ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2017года
Образовательная деятельность
Аккредитация и лицензирование

Как переоформить лицензию на образовательную деятельность

Нина Ладнушкина, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института Московского городского педагогического университета
Главное в статье
  1. Расскажем, когда школа переоформляет лицензию, какие документы подготовить.
  2. Разберем ситуации, когда лицензирующий орган вернет заявление и документы.

Чтобы переоформить лицензию на образовательную деятельность, обратитесь с заявлением в лицензирующий орган. Деятельность образовательных организаций (ОО) лицензируют федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере образования и органы государственной власти субъектов РФ, которые осуществляют переданные полномочия в сфере образования (п. 7 ч. 1. ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 273-ФЗ)).

Когда надо переоформлять лицензию

Переоформить лицензию необходимо, если учредитель преобразует школу. Например, частное учреждение учредитель преобразовал в автономную некоммерческую организацию.

Переоформите лицензию, когда одну школу присоединили к другой и у образовательной организации (ОО), которую присоединили, была лицензия.

ДОКУМЕНТ

Не переоформляйте лицензию, если нашли опечатку в выданной лицензии или в приложении. Лицензирующий орган выдаст правильно оформленную лицензию и приложение (ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ)

Когда слили несколько ОО, то переоформить лицензию можно, если есть лицензия хотя бы у одной школы (ч. 5 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ).

Переоформите лицензию, если ОО изменила: название, адрес места нахождения, адреса мест, в которых ведет образовательную деятельность. Допустим, ОО прекратила деятельность по одному из адресов или намерена вести деятельность по новому адресу – в филиале, который не указан в приложении к лицензии.

Также переоформите лицензию, если школа меняет перечень услуг, которые составляют образовательную деятельность. В этом случае школа прекращает реализовывать образовательные программы или начинает реализовывать новые.

ПРИМЕР 1. Нужно ли переоформлять лицензию и вносить адрес организации, с которой заключен сетевой договор, в лицензию ОО? Да, нужно, если организация, с которой заключен договор, не имеет лицензии на образовательную деятельность. Если ОО изменяет адреса мест, в которых ведет образовательную деятельность, то должна переоформить лицензию (ч. 1, 7 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон № 99-ФЗ)).

ПРИМЕР 2. Нужно ли переоформлять лицензию, чтобы обучать по дополнительным общеобразовательным программам, которые не предусматривают аттестацию и выдачу документов об образовании? Да, нужно. Лицензируют образовательную деятельность независимо от того, есть ли итоговая аттестация и выдают ли документы об образовании по результатам освоения образовательной программы. Чтобы реализовывать новые образовательные программы, лицензию надо переоформить. Образовательную деятельность лицензируют по видам, уровням образования, подвидам дополнительного образования (ч. 9 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ).

Поэтому в лицензии должны быть указаны:

вид образования – дополнительное образование;

подвид образования – дополнительное образование детей и взрослых (п. 17 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (Положение о лицензировании образовательной деятельности)).

Иных оснований переоформить лицензию на образовательную деятельность нет. Не переоформляйте лицензию, если изменилось название улицы или населенного пункта, в котором находится школа.

ПРИМЕР 1. Надо ли переоформлять лицензию, если школа изменила направленность дополнительных общеобразовательных программ, например, были туристско-краеведческие, а стали физкультурно-спортивные?

Нет, не надо. Среди оснований переоформить лицензию нет изменения направленности образовательных программ (ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ).

Не направленность, а сведения о видах, уровнях образования и подвидах дополнительного образования указывают в приложении к лицензии (ч. 4, 5 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Видом образования является дополнительное, подвидами – дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Допустим, в приложении к лицензии указан подвид «дополнительное образование детей и взрослых». Тогда вы можете реализовывать дополнительные образовательные программы любой направленности – в области искусства, спорта и т. д.

ПРИМЕР 2. Нужно ли переоформлять лицензию, если бюджетное учреждение стало автономным? Нет, не нужно.

Когда бюджетное учреждение стало автономным, изменился тип учреждения. Среди оснований переоформить лицензию есть реорганизация. Однако изменение типа государственного и муниципального учреждения – это не реорганизация. Поэтому переоформлять лицензию не надо (ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ, ч. 5 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Какой документ определяет сроки, в которые лицензирующие органы оказывают госуслугу

Сроки предоставления государственной услуги по лицензированию устанавливает Минобрнауки в Административном регламенте предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утв. приказом от 17.03.2015 № 244 (Административный регламент). Решение о предоставлении услуги или отказе уполномоченный орган принимает в течение определенного количества рабочих дней. Решение зависит от правильности и полноты оформления документов.

Какие документы подготовить и как подать, чтобы переоформить лицензию

Чтобы переоформить лицензию, уплатите госпошлину и подготовьте документы (пп. 15–17 Положения о лицензировании образовательной деятельности). Список документов – в таблице 1.

Таблица 1. Документы и основания для переоформления лицензии на образовательную деятельность

Документы, сведения для переоформления лицензии на образовательную деятельность

Основания переоформления лицензии

Школа или детский сад намерены вести образовательную деятельность по новому адресу

Школа или детский сад намерены вести образовательную деятельность в филиале, который не указан в лицензии

Школа или детский сад намерены реализовывать новые образовательные программы

Заявление о переоформлении лицензии по форме, которую утвердил лицензирующий орган

+

+

+

Реквизиты документов, которые подтверждают наличие здания, помещений, территории в каждом из мест, где ведете образовательную деятельность:

– свидетельства о госрегистрации права собственности или оперативного управления на здание или помещение;

– свидетельства о госрегистрации права собственности или постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок;

– договора аренды (долгосрочного и зарегистрированного в региональном управлении Росрегистрации).

Если заключили договор безвозмездного пользования или договор аренды сроком менее года, которые не подлежат госрегистрации, то подайте копии правоустанавливающих документов. Запросите у владельца имущества копии свидетельства о госрегистрации права собственности или оперативного управления на здание, помещение

+

+

+

Справка о материальнотехническом обеспечении образовательной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

+

+

+

Реквизиты санитарноэпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, помещений, оборудования и иного имущества

+

+

+

Реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности

+

+

+

Копия положения о филиале, если намерены вести образовательную деятельность в филиале

+

+

+

Копия положения о структурном подразделении (если структурное подразделение ОО реализует образовательные программы)

+

+

Справка о наличии разработанных и утвержденных образовательных программ

+

+

Справка о наличии печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов

+

Справка о педагогических работниках

+

Копия договора между ОО, которые в сетевой форме реализуют образовательные программы

+

+

+

Справка о наличии условий для функционирования электронной информационнообразовательной среды (при наличии образовательных программ, в которых применяете исключительно электронное обучение, дистанционные образовательные технологии)

+

Оригинал действующей лицензии или лицензия в форме электронного документа. Электронный документ обязательно подпишите электронной подписью

+

+

+

Опись документов

+

+

+

Подайте только заявление о переоформлении лицензии и оригинал действующей лицензии, если:

  • прекращаете деятельность по одному из адресов;
  • прекращаете реализовывать часть образовательных программ;
  • изменили наименование ОО;
  • изменили адрес места нахождения ОО и по данному адресу не реализуете образовательную деятельность.

Все справки подписывает руководитель ОО. Копии документов засвидетельствуйте нотариально или покажите их оригиналы, когда будете подавать документы в лицензирующий орган.

ВАЖНО

Формы заявления, справок, описи документов устанавливает лицензирующий орган. Смотрите региональные нормативные правовые акты с формами документов на лицензирование

Нотариально заверяйте копии: договора аренды, который заключен на срок до одного года; документов, которые представляют религиозные организации; положения о филиале (при наличии); положения о структурном подразделении (при наличии) (п. 18 Положение о лицензировании образовательной деятельности).

Заявление и документы подайте в лицензирующий орган лично или направьте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 3, 4 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ).

Есть еще один вариант – направить заявление и документы в электронной форме.

Электронные документы подпишите усиленной квалифицированной электронной подписью и направьте через региональный портал госуслуг или официальный сайт лицензирующего органа (пп. 9, 11 Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2012 № 722).

Лицензирующий орган передаст вам копию описи документов и отметит дату приема. Вы получите копию описи лично в день приема или по почте.

Лицензирующий орган не имеет права запрашивать у вас иные документы, которые получает в межведомственном взаимодействии (п. 48 Административного регламента). Например, лицензирующий орган не вправе просить у вас квитанцию об уплате госпошлины за переоформление лицензии.

Таблица 2. Документы и сведения, которые органы контроля (надзора) получают в рамках межведомственного взаимодействия

Документ (сведения)Орган, который предоставляет документ
Сведения из заключения о соответствии или несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасностиМЧС России
Сведения об отсутствии (наличии) задолженности по страховым взносам, по пеням и штрафамПФР
Сведения из единого реестра лицензий на осуществление медицинской деятельностиРосздравнадзор
Выписка из реестра федерального имуществаРосимущество
Выписка из реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программамРособрнадзор
Выписка из сводного реестра лицензий на осуществление образовательной деятельностиРособрнадзор
Сведения из санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативовРоспотребнадзор
Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости)Росреестр
Кадастровая выписка об объекте недвижимостиРосреестр
Кадастровый паспорт объекта недвижимостиРосреестр
Кадастровый план территорииРосреестр
Сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетностиРосстат
Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним общероссийских классификаторов ОКАТО, ОКТМО, ОКФС, ОКОПФ, ОКОГУ, установленных организациям и индивидуальным предпринимателям органами государственной статистикиРосстат
Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушения законодательстваФНС России
Сведения из ЕГРЮЛФНС России
Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушения законодательстваФНС России
Сведения о сумме фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровнейФНС России
Сведения о наличии (отсутствии) задолженности плательщика страховых взносовФСС
Сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыскеМВД России
Сведения о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированыМВД России
Сведения из уведомления о регистрации в качестве страхователя. Предоставляются с 1 марта 2017 годаФСС

Внимание! Таблицу составили по Перечню документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора)…, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р.

Когда лицензирующий орган вернет заявление о переоформлении лицензии и документы

Заявление о переоформлении лицензии на образовательную деятельность и документы лицензирующий орган вернет, если (п. 43.2 Административного регламента):

  • лицензирующий орган, в который ОО обратилась с заявлением, не уполномочен лицензировать образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ);
  • в заявлении ОО указала программы, которые не вправе реализовывать (ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ);
  • есть неисполненное предписание органа по контролю и надзору в сфере образования;
  • школа не уплатила или не полностью уплатила госпошлину за переоформление лицензии;
  • у школы нет действующей лицензии;
  • ОО в установленные сроки не устранила нарушения в оформлении заявления и (или) не сформировала полный пакет документов.

Вам вернут документы, если в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) нет записи о том, что ОО создали путем реорганизации; ОО, которую присоединили, прекратила деятельность (при реорганизации в форме присоединения); изменились учредительные документы ОО. Такая запись должна быть, если переоформляете лицензию в связи со сменой своего наименования или адреса места нахождения.

СПРАВКА

Если лицензирующий орган вернул заявление, то устраните нарушения и подайте документы заново

Если ОО неправильно оформила заявление и подала не все документы, то лицензирующий орган в течение трех рабочих дней пришлет замечания. Уведомление вы получите лично или по почте – заказным отправлением с уведомлением о вручении.

Исправить замечания лицензирующего органа надо в течение 30 дней (ч. 12 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ). Если школа не предоставит правильно оформленное заявление и документы, то лицензирующий орган вернет школе все документы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

7
Июль 2017года
Качество образования
Форма работы

Как подготовить программу повышения качества образования на педсовете в новом формате

Татьяна Щербакова, заместитель директора МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» города Щекино Тульской области
Важная информация
Участники: администрация образовательной организации (ОО), педагогические работники. Материалы и оборудование: карточки с заданиями для каждой рабочей зоны.
Цель: подготовиться к независимой оценке качества образования. Место проведения: учебный класс.
Задачи: - изучить нормативные документы, которые регламентируют независимую оценку качества образования;
- выявить критерии независимой оценки качества образования;
- провести экспертизу сайта ОО по критериям независимой оценки качества образования и собрать основные сведения о качестве образовательной деятельности;
- спроектировать программу повышения качества образования;
- разработать образовательный проект, который улучшит имидж ОО.
Примерное время: 70 мин.

В течение года администрация проводит в школе минимум четыре педсовета. Чаще всего именно вы отвечаете за качество их подготовки. Традиционные формы педсоветов утрачивают актуальность из-за недостаточной обратной связи. Чтобы повысить эффективность работы учителей и мотивировать их совместно искать выход из проблемных ситуаций, применяйте интерактивные формы работы.

Проведите педсовет по теме «Управление качеством образовательной деятельности в условиях независимой оценки качества образования» в форме рабочих мастерских (воркшоп). В мастерских участники педсовета пробуют себя в роли экспертов, которые проводят независимую оценку качества образования, анализируют информацию и по итогам анализа проектируют документы для школы, например паспорт программы повышения качества образования.

10 мин

Часть 1. Теоретическая: выступление заместителя руководителя ОО

Заместитель руководителя ОО выступает перед участниками, объявляет тему и задачи педсовета. Он рассказывает о федеральных и региональных требованиях к независимой оценке качества образования и поясняет, что на основе результатов независимой оценки качества образования Минобрнауки России или региональные министерства образования могут формировать рейтинги ОО.

Заместитель руководителя ОО говорит о том, что программа качества образования – основной документ, который регламентирует деятельность школы по повышению качества образования.

Заместитель руководителя ОО мотивирует педагогический коллектив на интерактивную работу: рассказывает, что такое воркшоп (workshop), и объясняет, как пройдет интерактивная часть педсовета. Затем предлагает учителям разделиться на три рабочие мастерские.

45 мин

Часть 2. Интерактивная: деятельность участников в рабочих мастерских

Допматериалы. Задания для рабочих мастерских.

Каждая из трех рабочих зон получает задание и выполняет его с куратором в течение 45 минут. Куратор помогает подвести итоги и выбрать спикера, который представит результаты работы.

Первая рабочая мастерская называется «Проанализируй сайт школы и найди ошибки в документах». Задание для участников – изучить паспорт независимой оценки качества образовательных услуг и оценить официальный сайт ОО по критериям паспорта. После экспертизы учителя делают вывод о том, какую информацию не разместила на сайте администрация школы и как это мешает оценить качество образовательной деятельности. Учителя рекомендуют, какими документами дополнить сайт.

Вторая рабочая мастерская называется «Подготовь программу повышения качества». Задание – изучить нормативные документы о независимой оценке качества образования и подготовить программу повышения качества образования. Участники проходят квест «Пять шагов к качеству образования» и проектируют программу.

Третья рабочая мастерская называется «Придумай образовательный проект, который улучшит имидж школы». Задание – придумать, как использовать сайт ОО, чтобы улучшить имидж школы.

15 мин

Часть 3. Итоговая: участники представляют результаты работы

Спикеры от рабочих мастерских объясняют, какие задачи стояли перед группой, и представляют результаты работы.

Спикер первой рабочей мастерской показывает паспорт независимой оценки качества образовательных услуг ОО, рассказывает об основных критериях, по которым группа анализировала сайт. Затем спикер открывает сайт ОО и комментирует, по каким критериям его коллеги высоко оценили сайт ОО, а по каким оценка низкая.

Спикер второй мастерской предлагает проект программы повышения качества образования, который включает подготовительный, практический и обобщающий этапы. Он рассказывает о планируемых результатах на каждом этапе.

Спикер третьей мастерской презентует содержание образовательного проекта, который улучшит имидж ОО, разъясняет, как продвигать ОО через сайт и раздел «Объявления» в электронном журнале. Например, участники группы могут сделать вывод, что повысить имидж помогут разделы сайта ОО: «История возникновения ОО», «Портфолио ОО» и «Новости».

Заместитель руководителя ОО обобщает выступления спикеров.

Задания для участников рабочих мастерских

7
Июль 2017года
Качество образования
Форма работы

Шесть ответов на главные вопросы о ВПР и НИКО

Главное в статье
  1. ВПР и НИКО – новые проекты в российском образовании. Объясним их роль в оценке качества образования.
  2. Разъясним особенности проведения ВПР и НИКО, как использовать результаты в работе школы.

СПРАВКА

В статье использованы материалы из брошюры Рособрнадзора «Всероссийские проверочные работы. Национальные исследования качества образования»

Вопрос 1. Для чего проводят ВПР?

Всероссийский проверочные работы (ВПР) – это контрольные работы по предметам, которые Рособрнадзор проводит для школьников всей страны. Ученики выполняют их по единым требованиям и текстам в одно и то же время.

Включите ВПР в мониторинг качества знаний в вашей школе. Если вы планировали на год контрольные работы для учеников, то просто замените их ВПР. Отследите график проведения, который Рособрнадзор публикует ежегодно задолго до ВПР. Информируйте родителей о мониторингах качества знаний.

Обязательно проанализируйте результаты школы и сравните их со всероссийскими. Используйте итоги ВПР во внутренней системе оценки качества образования, чтобы:

  • определить уровень подготовки школьников по предмету;
  • выявить вопросы, при ответе на которые ученики чаще всего делают ошибки;
  • подсчитать количество учеников, которые плохо выполнили работу;
  • организовать индивидуальную работу с учениками.

Посетите уроки и проверьте, как учителя используют задания ВПР, чтобы повысить результаты учеников в новом учебном году.

Справочник заместителя директора школы № 5 (2017) предложит готовый план-график мониторинга учебных достижений учащихся. Автор статьи Елена Кондратенко

Вопрос 2. Как подготовить учеников к ВПР?

С 2017 года в ВПР обязательно участвуют 4-е классы. Участвуют или не участвуют остальные классы – решает школа.

ПРИМЕР. Школа, которая участвует в ВПР, утверждает локальный нормативный акт «Порядок проведения ВПР». В нем устанавливает, для каких классов и по каким предметам будут проходить ВПР. Школа не обязана проводить ВПР по всем предметам по расписанию Рособрнадзора. Так, ученики 11-х классов пишут ВПР по тем предметам, по которым не сдают единый государственный экзамен.

Подготовить учеников к ВПР учителю поможет портал vpr.statgrad.org. В архиве вы найдете образцы проверочных работ прошлых лет.

ПРИМЕР. Вариант задания ВПР по русскому языку 2017 года для 5-го класса.

Задание 1: перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст:

В тундр. – в.сна. Со.нце дружески подмигива.т, посылая луч. света из-под ни.ких обл.ков. Звенят большие(3) и малые руч.и со стоном взламывают.ся р.чушки в г.рах.

Вода всюду(1). Ступ.ш. ногой в мох – и мох сочит.ся. Трон.ш. мшист.ю коч.ку – и сверху появит.ся вода. Стан.ш. ногой на л.док – и из-под л.дка брызн.т вода. Сейчас вся тундра это разр.стающееся б.лото. Оно ж.вет в.хлипыва.т под с.погами. Оно мя.кое, п.крыто ж.лтой прошлогодн.й тра.кой-и в.сенним мхом, похож.м на ц.плячий пух.

В.сна ро(б/п)ко вход.т в тундру оглядыва.т.ся.(4) Вдруг зам.рает(2) под напором х.лодного ветра, но (не)останавлива.т.ся, а идёт дальше.

Задание 2: выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический;
(2) – морфемный;
(3) – морфологический;
(4) – синтаксический разбор предложения.

К СВЕДЕНИЮ

Как рассказать ученикам и родителям об особенностях внутришкольной оценки по учебному предмету

Особенности оценки по отдельному предмету учитель фиксирует в приложении к образовательной программе, которую утверждает педагогический совет. Администрация школы обязательно информирует учащихся и их родителей об особенностях оценки. Особенно открытость образовательных результатов важна для текущего оценивания.

Информация включает:

– список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая или тематическая; устная, письменная, практика);
– требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (в т. ч. администрация школы рассказывает о значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
– график контрольных мероприятий.

Ученик и его родители должны понимать, как анализировать образовательные результаты и откуда их берут учителя.

Вопрос 3. Как провести ВПР?

ВПР ученики пишут в своих школах. Рекомендуемое время – второй и третий урок в школьном расписании. Продолжительность – от одного до двух уроков. Чтобы провести ВПР, зарегистрируйтесь на vpr.statgrad.org и получите доступ в личный кабинет.

ВАЖНО

Нельзя проводить ВПР на каникулах или после уроков. ВПР – это контрольная работа, которую школьники пишут на втором и третьем уроке

Материалы ВПР разработчики портала в зашифрованном архиве размещают в личном кабинете за три дня до работы. Шифр для распаковки школа получает утром в день написания работы. Критерии оценивания заданий и электронную форму для сбора результатов школа также получает через личный кабинет в день проведения работы, когда ученики закончили ее писать.

Учителя проверяют работы в день, когда проводились ВПР. После проверки результаты вносят через личные кабинеты в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты. Отчет с результатами школа передает не позднее чем через сутки после времени начала работы.

Выводы

Чтобы провести ВПР:

  • утвердите порядок проведения работы в ОО;
  • организуйте повторение материала в каждом классе;
  • проанализируйте результаты;
  • используйте выводы в работе.

Не рекомендуется:

50
тысяч

школьников участвуют в каждом исследовании НИКО

  • проводить работу во время каникул или после уроков;
  • специально готовить обучающихся к ВПР;
  • ставить отметки в журнал;
  • оставлять без контроля процедуру проведения ВПР;
  • использовать результаты в административных и управленческих целях (например, чтобы поощрить или наказать учителя).

Вопрос 4. Как подготовиться и провести НИКО?

Национальные исследования качества образования (НИКО) – общероссийская программа по оценке качества среднего образования, которую проводят с 2014 года по инициативе Рособрнадзора. Федеральные координаторы исследования выбирают от 5 до 15 школ в каждом из регионов по специально разработанной методике.

Рособрнадзор проводит НИКО по предметам для разных классов два раза в год. Если ваш регион участвует в НИКО, подготовьтесь к проведению исследования заранее.

Объясните учителю, что задания эксперты формулируют так, как это принято в учебниках из федерального перечня Минобрнауки России. Содержание заданий определяют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Предложите педагогам включить тренировочные упражнения в урок и подготовить учащихся к НИКО.

ПРИМЕР. На уроках математики учитель может предложить школьникам решить задачи практического характера. Так, для 5-7-х классов на eduniko.ru вы найдете такие задания:

Задание 1. Вера позвала гостей на свой день рождения. Она хочет купить столько конфет, чтобы их можно было разделить поровну между всеми собравшимися, он она не знает, сколько всего соберется человек – 4, 5 или 6. Какое наименьшее число конфет придется купить?

Задание 2. Для того чтобы связать свитер, хозяйке нужно 400 г шерстяной пряжи синего цвета. Можно купить синюю пряжу по цене 60 рублей за 50 г, а можно купить неокрашенную пряжу по цене 50 рублей за 50 г и окрасить ее. Один пакетик краски стоит 10 рублей и рассчитан на окраску 200 г пряжи. Какой вариант покупки дешевле? Напишите, сколько рублей будет стоить эта покупка.

ВАЖНО

Нельзя использовать результаты НИКО, чтобы оценить работу школы, учителей, муниципальных и региональных органов управления образованием

Для НИКО Рособрнадзор применяет машиночитаемые бланки ответов и компьютерное тестирование. Поэтому заранее научите школьников работать с бланками ответов. Используйте банк заданий НИКО с портала eduniko.ru.

Соблюдайте процедуру НИКО. Назначьте ответственных за проведение, организаторов в аудитории, определите независимого наблюдателя (от школы, в которой проводится исследование) в пункте проведения исследования.

НИКО включают диагностическую работу и анкетирование. Участники заполняют анкету, которая выявляет их интересы и занятия вне школы. Школьники выполняют диагностическую работу в течение одного или двух уроков. Анкету заполняют до 10 минут. Поэтому заранее скорректируйте расписание уроков.

Результаты НИКО эксперты проверяют по стандартизированным критериям. До работы с бланками ответов учеников экспертов обучают. Во время проверки работу экспертов выборочно проверяют.

После обработки результатов эксперты анализируют, в какой степени школьники овладели различными знаниями и умениями по предмету, каковы характеристики групп участников с разным уровнем подготовки. Результаты участников сопоставляются с данными о школе, учителях, интересах и увлечениях ребенка и о том, как он проводит время вне школы.

Вопрос 5. Как использовать результаты ВПР и НИКО?

По итогам анализа Рособрнадзор готовит рекомендации для системы образования и для родителей, как использовать полученные результаты для повышения качества. Результаты исследований используют на разных уровнях (таблица 1).

Таблица 1. Использование результатов ВПР И НИКО

УровеньНаправления использования результатов
НИКОВПР
ОбщероссийскийОценка состояния системы общего образования и разработка мер по ее совершенствованиюРазвитие единого образовательного пространства в РФ, формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, мониторинг введения ФГОС общего образования
РегиональныйДиагностика качества образования, формирование региональных программ развития образования и повышения квалификации учителейДиагностика качества образования, формирование программ повышения квалификации учителей
ШкольныйСовершенствование преподавания учебных предметов, повышение квалификации учителей, информированности обучающихся и их родителей об уровне подготовки школьниковСамодиагностика, повышение квалификации учителей, информированности обучающихся и их родителей об уровне подготовки школьников
Родители, школьникиВыявление склонностей и проблемных зон у ребенка, решение о выборе образовательной траекторииВыявление склонностей, проблемных зон, планирование повторения

Чтобы развивать внутришкольную систему оценки качества образования, обязательно обсудите результаты ВПР и НИКО на педагогическом совете, проанализируйте уровень преподавания учебных предметов, сравните их с итогами промежуточной аттестации, контрольными работами в рамках школьного, муниципального и регионального мониторингов качества.

Используйте результаты НИКО и ВПР, чтобы:

  • оценить уровень подготовки обучающихся и факторы, которые на него влияют (в том числе образовательные технологии, методики, учебно-методические комплексы);
  • оценить соответствие деятельности школы запросам и ожиданиям участников образовательных отношений;
  • выявить направления работы, которые помогут повысить качество образования (запланировать систему индивидуальных консультаций, дистанционный курс и др.);
  • определить эффективность управленческих решений (например, при разработке программы развития ОО).

Объясните учащимся и их родителям, что НИКО и ВПР не влияют на получение аттестата, перевод в следующий класс, годовые отметки.

НИКО дают полезную информацию для дальнейшей работы учителям, администрации школы. Чего ждут от НИКО школьники? Поставят ли за выполненные работы оценки и на что эти оценки могут повлиять? Узнать свои индивидуальные результаты участники исследования могут, но ставить оценки за работы Рособрнадзор школам не рекомендует.

Результаты ВПР и НИКО могут помочь ученикам и их родителям выбрать место обучения после школы, понять, как ученик освоил программу, и подумать, как исправить недостатки знаний.

Вопрос 6. Какие национальные исследования планируются?

НИКО включают регулярные исследования качества образования по учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (в определенных классах) не реже двух раз в год. В таблице 2 – сроки.

Таблица 2. Сроки НИКО

Планируемые исследования НИКО
ПредметКлассДата
Химия и биология10-йОктябрь 2017
Литература, мировая художественная культура6-й, 8-йАпрель 2018
География7-й, 10-йОктябрь – ноябрь 2018
Физкультура6-й, 10-йАпрель 2019
Математика5-й, 7-й, 10-йОктябрь 2019

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.