ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Июль 2015года
А также

Изучение уровня адаптации выпускников начальных классов

Заместитель руководителя образовательной организации, посещая учебные занятия, может проводить наблюдение за адаптацией пятиклассников с помощью карты мониторинга «Изучение уровня адаптации выпускников начальных классов».

Учащиеся начальных классов, перешедшие в  5-й класс, переживают сложный и ответственный период, от которого зависит все дальнейшее обучение. Пятиклассники осваивают изменившуюся окружающую действительность, учатся смотреть на свою деятельность с разных точек зрения, глазами разных учителей. Возрастает темп учебного занятия и, следовательно, темп работы каждого обучающегося. Ученики осваивают новую систему требований к содержанию и оформлению работ. Адаптационный период может продолжаться от 2–4 недель после начала обучения до 2–3 месяцев (в отдельных случаях — до 6 месяцев). Признаками дезадаптации могут быть быстрая утомляемость, нежелание выполнять домашнюю работу, большое количество замечаний учителей к выполняемой работе, стремление любыми путями избежать трудностей, обостренное переживание неприятностей, увеличение конфликтных ситуаций, негативные характеристики в адрес учителей и одноклассников и т. д.

Заместитель руководителя образовательной организации (далее — ОО), посещая учебные занятия, может проводить наблюдение за адаптацией пятиклассников с помощью карты мониторинга «Изучение уровня адаптации выпускников начальных классов».

Карта мониторинга «Изучение уровня адаптации выпускников начальных классов»

Инструкция: в начале исследования необходимо провести наблюдение за обучающимися класса, после чего подсчитать сумму баллов, набранных каждым учащимся. Итоги фиксируются в сводной таблице результатов адаптации обучающихся. После подсчета итоговых баллов выстраивается график «Зона адаптации обучающихся класса», что делает полученную информацию более наглядной, позволяет сравнивать результаты исследований разных классов, делать соответствующие выводы, принимать решения.

Результаты наблюдения за обучающимсяОтметкаБаллы
Критерий 1. Учебная активность
Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно 5
Работает на уроке, чередует положительные и отрицательные ответы 4
Редко поднимает руку, но отвечает правильно 3
Учебная активность обучающегося на уроке носит кратковременный характер, он часто отвлекается, не слышит вопроса 2
Пассивен на уроке, переписывает готовое с доски. Дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто отвлекается 1
Отсутствует учебная активность 0
Критерий 2. Успеваемость
Правильно, безошибочно выполняет домашние задания. Средняя отметка — «5» 5
Делает небольшие помарки, есть единичные ошибки. Средняя отметка — «4», «5» 4
Редко допускает ошибки, в основном они связаны с пропуском букв и их заменой. Средняя отметка — «4» 3
Плохо усваивает материал одного из основных предметов. Допускает много ошибок. Средняя отметка — «4» 2
Часто допускает ошибки, неаккуратно выполняет задания: в работах много исправлений, зачеркиваний. Средняя отметка — «3» 1
Плохо усваивает программный материал по всем учебным предметам: допускает большое количество грубых ошибок. Низкая успеваемость по всем предметам. Средняя отметка — «2», «3» 0
Критерий 3. Поведение на уроках
На уроках ведет себя спокойно. Добросовестно выполняет все требования учителя 5
Выполняет требования учителя, но порой отвлекается от урока 4
Иногда обменивается короткими репликами с товарищами 3
Часто наблюдается скованность в движениях, позе обучающегося, напряженность в ответах 2
Выполняет требования учителя частично, отвлекается, вертится или постоянно разговаривает 1
Не выполняет требования педагога, большую часть урока занимается посторонними делами 0
Критерий 4. Поведение на переменах
У обучающегося наблюдается высокая игровая активность, он охотно участвует в подвижных, коллективных играх 5
На переменах предпочитает заниматься в классе, читать книги, играть в спокойные игры 4
Активность обучающегося ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, выполняет поручения по подготовке класса, если их озвучивает учитель) 3
Во время перемены ученик не может найти себе занятие, переходит от одной группы обучающихся к другой 2
Учащийся пассивен, движения скованные. На переменах избегает одноклассников 1
Часто нарушает нормы поведения: мешает другим учащимся играть, кричит на них, бывает зачинщиком драк. Когда ему делают замечания, не меняет своего поведения (не владеет собой) 0
Критерий 5. Взаимоотношения с одноклассниками
Учащийся общительный, легко контактирует с другими учащимися 5
Учащийся малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются одноклассники 4
Круг общения ограничен: учащийся общается только с некоторыми одноклассниками 3
Предпочитает находиться рядом с другими учащимися, но не вступает с ними в контакт 2
Учащийся замкнут, изолирован от других учащихся, предпочитает находиться один (другие обучающиеся к нему равнодушны) 1
Проявляет негативизм по отношению к другим учащимся, постоянно ссорится с ними и обижает их, его не любят 0
Критерий 6. Отношение к учителю
Проявляет по отношению к учителю дружелюбие, стремится понравиться ему, после урока часто подходит, общается с ним 5
Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью 4
Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам 3
Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним 2
Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, говорит тихо, запинается 1
Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет даже при малейшем замечании 0
Критерий 7. Эмоциональное благополучие
Наблюдается хорошее настроение, учащийся часто смеется, улыбается 5
Спокойное эмоциональное состояние 4
Эпизодически настроение обучающегося снижается 3
Проявляет отрицательные эмоции (тревожность, огорчение, иногда страх) либо обидчивость, часто ссорится с учащимися, повышает голос 2
Депрессивное настроение, плачет безо всяких причин 1
Проявляет агрессию (вспышки гнева, злости) в отношениях с другими учащимися (может ударить, что-то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем 0
Итого: 

Анализ результатов исследования

Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов (К) и выделения проблемных зон. Полученную цифру (К) сравнивают с «ключом»:
Если 22 ≤ К ≤ 35, можно говорить о том, что адаптация учащегося протекает успешно (зона адаптации).
Если 16 ≤ К ≤ 21, можно говорить о том, что учащийся испытывает проблемы в адаптации (зона неполной адаптации).
Если 0 ≤ К ≤ 25, можно говорить о том, что учащийся дезадаптирован (зона дезадаптации).

Результаты наблюдения за учащимися 5-го класса можно отразить в табличной форме.

Сводная таблица результатов адаптации обучающихся                класса, 20       /        уч. год

№ Ф. И. обучающегосяКритерииИтого
1234567
Баллы
1        
2        
3        

Учитель:                               (Ф. И. О., подпись)                              .

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.