ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
1
Январь 2025года
Качество образования
Контроль качества работы педагогов

Контроль работы педагогов. На что обратить внимание во втором полугодии

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Магадана, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения, лауреат конкурса «Директор года – 2024»
Предлагаем в статье план-график контроля работы педагогов на второе полугодие. План подготовила Ирина Николаева, лауреат конкурса «Директор года – 2024», а в прошлом – заместитель с более чем 10-летним стажем. Она прописала контрольные точки, которым нужно уделить особое внимание. А также дала памятку с приемами, чтобы не перегрузить мероприятиями контроля ни педагогов, ни замдиректора.

Обновите план-график контроля работы педагогов на январь – июнь. Включите в документ посещение уроков по предметам, по которым впервые пишут ВПР, а также по новым предметам: труду (технологии) и ОБЗР. Запланируйте проверку уроков молодых и аттестующихся педагогов, реализации профминимума, воспитательных задач и подготовки к ГИА. Смотрите в конце статьи образец плана-графика контроля. К нему есть памятка с советами, как оптимально организовать контроль работы учителей.

Предметы, по которым впервые пишут ВПР

Поставьте в график посещение уроков по предметам, которые впервые вынесли на ВПР в 2025 году. Запланируйте на февраль или март. В этом году 10-е классы напишут проверочные работы впервые. А в список для 4–8-х классов добавили новые предметы. Таблица с предметами.

Новые предметы на ВПР для 4–8-х классов

СПРАВКА

Учебное исследование ученик выполняет, чтобы узнать новое, оно носит теоретический характер. В проектной деятельности школьник вместе с педагогом конструирует, моделирует или создает новый продукт, чтобы решить практическую проблему

Преподавание труда и ОБЗР

Посетите уроки, чтобы оценить, как педагоги преподают новые предметы. На уроках труда (технологии) в марте проверьте, реализуют ли проектную деятельность. Это обязательно, так как учебные проекты включили в федеральную программу учебного предмета «Труд (технология)». Убедитесь, что педагоги понимают разницу между учебным проектом и исследованием. Так они грамотно организуют обязательную проектную деятельность.

Контроль ОБЗР планируйте на апрель на уровне СОО. Проверьте, как идет изучение модуля «Основы военной подготовки» и подготовка к учебным сборам. Проконтролируйте, что педагоги запланировали для девочек и мальчиков, которые не участвуют в сборах, альтернативу. Минпросвещения рекомендовало использовать программу внеурочной деятельности «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больными» (письмо Минпросвещения от 14.02.2023 № 03-287). Ее разместили на сайте edsoo.ru.

Убедитесь, что учителя проинформировали учеников и родителей об учебных сборах. Например, подготовили памятку с информацией, которая пригодится ученикам при подготовке к мероприятию: место и время встречи, что взять с собой, сколько продлится сбор, в каком месте будет проходить.

Работа молодых и аттестующихся педагогов

В план внесите контроль качества работы молодых педагогов. Проводите его в течение полугодия. В июне подведите итоги работы молодых специалистов за учебный год. Можете поручить контроль руководителям ШМО. Если будете критиковать молодых педагогов, делайте это аккуратно, используйте памятку из статьи.

Посетите уроки педагогов, которые аттестуются на категорию, особенно на новые. Ведь директор может попросить вас подготовить проект ходатайства. Образец – в тексте этой статьи.

Образцы ходатайств для аттестации на категории

Инструкция
Кликните на кнопку и выберите образец ходатайства.
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Поправьте текст документа
Печать – распечатайте ходатайство

Реализация профминимума и воспитательных задач

В течение полугодия посетите уроки и внеурочные занятия, чтобы проверить, как педагоги реализуют профминимум и воспитательные задачи. Обратите внимание, как организованы профпробы и внеурочные занятия «Россия – мои горизонты» в 6–11-х классах.

В рамках воспитательных задач проверьте реализацию «Разговоров о важном». Отметьте, как учителя организовали профилактику радикализации учеников средствами предметов, обеспечивают информационную безопасность школьников. План по профилактике экстремистских проявлений на второе полугодие.

Предметы ГИА

На особый контроль в течение второго полугодия возьмите преподавание русского языка и математики в выпускных классах. Уроки русского языка посетите в январе еще и в рамках контроля подготовки к итоговому собеседованию. Оцените, как педагоги проанализировали результаты тренировочного итогового собеседования и восполняют дефициты при подготовке к испытанию.

Также посетите уроки предметов, экзамены по которым выбрали многие школьники. В январе – феврале оцените, как педагоги разбирают задания из демоверсий КИМ ОГЭ и ЕГЭ. В КИМ-2025 внесли много изменений. Проконтролируйте, что учителя готовят учеников к экзаменам с их учетом. Также проверьте, как учителя отрабатывают с учениками типовые и сложные задания, прорабатывают распространенные ошибки. Убедитесь, что педагоги обучают выпускников понимать критерии оценки и выполнять самооценку по критериям ГИА.

В апреле проконтролируйте, что педагоги разъяснили выпускникам, как пройдет ГИА по каждому предмету, как заполнять бланки, работать с КИМ на экзамене. Проверьте, отрабатывают ли педагоги приемы работы над заданиями разных форматов.

Образец плана-графика контроля

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2025года
Качество образования
Внутренняя система оценки качества образования

Какие новые задачи по оценке качества будете решать во втором полугодии. Мероприятия для плана ВСОКО

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Магадана, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения, лауреат конкурса «Директор года – 2024»
Эту статью мы повторяем из деабрьского номера, чтобы вам было проще сороиентироваться в новых задачах на полугодие. В статье – новые задачи по контролю качества образования, которые вам предстоит решать во втором полугодии: провести ВПР по-новому, работать с целевыми группами и еще два вопроса. Под каждую задачу лауреат конкурса «Директор года – 2024», а в прошлом – заместитель с более чем десятилетним стажем Ирина Николаева назвала мероприятия для плана функционирования ВСОКО. А также рассказала, как лучше распределить эти мероприятия по полугодию.

Новые задачи во втором полугодии есть во всех направлениях ВСОКО. Чтобы вам было проще сориентироваться в них, для каждой задачи подобрали оптимальные сроки. Также указали направление в плане функционирования ВСОКО, в которое нужно включить мероприятия, чтобы реализовать каждую из задач.

Организовать ВПР по-новому

Во втором полугодии добавьте в план функционирования ВСОКО мероприятия, чтобы контролировать подготовку к ВПР по новым требованиям. В 2025 году в процедуре есть три изменения. Первое – поменяли список участников. Теперь в 11-х классах ВПР проводить не будут, но проведут в 10-х классах в штатном режиме. Второе – сократили сроки, все работы пройдут с 11 апреля по 16 мая. Третье – добавили новые предметы: литературное чтение в 4-х классах, литература в 5–8-х и 10-х классах, информатика в 7-х и 8-х классах. Иностранные языки также входят в список предметов для всех параллелей, но в работах не будет блока «Говорение», так как его реализация вызывала сложности.

Распределите в плане мероприятия по двум направлениям: контроль качества образования и контроль образовательного процесса. Итоги контроля дадут вам данные, чтобы корректировать образовательный процесс и качество образовательных результатов.

Контроль образовательного процесса. В начале полугодия запланируйте посещение уроков, чтобы проверить, как педагоги выполняют требования ФГОС и ФОП к преподаванию предметов, по которым пройдут ВПР. Особое внимание уделите предметам, по которым ВПР проведут впервые. Включите в план ВШК посещение уроков литературного чтения в 4-х классах, литературы в 5–8-х и 10-х классах, информатики в 7-х и 8-х классах. Также посетите уроки иностранного языка. В прошлом году ВПР по иностранным языкам не проводили.

На уроках обратите внимание, какие методы применяет педагог, как включает школьников в работу. Также посмотрите, как учитель оценивает результаты учеников. Напомните педагогам, чтобы они включали в урочную деятельность задания из демонстрационных вариантов нынешнего года. Проведите собеседования с учителями, чтобы выявить затруднения, а также наиболее эффективные формы работы.

Возьмите на контроль работу с учениками группы риска, неуспевающими и низкомотивированными школьниками. Убедитесь, что педагоги применяют дифференцированный подход, используют методы мотивации учеников, проводят мероприятия по профилактике нарушений и пропусков занятий. Мероприятия для плана ВСОКО по этому направлению смотрите ниже.

Мероприятия для плана ВСОКО по контролю образовательного процесса перед ВПР 

Инструкция
Здесь и далее нажмите Копировать внизу примера, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Контроль образовательных результатов. Оцените качество преподавания предметов, по которым ученики пишут ВПР. Возьмите на особый контроль результаты учителей, которые показали низкие или необъективные результаты на ВПР в прошлом году.

Отдельно выделите контрольные мероприятия, чтобы спрогнозировать результаты по предметам, по которым ВПР пройдут впервые. Запланируйте диагностики по литературному чтению в 4-х классах, литературе в 5–8-х и 10-х классах, информатике в 7-х и 8-х классах. По итогам диагностик выявите учеников группы риска. Поручите руководителям методобъединений продумать для таких школьников индивидуальные образовательные маршруты, чтобы снизить риск неудовлетворительных результатов на ВПР. Посмотрите ниже, какие мероприятия включить в план функционирования ВСОКО.

Мероприятия для плана ВСОКО по контролю образовательных результатов перед ВПР 

Обновлять школьный сайт

Убедитесь, что включили в план ВСОКО мероприятия по контролю школьного сайта. Проверять его нужно не только по требованиям Рособрнадзора. Обязанность и сроки выкладывать на сайт документы есть также в порядках ГИА, приема и проведения самообследования.

Информация о ГИА. Проверяйте обновление раздела сайта школы о ГИА. Порядки ГИА обязывают школы информировать учеников и родителей об условиях экзаменов (п. 28 Порядка ГИА-9, п. 46 Порядка ГИА-11). Контрольные сроки смотрите в таблице.

Какие сведения о ГИА публиковать на сайте школы

 Какие сведенияКогда разместить
 Даты итогового собеседования, порядок его проведения и проверки. Сроки, места и порядок информирования о результатахЗа месяц до основной даты итогового собеседования
 Сроки ГИА, сроки и места подачи заявлений на ГИА, места регистрации на ЕГЭ, сроки проведения ГИАЗа месяц до завершения срока подачи заявления
 Сроки, места, порядок подачи и рассмотрения апелляций. Сроки, места и порядок информирования о результатах ГИАЗа месяц до начала ГИА

Сведения о приеме. Запланируйте контроль перед началом приемной кампании. Порядки приема требуют, чтобы школа вывешивала на сайте набор документов (пп. 16, 25 Порядка приема в школу). Что и когда замещать, смотрите в таблице.

Какие документы по приему публиковать на сайте

 Что разместитьКогда разместить
 Распорядительный акт органа местного самоуправления о закреплении школы за конкретной территориейВ течение 10 календарных дней с момента издания акта
 Информация о количестве мест в первых классах для детей с закрепленной территории
 Образец заявления о приемеВ течение всего года

Отчет о самообследовании. Проконтролируйте, что разместили на сайте о самообследовании за 2024 год. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня создания, но не позднее 20 апреля (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 8 Порядка проведения самообследования образовательной организацией).

Дополнительно убедитесь, что все текстовые и табличные материалы на сайте можно скачать и сохранить. Смотрите, как включить мероприятия в план.

Мероприятия для плана ВСОКО по контролю качества ведения сайта школы 

Контролировать работу с целевыми группами

Включите в план ВСОКО мероприятия по контролю работы с целевыми группами, если в вашей школе есть такие ученики. Минпросвещения в Концепции развития системы психолого-педагогической помощи до 2030 года определило целевые группы, с которыми школа должна спланировать и организовать адресную работу (Концепция Минпросвещения от 18.06.2024 № СК-13/07вн). Это школьники с особыми образовательными потребностями – с ОВЗ и инвалидностью, дети-сироты, одаренные дети и дети с трудностями в обучении, дети-иностранцы и дети участников СВО.

Оцените условия, которые созданы в школе для каждой целевой группы. Например, проверьте организацию психолого-педагогического сопровождения учеников из семей участников СВО. Проконтролируйте работу по языковой и социокультурной адаптации детей-иностранцев. Смотрите мероприятия для плана ВСОКО ниже.

Мероприятия для плана ВСОКО по контролю работы с целевыми группами 

Контролировать преподавание новых предметов

Во втором полугодии продолжайте контролировать, как педагоги реализуют ФРП по труду (технологии) и ОБЗР. Посетите уроки, чтобы проверить, что учителя следуют тематическому планированию, проводят практические работы. Проведите собеседования с педагогами, чтобы выявить затруднения, а также наиболее эффективные формы работы.

Труд (технология). Убедитесь, что педагоги выдают весь объем теоретического материала по программе. На уроках труда каждый школьник должен освоить теоретические сведения каждого модуля, чтобы достичь предметных результатов. Это необходимо, чтобы выполнить требование ФГОС к единству образовательного пространства. А вот выполнение практических работ зависит от возможностей школы. Минпросвещения в методическом письме от 21.06.2024 № 01-09/419 допустило отмену практических работ, если у школы нет условий для их выполнения. Часы практических работ можно перенести на изучение других тем инвариантных или вариативных модулей.

Проконтролируйте, что на уровне ООО педагоги организовали проектную деятельность. Учебные проекты включили в федеральную рабочую программу, поэтому теперь проект должен быть итоговым результатом освоения каждого модуля программы. Еще проверьте, что педагоги изучают тему «Мир профессий» в каждом модуле.

ОБЗР. Проверьте, что на уроках педагоги используют учебники и учебные пособия из федерального перечня учебников. Оцените организацию кабинета и наличие пособий для практических занятий. Обязательных детальных требований к оснащению предметного кабинета по ОБЗР не установили. Можете ориентироваться на перечень, утвержденный приказом Минпросвещения от 06.09.2022 № 804.

Мероприятия для плана ВСОКО по контролю качества преподавания новых предметов 

План функционирования ВСОКО на II полугодие 2024/25 учебного года

Инструкция
Кликните на вкладку с названием месяца, чтобы посмотреть содержание плана.


Скачать

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

1
Январь 2025года
Профессиональные компетенции
Работа с молодыми педагогами

Как критиковать молодых педагогов, чтобы не потерять их

Ирина Грасюк, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга, разработчик наставничес­ких программ, почетный работник общего образования РФ
В статье – способы, как создать в школе комфортный климат для молодых педагогов. Ведь, по данным исследований РАО, до 52 процентов молодых учителей из разных регионов уходят из школы в первые пять лет работы, в том числе из-за непродуктивной критики и конфликтов. К способам есть памятка, чтобы построить продуктивное общение с молодыми педагогами, и примеры конструктивных ответов на критику.

Предлагаем способы, чтобы у замдиректора, методиста, наставника не возникало конфликтных ситуаций с молодым педагогом во время обсуждения мероприятий. А также дадим инструмент для молодых педагогов к родительским собраниям.

Критикуйте молодого педагога конструктивно

Чтобы не возникало напряженной атмосферы при обсуждении урока, занятий внеурочки, внеклассного мероприятия молодого педагога, критикуйте конструктивно. Мы в школе разработали памятку, как правильно построить общение с молодым учителем в этой ситуации. Она подойдет и для наставников, и для методистов.

Организуйте тренинги конструктивной критики

Для нас в школе важно, чтобы молодой учитель был открыт для критики и обладал высоким уровнем коммуникативной культуры. Поэтому организуем тренинги конструктивной критики. Такие мероприятия будут полезны и для опытных педагогов. На тренингах затрагиваем вопросы: как реагировать на критику и научиться с ней справляться, правила конструктивной критики, как использовать различные виды критики и не ущемить достоинства того, кого критикуешь. Проводим упражнения по тренировке быстрого и уверенного реагирования на нестандартные ситуации, обучаем, как ответить на критику.

ПРИМЕР. Как ответить на критику

«Спасибо за помощь».
«Спасибо за то, что указали мне на мои недочеты».
«Я с вами согласен, на этом этапе урока более эффективным был бы методический прием, который вы рекомендовали».
«Я обязательно проанализирую ваши рекомендации».
«Мне будут очень полезны ваши замечания».
«Спасибо, что вы указали мне на недочеты данного мероприятия».
«Я принимаю вашу объективную оценку».
«Спасибо за советы по оптимизации данного этапа урока».
«Как можно улучшить мой урок?»

Разработайте информационный лист

В рамках программы наставничества помогаем молодым педагогам готовиться к родительским собраниям. Создали информационный лист для мероприятия. Так учителя смогут известить родителей о контактах сотрудников школы, организационных вопросах, медицинском обслуживании, питании, учебно-воспитательной и внеклассной работе, списке учебных принадлежностей. Снять все вопросы и предупредить конфликтные ситуации. Образец информационного листа для родителей смотрите в тексте статьи.

Образец информационного листа для родителей первоклассников

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

 

6 правил

работы в коллективе

Расскажите молодым учителям о правилах работы в коллективе для продуктивной коммуникации:

  1. Проявляйте уважение к коллегам.
  2. Исключите критику вслух по отношению к происходящему.
  3. Стремитесь учиться, а не поучать других.
  4. Реагируйте спокойно, если отказываются помочь.
  5. Проявляйте инициативу, если хотите коммуницировать.
  6. Будьте пунктуальны и последовательны в действиях.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК