ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Июль 2015года
Проводим мастер-класс

Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб»

Программа «Литературного клуба» направлена на воспитание духовно развитой личности через творческую деятельность. В статье представлено содержание программы: теоретическая и практическая часть. А также разделы внеурочных занятий. В рамках программы обучающиеся учат стихи, смотрят фильмы, много читают и участвуют в конференциях.

Автор статьи рассматривает основные принципы, формы и методы работы с учащимися при реализации подобных программ. Примерное тематическое планирование прилагается.

С.Ю. Кожевникова, зам. директора по УВР МБОУ «СОШ № 1» г. Нягани Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Актуальность программы

В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации наблюдается значительный спад чтения художественной литературы. Развитие интереса к литературе, творчеству является важной задачей для учителя. Одним из средств мотивации к чтению является работа литературного клуба, созданного в образовательной организации (далее — ОО). Читающие ученики выгодно отличаются от нечитающих большим объемом памяти, более высоким уровнем развития речи, скоростью установления контакта с собеседниками и ориентировкой в нестандартных ситуациях (принятие решения и т. п.).

Проведение литературных вечеров, конкурсов, дискуссий, создание индивидуальных и коллективных проектов — все это направлено на приобщение учащихся к осмысленному чтению художественной литературы. На занятиях литературного клуба учащиеся создают творческие работы, постигают увлекательную науку актерского мастерства, приобретают опыт публичного выступления, развивают умение отстаивать свою точку зрения. Формируя собственное мнение о том или ином литературном произведении, учащиеся развивают умение критически оценивать как литературные произведения в целом, так и поступки отдельных литературных героев.

Цель и задачи программы

Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб» реализуется в рамках социально-педагогического направления в течение одного учебного года. В основе программы внеурочной деятельности «Литературный клуб» — реализация системно-деятельностного подхода при изучении художественного произведения (участие обучающихся в диспутах, дискуссиях, эвристических беседах, направленных на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота). Выполнение практических работ способствует раскрытию способностей и талантов обучающихся, развитию умения работать в коллективе.

Цель программы: воспитание здоровой, духовно развитой и креативно мыслящей личности через активную творческую деятельность. Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:

  • формирование основ толерантного сознания обучающихся;
  • осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности;
  • формирование чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека;
  • развитие личности и творческих интересов, способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации их образовательной деятельности.

Содержание программы

Теоретическая часть программы внеурочной деятельности «Литературный клуб» предполагает проведение бесед, дискуссий, диспутов о нравственных идеалах человека, общечеловеческих ценностях. Практическая часть предполагает работу в следующих направлениях:

  • подготовка и проведение литературных гостиных;
  • составление презентаций;
  • создание творческих работ, мини-проектов.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса к чтению художественной литературы;
  • участие в организации и проведении литературных гостиных, конкурсов, классных часов;
  • разработка учащимися индивидуальных и групповых мини-проектов;
  • создание творческих портфолио.

Особенностями программы являются:

  • воспитание нравственных принципов и идеалов здорового образа жизни, гражданской ответственности и патриотизма на основе художественных произведений;
  • создание условий для самоопределения и самореализации личности через участие обучающихся в организации и проведении творческих мероприятий.

Программа рассчитана на 68 ч для учащихся 5-7-х классов. За время обучения учащиеся должны овладеть практическими умениями применять теоретические знания предметов гуманитарного цикла при создании творческих работ.

Содержание внеурочных занятий по разделам

1. Россия — наша Родина. Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому РФ. Понятийный аппарат: патриотизм, Родина, добро, государственные символы РФ.
Практическая часть: подбор стихов о Родине и чтение наизусть.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.

2. Мораль и нравственность. Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях. Понятийный аппарат: мораль, моральный долг, нравственность.
Практическая часть: чтение художественных произведений о нравственности, мини-диспут, создание творческих работ, презентаций и  мини-проектов, работа в библиотеке.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.

3. Милосердие. Цель: воспитание человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным.
Понятийный аппарат: доброта, чуткость, милосердие, гуманность.
Практическая часть: просмотр фильма с последующим обсуждением, диспут, поход в театр, литературная гостиная.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзывчивость, взаимопомощь.

4. Справедливость. Эгоизм и альтруизм. Цель: познакомить учащихся с моральными правилами справедливого человека, воспитать альтруизм.
Понятийный аппарат: справедливость, альтруизм, эгоизм.
Практическая часть: поход в театр, литературная гостиная, выразительное чтение художественных произведений.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзывчивость, взаимопомощь.

5. Добро и зло. Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты.
Понятийный аппарат: добро и зло.
Практическая часть: семинар, выразительное чтение художественных произведений.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся отзывчивости, взаимопомощи, доброго отношения к окружающим.

6. Свобода. Цель: подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.
Понятийный аппарат: свобода, выбор, ответственность.
Практическая часть: мини-конференция, выразительное чтение художественных произведений, презентация сочинений.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, ответственности.

7. Дружба. Цель: формирование нравственных качеств обучающихся: умений дружить, беречь дружбу, жить в коллективе.
Понятийный аппарат: дружба, предательство, коллектив.
Практическая часть: ролевая игра, психологический тренинг, демонстрация презентаций.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости.

8. Правда и ложь. Цель: формирование нравственных качеств — честности, справедливости.
Понятийный аппарат: правда, ложь, честность.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, подготовка передвижной выставки творческих работ.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости, правдивости, усидчивости.

9. Зависть. Цель: воспитание доброты, неприятия лжи, зависти.
Понятийный аппарат: зависть, завистники.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, создание творческих работ.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости.

10. Семья. Цель: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека; ориентация учащихся на создание крепкой, дружной семьи.
Понятийный аппарат: род, семья, фамилия, родословная.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, создание презентаций, мини-проектов, литературная гостиная, фольклорный праздник.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся таких качеств, как уважение к старшим, терпение.

11. Честь, достоинство и совесть. Цель: воспитание высоких моральных качеств, акцентирование внимания учащихся на самопознании и дальнейшем саморазвитии собственной личности.
Понятийный аппарат: честь, долг, достоинство, совесть.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, создание презентаций, чтение стихотворений.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.

12. Этикет. Цель: знакомство с основными требованиями этикета в поведении и общении с людьми, воспитание культурного поведения.
Понятийный аппарат: этикет.
Практическая часть: демонстрация презентаций, психологический тренинг, ролевая игра.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.

13. Толерантность. Цель: формирование у учащихся толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей.
Понятийный аппарат: уважение, толерантность.
Практическая часть: демонстрация презентаций, просмотр фильма с последующим обсуждением.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, уважения к людям других национальностей.

Методическое обеспечение

Основные принципы реализации программы:

1. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, поэтому в круг чтения учащихся вошли преимущественно художественные тексты. Внимание обучающихся привлекается к тому, что перед ними не просто интересные и познавательные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в восприятии обучающегося собственное отношение к действительности.

2. Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

3. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Формы работы с обучающимися:

  • беседы;
  • ролевые игры;
  • семинары;
  • творческая художественная деятельность обучающихся;
  • проведение литературных гостиных;
  • использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, создание презентаций);
  • исследовательская и проектная деятельность учащихся;
  • экскурсии;
  • организация выставок.

Методы реализации программы:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсий; работа с текстами, составление кроссвордов, иллюстрирование сюжетов).

2. Словесный (чтение литературных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов).

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Реализуемые педагогические технологии:

  • личностно ориентированные технологии;
  • игровые технологии;
  • технология критического мышления;
  • технология опыта медленного чтения.

Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности по программе «Литературный клуб» представлено в таблице.

Примерное тематическое планирование внеурочной деятельности по программе «Литературный клуб»

№ Формы работы на занятииОсобенности проведенияТема занятияЦель
1. Россия — наша Родина
1Эвристическая беседа о книге Чтение, обсуждение книги Д.С. Лихачева «Письма о добром» (Письмо третье. Самое большое)Развитие умения выразительного чтения. Развитие умения анализа художественного произведения. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2–3Встреча с писателями города (округа, региона и т. п.)Городская библиотекаЛюбовь и уважение к Отечеству, своему краю
4Практическая работа в библиотеке (подготовка к конкурсу чтецов) Россия — наша Родина
5Конкурс чтецовДошкольная ОО (чтение стихотворений для обучающихся в дошкольной ОО)Славим Родину нашу!
2. Мораль и нравственность
6Опыт медленного чтения В.К. Железняков «Чучело» (изучение фрагментов художественного произведения)Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Развитие нравственных чувств
7Мини-диспутМоральный долг
8Конкурс сочиненийМои моральные прин- ципы
9–10Опыт медленного чтенияВ.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
11Конкурс выразительного чтения«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»
12Практическая работа в библиотекеЗолотое правило нравственности
13Практическая работа (подготовка мини-проектов)Образцы нравственности
14Конкурс презентаций мини-проектовКлассное родительское собрание (демонстрация мини-проектов родителям (законным представителям) обучающихся)Мои нравственные идеалы
15Опыт медленного чтения В.А. Солоухин «Мститель»
16Проектная деятельность«По каким правилам мы живем?» (анкетирование). Составление нравственного кодекса
3. Милосердие
17–18Опыт медленного чтения Рассказ  Б.Л. Васильева «Великолепная шестерка»Развитие нравственных чувств
19БеседаПоговорим о милосердии
4. Ответственность. Альтруизм и эгоизм
20Опыт медленного чтения В. Быков «Крутой берег реки»Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека
21Дискуссия Справедливость
22ДиспутАльтруизм и эгоизм: «за» и «против»
23–24Поход в театрАнализ театральной постановки (из репертуара театра юного зрителя)
25–26Литературная гостинаяКто я — альтруист или эгоист?
5. Добро и зло
27Беседа Добро и зло в душе человекаФормирование нравственных понятий
28–29Практический семинарТолько ли в сказках добро побеждает зло?
6. Свобода и ответственность
30Мини-конференция Есть ли границы у свободы? ОтветственностьВоспитание ценностного отношения к людям, правам и обязанностям
31Опыт медленного чтенияА.И. Куприн «Чудесный доктор»
32Презентация сочиненийЧто такое свобода. Свободен ли я?
7. Дружба
33–34Опыт медленного чтения А. де  Сент-Экзюпери «Маленький принц»Воспитание ценностного отношения к людям
35Ролевая играДружба — чудесное слово
36Психологический тренингЦентр социального обслуживания населения (психологический тренинг проводит психолог центра социального обслуживания населения)Тест на тему: «Какой я друг». Психологический тренинг
37Защита проектов обучающимисяПодготовка и проведение классного часа для учащихся начальных классовДружба
8. Правда и ложь
38Дискуссия Правда и ложьВоспитание ценностного отношения к животным
39–40Опыт медленного чтенияК.Г. Паустовский «Теплый хлеб»
41Подготовка передвижной выставки творческих работДетская библиотека (демонстрация выставки творческих работ обучающихся)Как я понимаю ложь и правду?
9. Зависть
42Беседа ЗавистьВоспитание уважения к людям
43Конкурс сочиненийПубликация в газете (размещение на сайте) ООКакую роль играет зависть в наше время?
10. Семья
44–45Практическое занятие (подготовка проектов) Семья — колыбель всех начинанийРазвитие ценностного отношения к семье, уважения и почитания своих предков
46Подготовка к презентации проектовСемейные праздники
47Литературная гостинаяПроводится для учащихся, учителей, родителей (законных представителей) обучающихся. Презентация проектов о семейных праздниках«Родительский дом — начало начал»
48Фольклорный праздникПроводится для пожилых людей, находящихся в  доме-интернате для престарелыхПесни наших бабушек и дедушек
49Подготовка к выставке творческих работВыставка демонстрируется на родительском собрании«Герб семьи»
50–52Опыт медленного чтения А.И. Куприн «Бедный принц»
11. Честь. Достоинство и совесть
53–54Опыт медленного чтения О верности слову в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово»Формирование представлений об этике, правилах поведения в обществе
55Конкурс чтецовДошкольная ОО (чтение стихотворений для обучающихся в дошкольной ОО)«Береги честь смолоду»
56Эвристическая беседа Совесть
57Конкурс чтецов«Да, были люди в наше время…»
12. Этикет
58Демонстрация проектовПодготовка и проведение классного часа для учащихся начальных классовЭтикет и мы! Проблема разговорной речи. Правила этикетаФормирование представлений об этикете, правилах поведения в обществе
59Ролевая игра «Будьте так любезны», «пожалуйста», «спасибо»
60Практическая работа в библиотекеТактичность и чуткость — два «кита» этикета
61БеседаДжентльмен и леди
62Психологический тренинг«Хорошо ли я знаю этикет?»
13. Толерантность
63Диспут Внешний облик — внутренний мирВоспитание уважения к людям разных национальностей
64–65Просмотр фильма и его обсуждениеЛ.Н. Толстой «Кавказский пленник»
66ДискуссияУважение или толерантность?
67–68Практическое занятие (презентация портфолио)Чему я научился на занятиях литературного клуба?
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.