Модульная программа «Работа в растровом редакторе GIMP»
Автором статьи предложено содержание онлайн-занятий в рамках программы «Работа в растровом редакторе GIMP». Программой предусмотрена проектная деятельность обучающихся с ОВЗ. Приведено примерное планирование курса на 1, 2 и 3-й годы обучения. В статье речь пойдет о возможностях использования модульной программы «Работа в растровом редакторе Gimp» для конструирования: программы дистанционного обучения учащихся с ОВЗ, программы внеурочной деятельности — организации проектной деятельности обучающихся (создание информационных, социальных, творческих проектов) и формирования компонентов компетенции в области информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации программы развития универсальных учебных действий.
Использование растрового редактора в деятельности учителя
Если задать поисковый запрос «компьютерная графика» в сети Интернет, то можно ознакомиться с целым рядом документов, которые расскажут любому пользователю о популярности данного направления работы. Чаще всего под компьютерной графикой понимают автоматизацию процессов подготовки, преобразования, хранения и воспроизведения графической информации с помощью компьютера. Графическая информация — модели объектов и их изображения. Самым главным правилом, которое реализуется в работе с компьютерной графикой, можно назвать следующее: чем ярче компьютерная графика, тем больше шансов привлечь к себе внимание в любой сфере (реклама, проектирование зданий, создание мультфильмов, печатных изданий, сайтов, оформление документов, странички в социальных сетях и т. п.). Это же правило реализуется в образовательной деятельности любого обучающегося.
В статье речь пойдет о возможностях использования модульной программы «Работа в растровом редакторе Gimp» для конструирования:
- программы дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ);
- программы внеурочной деятельности — организации проектной деятельности обучающихся (создание информационных, социальных, творческих проектов) и формирования компонентов компетенции в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в процессе реализации программы развития универсальных учебных действий (далее — УУД).
Растровый редактор GIMP
Одним из вариантов создания графических файлов является работа в растровом редакторе GIMP (расшифровывается как GNU Image Manipulation Program) — многоплатформенной программе, относящейся к свободному программному обеспечению.
СПРАВКА
Свободное программное обеспечение (англ. free software, также software libre или libre software) — программное обеспечение, пользователи которого имеют права («свободы») на его неограниченную установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование) и распространение копий и результатов изменения. Если на программное обеспечение есть исключительные права, то свободы объявляются при помощи свободных лицензий.
Движение в поддержку свободного программного обеспечения зародилось в 1983 г., когда Ричард Столлман сформировал идею о необходимости дать программную свободу (англ. software freedom) пользователям. В 1985 г. Р. Столлман основал фонд свободного программного обеспечения, чтобы обеспечить организационную структуру для продвижения своей идеи.
Редактор GIMP помогает изменить изображение, включая ретушь фотографий, создание коллажей разного уровня сложности (от использования простых геометрических фигур до техники скрапбукинга), преобразовать формат изображения и т. п. Поисковый запрос «Гимп» в Интернете даст возможность понять самое главное — «это свободный графический редактор, который поддерживает больше тридцати форматов изображений, умеет работать со слоями, масками, фильтрами и режимами смешивания. В арсенале программы есть огромный спектр инструментов для цветокоррекции и обработки любых фотографий и изображений. Благодаря удобному интерфейсу и приятным особенностям, научиться работать в GIMP очень легко». Сайты www.gimp.ru и www.progimp.ru помогут не только понять, насколько полезен GIMP, но и скачать графический редактор для установки на свой персональный компьютер.
Зачем учителю нужен растровый редактор?
Существует несколько профессионально обусловленных причин для учителя освоить навыки работы с растровым редактором:
- графическое сопровождение открытых мероприятий: открытый урок, занятие внеурочной деятельностью, мастер-класс на семинаре и т. п. Для таких мероприятий чаще всего необходимо подготовить буклет, презентацию, раздаточный материал присутствующим коллегам;
- оформление конкурсных работ любого уровня: начиная от конкурсных проектов обучающихся (представление которых тоже чаще всего сопровождается презентацией, особенно если конкурс предполагает защиту проекта на очном этапе) и завершая профессиональными конкурсами для педагогических работников, участие в которых предполагает представление опыта работы или портфолио, презентации (визитки и т. п.), приложения в виде методических разработок конкурсанта, а также хорошей портретной фотографии конкурсанта, которую можно ретушировать с помощью редактора графики.
Это минимальный набор причин для освоения графического редактора педагогом. Можно назвать и еще одну: в ряде регионов для прохождения аттестации педагогом готовится материал на бумажных носителях, демонстрирующих различные направления его деятельности. Весь аттестационный материал можно эстетично оформить с помощью графического редактора.
Безусловно, возникает вполне закономерный вопрос о том, зачем тратить усилия и создавать коллажи в растровом редакторе, если можно воспользоваться готовыми шаблонами (используя, например, программы MO PowerPoint и МО Publisher)? В этой ситуации целесообразно вспомнить простое правило, которое реализуется в работе по подготовке любых материалов для экспертной оценки: чем ярче компьютерная графика, тем больше шансов привлечь к себе внимание в любой сфере. Под словом «яркая» (применительно к компьютерной графике) можно понимать следующее значение: выразительная, производящая сильное впечатление; выдающаяся в каком-либо отношении, наглядная, убедительная. Безусловно, можно предложить учащимся воспользоваться коллекцией шаблонов и тем для Office Online (презентаций, публикаций, листов MO Word и т. п.). Учитывая, что конкурсные работы представляет не один учитель, шансы посмотреть десятки одинаково оформленных работ у экспертов, оценивающих материалы профессионального конкурса, значительно увеличиваются. Индивидуальность, эксклюзивность оформления конкурсной работы с точки зрения графики приветствуется при проведении любых конкурсных мероприятий и дает педагогу (их автору) шанс быть замеченным. Может возникнуть и другой вопрос: зачем работать в простом графическом редакторе (вероятно, он кому-то покажется достаточно примитивным по набору инструментов в сравнении с программами Corel или Adobe Systems Incorporated), если есть возможность оформить проектную работу в более профессиональном графическом редакторе? Использование Adobe Photoshop онлайн или установка Adobe Photoshop на персональный компьютер поможет решить проблему. Но если у автора конкурсных материалов во время их подготовки недостаточно четко работает Интернет или нет возможности приобрести лицензионное программное обеспечение, то стоит задуматься о его свободно распространяемом аналоге.
Использование растрового редактора в деятельности обучающегося
Касаясь вопроса организации образовательной деятельности обучающихся и направлений работы учителя по организации образовательной деятельности, стоит рассмотреть процесс разработки и реализации курса дистанционного обучения по работе с растровым редактором GIMP.
Дистанционное обучение
Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий регламентируется ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые <…> с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Электронное обучение (англ. E-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) представляет собой систему, к которой относятся:
- самостоятельная работа с электронными материалами в процессе использования персонального компьютера, планшета, мобильного телефона и проч.;
- консультирование у удаленного эксперта; создание сообщества пользователей для виртуальной учебной деятельности, создание и использование электронных учебников (при этом общение с преподавателем не исключается).
Электронное образование отличается свободой доступа к обучающим материалам, неограниченным временем доступа, максимальной адаптацией под возможности обучающегося содержательной части обучающих материалов. Также дистанционное обучение абсолютно не зависит от расстояния между обучающимся и учителем (обучающими материалами). Именно по этим причинам дистанционное обучение становится все более популярным, в т. ч. для организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ.
Дистанционное обучение учащихся с ОВЗ
Образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ в дистанционной форме учитель может организовать следующим образом:
- как систему онлайн-занятий;
- дистанционный курс;
- интеграцию очной и дистанционной форм обучения.
Выбор модели онлайн-занятий определяется целями, задачами и спецификой деятельности участников. Онлайн-модель предполагает использование программ для общения в сети Интернет, например Skype. Для организации офлайн-занятий и при использовании дистанционных курсов часто используют систему управления обучением Moodle.
Рабочая программа курса «Работа в растровом редакторе GIMP» реализуется дистанционно с помощью программы Skype и не предполагает самостоятельного изучения обучающимся с ОВЗ каких-либо тем, т. к. на каждом занятии отрабатываются практические умения работы с разными инструментами графического редактора, и во время их обработки педагогу лучше видеть рабочий стол обучающегося (для этого используется функция «демонстрация экрана» в Skype). Кроме онлайн-занятий, обучающемуся требуется подготовка к проектной работе, которая включает поиск информации и изображений для ее последующего оформления во время занятия.
В структуре дистанционного обучения подобные занятия можно классифицировать как онлайн-занятия или систему «дистанционный репетитор» («дистанционный учитель», «онлайн-репетитор», «учитель онлайн» и др.). Занятие проводится индивидуально с каждым учащимся. Во время онлайн-занятия вместе с обучающимся с ОВЗ (по желанию или необходимости) присутствует его родитель (законный представитель).
Обращаем внимание, что для реализации курса «Работа в растровом редакторе GIMP» используется достаточно простое программное обеспечение, находящееся в свободном доступе, — GIMP и Skype.
Программа курса «Работа в растровом редакторе GIMP» была реализована в течение трех лет (с 2013 по 2015 г.) на базе ГОУ «Тульский областной центр образования».
С целью внедрения дистанционного образования обучающихся с ОВЗ (направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование») в 2009 г. в Тульской области на базе ГОУ ТО «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»1 был создан «Центр дистанционного образования детей-инвалидов»2 (выделены средства бюджета области и привлечены средства федерального бюджета). По состоянию на 01.01.2015 в ГОУ «Тульский областной центр образования» обучается 336 детей-инвалидов.
Прием обучающихся с ОВЗ в ГОУ «Тульский областной центр образования» осуществляется на основании заявления родителей (или законных представителей) с предоставлением следующих документов: свидетельства о рождении ребенка; заключения отдела областной психолого-медико-педагогической комиссии ГОУ ТО ТОЦ ДиК «Помощь»; заключения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области» о признании ребенка инвалидом; справки об обучении на дому, выдаваемой организацией здравоохранения; справки о разрешении использовать компьютерную технику в образовательном процессе на дому, выдаваемой организацией здравоохранения. Между ГОУ ТО «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» и родителями (законными представителями) обучающегося с ОВЗ заключается договор об организации обучения на дому с применением дистанционных образовательных технологий3 и выдается необходимая для этого компьютерная техника. Также компьютерная техника выдается учителям, реализующим образовательные программы.
Программа курса «Работа в растровом редакторе GIMP» для обучающихся с ОВЗ реализована как дополнительная общеобразовательная программа4. Образовательная деятельность в рамках освоения курса «Работа в растровом редакторе GIMP» направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ (подготовка графических изображений разного размера и формата); профессиональную ориентацию учащихся (существует возможность дальнейшего освоения различных форм работы с компьютерной графикой и (или) выбора профессии, связанной с компьютерным дизайном); создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда учащихся. Программа «Работа в растровом редакторе GIMP» разработана для учащихся с ОВЗ, имеющих сохранный интеллект. Примерное тематическое планирование представлено в приложениях 1–3.
Проектная деятельность обучающихся с ОВЗ
Содержание онлайн-занятий с использованием Skype в рамках программы «Работа в растровом редакторе GIMP» можно разделить на три блока:
1-й блок — поисковый. Включает:
- знакомство с понятием «свободное программное обеспечение»;
- поиск сайтов, где можно скачать последнюю версию растрового редактора GIMP, а также сайтов, где можно скачать файлы для оформления проектов;
- поиск информации для содержания проектной работы (если в ее структуре предполагается включение достаточно большого текстового фрагмента).
2-й блок — технический. Связан с установкой растрового редактора GIMP, настройкой панели инструментов. Включает:
- информацию об интерфейсе программы;
- информацию, необходимую для понимания правил оформления коллажа: знание сочетаемости цветов и оттенков (формирование понимания контрастных и аналоговых цветов), цветовых схем (комплиментарной триадной цветовой схемы, двойной разделенной контрастной) и др.
Для реализации содержания технического блока можно использовать (выборочно) информацию сайта www.lookcolor.ru (названия оттенков цвета и образцы изображений) и любые таблицы сочетания цветов.
3-й блок — проектный. Посвящен планированию и подготовке проектов. Краткое описание содержания проектов представлено в таблице.
Проектная деятельность обучающихся с ОВЗ на онлайн-занятиях
Проект | Комментарии к оформлению и содержанию проекта |
---|---|
Календарь | Лист формата А4 в альбомном развороте, на котором размещены изображения (фотографии, декоративные элементы, фон и т. п.) и календарная сетка. Тематическую подборку элементов календаря определяет учащийся. Примеры: • город, в котором я живу (любимый город, Тула оружейная и т. п.); • мои друзья; • мой домашний питомец (кот, собака и др.); • герои любимых мультфильмов; • породы собак и кошек; • техника (космические корабли, автомобили, мотоциклы и др.) |
Открытка | Два листа формата А4 в альбомном развороте, каждый из которых разделен направляющими на две части (открытка складывается вдвое, изображение печатается на каждой из сторон). Примеры тем: • День России; • Новый год; • День защитника Отечества; • Международный женский день; • Первый день весны; • День смеха (1 апреля) |
Буклет, складывающийся втрое | Два листа формата А4 в альбомном развороте, разделенные направляющими по предполагаемым линиям сгиба буклета. Буклет оформляется в течение IV четверти, поэтому его содержание целесообразно посвятить Великой Отечественной войне. Конкретную тему буклета формулирует учащийся, исходя из собственных интересов. Примеры тем буклетов, подготовленных учащимися: • «Брестская крепость»; • «Знамя Победы»; • «Тот самый длинный день в году…" (посвящен творчеству К. М. Симонова); • «Военная песня» (песни времен Великой Отечественной войны, их авторы); • «Т-34 — танк-легенда»; • «Собаки-саперы» |
Страницы фотоальбома | Несколько листов формата А4 (ориентация страниц по выбору обучающихся (портрет или альбом), оформленных семейными фотографиями и декоративными элементами, подобранными в соответствии с временами года (весна, лето, осень, зима)). Для оформления используются скрап-наборы (архивы с текстурами, виньетками, цветами, лентами, листьями, архитектурными объектами или предметами интерьера в едином стиле). Учащиеся работают в технике скрапбукинг, перенесенной из области рукодельного искусства по изготовлению и оформлению семейных или личных фотоальбомов в графический редактор |
Рекламная листовка | Два листа формата А5 (для последующей двусторонней печати). Тематика проектов определяется обучающимися. Примеры: • реклама группы «ВКонтакте», популяризирующая любимых актеров театра и кино; • реклама хобби (бисероплетение, оригами, уход за домашними животным и т. п.); • привлечение внимания общественности к проблемам граждан с ОВЗ (например, листовка о Всемирном дне распространения информации о проблеме аутизма) и т. п. |
Ретуширование фотографии | Учащийся самостоятельно подбирает фотографию для ретуширования по следующим критериям: наличие на фотографии лица человека крупным планом, возрастных изменений кожи (морщины, пигментация, акне и т. п.), наличие на изображении замятий и царапин, порванная и склеенная со смещением фрагментов фотография и др. |
Страницы портфолио | Возможно оформить портфолио работ в GIMP, подготовленных в течение двух лет освоения программы работы в растровом редакторе, а также оформить портфолио работ и достижений в образовательной деятельности, в области дополнительного образования (танцы, кружок актерского мастерства и др.). Направление портфолио определяет учащийся вместе с родителями (законными представителями). Для оформления страниц используются скрап-наборы |
Шаблон презентации | Проект совмещает работу в растровом редакторе (оформление слайдов для шаблона, оформление отдельных слайдов как коллажей) с работой в редакторе презентаций (выбор редактора зависит от программного обеспечения персонального компьютера обучающегося). Содержание презентации целесообразно (по согласованию с обучающимся и его родителями (законными представителями) определить в соответствии с учебным предметом и темой, в рамках которых необходимо подготовить презентацию (например, «Внутренние воды Евразии»)) |
Визитная карточка | Цели создания и назначение визитной карточки. Ошибки в оформлении визиток. Правила оформления визитных карточек |
Предлагаемое примерное тематическое планирование (приложения 1–3) дает возможность конструировать содержание курса в зависимости от целей учителя, понравившихся направлений деятельности учащихся и количества часов, отведенных на реализацию программы. Например, при планировании программы внеурочной деятельности.
Приложение 1
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Работа в растровом редакторе GIMP», 1-й год обучения (35 ч)
1. Первое знакомство с GIMP (2 ч). Понятие свободного программного обеспечения. Обзор сайтов, посвященных работе с растровым редактором GIMP. Скачивание последней версии GIMP и установка на персональный компьютер. Запуск программы. Главные окна. Панель инструментов. Создание черно-белого изображения с выделенным цветным объектом. Поиск фонов и клипарта для создания коллажей в сети Интернет. Формат изображения. Разрешение. Сочетаемость цветов. Таблицы сочетаемости цветов. Многообразие оттенков и их названий.
2. Проект «Календарь» (14 ч). Поиск изображений для подготовки проекта «Календарь» по выбранной учащимся тематике. Создание новых файлов в GIMP (формат А4, ориентация: портрет, альбом). Поставка изображений (скопировать и вставить и т. п.). Инструменты преобразования (перемещение, выравнивание, вращение, масштаб). Слои (свойство слоя, перемещение слоев). Инструменты кисти (ластик и др.). Импорт шрифтов. Текст (создание календарной сетки). Экспорт файла в формат tiff. Печать без полей.
3. Проект «Поздравительная открытка» (6 ч). Выбор тематики открытки. Поиск фонов и клипарта для создания коллажей в сети Интернет. Работа с декоративными рамками в формате png. Создание новых файлов в GIMP. Поставка изображений (перетащить и бросить, скопировать и вставить и т. п.). Инструменты преобразования (перемещение, выравнивание, вращение, масштаб, искривление, перспектива, отражение). Слои (группировка и перемещение слоев). Инструменты кисти (параметры инструмента ластик, параметры инструмента штамп). Текст. Импорт шрифтов. Инструменты выделения (прямоугольное выделение, эллиптическое выделение, свободное выделение (лассо), выделение связанной области (волшебная палочка), умные ножницы). Экспорт файла в формат tiff и jpeg. Печать без полей.
4. Проект «Буклет, складывающийся втрое» (13 ч). Подготовка двустороннего буклета в графическом редакторе. Определение содержания. Разметка страницы для буклета (сетка и направляющие, выравнивание объекта по направляющим). Создание фона в GIMP (текстуры, градиенты, палитры). Инструменты цвета (цветовой баланс, тон, насыщенность, яркость, контрастность). Диалоги о содержании изображения (диалог выбора цвета фона и переднего плана, диалог выбора кисти, диалог выбора текстуры, диалог выбора градиента, диалог выбора палитры, диалог выбора шрифта). Копирование текста. Набор текста. Размещение текста на страницах буклета. Иллюстрирование буклета. Обработка изображений с помощью фильтров. Экспорт файла в формат tiff.
№ занятия | Содержание |
---|---|
1. Первое знакомство с GIMP (2 ч) | |
1 | Свободное программное обеспечение. Скачивание и установка растрового редактора GIMP. Запуск программы. Главные окна. Панель инструментов |
2 | Создание черно-белого изображения с выделенным цветным фрагментом |
2. Проект «Календарь» (14 ч) | |
3 | Поиск изображений в сети Интернет для коллажа «Календарь» (фоны) |
4 | Поиск изображений в сети Интернет для коллажа «Календарь» (элементы для создания коллажа в формате png) |
5 | Создание новых файлов в GIMP. Поставка изображений |
6 | Композиция коллажа «Календарь». Перемещение слоев |
7 | Перемещение слоев, изменение размера, вращение (работа с композицией) |
8 | Удаление областей цвета из активного слоя (инструмент ластик) |
9 | Размещение декоративных элементов (изменение размера, масштабирование слоев, перспектива) |
10 | Цветовой баланс элементов календаря, изменение слоя (зеркало) |
11 | Поиск шрифтов в сети Интернет для создания календарной сетки. Загрузка и установка шрифтов |
12 | Создание календарной сетки. Инструмент текст |
13 | Создание календарной сетки (размер шрифта, сглаживание, цвет) |
14 | Корректировка календарной сетки (оформление названий месяцев) |
15 | Корректировка календарной сетки (цвет шрифта, выключка, сглаживание) |
16 | Завершение работы с календарем. Экспорт файла в формат tiff. Печать (выбор режима печати) |
3. Проект «Поздравительная открытка» (6 ч) | |
17 | Поиск клипарта для создания открытки в сети Интернет |
18 | Работа с декоративными рамками. Поставка изображений |
19 | Инструменты преобразования слоев (работа с композицией открытки) |
20 | Работа с композицией открытки (плоская заливка слоя, трансформация по рамке, наклон, вращение слоя) |
21 | Слои. Инструменты кисти. Заливка фона, выбор текстуры |
22 | Ластик. Инструменты выделения (удаление областей цвета из активного слоя). Экспорт файла в формат tiff или jpeg. Печать открытки |
4. Проект «Буклет, складывающийся втрое» (13 ч) | |
23 | Двусторонний буклет А4, складывающийся втрое. Создание файла. Разметка (сетка и направляющие) |
24 | Поиск графического материала в сети Интернет |
25 | Поиск текстового материала в сети Интернет |
26 | Подготовка текста буклета (работа с содержанием) |
27 | Набор, копирование, вставка и форматирование текста |
28 | Создание фона (заливка, режим заливки, тип заливки), поставка текстуры |
29 | Размещение текста. Инструмент текста |
30 | Размещение текста (цвет шрифта, выключка, сглаживание) |
31 | Иллюстрирование буклета (расстановка слоев) |
32 | Иллюстрации и декоративные элементы (стопка слов, прозрачность) |
33 | Обработка изображений (тон, насыщенность, яркость, контрастность) |
34 | Размещение декоративных элементов (рамок, подложек, виньеток) в соответствии с содержанием |
35 | Экспорт файла в формат tiff или jpeg. Печать буклета |
Приложение 2
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ тем курса «Работа в растровом редакторе GIMP», 2-й год обучения (35 ч)
1. Панель инструментов в GIMP (2 ч). Запуск программы. Панель инструментов. Работа с основными инструментами выделения фигур (прямоугольное, эллиптическое, смежных областей, по цвету), изменение масштаба изображения, перемещение, выравнивание — расстановка слоев или объектов, вращение слоя, масштабирование слоя, наклон, перспектива, отражение, деформация, создание текста, заливка цветом, градиентная заливка, стирание кистью, рисование планшетных штрихов, работа штампом и т. д.)).
2. Проект «Страницы фотоальбома» (14 ч). Использование техники скрапбукинг для работы в растровом редакторе. Поиск скрап-объектов для создания коллажа «Страницы фотоальбома» в сети Интернет. Создание новых файлов в GIMP (формат А4, ориентация: портрет, альбом). Поставка изображений (скопировать и вставить и т. п.). Инструменты преобразования. Слои. Импорт шрифтов. Работа с декоративными скрап-объектами в формате png. Композиция коллажа — размещение слоев ( скрап-объектов и фотографий) на странице фотоальбома. Экспорт файлов в формат tiff, выбор настроек печати.
3. Проект «Рекламная листовка» (10 ч). Поиск изображений для подготовки проекта «Рекламная листовка» по выбранной учащимся тематике. Подготовка текста для рекламы объекта. Создание фона в GIMP (текстуры, градиенты, палитры). Инструменты цвета. Диалоги о содержании изображения. Копирование текста. Набор текста. Размещение текста на страницах рекламной листовки. Иллюстрирование рекламной листовки. Обработка изображений с помощью фильтров. Экспорт файла в формат tiff, печать.
4. Проект «Ретуширование фотографии» (9 ч). Выбор объекта для ретуширования ( черно-белой или цветной фотографии с дефектами — царапинами, пятнами, эффектом красных глаз и т. п., выбор для ретуширования фотографии человека с возрастными изменениями (морщинами, пигментными пятнами и проч.)). Сканирование изображения. Поставка изображений. Инструменты преобразования. Слои. Инструмент штамп, параметры инструмента штамп. Маска слоя. Экспорт файла в формат tiff или jpeg, печать.
№ занятия | Содержание |
---|---|
1. Панель инструментов GIMP (2 ч) | |
1 | Работа с основными инструментами GIMP (выделение фигур, изменение масштаба изображения, перемещение, выравнивание, вращение слоя) |
2 | Масштабирование слоя, наклон, перспектива, отражение, деформация, создание текста, заливка цветом, градиентная заливка, стирание кистью, рисование планшетных штрихов, работа штампом |
2. Проект «Страницы фотоальбома» (14 ч) | |
3 | Техника скрапбукинг. Поиск скрап-объектов для создания коллажа «Страницы фотоальбома» в сети Интернет |
4 | Создание новых файлов в GIMP (формат А4, ориентация: портрет, альбом). Поставка изображений (скопировать и вставить и т. п.) |
5 | Слои коллажа «Страницы фотоальбома» (свойство слоя, перемещение слоев) |
6 | Работа с элементами коллажа. Инструмент зеркало |
7 | Масштабирование слоев в коллаже |
8 | Трансформация слоев для оформления страницы коллажа |
9 | Функции инструментов (наклон и вращение) в коллаже |
10 | Способы выделения частей изображения (прямоугольное, эллиптическое, свободное) и удаление фрагментов |
11 | Градиентная заливка фона |
12 | Коррекция с помощью штампа |
13 | Штамп по перспективе |
14 | Выборочное осветление и затемнение изображения |
15 | Фильтры: тень |
16 | Коррекция недочетов при подготовке коллажа «Страницы фотоальбома». Экспорт файлов в формат tiff, печать |
3. Проект «Рекламная листовка» (10 ч) | |
17 | Поиск изображений для подготовки проекта «Рекламная листовка» по выбранной учащимся тематике |
18 | Подготовка текста для рекламы объекта |
19 | Создание фона в GIMP (текстуры, градиенты, палитры) |
20 | Инструменты цвета (цветовой баланс, тон, насыщенность, яркость, контрастность) |
21 | Диалоги о содержании изображения (диалог выбора цвета фона и переднего плана, диалог выбора кисти) |
22 | Диалог выбора текстуры |
23 | Размещение текста на страницах рекламной листовки |
24 | Обработка изображений с помощью фильтров |
25 | Фильтры: выделение края, шум, декорация |
26 | Коррекция недочетов при подготовке коллажа «Рекламная листовка». Экспорт файла в формат tiff, печать |
4. Проект «Ретуширование фотографии» (9 ч) | |
27 | Основные критерии выбора фотографий для ретуширования |
28 | Работа с затемненными изображениями |
29 | Цветокоррекция кожи на фотографии |
30 | Сглаживание морщин в портретной ретуши |
31 | Удаление царапин с фотографии |
32 | Коррекция и восстановление склеенных фотографий |
33 | Изменение цвета губ в портретной ретуши |
34 | Изменение цвета глаз в портретной ретуши |
35 | Коррекция эффекта красных глаз |
Приложение 3
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ тем курса «Работа в растровом редакторе GIMP», 3-й год обучения (35 ч)
1. Панель инструментов и окна в GIMP (2 ч). Запуск программы. Панель инструментов. Работа с основными инструментами (выделения фигур (прямоугольное, эллиптическое, смежных областей, по цвету), изменение масштаба изображения, перемещение, выравнивание — расстановка слоев или объектов, вращение слоя, масштабирование, наклон, перспектива, отражение, деформация, создание текста, заливка, стирание кистью, рисование планшетных штрихов, работа штампом и т. д.)). Окна. Слои. Стыкуемые диалоги
2. Проект «Страницы портфолио» (14 ч). Использование техники скрапбукинг. Понятие «портфолио» и цель его создания. Поиск скрап-объектов для создания коллажа «Страницы портфолио» в сети Интернет. Создание новых файлов в GIMP. Поставка изображений. Инструменты преобразования (перемещение, выравнивание, вращение, масштаб, искривление, перспектива, отражение). Слои. Импорт шрифтов. Работа с декоративными скрап-объектами в формате png. Композиция коллажа — размещение фотографий и текста на страницах портфолио. Работа с текстом. Экспорт файлов в формат tiff, печать.
3. Проект «Шаблон презентации» (14 ч). Понятие «презентация». Программы для создания презентации. Возможности растрового редактора для подготовки презентации. Поиск изображений для подготовки проекта «Шаблон презентации» по выбранной учащимся тематике. Подготовка текста для презентации. Оформление слайдов в GIMP. Инструменты цвета. Поставка изображений. Инструменты преобразования. Слои. Особенности размещения текста на слайде. Копирование текста. Набор текста. Иллюстрирование слайда. Экспорт файла в формат tiff. Создание презентации и выбор подготовленных учащимся коллажей для оформления фона слайдов.
4. Проект «Визитная карточка» (5 ч). Цель создания визитной карточки. Особенности оформления. Основные ошибки в оформлении визитной карточки. Поиск шаблонов оформления в сети Интернет. Разработка шаблона оформления самостоятельно. Поставка изображений. Инструменты преобразования. Слои. Экспорт файла в формат tiff и jpeg, печать.
№ занятия | Содержание |
---|---|
1. Панель инструментов GIMP (2 ч) | |
1 | Панель инструментов. Параметры инструментов. |
2 | Окна. Стыкуемые диалоги |
2. Проект «Страницы портфолио» (14 ч) | |
3 | Техника скрапбукинг. Поиск скрап-объектов для коллажа «Страницы портфолио» в сети Интернет |
4 | Титульный лист портфолио. Создание файла в GIMP и поставка изображений |
5 | Работа со скрап-объектами для создания титульного листа (проектирование композиции) |
6 | Работа со скрап-объектами для создания титульного листа (обработка фотографий, рамки) |
7 | Работа со скрап-объектами для создания титульного листа (фон, заливка, подложка, рамки) |
8 | Оформление страниц портфолио (размещение информации об авторе, текста и фотографий) |
9 | Обработка фотографий на страницах портфолио (инструменты: перемещение, изменение размера, перспектива и др.) |
10 | Обработка фотографий на страницах портфолио (грамот, похвальных листов: масштаб, трансформация, цветовой баланс) |
11 | Размещение фотографий (трансформация, наклон, зеркало) |
12 | Размещение текста. Выбор шрифтов. Форматирование |
13 | Размер шрифта, сглаживание, цвет, выключка |
14 | Подготовка проектных работ (слайдов презентаций, коллажей) для размещения в портфолио |
15 | Подготовка комментария (текста) для проектных работ. Размещение на страницах портфолио |
16 | Экспорт страниц портфолио в tiff или jpeg. Печать страниц |
3. Проект «Шаблон презентации» (14 ч) | |
17 | Понятие «презентация» и программы для ее создания. Возможности растрового редактора для оформления слайдов презентации |
18 | Поиск изображений для проекта «Шаблон презентации» по выбранной учащимся тематике |
19 | Подготовка текста проекта |
20 | Особенности оформления слайда в растровом редакторе и в программе для создания презентации |
21 | Создание шаблона слайда. Работа со слоями |
22 | Текстуры и их роль для создания фона слайда |
23 | Создание схем в GIMP и программе для подготовки презентации |
24 | Использование цветовых схем программы для создания слайдов |
25 | Коррекция изображений в GIMP и программе для создания слайдов |
26 | Инструмент штамп в GIMP |
27 | Размещение текста: возможности GIMP и программы для создания слайдов |
28 | Художественное оформление заголовков слайдов в GIMP и программе для создания слайдов |
29 | Корректура текста. Возможности проверки орфографии в программе для создания слайдов |
30 | Сохранение файлов в GIMP и программе для создания слайдов в формате tiff или jpeg. Возможности печати слайдов |
4. Проект «Визитная карточка» (5 ч) | |
31 | Размеры изображения. Правила оформления визитной карточки |
32 | Поиск шаблонов визитных карточек в сети Интернет. Разработка шаблона визитной карточки |
33 | Предотвращение основных ошибок при размещении текста и оформлении |
34 | Размещение текста. Параметры инструмента текст |
35 | Коррекция содержания. Сохранение файла в формате tiff или jpeg. Печать |
Окончание статьи читайте в следующем номере

Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб»
Программа «Литературного клуба» направлена на воспитание духовно развитой личности через творческую деятельность. В статье представлено содержание программы: теоретическая и практическая часть. А также разделы внеурочных занятий. В рамках программы обучающиеся учат стихи, смотрят фильмы, много читают и участвуют в конференциях.
Автор статьи рассматривает основные принципы, формы и методы работы с учащимися при реализации подобных программ. Примерное тематическое планирование прилагается.
Актуальность программы
В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации наблюдается значительный спад чтения художественной литературы. Развитие интереса к литературе, творчеству является важной задачей для учителя. Одним из средств мотивации к чтению является работа литературного клуба, созданного в образовательной организации (далее — ОО). Читающие ученики выгодно отличаются от нечитающих большим объемом памяти, более высоким уровнем развития речи, скоростью установления контакта с собеседниками и ориентировкой в нестандартных ситуациях (принятие решения и т. п.).
Проведение литературных вечеров, конкурсов, дискуссий, создание индивидуальных и коллективных проектов — все это направлено на приобщение учащихся к осмысленному чтению художественной литературы. На занятиях литературного клуба учащиеся создают творческие работы, постигают увлекательную науку актерского мастерства, приобретают опыт публичного выступления, развивают умение отстаивать свою точку зрения. Формируя собственное мнение о том или ином литературном произведении, учащиеся развивают умение критически оценивать как литературные произведения в целом, так и поступки отдельных литературных героев.
Цель и задачи программы
Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб» реализуется в рамках социально-педагогического направления в течение одного учебного года. В основе программы внеурочной деятельности «Литературный клуб» — реализация системно-деятельностного подхода при изучении художественного произведения (участие обучающихся в диспутах, дискуссиях, эвристических беседах, направленных на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота). Выполнение практических работ способствует раскрытию способностей и талантов обучающихся, развитию умения работать в коллективе.
Цель программы: воспитание здоровой, духовно развитой и креативно мыслящей личности через активную творческую деятельность. Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:
- формирование основ толерантного сознания обучающихся;
- осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности;
- формирование чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека;
- развитие личности и творческих интересов, способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации их образовательной деятельности.
Содержание программы
Теоретическая часть программы внеурочной деятельности «Литературный клуб» предполагает проведение бесед, дискуссий, диспутов о нравственных идеалах человека, общечеловеческих ценностях. Практическая часть предполагает работу в следующих направлениях:
- подготовка и проведение литературных гостиных;
- составление презентаций;
- создание творческих работ, мини-проектов.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса к чтению художественной литературы;
- участие в организации и проведении литературных гостиных, конкурсов, классных часов;
- разработка учащимися индивидуальных и групповых мини-проектов;
- создание творческих портфолио.
Особенностями программы являются:
- воспитание нравственных принципов и идеалов здорового образа жизни, гражданской ответственности и патриотизма на основе художественных произведений;
- создание условий для самоопределения и самореализации личности через участие обучающихся в организации и проведении творческих мероприятий.
Программа рассчитана на 68 ч для учащихся 5-7-х классов. За время обучения учащиеся должны овладеть практическими умениями применять теоретические знания предметов гуманитарного цикла при создании творческих работ.
Содержание внеурочных занятий по разделам
1. Россия — наша Родина. Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому РФ. Понятийный аппарат: патриотизм, Родина, добро, государственные символы РФ.
Практическая часть: подбор стихов о Родине и чтение наизусть.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
2. Мораль и нравственность. Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях. Понятийный аппарат: мораль, моральный долг, нравственность.
Практическая часть: чтение художественных произведений о нравственности, мини-диспут, создание творческих работ, презентаций и мини-проектов, работа в библиотеке.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
3. Милосердие. Цель: воспитание человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным.
Понятийный аппарат: доброта, чуткость, милосердие, гуманность.
Практическая часть: просмотр фильма с последующим обсуждением, диспут, поход в театр, литературная гостиная.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзывчивость, взаимопомощь.
4. Справедливость. Эгоизм и альтруизм. Цель: познакомить учащихся с моральными правилами справедливого человека, воспитать альтруизм.
Понятийный аппарат: справедливость, альтруизм, эгоизм.
Практическая часть: поход в театр, литературная гостиная, выразительное чтение художественных произведений.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзывчивость, взаимопомощь.
5. Добро и зло. Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты.
Понятийный аппарат: добро и зло.
Практическая часть: семинар, выразительное чтение художественных произведений.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся отзывчивости, взаимопомощи, доброго отношения к окружающим.
6. Свобода. Цель: подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.
Понятийный аппарат: свобода, выбор, ответственность.
Практическая часть: мини-конференция, выразительное чтение художественных произведений, презентация сочинений.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, ответственности.
7. Дружба. Цель: формирование нравственных качеств обучающихся: умений дружить, беречь дружбу, жить в коллективе.
Понятийный аппарат: дружба, предательство, коллектив.
Практическая часть: ролевая игра, психологический тренинг, демонстрация презентаций.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости.
8. Правда и ложь. Цель: формирование нравственных качеств — честности, справедливости.
Понятийный аппарат: правда, ложь, честность.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, подготовка передвижной выставки творческих работ.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости, правдивости, усидчивости.
9. Зависть. Цель: воспитание доброты, неприятия лжи, зависти.
Понятийный аппарат: зависть, завистники.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, создание творческих работ.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости.
10. Семья. Цель: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека; ориентация учащихся на создание крепкой, дружной семьи.
Понятийный аппарат: род, семья, фамилия, родословная.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, создание презентаций, мини-проектов, литературная гостиная, фольклорный праздник.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся таких качеств, как уважение к старшим, терпение.
11. Честь, достоинство и совесть. Цель: воспитание высоких моральных качеств, акцентирование внимания учащихся на самопознании и дальнейшем саморазвитии собственной личности.
Понятийный аппарат: честь, долг, достоинство, совесть.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, создание презентаций, чтение стихотворений.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
12. Этикет. Цель: знакомство с основными требованиями этикета в поведении и общении с людьми, воспитание культурного поведения.
Понятийный аппарат: этикет.
Практическая часть: демонстрация презентаций, психологический тренинг, ролевая игра.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
13. Толерантность. Цель: формирование у учащихся толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей.
Понятийный аппарат: уважение, толерантность.
Практическая часть: демонстрация презентаций, просмотр фильма с последующим обсуждением.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, уважения к людям других национальностей.
Методическое обеспечение
Основные принципы реализации программы:
1. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, поэтому в круг чтения учащихся вошли преимущественно художественные тексты. Внимание обучающихся привлекается к тому, что перед ними не просто интересные и познавательные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в восприятии обучающегося собственное отношение к действительности.
2. Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
3. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Формы работы с обучающимися:
- беседы;
- ролевые игры;
- семинары;
- творческая художественная деятельность обучающихся;
- проведение литературных гостиных;
- использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, создание презентаций);
- исследовательская и проектная деятельность учащихся;
- экскурсии;
- организация выставок.
Методы реализации программы:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсий; работа с текстами, составление кроссвордов, иллюстрирование сюжетов).
2. Словесный (чтение литературных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов).
3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
Реализуемые педагогические технологии:
- личностно ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- технология критического мышления;
- технология опыта медленного чтения.
Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности по программе «Литературный клуб» представлено в таблице.
Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности по программе «Литературный клуб»
№ | Формы работы на занятии | Особенности проведения | Тема занятия | Цель |
---|---|---|---|---|
1. Россия — наша Родина | ||||
1 | Эвристическая беседа о книге | Чтение, обсуждение книги Д.С. Лихачева «Письма о добром» (Письмо третье. Самое большое) | Развитие умения выразительного чтения. Развитие умения анализа художественного произведения. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | |
2–3 | Встреча с писателями города (округа, региона и т. п.) | Городская библиотека | Любовь и уважение к Отечеству, своему краю | |
4 | Практическая работа в библиотеке (подготовка к конкурсу чтецов) | Россия — наша Родина | ||
5 | Конкурс чтецов | Дошкольная ОО (чтение стихотворений для обучающихся в дошкольной ОО) | Славим Родину нашу! | |
2. Мораль и нравственность | ||||
6 | Опыт медленного чтения | В.К. Железняков «Чучело» (изучение фрагментов художественного произведения) | Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Развитие нравственных чувств | |
7 | Мини-диспут | Моральный долг | ||
8 | Конкурс сочинений | Мои моральные прин- ципы | ||
9–10 | Опыт медленного чтения | В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки» | ||
11 | Конкурс выразительного чтения | «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» | ||
12 | Практическая работа в библиотеке | Золотое правило нравственности | ||
13 | Практическая работа (подготовка мини-проектов) | Образцы нравственности | ||
14 | Конкурс презентаций мини-проектов | Классное родительское собрание (демонстрация мини-проектов родителям (законным представителям) обучающихся) | Мои нравственные идеалы | |
15 | Опыт медленного чтения | В.А. Солоухин «Мститель» | ||
16 | Проектная деятельность | «По каким правилам мы живем?» (анкетирование). Составление нравственного кодекса | ||
3. Милосердие | ||||
17–18 | Опыт медленного чтения | Рассказ Б.Л. Васильева «Великолепная шестерка» | Развитие нравственных чувств | |
19 | Беседа | Поговорим о милосердии | ||
4. Ответственность. Альтруизм и эгоизм | ||||
20 | Опыт медленного чтения | В. Быков «Крутой берег реки» | Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека | |
21 | Дискуссия | Справедливость | ||
22 | Диспут | Альтруизм и эгоизм: «за» и «против» | ||
23–24 | Поход в театр | Анализ театральной постановки (из репертуара театра юного зрителя) | ||
25–26 | Литературная гостиная | Кто я — альтруист или эгоист? | ||
5. Добро и зло | ||||
27 | Беседа | Добро и зло в душе человека | Формирование нравственных понятий | |
28–29 | Практический семинар | Только ли в сказках добро побеждает зло? | ||
6. Свобода и ответственность | ||||
30 | Мини-конференция | Есть ли границы у свободы? Ответственность | Воспитание ценностного отношения к людям, правам и обязанностям | |
31 | Опыт медленного чтения | А.И. Куприн «Чудесный доктор» | ||
32 | Презентация сочинений | Что такое свобода. Свободен ли я? | ||
7. Дружба | ||||
33–34 | Опыт медленного чтения | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Воспитание ценностного отношения к людям | |
35 | Ролевая игра | Дружба — чудесное слово | ||
36 | Психологический тренинг | Центр социального обслуживания населения (психологический тренинг проводит психолог центра социального обслуживания населения) | Тест на тему: «Какой я друг». Психологический тренинг | |
37 | Защита проектов обучающимися | Подготовка и проведение классного часа для учащихся начальных классов | Дружба | |
8. Правда и ложь | ||||
38 | Дискуссия | Правда и ложь | Воспитание ценностного отношения к животным | |
39–40 | Опыт медленного чтения | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» | ||
41 | Подготовка передвижной выставки творческих работ | Детская библиотека (демонстрация выставки творческих работ обучающихся) | Как я понимаю ложь и правду? | |
9. Зависть | ||||
42 | Беседа | Зависть | Воспитание уважения к людям | |
43 | Конкурс сочинений | Публикация в газете (размещение на сайте) ОО | Какую роль играет зависть в наше время? | |
10. Семья | ||||
44–45 | Практическое занятие (подготовка проектов) | Семья — колыбель всех начинаний | Развитие ценностного отношения к семье, уважения и почитания своих предков | |
46 | Подготовка к презентации проектов | Семейные праздники | ||
47 | Литературная гостиная | Проводится для учащихся, учителей, родителей (законных представителей) обучающихся. Презентация проектов о семейных праздниках | «Родительский дом — начало начал» | |
48 | Фольклорный праздник | Проводится для пожилых людей, находящихся в доме-интернате для престарелых | Песни наших бабушек и дедушек | |
49 | Подготовка к выставке творческих работ | Выставка демонстрируется на родительском собрании | «Герб семьи» | |
50–52 | Опыт медленного чтения | А.И. Куприн «Бедный принц» | ||
11. Честь. Достоинство и совесть | ||||
53–54 | Опыт медленного чтения | О верности слову в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово» | Формирование представлений об этике, правилах поведения в обществе | |
55 | Конкурс чтецов | Дошкольная ОО (чтение стихотворений для обучающихся в дошкольной ОО) | «Береги честь смолоду» | |
56 | Эвристическая беседа | Совесть | ||
57 | Конкурс чтецов | «Да, были люди в наше время…» | ||
12. Этикет | ||||
58 | Демонстрация проектов | Подготовка и проведение классного часа для учащихся начальных классов | Этикет и мы! Проблема разговорной речи. Правила этикета | Формирование представлений об этикете, правилах поведения в обществе |
59 | Ролевая игра | «Будьте так любезны», «пожалуйста», «спасибо» | ||
60 | Практическая работа в библиотеке | Тактичность и чуткость — два «кита» этикета | ||
61 | Беседа | Джентльмен и леди | ||
62 | Психологический тренинг | «Хорошо ли я знаю этикет?» | ||
13. Толерантность | ||||
63 | Диспут | Внешний облик — внутренний мир | Воспитание уважения к людям разных национальностей | |
64–65 | Просмотр фильма и его обсуждение | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | ||
66 | Дискуссия | Уважение или толерантность? | ||
67–68 | Практическое занятие (презентация портфолио) | Чему я научился на занятиях литературного клуба? |

Основы управления профессиональным ростом педагога дополнительного образования
Конкурентные преимущества дополнительного образования
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р, дополнительное образование имеет ряд преимуществ перед другими видами формального образования (рис. 1).

Профессиональное развитие педагога
В условиях новых государственно-общественных требований, предъявляемых к дополнительному образованию, одной из ключевых проблем является управление профессиональным развитием педагога.
Здесь кроется целый ряд противоречий:
- между необходимостью обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов в области педагогической деятельности (например, отсутствием базового педагогического образования);
- традиционными для образовательной организации (далее — ОО) методами управления педагогическими кадрами и объективной необходимостью изменения этих методов в соответствии с программно-целевым подходом (написание программ развития кадрового потенциала; проектирование кадровой политики ОО);
- необходимостью создания на институциональном уровне условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции педагогов и отсутствием системы работы в этом направлении у администрации ОО;
- необходимостью персонификации процесса повышения квалификации и мотивации педагогов к саморазвитию и самообразованию и неразработанностью внутрикорпоративной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников в ОО;
- существующими формальными подходами к мотивации и стимулированию труда педагогов и потребностью в индивидуализации методов управления профессиональным развитием педагогических работников внутри ОО через переход на новую систему оплаты труда и внедрение механизмов рейтингования педагогических работников в зависимости от показателей эффективности.
Теоретическая часть методического занятия
В статье предложен вариант организации методического занятия «Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования как объект управления» в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов с использованием активных методов обучения, что продиктовано необходимостью формирования мотивации к творческому педагогическому труду, качественному исполнению своих должностных обязанностей педагогами дополнительного образования. Этапы занятия:
1. Разделение на команды. Теоретическая часть занятия начинается с распределения на команды, которое происходит с помощью методического приема «Радуга». Всем участникам предлагается вытащить из стаканчика цветной карандаш и, взаимодействуя с другими участниками занятия, составить команду — семицветную радугу. Если учебная группа невелика (до 15 чел.), методический прием можно изменить и предложить разделиться по цветам: обладатели фиолетовых карандашей относятся к «фиолетовым», синих — к «синим» и т. д.
2. Интеллектуальная разминка. Ведущий, для того чтобы настроить участников методического занятия на активную познавательную деятельность, предлагает легкую интеллектуальную разминку «Команды как молекулы» (видоизмененный вариант игры «Люди как молекулы»). Командам раздается комплект карточек, на которых изображен химический элемент и соответствующее ему описание (рис. 2). Необходимо составить молекулу, которая будет характеризовать команду (возможно, это будет эквивалент девиза команды).

На выходе должно получиться примерно следующее:
- H2O — участники команды очень легкомысленные и активные;
- Cl2 — очень серьезные, настроенные только на победу;
- AuSb — духовно богатые, но материально несчастные;
- Fe2O — трудолюбивые в квадрате и активные вполне и др.
3. Проектирование компетентностной модели педагога дополнительного образования. После того, как команды себя идентифицировали, им предлагается построить собственную компетентностную модель педагога дополнительного образования. Задания необходимо выстраивать от простого к сложному. Так как в конце занятия слушателям предлагается проектное задание, то на первых этапах занятия задания должны быть простыми и легкими для выполнения. Поэтому самую элементарную компетентностную модель педагога строим по простому принципу — необходимо перечислить десять личностных качеств и десять профессионально-значимых качеств хорошего педагога дополнительного образования. На выполнение задания командам дается не более 5 мин, после чего необходимо по очереди озвучить получившийся перечень компетентностей. Командам важно внимательно слушать выступления коллег, чтобы в своем выступлении уже не повторять те качества, которые были названы.
После того, как задание выполнено, ведущий методического занятия рассказывает о тех компетентностях педагогических работников, которые используются при проведении квалификационных испытаний, например1:
- в области постановки целей и задач педагогической деятельности;
- мотивации образовательной деятельности;
- обеспечения информационной основы деятельности;
- разработки и реализации дополнительной образовательной программы;
- организации образовательной деятельности и т. д.
После чего ведущий дает определение профессиональной компетентности педагога, раскрывает ее основные составляющие, излагает подходы к ее оценке. В завершении теоретической части занятия командам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога?
2. Каково, на ваш взгляд, значение аттестации в повышении профессиональной компетентности педагога?
3. Каким образом следует организовать работу над повышением собственного профессионального уровня, чтобы она была оптимальной?
4. Лекция. После завершения дискуссии ведущий рассказывает об аттестации педагогических кадров. Особое внимание уделяется порядку проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276), квалификационным требованиям к педагогу дополнительного образования (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н) и проекту «Профессионального стандарта „Преподаватель“» (по состоянию на 03.09.2013) (подготовлен Минтрудом России).
5. Психологическая разминка. Материал получается объемным и чрезвычайно информативным, длительность занятия с ответами на вопросы педагогов о процедуре прохождения аттестации на первую и высшую квалификационные категории может продолжаться до полутора часов, поэтому этот этап занятия завершается еще одной легкой психологической разминкой. Слушателям предлагается выбрать из пяти фигур: круг, квадрат, зигзаг, треугольник, прямоугольник; изобразить на общем листе команды фигуру под каждого участника, после чего предоставляется возможность ознакомиться с психологической характеристикой, соответствующей той или иной фигуре (рис. 3).

Подводя итог занятия, ведущий напоминает слушателям выявленные ими в ходе дискуссии показатели результативности профессионально-личностного роста педагога:
1. Самоанализ деятельности педагога.
2. Уровень мотивации (мотивацию) педагогов к инновационной деятельности.
3. Представление результатов собственного педагогического роста на региональном и всероссийском уровне.
4. Участие в конкурсах педагогического мастерства.
5. Научно-методическая и исследовательская деятельность педагогов.
6. Написание научных или научно-методических статей.
7. Подготовка и проведение мастер-класса.
8. Подготовка и проведение открытого занятия.
Практическая часть методического занятия
Слушателям предлагается сделать перерыв на 10 мин., после чего начинается практическая часть методического занятия, посвященная оценке эффективности деятельности педагога. Одним из главных критериев оценки эффективности деятельности педагога в соответствии с порядком аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276), становится результативность участия педагога в конкурсах профессионального мастерства.
Для педагогов дополнительного образования таких конкурсов с каждым годом становится все больше и больше, но основными, признанными на федеральном уровне, остаются «Сердце отдают детям» и «Воспитать человека». Для организации методического занятия мы остановили свой выбор на конкурсе «Сердце отдаю детям».
1. Работа с кейсами. Командам раздаются кейсы со следующими материалами:
- положение о Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям»;
- методическая разработка «Как педагогу дополнительного образования подготовиться к конкурсу?» (по книге Л. Б. Малыхиной «Конкурс? Конкурс… Конкурс! Подготовка к профессиональному конкурсу педагога дополнительного образования»);
- методическая разработка «Психологическая готовность к конкурсам педагогического мастерства».
2. Дидактическая игра (квест). После работы с кейсами предлагается описать свой путь к победе на конкурсе как некий квест. Успешность прохождения различных станций напрямую зависит от целого ряда факторов, например, таких как поддержка команды или финансирование (оплата командировочных расходов и т. п.). Это как путешествие с героем Дж. Барри Питером Пэном по острову Нет- и-не-будет (таблица).
Квесты для дидактической игры «Путь к победе»
Название | Задание |
---|---|
Бухта пиратов | Подготовка визитной карточки и описания опыта работы (основные разделы и аннотации к ним) |
Лагуна русалок | Подготовка самопрезентации «Мое педагогическое кредо» |
Утес Череп | Защита дополнительной образовательной программы |
Стоянка индейцев | Разработка технологической карты открытого занятия |
Дом потерянных мальчишек | Разработка технологической карты мастер-класса |
Итогом работы команды становится защита проекта. Одна команда иллюстрирует путь к победе в виде карты, другая — изображает звезду на крыше королевского замка и описывает свой путь от подножия (подготовки визитной карточки, эссе и пакета документов для заочного тура) до вершины центральной башни (финала конкурса и победы). Участники третьей команды (если в ее составе есть педагоги с техническим складом ума) описывают свой путь в виде пошагового алгоритма, не изобилующего визуальными образами, или же, как коллеги из биологического центра, изображают путь к победе в виде цикла роста дерева, на сук которого встает конкурсант и дотягивается до звезды на небе (до победы). Какой бы образ ни выбрали участники командной игры — любой приветствуется и помогает в решении следующих задач:
- развитие мотивации к творческой реализации личности;
- знакомство с положением о конкурсе «Сердце отдаю детям»;
- обмен опытом между слушателями ( в т. ч. участниками конкурсов профессионального мастерства);
- развитие коммуникативной компетентности педагогов;
- развитие компетентности в области проведения нетрадиционных учебных занятий.
Для подведения итогов дидактической игры участникам предлагается ответить на вопросы:
- Какой квест кажется наиболее сложным для прохождения?
- Какой квест кажется наиболее простым? Почему?
- Стали бы вы обращаться за помощью при подготовке к конкурсу? Кого бы вы попросили помочь?
- Какую дополнительную поддержку вы бы хотели получить при подготовке к конкурсу?
3. Рефлексия эмоционального состояния завершает занятие. Проводится с помощью картинки «Инь и Ян»2 (рис. 4.).
Инструкция: внимательно посмотрите на эту сложную фигуру. Постарайтесь, глядя на картинку, отрешиться от всех мыслей и полностью расслабиться. Ваша задача — уловить движение, присущее этой фигуре. В какую сторону она движется? Нарисуйте стрелку. Возможно, вы не уловите никакого движения, такое мнение тоже имеет право на существование.

Подводя итоги работы с картинкой, ведущий предлагает слушателям ознакомиться со следующим ключом к нему:
1. Если вы считаете, что фигура пребывает в состоянии покоя, т. е. не движется, то это признак затишья, наступившего в вашей жизни. Вы можете и сами не подозревать о том, что замерли на месте в раздумьях, куда идти дальше. Определитесь, к чему вы стремитесь, и сделайте шаг вперед.
2. Если вы считаете, что фигура двигается влево, т. е. день надвигается на ночь, то это значит, что вы полны надежд и светлых планов на будущее, в вас кипят силы, ваша жизненная энергия бьет ключом.
3. Если фигура движется вправо, т. е. ночь надвигается на день, то это говорит о затруднениях, которые вы испытываете в данный момент жизни. Вероятно, для вас наступил не самый лучший период, вас мучают сомнения, вы подолгу обдумываете каждый свой шаг на жизненной тропе. Вы боитесь сделать ошибку, но не волнуйтесь, как бы ни была темна ночь, день все равно наступит, наберитесь терпения.
4. Если вам кажется, что фигура движется вверх, то это говорит о вашем желании что-то исправить в своей жизни. Вероятно, вы считаете, что совершили в чем-то ошибку и переживаете из-за этого. Однако ваши страдания очистят вашу душу и дадут вам возможность начать все заново.
5. Если фигура движется вниз, то это признак того, что вам непременно нужно отдохнуть и почерпнуть энергию из мира вокруг вас.
6. Если вы уверены в том, что данная фигура раскачивается из стороны в сторону или вращается (танцует), т. е. движется то вправо, то влево, это признак гармоничной, развитой натуры. Ваша чувственность наполняет вашу жизнь бодростью и оптимизмом, вы никогда не унываете долго, предпочитая действие размышлению. Ваша личность привлекает к вам людей, и потому вас не страшит одиночество.
