Участники: администрация образовательной организации, учителя-предметники. Цель: сформировать умения педагога проектировать квест и применять эту образовательную технологию на уроках. Задачи: – изучить основные виды квестов; – научиться отличать уроки, спроектированные по квест-технологии, от уроков в форме проектной мастерской, интерактивной мастерской и пр.; – понимать структуру сценария квеста; – оценивать квест. |
Материалы и оборудование: – два компьютерных класса (или переносные компьютерные классы); – разноцветные бейджи каждому участнику для распределения в команду; – маршрутные листы для команд; – таблица «Такие разные квесты» с пустыми графами для заполнения; – конверты с QR-ссылками; – форма паспорта для веб-квеста; – ватман для составления портрета веб-квеста. Место проведения: образовательная организация (5 кабинетов, в т. ч. 2 компьютерных). Примерное время: 60 мин. |
Квест как образовательная технология основывается на целенаправленной поисковой деятельности обучающихся. Образовательный квест – это проблема с элементами сюжета, ролевой игры, обнаружением мест, объектов, людей, информации. Для решения проблемы используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
Чтобы правильно организовать квест, учителю необходимо понимать, что чувствует участник квеста, какие задания он выполняет, сколько времени ему требуется. Поэтому заместитель директора для учителей организует мастер-класс «Квест о квесте» как внутрикорпоративное повышение квалификации.
До участия в квесте педагоги скачивают и устанавливают на телефоны программы для чтения QR-ссылок (по возможности).
Ведущий обращается к участникам со вступительным словом. Он создает позитивный настрой на работу, объявляет тему, знакомит с историей квеста. Затем распределяет участников в команды с помощью разноцветных бейджей. Количественный состав команд – от 5 до 8 чел.
Ведущий мастер-класса ставит перед всеми участниками задачу, дает краткое описание процедуры работы и раздает командам маршрутные листы. На этих листах при успешном выполнении задания ведущие станций делают отметку напротив названий станции.
Участники проходят станции, выполняют задания и получают отметки в маршрутных листах. Для каждой команды на станциях «Программист» и «Методист» приготовлен компьютер (ноутбук).
Ролевой этап – это индивидуальная работа команды на результат. Участники выполняют задания одновременно. Цель работы не соревновательная, поэтому в процессе прохождения станций происходит взаимообучение членов команд. На практике избежать конкуренции не удается, если маршруты команд идентичны и все команды единовременно находятся на одной и той же станции.
поможет подготовить урок и реализовать с учащимися исторический веб-квест
Организаторы и ведущий изначально закладывают разные маршруты следования, чтобы участники не знали, сколько станций успели посетить другие. Это поможет избежать следующей ситуации: одна команда выполнила задание и начинает решать головоломку, с помощью которой закодировано место нахождения следующей станции, другие команды, которые делают задание медленнее, могут уже не разгадывать, а следовать за лидерами.
Ведущий на этой станции предлагает командам прочитать и проанализировать материалы кейса и заполнить форму «Такие разные квесты».
После заполнения формы ведущий вручает команде конверт. В нем с помощью ребуса зашифрован номер кабинета, где находится станция 2 «Программист». Также ведущий делает отметку в маршрутном листе о прохождении станции.
Вариант заполнения формы «Такие разные квесты» для прохождения станции «Теоретики»
Какими бывают квесты по содержанию?
| Какими бывают квесты по назначению?
для квестов
| Какой бывает структура квеста?
|
Для каждой команды на этой станции приготовлен компьютер (ноутбук).
Ведущий этой станции объясняет участникам, что на рабочих столах каждого компьютера или ноутбука находится папка «Программист», а в ней – 2 документа (*.doc). Один называется «Программные продукты», второй – «Продолжение маршрута». Последний документ открывается только с помощью пароля.
Чтобы узнать пароль, необходимо открыть файл, в котором перечислены программные продукты и приведены их скриншоты. Далее необходимо правильно посчитать, сколько из предложенных программ используются для визуализации материалов квеста.
Когда верное число найдено, его подставляют в числовой ряд (1, 2, 3…). После подстановки откроется файл с указанием местонахождения следующей станции.
Список программных продуктов для прохождения станции «Программист»
Ведущий станции раздает командам четыре методических разработки уроков. Необходимо выбрать урок с квест-технологией. Целесообразно взять конспекты с внедрением технологии нетрадиционного урока или внеклассных мероприятий.
После выполнения задания команда получает конверт с напечатанной на листе QR-ссылкой. При наведении на нее на экране мобильного телефона высвечивается надпись «Методический кабинет».
QR-ссылка (код) – это двухмерный штрих-код (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознания с помощью камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-кода можно закодировать текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку.
Чтобы считать QR-ссылку, необходим мобильный телефон со встроенной фотокамерой и установленный QR-reader – программа для расшифровки двоичных кодов. Например, для операционной системы Windows Mobile – QuickMark, I-Nigma. Для Android – QR-код, Barcode Scanner или QuickMark Lite QR Code Reader и др.
Ведущий станции «Методист» дает задание составить паспорт веб-квеста. В качестве опоры участникам предлагаются критерии оценки квеста.
После составления паспорта веб-квеста ведущий предлагает раскодировать шифр Цезаря. Это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом вправо на 3 – А была бы заменена на Г, Б стала бы Д и т. д.
После расшифровки становится понятно, что игра окончена и командам следует вернуться в кабинет, из которого началось их путешествие.
ПРИМЕР. Паспорт для веб-квеста
№ | Структурный элемент | Описание |
---|---|---|
1 | Возраст учащихся | |
2 | Введение | |
3 | Задание | |
4 | Количество и название ролей | |
5 | Методы прохождения |
На заключительном этапе ведущий мастер-класса организует совместную работу команд. Участники визуализируют полученные знания с помощью изображения на ватмане портрета квеста.