
Субботняя физико-математическая школа
- Педагоги в Субботней физико-математической школе при ГБОУ Школа № 1298 г. Москвы помогают учащимся готовиться к ГИА и решать олимпиадные задачи.
- Учащиеся посещают занятия профильных курсов по математике, физике, информатике. Рассмотрим пример тематического планирования занятий для 11-х классов по физике.
Цель и задачи Субботней профильной школы
Администрация и педагоги ГБОУ Школа № 1298 решили проблему школьников, которые хотят углубленно изучать физико-математические дисциплины, и организовали работу Субботней физико-математической школы в районе Куркино.
В образовательных программах интегрировано содержание основного и дополнительного образования. Дополнительное образование расширяет урочную деятельность, позволяет ликвидировать пробелы в знаниях, углубленно изучить профильные предметы под руководством преподавателей «Национального исследовательского университета “Московский институт электронной техники”» (далее – НИУ МИЭТ).
Учащиеся 7-11-х классов готовятся к государственной итоговой аттестации и решают экспериментальные олимпиадные задачи на профильных курсах по математике, физике, информатике. Количество обучающихся в группах – не более 15 чел. Педагоги создали все условия для развития одаренных детей. Учащиеся, показавшие максимальные результаты, либо имеющие выдающиеся достижения, обучаются по индивидуальным программам. Пример тематического планирования для 11-х классов представлен в таблице.
Тематическое планирование занятий по физике для 11-х классов
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания |
---|---|---|---|
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции |
Закон Ампера. Применение закона Ампера. Решение задач | 1 | Сила Ампера. Применение закона Ампера | |
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Решение задач | 1 | Комбинированный | Сила Лоренца. Гипотеза Ампера. Магнитные свойства вещества |
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца |
Решение задач повышенной сложности | 1 | Формирование практических умений и навыков | |
Электродвижущая сила индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Электродвижущая сила индукции, индуктивность |
Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. Решение задач | 1 | Комбинированный | Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле |
Решение задач повышенной сложности | 1 | Формирование практических умений и навыков | Магнитная индукция, сила Лоренца. Закон Ампера. Правило Ленца |
Решение олимпиадных задач | 1 | ||
Механические колебания. Математический маятник. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Механические колебания: свободные колебания. Математический маятник |
Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Решение задач | 1 | Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний | |
Решение задач повышенной сложности | 1 | Формирование практических умений и навыков | Математический маятник |
Вынужденные колебания. Резонанс. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Свободные и вынужденные колебания. Резонанс |
Свободные электромагнитные колебания. Решение задач | 1 | Электрические колебания: свободные колебания в колебательном контуре | |
Решение задач повышенной сложности | 1 | Формирование практических умений и навыков | Действие магнитного поля на проводник с током |
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания |
Переменный ток. Активное сопротивление. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Решение задач | 1 | Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока | |
Резонанс. Автоколебания. Решение задач | 1 | Резонанс в электрической цепи | |
Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Решение задач | 1 | Комбинированный | Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор |
Передача электроэнергии. Использование электроэнергии. Решение задач | 1 | Передача электрической энергии, использование электроэнергии | |
Решение задач повышенной сложности | 1 | Формирование практических умений и навыков | Электромагнитные колебания. Переменный ток. Колебательный контур. Резонанс |
Решение олимпиадных задач | 1 | Контроль и учет знаний | |
Волновые явления. Распространение механических волн. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Волны, энергия волны, виды волн |
Длина волны. Скорость волны. Решение задач | 1 | Комбинированный | Длина, скорость волны, уравнение бегущей волны |
Волны в среде. Звуковые волны. Решение задач | 1 | Звуковые волны в различных средах, скорость звуковой волны | |
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Электромагнитная волна, плотность потока |
Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Решение задач | 1 | Радио, принципы радиосвязи, модуляция, детектирование | |
Радиолокация. Понятие о телевидении | 1 | Радиолокация, телевидение, видеосигналы | |
Решение задач повышенной сложности | 1 | Формирование практических умений и навыков | Волны, виды волн, энергия, радио |
Решение олимпиадных задач | 1 | Контроль и учет знаний | |
Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Скорость света, принцип Гюйгенса, закон отражения |
Закон преломления света. Полное отражение. Решение задач | 1 | Закон преломления, показатель преломления, полное отражение | |
Решение задач повышенной сложности | 1 | Формирование практических умений и навыков | Закон преломления, показатель преломления, полное отражение |
Линза. Построение изображений в линзе. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Тонкая линза, виды линз, фокусное расстояние |
Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Решение задач | 1 | Комбинированный | Увеличение линзы, формула тонкой линзы |
Решение задач повышенной сложности | 1 | Формирование практических умений и навыков | Оптическая сила, фокусное расстояние, увеличение |
Дисперсия света. Интерференция света. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Дисперсия, сложение волн, интерференция, когерентные волны |
Дифракция света. Дифракционная решетка. Решение задач | 1 | Комбинированный | Дифракция, опыт Юнга, теория Френеля, дифракционная решетка |
Поперечность световых волн. Поляризация света. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Опыт с турмалином, поперечность световых волн, поляроиды |
Принцип относительности. Постулаты теории относительности. Решение задач | 1 | Принцип относительности, постулаты Эйнштейна | |
Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. Решение задач | 1 | Энергия покоя, зависимость массы от скорости, принцип соответствия | |
Виды излучений. Источники света | 1 | Виды излучения, источники света | |
Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ. Решение задач | 1 | Комбинированный | Спектры, спектральные аппараты, виды спектров |
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Шкала электромагнитных излучений | 1 | Объяснение нового материала | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Шкала электромагнитных излучений |
Решение олимпиадных задач | 1 | Формирование практических умений и навыков | Интерференция, дисперсия, дифракция, излучения, спектры |
Решение олимпиадных задач | 1 | Контроль и учет знаний | Интерференция, дисперсия, дифракция, излучения, спектры |
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Постоянная Планка, фотоэффект, теория фотоэффекта |
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Решение задач | 1 | Комбинированный | Фотоны, гипотеза де Бройля |
Давление света. Решение задач | 1 | Давление света | |
Строение атома. Опыты Резерфорда. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Модель Томсона, опыты Резерфорда, планетарная модель атома |
Постулаты Бора. Модель атома по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Решение задач | 1 | Постулаты Бора, модель атома водорода | |
Лазеры | 1 | Индуцированное излучение, лазеры, типы лазеров | |
Решение олимпиадных задач | 1 | Формирование практических умений и навыков | Фотоэффект, постулаты Бора, лазеры |
Решение олимпиадных задач | 1 | Контроль и учет знаний | Фотоэффект, постулаты Бора, лазеры |
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц | 1 | Объяснение нового материала | Счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера |
Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Решение задач | 1 | Радиоактивность, виды радиационного излучения | |
Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Решение задач | 1 | Радиоактивные превращения, правило смещения, период полураспада | |
Изотопы. Открытие нейтрона | 1 | Изотопы, открытие нейтрона | |
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Решение задач | 1 | Ядерные силы, строение ядра, энергия связи | |
Ядерные реакции. Деление ядер урана | 1 | Ядерные реакции, энергетический выход, деление урана | |
Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор | 1 | Комбинированный | Цепные реакции, коэффициент размножения нейтронов, ядерный реактор |
Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Решение задач | 1 | Объяснение нового материала | Термоядерные реакции, применение ядерной энергии |
Элементарные частицы | 1 | Элементарные частицы, кварки, позитрон, античастицы | |
Решение олимпиадных задач | 2 | Формирование практических умений и навыков | Альфа-, бета- и гамма-излучения, радиоактивность, ядерные реакции |
Строение солнечной системы. Система «Земля – Луна» | 1 | Строение солнечной системы | |
Общие сведения о Солнце. Источники энергии и внутреннее строение Солнца | 1 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца | |
Физическая природа звезд. Наша галактика. Происхождение и эволюция галактик и звезд | 1 | Физическая природа звезд, галактика, эволюция галактик и звезд |
Программу по физике разработала Н.Б. Погибельская, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. Общей физики НИУ МИЭТ для субботней физико-математической школы

Внимание!