ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4
Апрель 2025года
Качество образования
Микрообучение на 7 минут

Практикум: действия замдиректора, когда ученики пропускают или прогуливают занятия

Курс поможет заместителю директора разобраться, какие меры необходимо принимать по отношению к ученикам в различных ситуациях пропусков уроков.

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

4
Апрель 2025года
Образовательная деятельность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация в 2024/25 учебном году: особенности документов и сложные ситуации

Елена Крылова, финалист первого Всероссийского конкурса «Завуч года», руководитель региональной инновационной площадки «Опорная школа как ресурсный центр» на базе лицея, директор КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
В статье – особенности, которые нужно включить в каждый документ для промежуточной аттестации. О них рассказала Елена Крылова, финалист первого Всероссийского конкурса «Завуч года», которая выстроила в своей школе понятную всем процедуру промежуточной аттестации. Также есть образцы документов и карточки с разбором сложных ситуаций во время процедуры.

Перед промежуточной аттестацией проверьте, все ли особенности процедуры учли в положении. Далее – подробно, что включить в документ. А также – нужно ли разрабатывать приказ, протокол и справку по промежуточной аттестации. Чтобы урегулировать четыре сложные ситуации во время процедуры, дали карточки с их описаниями и готовыми решениями.

Положение о промежуточной аттестации

Включите в положение норму о безотметочной форме аттестации по отдельным предметам, аттестации по курсам внеурочной деятельности, условия аттестации детей с ОВЗ, экстернов; порядок ликвидации академической задолженности. Пропишите особенности процедуры на уровне НОО и в 9-х, 11-х классах.

Образец положения

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО

Формы промежуточной аттестации прописывают в учебном плане школы, сроки – в календарном учебном графике, а в положении о промежуточной аттестации – общие подходы к организации процедуры. Все три документа должны коррелировать друг с другом

Безотметочная форма аттестации по предметам. Минпросвещения допускает безотметочную систему обучения по некоторым предметам – музыка и ИЗО (п. 5.3 приказа от 05.10.2020 № 546). По ним можно выставлять «зачтено/не зачтено». Если используете безотметочный вариант, не забудьте это прописать в положении, чтобы не было вопросов и проблем с аттестатами потом. Также добавьте в документ норму о безотметочном обучении по физической культуре для учеников, которые относятся к специальной медицинской группе (приказ Минпросвещения от 01.04.2022 № 196).

В положении пропишите, как выставляете отметки по этим предметам в течение всего периода их изучения. Например, это может быть норма о том, что со 2-го по 8-й класс и со 2-го по 7-й класс по музыке и ИЗО соответственно используете безотметочное обучение с выставлением «зачет/незачет». Или в течение всего периода изучения предметов их оцениваете по 5-балльной системе, а в последний год переходите на зачетную систему и в аттестат выставляете «зачет».

Аттестация по курсам внеурочки. Внеурочная деятельность –неотъемлемая часть ООП школы, а ее освоение сопровождается промежуточной аттестацией. Поэтому процедуру нужно планировать и для курсов внеурочки. Пропишите в положении норму о том, что промежуточная аттестация по курсам определяется ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности. Это может быть участие учеников в фестивалях, эстафетах, концертах, театральных постановках, конференциях, тестированиях, защита проекта. Отталкивайтесь от того, в каких формах вы реализуете внеурочку. Например, для курса по функциональной грамотности логично выбрать проект.

Условия аттестации для экстернов, детей с ОВЗ, на надомном обучении. Даже если у вас в школе нет таких учеников, норму о промежуточной аттестации для детей с ОВЗ, надомников и экстернов нужно закрепить в положении. Во-первых, такой ученик может появиться в любой момент. Во-вторых, не нужно будет в экстренном порядке вносить изменения в локальный акт.

Учитывайте особые образовательные потребности детей с ОВЗ, когда организуете их промежуточную аттестацию. Проверьте, чтобы условия соответствовали тому, что вы прописали в системе оценки достижения планируемых результатов освоения АООП. Можно прописать в положении особенности проведения аттестации для детей с ОВЗ конкретной нозологии. Когда определяете формы промежуточной аттестации, учитывайте рекомендации ПМПК.

Для надомника можно проводить промежуточную аттестацию как в общем порядке, так и в специальных формах. Это зависит от заболевания ученика. Формы процедуры нужно будет указать в его учебном плане, а сроки – в календарном учебном графике.

В отдельном разделе положения регламентируйте промежуточную аттестацию экстернов. Пропишите, что школа устанавливает сроки подачи заявления на аттестацию и ее график, который согласует с экстерном и его родителями.

Ликвидация академической задолженности. Задолженность возникает у ученика, если он не прошел промежуточную аттестацию хотя бы по одному предмету в установленные сроки или не явился на нее без уважительных причин. В этом случае школьника переводят в следующий класс условно (ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Когда описываете в положении порядок ликвидации, ориентируйтесь на статью 58 Закона «Об образовании в РФ». Ключевые точки в документе: ученик вправе ликвидировать академическую задолженность в пределах одного года с момента ее образования, у ученика есть две попытки. Во время первой он сдает задолженность учителю, во время второй – специальной комиссии, которую создают приказом директора.

Пропишите в положении возможные модели обучения школьника, если он не ликвидировал академическую задолженность: повторное обучение, если есть заявление родителей; обучение по АООП по рекомендации ПМПК, обучение по ИУП. Отдельно зафиксируйте в локальном акте особенности ликвидации академической задолженности для выпускников – ее нужно провести до педсовета по допуску к ГИА. Решения для сложных ситуаций.

Решения для сложных ситуаций во время промежуточной аттестации

Инструкция
Кликните на , чтобы посмотреть решение


Скачать

ВАЖНО

Если академическая задолженность образовалась у ученика 4-го класса, то его нельзя перевести в 5-й класс условно (ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ведь ученик заканчивает обучение на уровне образования и переходит на другой

Аттестация на уровне НОО. В ФОП НОО закреплен принцип промежуточной аттестации – оценку ученику выставляют по журналу, при этом учитывают результаты накопленных текущих оценок и оценок за тематические проверочные работы. Специальных контрольных работ в рамках промежуточной аттестации не проводят.

В ФОП НОО указано, что промежуточную аттестацию проводят со 2-го класса (п. 19.39 ФОП НОО). Но закон не запрещает проводить ее в 1-м классе, если это будет закреплено в локальном акте школы (п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Если вы пропишите в положении норму о промежуточной аттестации в 1-х классах, укажите, что ее организуют в формах без балльного оценивания. Ведь в 1-х классах – безотметочное обучение. Проводите процедуру с помощью листов индивидуальных достижений, портфолио, результатов психолого-педагогического наблюдения. Во 2-й класс переводите учеников без дополнительных условий.

Во 2–4-х классах промежуточную аттестацию проводят на основе накопленной оценки и результатов тематических проверочных работ. Результаты фиксируют в журнале успеваемости.

Аттестация в 9-х, 11-х классах. ФОП ООО и СОО не определяют, как организовать промежуточную аттестацию. Школа это устанавливает сама. Учтите, что процедуры допуска к промежуточной аттестации не может быть. Ее проходят все выпускники, даже те, кто имеет отрицательные результаты текущего контроля успеваемости. В положении можно прописать норму, что аттестацией считать годовые оценки выпускника. Так вы снизите нагрузку на них перед ГИА.

Установите локальным актом возможность учета индивидуальных достижений. Например, выпускник 9-го класса – призер регионального этапа ВсОШ по обществознанию. Вы вправе выставить ему оценку по обществознанию и засчитать ее за промежуточную аттестацию.

Приказ о промежуточной аттестации

Так как формы промежуточной аттестации прописаны в учебном плане, а сроки – в календарном учебном графике, приказ издавать необязательно. Но если вы отразите в документе организационные моменты процедуры, это будет удобно для педагогов. Ведь они должны проинформировать учеников и родителей.

Протокол результатов аттестации

Если проводите процедуру на основании годовых отметок учеников, выведите отчет из электронного журнала. Когда организуете аттестацию в форме экзамена или годовой контрольной, разработайте единую форму протокола. Включите в нее те статистические и аналитические данные, которые будут входить в годовой анализ работы школы или в отчет о самообследовании. Пример протокола смотрите в конце статьи.

Справка по итогам промежуточной аттестации

Если в локальном акте школы зафиксировали норму о том, что по итогам промежуточной аттестации оформляете справку, то ее придется написать. Включите в нее общие сведения: цель, сроки, формы, результаты по каждому классу и предмету, итоговые цифры успеваемости по школе, качество обученности. Пропишите фамилии учеников, которые не прошли процедуру. А также – классы и предметы, по которым ученики показали низкий уровень качества знаний. Сформулируйте выводы и рекомендации. Но отдельно справку можно не писать, а сразу включить результаты в анализ работы школы и оформить их так, как в логике построен годовой анализ работы.

ПРИМЕР. Фрагмент анализа работы школы с итогами промежуточной аттестации

<...>
Промежуточный (четвертной) и промежуточный (переводной) контроль
<...>
На основании положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в течение года были проведены:
– промежуточная аттестация в форме экзаменов по итогам года в 5–8-х классах по русскому языку и математике;
– промежуточная аттестация в форме экзаменов по итогам года для обучающихся 10-х классов по русскому языку, математике, химии, физике, истории.
Общий средний балл на промежуточной аттестации в 5–8-х, 10-х классах составил 3,86, качество – 66%. Успеваемость по итогам года составила 99,6%. Условно в следующий класс переведен 1 человек, имеющий академическую задолженность по нескольким предметам:
Соколов Вячеслав, 7 «А» класс – «Алгебра», «Геометрия».
На «4» и «5» учебный год закончили 344 человека, средний балл – 4,3, качество обученности – 62%. Идентичные показатели в сравнении с предыдущим годом. В 2025/26 учебном году необходимо:
1. Включить в перечень зимних административных контрольных работ диагностические работы по дополнительным предметам углубленного обучения: литература, биология, информатика.
2. <...>

Образцы приказа и протокола

Инструкция
Кликните на вкладку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

4
Апрель 2025года
Образовательная деятельность
Промежуточная аттестация

Текущий, промежуточный, итоговый. Видеоинструкция, чтобы разобраться в видах контроля

Елена Крылова, финалист первого Всероссийского конкурса «Завуч года», руководитель региональной инновационной площадки «Опорная школа как ресурсный центр» на базе лицея, директор КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
Одна из проблем с промежуточной аттестацией – неправильно определять вид контроля, который школа использует в ходе этой процедуры. В видеостатье смотрите, какие виды контроля нужно организовать в течение учебного года и как правильно их регламентировать.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.