
Приказ и план работы на каникулах, чтобы организовать окончание третьей четверти без лишней документационной нагрузки
Циклограмма приказов по ВСОКО на март
Циклограмма на март: итоги четверти, контроль нормы домашнего задания и еще 33 дела замдиректора
К приказу есть приложение – план работы школы на весенних каникулах. В нем учли Концепцию информационной безопасности детей и включили мероприятия к Году защитника Отечества.
Образец приказа
Кликните на кнопку Заполнить, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним. Поправьте при необходимости текст документа. С помощью кнопки Добавить вы можете указать работников, которых нужно ознакомить с приказом. Чтобы распечатать готовый приказ, нажмите на кнопку Печать.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Разгрузите и себя тоже. Четыре рабочих правила и система «5С», чтобы снизить бумажную нагрузку на замдиректора
Циклограмма приказов по ВСОКО на март
Короткие мероприятия для разных групп работников, чтобы не позволить педагогам выгореть
Новый закон о снижении нагрузки на педагогов не регулирует нагрузку на администрацию школ, хотя замдиректора тоже приходится оформлять множество документов и отчетов. Я вижу задачу руководителя в том, чтобы сократить документарную нагрузку не только на педагогических работников, но и на своих заместителей. В нашей школе мы руководствуемся четырьмя правилами. Их вывели из практического опыта. А еще используем систему организации рабочего пространства «5С», которая помогает всем членам коллектива самостоятельно регулировать свою нагрузку и экономить время.
Правило 1. Фиксировать перечень документов
Первое, что мы сделали, – написали под свои задачи и внедрили в работу инструкцию по делопроизводству, а также номенклатуру дел школы. В нашей школе действует архив, который является источником комплектования для архивного отдела районной администрации.
Номенклатуру ежегодно утверждает директор, а затем согласуем ее с районным архивом. Это позволяет четко систематизировать необходимый перечень документов, каждый администратор знает, какие документы и в каком виде у него должны быть. Смотрите фрагмент номенклатуры ниже, а полный вариант – скачайте на полях.
Фрагмент номенклатуры
Номенклатура дел
на 2025 год

- Срок хранения
Срок хранения
Заместители знают, какие документы и как долго нужно хранить, чем это регулируется
Правило 2. Оставить только один вариант документа – бумажный или электронный
Часто в школах встречается дублирование документов в двух форматах. Чтобы это исключить, нужно прописать требования к документам и их формам в локальных актах. Так за последние три года мы полностью отказались от бумажной версии рабочих программ, перевели в электронный формат планы и анализ работы методобъединений, планы работы классных руководителей, протоколы административных советов, документацию руководителей кабинетов. Смотрите пример формулировки в положении о рабочих программах.
ПРИМЕР. Формулировка об оформлении рабочей программы в положении
Рекомендую обсудить этот вопрос на педсовете или совещании при директоре, чтобы вместе с коллегами найти дубли документов и выбрать для каждого один вариант оформления. Потратите время на обсуждение и корректировку локальных актов, зато снимете вопрос двойной бумажной работы и для администрации, и для педагогов.
Правило 3. Убрать из работы неактуальные документы
Проинспектируйте на актуальность свои документы. Возможно, в работе остались документы, которые сегодня уже не требуются, но вы продолжаете заполнять их по привычке. Например, «отчет на 5 сентября». Раньше в него включали сведения об учениках в разрезе классов и школы в целом: количество мальчиков и девочек, их национальность, возраст. Сегодня все эти данные, если они понадобятся, можно получить из электронного журнала, отчет готовить не нужно.
Заместителю директора по воспитательной работе сегодня значительно проще получить информацию о занятости детей в дополнительном образовании. Портал-навигатор персонифицированного дополнительного образования позволяет получить необходимые выгрузки. Необходимость собирать эти отчеты с классных руководителей отпала. Не нужно также собирать и сводить отчеты по успеваемости с классных руководителей. Все данные автоматизированы в федеральных и региональных системах. О том, как использовать в работе ФГИС «Моя школа», читайте в статье.
Правило 4. Хранить данные в общем доступе для всех администраторов школы
Некоторое время назад мы приняли решение собирать большую часть информации и отчетов в облачном хранилище на Яндекс Диске. Каждый из администраторов создает свою часть базы по направлениям, структурирует материалы по папкам. Это позволяет быстро находить нужную информацию, если нужно подготовить отчет, и не нагружать коллег. Как выглядит систематизация, смотрите на иллюстрации ниже.

Работа с онлайн-документами предполагает и совместный доступ для редактирования. Так, например, план работы школы на месяц в одном документе могут создавать все заместители и члены штаба воспитательной работы. Не нужно собираться вместе или пересылать свои данные кому-то из коллег.
Часть важных документов, которые мы перевели в электронный формат, тоже лежит в этом хранилище. Например, документация руководителей кабинетов, материалы для работы школьных методических объединений, пакет документов по работе школьного ППк.

СПРАВКА
В работе с документами, особенно бумажными, используйте технологии бережливого управления. Основная задача бережливых технологий – оптимизировать процессы через выявление и устранение потерь
Система «5С», чтобы оптимизировать рабочее место
Чтобы организовать рабочее пространство и не терять время и ресурсы, попробуйте внедрить систему «5С». Она получила название от первых букв составляющих ее действий: «сортируй», «соблюдай порядок», «содержи в чистоте», «стандартизируй», «совершенствуй».
Система поможет исключить источники потерь, которые часто встречаются на рабочих местах заместителей и педагогов. Например, скопление бумажных и электронных документов с бесполезной или устаревшей информацией, которые занимают место в рабочей зоне. Или предметы, которые не используются в образовательном процессе, но хранятся в рабочих кабинетах.
На первом этапе – «Сортировке» – важно освободить рабочую зону от ненужных предметов. Разделите все предметы на три категории: нужные, нужные редко, ненужные. Затем распределите их, соответственно, на близком, среднем и дальнем расстоянии от рабочего места. От ненужных предметов и документов со временем можно избавиться.
Второй шаг – «Соблюдение порядка». Во время этого шага обеспечьте удобный и безопасный доступ к предметам на рабочем месте. Создайте визуализацию, чтобы брать и возвращать предметы на место было легко.
Третий шаг – «Содержание в чистоте». Регулярно проверяйте рабочее место, контролируйте исправность оборудования и устраняйте неполадки. На этом шаге нужно выявить и устранить источники загрязнения. Например, скопление нерабочих канцелярских принадлежностей или сломанной мелкой техники.
Следующий шаг – «Стандартизация». Он обеспечивает фиксацию достижений и предотвращает возвращение к существовавшему ранее беспорядку. Средством стандартизации могут стать фотографии рабочего места «до» и «после» введения новых правил, различные обозначения, информационные стенды, указания, краткие инструкции, памятки и схемы. Например, для стандартизации рабочих дел можно использовать визуальную матрицу Эйзенхауэра. Подробнее о ней читайте в статье.
Финальный пятый шаг – «Совершенствование». Цель этого этапа – создать условия для постоянного улучшения достигнутых результатов. Это логичный переход от процессов оптимизации на рабочем месте к внешним процессам, в которых данное рабочее место участвует. «Совершенствование» может включать в себя закрепление зон ответственности за каждым сотрудником, выработку у работников полезных привычек, закрепление навыков соблюдения правил.
Ресурсы, чтобы быстрее оформлять отчеты
1. Электронный журнал, ФГИС «Моя школа». Если педагоги и члены администрации вовремя вносят всю информацию, из этих источников можно получить отчеты об успеваемости, выполнении рабочих программ, среднем качестве обучения по предметам, педагогам, классам, посещаемости и другие статистические данные.
2. Портал-навигатора ПДО. Из этой системы можно брать большую часть необходимой информации для отчета ДОД-1. Поэтому очень важно, чтобы данные системы грамотно заполняли педагоги. Это упростит для замдиректора подготовку к отчетам.
3. ФИС ОКО. Данные этой системы пригодятся, чтобы провести качественный анализ, например, результатов ВПР.
4. Сервис «Опросникум» от Государственного института просвещения. Он позволяет создавать опросы, анкеты, тесты, генерировать QR-коды, организовывать взаимопроверку по рейтингу и другие интерактивные формы работы. Например, в сервисе мы проводили опрос родителей об удовлетворенности работой школы – на выходе получили удобный сводный документ с результатами для дальнейшей работы.
5. Нейросети. Их можно использовать, чтобы автоматизировать рутинные задачи. Например, чтобы быстро создавать шаблоны презентаций и выступлений. Посмотрите выше шаблон презентации, которую создали с помощью нейросети.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Неочевидные компоненты ООП, которые могут содержать экстремистские материалы. Проверьте свои программы
Проконтролируйте на содержание экстремистских материалов два раздела образовательной программы. Это не займет у вас много времени, но обезопасит школу при проверке.
Проверьте рабочие программы по предметам
Во-первых, в пояснительных записках и тематическом планировании не должно быть ссылок на ЭОР и ЦОР с сайтов, которые содержат экстремистские материалы. Интернет-источник проверьте по федеральному списку экстремистских материалов на minjust.gov.ru. Во-вторых, проследите, чтобы в пояснительных записках не оказалось учебника, автора или авторов которого признали иноагентом.
ПРИМЕР

ВАЖНО
Если вы закупили учебник, а автора признали иноагентом, применять его нельзя. Ведь информация из продукции, которую произвел иноагент, запрещена для распространения среди детей и имеет маркировку «18+» (п. 9 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ)
В-третьих, убедитесь, что в содержании рабочих программ по обществознанию, истории, литературе нет тем, связанных с экстремизмом и радикализацией, в формулировках, которые могут заинтересовать учеников. Школьники могли о них раньше даже не задумываться.
ПРИМЕР
Проанализируйте календарный план воспитательной работы
Проверьте, есть ли в плане мероприятия по профилактике экстремизма и радикализации. Убедитесь, что воспитательные дела и события в документе учитывают возрастные и психологические особенности школьников. Для 1–6-х классов лучше акцентировать внимание на воспитании гражданственности и патриотизма, формировании культуры мирного поведения, навыков межнациональной дружбы. Предусмотрите в плане беседы о родном крае, тренинги по бесконфликтному общению, формированию толерантности и навыков разрешения конфликтов. А также тематические мероприятия к памятным датам и государственным праздникам. Например, ко Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню героев России.
Для подростков и старших школьников можно предложить беседы с участием представителей правоохранительных органов, ветеранов ВОВ и СВО, общественных деятелей. А еще интерактивные формы организации воспитательных дел, например: деловые игры, квизы, дискуссии. Через них ученики смогут погрузиться в смоделированные проблемные ситуации и находить способы их разрешения.
Зафиксировать формы профилактической деятельности можно в инвариантном модуле «Профилактика и безопасность» календарных планов воспитательной работы. Смотрите пример календарного плана на уровне ООО.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ