
Итоговый проект обучающегося: как оценить успешность применения универсальных учебных действий
- Индивидуальный проект учащийся готовит самостоятельно. Выполните пять шагов, чтобы организовать и проконтролировать работу учителей и учащихся по подготовке индивидуальных итоговых проектов.
- Разработайте критерии оценки индивидуальных итоговых проектов или воспользуйтесь готовыми. Предлагаем образец Положения об индивидуальном итоговом проекте.
Индивидуальный итоговый проект – форма промежуточной аттестации, которая включает оценивание предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ по уровням общего образования.
Разработайте требования к организации и содержанию проектной деятельности и критерии оценки проекта совместно с методическим советом или методическими объединениями вашей образовательной организации (далее – ОО). Используйте пример Положения об итоговом индивидуальном проекте.
Что такое итоговый проект

ЧЕК-ЛИСТ
Организуйте учебно-исследовательскую и проектную деятельность по направлениям:
– исследовательскому;
– инженерному;
– прикладному;
– информационному;
– социальному;
– игровому;
– творческому
Индивидуальный итоговый проект школьники выполняют по одному или нескольким предметам. Это особая форма учебной работы, которая развивает ответственность, повышает мотивацию и эффективность образовательной деятельности. Учащиеся выполняют индивидуальные итоговые проекты и овладевают умением выбирать адекватные стоящей учебной задаче средства, принимать решения, в т. ч. и в ситуациях неопределенности.
Какие продукты проектной деятельности создают ученики
Обучающиеся создают письменные работы: эссе, рефераты, аналитические обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовые доклады. Школьники выполняют художественные творческие работы – сочиняют прозаическое или стихотворное произведение, придумывают инсценировку, выполняют компьютерную анимацию.
Учащиеся представляют макет, конструкторское изделие, отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать тексты и мультимедийные продукты.
Какие формы работы реализует учитель, чтобы подготовить с учащимися проекты
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях:
– уроки (урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок-рассказ об ученых, урок-патент на открытие);
– учебный эксперимент (планирование эксперимента, эксперимент, анализ результатов) или домашнее задание исследовательского характера.
На внеурочных занятиях:
– исследовательская практика обучающихся;
– образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии с образовательными целями, программой деятельности и формами контроля);
– факультативные занятия для углубленного изучения предмета;
– ученическое научно-исследовательское общество, которое сочетает работу над исследованиями, коллективное обсуждение результатов, организацию дискуссий, интеллектуальных игр, публичных защит и конференций, встречи с представителями науки и образования;
– участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных и метапредметных неделях.
Как организовать проектную деятельность
Индивидуальный проект учащийся выполняет самостоятельно в течение учебного года. Школьник с небольшой помощью педагога учится планировать и работать по плану – это один из важнейших учебных и социальных навыков, которым должен овладеть каждый. Организуйте работу с учителями и обучающимися пошагово.

ЧЕК-ЛИСТ
Формы проектов:
– макеты, план-карты;
– альбомы;
– реконструкции событий;
– книги, рисунки;
– результаты экспедиций;
– фильмы;
– выставки, игры, концерты;
– веб-сайты, программное обеспечение и др.
Шаг 1
Ознакомьте участников образовательных отношений с документацией. Предложите родителям (законным представителям) обучающихся изучить Положение об итоговом индивидуальном проекте. Учитель обязательно информирует обучающихся о целях и задачах проектов, критериях оценивания, требованиях к защите и предлагает выбрать руководителя проекта. Вы разъясняете родителям учащихся смысл работы над проектами.
Шаг 2
Контролируйте развитие универсальных учебных действий, которые необходимы обучающимся для работы над проектами. В ходе образовательной деятельности вы и учителя наблюдаете за развитием универсальных учебных действий. Отмечаете умение самостоятельно приобретать знания, планировать и управлять познавательной деятельностью, излагать и оформлять материал.
Шаг 3
Анализируйте деятельность учителя по подготовке проектов. Учитель помогает школьникам выбрать темы, поставить цели и определить задачи проектов. После того как ученик выбрал тему, он самостоятельно формулирует цель и задачи, затем обсуждает их с руководителем проекта.

ВАЖНО
Общее требование к проекту – соблюдать правила цитирования и указывать ссылки на источники. Если текст ученик заимствовал без ссылок на источник, не допускайте проект к защите
Учитель помогает ученикам составить планы проектов и наметить пути их реализации. На мотивационном этапе педагог помогает выбрать тему, сформулировать цель и задачи, определить значимость проекта и вариант конечного продукта.
Во время исследовательского этапа учащиеся ищут информацию, обрабатывают и анализируют ее в соответствии со структурой конечного продукта проектной деятельности. На проектировочном этапе школьники определяют способы решения проблемы, выбирают критерии оценки продукта, разрабатывают документацию для контроля результатов исследования. Технологический этап включает выбор средств реализации проекта.
Практический – дополнительное структурирование информации, изготовление и оформление продукта. На контрольно-корректирующем этапе школьник оценивает итоговый индивидуальный проект, устраняет недостатки. На презентационном – готовит презентацию для защиты проекта.
Информацию о ходе проектной деятельности представляйте на совещаниях с руководителем ОО, на заседаниях методических объединений, кафедр или методического совета.
Шаг 4
Организуйте работу комиссии или экспертной группы, чтобы оценить проекты. Руководитель ОО в распорядительном акте указывает состав комиссии или экспертной группы, в которую могут войти заместители руководителя ОО, руководители школьных методических объединений или предметных кафедр, члены методического совета.
В Положении об итоговом индивидуальном проекте сформулируйте систему оценивания проектов и придерживайтесь этих критериев.
Обучающийся проводит самооценку, определяет степень достижения поставленных целей и качество результатов.
Проекты рассматривает специально созданная в ОО комиссия. Ученик представляет продукт с краткой пояснительной запиской, презентацией и отзывом руководителя

Статьи по теме
Справочник заместителя директора школы. 2015. № 8-9 | Управление начальной школой. 2016. № 8 | Справочник заместителя директора школы. 2017. № 2 | Справочник заместителя директора школы. 2017. № 3 |
---|---|---|---|
поможет составить программу развития УУД для основного общего образования. Автор Владимир Лебединцев | поможет составить программу формирования УУД для начального общего образования. Автор Владимир Лебединцев | поможет выявить метапредметные и личностные УУД: лист анализа урока. Автор Наталья Афанасьева | поможет организовать оценочную деятельность учителя по ФГОС общего образования. Автор Марина Демидова |
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 5-9-х классов



Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

К СВЕДЕНИЮ