ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Июль 2015года
Организуем педагогическую деятельность

Программа развития универсальных учебных действий

Программа развития УУД сопровождается пояснительной запиской. Что необходимо указывать в ней? Какие особенности обязательно учитывать в процессе проектирования основного раздела? Какие ресурсы могут помочь при подборе типовых задач? Автор статьи рассматривает все важные вопросы подготовки программы развития УУД. И предлагает свой пример такой программы.

В.Б. Лебединцев, канд. пед. наук, доц. лаборатории методологии и технологии коллективного способа обучения КГАОУ ДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», доц., г. Красноярск

Особенности проектирования программы развития УУД

Ориентировочный характер программы развития УУД

В пункте 18.2.1 федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 № 1897, установлены требования к содержанию программы развития универсальных учебных действий (далее — УУД) при получении основного общего образования — всего 11 пунктов. Подчеркнем, что это требования не к «архитектуре» программы, не к последовательности изложения ее разделов, а к ее содержимому. Поэтому возможны разные варианты ее построения. Самый непродуктивный вариант — механическое копирование примерной основной образовательной программы (далее — ООП) и фрагментов научно-методических пособий. Достоинство любой программы не в многословии, а в ее практичности. Поэтому важно сделать ее действительно рабочей.

Особенности построения, порядок разработки и принятия образовательной программы регламентируются образовательной организацией (далее — ОО) самостоятельно. Представим один из возможных подходов к разработке структуры и содержания программы развития УУД. Обратим внимание на три важных момента.

Во-первых, содержание программы развития УУД во многом зависит от социокультурной специфики, статуса конкретной ОО, амбиций ее педагогического коллектива, используемых учебно-методических систем, контингента обучающихся и опыта учителей по формированию УУД. Образовательная организация имеет право корректировать и расширять перечень планируемых результатов, делать больший акцент на ту или иную группу УУД. В связи с этим в программу развития УУД обязательно должны вноситься необходимые изменения.

Во-вторых, нужно учитывать институциональную систему обучения, в рамках которой образовательная программа реализуется. Так, в системах обучения, основанных на индивидуальных образовательных программах1, промежуточные этапы формирования УУД соотносятся не с классами, а с этапами (в этом случае в таблице «Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития УУД у обучающихся» слова «в  5-6-х, 7-8-х, 8-9-х классах» нужно заменить фразой «на  1-м, 2-м, 3-м этапах»). Каждому ученику ставятся разные по уровням развивающие задачи, исходя из достигнутых им результатов. Можно и в  классно-урочной системе придерживаться уровней и ставить дифференцированные развивающие задачи хотя бы для относительно разных групп учащихся. Однако далеко не каждый учитель готов и может так работать, что говорит о серьезных ограничениях классно-урочной системы в индивидуализации обучения и непрерывном формировании учебных действий — и предметных, и универсальных.

В-третьих, в ходе преломления программы развития УУД в рабочие программы учебных предметов целесообразно в последние включить колонку «Образовательная деятельность (типовые задачи, методы и формы организации учебной работы учащихся)». А поскольку учебные действия складываются не за одно занятие, стоит выделять группу планируемых УУД для серии занятий. Такое планирование позволит упорядочить постановку необходимых развивающих и воспитательных задач урока, не упускать из виду уже сформированное и продолжать его совершенствовать.

Автор выражает признательность учителям разных районов и городов Красноярского края, принявшим активное участие в обсуждении разработанной программы развития УУД. Практика подскажет, что в ней следует изменить, дополнить, уточнить. Мы не претендуем на всю полноту охвата. Надеемся, что этот вариант будет мотивировать на новые идеи и дополнения.

Подготовка пояснительной записки

Программа развития УУД сопровождается пояснительной запиской. В ней можно указать:

  • нормативно-правовую основу разработки программы развития УУД;
  • цели и задачи программы развития УУД, ее место и роль в реализации требований ФГОС основного общего образования;
  • определение понятия УУД, характеристику их видов и функций;
  • перечень разделов программы.

Планирование основного раздела

В процессе проектирования раздела «Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития универсальных УУД у обучающихся» необходимо учесть ряд особенностей.

Во-первых, детализирован состав УУД — они представлены операционально, т. е. через действия учащихся, которые можно надежно опознать. При этом вначале указаны требования ФГОС основного общего образования к личностным и метапредметным результатам, сформулированные на уровне целей-ориентиров, а затем следуют формулировки конкретных учебных действий. Не используются глаголы типа «знать», «понимать», «уметь», т. к. результаты должны быть видимыми и измеримыми.

Во-вторых, выделены этапы формирования УУД — они показаны в динамике усложнения от класса к классу. Это позволяет задать логику процессу достижения предполагаемых образовательных результатов. Учебные действия соотнесены с рекомендуемыми типовыми задачами формирования УДД, методами и формами организации образовательной деятельности обучающихся, показана связь с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью. Табличный формат программы — своеобразный конструктор, из которого учитель сможет выбирать, копировать только те колонки, которые ему нужны для непосредственной работы в том или ином классе. При описании этапов формирования и развития УУД рекомендуем придерживаться следующего порядка:

  • конкретизировать планируемые результаты к окончанию основного общего образования, взятые за основу из примерной ООП;
  • определить фактическую сформированность УУД к началу получения основного общего образования (это необходимо для обеспечения преемственности формирования УУД на разных уровнях общего образования);
  • определить промежуточные состояния в формировании УУД.

В каждой группе УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) целесообразно выделить ядро — учебные действия, первостепенные для обучающихся данного класса. Усложнение УУД от класса к классу осуществляется по разным основаниям:

  • состав (планируется поэтапная отработка составляющих УУД микроумений — операций);
  • этапы развития:
    — выполнение учебного действия по образцу;
    — осуществление указанного (предложенного) способа действия при решении учебной задачи;
    — выбор и применение определенного способа с ориентацией на цель и условия учебной задачи;
  • усложнение предметного материала, на базе которого предполагается выполнять УУД;
  • усложнение приемов рассуждения;
  • усложнение используемых учебных средств;
  • степень совместности выполнения (под руководством взрослого, совместно со сверстниками или индивидуально).

Выбор того или иного основания определяется особенностями УУД.

Типовые задачи для формирования УУД

Становление познавательных УУД во многом связано с содержанием учебных курсов, например, тема « 1-е, 2-е, 3-е склонение имен существительных» органично подходит для формирования умения классифицировать. Однако не стоит пытаться установить связь всех УУД с содержанием изучаемых тем. Так, становление личностных, регулятивных и коммуникативных УУД осуществляется главным образом благодаря взаимодействию участников образовательной деятельности, использованию специальных методов и форм организации учебной работы учащихся. Выполнение учащимися УУД не должно быть подменено их созерцанием, изучением историй чьих-либо действий (даже в самом художественном и интересном описании). Вот почему образовательным ситуациям и формам деятельности следует уделить особое внимание.

Для отражения типовых задач по формированию УУД, связанных с содержанием учебных предметов либо с образовательными ситуациями, в таблице предназначен столбец «Связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью». Типовые задачи обозначены посредством наименования упражнений, заданий, методов и форм учебной работы.

Отдельные «мелкие» результаты, обозначенные в ООП, представлены нами в столбце «Связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью». Они являются средством достижения крупных результатов, относительно которых задана динамика их усложнения. Эта графа открыта для дополнения, в связи с чем целесообразно провести ряд методических разработческих семинаров как в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации в ОО, так и для педагогических работников разных ОО (города, региона и т. п.). Подобрать типовые задачи для формирования познавательных УУД поможет анализ используемых учебников и дидактических материалов.

Программа развития УУД

Пример пояснительной записки

Пояснительная записка

Программа развития УУД направлена на конкретизацию требований ФГОС основного общего образования к достижению метапредметных и личностных результатов применительно к особенностям образовательного процесса в ОО и служит основой для разработки рабочих программ всех учебных предметов, курсов.

Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для формирования у учащихся, осваивающих уровень основного общего образования, способности к самостоятельному целеполаганию, планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества. В соответствии с указанной целью программа развития УУД для учащихся, осваивающих уровень основного общего образования, определяет следующие задачи:

  • организация взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей по развитию УУД учащихся 5-9-х классов;
  • реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, формирование у них культуры исследовательской и проектной деятельности как в урочной, так и во внеурочной деятельности, в т. ч. на материале содержания учебных предметов;
  • обеспечение преемственности и особенностей развития УУД при переходе от уровня начального общего к основному общему образованию;
  • конкретизация УУД применительно к отдельным классам (возрастным этапам).

Общая характеристика УУД. В широком смысле УУД — это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле УУД — это совокупность способов действий, способствующих самостоятельному усвоению новых знаний, формированию умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

  • обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, понимание механизмов существования предметов и явлений;
  • являются средством постижения и понимания очередных (других, аналогичных) объектов учебного познания;
  • обеспечивают возможности учащихся самостоятельно осуществлять образовательную деятельность, ставить учебные цели, искать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В программе отдельно выделены четыре вида УУД:

  • личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в т. ч. к выбору направления профильного образования; ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
  • регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
  • познавательные (владение основами проектно-исследовательской деятельности; практическое владение методами познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата; использование знаково-символических средств, логических действий и операций: анализ; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование и др.);
  • коммуникативные (умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах); работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием прочитанного).

Описание разделов

Настоящая программа состоит из следующих разделов:
1. Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов развития УУД у обучающихся.
2. Основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
3. Формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.
4. Условия, обеспечивающие развитие УУД у обучающихся.
5. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД.
6. Система оценки деятельности ОО по формированию и развитию УУД обучающихся.

Планируемые результаты достижения учащимися УУД представлены в таблице. Комментарий к таблице «Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития УУД обучающихся»:

1. В  1-й колонке таблицы указана предполагаемая сформированность УУД учащихся к началу обучения в  5-м классе. Это необходимо для обеспечения преемственности формирования УУД на уровнях начального и основного общего образования. Далее УУД представлены в развитии — конкретизированы применительно к возрастным этапам: 5-6-м, 7-8-м и  8-9-м классам (такое усложнение является ориентировочным, примерным, т. к. в одном и том же классе могут наблюдаться значительные расхождения уровня освоения УУД разными учащимися). Конкретный результат по  какому-либо классу можно корректировать, исходя из особенностей обучающихся и результатов сформированности УУД в предыдущих классах.

2. В таблице показана связь формирования УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, приведены типовые задачи формирования и использования УУД, методы и формы организации образовательной деятельности учащихся. Этот перечень открыт, он корректируется в ходе проектирования образовательной деятельности конкретной ОО.

3. Планируемые результаты, выделенные в таблице курсивом, получат возможность достичь только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и обладающие более развитыми способностями. В повседневной практике обучения эта группа УУД не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися в силу повышенной сложности этих учебных действий для обучающихся данного возраста (года обучения).

4. Отдельные ячейки в таблице остаются незаполненными. Пустые ячейки в таблице свидетельствуют о том, что формирование УУД начнется на следующем году обучения. В частности, пустые ячейки в колонке о готовности выпускников начальных классов могут свидетельствовать, что определенные УУД не сформированы у общей массы учащихся, учителя могут вносить оперативные уточнения в I четверти 5-го класса по итогам входного мониторинга. Наполнение программы для каждого года обучения во многом зависит от достигнутых результатов формирования УУД на предыдущих этапах, что требует коррекции и конкретизации УУД, отнесенных к тому или иному году обучения. Кроме того, ОО дано право корректировать и расширять перечень УУД, делать больший акцент на ту или иную их группу. Содержание программы развития УУД во многом зависит от особенностей ОО, опыта учителей по формированию УУД и т. д. В связи с этим администрацией ОО в программу вносятся необходимые коррективы.

Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития УУД обучающихся

* Цели в разделе «Личностные УУД» таблицы определены на основании п. 9 приказа Минобрнауки России от  17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
** Формирование регулятивных УУД осуществляется на всех учебных предметах и во внеурочной работе в процессе многократного выполнения соответствующих операций: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими обучающимися, а затем — самостоятельно. Обязательно организуется рефлексия выполнения этих операций. Результаты обсуждаются фронтально (в тех случаях, когда это корректно) или индивидуально с учащимся. А также организуется описание своего опыта для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.
*** Цели в разделе «Регулятивные УУД» таблицы определены на основании п. 10 приказа Минобрнауки России от  17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
**** Цели в разделе «Познавательные УУД» таблицы определены на основании п. 10 приказа Минобрнауки России от  17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Окончание статьи читайте в следующем номере


1Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец. М.: Сентябрь. 2013. Подробнее см.: www.kco-kras.ru>>вернуться в текст
8
Июль 2015года
А также

Изучение уровня адаптации выпускников начальных классов

Заместитель руководителя образовательной организации, посещая учебные занятия, может проводить наблюдение за адаптацией пятиклассников с помощью карты мониторинга «Изучение уровня адаптации выпускников начальных классов».

Учащиеся начальных классов, перешедшие в  5-й класс, переживают сложный и ответственный период, от которого зависит все дальнейшее обучение. Пятиклассники осваивают изменившуюся окружающую действительность, учатся смотреть на свою деятельность с разных точек зрения, глазами разных учителей. Возрастает темп учебного занятия и, следовательно, темп работы каждого обучающегося. Ученики осваивают новую систему требований к содержанию и оформлению работ. Адаптационный период может продолжаться от 2–4 недель после начала обучения до 2–3 месяцев (в отдельных случаях — до 6 месяцев). Признаками дезадаптации могут быть быстрая утомляемость, нежелание выполнять домашнюю работу, большое количество замечаний учителей к выполняемой работе, стремление любыми путями избежать трудностей, обостренное переживание неприятностей, увеличение конфликтных ситуаций, негативные характеристики в адрес учителей и одноклассников и т. д.

Заместитель руководителя образовательной организации (далее — ОО), посещая учебные занятия, может проводить наблюдение за адаптацией пятиклассников с помощью карты мониторинга «Изучение уровня адаптации выпускников начальных классов».

Карта мониторинга «Изучение уровня адаптации выпускников начальных классов»

Инструкция: в начале исследования необходимо провести наблюдение за обучающимися класса, после чего подсчитать сумму баллов, набранных каждым учащимся. Итоги фиксируются в сводной таблице результатов адаптации обучающихся. После подсчета итоговых баллов выстраивается график «Зона адаптации обучающихся класса», что делает полученную информацию более наглядной, позволяет сравнивать результаты исследований разных классов, делать соответствующие выводы, принимать решения.

Результаты наблюдения за обучающимсяОтметкаБаллы
Критерий 1. Учебная активность
Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно 5
Работает на уроке, чередует положительные и отрицательные ответы 4
Редко поднимает руку, но отвечает правильно 3
Учебная активность обучающегося на уроке носит кратковременный характер, он часто отвлекается, не слышит вопроса 2
Пассивен на уроке, переписывает готовое с доски. Дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто отвлекается 1
Отсутствует учебная активность 0
Критерий 2. Успеваемость
Правильно, безошибочно выполняет домашние задания. Средняя отметка — «5» 5
Делает небольшие помарки, есть единичные ошибки. Средняя отметка — «4», «5» 4
Редко допускает ошибки, в основном они связаны с пропуском букв и их заменой. Средняя отметка — «4» 3
Плохо усваивает материал одного из основных предметов. Допускает много ошибок. Средняя отметка — «4» 2
Часто допускает ошибки, неаккуратно выполняет задания: в работах много исправлений, зачеркиваний. Средняя отметка — «3» 1
Плохо усваивает программный материал по всем учебным предметам: допускает большое количество грубых ошибок. Низкая успеваемость по всем предметам. Средняя отметка — «2», «3» 0
Критерий 3. Поведение на уроках
На уроках ведет себя спокойно. Добросовестно выполняет все требования учителя 5
Выполняет требования учителя, но порой отвлекается от урока 4
Иногда обменивается короткими репликами с товарищами 3
Часто наблюдается скованность в движениях, позе обучающегося, напряженность в ответах 2
Выполняет требования учителя частично, отвлекается, вертится или постоянно разговаривает 1
Не выполняет требования педагога, большую часть урока занимается посторонними делами 0
Критерий 4. Поведение на переменах
У обучающегося наблюдается высокая игровая активность, он охотно участвует в подвижных, коллективных играх 5
На переменах предпочитает заниматься в классе, читать книги, играть в спокойные игры 4
Активность обучающегося ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, выполняет поручения по подготовке класса, если их озвучивает учитель) 3
Во время перемены ученик не может найти себе занятие, переходит от одной группы обучающихся к другой 2
Учащийся пассивен, движения скованные. На переменах избегает одноклассников 1
Часто нарушает нормы поведения: мешает другим учащимся играть, кричит на них, бывает зачинщиком драк. Когда ему делают замечания, не меняет своего поведения (не владеет собой) 0
Критерий 5. Взаимоотношения с одноклассниками
Учащийся общительный, легко контактирует с другими учащимися 5
Учащийся малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются одноклассники 4
Круг общения ограничен: учащийся общается только с некоторыми одноклассниками 3
Предпочитает находиться рядом с другими учащимися, но не вступает с ними в контакт 2
Учащийся замкнут, изолирован от других учащихся, предпочитает находиться один (другие обучающиеся к нему равнодушны) 1
Проявляет негативизм по отношению к другим учащимся, постоянно ссорится с ними и обижает их, его не любят 0
Критерий 6. Отношение к учителю
Проявляет по отношению к учителю дружелюбие, стремится понравиться ему, после урока часто подходит, общается с ним 5
Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью 4
Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам 3
Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним 2
Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, говорит тихо, запинается 1
Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет даже при малейшем замечании 0
Критерий 7. Эмоциональное благополучие
Наблюдается хорошее настроение, учащийся часто смеется, улыбается 5
Спокойное эмоциональное состояние 4
Эпизодически настроение обучающегося снижается 3
Проявляет отрицательные эмоции (тревожность, огорчение, иногда страх) либо обидчивость, часто ссорится с учащимися, повышает голос 2
Депрессивное настроение, плачет безо всяких причин 1
Проявляет агрессию (вспышки гнева, злости) в отношениях с другими учащимися (может ударить, что-то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем 0
Итого: 

Анализ результатов исследования

Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов (К) и выделения проблемных зон. Полученную цифру (К) сравнивают с «ключом»:
Если 22 ≤ К ≤ 35, можно говорить о том, что адаптация учащегося протекает успешно (зона адаптации).
Если 16 ≤ К ≤ 21, можно говорить о том, что учащийся испытывает проблемы в адаптации (зона неполной адаптации).
Если 0 ≤ К ≤ 25, можно говорить о том, что учащийся дезадаптирован (зона дезадаптации).

Результаты наблюдения за учащимися 5-го класса можно отразить в табличной форме.

Сводная таблица результатов адаптации обучающихся                класса, 20       /        уч. год

№ Ф. И. обучающегосяКритерииИтого
1234567
Баллы
1        
2        
3        

Учитель:                               (Ф. И. О., подпись)                              .

8
Июль 2015года
Работаем с кадрами

Флеш-семинар как новая форма обучающего тренинга: формируем и развиваем УУД обучающихся

 

Какие черты характерны для трансформационных тренингов? Как ведущим флэш-семинаров создать условия для самораскрытия участников? Авторы статьи рассматривают понятие и предлагают план проведения флэш-семинаров.

В статье даны рекомендации, как правильно распределить время, какое оборудование лучше использовать при организации тренинга. А также структура и содержание презентации для проведения. Глоссарий и таблица детализации метапредметных результатов прилагаются.

М.Н. Гоглова, канд. пед. наук, доц. каф. развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования», доц., заслуженный учитель РФ, г. Москва
О.В. Покосовская, методист ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1505»

Проблемы формирования УУД

В статье предлагается продолжить изучение активных форм методического сопровождения педагога в ходе его подготовки к работе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования1.

Трудности педагогов при формировании УУД обучающихся

Одной из насущных образовательных проблем, которые можно разрешить через использование флэш-семинара (предлагаемой формы проведения обучающего тренинга), является формирование и развитие универсальных учебных действий (далее — УУД) у обучающихся, осваивающих уровень основного общего образования.

Актуальность этой темы обусловлена двумя причинами. Первая причина связана с недостаточным пониманием педагогической общественностью сущности УУД и, как следствие, возникает вторая причина — отсутствие системы методических и технологических подходов к их формированию на уровне начального общего образования и развитию при освоении основного общего образования.

Отход педагога от знаниевой парадигмы происходит достаточно болезненно. Остаются за пределами понимания образовательные результаты, отличные от предметных. Почему это происходит? До появления ФГОС общего образования процесс образования трактовался как неразрывное единство обучения (получение определенного набора предметных знаний, умений, навыков) и воспитания (формирование заданных качеств личности). Если провести упрощенную аналогию между требованиями к образовательным результатам: обучение по государственным образовательным стандартам — формирование предметных результатов по ФГОС общего образования, соответственно, воспитание — формирование личностных результатов, то группа метапредметных результатов аналогии не находит. И неудивительным становится неприятие нового подхода педагогами, которых формированию метапредметности ни в школе, ни в институте не учили. Учили профессии, позволяющей отдавать знания, делиться знаниями, внедрять знания. При этом мало заботясь о том, сможет ли наполненный знаниями выпускник успешно применить их во взрослой жизни.

Категория «метапредметные результаты» неразрывно связана с понятием «универсальные учебные действия», определяемые и как способы познания, с одной стороны, и как способы организации практической деятельности с целью применения полученных знаний — с другой. Таким образом, необходимость формирования УУД снимает противоречие между накоплением знаний и умением применять их в самостоятельной образовательной деятельности и в жизненной практике.

В течение четырех учебных лет педагоги обучают учащихся в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Несмотря на это, в ходе многочисленных обучающих активностей, проведенных авторами статьи для педагогов, руководителей образовательных организаций (далее — ОО) г. Москвы и Московской обл., выявилось, что в понимании педагогической общественности по-прежнему существует смешение понятий «метапредметные результаты» и «межпредметные понятия», т. е. сохраняется непонимание структуры и сущности метапредметности. Такое непонимание ярко отражается в проектируемых в ОО основных образовательных программах (далее — ООП) всех уровней образования: в качестве планируемых результатов из ФГОС общего образования, примерных ООП активно «переписываются» требования к результатам.

Поэтому содержание предлагаемого в данной статье флеш-семинара ставит целью осознание его участниками дефиниции «универсальные учебные действия» с позиции метапредметных результатов и механизма их формирования и развития. Форма флеш-семинара инициирует самостоятельный поиск педагогическими работниками сущности изучаемого понятия.

Флеш-семинар

Флеш-семинар как форма методического сопровождения имеет некоторые черты, характерные для трансформационных тренингов, участники которых стремятся найти выход из некоторой проблемной ситуации или открыть для себя новые профессиональной возможности.

При проведении флеш-семинара ведущим создаются условия для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных профессиональных проблем. Участники взаимодействуют друг с другом, выполняют персональные, групповые и общие задания, активизируют собственный опыт, генерируют новые идеи. Развитие, формирование нового знания, понимание решения проблемы происходят через интенсивное взаимообучение.

Уже в ходе обучающего события происходят озарение, прорыв, инсайт в понимании проблемы, в отличие от обычного семинара, цель которого, как правило, состоит в доведении до участников некоторого объема информации без гарантии ее усвоения.

Таким образом, флеш-семинар — это форма проведения обучающего тренинга, в основе которого лежат обсуждение нововведений и обмен профессиональным опытом.

Флеш-семинар «Универсальные учебные действия обучающихся: как формировать и развивать?»

Цель, задачи, план организации флэш-семинара

Проектируя план организации флеш-семинара, необходимо учитывать следующие составляющие:
1. Время работы — 3 академических часа (с обязательными перерывами на 10 мин).
2. Участники — педагогические работники ОО.
3. Материалы и оборудование:

  • доска, маркеры, флипчарт, проектор, экран (или интерактивная доска, заменяющая все перечисленное);
  • маркеры (на каждый стол размещаются красный, синий, зеленый, черный маркеры);
  • листы формата А4 для каждого участника;
  • столы для работы в группах по количеству формируемых групп (не более шести) и отдельный стол для ведущих.

Цель флеш-семинара — осознание участниками дефиниции «универсальные учебные действия» с позиции метапредметных результатов и механизма их формирования и развития, инициирование самостоятельного поиска педагогическими работниками сущности изучаемого понятия, организация обмена опытом педагогических работников. Задачи:

  • обосновать необходимость детализации УУД;
  • сформировать умение детализировать УУД на отдельные умения и объединять детализированные умения в группы УУД;
  • сформировать умение отбирать контрольно-измерительные материалы для проведения текущего и промежуточного контроля сформированности детализированных умений и УУД;
  • сформировать умение планировать учебное занятие, направленное на развитие метапредметных результатов.

Организационные формы работы участников:

  • дискуссия;
  • индивидуальная и групповая работа;
  • подготовка кратких сообщений;
  • экспертиза;
  • рефлексия.

План проведения флеш-семинара

План проведения флеш-семинара представлен в табл. 1 (тексты заданий, кейсов приведены в содержании сопровождающей флеш-семинар презентации в табл. 2).

Таблица 1

План проведения флеш-семинара

Этапы флеш-семинараКраткое описание содержания этапов
Актуализация проблемыОбращение к материалам, опубликованным на портале «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования» в разделе «Завершенные проекты»: «Обсуждение Примерной основной образовательной программы основного общего образования»
Представление целей, задач и форм работы участниковОпределение правил проведения флеш-семинара
Понятие о планируемых результатахРазличие в представлении образовательных результатов в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов и ФГОС общего образования
Работа в группахВопрос ведущего флеш-семинара: к каким группам требований ФГОС основного общего образования относятся умения, выявленные в заданиях?
Участники анализируют предложенные задания и отвечают на вопрос ведущего. Задания для групп:
• 1-я группа: девятиклассникам предложили перечень учебных курсов. Какие умения необходимы им для выбора элективного курса?
• 2-я группа: ученик выполнил учебное задание. Какие умения он покажет при определении качества его выполнения?
• 3-я группа: при выполнении проекта «Ландшафтный дизайн территории» ученикам неободимо составить план территории ОО. Какие умения позволят им решить поставленную задачу?
• 4-я группа: участники группового проекта проводят презентацию созданного продукта. Какие умения они продемонстрируют в ходе подготовки к презентации?
Работа с кейсамиРешение кейса «Чистоплотная хозяйка» (см. ниже текст презентации в табл. 2). Работа с бланками самооценивания выполненного задания, самооценивания уровней адаптации (табл. 2)
Работа в группахФормирование и развитие УУД — эффективное учебное занятие. Технологическая карта урока
Фронтальная беседаОбсуждение эффективности технологических приемов, используемых для формирования и контроля метапредметных результатов.
Обсуждение особенностей контрольно-измерительных материалов (учебно-исследовательские и  учебно-практические задачи), используемых в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля
Подведение итоговРефлексия (журнал размышлений, дневник рефлексии)

Содержание флеш-семинара

Для проведения флеш-семинара ведущему целесообразно подготовить презентацию, представленную в табл. 2.

Таблица 2

Структура и содержание презентации для проведения флеш-семинара

№ слайдаСодержание слайда
1Тема флеш-семинара («Универсальные учебные действия обучающихся: как формировать и развивать?»)
2Определение формы проведения
3Цель и задачи флеш-семинара
4Наши правила:
• создаем атмосферу доверия друг к другу;
• используем те формы организации деятельности, которым должны научиться;
• приветствуем самостоятельность и инициативность;
• приветствуем свободное высказывание своей точки зрения или позиции;
• уважаем другую точку зрения даже в случае, если мы с ней не согласны;
• учимся друг у друга
5ФГОС общего образования: что изменилось?
1. Характеристика цели (образ выпускника).
2. Образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные).
3. Виды деятельности (проектная, учебно-исследовательская)
6Учебные занятия (уроки) и образовательные результаты: структура образовательных результатов — личностные, метапредметные, предметные
7Определение метапредметных результатов в соответствии с ФГОС общего образования:
метапредметные результаты = УУД + межпредметные понятия
8Характеристика УУД: обеспечивают способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного нового социального опыта
9Модель разработки содержания личностных результатов. Пример детализации одного из пунктов требований к личностным результатам, представленным в ФГОС общего образования. Воспитание российской гражданской идентичности:
• субъективная значимость проживания в России и путешествия по ее территории;
• понимание своей сопричастности к России как стране и ее природным ландшафтам;
• субъективная значимость использования русского языка и языков народов России;
• тождественность личной культуры российской многонациональной культуре;
• сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России;
• мотив осмысления российских законов и их выполнение
10Модель разработки содержания метапредметных результатов. Пример детализации одного из пунктов требований к метапредметным результатам, представленным в ФГОС общего образования. Группа результатов — регулятивные УУД. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов
11Как формировать метапредметные результаты? Типология заданий:
1. По форме участия обучающихся в выполнении задания:
• индивидуальные;
• парные;
• групповые;
• комбинированные.
 2. По образовательным результатам:
• формирование детализированных умений (расшифрованные, алгоритмизированные УУД), которые учитель может измерить в ходе образовательного процесса;
• развитие метапредметных результатов (фиксация положительной динамики в «приращении» количества детализированных умений);
• достижение планируемого образовательного результата (фиксация соответствия достигнутого планируемому результату)
12Типология заданий (ФГОС общего образования):
• учебно-познавательные;
• учебно-практические;
• кейсы
13Кейс «Чистоплотная хозяйка»:
Ирина Петровна всегда отличалась аккуратностью и заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своем подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налет.
- Что это?! — с ужасом спрашивала Ирина Петровна у соседки по лестничной клетке.
Соседка сказала, что, вероятно, это грибы.
Вопросы:
• Могут ли это быть грибы?
• Могут ли это быть другие организмы?
• Какие существуют способы, с помощью которых можно было бы выяснить природу появившегося налета?
• Что необходимо делать, чтобы избежать подобной ситуации?
14

Задание:
• ознакомьтесь с содержанием кейса;
• определите детализированные умения, которые характеризуют виды УУД, заполните таблицу;
• где и как можно использовать данный кейс?

15Чтобы сформировать у учащихся УУД, необходимо:
• сформировать первичный опыт выполнения УУД и мотивацию;
• сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, опираясь на имеющийся опыт;
• сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения
16

Бланк самооценивания выполненного задания:

17

Бланк самооценивания уровней адаптации:

18Журнал размышлений.
Продолжите фразы:
• я работаю лучше тогда, когда… ;
• лучше всего у меня получаются задания, в которых… ;
• мне нравится работать с другими, когда…
19Дневник рефлексии.
Продолжите фразы:
• мне бы хотелось узнать больше о… ;
• я бы хотел улучшить свои знания в области… ;
• мне еще нужно работать над…
20Что такое учебное занятие?
Учебное занятие — это целостный фрагмент образовательной деятельности, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения*.
Учебное занятие ограничено во времени и осуществляется в рамках определенного первичного объединения (коллектива) обучающихся и педагогов: школьного класса, студенческой группы и т. п.
21Учебное занятие — это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и обучающегося, включающая содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.
Ранее в системе образования под рекомендациями к учебному занятию понималась совокупность правил, вытекающих из дидактических принципов. При этом в требования к учебному занятию включали описание педагогического процесса.
Классическая схема организации учебного процесса:
• постоянный состав групп;
• твердое расписание уроков;
• ведущая роль педагога и плановость в его работе
22Дидактические модели учебного занятия (урока) характеризуются:
• целью, объединяющей модель в единое целое;
• характером учебного занятия (информационный, мотивационный, диалогический, проектный);
• составляющими элементами учебного занятия (организационный момент, подготовка к восприятию темы, целеполагание, объяснение темы, закрепление, подведение итогов урока);
• характером взаимосвязей и взаимозависимостей элементов учебного занятия;
• режимом проведения учебного занятия
23

«Этапы подготовки учебного занятия»

24Создаем модель эффективного учебного занятия (гиперссылка на файл «Глоссарий» (приложение 1)):
1. Проблема — цель — задачи — планируемые результаты.
2. Этапы занятия, хронометрия этапов.
3. Предполагаемая деятельность учителя.
4. Предполагаемая деятельность ученика.
5. Средства для совместной деятельности участников образовательных отношений.
6. Текущий контроль. Преемственность текущего контроля, промежуточной аттестации, итоговой аттестации
25

Синергия деятельности участников образовательных отношений (гиперссылка на файл «Глоссарий» (приложение 1)):

26Планируем учебное занятие.
Задание: составьте алгоритм действий учителя при планировании учебного занятия, ориентированного на формирование и развитие УУД.
Что используем? (Рабочую предметную программу, учебно-методический комплекс, паспорт кабинета, интернет-ресурсы и др.)
27Технологическая карта урока*. Задание: предложите вариант структуры технологической карты и используйте ее для конструирования учебного занятия.
Тему учебного занятия определяет участник флеш-семинара.
Для проектирования образовательных результатов можно воспользоваться таблицей детализации метапредметных результатов освоения ООП основного общего образования (приложение 2)
28Механизм оценивания образовательных результатов:
• текущий контроль: оценивание и коррекция детализированных умений;
• промежуточный контроль: оценивание умений, указанных в планируемых результатах рабочей предметной программы;
• итоговый контроль:
- динамика формирования каждого УУД, указанного в ФГОС общего образования, в течение учебного года / уровня образования;
- сумма баллов за сформированные УУД в течение учебного года / уровня образования
29

Реализуем технологическую карту.
Управление педагогическими рисками (гиперссылка на файл «Глоссарий» (приложение 1)) — заполнение таблицы:

30Подведение итогов:
1. Что нового вы узнали на  флеш-семинаре?
2. Какая информация, на ваш взгляд, была избыточной?
3. Какие вопросы для вас остались «закрытыми»?
4. Какие умения сформировались у вас в ходе выполнения заданий?
5. Будете ли применять технологические приемы, используемые на  флеш-семинаре, в своей практической деятельности?
* Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: учебное пособие. М.: Академия, 2002. С. 124–125.
** В настоящее время существует множество вариантов разработанных и опубликованных технологических карт. В зависимости от личных предпочтений или избранной тактики ведения флеш-семинара ведущий может предложить участникам технологическую карту собственной разработки, отдать предпочтение какому-либо готовому варианту или рассмотреть версии участников.

Приложение 1

Глоссарий

Инсайт — (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть) — понятие, введенное в гештальтпсихологию в 1925 г. В. Келером, означает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В дальнейшем использовалось в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого.

Синерги´я — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.

Универсальные учебные действия — совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Управление рисками, риск-менеджмент (англ. risk management) — процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.

Эффективность — способность выполнять работу и достигать необходимого или желаемого результата с наименьшей затратой времени и ресурсов.

Приложение 2

ТАБЛИЦА детализации метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Требования к метапредметным результатамКод (шифр)*Планируемый результат
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельностиМР 1.1Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты
МР 1.2Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему
МР 1.3Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, прогнозировать конечный результат
МР 1.4Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
МР 1.5Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
МР 1.6Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и объясняя логическую последовательность шагов
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задачМР 2.1Определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей
МР 2.2Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач
МР 2.3Определять/находить, в т. ч. из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи
МР 2.4Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов)
МР 2.5Выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства (ресурсы) для решения задачи (достижения) цели
МР 2.6Составлять план решения проблемы
МР 2.7Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения
МР 2.8Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса
МР 2.9Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуациейМР 3.1Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности
МР 3.2Систематизировать (выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности
МР 3.3Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований
МР 3.4Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата
МР 3.5Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и (или) при отсутствии планируемого результата
МР 3.6Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта (результата)
МР 3.7Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта
МР 3.8Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решенияМР 4.1Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи
МР 4.2Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи
МР 4.3Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий
МР 4.4Оценивать продукт своей деятельности по заданным и (или) самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности
МР 4.5Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов
МР 4.6Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельностиМР 5.1Наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки
МР 5.2Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы
МР 5.3Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность
МР 5.4Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха
МР 5.5Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности
МР 5.6Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических (эмоциональных) состояний для достижения эффекта успокоения, эффекта восстановления, эффекта активизации
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводыМР 6.1Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства
МР 6.2Выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов
МР 6.3Выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство
МР 6.4Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
МР 6.5Выделять явление из общего ряда других явлений
МР 6.6Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений
МР 6.7Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям
МР 6.8Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки
МР 6.9Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи
МР 6.10Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации
МР 6.11Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное источником
МР 6.12Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
МР 6.13Выявлять и называть причины события, явления, в т. ч. возможные (наиболее вероятные) причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ
МР 6.14Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задачМР 7.1Обозначать символом и знаком предмет и (или) явление
МР 7.2Определять логические связи между предметами и (или) явлениями, обозначать логические связи с помощью знаков в схеме
МР 7.3Создавать абстрактный или реальный образ предмета и (или) явления
МР 7.4Строить модель (схему) на основе условий задачи и (или) способа решения задачи
МР 7.5Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией
МР 7.6Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
МР 7.7Переводить сложную по составу информацию из графического (символьного) представления в текстовое и наоборот
МР 7.8Строить схему, алгоритмы действий, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм
МР 7.9Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного
МР 7.10Анализировать (рефлексировать) опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе проблемной ситуации, поставленной цели и (или) заданных критериев оценки продукта (результата)
8. Смысловое чтениеМР 8.1Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целью деятельности)
МР 8.2Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст
МР 8.3Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
МР 8.4Резюмировать главную идею текста
МР 8.5Преобразовывать текст в другую модальность, интерпретировать текст
МР 8.6Критически оценивать содержание и форму текста
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнениеМР 9.1Определять возможные роли в совместной деятельности
МР 9.2Играть определенную роль в совместной деятельности
МР 9.3Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты, гипотезы, аксиомы, теории
МР 9.4Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации
МР 9.5Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности
МР 9.6Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
МР 9.7Критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его
МР 9.8Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации
МР 9.9Выделять общую точку зрения в дискуссии
МР 9.10Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей
МР 9.11Организовывать учебное взаимодействие в группе
МР 9.12Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием (неприятием) со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речьюМР 10.1Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства
МР 10.2Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
МР 10.3Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности
МР 10.4Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей
МР 10.5Высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога
МР 10.6Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником
МР 10.7Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств
МР 10.8Использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления
МР 10.9Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные (отобранные) под руководством учителя
МР 10.10Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системамиМР 11.1Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ
МР 11.2Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации
МР 11.3Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи
МР 11.4Использовать ИКТ для решения учебных задач (вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.)
МР 11.5Использовать информацию с учетом этических и правовых норм
МР 11.6Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентацииМР 12.1Определять свое отношение к природной среде
МР 12.2Анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов
МР 12.3Проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций
МР 12.4Прогнозировать изменение ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора
МР 12.5Распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды
МР 12.6Выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы
* При кодировании использовано сокращение «МР» — метапредметный результат.

1Подробнее об активных формах методического сопровождения педагога см.: Гоглова М.Н., Покосовская О.В.Скрининг-педагогический совет как активная форма методического сопровождения введения ФГОС основного общего образования // Справочник заместителя директора школы. 2015. № 7. С. 54. >>вернуться в текст

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей