ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Май 2024года
Профессиональные компетенции
Формы и методы работы с педагогами

Как провести методическую сессию, чтобы организовать взаимопосещение уроков по-новому. Опыт школы из ХМАО

Елена Зоричева, заместитель директора по воспитательной работе МКОУ Леушинская СОШ, село Леуши, Ханты-­Мансийский автономный округ – Югра
В статье – инструкция для замдиректора, чтобы провести методическую сессию по технологии «Lesson Study». Ее предложила замдиректора, в школе которой уже использовали эту технологию. Она хочет поделиться с вами опытом работы по ней, так как благодаря «Lesson Study» школа вышла из числа школ с низкими образовательными результатами. Еще предлагаем примеры программы и схемы планирования уроков, анкету для школьников и рефлексивную карту для педагогов.

C 2021 по 2023 год МКОУ Леушинская СОШ вошла в число школ с низкими образовательными результатами и приняла участие в федеральном проекте «500+». Поэтому на методическом совете школы мы решали, как повысить качество методической работы.

Провели анализ основных дефицитов деятельности коллектива и выявили, что методобъединения слабо организовали взаимопосещения, анализ и самоанализ уроков. Также не было системного индивидуального подхода педагогов к ученикам различных учебных возможностей, особенно к слабоуспевающим и детям с ОВЗ.

По итогам анализа решили внедрить в деятельность педколлектива технологию «Lesson Study», чтобы организовать взаимопосещения уроков и провести методическую сессию. Суть технологии в том, что педагоги совместно планируют, проводят, анализируют урок, демонстрируют результаты и обсуждают выводы, определяют и отбирают методики, технологии преподавания, выявляют рабочие методы, средства, технологии обучения.

Мы адаптировали технологию под свои условия и провели в форме методической сессии, которая продолжалась 9 дней. Когда подводили итоги мероприятия, педагоги высказывались о высокой эффективности этого вида работы, так как коллективное планирование и обсуждение позволили привнести в каждый урок много педагогических открытий, а интервью с учениками – скорректировать методику индивидуального подхода к школьникам с разным уровнем учебных возможностей.

Мы продолжаем использовать технологию «Lesson Study» как форму взаимопосещений в методической работе школы. Читайте ниже инструкцию, как организовать взаимопосещения уроков по технологии.

СПРАВКА

Когда готовились к работе по технологии «Lesson Study», мы использовали методичку Питера Дадли «Lesson Study: теория и практика применения», Астана: Apt Print XXI, 2013

Шаг 1. Определяем цели и задачи методической сессии

Методическую сессию мы начали с установочного семинара-открытия. На нем представили цели и задачи мероприятия. Во-первых, обмениваться профессиональным опытом, демонстрировать примеры, как организовать образовательную деятельность. Во-вторых, наблюдать процесс учения детей разных учебных способностей на рабочем уроке и выявлять наиболее эффективные педагогические технологии, методы и приемы для работы с ними. В-третьих, научиться совместно планировать обучение и учитывать индивидуальные учебные возможности школьников.

Четвертая задача методической сессии – повышать эффективность урока с позиции системно-деятельностного подхода, который направлен на повышение результатов обучения. И пятая задача – обобщить опыт педагогов, которые применяют на практике современные педагогические технологии, чтобы реализовать индивидуальный подход к ученикам.

После того как определили цели и задачи методической сессии, директор школы и его заместители ознакомили учителей-предметников с педагогическим подходом «Lesson Study». Рассказали об истории и содержании этой технологии. На открытии сессии педагогам предоставили материалы: схему планирования, наблюдения и анализа урока, анкету для интервью учеников, рефлексивную карту. Ознакомили с программой мероприятия. Пример программы методической сессии «Lesson Study» смотрите ниже.

Пример программы

Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать программу

Шаг 2. Распределяемся на группы

Чтобы провести сессию, мы организовали 5 групп по 5–6 человек. Учитывали мнение руководителей методобъединений и самих педагогов. В каждую группу вошел учитель, который проводил урок, и 4–5 учителей, которые принимали участие в планировании урока. Трое из этих учителей наблюдали за определенными детьми и фиксировали их учебные результаты на уроке и во время беседы с учениками после него.

Шаг 3. Определяемся, на каком уроке будем проводить сессию, и готовимся к нему

Перед группами поставили задачу – определиться, на каком уроке будут проводить «Lesson Study», и заполнить таблицу планирования уроков. Смотрите пример в таблице 1. Заполненные таблицы необходимо предоставить заместителю директора не позднее чем через два дня после открытия методической сессии. Так у вас будет достаточно времени, чтобы подготовить программу и расписание мероприятия.

Таблица 1. Планирование уроков


Скачать

Шаг 4. Обсуждаем урок с участниками группы

На этом этапе необходимо было организовать подготовку групп педагогов к уроку. Педагог, который проводил урок, готовился к нему. Определял цели, задачи, планируемые результаты урока для класса в целом и для каждого из учеников в отдельности. Подбирал наиболее эффективные методы, средства, приемы, технологии обучения.

Далее участники группы провели обсуждение урока. В роли спикера выступил руководитель методобъединения. Педагог представил свой конспект, озвучил планируемые результаты, методы, как их достичь каждому школьнику. Затем выслушал предложения коллег. Группа распределила, кто за каким учеником будет наблюдать во время урока.

Шаг 5. Проводим урок и наблюдаем за учениками

Далее мы организовали основной этап сессии – провели и обсудили уроки по технологии. Педагоги начальной школы проводили сессию на 5-х уроках, средней и старшей – на 6-х уроках.

Важно, чтобы учитель помог ученикам позитивно настроиться на урок, тем более что на нем будут присутствовать его коллеги. Учитель дал возможность ученикам, за которыми вели наблюдение, отвечать наравне со всеми, не выделял их. Коллеги наблюдали за учениками, фиксировали результат и строили схему планирования на уроке. Смотрите пример схемы. Потом сделали свои выводы, эффективна ли технология, которую применял учитель, и записали рекомендации по корректировке, а также свои предложения.

ВАЖНО

Учителю, который проводит урок, нужно подготовить школьников к интервью, создать положительный психологический настрой. А после урока поблагодарить учеников

Шаг 6. Проводим интервью с учениками после урока

После урока учителя предлагали ученикам, которых выбрали для наблюдения, принять участие в интервью и знакомили с педагогами-наблюдателями. Интервью нужно проводить сразу после урока в комфортных для школьников условиях. Вы можете также провести письменный опрос учеников. Для этого предложите им заполнить анкету.

Шаг 7. Обсуждаем результаты и подводим итоги сессии

После интервью, в тот же день, обсудили результаты уроков. Предложили педагогам заполнить рефлексивную карту. На обсуждение отвели 30 мин. Если педагоги открыты критическим суждениям и предложениям, выступают за объективные результаты наблюдений и не оправдывают неудачи, обсуждение будет успешным. Также на успех обсуждения влияет то, как педагоги принимают совместные решения после урока, насколько четкие цели и вопросы ставят в плане, карте наблюдения.

Сначала мы проанализировали результаты наблюдений за учениками, а затем преподавание. Такая последовательность позволяет сконцентрироваться на том, как обучаются школьники и как преподает учитель. А обсуждение не сводится к отзывам о преподавании.

Когда все группы провели обсуждение уроков, мы подвели итоги и закрыли сессию. Выбрали для этого демократичную форму работы – «Свободный микрофон». Спикеры групп, в роли которых выступили руководители методобъединений, озвучивали результат обсуждения урока.

Чтобы зафиксировать результаты наблюдений, назначили двух педагогов ответственными экспертами. Эксперты заполняли таблицу по результатам работы всех групп. Смотрите в таблице 2, как она выглядела у нас.

Таблица 2. Результат работы групп


Скачать

После того как участники сессии увидели результат коллективной работы, предложили коллегам принять участие в стикер-опросе «Незаконченное предложение». Каждый смог озвучить свои впечатления и записать на стикере продолжение фразы: Хочу сказать спасибо... Я посетил... Возьму в свою практику... Для меня стало открытием... Я хочу попробовать... Было интересно... Хочу отметить... Хочу сказать спасибо...

К СВЕДЕНИЮ

Что такое технология «Lesson Study»

Технология «Lesson Study» – форма исследования в действии на уроках. Подход был основан в Японии в 70-х годах XIX столетия. Первым ученым, который внедрил подход «Lesson Study» в Великобритании в 2001 году, стал Питер Дадли. Его исследование «Как учителя обучаются в контексте Lesson Study» в 2012 году награждено Британской Ассоциацией исследований в области образования. «Lesson Study» предполагает, что группа учителей-участников совместно планирует, преподает, наблюдает, анализирует учение и преподавание, документирует выводы.

Методика подхода «Lesson Study» помогает учителям наблюдать процесс учения детей более отчетливо в различных действиях и деталях. Педагоги больше узнают о потребностях исследуемых школьников, а значит, больше познают индивидуальность каждого ученика. Так, в отличие от преподавания для некоей «середины» класса, «Lesson Study» позволяет учителю учитывать потребности каждого ученика и не «перегружать» свой опыт второстепенной информацией; понять, как планировать обучение, чтобы оно максимально удовлетворяло потребностям школьников разных учебных возможностей. Учителя смогут усовершенствовать педагогические подходы, а затем обобщить их и транслировать коллегам в открытых «Lesson Study» или в публикациях.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей