
Оценочная карта рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования


Квест как инновационная модель обучения:
мастер-класс для педагогов
Участники: администрация образовательной организации, учителя-предметники. Цель: сформировать умения педагога проектировать квест и применять эту образовательную технологию на уроках. Задачи: – изучить основные виды квестов; – научиться отличать уроки, спроектированные по квест-технологии, от уроков в форме проектной мастерской, интерактивной мастерской и пр.; – понимать структуру сценария квеста; – оценивать квест. |
Материалы и оборудование: – два компьютерных класса (или переносные компьютерные классы); – разноцветные бейджи каждому участнику для распределения в команду; – маршрутные листы для команд; – таблица «Такие разные квесты» с пустыми графами для заполнения; – конверты с QR-ссылками; – форма паспорта для веб-квеста; – ватман для составления портрета веб-квеста. Место проведения: образовательная организация (5 кабинетов, в т. ч. 2 компьютерных). Примерное время: 60 мин. |
Квест как образовательная технология основывается на целенаправленной поисковой деятельности обучающихся. Образовательный квест – это проблема с элементами сюжета, ролевой игры, обнаружением мест, объектов, людей, информации. Для решения проблемы используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
Чтобы правильно организовать квест, учителю необходимо понимать, что чувствует участник квеста, какие задания он выполняет, сколько времени ему требуется. Поэтому заместитель директора для учителей организует мастер-класс «Квест о квесте» как внутрикорпоративное повышение квалификации.

5 мин
Часть 1. Начальный (командный) этап квеста
До участия в квесте педагоги скачивают и устанавливают на телефоны программы для чтения QR-ссылок (по возможности).
Ведущий обращается к участникам со вступительным словом. Он создает позитивный настрой на работу, объявляет тему, знакомит с историей квеста. Затем распределяет участников в команды с помощью разноцветных бейджей. Количественный состав команд – от 5 до 8 чел.
Ведущий мастер-класса ставит перед всеми участниками задачу, дает краткое описание процедуры работы и раздает командам маршрутные листы. На этих листах при успешном выполнении задания ведущие станций делают отметку напротив названий станции.

45 мин
Часть 2. Ролевой этап
Участники проходят станции, выполняют задания и получают отметки в маршрутных листах. Для каждой команды на станциях «Программист» и «Методист» приготовлен компьютер (ноутбук).
Ролевой этап – это индивидуальная работа команды на результат. Участники выполняют задания одновременно. Цель работы не соревновательная, поэтому в процессе прохождения станций происходит взаимообучение членов команд. На практике избежать конкуренции не удается, если маршруты команд идентичны и все команды единовременно находятся на одной и той же станции.

Справочник заместителя директора школы № 6 (2015)
поможет подготовить урок и реализовать с учащимися исторический веб-квест
Организаторы и ведущий изначально закладывают разные маршруты следования, чтобы участники не знали, сколько станций успели посетить другие. Это поможет избежать следующей ситуации: одна команда выполнила задание и начинает решать головоломку, с помощью которой закодировано место нахождения следующей станции, другие команды, которые делают задание медленнее, могут уже не разгадывать, а следовать за лидерами.
Станция 1. «Теоретик»
Ведущий на этой станции предлагает командам прочитать и проанализировать материалы кейса и заполнить форму «Такие разные квесты».
После заполнения формы ведущий вручает команде конверт. В нем с помощью ребуса зашифрован номер кабинета, где находится станция 2 «Программист». Также ведущий делает отметку в маршрутном листе о прохождении станции.
Вариант заполнения формы «Такие разные квесты» для прохождения станции «Теоретики»
Какими бывают квесты по содержанию?
| Какими бывают квесты по назначению?
для квестов
| Какой бывает структура квеста?
|
Станция 2. «Программист»
Для каждой команды на этой станции приготовлен компьютер (ноутбук).
Ведущий этой станции объясняет участникам, что на рабочих столах каждого компьютера или ноутбука находится папка «Программист», а в ней – 2 документа (*.doc). Один называется «Программные продукты», второй – «Продолжение маршрута». Последний документ открывается только с помощью пароля.
Чтобы узнать пароль, необходимо открыть файл, в котором перечислены программные продукты и приведены их скриншоты. Далее необходимо правильно посчитать, сколько из предложенных программ используются для визуализации материалов квеста.
Когда верное число найдено, его подставляют в числовой ряд (1, 2, 3…). После подстановки откроется файл с указанием местонахождения следующей станции.
Список программных продуктов для прохождения станции «Программист»
- Текстовый процессор MS Word.
- Табличный процессор MS Excel.
- Программа для создания мультимедийных презентаций MS PowerPoint.
- Программы архиваторы WinRAR.
- Файловый менеджер FAR Manager – программа-оболочка для работы с операционной системой.
- Издательская система MS Publisher.
- Антивирусная программа Касперского.
- Программа для создания «ментальных карт» или «карт ума» FreeMind.
- Программа для создания коллажей Fotowall.
- Графический редактор Paint.
- Kivio: мощный и простой в использовании редактор блок-схем.
- Программа для управления жестким диском персонального компьютера EaseUS Partition Master Free.
- Причинные диаграммы (схема «Рыбий скелет») Xmind.
- Сетевой сервис для диаграмм Исикавы classtools.net (classtools.net/education-games-php/fishbone).
- Ashampoo Burning Studio Free – многофункциональная программа для работы с CD, DVD и Blu-Ray дисками.
- Blender – программа для трехмерного моделирования.
- Видеоредактор Kino.
- Сервисы для создания комиксов:
- Toondoo (toondoo.com) – наиболее известная среда для создания комиксов с массой возможностей;
- Инструкция «Как сделать комиксы Toondoo»;
- GoAnimate (goanimate.com) – онлайн-сервис для создания анимационных роликов и «живых» презентаций, позволяющий даже непрофессионалу создавать ролики по своему сценарию;
- Stripcreator (stripcreator.com) – бесплатный онлайн-сервис, который позволяет пользователям создавать комиксы на основе уже готовых персонажей.
- Конструкторы сайтов.
- BATExpert – программа для просмотра информации о состоянии батареи ноутбука или нетбука.
- AIDA64 – популярная программа для обзора и диагностики всех особенностей компьютера.
Станция 3. «Практик»
Ведущий станции раздает командам четыре методических разработки уроков. Необходимо выбрать урок с квест-технологией. Целесообразно взять конспекты с внедрением технологии нетрадиционного урока или внеклассных мероприятий.
После выполнения задания команда получает конверт с напечатанной на листе QR-ссылкой. При наведении на нее на экране мобильного телефона высвечивается надпись «Методический кабинет».
QR-ссылка (код) – это двухмерный штрих-код (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознания с помощью камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-кода можно закодировать текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку.
Чтобы считать QR-ссылку, необходим мобильный телефон со встроенной фотокамерой и установленный QR-reader – программа для расшифровки двоичных кодов. Например, для операционной системы Windows Mobile – QuickMark, I-Nigma. Для Android – QR-код, Barcode Scanner или QuickMark Lite QR Code Reader и др.
Станция 4. «Методист»
Ведущий станции «Методист» дает задание составить паспорт веб-квеста. В качестве опоры участникам предлагаются критерии оценки квеста.
После составления паспорта веб-квеста ведущий предлагает раскодировать шифр Цезаря. Это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом вправо на 3 – А была бы заменена на Г, Б стала бы Д и т. д.
После расшифровки становится понятно, что игра окончена и командам следует вернуться в кабинет, из которого началось их путешествие.
ПРИМЕР. Паспорт для веб-квеста
№ | Структурный элемент | Описание |
---|---|---|
1 | Возраст учащихся | |
2 | Введение | |
3 | Задание | |
4 | Количество и название ролей | |
5 | Методы прохождения |

10 мин
Часть 3. Заключительный этап
На заключительном этапе ведущий мастер-класса организует совместную работу команд. Участники визуализируют полученные знания с помощью изображения на ватмане портрета квеста.


Кабинетный квест
Структура квеста
Мастер-класс «Квест о квесте» для педагогов заместитель директора может организовать на территории одного кабинета. В этом случае станциями следования становятся задания, которые выполняют команды педагогов. Структура квеста и действия ведущего представлены в таблице 1. Центральная тема квеста – оценки уровня квалификации педагогических работников.
Таблица 1. Действия ведущего для подготовки квеста
Этап квеста | Действия ведущего |
---|---|
Подготовка списка информационных ресурсов | Готовит список. В список включает ресурсы, которые нужны для выполнения заданий квеста |
Вступление | Распределяет роли участников. Выполняет обзор плана квеста или сценария |
Выполнение центрального задания | Рассказывает о целях и содержании задания понятно и интересно. Ставит выполнимые цели. Определяет итоговый результат самостоятельной работы |
Описание процедуры работы | Называет задания, которые необходимо выполнить в группе и индивидуально. Определяет условия выполнения заданий |
Описание критериев оценки квеста | Соотносит с типом учебных задач, которые решаются в квесте |
Заключение | Суммирует опыт, который получен участниками после выполнения квеста |
Квест предполагает прохождение трех станций.
Станция 1. «Собирай-ка!»
Задание: учителя читают материалы кейса и заполняют паспорт современной формы оценки уровня квалификации (табл. 2).
Таблица 2. Паспорт современной формы оценки уровня квалификации
Раздел паспорта | Комментарий к содержанию раздела |
---|---|
Название | Выбрать форму оценки уровня квалификации |
Краткая характеристика | Сформулировать определение формы оценки уровня квалификации |
Критерии оценки | Разработать 4–5 критериев формы оценки уровня квалификации |
Шкала оценивания | Определить количество баллов для подтверждения соответствия занимаемой должности (сколько аттестующийся должен набрать за мастер-класс, например). Определить количество баллов для установления квалификационной категории (сколько баллов за авторскую программу набирает педагог при аттестации) |
Положительное в форме оценки уровня квалификации | Сформулировать несколько положительных моментов в оценке уровня квалификации |
Отрицательное в форме оценки уровня квалификации | Сформулировать несколько отрицательных моментов |
Рекомендации для аттестующихся педагогов, выбравших данную форму | Сформулировать 4–5 рекомендаций |
Станция 2. «Угадай-ка!»
Задание: педагоги меняются со следующей по порядку командой паспортами; затем на основе заполненных коллегами позиций угадывают название формы оценки уровня квалификации и записывают угаданное название в первой строке паспорта.
Станция 3. «Рисовай-ка!»
Задание: педагоги с помощью шрифтовой композиции создают портрет идеального учителя, который аттестуется на первую или высшую квалификационную категорию.
Задание для станции 3 ведущий объясняет. Он говорит о том, что шрифтовая композиция – это набор букв, слов, блоков текста, которые гармонично связаны между собой. В симметричной композиции вертикальная ось симметрии проходит через середину надписи и делит ее на две одинаковые части.
Блочная шрифтовая композиция характеризуется тем, что строки текста вписываются в прямоугольник. В этом случае увеличивают межбуквенный интервал.
При флаговой композиции текст сдвигается в сторону: влево или вправо от вертикально проведенной оси. Такая композиция носит динамичный (асимметричный) характер.
Динамичный характер композиции используют для оформления объявлений о спортивных соревнованиях, туристических походах, приглашениях на вечер и т. д.
Статичная композиция используется для оформления досок почета, художественных выставок.
Материал для кейса

ДОКУМЕНТ
Требования к квалификации установлены Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276
Ведущий квеста готовит для команд кейс с информацией. Например, он предлагает командам формы оценки уровня квалификации педагогических работников (обобщение педагогического опыта, самоанализ и пр.).
Обобщение педагогического опыта
Вид методической деятельности, который направлен на выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование, описание опыта и глубокое изучение конкретного положительного педагогического опыта. Можно изучать педагогический опыт образовательной организации, педагога, творческой группы учителей и пр.
Самоанализ
Способ изучения педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности. Учитель устанавливает причинно-следственные связи между элементами педагогических явлений и определяет пути совершенствования профессиональной деятельности.
Творческий отчет
Это квалификационное испытание позволяет оценить целостную систему деятельности аттестующегося педагога.
Эссе
Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету, но не претендует на исчерпывающую трактовку темы.
Портфолио
Своеобразная визитная карточка. Портфолио характеризует работоспособность, личностные качества, необходимые для достижения успеха. В нем собраны все достижения педагога. Проверяющий может отследить этапы творческого роста. Портфолио помогает анализу работы, фиксации достигнутых результатов, проведению мониторинга личностного роста.
В аттестационный портфолио учитель включает материалы, которые показывают его уровень владения современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками образовательных отношений и администрацией школы.
Мастер-класс
Особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, оригинального метода или авторской методики. Он демонстрирует методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Задания для мастер-класса направляют деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы. При этом внутри каждого задания участники абсолютно свободны: они сами выбирают пути исследования, средства для достижения цели, темп работы.
Авторская программа
Результат педагогического творчества автора или коллектива авторов. Ее отличает новизна и педагогическая ценность. Она имеет инновационный характер содержания, педагогических технологий и методик.
Оценка квеста участниками мастер-класса
Каждая команда на заключительном этапе оценивает квест. Участники рассказывают о том, как они поняли задачи и раскрыли их. Педагоги комментируют информационную базу, делятся впечатлениями от выполнения заданий, рассказывают, что особенно удалось или не удалось. Ведущий мастер-класса предлагает им оценить работу групп и вклад участников в командный результат.
