Информационная открытость общеобразовательной организации: публичный доклад и отчет о самообследовании
Демократический характер управления образованием, необходимость процедур независимой оценки качества образования ведут к развитию информационной открытости образовательных организаций и размещаемых на ее официальных сайтах аналитических документов. О роли публичного доклада и отчета о самообследовании расскажут авторы настоящей статьи. Вниманию читателей предлагается сравнительный анализ требований к содержанию публичного доклада и отчета о самообследовании, приводится образец положения о самообследовании.
Нормативно-правовые предпосылки
В сентябре 2013 г. вступил в силу приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» (далее – Приказ № 462), разработанный в соответствии с п. 13 ст. 28 и п. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
Приказ № 462 устанавливает правила проведения самообследования образовательной организацией (далее – ОО) и обозначает его цель – «обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования» (п. 2).
С введением Приказа № 462 и связанного с ним отчета о самообследовании возникла проблема разграничения статуса публичного доклада и отчета о самообследовании, подходов к их подготовке и собственно содержания этих документов.
Подготовка публичного доклада ОО до вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ была косвенно обусловлена п. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ № 3266-1), где утверждалась компетенция ОО в части «предоставления учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования)»1.
Письмом Минобрнауки России от 28.10.2010 № 13-312 «О подготовке публичных докладов» (далее – Письмо № 13-312) было закреплено понятие «публичный доклад» и даны детальные рекомендации для его подготовки и размещения на официальном сайте ОО. Публичный доклад определялся в Письме № 13-312 как «аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения».
Статус и назначение публичного доклада
Вступление в силу Федерального закона № 273-ФЗ внесло существенные коррективы в компетенции ОО и заставило пересмотреть статус и назначение публичного доклада. На статус и цели публичного доклада значительно повлияло развитие отечественной системы независимой оценки качества образования (далее – НОКО), инструментарием которой изначально был и остается анализ имеющейся в открытом доступе информации о результатах образовательной деятельности ОО.
Возникло как минимум два вопроса:
1. Заменяется ли публичный доклад отчетом о самообследовании?
2. Если публичный доклад сохраняет свою актуальность, то каким образом он согласуется с отчетом о самообследовании?
На первый взгляд, мы должны положительно ответить на первый вопрос, и тогда второй вопрос потеряет свой смысл. Поводом для этого станет преемственность позиций Федерального закона № 273-ФЗ и Закона РФ № 266-1 в части компетенции ОО по «проведению самообследования» и подготовке «отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования)» соответственно. Возникает достаточно оснований считать, что п. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ повторяет (дублирует) предыдущую норму Закона РФ № 3266-1, содержавшуюся в п. 3 ст. 33, и, соответственно, отчет о самообследовании может заменить публичный доклад.
Этот вывод будет ошибочным по двум причинам. Во-первых, Федеральным законом № 273-ФЗ определена новая компетенция ОО, состоящая в «разработке и утверждении по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации»2. Учитывая изначальную связь публичного доклада с развитием ОО, актуальность публичного доклада можно объяснить именно тем, что в нем отражается практически весь объем текущей и перспективной деятельности ОО. Во-вторых, наличие публичного доклада ОО выступает условием функционирования независимой системы оценки качества образования (далее – НСОКО). На этом были сделаны акценты в методических рекомендациях по внедрению НСОКО, утв. письмом Минобрнауки России от 14.10.2013 № АП-1994/023 и последовавших за ними методических рекомендациях по НОКО, закрепленных письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/024.
Несмотря на то, что письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02 мера обязательности публичного доклада была сильно редуцирована по сравнению с аналогичными рекомендациями от 2013 г., сама необходимость (разумная целесообразность) публичного доклада ОО не только усилилась, но и потребовала обновления организационно-методических подходов к его разработке.
ДОКУМЕНТ
Письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02
«О направлении методических рекомендаций по НОКО» указано на то, что «в качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28.10.2010 № 13-312 “О подготовке публичных докладов”».
В дополнение к сказанному примем во внимание постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновлении информации об образовательной организации» (далее – Постановление № 582), где отчет о результатах самообследования фигурирует лишь как один из пунктов в общем перечне информации, подлежащей размещению на официальном сайте ОО5.
Если сопоставить позиции Постановления № 582, а также закрепленные п. 2 ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ требования к информации, размещаемой на официальном сайте ОО, с регламентированным содержанием отчета о самообследовании, то мы увидим, что в отчет о самообследовании включается далеко не вся информация, размещаемая в открытом доступе6. Это, к примеру, информация о языках образования, порядке оказания платных образовательных услуг, предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний и др.
Очевидно, что вся требуемая к официальному размещению информация выходит далеко за рамки не только отчета о самообследовании, но и самого публичного доклада. В силу сохраняющейся правомочности рекомендаций Минобрнауки России от 2010 г. в Письме № 13-312 публичный доклад следует рассматривать как основополагающий текстовый аналитический материал, отвечающий тенденциям развития НОКО и усилению демократического характера управления образованием.
С точки зрения направленности публичного доклада на обеспечение информационной открытости ОО в вопросах стратегии развития и затрачиваемых на него ресурсов, мера целесообразности публичного доклада определяется масштабом целей ОО, содержанием программы развития ОО, ее амбициями на рынке образовательных услуг, готовности встраиваться в систему НОКО с максимальной выгодой для своего имиджа. Наличие публичного доклада свидетельствует о высоком уровне управления ОО, о качестве планирования и реализации программ развития как таковых, их эффективности в информационно-образовательной среде ОО.
На фоне отчета о самообследовании функции публичного доклада как «основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса, включая представителей общественности»7 становятся особенно актуальны. Специфика его содержания (в сравнении с отчетом о самообследовании) определяется отнесенностью публичного доклада к программе развития ОО и общим объемом информации, подлежащим обязательному публичному представлению на официальном сайте ОО.
Отличия публичного доклада и отчета о самообследовании
В целях оптимизации организационно-методических подходов к подготовке публичного доклада и отчета о самообследовании рассмотрим их содержательно-функциональные различия (табл. 1). Они подчеркивают, что публичный доклад – это документ, актуальность которого можно рассматривать с позиций демонстрации ОО перспектив своего развития, а также эффектов их опосредования в процессе управления образовательной системой ОО (включая взаимодействие с органами государственно-общественного управления и социальными партнерами).
Таблица 1
Содержательно-функциональные различия публичного доклада и отчета о самообследовании
Основные характеристики | Публичный доклад | Отчет о самообследовании |
---|---|---|
Нормативно-правовая регламентация | • Письмо Минобрнауки России от 28.10.2010 № 13-312 «О подготовке публичных докладов»; • письмо Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» | • Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»; • приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию» |
Общее назначение | Информирование потребителей образовательных услуг о приоритетных направлениях развития ОО, принимаемых мерах и объемах финансирования, а также результатах и эффектах образовательной деятельности ОО | Самооценка ОО результатов и условий образовательной деятельности с целью предоставления учредителю соответствующей информации; обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО) |
Статус | Локальный аналитический документ, размещаемый на официальном сайте ОО* | Локальный аналитический документ, подлежащий обязательному размещению на официальном сайте ОО** |
Предпосылки | Реализация программы развития. Содействие процедурам НОКО | Проведение самообследования; обеспечение функционирования ВСОКО |
Связь с ВСОКО | Косвенная – в части «дорожной карты» развития условий реализации основной образовательной программы (далее – ООП)*** | Прямая: • отдельные процедуры ВСОКО выступают инструментом подготовки отчета о самообследовании; • в отчете о самообследовании отражаются подходы к ВСОКО |
Связь с внутришкольным контролем (далее – ВШК) | Косвенная – в части отражения эффективности системы управления ОО | Прямая: • в ходе ВШК используются данные оценочных процедур; • ВШК содействует стабилизации ВСОКО |
** Приказ № 462.
*** Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования основная образовательная программа общего образования включает характеристику условий ее реализации и «дорожную карту» их развития (п. 18.3.2 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Проблема смежного содержания
Проблема различения целей, статуса и содержания публичного доклада и отчета о самообследовании – это во многом проблема содержательных элементов отчета о самообследовании, дублирующих ряд рекомендованных Письмом № 13-312 позиций публичного доклада. В таблице 2 приведена сравнительная характеристика совпадающих по содержанию структурных элементов публичного доклада и отчета о самообследовании.
Таблица 2
Смежное содержание публичного доклада и отчета о самообследовании
Структурные элементы | Смежное содержание* | |
---|---|---|
Публичный доклад | Отчет о самообследовании | |
Управление ОО | Оценка системы управления ОО | |
Общие сведения о характере образовательной деятельности | Общая характеристика ОО | Оценка: • образовательной деятельности; • организации образовательного процесса |
Условия образовательной деятельности | Условия осуществления образовательного процесса | Оценка: • качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения; • материально-технической базы |
Результаты образовательной деятельности | Результаты деятельности ОО; качество образования | Оценка качества подготовки обучающихся. Информация о востребованности выпускников |
Социальное партнерство | Социальная активность и внешние связи ОО | Информация о востребованности выпускников |
Платные образовательные услуги | Финансово-экономическая деятельность | |
Взаимодействие с участниками образовательных отношений, с органами государственного управления образованием | Решения, принятые по итогам общественного обсуждения | |
Стратегические задачи ОО | Заключение, перспективы и планы развития | |
Анализ показателей | Анализ показателей деятельности ОО, подлежащей самообследованию |
Смежное содержание публичного доклада и отчета о самообследовании, с одной стороны, указывает на близость рассматриваемых документов, с другой стороны, оттеняет специфичное содержание каждого из них и позволяет говорить об аутентичности этих документов.
В обозначенной логике подготовка публичного доклада аккумулирует информацию, юридически не обязательную для отчета о самообследовании:
- информация о проектах и мероприятиях, реализуемых в интересах и с участием местного сообщества, социальных партнеров;
- внешние связи ОО;
- взаимодействие с ОО профессионального образования;
- участие ОО в сетевом взаимодействии;
- членство в ассоциациях, профессиональных объединениях и др.
Такой же не обязательной для отчета о самобследовании информацией являются следующие данные:
- о бюджете ОО;
- распределении средств бюджета;
- использовании средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств спонсоров, благотворительных фондов и фондов целевого капитала;
- стоимости платных услуг и др.
Несмотря на то, что содержание публичного доклада ОО сегодня продолжает регламентироваться Письмом № 13-312, оно значительно усиливается требованиями, содержащимися в Постановлении № 582. По сравнению с 2010 г., когда разрабатывалось Письмо № 13-312, содержание публичного доклада расширилось, и, хотя нормативно это пока должным образом не закреплено, значение публичного доклада выросло. Сложилась реальная основа для того, чтобы публичный доклад стал средством диалога участников образовательных отношений, средством стабилизации и дальнейшего укрепления эффектов информационной открытости ОО. С определенной долей уверенности можно говорить, что публичный доклад обретает более емкий, нежели отчет о самообследовании, формат.
Cовершенствование качества публичных докладов
Принимая в расчет то, что все указания по подготовке публичного доклада, содержащиеся в Письме № 13-312, сохраняют свою силу, то пользоваться ими можно и сегодня, в условиях действия нового регламента проведения самообследования. Так, актуальными остаются рекомендации Письма № 13-312 о том, что локальные нормативные акты ОО, обеспечивающие подготовку публичного доклада, должны включать следующие позиции:
- утверждение состава рабочей (редакционной) группы по подготовке публичного доклада;
- утверждение сетевого графика по подготовке публичного доклада, включающего разработку структуры доклада и ее утверждение, сбор и обработку необходимых для доклада данных, написание доклада, обсуждение проекта доклада, доработку проекта доклада по результатам обсуждения и его утверждение;
- утверждение перечня мероприятий, связанных с распространением публичного доклада.
СПРАВКА
С целью совершенствования качества публичных докладов на региональном (муниципальном) уровне целесообразно вводить в практику мероприятия по оценке опубликованных докладов с привлечением потребителей образовательных услуг (конкурсы публичных докладов, сайтов ОО).
Отмеченные выше рекомендации Письма № 13-312 могут, как мы полагаем, применяться и к подготовке отчета о самообследовании (табл. 3 и приложение 1), т. к. охватывают схожий спектр необходимых информационно-аналитических работ и тот же, что и для публичного доклада, состав исполнителей этих работ8. Требования к качеству информации, включаемой в публичный доклад, также могут быть перенесены и на качество информации, составляющей отчет о самообследовании, в частности:
- актуальность – информация должна соответствовать интересам и информационным потребностям целевых групп, способствовать принятию решений в сфере образования;
- достоверность – информация должна быть точной и обоснованной. Сведения, содержащиеся в публичном докладе, подкрепляются ссылками на источники первичной информации. Источники информации должны отвечать критерию надежности;
- необходимость и достаточность – приводимые данные и факты должны служить исключительно целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений публичного доклада. Дополнительная информация может быть приведена в приложении9.
Вместе с тем, несмотря на близость процедурных решений и смежность отдельных элементов содержания публичного доклада и отчета о самообследовании, подготовка последнего документа требует своих организационно-методических подходов.
Подготовка отчета о самообследовании
С целью соблюдения регламента порядка самообследования (Приказ № 462) в ходе подготовки отчета о самообследовании приказом руководителя ОО утверждается состав рабочей группы. В рабочую группу должны быть включены:
- руководитель ОО;
- руководители структурных подразделений ОО;
- заместители руководителя ОО и ее структурных подразделений;
- руководители предметных кафедр (методических объединений) и (или) методисты ОО;
- IT-специалисты, работающие в ОО.
Примерное распределение функционала между обозначенными субъектами рабочей группы приведено в табл. 3.
Таблица 3
Направления деятельности субъектов рабочей группы по подготовке отчета о самообследовании
Должностное лицо | Направление деятельности |
---|---|
Руководитель ОО | • Обеспечивает локальную нормативную базу проведения самообследования, подготовки отчета о результатах самообследования; • предоставляет учредителю и общественности отчет о результатах самообследования; • содействует оптимизации процедур подготовки отчета о самообследовании |
Руководители структурных подразделений ОО, заместители руководителя ОО; заместители руководителя структурного подразделения | • Участвуют в разработке структуры отчета о самообследовании; вносят рекомендации в дизайн электронной версии отчета о самообследовании, размещаемой на официальном сайте ОО; • разрабатывают, при участии IT-специалистов, шаблоны документирования информации, включаемой в отчет о самообследовании; • обеспечивают сбор информации, подлежащей включению в отчет о самообследовании, согласно выполняемому функционалу и в соответствии с приказом руководителя ОО; • способствуют минимизации временных издержек по подготовке отчета о самообследовании посредством опережающего планирования необходимых организационных процедур; • контролируют выполнение сетевого графика подготовки отчета о самообследованиии (приложение 1); консультируют, по необходимости, лиц, предоставляющих информацию; • осуществляют итоговое написание отчета о самообследовании согласно выполняемому функционалу и в соответствии с приказом руководителя ОО |
Руководители предметных кафедр (методических объединений) и (или) методисты | • Разрабатывают и реализуют систему мер по информированию педагогических работников о целях и содержании отчета о самообследовании; • организуют методическое сопровождение оценочной деятельности педагога, результаты которой включаются в отчет о самообследовании; • содействуют осуществлению обратной связи с участниками образовательных отношений в вопросах доступности информации, содержащейся в отчете о самообследовании |
IT-специалисты | • Вносят предложения по автоматизации процедур подготовки отчета о самообследовании; • обеспечивают размещение отчета о самообследовании на официальном сайте ОО; • осуществляют техническое сопровождение подготовки, размещения и последующего обновления электронной версии отчета о самообследовании |
Обозначенные в таблице 3 направления деятельности носят рекомендательный характер. В зависимости от структуры управления ОО, численности работников, квалификации субъектов управления, наличия или отсутствия аналитической службы, направления деятельности могут изменяться. Что касается непосредственного распределения ответственных за сбор и обработку включаемой в отчет информации, то это тоже решается в конкретной ОО.
Содержание отчета о самообследовании, подлежащее ежегодному обновлению
Важно понимать, что наличие отчета о самообследовании обязательно с точки зрения действующего законодательства РФ в сфере образования. Отчет о самообследовании готовится ежегодно. Приказ № 462 предписывает ОО готовить отчет о самообследовании по состоянию на 1 августа текущего года и размещать его не позднее 1 сентября текущего года. Поскольку отчет о самообследовании содержит данные, связанные с реализацией ООП каждого из уровней общего образования, а сроки реализации превышают один год, то следует изначально выделять содержание отчета, подлежащее ежегодному обновлению. Предлагаем исходить из п. 6 Приказа № 462, заключающего требования к содержанию отчета о самообследовании (табл. 4).
Таблица 4
Информация в отчете о самообследовании, подлежащая ежегодному обновлению
Содержание, утв. Приказом № 462 | Детализация содержания | Варианты ежегодного обновления |
---|---|---|
Оценка образовательной деятельности ОО | Документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности | Обновляется в случае замены документов |
Контингент и численность обучающихся* | Обновляется ежегодно | |
ООП, адаптированные основные образовательные программы (далее – АООП), дополнительные образовательные программы | Обновляется информация об изменениях, внесенных в указанные образовательные программы, со ссылкой на соответствующие локальные акты (приказы, распоряжения) | |
Система управления ОО | Структура управления ОО | Информация обновляется в случае соответствующих изменений в структуре управления или структуре аналитической службы |
Структура аналитической службы ОО** | ||
Качество подготовки обучающихся*** | Доля обучающихся, успешно осваивающих реализуемые ОО образовательные программы (по итогам промежуточной аттестации) | Информация обновляется ежегодно |
Доля обучающихся, осваивающих реализуемые ОО образовательные программы на «4» и «5» (по итогам промежуточной аттестации) | ||
Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9-го класса | ||
Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11-го класса | ||
Прочие позиции (приложение 2) | ||
Организация образовательного процесса | Количество учебных планов; индивидуальных учебных планов (включая индивидуальные учебные планы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) | Информация обновляется ежегодно; дается ссылка на локальные акты (приказы, распоряжения) о внесении изменений в основные и АООП |
Востребованность выпускников | Доля выпускников 9-х и 11-х классов, продолживших образование по профилю обучения | Информация обновляется ежегодно |
Доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы и ссузы соответственно | ||
Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы | • Штатное расписание; сведения об укомплектованности штатов; • категорийный ценз педагогических работников; • сведения о повышении квалификации педагогических и руководящих работников | Информация обновляется ежегодно |
Учебно-методическая документация; утвержденный список учебников, используемых в образовательном процессе**** | ||
Библиотечно-информационные ресурсы | ||
Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся | Информация обновляется ежегодно, в соответствии с разделом ООП в части «дорожной» карты развития условий***** | |
Учебные кабинеты и их оснащенность (в т. ч. помещений для проведения практических занятий) | ||
Функционирование ВСОКО | Локальные акты ОО, обеспечивающие функционирование ВСОКО | Информация обновляется в случае внесения изменений в указанные локальные акты |
Анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти | Приложение 2 | Информация обновляется ежегодно |
** Подробнее см.: Якушкина А.А. Как организовать аналитическую службу в начальной школе? // Управление начальной школой. 2015. № 8. С. 22–36. – Примеч. ред.
*** Следует ориентироваться на позиции, закрепленные Приказом № 1324.
**** Согласно п. 2.33 приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
• не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана ООП основного общего образования;
• не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.
ОО должна иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в т. ч. содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
***** Данный блок отчета о самообследовании может быть тесно связан с соответствующим содержанием публичного отчета.
Проведение самообследования и оформление его результатов в отчет, подлежащий предоставлению учредителю и общественности, является неотъемлемой составляющей деятельности ОО в условиях действия Федерального закона № 273-ФЗ.
В целях минимизации издержек на подготовку отчета о самообследовании включаемую в него информацию следует согласовывать с оценочной информацией в рамках функционирования ВСОКО. Поскольку большой объем оценочной информации является общим для различных отчетных документов ОО (в т. ч. публичного отчета), то руководству ОО необходимо иметь некий банк информации, блоки которого обновляемы, мобильны и открыты для использования в разных информационно-аналитических контекстах.
В качестве вывода отметим, что выбирать между отчетом о самообследовании и публичным докладом сегодня не следует: первый является обязательным для исполнения документом, целесообразность же второго очевидна и требует лишь функционально-содержательной коррекции.
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения самообследования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке проведения самообследования (далее – Положение) определяет основные нормы и принципы проведения самообследования
1.2. Положение разработано в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновлении информации об образовательной организации»;
- приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
- приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию»;
- письмом Минобрнауки России от 28.10.2010 № 13-312 «О подготовке публичных докладов»;
- письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО»;
(региональные нормативные правовые акты, если необходимы) ;- Уставом ОО;
- Положением о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) в ОО;
(локальные акты ОО, если необходимы) .
1.3. Процедуры, инструментарий, сетевой график проведения самообследования разрабатываются ОО (приложение).
1.4. Самообследование является инструментальной подсистемой ВСОКО; согласуется с ней в части привлекаемых к процедурам самообследования должностных лиц; оценочных методик; способов сбора и обработки информации.
1.5. Результаты самообследования подлежат размещению на официальном сайте ОО в виде отчета о самообследовании.
1.6. Посредством отчета о самообследовании учредитель ОО, участники образовательных отношений, представители заинтересованных структур и др. получают достоверную информацию о содержании, условиях и результатах образовательной деятельности ОО.
1.7. Настоящее Положение согласуется с педагогическим советом ОО и утверждается руководителем ОО.
2. Цели и задачи проведения самообследования
2.1. Цель проведения самообследования – самооценка содержания, условий и результатов образовательной деятельности ОО с последующей подготовкой отчета о самообследовании для предоставления учредителю ОО и общественности.
2.2. В ходе проведения самообследования осуществляется сбор и обработка следующей информации:
- общая характеристика образовательной деятельности ОО;
- система управления ОО;
- особенности организации образовательного процесса;
- качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения и материально-технической базы ОО;
- качество подготовки обучающихся;
- данные о востребованности выпускников;
- анализ показателей деятельности ОО, подлежащей самообследованию.
2.3. Порядок проведения самообследования согласуется с ВСОКО и использует ресурсную базу последней.
2.4. Самообследование призвано установить уровень соответствия образовательной деятельности ОО требованиям действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
2.5. По итогам самообследования:
- выявляются позитивные и (или) негативные тенденции в объектах оценивания (самооценивания), в образовательной системе ОО в целом, резервы ее развития;
- определяются причины возникновения отклонений состояния объекта изучения и оценивания от параметров ВСОКО, формируемых с учетом требований действующего законодательства РФ в сфере образования;
- определяются меры по коррекции выявленных негативных тенденций образовательной деятельности ОО;
- вносятся коррективы во ВСОКО.
3. Организация самообследования
3.1. Самообследование проводится ежегодно.
3.2. Проведение самообследования включает в себя:
- планирование и осуществление процедур самообследования;
- обобщение полученных результатов и формирование на их основе отчета о самообследовании, предоставляемого учредителю ОО и общественности.
3.3. Под процедурой самообследования понимается действие должностного лица, направленное на получение и обработку достоверной информации согласно закрепленным за этим должностным лицом направлениям деятельности и в соответствии с его функциональными обязанностями.
3.4. В проведении самообследования используются методы:
- качественной и количественной обработки информации;
- экспертной оценки (включая экспертирование документов);
- анкетирования, опроса.
3.5. Отчет о самообследовании готовится с использованием оценочной информации, полученной по итогам проводимых в ОО мониторингов, диагностик, комплексных контрольных работ, а также информации о результатах итоговой аттестации учащихся.
4. Состав должностных лиц, привлекаемых к самообследованию, и направления их деятельности
4.1. В рабочую группу по проведению самообследования включаются:
- руководитель ОО;
- руководители структурных подразделений ОО;
- заместители руководителя ОО и ее структурных подразделений;
- руководители предметных кафедр (методических объединений) и (или) методисты ОО;
- IT-специалисты, работающие в ОО.
4.2. Руководитель ОО:
- обеспечивает локальную нормативную базу проведения самообследования, подготовки отчета о самообследовании;
- обеспечивает предоставление учредителю и общественности отчета о самообследовании;
- содействует оптимизации процедур подготовки отчета о самообследовании.
4.3. Руководители структурных подразделений ОО и (или) заместители руководителя ОО и ее структурных подразделений:
- участвуют в разработке структуры отчета о самообследовании; вносят рекомендации в дизайн электронной версии отчета о самообследовании, размещаемой на официальном сайте ОО;
- разрабатывают, при участии IT-специалистов, шаблоны документирования информации, включаемой в отчет о самообследовании;
- обеспечивают сбор информации, подлежащей включению в отчет о самообследовании, согласно выполняемому функционалу и в соответствии с приказом руководителя ОО;
- способствуют минимизации временных издержек по подготовке отчета о самообследовании посредством опережающего планирования необходимых организационных процедур;
- контролируют выполнение сетевого графика подготовки отчета о самообследованиия; консультируют, по необходимости, лиц, предоставляющих информацию;
- осуществляют итоговое написание отчета о самообследовании согласно выполняемому функционалу и в соответствии с приказом руководителя ОО.
4.4. Руководители предметных кафедр (методических объединений) и (или) методисты ОО:
- разрабатывают и реализуют систему мер по информированию педагогических работников о целях и содержании отчета о самообследовании;
- организуют методическое сопровождение оценочной деятельности педагога, результаты которой включаются в отчет о самообследовании;
- содействуют осуществлению обратной связи с участниками образовательных отношений в вопросах доступности информации, содержащейся в отчете о самообследовании.
4.5. IT-специалисты, работающие в ОО:
- вносят предложения по автоматизации процедур подготовки отчета о самообследовании;
- обеспечивают размещение отчета о самообследовании на официальном сайте ОО;
- осуществляют техническое сопровождение подготовки, размещения и последующего обновления электронной версии отчета о самообследовании.
5. Отчет о самообследовании
5.1. Отчет о самообследовании готовится по состоянию на 1 августа текущего года; предоставляется учредителю и размещается на официальном сайте ОО не позднее 1 сентября текущего года.
5.2. Отчет о самообследовании – локальный аналитический документ ОО, форма, структура и технические регламенты которого устанавливаются ОО.
5.3. Форма, структура и технические регламенты отчета о самообследовании могут быть изменены в связи с появлением и (или) изменением федеральных регламентов и рекомендаций.
5.4. Ответственность за подготовку, своевременное размещение на официальном сайте ОО отчета о самообследовании и достоверность входящей в него информации несет заместитель руководителя ОО, ежегодно назначенный соответствующим приказом10.
5.5. Ответственность за предоставление отчета о самообследовании учредителю несет руководитель ОО.
6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. Инициатива внесения изменений и (или) дополнений в настоящее Положение может исходить от лиц, отмеченных в п. 4.
6.2. Изменения и (или) дополнения в настоящее Положение подлежат открытому обсуждению на заседании рабочей группы по проведению самообследования.
6.3. Изменения в настоящее Положение вносятся в случае их одобрения большинством состава рабочей группы и утверждаются приказом руководителя ОО.
Приложение к приложению 1
ГРАФИК11 работ по подготовке и проведению самообследования12
Мероприятие | Ответственный | Сроки |
---|---|---|
Подготовка приказа по проведению самообследования (состав рабочей группы; планируемые направления деятельности; ответственные исполнители и др.) | Руководитель образовательной организации (далее – ОО) | Январь |
Проведение рабочего совещания по обсуждению характера процедур самообследования; формам предоставления информации ответственным лицам; сроков исполнения процедур и др. | Февраль | |
Сбор и подготовка информации о характере образовательной деятельности ОО (документы, регламентирующие организацию образовательного процесса; реализуемые образовательные программы; контингент обучающихся и др.) | Заместитель руководителя ОО | |
Сбор и подготовка информации о качестве подготовки обучающихся (согласно параметрам, утв. приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию») | Февраль – апрель | |
Сбор и подготовка информации о характере организации образовательного процесса (количество учебных планов; индивидуальных учебных планов (включая индивидуальные учебные планы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)) | Март – апрель | |
Сбор и подготовка информации о востребованности выпускников (доля выпускников 9-х и 11-х классов, продолживших образование по профилю обучения; доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы и ссузы соответственно) | ||
Сбор и подготовка информации о качестве кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы | ||
Анализ функционирования внутренней системы оценки качества образования | Апрель | |
Анализ показателей деятельности ОО, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти | Заместитель руководителя ОО, руководители предметных кафедр (методических объединений) и (или) методисты ОО | |
Подготовка текста отчета о самообследовании | Заместитель руководителя ОО | Май – июнь |
Размещение отчета о самообследовании на официальном сайте ОО | IT-специалист | Август |
Приложение 2
ПОКАЗАТЕЛИ деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию13
Показатели | Единица измерения |
---|---|
Образовательная деятельность | |
Общая численность учащихся, в т. ч.: | |
Численность учащихся по образовательной программе (далее – ОП) начального общего образования | Человек |
Численность учащихся по ОП основного общего образования | |
Численность учащихся по ОП среднего общего образования | |
Численность / удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся | Человек/% |
Средний балл государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) выпускников 9-го класса по русскому языку | Балл |
Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по математике | |
Средний балл единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) выпускников 11-го класса по русскому языку | |
Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по математике | |
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, в общей численности выпускников 9-го класса | Человек/% |
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, в общей численности выпускников 9-го класса | |
Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 11-го класса | |
Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11-го класса | |
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9-го класса | |
Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11-го класса | |
Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9-го класса | |
Численность / удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11-го класса | |
Численность / удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся | |
Численность / удельный вес численности учащихся – победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в т. ч.: | |
Регионального уровня | |
Федерального уровня | |
Международного уровня | |
Численность / удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся | |
Численность / удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся | |
Численность / удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся | |
Численность / удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации ОП, в общей численности учащихся | |
Общая численность педагогических работников, в т. ч.: | |
Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников | |
Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников | |
Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников | |
Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников | |
Численность / удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в т. ч.: | |
Высшая | |
Первая | |
Численность / удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: | |
До 5 лет | |
Свыше 30 лет | |
Численность / удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет | |
Численность / удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет | |
Численность / удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации / профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации (далее – ОО) деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников | |
Численность / удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников | |
Инфраструктура | |
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося | Единиц |
Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося | |
Наличие в ОО системы электронного документооборота | Да/нет |
Наличие читального зала библиотеки, в т. ч.: | |
С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров | |
С медиатекой | |
Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов | |
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки | |
С контролируемой распечаткой бумажных материалов | |
Численность / удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся | Человек/% |
Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося | Кв. м |
