ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Май 2024года
Работа с документами
Планирование и организация

Образец справки по результатам ВПР

Воспользуйтесь образцом, чтобы составить аналитическую справку по результатам ВПР. Смотрите в справке формулировки, которые вы сможете перенести в свой документ.

Образец справки

Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать аналитическую справку

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2024года
Профессиональные компетенции
Консультация юриста

Медали, прием в первый класс, конфликт интересов на ГИА – ответы юриста на частые вопросы ваших коллег

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование
Предлагаем ответы на вопросы, с которыми в последние два месяца обращаются в редакцию заместители директора. Как выдать медаль I степени? Принимать ли ребенка в первый класс, если один родитель подал заявление, а второй против? Можно ли задействовать педагога организатором на ОГЭ или ЕГЭ, если его ребенок сдает экзамены? На эти и другие вопросы мы попросили ответить юриста Анну Ивлеву. Это традиционная наша подборка, мы знаем, что большинству читателей она нравится. Через три месяца будут новые вопросы и ответы юриста.

1. Нужно ли проводить аттестацию на соответствие занимаемой должности педагога, которого приняли в октябре 2023 года? Если да, то в какие сроки провести?

Нет, до октября 2025 года проводить аттестацию на соответствие занимаемой должности работника не нужно. Аттестация проводится один раз в пять лет (п. 5 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). При этом проходить ее должны работники, которые занимают педагогическую должность минимум два года в данной школе. Такое требование установлено в подпункте «б» пункта 22 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196. В данном случае работник занимает должность менее двух лет. При этом заметьте, что сразу по истечении двухлетнего срока проводить аттестацию необязательно. Главное, уложиться в пятилетний срок со дня приема сотрудника на работу.

2. Как правильно отчислить учеников из школы, если родители не переводят детей в другую школу, а хотят уехать за границу, в Турцию?

Отчислите ребенка из школы на основании заявления родителей. Ученик и его родители вправе прекратить образовательные отношения досрочно. Основания, по которым обучающийся, его родители могут принять такое решение, закон не устанавливает (п. 1 ч. 2 ст. 61 Закона об образовании). Например, родители могут выбрать обучение в форме самообразования. Напомните родителям, что они должны уведомить орган местного самоуправления о принятом решении обучать ребенка самостоятельно.

Досрочное прекращение образовательных отношений не влечет за собой дополнительных обязательств школьника перед образовательной организацией (ч. 3 ст. 61 Закона об образовании). Выдайте родителям ученика справку об обучении (ч. 12 ст. 60, ч. 5 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если отчисление не связано с переводом, личное дело выдавать не нужно, оно хранится в школе.

3. Можно ли задействовать учителя организатором на ЕГЭ или ОГЭ, если его ребенок сдает экзамены? Как избежать конфликта интересов?

Нет, нельзя. Если учитель близкий родственник сдающего ГИА, педагога запрещено ставить организатором в ППЭ (п. 56 Порядка ГИА-9, п. 66 Порядка ГИА-11). Это требование Порядка ГИА-9 и Порядка ГИА-11, нарушать требования, установленные на федеральном уровне, нельзя. Единственный способ избежать конфликта интересов – найти другого педагога в качестве организатора, который не будет в родстве с экзаменуемым.

4. Если у ребенка в 10-м классе есть несколько отметок «хорошо», но в 11-м все отметки «отлично» и по результату все отметки получились «отлично», то выдаем ли медаль I степени?

Да, если ученик наберет необходимые баллы на ГИА (п. 21 Порядка выдачи аттестатов, п. 1 Порядка выдачи медалей). Итоговые отметки – это оценки, которые выставляют в аттестат. Итоговые отметки за 11-й класс выставляют как среднее арифметическое полугодовых (четвертных, триместровых) и годовых отметок за каждый год обучения (п. 5.3 Порядка выдачи аттестатов). При выведении итоговой отметки в аттестат учитывайте оценки за 10-й и 11-й класс. Если в аттестате у школьника все отметки будут «отлично», он вправе претендовать на медаль I степени.

5. Подскажите, пожалуйста, если выпускник 11-го класса, претендующий на золотую медаль, не набирает необходимое количество баллов на ЕГЭ, но баллов достаточно для серебряной медали, он автоматически получит серебряную медаль или лишается такого права вообще?

Нет, он не лишается права. Он получит медаль «За особые успехи в учении» II степени, если: имеет по всем учебным предметам учебного плана итоговые оценки успеваемости «отлично» и не более двух оценок «хорошо»; успешно прошел ГИА (без учета результатов, полученных при прохождении повторно ГИА) и набрал не менее 60 баллов на ЕГЭ по учебному предмету «Русский язык» и не менее 60 баллов на ЕГЭ по одному из сдаваемых учебных предметов. Если все условия совпали, выпускнику можно выдать медаль II степени. Отсутствие отметок «хорошо» при наличии всех отметок «отлично» на промежуточной аттестации не лишает ученика права на медаль.

6. Какие документы представляет в школу родитель, когда ребенок поступает в первый класс, если заявление подано им через сайт «Госуслуги»?

Перечень документов такой же, как и для подающих заявление очно (п. 26 приказа Минпросвещения от 02.09.2020 № 458). Родители, которые подают заявление через ЕПГУ, должны прикладывать электронные образы документов. Например, фотографию, скан (п. 23 приказа Минпросвещения от 02.09.2020 № 458). Приносить затем в школу оригиналы указанных документов родители не обязаны. Исключение – копии или оригиналы документов, подтверждающих внеочередное, первоочередное и преимущественное право приема на обучение, или документы, подтвердить которые в электронном виде невозможно (п. 27 приказа Минпросвещения от 02.09.2020 № 458). Для формирования личного дела распечатывайте документы, которые родители прикладывают к заявлению.

7. По итогам четверти ученик не аттестован по предмету, так как большую часть учебного времени болел. Это подтверждают медицинские документы. Как оформить ликвидацию неаттестации?

Пропуски по болезни не являются академической задолженностью, так как они возникли по уважительной причине. Перенесите для ребенка сроки промежуточной аттестации. Перенос даты промежуточной аттестации оформите приказом, в котором укажите основание для переноса даты в отношении конкретного ученика.

Если ребенок не сможет пройти промежуточную аттестацию, у него возникнут академические задолженности. Установите сроки для ликвидации академической задолженности. Ликвидировать задолженность обучающийся имеет право дважды, но не позднее года с момента ее образования. Если ученик не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки, предложите родителям выбрать один из трех вариантов дальнейшего обучения ребенка: повторное обучение, по адаптированной образовательной программе на основании рекомендаций ПМПК или обучение по индивидуальному учебному плану (ч. 9 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

8. Можем ли мы принять ребенка в 1-й класс, если один из родителей против? Мама хочет отдать ребенка в нашу школу, а папа категорически против, он хочет, чтобы ребенок пошел в другую школу. Родители в разводе, но папа не лишен родительских прав, они имеют равные права на воспитание ребенка.

Да, можете. Отказать в приеме заявления в данном случае будет нарушением прав родителя (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании). Отказать в приеме можно, только если в школе нет свободных мест или ученик не прошел индивидуальный отбор (ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 15 Порядка приема в школу).

Созовите комиссию по урегулированию споров. Проведите встречу с обоими родителями, на которой предложите им решить этот вопрос коллективно. Примите совместное решение и составьте протокол.

Если родители не могут мирно урегулировать конфликт и договориться, они вправе обратиться в органы опеки или суд (ч. 2 ст. 65 СК). Чтобы в дальнейшем таких проблем не возникало, отразите в локальном акте порядок решения подобных конфликтных ситуаций, ознакомьте с ним родителей.

9. Как правильно организовать беседу с ребенком по профилактике правонарушений без родителя, какие документы регулируют деятельность классного руководителя и педагога-психолога? Чего нельзя делать без присутствия родителей?

Образовательная организация вправе проводить беседы с ребенком без присутствия родителей. Порядок работы закрепите в локальном акте. Например, положении о совете по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или любом другом. Федеральное законодательство требований к форме документа не устанавливает.

При опросе несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по делу об административном правонарушении обязательно присутствие педагога или психолога (ч. 4 ст. 25.6 КоАП). Если вашего ученика опрашивают правоохранительные органы, выделите педагога или психолога, чтобы он присутствовал на опросе. Также нельзя проводить без согласия родителей любые виды обследований (психологических, психолого-педагогических) (п. 7 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

  1. Нужно ли проводить аттестацию на соответствие занимаемой должности педагога, которого приняли в октябре 2023 года? Если да, то в какие сроки провести?
  2. Как правильно отчислить учеников из школы, если родители не переводят детей в другую школу, а хотят уехать за границу, в Турцию?
  3. Можно ли задействовать учителя организатором на ЕГЭ или ОГЭ, если его ребенок сдает экзамены? Как избежать конфликта интересов?
  4. Если у ребенка в 10-м классе есть несколько отметок «хорошо», но в 11-м все отметки «отлично» и по результату все отметки получились «отлично», то выдаем ли медаль I степени?
  5. Подскажите, пожалуйста, если выпускник 11-го класса, претендующий на золотую медаль, не набирает необходимое количество баллов на ЕГЭ, но баллов достаточно для серебряной медали, он автоматически получит серебряную медаль или лишается такого права вообще?
  6. Какие документы представляет в школу родитель, когда ребенок поступает в первый класс, если заявление подано им через сайт «Госуслуги»?
  7. По итогам четверти ученик не аттестован по предмету, так как большую часть учебного времени болел. Это подтверждают медицинские документы. Как оформить ликвидацию неаттестации?
  8. Можем ли мы принять ребенка в 1-й класс, если один из родителей против? Мама хочет отдать ребенка в нашу школу, а папа категорически против, он хочет, чтобы ребенок пошел в другую школу. Родители в разводе, но папа не лишен родительских прав, они имеют равные права на воспитание ребенка.
  9. Как правильно организовать беседу с ребенком по профилактике правонарушений без родителя, какие документы регулируют деятельность классного руководителя и педагога-психолога? Чего нельзя делать без присутствия родителей?

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

5
Май 2024года
Профессиональные компетенции
Формы и методы работы с педагогами

Как провести методическую сессию, чтобы организовать взаимопосещение уроков по-новому. Опыт школы из ХМАО

Елена Зоричева, заместитель директора по воспитательной работе МКОУ Леушинская СОШ, село Леуши, Ханты-­Мансийский автономный округ – Югра
В статье – инструкция для замдиректора, чтобы провести методическую сессию по технологии «Lesson Study». Ее предложила замдиректора, в школе которой уже использовали эту технологию. Она хочет поделиться с вами опытом работы по ней, так как благодаря «Lesson Study» школа вышла из числа школ с низкими образовательными результатами. Еще предлагаем примеры программы и схемы планирования уроков, анкету для школьников и рефлексивную карту для педагогов.

C 2021 по 2023 год МКОУ Леушинская СОШ вошла в число школ с низкими образовательными результатами и приняла участие в федеральном проекте «500+». Поэтому на методическом совете школы мы решали, как повысить качество методической работы.

Провели анализ основных дефицитов деятельности коллектива и выявили, что методобъединения слабо организовали взаимопосещения, анализ и самоанализ уроков. Также не было системного индивидуального подхода педагогов к ученикам различных учебных возможностей, особенно к слабоуспевающим и детям с ОВЗ.

По итогам анализа решили внедрить в деятельность педколлектива технологию «Lesson Study», чтобы организовать взаимопосещения уроков и провести методическую сессию. Суть технологии в том, что педагоги совместно планируют, проводят, анализируют урок, демонстрируют результаты и обсуждают выводы, определяют и отбирают методики, технологии преподавания, выявляют рабочие методы, средства, технологии обучения.

Мы адаптировали технологию под свои условия и провели в форме методической сессии, которая продолжалась 9 дней. Когда подводили итоги мероприятия, педагоги высказывались о высокой эффективности этого вида работы, так как коллективное планирование и обсуждение позволили привнести в каждый урок много педагогических открытий, а интервью с учениками – скорректировать методику индивидуального подхода к школьникам с разным уровнем учебных возможностей.

Мы продолжаем использовать технологию «Lesson Study» как форму взаимопосещений в методической работе школы. Читайте ниже инструкцию, как организовать взаимопосещения уроков по технологии.

СПРАВКА

Когда готовились к работе по технологии «Lesson Study», мы использовали методичку Питера Дадли «Lesson Study: теория и практика применения», Астана: Apt Print XXI, 2013

Шаг 1. Определяем цели и задачи методической сессии

Методическую сессию мы начали с установочного семинара-открытия. На нем представили цели и задачи мероприятия. Во-первых, обмениваться профессиональным опытом, демонстрировать примеры, как организовать образовательную деятельность. Во-вторых, наблюдать процесс учения детей разных учебных способностей на рабочем уроке и выявлять наиболее эффективные педагогические технологии, методы и приемы для работы с ними. В-третьих, научиться совместно планировать обучение и учитывать индивидуальные учебные возможности школьников.

Четвертая задача методической сессии – повышать эффективность урока с позиции системно-деятельностного подхода, который направлен на повышение результатов обучения. И пятая задача – обобщить опыт педагогов, которые применяют на практике современные педагогические технологии, чтобы реализовать индивидуальный подход к ученикам.

После того как определили цели и задачи методической сессии, директор школы и его заместители ознакомили учителей-предметников с педагогическим подходом «Lesson Study». Рассказали об истории и содержании этой технологии. На открытии сессии педагогам предоставили материалы: схему планирования, наблюдения и анализа урока, анкету для интервью учеников, рефлексивную карту. Ознакомили с программой мероприятия. Пример программы методической сессии «Lesson Study» смотрите ниже.

Пример программы

Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать программу

Шаг 2. Распределяемся на группы

Чтобы провести сессию, мы организовали 5 групп по 5–6 человек. Учитывали мнение руководителей методобъединений и самих педагогов. В каждую группу вошел учитель, который проводил урок, и 4–5 учителей, которые принимали участие в планировании урока. Трое из этих учителей наблюдали за определенными детьми и фиксировали их учебные результаты на уроке и во время беседы с учениками после него.

Шаг 3. Определяемся, на каком уроке будем проводить сессию, и готовимся к нему

Перед группами поставили задачу – определиться, на каком уроке будут проводить «Lesson Study», и заполнить таблицу планирования уроков. Смотрите пример в таблице 1. Заполненные таблицы необходимо предоставить заместителю директора не позднее чем через два дня после открытия методической сессии. Так у вас будет достаточно времени, чтобы подготовить программу и расписание мероприятия.

Таблица 1. Планирование уроков


Скачать

Шаг 4. Обсуждаем урок с участниками группы

На этом этапе необходимо было организовать подготовку групп педагогов к уроку. Педагог, который проводил урок, готовился к нему. Определял цели, задачи, планируемые результаты урока для класса в целом и для каждого из учеников в отдельности. Подбирал наиболее эффективные методы, средства, приемы, технологии обучения.

Далее участники группы провели обсуждение урока. В роли спикера выступил руководитель методобъединения. Педагог представил свой конспект, озвучил планируемые результаты, методы, как их достичь каждому школьнику. Затем выслушал предложения коллег. Группа распределила, кто за каким учеником будет наблюдать во время урока.

Шаг 5. Проводим урок и наблюдаем за учениками

Далее мы организовали основной этап сессии – провели и обсудили уроки по технологии. Педагоги начальной школы проводили сессию на 5-х уроках, средней и старшей – на 6-х уроках.

Важно, чтобы учитель помог ученикам позитивно настроиться на урок, тем более что на нем будут присутствовать его коллеги. Учитель дал возможность ученикам, за которыми вели наблюдение, отвечать наравне со всеми, не выделял их. Коллеги наблюдали за учениками, фиксировали результат и строили схему планирования на уроке. Смотрите пример схемы. Потом сделали свои выводы, эффективна ли технология, которую применял учитель, и записали рекомендации по корректировке, а также свои предложения.

ВАЖНО

Учителю, который проводит урок, нужно подготовить школьников к интервью, создать положительный психологический настрой. А после урока поблагодарить учеников

Шаг 6. Проводим интервью с учениками после урока

После урока учителя предлагали ученикам, которых выбрали для наблюдения, принять участие в интервью и знакомили с педагогами-наблюдателями. Интервью нужно проводить сразу после урока в комфортных для школьников условиях. Вы можете также провести письменный опрос учеников. Для этого предложите им заполнить анкету.

Шаг 7. Обсуждаем результаты и подводим итоги сессии

После интервью, в тот же день, обсудили результаты уроков. Предложили педагогам заполнить рефлексивную карту. На обсуждение отвели 30 мин. Если педагоги открыты критическим суждениям и предложениям, выступают за объективные результаты наблюдений и не оправдывают неудачи, обсуждение будет успешным. Также на успех обсуждения влияет то, как педагоги принимают совместные решения после урока, насколько четкие цели и вопросы ставят в плане, карте наблюдения.

Сначала мы проанализировали результаты наблюдений за учениками, а затем преподавание. Такая последовательность позволяет сконцентрироваться на том, как обучаются школьники и как преподает учитель. А обсуждение не сводится к отзывам о преподавании.

Когда все группы провели обсуждение уроков, мы подвели итоги и закрыли сессию. Выбрали для этого демократичную форму работы – «Свободный микрофон». Спикеры групп, в роли которых выступили руководители методобъединений, озвучивали результат обсуждения урока.

Чтобы зафиксировать результаты наблюдений, назначили двух педагогов ответственными экспертами. Эксперты заполняли таблицу по результатам работы всех групп. Смотрите в таблице 2, как она выглядела у нас.

Таблица 2. Результат работы групп


Скачать

После того как участники сессии увидели результат коллективной работы, предложили коллегам принять участие в стикер-опросе «Незаконченное предложение». Каждый смог озвучить свои впечатления и записать на стикере продолжение фразы: Хочу сказать спасибо... Я посетил... Возьму в свою практику... Для меня стало открытием... Я хочу попробовать... Было интересно... Хочу отметить... Хочу сказать спасибо...

К СВЕДЕНИЮ

Что такое технология «Lesson Study»

Технология «Lesson Study» – форма исследования в действии на уроках. Подход был основан в Японии в 70-х годах XIX столетия. Первым ученым, который внедрил подход «Lesson Study» в Великобритании в 2001 году, стал Питер Дадли. Его исследование «Как учителя обучаются в контексте Lesson Study» в 2012 году награждено Британской Ассоциацией исследований в области образования. «Lesson Study» предполагает, что группа учителей-участников совместно планирует, преподает, наблюдает, анализирует учение и преподавание, документирует выводы.

Методика подхода «Lesson Study» помогает учителям наблюдать процесс учения детей более отчетливо в различных действиях и деталях. Педагоги больше узнают о потребностях исследуемых школьников, а значит, больше познают индивидуальность каждого ученика. Так, в отличие от преподавания для некоей «середины» класса, «Lesson Study» позволяет учителю учитывать потребности каждого ученика и не «перегружать» свой опыт второстепенной информацией; понять, как планировать обучение, чтобы оно максимально удовлетворяло потребностям школьников разных учебных возможностей. Учителя смогут усовершенствовать педагогические подходы, а затем обобщить их и транслировать коллегам в открытых «Lesson Study» или в публикациях.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК