ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2017года
Качество образования
Планирование и организация

Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

Елена Кондратенко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино. Автор более 26 публикаций по проблемам управленческой деятельности

Отличие мониторинга от внутренней системы оценки качества образования. Необходимые документы: план-график мониторинга учебных достижений обучающихся; таблицы, которые помогут анализировать метапредметные диагностические работы и наблюдать за проектной деятельностью школьников; оценочный лист проектов учащихся; таблица для анализа профессиональной деятельности педагогов в образовательной организации.

Стратегическая задача школы – предоставить возможность учащемуся получить качественное и доступное образование вне зависимости от его места проживания, социального статуса и состояния здоровья.

ВАЖНО

Организовать внутренний мониторинг качества образования в школе вы можете на основе локального нормативного акта – Положения о внутреннем мониторинге качества образования

Чтобы понимать, качественное или некачественное образование обеспечивает ваша школа ученикам, организуйте внутренний мониторинг образовательной деятельности.

Как проектировать структуру программы мониторинга качества образования

Учителя лучше поймут, как администрация наблюдает за образовательной деятельностью, если вы подготовите программу мониторинга и ознакомите с ней педагогов заранее, например, до учебного года.

Пояснительная записка

В пояснительной записке к программе опишите идеи, цели и задачи, разъясните термины. Расскажите, чем мониторинг отличается от внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО). Мониторинг – это способ собирать, хранить, обрабатывать и распространять информацию о системе образования. А ВСОКО – инструмент контроля соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования или соответствия потребностям обучающихся, в интересах которых школа организует образовательную деятельность.

Мониторинг отвечает на вопросы:

  • о чем и зачем нужна информация?
  • как собирать информацию?
  • как обрабатывать?
  • какую информацию и как хранить?
  • кого и каким образом информировать?
  • что делать дальше?

Основная часть

Чтобы учителя вашей школы лучше понимали структуру мониторинга, подготовьте схему «Структурные компоненты мониторинга качества образования».

На схеме покажите, что субъекты мониторинга – весь педагогический коллектив, а не только администрация школы. Субъекты мониторинга организуют и проводят, а затем обобщают и распространяют опыт мониторинга и устраняют ошибки. Поэтому планируйте мониторинг так, чтобы он выявлял успешность или неуспешность педагогов, методического объединения, методического совета, творческих групп учителей, администрации и педагогического совета.

Спланируйте время мониторинга.

В таблице 1 мы распределили по месяцам виды мониторинга и написали, кто его проводит.

Таблица 1. Субъекты и виды мониторинга качества образования

 кликните
на таблицу,
что бы посмотреть
ее в полном размере


скачать >>

В основной части программы опишите объекты мониторинга (схема):

  • реализация основных образовательных программ (далее – ООП), т. е. образовательная деятельность;
  • результаты освоения ООП, т. е. образовательные результаты обучающихся;
  • условия реализации ООП, т. е. образовательные ресурсы школы.

При выборе объектов мониторинга используйте системный подход, когда каждый объект – это система, состоящая из компонентов, которые сами могут выступать в качестве объектов.

Расскажите о процедурах, которые определяют состояние объектов мониторинга. Поясните, что будете использовать таблицы с перечнем критериев и показателей по каждому объекту мониторинга.

Включите в программу мониторинга план-график мониторинга учебных достижений обучающихся (табл. 2). Ознакомьте участников образовательных отношений с планом-графиком.

Таблица 2. План-график мониторинга учебных достижений обучающихся

 кликните
на таблицу,
что бы посмотреть
ее в полном размере


скачать >>

Приложение к программе

Разместите таблицы с перечнем критериев и показателей по каждому объекту мониторинга в приложении.

Какие показатели помогут определить качество образовательной деятельности

ВАЖНО

ФГОС общего образования изменили мониторинг. Появился мониторинг метапредметных результатов и занятости учащихся внеурочной деятельностью

Чтобы анализировать крупный объект мониторинга «Образовательная деятельность» (схема) выделите показатели:

  • организация образовательной деятельности, в т. ч. внеурочной;
  • комфортность образовательной среды;
  • доступность образования;
  • открытость информации о деятельности образовательной организации (далее – ОО);
  • организация воспитательной работы и системы дополнительного образования;
  • здоровьесберегающая среда.

Организация образовательной деятельности

Показатель непосредственно связан с образовательными программами. Проанализируйте общую численность обучающихся в ОО, численность обучающихся, которые осваивают образовательные программы (по уровням), формы получения образования и охват обучающихся разными формами. Подсчитайте, какие программы реализуют с помощью дистанционных технологий и электронного обучения.

Проанализируйте, соответствует ли структура ООП (по уровням) ФГОС общего образования, есть ли в ОО программы формирования и развития универсальных учебных действий (далее – УУД), как в них распределены УУД по классам (1-4-й, 5-9-й и др.).

Проверьте, соответствуют ли учебные планы требованиям ФГОС общего образования.

Выявите, разработаны ли программы: духовно-нравственного развития обучающихся для начального общего образования; социализации и воспитания обучающихся для основного общего образования.

Проверьте наличие плана внеурочной деятельности, рабочие программы педагогов. Обеспечьте ученикам личностное развитие после уроков через внеурочную деятельность.

Проверьте занятость школьников с помощью таблиц:

Комфортность образовательной среды

Анализируйте безопасность образовательной деятельности: насколько обучающиеся и педагоги выполняют требования к технике безопасности, как соблюдают санитарно-эпидемиологические требования (далее – СанПиН):

  • СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;
  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118.

Когда планируете образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, соблюдайте СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26.

Качество образовательной среды связано с охраной труда, противопожарной безопасностью, антитеррористической защищенностью. Определите, насколько оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, освещение, расписание занятий, медицинское обслуживание и питание соответствуют требованиям СанПиН.

Доступность образования

Включите в мониторинг систему приема в школу, выявите отсев обучающихся из ОО (количество) и причины, по которым они перешли в другие ОО, динамику. Анализируйте открытость деятельности ОО для родителей и общественных организаций; социализацию выпускников.

Открытость информации о деятельности ОО

Отслеживайте динамику взаимодействия администрации и педагогов школы с родителями, выпускниками и профессиональным сообществом; обеспечьте достаточность и полноту информации о деятельности ОО в школьной газете, на официальном сайте ОО, в муниципальных газетах, на телевидении и сайте района.

К СВЕДЕНИЮ

Какие термины заместитель директора школы включает в пояснительную записку программы мониторинга

Качество образования – комплексная характеристика образования, степень его соответствия ФГОС общего образования и потребностям заказчика образовательных услуг.

Управление качеством образования – целенаправленная, скоординированная деятельность руководства ОО по созданию условий для достижения планируемых результатов образовательной деятельности.

Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия образовательных достижений обучающихся, образовательной деятельности, ресурсного обеспечения ОО нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям участников образовательных отношений.

Мониторинг – форма сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности системы образования, которая обеспечивает непрерывное пролонгированное отслеживание ее состояния.

Качество воспитательной работы

Выявите охват обучающихся внеурочной деятельностью, которая соответствует их интересам и потребностям, удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательной работой.

Справочник классного руководителя №  11 (2016) поможет оценить личностные образовательные результаты обучающихся, подготовить портфолио и диагностику
Автор Ольга Пронина

Определите положительную динамику результатов воспитания. Отслеживайте мнение обучающихся об образовательной среде – насколько ученики положительно относятся:

  • к школе, классу, образовательным предметам;
  • формам досуга;
  • сверстникам и педагогам.

Контролируйте динамику личностных образовательных результатов: готовность к активной гражданской позиции, к продолжению образования на профильном уровне, способность к саморазвитию на основе существующих норм морали, национальных традиций, сформированность культуры здорового образа жизни.

Дополнительное образование

Выявите количество дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся. Проводите опрос родителей и учеников о том, какие дополнительные образовательные услуги им интересны. Учитывайте, как дополнительное образование помогает реализовать обучающимся личностные потребности, например, участвовать и побеждать в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях.

Здоровьесберегающая среда

Критерии: регулярность и качество проведения медицинских осмотров, эффективность оздоровительной работы, качество питания учащихся.

Анализируйте оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, соблюдение требований СанПиН на уроках и во внеурочной деятельности.

С помощью каких таблиц анализировать образовательные результаты

Справочник заместителя директора школы №  2 (2017) предложит лист анализа урока, который включает 9 параметров, чтобы анализировать формирование УУД
Автор Наталья Афанасьева

Объект мониторинга «Результаты освоения основной образовательной программы (по уровням общего образования)» включает предметные, метапредметные и личностные результаты (схема).

Уровень метапредметных результатов ОО выявляют сравнительно недавно – в течение последних 10 лет. Мониторинг предметных результатов – традиционная деятельность учителя и администрации. Поэтому остановимся подробно на метапредметных результатах обучающихся. Эти результаты выявляйте во время анализа метапредметных диагностических и проверочных работ, педагогического наблюдения за проектной деятельностью школьников.

Карта сформированности УУД обучающихся в классе

Педагог проводит метапредметные диагностические работы и заполняет карту сформированности УУД.

Учитель ставит обучающимся баллы: 2 – умение сформировано полностью; 1 – умение сформировано частично; 0 – умение не сформировано.

После того как педагоги заполнили карты, подведите итоги. Подсчитайте долю учащихся, у которых УУД сформированы полностью. Напишите, какие конкретно УУД полностью сформированы. Спланируйте с учителем, как развить УУД, которые находятся на низком уровне.

Посетите уроки и посмотрите, какие задания учитель предлагает учащимся. Научите методические объединения работать со схемой анализа урока с позиции формирования УУД.

Таблица метапредметных результатов обучающихся

Таблица «Составляющие объекта мониторинга „Метапредметные образовательные результаты обучающихся“» помогает анализировать сформированность метапредметных образовательных результатов всех учеников в классе или ОО.

Выявите долю учеников от общего количества в классе или ОО по каждому критерию: сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, сформированность компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Карта для педагогического наблюдения за проектной деятельностью обучающихся

СПРАВКА

Чтобы оценить проекты, используйте оценочные листы

Чтобы качественно подготовить учащихся к проектной деятельности, вам необходимо понимать, как ученики взаимодействуют в группе, общаются, предотвращают конфликты, контролируют промежуточные результаты работы, следуют плану учителя или планируют деятельность самостоятельно.

Используйте карту для педагогического наблюдения за проектной деятельностью и листы самооценки работы в группе для обучающихся.

Оптимально, если один учитель с помощью карты отслеживает работу одной группы учащихся. Когда в классе одновременно работает пять групп учеников, найдите пять экспертов, которые будут наблюдать за проектной деятельностью школьников.

Карта поможет провести методическое объединение учителей-предметников, на котором вы ознакомите педагогов с параметрами наблюдения, и мастер-класс по проектной деятельности.

На мастер-классе члены методического объединения наблюдают за проектной деятельностью и анализируют результаты наблюдения. Такая работа поможет повысить качество проектной деятельности школьников.

Что включить в мониторинг образовательных ресурсов

Объект «Образовательные ресурсы» проанализируйте с точки зрения обеспечения образовательной деятельности:

  • финансового;
  • информационного;
  • материально-технического;
  • методического;
  • кадрового.

Финансовое обеспечение образовательной деятельности

Включите в мониторинг анализ объективности и открытости системы оплаты труда, рейтинг деятельности учителей и поощрение работников ОО; логичность расстановки кадров (анализ штатного расписания); наполняемость классов.

Информационное обеспечение

Отслеживайте работу информационной образовательной среды, наличие доступа в Интернет, ведение электронных дневников и журналов, использование интернет-ресурсов для размещения образовательных продуктов обучающихся, наличие и качественное функционирование сайта ОО, сайтов учителей. Определите, как ОО контролирует доступ участников образовательных отношений к сайтам и предотвращает несанкционированный доступ к персональным данным.

Материально-техническое обеспечение

Отслеживайте динамику обновления современной техники в учебных классах.

Выявляйте количество учебных кабинетов, которые оснастили автоматизированными рабочими местами (далее – АРМ) учителя и обучающихся, современными средствами обучения и мебелью. Анализируйте динамику развития библиотеки как информационного центра, оснащенного АРМ библиотекаря и читателей.

Выявляйте наличие, подготовку и динамику использования в образовательной деятельности цифровых образовательных ресурсов и программно-информационного обеспечения.

Методическое обеспечение

Отслеживайте, какие подходы к образовательной деятельности и педагогические технологии используют учителя. Анализируйте эффективность этих подходов и технологий.

Проверьте и обновите план методической работы, который обеспечивает реализацию ФГОС общего образования.

Выявите наличие и вариативность учебно-методических комплексов, учебных пособий, которые помогают учителям формировать УУД. Определите, есть ли в вашей школе современные формы представления результатов учащихся (портфолио, творческие работы и пр.).

Кадровое обеспечение

Критерий связан с педагогическим коллективом. Воспользуйтесь таблицей «Составляющие объекта мониторинга „Кадровое обеспечение“».

Мониторинг включает объекты:

  • характеристика педагогического коллектива;
  • профессионализм педагогов;
  • методические затруднения.

Мониторинг объединяет педагогическое, социологическое, психологическое и медицинское исследования. Цели – получить целостное представление о развитии личности школьника и обеспечить уровень качества образования, соответствующий ФГОС общего образования.

Приложение 1. Образец общей карты занятости обучающихся

Приложение 2. Образец индивидуальной карты занятости обучающихся

Приложение 3. Карта сформированности УУД обучающихся

Приложение 4. Составляющие объекта мониторинга «Метапредметные результаты обучающихся»

Приложение 5. Оценочный лист индивидуального или группового проекта

Приложение 6. Составляющие объекта мониторинга «Кадровое обеспечение»

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.