
Выбираем эпиграф для эссе
Учитель помогает обучающемуся выбрать эпиграф к эссе в соответствии с темой. Предложенные примеры эпиграфов могут выступать самостоятельными темами эссе.
Эпиграф – изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, которая характеризует основную идею произведения. В первой половине XIX в. эпиграфами охотно блистали как выражением начитанности и умения применить чужую мысль в новом смысле.
Эпиграф в художественном произведении выполняет также следующие функции:
- Поясняет замысел автора. Пример: «Береги честь смолоду». Пословица послужила эпиграфом к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
- Раскрывает основную мысль произведения. Пример: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Цитата из 1-й книги Царств и эпиграф к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
- Выражает отношение автора к сюжету или герою. Пример: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эпиграф к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Хорошо подобранный эпиграф не только раскроет идею, тему, но и поможет правильно оценить умение автора мыслить. Эпиграф чаще всего конкретизирует тему эссе для учащегося.
Также эпиграф трансформирует тему, делает ее проблемной, либо содержащей противоречие, над которым ученик должен подумать. Это помогает активизировать интеллектуальные способности обучающегося и раскрыть его творческий потенциал.
Предлагаем учителю перечень эпиграфов из сочинений отдельных авторов Древнего Египта, Греции, Индии, Китая.
Примеры эпиграфов взяты из сказок, древнего эпоса, философских трактатов. Есть пример из «Авесты» – собрания священных текстов зороастрийцев, старейшего памятника древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке.
Примеры эпиграфов для эссе обучающихся


