
Обзор законодательства
Методические рекомендации по внедрению ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья
11 марта 2016 года
направлено письмо № ВК452/07
Минобрнауки России подготовлены методические рекомендации по внедрению федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минобрнауки России разъясняет законодательные основы образования детей с ОВЗ. Отдельный пункт посвящен кадровому обеспечению образовательной деятельности. Прописаны особенности работы тьютора и ассистента. Представлен пример должностной инструкции тьютора.
Также в письме разъяснены материально-технические и финансовые условия организации образовательной деятельности детей с ОВЗ, в т. ч. организация временного режима обучения. Описано программно-методическое обеспечение.
Уделено внимание организационно-методическим вопросам обеспечения образовательной деятельности детей с множественными нарушениями развития.
Разработчики представили образцы специальной индивидуальной программы развития, календарно-тематического планирования по предмету, рабочую программу повышения квалификации.
Источник: письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» минобрнауки.рф
Адаптация содержания образования для слепых и слабовидящих детей
19 февраля 2016 года
направлено письмо № 07719
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России направил в региональные органы государственной власти в сфере образования методические материалы по адаптации содержания образования для слепых и слабовидящих детей.
Методические рекомендации разработаны кафедрой тифлопедагогики «Российского государственного педагогическиого университета им. А.И. Герцена» в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Рекомендации по учебным предметам «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство и тифлографика» размещены на сайте РГПУ им. А.И. Герцена (fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id:663).
Департамент объясняет, почему в категорию обучающихся с ОВЗ включены дети, у которых нарушено зрение в виде амблиопии и косоглазия. Особенности их учебно-познавательной деятельности влияют на необходимость создания специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Все это обеспечивается за счет реализации адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП; вариант 4.1 в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ).
Разработчики учитывают особенности восприятия окружающего мира слепыми и слабовидящими детьми. Поэтому при обучении рекомендуют делать упор на фундаментальное свойство мыслительной деятельности – опосредованность. Она обеспечивает возможность познавать сущность предметов и явлений, недоступных непосредственному восприятию.
Источник: письмо Минобрнауки России от 19.02.2016 № 07719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ» минобрнауки.рф
Количество сдаваемых на ГИА предметов в 9-м классе
11 апреля 2016 года
направлено письмо № 02146
Количество учебных предметов для государственной итоговой аттестации в 9-м классе может быть следующим:
- два учебных предмета для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов (только обязательные учебные предметы);
- три учебных предмета для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов (обязательные учебные предметы и один учебный предмет по выбору);
- четыре учебных предмета – все категории обучающихся (обязательные учебные предметы и два учебных предмета по выбору).
Источник: письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02146 «О количестве сдаваемых предметов в IX классе» obrnadzor.gov.ru
Наличие и использование средств связи в пункте проведения экзамена
24 марта 2016 года направлено письмо № 02133
Средства связи в пункте приема экзаменов (далее – ППЭ) оставляют в местах для хранения вещей в день экзаменов. Нельзя иметь при себе средства связи в ППЭ в день экзаменов:
- организаторам в аудитории и вне аудитории;
- ассистентам, которые оказывают техническую помощь;
- техническим специалистам;
- медицинским работникам;
- специалистам по инструктажу и обеспечению лабораторных работ.
Источник: письмо Рособрнадзора от 24.03.2016 № 02133 «О наличии и использовании средств связи в пункте проведения экзамена» obrnadzor.gov.ru
