
Новый урок курса по функциональной грамотности «Математическая грамотность – вектор математического образования»
Предлагаем вам готовый сценарий третьего урока из курса по функциональной грамотности для педагогов начальной школы. Занятие позволит педагогам выстроить работу на уроках так, чтобы повысить математическую грамотность учеников.
Урок состоит из подготовительного и пяти основных этапов. На подготовительном этапе организуйте и проведите диагностическую работу, чтобы определить уровень математической грамотности педагогов. Воспользуйтесь готовым бланком.
На первом этапе урока ведущий объяснит педагогам, что включает в себя понятие «математическая грамотность». Также расскажет, какое исследование проводят в этой области. На втором этапе ведущий представляет поэлементный анализ математических компетенций педагогов школы на основе результатов диагностики.
На третьем этапе урока ведущий рассказывает, как сформировать математическую грамотность, а на четвертом – как оценить уровень математических компетентностей школьников. На обоих этапах педагоги выполняют практические задания. На пятом этапе участники подводят итоги и обмениваются мнениями.
Урок «Математическая грамотность – вектор математического образования»
Подготовительный этап
До урока заместитель директора проводит диагностическую работу для педагогов по определению уровня математической грамотности. Анализирует результаты и представляет поэлементный анализ на втором этапе урока.
Пример диагностической работы
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать аналитическую справку
Ведущий:
Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга фразой: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать...» Вы вправе закончить фразу так, как хотите. Сегодня у нас урок по теме «Математическая грамотность – вектор математического образования».

Допматериалы:
Таблицы
Этап 1. Математическая грамотность и исследование в этой области
Ведущий:
Математическая грамотность – один из видов функциональной грамотности. В структуру международных исследований функциональной грамотности входит TIMSS, которое определяет уровень математической и естественно-научной грамотности.
В 2019 году прошел очередной цикл исследования. По его результатам Российская Федерация заняла 6-е место в рейтинге участников. Школьники подтвердили высокий уровень математической грамотности, который показывали с 1995 года. В исследовании участвовали более 580 тысяч школьников из 64 стран мира. Результаты Российской Федерации рассчитаны на основе результатов 4022 четвероклассников из 201 школы.
В исследовании TIMSS выделяют три вида познавательной деятельности: знание, применение, рассуждение. И четыре уровня учебных достижений: низкий, средний, высокий и высший. Границей преодоления уровня является балл по шкале исследования. Результаты участников исследования из 4-х классов подтверждают баллы, которыми оценивали виды познавательной деятельности: знание, применение, рассуждение. У четвероклассников лучше реализованы блоки «применение» и «рассуждение». Предлагаю вам ознакомиться с уровнями учебных достижений. Изучите содержание таблиц.
Далее ведущий раздает педагогам таблицы с уровнями учебных достижений и описанием этих уровней, отвечает на вопросы.

Допматериалы
Бланк диагностической работы, пример карты дефицитов.
Этап 2. Анализ диагностических работ педагогов и карта дефицитов
Ведущий:
Вы выполняли диагностическую работу по математической грамотности. Предлагаю проанализировать результаты. А затем – составить карту дефицитов всего коллектива и каждого педагога в отдельности. Для этого используем спецификацию диагностической работы. Распределим задания по видам познавательной деятельности. Знание: задание 1 – объем, единицы измерения объема; задание 5 – периметр и площадь квадрата. Применение: задание 2 – половина, величины купли-продажи, нечетные числа; задание 3 – сравнение многозначных чисел; задание 4 – сравнение многозначных чисел, работа с таблицей; задание 6 – решение арифметических задач. Рассуждение: задание 2 – доказательство решения арифметической задачи на куплю-продажу; задание 7 – решение логических задач с числами. И запишем дефициты в области математической грамотности.
Ведущий совместно с педагогами анализирует выполнение всей диагностической работы и результаты каждого задания – справились/не справились. Проводит анализ западающих знаний и умений и составляет карту дефицитов.
Пример карты дефицитов

Допматериалы:
рисунки, задание
Этап 3. Формирование математических компетентностей
Ведущий:
Цель изучения математики на ступени НОО – сформировать предметные умения и навыки, чтобы успешно решать учебные и практические задачи. А также – способность использовать математические знания в повседневной жизни. Когда педагог учит школьников решать задачи, он также должен научить:
– переводить ситуацию, которая требует измерений, вычислений, сопоставлений, на язык математики;
– выбирать необходимые для решения величины и из их множества находить данные, которых не хватает для решения задачи;
– самостоятельно формулировать и решать математическую задачу;
– переводить полученный результат на язык бытовой или естественно-научной практики.
На уроке математики выделяют такие этапы учебной деятельности (по В.Г. Дорофееву):
1. Математизация: построение модели фрагмента действительности.
2. Изучение математической модели: построение математической теории, которая описывает свойства построенной модели.
3. Приложение результатов к реальному миру.
Решить задачу означает подобрать соответствующее средство и адекватно его использовать. К средствам решения задач относят всевозможные модели: схемы, чертежи, рисунки. Полностью заполненная таблица, выстроенная схема или чертеж и есть решение задачи.
Ученику необходимо предоставить большой арсенал средств решения. Результативность решения каждой конкретной задачи напрямую зависит от того, насколько ученик освоил эти средства и способности варьировать их в поиске решения.
Чтобы сформировать математическую грамотность, ученику нужно освоить определенные виды деятельности. Предлагаю рассмотреть их содержание подробнее на рисунке 1. Когда ученик решает задачу с использованием моделирования, ему необходимо пройти несколько этапов. А учитель в несколько этапов обучает решать такие задачи. Рассмотрим подробнее содержание этих этапов на рисунках 2 и 3.
Ведущий раздает участникам распечатанные рисунки с видами деятельности, которые формируют математическую грамотность. Педагоги рассматривают рисунки, ведущий отвечает на вопросы.
Ведущий:
Общий прием решения задач складывается из шести компонентов. Во-первых, это анализ текста задачи. Он может быть семантическим, логическим или математическим. Во-вторых, перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. В-третьих, установление отношений между данными и вопросом: избыточны данные или, наоборот, недостаточны. Следующие два компонента – составление плана решения, когда нужно выбрать способ и определить последовательность действий, и осуществление плана решения. И шестой компонент – контроль и оценка решения задачи, рационален ли способ решения.
Насколько у школьника сформировались компоненты приема решения задач, оценивают по критериям:
1. Анализ текста задачи. Ученик умеет выделять структуру задачи и устанавливать отношения между данными и искомым.
2. Перевод текста на язык математики. Умеет выражать смысл ситуации различными средствами.
3. Осуществление плана решения. Может выполнять операции со знаками и символами.
4. Проверка и оценка задач. Умеет составлять задачу, обратную данной, и делать вывод о правильности решения исходной задачи. Умеет выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения задач.
Математическую грамотность можно формировать на занятиях внеурочной деятельности. Пример того, как во внеурочную деятельность можно включить курс по математической грамотности – программа «Расчетно-конструкторское бюро» О.А. Захаровой. Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам – это еще одно направление формирования математической грамотности. Предлагаю рассмотреть практическую работу для школьников и составить перечень предметных знаний, которые необходимы, чтобы ее решить.
Ведущий организует работу педагогов над заданием. Далее – обсуждение ответов.

Допматериалы:
таблицы, задания
Этап 4. Оценка математической грамотности
Ведущий:
В рамках обновленного ФГОС НОО и ФОП НОО оценочные процедуры включают задания, которые направлены на оценивание знаний и понимания, применение, функциональность. Проводить тематические контрольные работы можно по такому плану:
1. По содержанию учебника школьники определяют основные темы раздела и тему контрольной работы.
2. Рассматривают задания контрольной работы и обсуждают, какие знания и умения необходимы, чтобы выполнить каждое задание. Можно обращаться к учебнику и тетради для самостоятельных работ, чтобы найти аналогичные задания, правила, выводы.
3. Школьники самостоятельно выполняют задания контрольной работы. При этом имеют право пользоваться всеми доступными источниками информации и помощи.
4. На этапе рефлексии ученики определяют, какие задания вызвали у них затруднения.
Домашнее задание можно предложить всем ученикам одинаковое, на выбор из ряда заданий, аналогичных тем, которые вызвали трудности в ходе контрольной работы.
Все оценочные процедуры должны включать как учебно-практические, так и учебно-познавательные задачи. Предлагаю рассмотреть таблицы 1, 2 и ознакомиться с инструментами оценивания математической грамотности и особенностями заданий.
Таблицы к этапу 4
Кликните на вкладку, чтобы посмотреть и скачать таблицу.
Ведущий раздает таблицы, педагоги знакомятся с их содержанием. Далее ведущий отвечает на вопросы педагогов.
Ведущий: Задания по математической грамотности носят контекстный характер. Их цель – продемонстрировать ученикам как можно больший спектр разнообразных ситуаций: личностных; общественных; учебных; профессиональных, в которых нужно применять математику и которые демонстрируют, как важно изучать ее для жизни. По сложности задания делят на три уровня: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень предполагает, что формулировка ситуации близка к изученным в рамках школьного курса математики. В задании представлена вся необходимая информация, а вопрос ясно сформулирован. Школьнику необходимо распознать нужную информацию из одного источника и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями. Необходимые действия очевидны или явно следуют из описания ситуации.
В заданиях среднего уровня задана четко определенная, детальная модель сложной конкретной ситуации. Эта модель может иметь ограничения и требовать введения допущений. Школьник должен выбрать и интегрировать информацию различной формы. А также – выполнить четко описанные процедуры, включая такие, когда нужно принимать решение на каждом последующем шаге. Ученик должен уметь формулировать и излагать свои объяснения и аргументы, опираясь на свою интерпретацию, доводы и действия.
Задания высокого уровня требуют, чтобы ученик мог исследовать и моделировать сложные проблемные ситуации. Содержат необходимость распознавать ограничения и вводить допущения. Требуют использовать и связывать информацию различной формы из разных источников. Ученик должен уметь проводить рассуждения, применять интуицию. А также – описывать и объяснять свои действия, размышления, выбор аргументов. Для каждого уровня заданий есть своя компетентностная область оценки. Подробнее о ней вы можете узнать из таблицы 3.
Ведущий демонстрирует педагогам таблицу с компетентностной областью оценки для каждого уровня заданий. Педагоги изучают содержание таблицы. Ведущий отвечает на вопросы.
Ведущий:
Предлагаю вам выполнить задание. Вам нужно будет определить для каждого задания проверочной работы компетентностную область оценки.
Образец проверочной работы
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать аналитическую справку
Педагоги выполняют задание, затем ведущий организует обсуждение.
Рефлексия
Ведущий:
Наше занятие подошло к концу. Встанем в круг и по цепочке ответим на вопросы: чем оно мне запомнилось? достаточно ли мне информации? какой информации не хватило?
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Практикум: потренируйтесь ставить цели себе и коллективу, чтобы избежать сопротивления и потери сил
У заместителя директора иногда снижается работоспособность и пропадает мотивация. Это опасное состояние для руководителя, которое может негативно отразиться и на коллективе. Приказы в этом случае плохо работают. Любой человек бессознательно уклоняется от дела, которое ему неприятно или неинтересно. Даже если педагог пересилит сопротивление, у него может возникнуть конфликт со своим внутренним ребенком, и тогда вам придется тратить немало сил, чтобы убедить его: обязанности важнее.
Используйте тренажеры в этом практикуме, чтобы справиться с нарушенной мотивацией своей и коллег. Узнайте, как зарядить коллектив энергией и правильно обозначить цели и задачи.
На первом уроке выполните два задания. Определите, какие приемы помогут вам повысить собственную мотивацию и настроить себя на работу.
На втором уроке разберитесь, как мотивировать коллег и правильно ставить цели педагогам. Из предложенных рекомендаций выберите верные. Проверьте себя с помощью ответов и комментариев. Они есть к каждому уроку.
Чтобы получить сертификат ответьте на пять вопросов итогового теста и определите, насколько вы разобрались в теме.
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как общаться с разными типами конфликтных педагогов. Видеоролик
This is a modal window.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
