна Щербакова, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» г. Щекино, Тульская область
В 2019/20 учебном году в фонд оценочных средств надо включить новые задания на основе международных исследований качества образования. Еще задания должны учитывать изменения в КИМ для ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Проверьте фонд оценочных средств по схеме и таблице в статье.

Чтобы учителя успели обновить фонд оценочных средств, расскажите им о главных изменениях в оценке качества. Разъясните, какие последние изменения в ГИА и ВПР учитывать в новых проверочных и контрольных работах. Рособрнадзор уже через два месяца проведет оценку результатов школьников по модели PISA, поэтому порекомендуйте педагогам включить задания, аналогичные PISA, в проверочные и контрольные работы.

Какие новые требования учитывать в оценочных материалах

Главное в статье СкрытьОбычно учителя пользуются готовыми проверочными работами из учебно-методического комплекта, по которым ведут уроки. Готовые задания используют на промежуточной аттестации в конце четверти, триместра, полугодия или года. На августовском педсовете и на совещаниях профобъединений объясните, что теперь оценочные средства в вашей школе должны учитывать шесть новых требований.

Покажите учителям схему. По схеме объясните, какие задания нужны в оценочных материалах. На основе схемы мы подготовили таблицы по учебным предметам с примерами заданий. В таблице звездочкой и цветом мы выделили ячейки с новыми требованиями к образовательным результатам школьников. Раздайте таблицы учителям вашей школы, чтобы они успели обновить оценочные средства до 1 сентября.

Главное в статье СкрытьНовые требования к оценке результатов школьников в 2019/20 учебном году

По каким заданиям готовить учеников к ОГЭ

Разъясните педагогам, что прошлогодние задания не годятся для подготовки 9-х классов в 2019/20 учебном году. Впервые экзамен будет по требованиям ФГОС. Прошлогодние задания устарели, потому что их делали по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования от 05.03.2004 № 1089).

В новых ОГЭ больше практических заданий. На текущем и промежуточном контроле педагоги должны проверить, как ученики используют знания для повседневной жизни – пример 1.

ПРИМЕР 1. На ОГЭ по биологии выпускник определяет рацион питания для своего ровесника в задании 26: «В понедельник девятиклассник Василий посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба». Выпускник анализирует таблицы про суточные нормы питания и отвечает на вопросы:
1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2) Какое еще количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?
3) Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну функцию.

Как выбрать сложные задания ВПР

В личном кабинете на fis-oko.obrnadzor.gov.ru по всем ВПР уже с июля есть таблицы с результатами. Посмотрите результаты учеников вашей школы в сравнении с регионом и страной – пример 2.

ПРИМЕР 2. В таблице с достижениями планируемых результатов по биологии на ВПР в 6-х классах вы находите самый низкий показатель. К примеру, задание 8(3), которое выполнил только 21 процент учеников в школе и 25 процентов – в регионе и стране. Ученики не смогли установить причинно-следственные связи, построить логическое рассуждение, умозаключение – индуктивное, дедуктивное и по аналогии, сделать выводы, провести несложный биологический эксперимент. Проверьте, чтобы такое задание учитель биологии обязательно включил в проверочные работы.

Как по-новому проверить читательскую грамотность

Сложными на ВПР остались задания, где ученик ищет, интерпретирует и преобразовывает информацию в тексте, фотографии, схеме, таблице, графике. Эти умения входят в читательскую грамотность. С октября Рособрнадзор внедрит новую оценку качества по модели PISA (приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения № 219 от 06.05.2019). Исследование PISA проверяет читательскую, естественно-научную, математическую грамотность. Поэтому в оценочные средства включите задания PISA.

Главное в статье СкрытьКакие задания включить в проверочные работы для школьников в 2019/20 учебном году

Кликните на кнопку с названием предмета, прочитайте новые задания, с помощью которых обновите фонд оценочных средств

Новые требования к оценке результатов в таблице обозначают  и цветная ячейка.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК