ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2016года
Профессиональные компетенции
Формы работы

Оценочная карта рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования

Этот документ вы найдете в Справочной Системе «Образование». Получите демо-доступ на vip.1obraz.ru
Материалы для скачивания:
5
Май 2016года
Профессиональные компетенции
Методическое сопровождение

Квест как инновационная модель обучения:
мастер-класс для педагогов

Елена Фадеева, канд. пед. наук, зам. директора ГОУ СПО «Чернского профессионально-педагогического колледжа», Тульская обл.
Татьяна Патрикова, канд. техн. наук, ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Елена Васильева, канд. пед. наук, зам. директора ГОУ СПО «Чернского профессионально-педагогического колледжа», Тульская обл.
Сценарий: участники, цели, оборудование
Участники: администрация образовательной организации, учителя-предметники.

Цель: сформировать умения педагога проектировать квест и применять эту образовательную технологию на уроках.

Задачи: – изучить основные виды квестов;
– научиться отличать уроки, спроектированные по квест-технологии, от уроков в форме проектной мастерской, интерактивной мастерской и пр.;
– понимать структуру сценария квеста;
– оценивать квест.
Материалы и оборудование: – два компьютерных класса (или переносные компьютерные классы);
– разноцветные бейджи каждому участнику для распределения в команду;
– маршрутные листы для команд;
– таблица «Такие разные квесты» с пустыми графами для заполнения;
– конверты с QR-ссылками;
– форма паспорта для веб-квеста;
– ватман для составления портрета веб-квеста.

Место проведения: образовательная организация (5 кабинетов, в т. ч. 2 компьютерных).

Примерное время: 60 мин.

Квест как образовательная технология основывается на целенаправленной поисковой деятельности обучающихся. Образовательный квест – это проблема с элементами сюжета, ролевой игры, обнаружением мест, объектов, людей, информации. Для решения проблемы используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Чтобы правильно организовать квест, учителю необходимо понимать, что чувствует участник квеста, какие задания он выполняет, сколько времени ему требуется. Поэтому заместитель директора для учителей организует мастер-класс «Квест о квесте» как внутрикорпоративное повышение квалификации.


5 мин

Часть 1. Начальный (командный) этап квеста

До участия в квесте педагоги скачивают и устанавливают на телефоны программы для чтения QR-ссылок (по возможности).

Ведущий обращается к участникам со вступительным словом. Он создает позитивный настрой на работу, объявляет тему, знакомит с историей квеста. Затем распределяет участников в команды с помощью разноцветных бейджей. Количественный состав команд – от 5 до 8 чел.

Ведущий мастер-класса ставит перед всеми участниками задачу, дает краткое описание процедуры работы и раздает командам маршрутные листы. На этих листах при успешном выполнении задания ведущие станций делают отметку напротив названий станции.


45 мин

Часть 2. Ролевой этап

Участники проходят станции, выполняют задания и получают отметки в маршрутных листах. Для каждой команды на станциях «Программист» и «Методист» приготовлен компьютер (ноутбук).

Ролевой этап – это индивидуальная работа команды на результат. Участники выполняют задания одновременно. Цель работы не соревновательная, поэтому в процессе прохождения станций происходит взаимообучение членов команд. На практике избежать конкуренции не удается, если маршруты команд идентичны и все команды единовременно находятся на одной и той же станции.

Справочник заместителя директора школы №  6 (2015)

поможет подготовить урок и реализовать с учащимися исторический веб-квест

Организаторы и ведущий изначально закладывают разные маршруты следования, чтобы участники не знали, сколько станций успели посетить другие. Это поможет избежать следующей ситуации: одна команда выполнила задание и начинает решать головоломку, с помощью которой закодировано место нахождения следующей станции, другие команды, которые делают задание медленнее, могут уже не разгадывать, а следовать за лидерами.

Станция 1. «Теоретик»

Ведущий на этой станции предлагает командам прочитать и проанализировать материалы кейса и заполнить форму «Такие разные квесты».

После заполнения формы ведущий вручает команде конверт. В нем с помощью ребуса зашифрован номер кабинета, где находится станция 2 «Программист». Также ведущий делает отметку в маршрутном листе о прохождении станции.

Вариант заполнения формы «Такие разные квесты» для прохождения станции «Теоретики»

Какими бывают квесты по содержанию?
  1. Сюжетные.
  2. Несюжетные.
Какими бывают квесты по числу участников?
  1. Одиночные.
  2. Групповые.
Какими бывают квесты по продолжительности?
  1. Кратковременные.
  2. Долговременные.
Определите методы прохождения квеста
  1. Линейный.
  2. Штурмовой (не линейный).
  3. Кольцевой.
Какими бывают квесты по месту проведения?
  1. Веб-квест.
  2. Живой квест:
    • пешеходный;
    • тематический выездной;
    • автоквест;
    • квест в чужом городе;
    • квест в торговом центре;
    • дневной или ночной.
Какими бывают квесты по назначению?
  1. Интеллектуальный.
  2. Образовательный.
  3. Промо-квест.
  4. Социальный.
  5. Тимбилдинг.
  6. Развлекательный. 
Перечислите виды заданий 
для квестов
  1. Пересказ.
  2. Планирование и проектирование.
  3. Компиляция.
  4. Самопознание.
  5. Творческое задание.
  6. Аналитическая задача.
  7. Убеждение.
  8. Достижение консенсуса.
  9. Оценка.
  10. Журналистское расследование.
  11. Детектив, головоломка, таинственная история.
  12. Научные исследования.
Какой бывает структура квеста?
  1. Вступление.
  2. Центральное задание.
  3. Список информационных ресурсов.
  4. Описание процедуры работы.
  5. Описание параметров и критериев оценки.
  6. Руководство к действиям.
  7. Заключение.
Определите этапы работы над квестом
  1. Начальный (командный).
  2. Ролевой.
  3. Заключительный.
Критерии оценки
  1. Понимание задачи и раскрытие темы.
  2. Информационная база.
  3. Выполнение задания.
  4. Форма работы.
  5. Творческий подход.

Станция 2. «Программист»

Для каждой команды на этой станции приготовлен компьютер (ноутбук).

Ведущий этой станции объясняет участникам, что на рабочих столах каждого компьютера или ноутбука находится папка «Программист», а в ней – 2 документа (*.doc). Один называется «Программные продукты», второй – «Продолжение маршрута». Последний документ открывается только с помощью пароля.

Чтобы узнать пароль, необходимо открыть файл, в котором перечислены программные продукты и приведены их скриншоты. Далее необходимо правильно посчитать, сколько из предложенных программ используются для визуализации материалов квеста.

Когда верное число найдено, его подставляют в числовой ряд (1, 2, 3…). После подстановки откроется файл с указанием местонахождения следующей станции.

Список программных продуктов для прохождения станции «Программист»

  1. Текстовый процессор MS Word.
  2. Табличный процессор MS Excel.
  3. Программа для создания мультимедийных презентаций MS PowerPoint.
  4. Программы архиваторы WinRAR.
  5. Файловый менеджер FAR Manager – программа-оболочка для работы с операционной системой.
  6. Издательская система MS Publisher.
  7. Антивирусная программа Касперского.
  8. Программа для создания «ментальных карт» или «карт ума» FreeMind.
  9. Программа для создания коллажей Fotowall.
  10. Графический редактор Paint.
  11. Kivio: мощный и простой в использовании редактор блок-схем.
  12. Программа для управления жестким диском персонального компьютера EaseUS Partition Master Free.
  13. Причинные диаграммы (схема «Рыбий скелет») Xmind.
  14. Сетевой сервис для диаграмм Исикавы classtools.net (classtools.net/education-games-php/fishbone).
  15. Ashampoo Burning Studio Free – многофункциональная программа для работы с CD, DVD и Blu-Ray дисками.
  16. Blender – программа для трехмерного моделирования.
  17. Видеоредактор Kino.
  18. Сервисы для создания комиксов:
    • Toondoo (toondoo.com) – наиболее известная среда для создания комиксов с массой возможностей;
    • Инструкция «Как сделать комиксы Toondoo»;
    • GoAnimate (goanimate.com) – онлайн-сервис для создания анимационных роликов и «живых» презентаций, позволяющий даже непрофессионалу создавать ролики по своему сценарию;
    • Stripcreator (stripcreator.com) – бесплатный онлайн-сервис, который позволяет пользователям создавать комиксы на основе уже готовых персонажей.
  19. Конструкторы сайтов.
  20. BATExpert – программа для просмотра информации о состоянии батареи ноутбука или нетбука.
  21. AIDA64 – популярная программа для обзора и диагностики всех особенностей компьютера.
     

Станция 3. «Практик»

Ведущий станции раздает командам четыре методических разработки уроков. Необходимо выбрать урок с квест-технологией. Целесообразно взять конспекты с внедрением технологии нетрадиционного урока или внеклассных мероприятий.

После выполнения задания команда получает конверт с напечатанной на листе QR-ссылкой. При наведении на нее на экране мобильного телефона высвечивается надпись «Методический кабинет».

QR-ссылка (код) – это двухмерный штрих-код (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознания с помощью камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-кода можно закодировать текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку.

Чтобы считать QR-ссылку, необходим мобильный телефон со встроенной фотокамерой и установленный QR-reader – программа для расшифровки двоичных кодов. Например, для операционной системы Windows Mobile – QuickMark, I-Nigma. Для Android – QR-код, Barcode Scanner или QuickMark Lite QR Code Reader и др.

Станция 4. «Методист»

Ведущий станции «Методист» дает задание составить паспорт веб-квеста. В качестве опоры участникам предлагаются критерии оценки квеста.

После составления паспорта веб-квеста ведущий предлагает раскодировать шифр Цезаря. Это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом вправо на 3 – А была бы заменена на Г, Б стала бы Д и т. д.

После расшифровки становится понятно, что игра окончена и командам следует вернуться в кабинет, из которого началось их путешествие.

ПРИМЕР. Паспорт для веб-квеста

№ Структурный элементОписание
1Возраст учащихся 
2Введение 
3Задание 
4Количество и название ролей 
5Методы прохождения 


10 мин

Часть 3. Заключительный этап

На заключительном этапе ведущий мастер-класса организует совместную работу команд. Участники визуализируют полученные знания с помощью изображения на ватмане портрета квеста.

Материалы для скачивания:
5
Май 2016года
Профессиональные компетенции
Методическое сопровождение

Кабинетный квест

Елена Фадеева, канд. пед. наук, зам. директора ГОУ СПО «Чернского профессионально-педагогического колледжа», Тульская обл.
Татьяна Патрикова, канд. техн. наук, ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Елена Васильева, канд. пед. наук, зам. директора ГОУ СПО «Чернского профессионально-педагогического колледжа», Тульская обл.
Вариант проведения мастер-класса «Квест о квесте» на территории одного кабинета. Примеры заданий для команд и информация для создания кейсов.

Структура квеста

Мастер-класс «Квест о квесте» для педагогов заместитель директора может организовать на территории одного кабинета. В этом случае станциями следования становятся задания, которые выполняют команды педагогов. Структура квеста и действия ведущего представлены в таблице 1. Центральная тема квеста – оценки уровня квалификации педагогических работников.

Таблица 1. Действия ведущего для подготовки квеста

Этап квестаДействия ведущего
Подготовка списка информационных ресурсовГотовит список. В список включает ресурсы, которые нужны для выполнения заданий квеста
ВступлениеРаспределяет роли участников. Выполняет обзор плана квеста или сценария
Выполнение центрального заданияРассказывает о целях и содержании задания понятно и интересно. Ставит выполнимые цели. Определяет итоговый результат самостоятельной работы
Описание процедуры работыНазывает задания, которые необходимо выполнить в группе и индивидуально. Определяет условия выполнения заданий
Описание критериев оценки квестаСоотносит с типом учебных задач, которые решаются в квесте
ЗаключениеСуммирует опыт, который получен участниками после выполнения квеста

Квест предполагает прохождение трех станций.

Станция 1. «Собирай-ка!»

Задание: учителя читают материалы кейса и заполняют паспорт современной формы оценки уровня квалификации (табл. 2).

Таблица 2. Паспорт современной формы оценки уровня квалификации

Раздел паспортаКомментарий к содержанию раздела
НазваниеВыбрать форму оценки уровня квалификации
Краткая характеристикаСформулировать определение формы оценки уровня квалификации
Критерии оценкиРазработать 4–5 критериев формы оценки уровня квалификации
Шкала оцениванияОпределить количество баллов для подтверждения соответствия занимаемой должности (сколько аттестующийся должен набрать за мастер-класс, например). Определить количество баллов для установления квалификационной категории (сколько баллов за авторскую программу набирает педагог при аттестации)
Положительное в форме оценки уровня квалификацииСформулировать несколько положительных моментов в оценке уровня квалификации
Отрицательное в форме оценки уровня квалификацииСформулировать несколько отрицательных моментов
Рекомендации для аттестующихся педагогов, выбравших данную формуСформулировать 4–5 рекомендаций

Станция 2. «Угадай-ка!»

Задание: педагоги меняются со следующей по порядку командой паспортами; затем на основе заполненных коллегами позиций угадывают название формы оценки уровня квалификации и записывают угаданное название в первой строке паспорта.

Станция 3. «Рисовай-ка!»

Задание: педагоги с помощью шрифтовой композиции создают портрет идеального учителя, который аттестуется на первую или высшую квалификационную категорию.

Задание для станции 3 ведущий объясняет. Он говорит о том, что шрифтовая композиция – это набор букв, слов, блоков текста, которые гармонично связаны между собой. В симметричной композиции вертикальная ось симметрии проходит через середину надписи и делит ее на две одинаковые части.

Блочная шрифтовая композиция характеризуется тем, что строки текста вписываются в прямоугольник. В этом случае увеличивают межбуквенный интервал.

При флаговой композиции текст сдвигается в сторону: влево или вправо от вертикально проведенной оси. Такая композиция носит динамичный (асимметричный) характер.

Динамичный характер композиции используют для оформления объявлений о спортивных соревнованиях, туристических походах, приглашениях на вечер и т. д.

Статичная композиция используется для оформления досок почета, художественных выставок.

Материал для кейса

ДОКУМЕНТ

Требования к квалификации установлены Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276

Ведущий квеста готовит для команд кейс с информацией. Например, он предлагает командам формы оценки уровня квалификации педагогических работников (обобщение педагогического опыта, самоанализ и пр.).

Обобщение педагогического опыта

Вид методической деятельности, который направлен на выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование, описание опыта и глубокое изучение конкретного положительного педагогического опыта. Можно изучать педагогический опыт образовательной организации, педагога, творческой группы учителей и пр.

Самоанализ

Способ изучения педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности. Учитель устанавливает причинно-следственные связи между элементами педагогических явлений и определяет пути совершенствования профессиональной деятельности.

Творческий отчет

Это квалификационное испытание позволяет оценить целостную систему деятельности аттестующегося педагога.

Эссе

Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету, но не претендует на исчерпывающую трактовку темы.

Портфолио

Своеобразная визитная карточка. Портфолио характеризует работоспособность, личностные качества, необходимые для достижения успеха. В нем собраны все достижения педагога. Проверяющий может отследить этапы творческого роста. Портфолио помогает анализу работы, фиксации достигнутых результатов, проведению мониторинга личностного роста.

В аттестационный портфолио учитель включает материалы, которые показывают его уровень владения современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками образовательных отношений и администрацией школы.

Мастер-класс

Особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, оригинального метода или авторской методики. Он демонстрирует методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Задания для мастер-класса направляют деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы. При этом внутри каждого задания участники абсолютно свободны: они сами выбирают пути исследования, средства для достижения цели, темп работы.

Авторская программа

Результат педагогического творчества автора или коллектива авторов. Ее отличает новизна и педагогическая ценность. Она имеет инновационный характер содержания, педагогических технологий и методик.

Оценка квеста участниками мастер-класса

Каждая команда на заключительном этапе оценивает квест. Участники рассказывают о том, как они поняли задачи и раскрыли их. Педагоги комментируют информационную базу, делятся впечатлениями от выполнения заданий, рассказывают, что особенно удалось или не удалось. Ведущий мастер-класса предлагает им оценить работу групп и вклад участников в командный результат.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.