Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб»
Программа «Литературного клуба» направлена на воспитание духовно развитой личности через творческую деятельность. В статье представлено содержание программы: теоретическая и практическая часть. А также разделы внеурочных занятий. В рамках программы обучающиеся учат стихи, смотрят фильмы, много читают и участвуют в конференциях.
Автор статьи рассматривает основные принципы, формы и методы работы с учащимися при реализации подобных программ. Примерное тематическое планирование прилагается.
Актуальность программы
В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации наблюдается значительный спад чтения художественной литературы. Развитие интереса к литературе, творчеству является важной задачей для учителя. Одним из средств мотивации к чтению является работа литературного клуба, созданного в образовательной организации (далее — ОО). Читающие ученики выгодно отличаются от нечитающих большим объемом памяти, более высоким уровнем развития речи, скоростью установления контакта с собеседниками и ориентировкой в нестандартных ситуациях (принятие решения и т. п.).
Проведение литературных вечеров, конкурсов, дискуссий, создание индивидуальных и коллективных проектов — все это направлено на приобщение учащихся к осмысленному чтению художественной литературы. На занятиях литературного клуба учащиеся создают творческие работы, постигают увлекательную науку актерского мастерства, приобретают опыт публичного выступления, развивают умение отстаивать свою точку зрения. Формируя собственное мнение о том или ином литературном произведении, учащиеся развивают умение критически оценивать как литературные произведения в целом, так и поступки отдельных литературных героев.
Цель и задачи программы
Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб» реализуется в рамках социально-педагогического направления в течение одного учебного года. В основе программы внеурочной деятельности «Литературный клуб» — реализация системно-деятельностного подхода при изучении художественного произведения (участие обучающихся в диспутах, дискуссиях, эвристических беседах, направленных на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота). Выполнение практических работ способствует раскрытию способностей и талантов обучающихся, развитию умения работать в коллективе.
Цель программы: воспитание здоровой, духовно развитой и креативно мыслящей личности через активную творческую деятельность. Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:
- формирование основ толерантного сознания обучающихся;
- осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности;
- формирование чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека;
- развитие личности и творческих интересов, способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации их образовательной деятельности.
Содержание программы
Теоретическая часть программы внеурочной деятельности «Литературный клуб» предполагает проведение бесед, дискуссий, диспутов о нравственных идеалах человека, общечеловеческих ценностях. Практическая часть предполагает работу в следующих направлениях:
- подготовка и проведение литературных гостиных;
- составление презентаций;
- создание творческих работ, мини-проектов.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса к чтению художественной литературы;
- участие в организации и проведении литературных гостиных, конкурсов, классных часов;
- разработка учащимися индивидуальных и групповых мини-проектов;
- создание творческих портфолио.
Особенностями программы являются:
- воспитание нравственных принципов и идеалов здорового образа жизни, гражданской ответственности и патриотизма на основе художественных произведений;
- создание условий для самоопределения и самореализации личности через участие обучающихся в организации и проведении творческих мероприятий.
Программа рассчитана на 68 ч для учащихся 5-7-х классов. За время обучения учащиеся должны овладеть практическими умениями применять теоретические знания предметов гуманитарного цикла при создании творческих работ.
Содержание внеурочных занятий по разделам
1. Россия — наша Родина. Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому РФ. Понятийный аппарат: патриотизм, Родина, добро, государственные символы РФ.
Практическая часть: подбор стихов о Родине и чтение наизусть.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
2. Мораль и нравственность. Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях. Понятийный аппарат: мораль, моральный долг, нравственность.
Практическая часть: чтение художественных произведений о нравственности, мини-диспут, создание творческих работ, презентаций и мини-проектов, работа в библиотеке.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
3. Милосердие. Цель: воспитание человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным.
Понятийный аппарат: доброта, чуткость, милосердие, гуманность.
Практическая часть: просмотр фильма с последующим обсуждением, диспут, поход в театр, литературная гостиная.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзывчивость, взаимопомощь.
4. Справедливость. Эгоизм и альтруизм. Цель: познакомить учащихся с моральными правилами справедливого человека, воспитать альтруизм.
Понятийный аппарат: справедливость, альтруизм, эгоизм.
Практическая часть: поход в театр, литературная гостиная, выразительное чтение художественных произведений.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзывчивость, взаимопомощь.
5. Добро и зло. Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты.
Понятийный аппарат: добро и зло.
Практическая часть: семинар, выразительное чтение художественных произведений.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся отзывчивости, взаимопомощи, доброго отношения к окружающим.
6. Свобода. Цель: подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.
Понятийный аппарат: свобода, выбор, ответственность.
Практическая часть: мини-конференция, выразительное чтение художественных произведений, презентация сочинений.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, ответственности.
7. Дружба. Цель: формирование нравственных качеств обучающихся: умений дружить, беречь дружбу, жить в коллективе.
Понятийный аппарат: дружба, предательство, коллектив.
Практическая часть: ролевая игра, психологический тренинг, демонстрация презентаций.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости.
8. Правда и ложь. Цель: формирование нравственных качеств — честности, справедливости.
Понятийный аппарат: правда, ложь, честность.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, подготовка передвижной выставки творческих работ.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости, правдивости, усидчивости.
9. Зависть. Цель: воспитание доброты, неприятия лжи, зависти.
Понятийный аппарат: зависть, завистники.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, создание творческих работ.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости.
10. Семья. Цель: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека; ориентация учащихся на создание крепкой, дружной семьи.
Понятийный аппарат: род, семья, фамилия, родословная.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, создание презентаций, мини-проектов, литературная гостиная, фольклорный праздник.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся таких качеств, как уважение к старшим, терпение.
11. Честь, достоинство и совесть. Цель: воспитание высоких моральных качеств, акцентирование внимания учащихся на самопознании и дальнейшем саморазвитии собственной личности.
Понятийный аппарат: честь, долг, достоинство, совесть.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, создание презентаций, чтение стихотворений.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
12. Этикет. Цель: знакомство с основными требованиями этикета в поведении и общении с людьми, воспитание культурного поведения.
Понятийный аппарат: этикет.
Практическая часть: демонстрация презентаций, психологический тренинг, ролевая игра.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
13. Толерантность. Цель: формирование у учащихся толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей.
Понятийный аппарат: уважение, толерантность.
Практическая часть: демонстрация презентаций, просмотр фильма с последующим обсуждением.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, уважения к людям других национальностей.
Методическое обеспечение
Основные принципы реализации программы:
1. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, поэтому в круг чтения учащихся вошли преимущественно художественные тексты. Внимание обучающихся привлекается к тому, что перед ними не просто интересные и познавательные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в восприятии обучающегося собственное отношение к действительности.
2. Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
3. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Формы работы с обучающимися:
- беседы;
- ролевые игры;
- семинары;
- творческая художественная деятельность обучающихся;
- проведение литературных гостиных;
- использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, создание презентаций);
- исследовательская и проектная деятельность учащихся;
- экскурсии;
- организация выставок.
Методы реализации программы:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсий; работа с текстами, составление кроссвордов, иллюстрирование сюжетов).
2. Словесный (чтение литературных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов).
3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
Реализуемые педагогические технологии:
- личностно ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- технология критического мышления;
- технология опыта медленного чтения.
Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности по программе «Литературный клуб» представлено в таблице.
Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности по программе «Литературный клуб»
№ | Формы работы на занятии | Особенности проведения | Тема занятия | Цель |
---|---|---|---|---|
1. Россия — наша Родина | ||||
1 | Эвристическая беседа о книге | Чтение, обсуждение книги Д.С. Лихачева «Письма о добром» (Письмо третье. Самое большое) | Развитие умения выразительного чтения. Развитие умения анализа художественного произведения. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | |
2–3 | Встреча с писателями города (округа, региона и т. п.) | Городская библиотека | Любовь и уважение к Отечеству, своему краю | |
4 | Практическая работа в библиотеке (подготовка к конкурсу чтецов) | Россия — наша Родина | ||
5 | Конкурс чтецов | Дошкольная ОО (чтение стихотворений для обучающихся в дошкольной ОО) | Славим Родину нашу! | |
2. Мораль и нравственность | ||||
6 | Опыт медленного чтения | В.К. Железняков «Чучело» (изучение фрагментов художественного произведения) | Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Развитие нравственных чувств | |
7 | Мини-диспут | Моральный долг | ||
8 | Конкурс сочинений | Мои моральные прин- ципы | ||
9–10 | Опыт медленного чтения | В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки» | ||
11 | Конкурс выразительного чтения | «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» | ||
12 | Практическая работа в библиотеке | Золотое правило нравственности | ||
13 | Практическая работа (подготовка мини-проектов) | Образцы нравственности | ||
14 | Конкурс презентаций мини-проектов | Классное родительское собрание (демонстрация мини-проектов родителям (законным представителям) обучающихся) | Мои нравственные идеалы | |
15 | Опыт медленного чтения | В.А. Солоухин «Мститель» | ||
16 | Проектная деятельность | «По каким правилам мы живем?» (анкетирование). Составление нравственного кодекса | ||
3. Милосердие | ||||
17–18 | Опыт медленного чтения | Рассказ Б.Л. Васильева «Великолепная шестерка» | Развитие нравственных чувств | |
19 | Беседа | Поговорим о милосердии | ||
4. Ответственность. Альтруизм и эгоизм | ||||
20 | Опыт медленного чтения | В. Быков «Крутой берег реки» | Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека | |
21 | Дискуссия | Справедливость | ||
22 | Диспут | Альтруизм и эгоизм: «за» и «против» | ||
23–24 | Поход в театр | Анализ театральной постановки (из репертуара театра юного зрителя) | ||
25–26 | Литературная гостиная | Кто я — альтруист или эгоист? | ||
5. Добро и зло | ||||
27 | Беседа | Добро и зло в душе человека | Формирование нравственных понятий | |
28–29 | Практический семинар | Только ли в сказках добро побеждает зло? | ||
6. Свобода и ответственность | ||||
30 | Мини-конференция | Есть ли границы у свободы? Ответственность | Воспитание ценностного отношения к людям, правам и обязанностям | |
31 | Опыт медленного чтения | А.И. Куприн «Чудесный доктор» | ||
32 | Презентация сочинений | Что такое свобода. Свободен ли я? | ||
7. Дружба | ||||
33–34 | Опыт медленного чтения | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Воспитание ценностного отношения к людям | |
35 | Ролевая игра | Дружба — чудесное слово | ||
36 | Психологический тренинг | Центр социального обслуживания населения (психологический тренинг проводит психолог центра социального обслуживания населения) | Тест на тему: «Какой я друг». Психологический тренинг | |
37 | Защита проектов обучающимися | Подготовка и проведение классного часа для учащихся начальных классов | Дружба | |
8. Правда и ложь | ||||
38 | Дискуссия | Правда и ложь | Воспитание ценностного отношения к животным | |
39–40 | Опыт медленного чтения | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» | ||
41 | Подготовка передвижной выставки творческих работ | Детская библиотека (демонстрация выставки творческих работ обучающихся) | Как я понимаю ложь и правду? | |
9. Зависть | ||||
42 | Беседа | Зависть | Воспитание уважения к людям | |
43 | Конкурс сочинений | Публикация в газете (размещение на сайте) ОО | Какую роль играет зависть в наше время? | |
10. Семья | ||||
44–45 | Практическое занятие (подготовка проектов) | Семья — колыбель всех начинаний | Развитие ценностного отношения к семье, уважения и почитания своих предков | |
46 | Подготовка к презентации проектов | Семейные праздники | ||
47 | Литературная гостиная | Проводится для учащихся, учителей, родителей (законных представителей) обучающихся. Презентация проектов о семейных праздниках | «Родительский дом — начало начал» | |
48 | Фольклорный праздник | Проводится для пожилых людей, находящихся в доме-интернате для престарелых | Песни наших бабушек и дедушек | |
49 | Подготовка к выставке творческих работ | Выставка демонстрируется на родительском собрании | «Герб семьи» | |
50–52 | Опыт медленного чтения | А.И. Куприн «Бедный принц» | ||
11. Честь. Достоинство и совесть | ||||
53–54 | Опыт медленного чтения | О верности слову в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово» | Формирование представлений об этике, правилах поведения в обществе | |
55 | Конкурс чтецов | Дошкольная ОО (чтение стихотворений для обучающихся в дошкольной ОО) | «Береги честь смолоду» | |
56 | Эвристическая беседа | Совесть | ||
57 | Конкурс чтецов | «Да, были люди в наше время…» | ||
12. Этикет | ||||
58 | Демонстрация проектов | Подготовка и проведение классного часа для учащихся начальных классов | Этикет и мы! Проблема разговорной речи. Правила этикета | Формирование представлений об этикете, правилах поведения в обществе |
59 | Ролевая игра | «Будьте так любезны», «пожалуйста», «спасибо» | ||
60 | Практическая работа в библиотеке | Тактичность и чуткость — два «кита» этикета | ||
61 | Беседа | Джентльмен и леди | ||
62 | Психологический тренинг | «Хорошо ли я знаю этикет?» | ||
13. Толерантность | ||||
63 | Диспут | Внешний облик — внутренний мир | Воспитание уважения к людям разных национальностей | |
64–65 | Просмотр фильма и его обсуждение | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | ||
66 | Дискуссия | Уважение или толерантность? | ||
67–68 | Практическое занятие (презентация портфолио) | Чему я научился на занятиях литературного клуба? |
