ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2016года
Педагогические инновации
Формы работы

Анонсы к урокам: образовательное пространство за пределами кабинетов

Дмитрий Жемчужников, канд. пед. наук, учитель информатики ГБОУ Школа № 1220, г. Москва
Главное в статье
  1. Пространство школьного коридора остается скучным и демотивирующим. Система анонсов к урокам мотивирует изучать предмет.
  2. В основе проекта – приемы привлечения внимания в торговых центрах: появление нового экрана вызывает интерес ученика.
  3. Учитель с помощью специально разработанной формы генерирует слайд-шоу – краткий или подробный анонс урока.
  4. Система анонсов уроков интегрируется с электронным журналом. Автор сформировал техническое задание для разработчиков электронного журнала.

Мотивирующие возможности школьного коридора

В коридорах школьных зданий ученики видят двери, стены, стенды. Информация на стендах обновляется нечасто. Сделать на стенде материал только к текущей теме – трудоемко и малоэффективно. Между тем значительную часть перемены обучающиеся проводят перед входом в кабинет. Чем они заняты? Обычно гаджетами и отвлеченными диалогами.

Пространство школьного коридора, как правило, скучное и демотивирующее. Его антипод – пространство торгово-развлекательного центра. При входе в зал мультиплекса (многозального кинотеатра) расположен монитор с информацией о начале сеанса, фильме, актерах и режиссерах, трейлером или кадрами. Необходимо изменить пространство школьного коридора, сделать его более мотивирующим. С этой целью разработан проект анонсов к урокам.

К сведению

Почему актуально демонстрировать анонсы к урокам

Учитель тратит значительную часть урока на актуализацию знаний. Часто эта проблема связана с предметами, на которые учащиеся приходят один раз в неделю. Вопросы «Что задавали?» и «Что сегодня будем проходить?» являются самыми актуальными и свидетельствуют об информационном разрыве, на преодоление которого требуется время урока. Педагог может использовать часть времени на перемене для преодоления этого явления.

В основе анонсов к урокам лежат приемы привлечения внимания в развлекательных центрах. Наиболее привлекательными для современных школьников являются экраны различных устройств. Привлекает их яркость и многоцветность, невозможная в реальности. Появление нового экрана в поле зрения автоматически вызывает интерес.

Возникают вопросы:

  • Возможно ли применить технологии рекламы и привлечения потребителей для повышения мотивации к обучению?
  • Как изменить образовательное пространство?
  • Что необходимо для изменения отношения учителей к подготовке уроков и рабочих программ?

Проект системы анонсов к урокам

СПРАВКА

Проект системы анонсов к урокам Д.Г. Жемчужников представил в финале Московского городского профессионального конкурса «Учитель года Москвы – 2016»

В статье представлен эскизный проект системы создания и демонстрации анонсов к урокам. В начале апреля 2016 г. в ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1220» (далее – школа № 1220) в рамках инновационной площадки запущен полнофункциональный прототип.

Описание и иллюстрации в статье – не предполагаемые результаты, а реальные анонсы к урокам.

Цель проекта – внедрить систему демонстрации анонсов к урокам в образовательной организации (далее – ОО). Анонсы повышают эффективность образовательной деятельности за счет экономии времени уроков и мотивации обучающихся изучать предмет.

Задачи проекта:

  • разработать визуальный контент анонсов к уроку и организовать демонстрацию анонсов;
  • разработать техническое задание и интегрировать систему анонсов с электронным журналом;
  • изучить педагогический эффект внедрения системы анонсов к уроками;
  • изучить дополнительные информационно-коммуникационные и педагогические технологии, которые могут быть реализованы с помощью набора оборудования в проекте;

СПРАВКА

Автор благодарит команду финалистов конкурса «Учитель года Москвы – 2016» (Е. Мухина, С. Бушин, А. Ахметов, З. Ильиченкова) за участие в доработке проекта в номинации «Образовательный проект»

  • осуществить пилотное модульное внедрение в двух ОО;
  • получить обратную связь, оптимизировать и документировать систему анонсов;
  • в случае положительных результатов внедрения системы анонсов подготовить тиражирование и обеспечить его сопровождение.

Структура анонса урока

Анонс предстоящего урока демонстрируется в коридоре школы перед входом в учебный кабинет на настенном экране.

Анонс урока – это слайд-шоу, которое включает следующую информацию:

А*. Дата, обратный отсчет времени до начала урока.

B*. Класс. Преподаватель. Тема урока. Домашнее задание.

С. Актуальность темы. Ключевые слова. Проблемные вопросы.

D. Иллюстрации к уроку с комментариями, видеоклип.

E. Дидактические игры и задания.

Учитель генерирует анонс с помощью специально разработанной формы ввода. Информация, отмеченная знаком * (пп. А и В), автоматически загружается в форму из электронного журнала. Таким образом, даже если учитель по каким-либо причинам не создал подробный анонс, краткая версия генерируется в несколько кликов (рис. 1–3).

Рис. 1. Автоматически загружаемая информация для анонса

Рис. 2. Анонс к уроку на настенном мониторе

Рис. 3. Иллюстрация к теме урока на настенном мониторе

По умолчанию пункты C, D, E не демонстрируются. Если учитель добавил в форму информацию из этих пунктов и желает, чтобы она демонстрировалась, он должен снять соответствующую отметку «не показывать блок». Генерация анонса завершается нажатием кнопки «Создать анонс». Включается режим слайд-шоу, и выбранные блоки анонса демонстрируются по кругу с задержкой переключения, которую определяет учитель в форме ввода (от 3 до 100 с). Снимок заполненной формы ввода представлен на рис. 4.

Рис. 4. Заполненная учителем форма ввода к анонсу урока на classtools.ru/project10000

Операционная система компьютера учителя настроена на режим расширенного рабочего стола. Учитель контролирует работу анонса урока и мышью перетаскивает его на дополнительный монитор. Анонс начинает демонстрироваться на настенном экране в коридоре.

ВАЖНО

Система анонсов к урокам должна быть интегрирована с электронным журналом, но может не находиться на его серверах

Оборудование и монтажные работы

Существует несколько вариантов технической реализации системы, с отдельным процессором или без него. Для демонстрации анонсов в силу простоты и надежности использован компьютер учителя и два дополнительных монитора.

Разъем VGA (D-Sub) выбран в связи с универсальностью и гарантированной совместимостью с компьютером учителя и любыми мониторами.

Монтажные работы на одно рабочее место учителя:

  1. Сверление отверстия для вывода кабеля в коридор.
  2. Прокладка кабеля VGA в кабель-канале.
  3. Прокладка электрического кабеля в кабель-канале (или иначе).
  4. Установка кронштейна монитора в коридоре.
  5. Установка и наладка мониторов.

Примерное время монтажных работ бригадой из двух человек – 1 ч.

ЧЕК-ЛИСТ

Оборудование рабочего места учителя:

  • контрольный монитор (19»);
  • внешний (коридорный) монитор (19–32»);
  • кронштейн VESA для внешнего монитора;
  • кабель VGA (1,5 м);
  • кабель VGA (15–20 м);
  • разветвитель VGA 1×2 пассивный;
  • кабель электрический 15 м, розетка;
  • кабель-канал 20 мм (30 м)

Требуемое программное обеспечение

Создание анонса к уроку происходит в браузере (на стороне клиента). Форма и технология ввода данных разработаны. Дополнительные программы не требуются. Система генерации анонсов кроссбраузерная и кроссплатформенная.

Предварительное техническое задание для разработчиков электронного журнала/дневника сформировано. В электронном журнале (информационно-аналитическая система «Московский регистр качества образования»; далее – МРКО) внутри каждого урока требуется создать кнопку «Анонс», при нажатии на которую выгружаются нужные данные и открывается страница создания анонса.

Дополнительная нагрузка на сервер минимальна, формирование и проигрывание (впоследствии – сохранение) анонсов происходят на стороне клиента. В дальнейшем возможна полная интеграция с МРКО: система анонсов может стать частью электронного журнала.

Примерные материальные затраты приведены в таблице «Стоимость оборудования одного рабочего места для создания анонсов к урокам».

Стоимость оборудования одного рабочего места для создания анонсов к урокам

НаименованиеКоличествоСтоимость, руб.
Контрольный монитор (19»)18000
Внешний (настенный) монитор (>23» HD)113 000
Кронштейн VESA1500
Комплект видеокабелей (3 вида)12000
Электромонтажный комплект11500
Монтаж, пусконаладочные работы13000
Итого: 28 000
   

Описание действующего прототипа

СПРАВКА

Парсинг – синтаксический анализ сайтов. Производится парсером – специальной программой или скриптом. Цель – получить определенную информацию со страниц сайта, параметры анализа заранее задаются

Прототип состоит из дополнительного монитора 22″, телевизора 19», стандартного кабеля VGA, кабель-канала 20 мм, удлинителя 10 м, кабеля VGA 15 м, разветвителя VGA, кронштейна VESA. Монтаж осуществлен за 1,5 ч в полном соответствии с описанием выше. В случае расширения до интерактивной поверхности стоимость комплекта на 1 рабочее место увеличивается примерно на 40 000 руб.

При создании прототипа интеграция с электронным журналом не проводилась. Используются технологии парсинга: учитель копирует страницу нужного урока из МРКО, и система выбирает нужную информацию для автозаполнения полей формы ввода данных.

Запуск прототипа состоялся 7 апреля 2016 г. Анонсы создаются на каждый урок или дополнительное занятие. Анонс генерируется с помощью специально разработанной формы (classtools.ru/project10000).

Форма действующая и универсальная, любой учитель может принять участие в апробации проекта, создавая анонсы для своих уроков.

После заполнения формы анонс урока открывается в новой вкладке. Учитель переносит ее на дополнительный экран (режим расширенного рабочего стола Windows), переводит в полноэкранный режим (F11), после чего идет трансляция анонса на монитор в коридоре с автоматической сменой слайдов.

Педагогический эффект

Тезисно перечислим возникающие эффекты по категориям участников образовательного процесса.

1. Для обучающихся:

  • создание общего образовательного пространства ОО;
  • продуктивное использование части перемен;
  • повышение привлекательности образовательного процесса;
  • развитие регулятивных универсальных учебных действий.

2. Для учителей:

  • экономия времени уроков в части актуализации учебной деятельности;
  • дополнительная оптимизация структуры урока (обдумывание) при составлении анонса;
  • межпредметная интеграция: учителя видят, что изучают классы на других уроках;
  • эффективное составление и реализация рабочих программ.

3. Для администрации ОО:

ВАЖНО

Демонстрационный видеоролик использования прототипа смотрите на youtu.be/KTcrwEIQwmM

  • повышение открытости образовательной деятельности;
  • визуальная оценка прохождения рабочей программы учителями;
  • возможность визуальной оценки качества работы учителя администрацией по полноте и неформальному подходу к анонсам.

Дополнительные возможности

В случае внедрения системы анонсов к урокам установленный комплект оборудования открывает новые возможности для педагогов и администрации ОО.

Использование режима расширенного рабочего стола подразумевает, что в школьном коридоре во время урока автоматически будет транслироваться визуальная информация, выводимая учителем на экран проектора (интерактивную доску). Администрация ОО и родители могут получить представление о ходе образовательной деятельности, не прерывая ее.

Внешние настенные мониторы могут транслировать общешкольные объявления, анонсы мероприятий. Для этого учителя переходят на определенную веб-страницу сайта ОО.

В последнее время широко обсуждается вопрос о видеонаблюдении (видеотрансляции) уроков. Несмотря на то что автор не является сторонником жесткого надзора за педагогами, внешние настенные мониторы могут быть использованы для этих целей тоже.

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК