
Как организовать оценочную деятельность учителя по ФГОС общего образования: пять шагов заместителя директора
Проблема, как выработать общие подходы к оценке образовательных результатов, никогда так остро не стояла перед администрацией и учителями. Сегодня оценка не сводится к вопросу: «Что поставить ученику по предмету – пятерку или тройку?». Оценка вышла за рамки учебного предмета, потому что в федеральных государственных образовательных стандартах (далее – ФГОС) общего образования появились метапредметные образовательные результаты. Чтобы учителя реализовали оценочную деятельность, выполните шаги.
Шаг 1. Расскажите учителям, как ФГОС и примерные основные образовательные программы (далее – ООП) общего образования определяют содержание и систему оценки образовательных результатов.
Шаг 2. Обеспечьте взаимосвязь оценочной деятельности учителя и внутреннего мониторинга образовательных результатов школьников.
Шаг 3. Объясните способы оценки предметных и метапредметных результатов.
Шаг 4. Расскажите о специфике оценки метапредметных результатов.
Шаг 5. Управляйте системой методической работы, чтобы обеспечить качество оценочной деятельности.

Расскажите учителям, как ФГОС и примерные ООП определяют содержание и систему оценки образовательных результатов
Чтобы рассказать учителю о содержании оценочной деятельности, начните с разделов II ФГОС основного или среднего общего образования. В разделах II – требования к результатам освоения ООП: личностным, метапредметным и предметным.
Что такое содержание оценки по ФГОС основного и среднего общего образования
Обратите внимание на пункты, которые завершают разделы II. В пунктах речь идет об итоговой оценке – это и есть содержание оценки.
Планируемые результаты освоения каждой ООП по уровням – инновация в оценочной деятельности. Раньше разработчики нормативных документов не формулировали конкретные требования к образовательным результатам.
Что входит в систему оценки в ООП основного и среднего общего образования
Когда школа проектирует ООП основного общего или среднего общего образования, то вы и учителя учитываете структуру примерных ООП по уровням.
В примерных ООП основного или среднего общего образования есть пункты 1.3, в которых разработчики ООП описали систему оценки достижения планируемых образовательных результатов обучающихся. Это основные требования, чтобы формировать систему оценки в вашей школе.
ПРИМЕР
В примерной ООП основного общего образования есть пункт 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, который включает подпункты:
1.3.1. Общие положения.
1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.
1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур.
Такие же пункты и подпункты вы формулируете в ООП основного общего образования вашей школы.

Обеспечьте взаимосвязь оценочной деятельности учителя и внутреннего мониторинга образовательных результатов школьников
Чтобы оценочная деятельность учителя соответствовала ФГОС общего образования, администрация школы обеспечивает единые подходы к содержанию и структуре оценочной деятельности всех учителей и реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы.
Что такое промежуточные образовательные результаты
Например, в ООП основного общего образования представлены образовательные результаты, которых достигнет выпускник 9-го класса. Вам надо понять, каких результатов достигают учащиеся 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классов. Для этого вы с педагогами на методических объединениях формулируете промежуточные образовательные результаты и учитываете динамику результатов – то, как эти результаты усложняются у школьника с 5-го по 9-й класс, когда он осваивает образовательную программу.
Промежуточные образовательные результаты учителя включают в рабочие программы, потому что без этих результатов невозможно делать тематическое планирование по ФГОС общего образования.
Зачем выделять отдельные умения в структуре промежуточных образовательных результатов
Чтобы проверить в течение года промежуточные образовательные результаты, выделите в структуре результатов умения школьника, которые характеризуют достижение промежуточных результатов.
Это называется операционализацией планируемых образовательных результатов. Так будет легче подобрать задания и оценить достижения учащихся.
ПРИМЕР
Учитель планирует образовательный результат: учащиеся распознают явления и объясняют на основе имеющихся знаний свойства или условия, при которых явления протекают. А затем педагог планирует умения, которые характеризуют достижение планируемого результата:
– распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам;
– различать основные свойства явления или условия, в которых оно протекает;
– объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления.

СПРАВКА
Репродуктивная деятельность – усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности. Соответствует традиционным дидактическим целям – усвоить предъявленные образцы
Объясните педагогам, что предмет оценки – способность ученика решать учебные задачи. А функция оценки сегодня – коррекция технологий обучения. Учитель не только определяет, как лучше объяснить тему на уроке. Цель педагога – организовать деятельность учащихся, чтобы сформировать учебные действия. Это новое и сложное требование ФГОС общего образования и важное изменение в оценочной деятельности.
Предмет оценки – уже не репродуктивная деятельность школьника, как было раньше. Учитель, который работает по ФГОС общего образования, не может спрашивать у обучающегося только воспроизведение материала. Педагог формирует и развивает у школьника сложные учебные действия. С помощью оценки учитель выясняет, как учащийся применяет знания в практической деятельности. При этом необходимо понимать, что понятия не исчезли из обучения. Многие предметы включают сложный понятийный аппарат. Сначала надо узнать о понятии, усвоить, где применять понятие, а потом освоить виды деятельности.
Но оценочную деятельность учитель обогащает именно практико-ориентированными заданиями. Это требование системно-деятельностного подхода.
Какие нормативные документы регламентируют оценочную деятельность учителя
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
– ст. 58. Промежуточная аттестация обучающихся;
– ст. 59. Итоговая аттестация;
– ст. 95. Независимая оценка качества образования.
2. Разд. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС основного или среднего общего образования.
3. Примерные основные образовательные программы:
– п. 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
– п. 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
4. Локальные акты образовательной организации, в т. ч. о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, которые школа готовит по требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 30).
Какие способы помогут совершенствовать промежуточные результаты
Первый способ – учитель увеличивает степень самостоятельности учащихся при достижении результатов.
ПРИМЕР
Школьники в конце 4-го класса группировали изученные объекты на основе признака, который указан в задании. Чтобы увеличить самостоятельность учеников, педагог обучает учащихся группировать изученные объекты и самостоятельно выбирать признак для группировки. Учащиеся группируют млекопитающих, признаки частей речи и пр.
Второй способ – педагог увеличивает самостоятельность обучающихся, когда объединяет несколько умений в одно более сложное умение.
ПРИМЕР
Учитель в начале учебного года формирует у школьников умение исследовать зависимость величин и предлагает задания:
1. Определить физические величины, зависимость которых необходимо исследовать.
2. Выделить физические величины и условия, которые в процессе исследования должны оставаться неизменными.
3. Выбрать приборы и определить условия измерения каждой величины.
4. Провести прямые измерения величин и указать результаты.
1-3-е умения к концу учебного года учитель сворачивает в одно умение – конструировать экспериментальную установку на основе предложенной гипотезы.
Третий способ – учитель изменяет характер изучаемых объектов или усложняет структуру объектов, увеличивает их функциональные связи или расширяет причинно-следственные и иерархические связи.
ПРИМЕР
В 6-м классе педагог учит школьников сравнивать объекты по внешним признакам. Затем учит сравнивать объекты по внутренним признакам. К 8-му классу учитель переходит от статических объектов к динамическим процессам и явлениям и учит сравнивать процессы и явления, опираясь на особенности их протекания. Таким образом, педагог усложняет предмет изучения – от объекта к процессу и явлению.
Четвертый способ – усложнить результат за счет изменения способа деятельности. Предыдущий планируемый результат становится частью нового и более сложного результата.
ПРИМЕР
Педагог научил школьников группировать изученные объекты и находить способ для группировки. Педагог усложняет способ деятельности – предлагает ученикам классифицировать изученные объекты, выделять признаки для их группировки в однородные группы и признаки для классификации групп объектов.
Пятый способ – изменить контекст.
ПРИМЕР
Образовательный результат, который формирует учитель у школьников до изменения контекста, – находить значение физической величины в учебной ситуации. После изменения контекста педагог учит обучающихся находить величины в незнакомой ситуации. Эта ситуация обязательно практико-ориентированного характера. При этом содержание образовательного результата не изменилось – ученик находит величину.
Шестой способ – увеличить объем и сложность содержания.
ПРИМЕР
В начале года учащиеся должны описать объект и указать 2 или 3 признака. В конце года – указать 4 или 5 признаков.
Таким образом, учитель планирует, как оценивать динамику формирования образовательных результатов.
Чем поможет открытый банк оценочных средств на fipi.ru
Откуда брать практико-ориентированные задания? Федеральный институт педагогических измерений формирует открытый банк оценочных средств в соответствии с ФГОС общего образования (рис. 1, 2).



ВАЖНО
Обеспечьте взаимосвязь оценочной деятельности учителей и внешней оценки качества образования. О том, с чем сопоставить оценочную деятельность в школе и какие задания использовать
Сейчас в банке мы разместили оценочные средства по русскому языку для контроля качества образования в 5-9-х классах.
Открытый банк оценочных средств по русскому языку включает:
- 2000 заданий по основным разделам курса русского языка основной школы – по 400 заданий для каждого из 5-9-х классов;
- 10 контрольных измерительных материалов (далее – КИМ) – по 2 КИМ для каждого из классов – по основным разделам курса русского языка: «Чтение», «Письмо», «Слушание», «Говорение», «Основные разделы науки о языке».
Как узнать, что результаты ученика соответствуют ФГОС общего образования
ФГОС не фиксируют минимальный уровень. Нигде не написано, что есть результаты, ниже которых нельзя опускаться. ФГОС фиксируют диапазон результатов.
Для основного общего образования в примерной ООП два уровня результатов.
Первый – «Выпускник научится» – результаты для успешного обучения и социализации, их осваивают все школьники.
Второй – «Выпускник получит возможность научиться» – результаты, которые продемонстрируют отдельные обучающиеся. Это учебные действия и учебный материал повышенной сложности.
В среднем общем образовании четыре группы результатов: «Выпускник научится – базовый уровень»; «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень»; «Выпускник научится – углубленный уровень»; «Выпускник получит возможность научиться – углубленный уровень». Результаты базового уровня – функциональная грамотность, компетентности для жизни; углубленного уровня – компетентности для профессиональной деятельности.
Результаты базового уровня в 11-м классе входят в блок «Выпускник научится – углубленный уровень». Это уровневый подход к содержанию оценки.
Также используйте уровневый подход к интерпретации результатов. Здесь необходимо фиксировать: базовый уровень, уровень ниже базового, уровень выше базового.
Базовый уровень – учащийся выполняет задания по блоку «Выпускник научится» на опорном материале.
Уровень ниже базового вы наблюдаете, когда в классе есть ученики, которые приблизились к базовому уровню, но не достигли его. С ними учитель организует индивидуальную работу. Или ученики, которые не могут в настоящее время достичь базового уровня, – им необходимо повторное обучение.
Уровень выше базового вы наблюдаете, когда ученик выполняет задания повышенной сложности из блока «Выпускник научится» и задания из блока «Выпускник получит возможность научиться».
Таким образом, используйте показатели качества – это достижение минимальных требований ФГОС общего образования, т. е. базового уровня; уровни достижения и динамика достижения требований ФГОС.

Объясните способы оценки предметных и метапредметных образовательных результатов
Комплексный подход помогает оценить все результаты: предметные, метапредметные, личностные. Используйте весь комплекс процедур: стартовую, текущую, тематическую, промежуточную оценку, методы и формы оценки, которые мы представили на схеме «Способы оценки учебных достижений».
В работе учитель может сочетать несколько видов оценки и использовать устные и письменные работы, проекты, самооценки, наблюдения.
Способы оценки учебных достижений

Чем поможет стартовая диагностика

ВАЖНО
Обязательно проведите стартовую диагностику метапредметных результатов: читательской грамотности, общелогических приемов, которые нельзя оценить на стартовой предметной диагностике. Примеры на mcko.ru
Школа начинает оценку образовательных результатов учащихся обязательно со стартовой диагностики и проводит ее до изучения предмета. Включите в стартовую диагностику те результаты, которых ученик достиг на предыдущем уровне образования.
Результаты стартовой диагностики выявляют стартовый потенциал обучающихся. Например, показывают учителю, что школьники умеют больше, чем предполагал педагог, или показывают, что у обучающихся недостаточно сформированы необходимые умения, поэтому учителю необходимо организовать повторение.
Как текущее оценивание развивает самооценку школьника
Учитывайте, что текущее оценивание носит формирующий характер и развивает самооценку учащегося. Объект текущего оценивания – тематические планируемые результаты, этапы освоения которых учитель фиксирует в тематическом планировании. Школьники осмысливают собственный опыт, сравнивают свои результаты, выявляют причины успеха или неуспеха, ищут вместе с учителем ресурсы, которые помогут решить проблемы.

СПРАВКА
Используйте портфель достижений ученика, чтобы проследить индивидуальный прогресс, стимулировать учебную мотивацию, развивать самооценку и самоорганизацию учебной деятельности
ПРИМЕР
В классе есть отстающие ученики. Чтобы у педагога была возможность подбодрить таких учащихся, предложите учителю использовать критериальное оценивание по холистической шкале. Учитель использует холистическую шкалу, и все работы отстающих учащихся раскладывает на две группы по признаку «приемлемо – неприемлемо». Затем сортирует работы в каждой группе по критериям. В группе «Приемлемо» педагог выделяет: подгруппу работ «Наибольшее количество примеров», «Лучший план», «Лучшее оформление», «Лучшая творческая идея». В группе «Неприемлемо»: «Плагиат», «Орфографические ошибки», «Пробелы в знаниях». У школьников, работы которых постоянно попадают в группу «Приемлемо» повышается мотивация. Да, такие школьники получили «тройки», но они понимают, что тоже нашли один пример, заголовок или предложили план, за который их похвалил учитель.
Если отдельные результаты свидетельствуют о том, что ученик освоил материал раньше, чем весь класс, то эти результаты учитель может включить в систему накопленной оценки, поощрить школьника и освободить от тематической проверочной работы.
Почему важно предлагать учащимся комплексные задания
Если педагог организует только репродуктивное обучение, то разрабатывает для учеников тесты, которые проверяют одно умение. Тесты состоят из мелких простых заданий.

ЧЕК-ЛИСТ
Чтобы провести текущую оценку, педагог использует:
– устные и письменные опросы;
– практические работы;
– творческие работы;
– индивидуальные и групповые формы;
– само- и взаимооценку;
– рефлексию;
– листы продвижения
Ориентируйте учителя на подготовку комплексных заданий, которые проверяют несколько метапредметных и предметных результатов: освоение понятий, умение планировать деятельность, работать с информацией. Профессионализм учителя сегодня заключается еще и в том, что он находит и предлагает или составляет для школьников комплексные задания.
Чем отличаются тематический контроль и промежуточная аттестация от текущего оценивания
Тематический контроль и промежуточная аттестация – это нормативно ориентированное оценивание. Оценка в этом случае ранжирует обучающихся в классе. Оцениваться могут блоки «Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться» на базовом и на повышенном уровнях.
Вместе с учителями подберите оценочные процедуры так, чтобы оценить все планируемые результаты в комплексе и при этом оценить каждый результат.
Текущее оценивание – это критериально ориентированное оценивание. Важно оценить освоение учащимся блока «Выпускник научится». Учитель сравнивает результаты только одного ученика – его динамику по отношению к самому себе. Оценка мотивирует школьника на обучение. Педагог поощряет любую положительную динамику.

К СВЕДЕНИЮ
Как рассказать ученикам и родителям об особенностях оценки по учебному предмету
Особенности оценки по отдельному предмету учитель фиксирует в приложении к образовательной программе, которую утверждает педагогический совет.
Администрация образовательной организации обязательно информирует учащихся и их родителей об особенностях оценки.
Информация включает:
– список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (текущая; устная, письменная, практика);
– требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (в т. ч. значимость отметок за отдельные оценочные процедуры);
– график контрольных мероприятий.
Открытость образовательных результатов важна для текущей оценки. Ученик и его родители должны понимать, как анализировать образовательные результаты.

Расскажите о специфике оценки метапредметных результатов
Метапредметные результаты оценивайте в рамках внутришкольного мониторинга. Необходимо понимать, что создать универсальную проверочную работу, которая выявляет уровень развития каждого универсального учебного действия (далее – УУД), невозможно.
Как оценивать УУД
Познавательные УДД включают смысловое чтение, логические операции, методологические умения, решение проблем. Их учитель может оценить с помощью письменных измерительных материалов. Педагог проводит письменную работу, чтобы оценить межпредметные понятия, которыми владеет учащийся.

ДОКУМЕНТ
Диагностику метапредметных результатов проводите не реже, чем один раз в два года (п. 1.3.2 примерной ООП основного общего образования)
Коммуникативные УУД разделите на две группы. Индивидуальная коммуникация – это письменная речь, которую проверяют с помощью письменных проверочных работ, и устная речь – ее проверяют с помощью устных форм. Межличностная коммуникация – деятельность учащихся в группе сверстников, которую проверяют с помощью заданий для групповой работы и программы наблюдения.
Регулятивные УУД проверяйте с помощью наблюдения за проектной или исследовательской деятельностью на любом уроке. Оценка познавательных УУД включает либо специальные оценочные процедуры в рамках внутришкольного мониторинга, либо обобщение результатов предметных оценочных процедур.
ПРИМЕР
Допустим, вы и все учителя-предметники решили проверить метапредметный результат: как ученики составляют план текста. Администрация проводит проверочную работу, в которой три задания проверяют составление плана текста по разным предметам (история, география, литература, физика). Это первый путь. Или администрация и все учителя анализируют результаты выполнения тематических работ по разным предметам. В этих работах должны быть задания на составление плана. Это второй путь.
Метапредметные оценочные процедуры может реализовать только слаженная команда учителей, которая подготовит разнообразный фонд оценочных средств и постоянно будет его развивать. Это очень высокий уровень методической работы.
Есть способ проще. Оценивайте регулятивные и межличностные коммуникативные УУД в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности. Анализируйте, насколько активно школьники участвуют в целеполагании и планировании, распределяют функции и выполняют их в работе, насколько активно контролируют соответствие своей деятельности плану. Посмотрите на инициативность ученика в общении, ориентацию на партнера, согласованность их позиций в общении, лидерские качества учеников.
Программа наблюдений означает, что учитель проверяет во время проектной или исследовательской деятельности еще и познавательные УУД, например, способность школьников работать с информационно-коммуникационными технологиями.
Почему необходимо уделить особое внимание читательской грамотности
Это приоритетная область, т. к. читательская грамотность необходима каждому ученику для успешного обучения. Международные исследования PIRLS свидетельствуют, что учащиеся начальных классов из России демонстрируют первые места, а 16-летние ученики оказываются ниже среднего международного уровня.

СПРАВКА
Примеры метапредметных диагностик смотрите на сайте Московского центра качества образования mcko.ru
Задания для оценки читательской грамотности делите на группы:
- 1-я группа – общая ориентация в тексте, поиск и понимание информации (ученики прочитали и поняли, что написано);
- 2-я группа – преобразование и интерпретация информации (учащиеся изучают параграф и его конспектируют);
- 3-я группа – рефлексия по поводу формы и содержания текста (оценка) и применение информации (школьники используют то, что прочитали, чтобы решить задачи, высказать оценочное суждение).
Учитель развивает читательскую грамотность учеников с 4-го по 10-й класс и расширяет тематику, увеличивает объем и усложняет содержание информационных блоков в текстах, изменяет соотношение между заданиями 1-3-й группы.
ПРИМЕР
От учащихся 4-го класса требуют общей ориентации в тексте: правильно прочитать, разобраться в предложениях, сделать элементарные выводы, составить план и ответить на вопросы. К 10-му классу 1-я группа заданий, которая связана с общей ориентацией в тексте, отходит на второй план. Учителей больше волнует, способен ли выпускник к самообразованию, т. е. самостоятельно усваивает информацию, формулирует собственное суждение на основе текста и использует информацию в новой практической ситуации. Так, учащийся 10-го класса читает текст о воздухоплавательных аппаратах. Разработчики задания предлагают практическую ситуацию: школьник представляет, что он работает в рекламном агентстве и проводит рекламную кампанию нового изобретения «Личный дирижабль». Учащийся должен составить таблицу, в которой расскажет, кому можно продать дирижабль и для каких целей.

Управляйте системой методической работы, чтобы обеспечить качество оценочной деятельности
Управляйте качеством оценки образовательных результатов с помощью методической работы в школе. Для этого организуйте взаимопосещение уроков учителями, обсуждайте оценочные практики.

ВАЖНО
Цель методической работы – выявить общие подходы к оценке образовательных результатов по предметным областям и в образовательной организации в целом
Проведите взаимную экспертизу инструментов для оценки предметных результатов учителей. Педагоги, которые преподают предметы одной предметной области («Русский язык и литература», «Общественно-научные предметы», «Иностранные языки» и др.), должны иметь сходные практики оценивания и посещать уроки друг друга.
Организуйте совместную деятельность педагогов, когда они оценивают результаты работ школьников и вырабатывают общие подходы, используют разные виды оценки или формируют критерии оценки.
ПРИМЕР
Ученики пишут контрольную работу по математике. Проводит и оценивает контрольную работу не учитель, который преподает предмет, а другой учитель математики – его коллега.
Или вариант: работы проверяет учитель, который преподает математику в этом классе, а потом часть работ перепроверяют все члены методического объединения учителей математики. Часть работ – это работы учеников, которые получили только «тройки», или учеников, которые получили только «пятерки».
Вам такая форма работы поможет узнать, насколько учителя понимают единые подходы к оценочной деятельности.
Если учитель разрабатывает интересные критерии оценки, обязательно предложите ему рассказать о методах оценивания всем участникам методического объединения. Формы оценочной деятельности выберите из схемы «Способы оценки учебных достижений».
Проще выявить общие подходы к оцениванию в той школе, где в методическое объединение учителей естественно-научного цикла входят 5 учителей биологии, 3 – химии, 2 – физики. Что делать, если в школе один учитель биологии, один – химии? Педагоги поймут общие требования, но не разработают инструментарий по предмету для проведения контрольных работ. Выход один – обратиться в региональный институт повышения квалификации или в методические службы. В любом случае вы должны быть уверены, что учителя используют именно ту контрольную работу, которая выявляет уровень достижения образовательных результатов по ФГОС общего образования и соответствует ООП общего образования вашей школы.
Чтобы оценить профессиональную компетентность учителя, обязательно сопоставьте результаты внешней оценки качества образования и внутреннего мониторинга. Результаты ОГЭ и ЕГЭ наглядно демонстрируют, как оценочная деятельность учителя соответствует внешней оценке образовательных результатов.
Сопоставьте результаты мониторинга оценочной деятельности и результаты работы учителя в методическом объединении. Если учитель не понимает, что и как оценивает, не проводит взаимопроверку или ошибается в оценке, направьте его на курсы повышения квалификации.

ЧЕК-ЛИСТ
Чтобы выявить уровень профессионального мастерства учителя в оценочной деятельности, анализируйте:
– результаты внутреннего мониторинга образовательных достижений;
– уроки;
– документы; инструментарий для текущей и тематической оценки
Подведем итоги. Документы, в которые регламентируют оценочную деятельность учителя и которые обязательно должны быть у вас:
1. Список промежуточных планируемых результатов для каждого класса, в котором учитель указывает содержание (в каком содержательном разделе, теме или на каких элементах содержания) и способы оценки (практическая работа, проектная работа, тестовая работа, работа практикума, эссе и т. п.) для формирования результата.
2. Примеры инструментария для важных оценочных процедур (письменных работ, практических заданий, тем проектов) с критериями достижения требований ФГОС общего образования и уровней достижения образовательных результатов. Или инструментарий включает критерии выставления отметок по результатам оценочной процедуры.
3. Требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию. При необходимости педагог учитывает значимость отметок за отдельные оценочные процедуры. Правила выставления отметок за промежуточную аттестацию учитель изучает в локальном нормативном акте школы.
4. График контрольных мероприятий. График утверждает педагогический совет, а заместитель директора фиксирует в приложении к образовательным программам школы. График администрация и педагоги обязательно доводят до сведения учащихся и их родителей (законных представителей).
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

НОРМАТИВНАЯ БАЗА