ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2016года
Дополнительное образование
Опыт внедрения

Субботняя физико-математическая школа

Надежда Барышева, куратор профильного образования ГБОУ Школа № 1298, г. Москва
Главное в статье
  1. Педагоги в Субботней физико-математической школе при ГБОУ Школа № 1298 г. Москвы помогают учащимся готовиться к ГИА и решать олимпиадные задачи.
  2. Учащиеся посещают занятия профильных курсов по математике, физике, информатике. Рассмотрим пример тематического планирования занятий для 11-х классов по физике.

Цель и задачи Субботней профильной школы

Администрация и педагоги ГБОУ Школа № 1298 решили проблему школьников, которые хотят углубленно изучать физико-математические дисциплины, и организовали работу Субботней физико-математической школы в районе Куркино.

В образовательных программах интегрировано содержание основного и дополнительного образования. Дополнительное образование расширяет урочную деятельность, позволяет ликвидировать пробелы в знаниях, углубленно изучить профильные предметы под руководством преподавателей «Национального исследовательского университета “Московский институт электронной техники”» (далее – НИУ МИЭТ).

Учащиеся 7-11-х классов готовятся к государственной итоговой аттестации и решают экспериментальные олимпиадные задачи на профильных курсах по математике, физике, информатике. Количество обучающихся в группах – не более 15 чел. Педагоги создали все условия для развития одаренных детей. Учащиеся, показавшие максимальные результаты, либо имеющие выдающиеся достижения, обучаются по индивидуальным программам. Пример тематического планирования для 11-х классов представлен в таблице.

Тематическое планирование занятий по физике для 11-х классов

Тема урокаКол-во часовТип урокаЭлементы содержания
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Решение задач1Объяснение нового материалаВзаимодействие токов. Вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции
Закон Ампера. Применение закона Ампера. Решение задач1Сила Ампера. Применение закона Ампера
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Решение задач1КомбинированныйСила Лоренца. Гипотеза Ампера. Магнитные свойства вещества
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Решение задач1Объяснение нового материалаЯвление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца
Решение задач повышенной сложности1Формирование практических умений и навыков
Электродвижущая сила индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Решение задач1Объяснение нового материалаЭлектродвижущая сила индукции, индуктивность
Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. Решение задач1КомбинированныйЭнергия магнитного поля. Электромагнитное поле
Решение задач повышенной сложности1Формирование практических умений и навыковМагнитная индукция, сила Лоренца. Закон Ампера. Правило Ленца
Решение олимпиадных задач1
Механические колебания. Математический маятник. Решение задач1Объяснение нового материалаМеханические колебания: свободные колебания. Математический маятник
Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Решение задач1Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний
Решение задач повышенной сложности1Формирование практических умений и навыковМатематический маятник
Вынужденные колебания. Резонанс. Решение задач1Объяснение нового материалаСвободные и вынужденные колебания. Резонанс
Свободные электромагнитные колебания. Решение задач1Электрические колебания: свободные колебания в колебательном контуре
Решение задач повышенной сложности1Формирование практических умений и навыковДействие магнитного поля на проводник с током
    
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Решение задач1Объяснение нового материалаПериод свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания
Переменный ток. Активное сопротивление. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Решение задач1Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока
Резонанс. Автоколебания. Решение задач1Резонанс в электрической цепи
Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Решение задач1КомбинированныйПроизводство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор
Передача электроэнергии. Использование электроэнергии. Решение задач1Передача электрической энергии, использование электроэнергии
Решение задач повышенной сложности1Формирование практических умений и навыковЭлектромагнитные колебания. Переменный ток. Колебательный контур. Резонанс
Решение олимпиадных задач1Контроль и учет знаний
Волновые явления. Распространение механических волн. Решение задач1Объяснение нового материалаВолны, энергия волны, виды волн
Длина волны. Скорость волны. Решение задач1КомбинированныйДлина, скорость волны, уравнение бегущей волны
Волны в среде. Звуковые волны. Решение задач1Звуковые волны в различных средах, скорость звуковой волны
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Решение задач1Объяснение нового материалаЭлектромагнитная волна, плотность потока
Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Решение задач1Радио, принципы радиосвязи, модуляция, детектирование
Радиолокация. Понятие о телевидении1Радиолокация, телевидение, видеосигналы
    
Решение задач повышенной сложности1Формирование практических умений и навыковВолны, виды волн, энергия, радио
Решение олимпиадных задач1Контроль и учет знаний
Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Решение задач1Объяснение нового материалаСкорость света, принцип Гюйгенса, закон отражения
Закон преломления света. Полное отражение. Решение задач1Закон преломления, показатель преломления, полное отражение
Решение задач повышенной сложности1Формирование практических умений и навыковЗакон преломления, показатель преломления, полное отражение
Линза. Построение изображений в линзе. Решение задач1Объяснение нового материалаТонкая линза, виды линз, фокусное расстояние
Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Решение задач1КомбинированныйУвеличение линзы, формула тонкой линзы
Решение задач повышенной сложности1Формирование практических умений и навыковОптическая сила, фокусное расстояние, увеличение
Дисперсия света. Интерференция света. Решение задач1Объяснение нового материалаДисперсия, сложение волн, интерференция, когерентные волны
Дифракция света. Дифракционная решетка. Решение задач1КомбинированныйДифракция, опыт Юнга, теория Френеля, дифракционная решетка
Поперечность световых волн. Поляризация света. Решение задач1Объяснение нового материалаОпыт с турмалином, поперечность световых волн, поляроиды
Принцип относительности. Постулаты теории относительности. Решение задач1Принцип относительности, постулаты Эйнштейна
Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. Решение задач1 Энергия покоя, зависимость массы от скорости, принцип соответствия
Виды излучений. Источники света1Виды излучения, источники света
Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ. Решение задач1КомбинированныйСпектры, спектральные аппараты, виды спектров
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Шкала электромагнитных излучений1Объяснение нового материалаИнфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Шкала электромагнитных излучений
    
Решение олимпиадных задач1Формирование практических умений и навыковИнтерференция, дисперсия, дифракция, излучения, спектры
Решение олимпиадных задач1Контроль и учет знанийИнтерференция, дисперсия, дифракция, излучения, спектры
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Решение задач1Объяснение нового материалаПостоянная Планка, фотоэффект, теория фотоэффекта
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Решение задач1КомбинированныйФотоны, гипотеза де Бройля
Давление света. Решение задач1Давление света
Строение атома. Опыты Резерфорда. Решение задач1Объяснение нового материалаМодель Томсона, опыты Резерфорда, планетарная модель атома
Постулаты Бора. Модель атома по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Решение задач1Постулаты Бора, модель атома водорода
Лазеры1Индуцированное излучение, лазеры, типы лазеров
Решение олимпиадных задач1Формирование практических умений и навыковФотоэффект, постулаты Бора, лазеры
Решение олимпиадных задач1Контроль и учет знанийФотоэффект, постулаты Бора, лазеры
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц1Объяснение нового материалаСчетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера
Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Решение задач1Радиоактивность, виды радиационного излучения
Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Решение задач1Радиоактивные превращения, правило смещения, период полураспада
Изотопы. Открытие нейтрона1Изотопы, открытие нейтрона
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Решение задач1Ядерные силы, строение ядра, энергия связи
    
Ядерные реакции. Деление ядер урана1 Ядерные реакции, энергетический выход, деление урана
Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор1КомбинированныйЦепные реакции, коэффициент размножения нейтронов, ядерный реактор
Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Решение задач1Объяснение нового материалаТермоядерные реакции, применение ядерной энергии
Элементарные частицы1Элементарные частицы, кварки, позитрон, античастицы
Решение олимпиадных задач2Формирование практических умений и навыковАльфа-, бета- и гамма-излучения, радиоактивность, ядерные реакции
Строение солнечной системы. Система «Земля – Луна»1Строение солнечной системы
Общие сведения о Солнце. Источники энергии и внутреннее строение Солнца1Источники энергии и внутреннее строение Солнца
Физическая природа звезд. Наша галактика. Происхождение и эволюция галактик и звезд1Физическая природа звезд, галактика, эволюция галактик и звезд

Внимание!

Программу по физике разработала Н.Б. Погибельская, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. Общей физики НИУ МИЭТ для субботней физико-математической школы

Материалы для скачивания:
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.