ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
1
Январь 2025года
Профессиональные компетенции
Работа с молодыми педагогами

Как критиковать молодых педагогов, чтобы не потерять их

Ирина Грасюк, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга, разработчик наставничес­ких программ, почетный работник общего образования РФ
В статье – способы, как создать в школе комфортный климат для молодых педагогов. Ведь, по данным исследований РАО, до 52 процентов молодых учителей из разных регионов уходят из школы в первые пять лет работы, в том числе из-за непродуктивной критики и конфликтов. К способам есть памятка, чтобы построить продуктивное общение с молодыми педагогами, и примеры конструктивных ответов на критику.

Предлагаем способы, чтобы у замдиректора, методиста, наставника не возникало конфликтных ситуаций с молодым педагогом во время обсуждения мероприятий. А также дадим инструмент для молодых педагогов к родительским собраниям.

Критикуйте молодого педагога конструктивно

Чтобы не возникало напряженной атмосферы при обсуждении урока, занятий внеурочки, внеклассного мероприятия молодого педагога, критикуйте конструктивно. Мы в школе разработали памятку, как правильно построить общение с молодым учителем в этой ситуации. Она подойдет и для наставников, и для методистов.

Организуйте тренинги конструктивной критики

Для нас в школе важно, чтобы молодой учитель был открыт для критики и обладал высоким уровнем коммуникативной культуры. Поэтому организуем тренинги конструктивной критики. Такие мероприятия будут полезны и для опытных педагогов. На тренингах затрагиваем вопросы: как реагировать на критику и научиться с ней справляться, правила конструктивной критики, как использовать различные виды критики и не ущемить достоинства того, кого критикуешь. Проводим упражнения по тренировке быстрого и уверенного реагирования на нестандартные ситуации, обучаем, как ответить на критику.

ПРИМЕР. Как ответить на критику

«Спасибо за помощь».
«Спасибо за то, что указали мне на мои недочеты».
«Я с вами согласен, на этом этапе урока более эффективным был бы методический прием, который вы рекомендовали».
«Я обязательно проанализирую ваши рекомендации».
«Мне будут очень полезны ваши замечания».
«Спасибо, что вы указали мне на недочеты данного мероприятия».
«Я принимаю вашу объективную оценку».
«Спасибо за советы по оптимизации данного этапа урока».
«Как можно улучшить мой урок?»

Разработайте информационный лист

В рамках программы наставничества помогаем молодым педагогам готовиться к родительским собраниям. Создали информационный лист для мероприятия. Так учителя смогут известить родителей о контактах сотрудников школы, организационных вопросах, медицинском обслуживании, питании, учебно-воспитательной и внеклассной работе, списке учебных принадлежностей. Снять все вопросы и предупредить конфликтные ситуации. Образец информационного листа для родителей смотрите в тексте статьи.

Образец информационного листа для родителей первоклассников

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

 

6 правил

работы в коллективе

Расскажите молодым учителям о правилах работы в коллективе для продуктивной коммуникации:

  1. Проявляйте уважение к коллегам.
  2. Исключите критику вслух по отношению к происходящему.
  3. Стремитесь учиться, а не поучать других.
  4. Реагируйте спокойно, если отказываются помочь.
  5. Проявляйте инициативу, если хотите коммуницировать.
  6. Будьте пунктуальны и последовательны в действиях.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2025года
Профессиональные компетенции
Карьерные перспективы

Я – заместитель. Что дальше? Отвечают коллеги, которые выбрали остаться замами и не жалеют

В статье о своем пути рассказывают коллеги, у которых была возможность вырасти в должности, но они выбрали оставаться на позиции заместителя. Героини статьи объяснили, почему они решили развиваться горизонтально. А также дали советы для новичков и опытных заместителей, которые задумываются о вариантах развития карьеры.

Для этой статьи мы поговорили с тремя опытными заместителями директора, чтобы узнать, почему они не захотели становиться директорами, а выбрали карьеру зама. С нами беседовали:


Наталия Никулина – замдиректора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги, финалист конкурса «Флагманы образования – 2023», член Всероссийского экспертного педагогического совета, к. п. н. Опыт работы замдиректора – 17 лет

Елена Кондратенко – замдиректора по УВР МОУ «Детчинская средняя общеобразовательная школа», федеральный победитель конкурса на звание лучшего учителя в рамках ПНП «Образование», почетный работник в сфере образования РФ. Опыт работы замдиректора – 16 лет

Светлана Шемаева – заместитель директора МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода, обладатель премии Президента «Лучший учитель», почетный работник общего образования РФ. Опыт работы замдиректора – 15 лет

Все наши героини выбрали для себя горизонтальный вариант развития. Почему – читайте в статье.

    Здорово, когда для работы ты можешь почти все, что угодно

Завуч должен уметь глубоко погружаться в проблему

В 2001 году мне предложили стать замдиректора. У меня был небольшой опыт работы учителем и декретный отпуск, а в багаже – сверхответственность и желание работать на результат.


Инструкция
Кликайте на стрелочки, чтоб прочитать об опыте работы Натальи Никулиной 

Есть лишь один действенный способ формирования авторитета – высокий профессионализм
 

3 совета

от Наталии Никулиной

Что важно для замдиректора

  1. Не бойтесь менять образовательную организацию. Расти в коллективе, где вас помнят молодым специалистом, сложнее. Поэтому, если есть вариант изменить одновременно должность и место работы – пробуйте.
  2. Развивайте эмоциональный интеллект. Эмпатия, умение поставить себя на место другого человека, терпимость в сочетании с требовательностью, демонстрация примера в работе и готовность помочь – все это позволяет объединить людей в команду единомышленников.
  3. Изучайте делопроизводство. Например, мне помогла книга В. Шахиджаняна «Соло на пишущей машинке», по которой я самостоятельно научилась печатать вслепую десятью пальцами.

    Я на своем месте

Любой заместитель директора по учебно-воспитательной работе прежде всего начинается с учителя. В 1998 году я пришла работать в школу, но, проработав 4 года, решила попробовать себя в другой сфере. Работа нравилась, но я все чаще ловила себя на мысли, что скучаю по школе и хочу вернуться обратно. В 2008 году я снова оказалась в стенах родной школы, но уже на должности замдиректора по УВР.

Инструкция
Кликайте на стрелочки, чтоб прочитать об опыте работы Елены Кондратенко 

К СВЕДЕНИЮ

Закон Парето, или Принцип 80/20

Закон Парето звучит так: «20 процентов усилий дают 80 процентов результата, а остальные 80 процентов усилий – лишь 20 процентов результата». Поэтому закон Парето еще называют принципом, или правилом, 80/20.

Правило 80/20 позволяет эффективно распределить ресурсы и усилия, чтобы не делать все дела сразу. Например, чтобы оценить качество работы педагога, не нужно посещать все его уроки.

Важно понимать, что закон Парето – не непреложная истина, а лишь способ организовать работу. Один из принципов действия закона – не стараться выполнить все задачи идеально, а выделить главное и сосредоточиться на нем.

    Главное в деятельности теперь не собственный рост

Заместитель директора – это учитель учителей

Я пришла работать в школу молодым специалистом. Через какое-то время пришла к выводу, что не так важно, какую квалификацию ты получила. Самое главное, что ты – Педагог.
Через 20 лет работы директор предложила мне должность зама по НМР. Были ли у меня сомнения? Конечно... Сразу возникло много вопросов: «Какими качествами должен обладать заместитель директора по методической работе? Обладаю ли я этими качествами?».

Инструкция
Кликайте на стрелочки, чтоб прочитать об опыте работы Светланы Шемаевой 

Замдиректора должен быть не только управленцем, но и ответственным, дисциплинированным исполнителем

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2025года
Профессиональные компетенции
Работа с учениками

«Можно выйти?». Памятка для педагогов, почему нельзя запрещать или игнорировать просьбу ученика

Виктория Ярцева, юрист-редактор Актион Образование, эксперт по образовательному праву, разработчик положений об обработке персональных данных, официальном сайте и других популярных шаблонов, лектор региональных и федеральных вебинаров
В статье – разъяснения, какие нарушения педагоги допустят, если проигнорируют просьбу ученика или не разрешат посетить санузел во время урока. Также есть памятка с рекомендациями, как объяснить школьникам правила пользования туалетом во время урока. Раздайте ее своим учителям.

Учителя во время урока отвечают за учеников, но если не отпускают их в санузел или игнорируют просьбы, могут нанести им физический или моральный ущерб. Такими действиями педагоги не учитывают требования Закона об образовании, локальных актов школы, медицинские показания, если они есть у ученика. Далее – подробности о каждом нарушении.

Педагог нарушит Закон об образовании

Законодательными актами прямо не регулируется вопрос, можно ли отпускать ученика в туалет на уроке или нет. Но если отказать или проигнорировать просьбу школьника, то ему можно нанести физический вред и моральную травму. Статья 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия.

Ученик не должен терпеть до конца урока. Это вредно для его здоровья. А если процесс начнется во время урока, то школьник испытает стыд и унижение, а далее, как правило, издевательства одноклассников.

Учитель нарушит требования локальных актов школы

Ознакомьте педагогов с документами школы, которые регулируют вопрос посещения санузла учениками на уроке. Если такие требования есть в локальных актах, то игнорировать их нельзя. Это грозит жалобами родителей.

Педагог не учтет медицинские показания, которые есть у ученика

Необходимость посетить туалет даже несколько раз за урок возникает у учеников, которые имеют определенные заболевания. Например, сахарный диабет, болезни мочевого пузыря или почек. Если родители предупредили вас, не игнорируйте проблему. А также проинформируйте с согласия родителей классного руководителя и учителей-предметников.

Чтобы спокойно отпускать школьников во время урока, педагогам нужно в начале учебного года предупредить учеников о сигналах выхода. Например, поднять руку и сказать: «Можно выйти?» Или просто без слов покинуть класс. Также необходимо сообщить ученикам правила поведения в туалетной комнате:

  • запрещено взбираться на унитаз ногами;
  • виснуть на трубах отопления;
  • бегать, прыгать, толкаться, шуметь;
  • забираться на решетку батареи и подоконник;
  • открывать самостоятельно окна;
  • курить.

Если учитель знает, что в классе – буллинг, с осторожностью отпускать нескольких школьников из класса сразу. Особенно если попросил выйти ученик-жертва. Пусть школьники выходят друг за другом, когда придет предыдущий.

Памятку, как объяснить ученикам правила пользования туалетом во время урока и учесть при этом возрастные особенности, смотрите здесь.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.