ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
11
Ноябрь 2024года
Образовательная деятельность
Электронное обучение

Новые Правила электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Кого они на самом деле касаются и как применять

Елена Литвинова, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Белгорода, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации
Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование. Лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования
В статье рассказали, почему новые Правила электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий должны применять все школы. Вместе с юристом и практиком разобрались, как именно их применять. Все новые понятия из Правил собрали в памятке и прописали, какие документы должны быть в каждой школе.

С сентября 2024 года действуют новые Правила электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (постановление Правительства от 11.10.2023 № 1678). Рекомендуем обратить на этот документ внимание. Далее в статье расскажем, почему новые Правила на самом деле касаются практически любой школы. Также читайте, как их нужно применять, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих и родителей.

Почему новые Правила касаются любой школы

Любое применение электронных образовательных ресурсов подпадает под определение электронного образования, которое закрепили в новых Правилах и Законе об образовании (п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Получается, что все школы, которые используют ФГИС «Моя школа», в той или иной части применяют электронное обучение и должны организовать работу по новым Правилам.

Новые ФГОС и ФОП активно ориентируют педагогов на использование электронного контента. Каждый раз, когда педагоги дают школьникам задания, которые нужно выполнить с помощью ресурса из списка ЭОР, они применяют или электронное обучение, или дистанционные образовательные технологии (ДОТ). То есть новые Правила распространяются как минимум на большинство ООП НОО, ООО и СОО.

ВАЖНО

ФГИС «Моя школа» и ЭОР – это применение электронного обучения и ДОТ. Если используете их, значит, применяете электронное обучение и дистанционные технологии

Что изменилось в Правилах

Новые Правила существенно отличаются от предыдущих. Правительство добавило в документ детальные нормы, которые соответствуют современным технологиям. Определили порядок введения электронного обучения и применения ДОТ, проведения промежуточной и итоговой аттестаций, сроки публикации документов на сайте, особенности отказа от дистанционки.

В Правилах ввели новые термины и определения, которых нет в Законе об образовании. Все новшества собрали в памятке. Рекомендуем раздать памятку педагогам и родителям, чтобы все одинаково понимали значение новых терминов.

Теперь школа может реализовывать образовательную программу дистанционно полностью или частично (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Но такой способ реализации программ должен соответствовать требованиям ФГОС.

Чем отличается электронное обучение от применения ДОТ

При электронном обучении школьник самостоятельно выполняет задания учителя и использует при этом базы данных, цифровые образовательные сервисы, информационные технологии, технические средства и информационно-телекоммуникационные сети. При этом ученик может не взаимодействовать с педагогом в режиме реального времени.

При обучении с применением ДОТ информационные и телекоммуникационные технологии применяют при опосредованном, то есть на расстоянии, или частично опосредованном взаимодействии ученика и педагога (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Подробнее особенности электронного обучения и обучения с применением ДОТ смотрите в таблице.

Особенности электронного обучения и обучения с применением ДОТ

 Вид обученияНеобходимые ресурсыВзаимодействие с педагогомПример
 Электронное обучениеБазы данных, цифровые образовательные сервисы, информационные технологии, технические средства и информационно-телекоммуникационные сетиНе требуетсяУченик: просматривает видеолекцию в записи; выполняет домашнее задание на цифровой платформе, например, ФГИС «Моя школа»
 Обучение с применением ДОТИнформационные и телекоммуникационные технологииУченик и учитель взаимодействуют на расстоянии в режиме реального времениУчитель ведет онлайн-урок в режиме реального времени через «Сферум»

Как утвердить, какие программы реализуете с применением электронного обучения и ДОТ

Решение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ принимают совместно со всеми участниками образовательных отношений (п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). То есть участвовать в выборе должны и педагоги, и родители, и школьники.

Оформить решение о реализации программ с применением электронного обучения или ДОТ нужно в виде локального акта. В буквальном смысле это означает, что локальный акт должны утвердить все участники образовательных отношений. Но это противоречит законодательству, так как педагоги, дети и родители не имеют права утверждать локальные акты.

Чтобы утвердить решение и не нарушить требования, есть один безопасный вариант. Поручите коллективам с представителями от педагогов, родителей и детей рассмотреть проекты актов, в которых вы регулируете применение электронного обучения и ДОТ, а затем согласуйте эти документы. Например, такими коллективами могут быть управляющий совет или отдельно совет родителей, совет обучающихся и педсовет. Решения этих органов надо зафиксировать в протоколах. Желательно там указать обе формулировки – что органы согласовали и приняли локальные акты. Тогда вы подтвердите проверяющим, что выполнили требования новых Правил. Смотрите, как оформить решение в протоколе педсовета.

Фрагмент протокола заседания педсовета

Инструкция
Здесь и далее нажмите Копировать внизу образца, откройте файл Word и вставьте текст (Ctrl V)

1
мая –

крайний срок, чтобы уведомить о формате обучения в следующем учебном году

Обязательно согласуйте и утвердите локальные акты, которые подтвердят, что ученики и родители согласны на реализацию программ в электронном или дистанционном формате. Если школа не закрепит решение и правила электронного обучения и применения ДОТ, родитель или совершеннолетний ученик может написать заявление с отказом. Тогда вам придется учить ребенка без электронных образовательных ресурсов и с очным взаимодействием педагога с учеником (п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Согласованные и утвержденные локальные акты надо разместить на сайте школы до 1 мая включительно. Это крайний срок, когда надо уведомить участников образовательных отношений о формате обучения в новом учебном году (п. 11 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Школа не обязана размещать на сайте локальные акты, которые регулируют реализацию программ с применением электронного обучения и ДОТ в 2024/25 учебном году, потому что новые Правила действуют с 1 сентября. Но безопаснее будет все-таки опубликовать документы, как только их утвердите, чтобы у проверяющих не возникло вопросов. Локальные акты можно разместить в подразделах «Документы» или «Образование» раздела «Сведения об образовательной организации». Другой вариант – создать отдельный раздел «Электронное обучение и применение ДОТ».

Документы, которые нужно составить по новым Правилам

Закрепите особенности организации электронного обучения и обучения с применением ДОТ в положение. Чтобы ввести дистант, понадобится приказ. А если вводите его по инициативе родителя, возьмите заявление. Также нужно подготовить расписание и внести изменения в образовательные программы.

Положение. Урегулируйте общие вопросы в локальном акте, например положении об организации образовательного процесса с применением электронного обучения и ДОТ. Подробнее о том, что написать в положении, и готовый образец смотрите в статье.

Приказ. Приказ понадобится, если вводите дистанционку для одного или нескольких учеников, когда дети не могут посещать школу. Приказ издает директор. В нем определяют ответственного за удаленное взаимодействие.

Смотрите образец приказа. В него включили пункты об ответственных и размещении приказа вместе с положением на сайте и информационных стендах.

Готовый приказ

Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Поправьте текст документа
– смотрите подсказку
Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом
Печать – распечатайте приказ

Заявление. Если вводите электронное обучение или обучение с применением ДОТ по инициативе родителя, возьмите от него заявление, например, об организации обучения на время болезни ребенка. Предусмотрите это правило в положении. Смотрите образец заявления.

Образец заявления родителей о выборе обучения с применением дистанционных технологий




















Образец заявления родителей

Скачать

Локальный акт
Локальный акт
Пропишите в шаблоне заявления актуальное название локального акта, который регулирует применение ДОТ в школе. Это может быть положение или порядок

ВАЖНО

Информацию о расписании занятий, электронных платформах и способах связи обязательно дублируйте в разных источниках – на школьном сайте, в электронном дневнике, VK-мессенджере, делайте рассылку по электронной почте

Расписание. Для дистанционных занятий подготовьте отдельное расписание. Санитарные требования для расписания уроков с применением ДОТ те же, что и для обычного расписания. Чтобы школьникам и родителям было проще сориентироваться, рекомендуем сразу включить в расписание тему или раздел, который понадобится в ФГИС «Моя школа».

Постарайтесь придерживаться рекомендации Роспотребнадзора о том, чтобы переводить 1–5-е классы на дистанционное обучение в последнюю очередь (п. 2.20 МР 2.4.0330-23). Это позволит детям лучше адаптироваться к учебному процессу.

Министерство определило оптимальное количество занятий в день, на которых ученики могут использовать компьютеры. Для школьников разных возрастов количество таких уроков отличается. Ученики 1–4-х классов могут использовать компьютер максимум на 1 уроке, 5–8-х классов – на 2 уроках, а в 9–11-х классах – на 3 уроках в день (информация Роспотребнадзора от 25.09.2020). Учитывайте эти рекомендации, когда будете составлять расписание уроков.

Чтобы утвердить расписание, подготовьте приказ. Поручите техническому специалисту разместить новое расписание на школьном сайте, чтобы с ним могли ознакомиться педагоги, родители и ученики. Классным руководителям поручите рассказать ученикам и родителям об изменениях в расписании и провести инструктаж по организации онлайн-обучения и регламенту работы. Смотрите образец приказа.

Готовый приказ

Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Поправьте текст документа
– смотрите подсказку
Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом
Печать – распечатайте приказ

Образовательные программы. Проверьте, чтобы в ООП было указано, что для ее реализации используете электронные образовательные ресурсы. Новые ФГОС обязывают указывать это в тематическом планировании для каждой темы (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Если вводите обучение с применением ДОТ, также отразите это в ООП. Например, укажите в пояснительной записке, что части программы могут быть реализованы с помощью дистанционных технологий.

Еще скорректируйте систему оценки достижения планируемых результатов целевого раздела ООП, если она отличается. Пропишите новые формы контроля, которые используете при онлайн-обучении.

ВАЖНО

Нельзя использовать мобильники для обучения. Это требование санитарных правил (п. 3.5.3 СП 2.4.3648-20). Расскажите об этом требовании родителям учеников

Ресурсы для электронного обучения и ДОТ

Для электронного обучения или применения ДОТ у школы и ученика должны быть три типа ресурсов: оборудование, доступ к образовательной платформе и интернет.

Оборудование. Набор устройств для работы с цифровым контентом одинаковый для ученика и учителя. Примерный перечень для комфортного обучения такой:

  • стационарный компьютер с монитором, ноутбук или планшет, к которому можно присоединить клавиатуру;
  • клавиатура и мышь;
  • микрофон;
  • стереонаушники;
  • веб-камера;
  • принтер и сканер;
  • фото- и видеокамера цифровая.

А чтобы обучать детей начальных классов с помощью ноутбуков, понадобится дополнительная клавиатура (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Предупредите об этом родителей.

В классах может понадобиться дополнительное оборудование – интерактивные доски, проекторы и др. При выборе оборудования ориентируйтесь на МР 2.4.0330-23. Например, Роспотребнадзор рекомендует использовать интерактивные доски и панели с токопроводящими поверхностями, которые передают информацию в компьютер при нажатии на поверхность доски и не требуют применения маркеров. Лучше, если доска будет обратной проекции, когда проектор размещается позади доски. Это исключает слепящий эффект от лампы проектора и тень пользователя на проецируемом изображении.

Цифровая образовательная платформа. Школы должны использовать ФГИС «Моя школа» в качестве единой платформы для детей, учителей и родителей (ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Федеральная система предоставляет доступ к образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории страны. Другие платформы использовать нельзя.

Дополнительно уделите внимание мессенджерам, через которые организуете взаимодействие между детьми, учителями и родителями. Напомните педагогам, чтобы не использовали запрещенные мессенджеры для рассылки информации, которая содержит персональные данные учеников. Например, нельзя публиковать сведения об успеваемости учеников в родительский чат в WhatsApp.

Перечень запрещенных сервисов утверждает Роскомнадзор (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2022 № 584-ФЗ, информация Роскомнадзора от 01.03.2023). Сейчас в списке запрещенных мессенджеров Telegram, Viber, WhatsApp, Skype for Business, Discord, Microsoft Teams, Snapchat, Threema, WeChat.

Контроль доступов. Регулярно проверяйте, что у всех учеников, родителей и педагогов есть доступ к ФГИС «Моя школа». Такой доступ должен быть у школьников независимо от места их нахождения.

Проверьте, что предоставили ученикам, родителям и педагогам доступ к документам и ресурсам по образовательной деятельности. Это учебные планы, рабочие программы, издания электронных библиотек и ЭОР, которые содержат электронные учебно-методические материалы из рабочих программ, в том числе и онлайн-курсы.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК