ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
3
Март 2024года
Работа с документами
Отчет о самообследовании

Отчет о самообследовании: чек-лист с новыми и традиционными сведениями

В статье – чек-лист с новыми и традиционными сведениями для разделов аналитической части отчета о самообследовании по изменениям 2023 года. Они касаются именно заместителя директора. А также – образец приказа, с помощью которого директор в апреле утвердит готовый отчет.

ВАЖНО

Новые сведения, которые нужно внести в отчет о самообследовании за 2023 год, в чек-листе выделены цветом

Чтобы успеть обновить отчет о самообследовании, воспользуйтесь чек-листом. Проверьте по нему, какие сведения внести в аналитическую часть из-за изменений 2023 года. Скорректируйте раздел «Образовательная деятельность». Включите в него данные об образовательных программах по ФОП, сведения о концепции информационной безопасности детей, об ЭОР и ЦОР, профилях СОО и профминимуме. Если в школе есть ученики, которые обучаются по адаптированным программам по ФАОП, опишите, как разрабатывали программы.

В разделе «Содержание и качество подготовки учащихся» пропишите результаты ГИА школьников, которые прибыли с новых территорий, если такие ученики у вас есть. Раздел «Кадровое обеспечение» дополните информацией, сколько педагогов прошли курсы повышения квалификации по новым ФГОС и ФОП, цифровому ресурсу ФГИС «Моя школа». А также укажите педагогов, которые прошли аттестацию на новые категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». Кроме того, пропишите, сколько мероприятий провели за Год педагога и наставника.

Главное в статье СкрытьЧек-лист для замдиректора

Инструкция
Перед вами – чек-лист, в котором вы сразу отметите, какие данные есть и готовы. Ставьте галочку в пунктах, которые вы уже выполнили. Для этого кликните по квадратику. Распечатайте итог. 

Если еще не начали готовить отчет, смотрите образец плана-графика самообследования. В № 4, 2024 журнала опубликуем формулировки в обновленные разделы аналитической части отчета. Далее смотрите образец приказа, чтобы утвердить готовый отчет о самообследовании.

Главное в статье СкрытьОбразец приказа

Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Поправьте текст документа
Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом
Печать – распечатайте приказ

Урок «Как корректировать отчет о самообследовании из‑за изменений в законодательстве» из программы: «Эффективный менеджмент общеобразовательной организации» в Академии Ресурсы образования

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

3
Март 2024года
Работа с документами
Планирование и организация

Готовая справка по итогам контроля индивидуальных проектов СОО

Елена Ильяшенко, эксперт Системы Завуч, стаж работы заместителем директора по содержанию образования – более 10 лет, к. п. н., доцент
В статье – образец справки, чтобы отчитаться о том, как организовали работу над индивидуальными проектами в 10-х классах. В справке есть все пункты анализа, которые учитывают требования ФГОС и ФОП. Корректируйте их содержание в зависимости от результата проверки.

Контроль работы над индивидуальными проектами стоит проводить минимум дважды. Отразите это в плане ВШК. Первую проверку запланируйте на октябрь – ноябрь, чтобы проверить подготовительный этап работы над проектом. Вторую – на март.

Учитывайте срок, который отвели на выполнение проектов, – один или два года. Если выделили на выполнение проектов один год, то на второй проверке определите, готовы ли проекты для защиты. Если установили срок в два года, то в марте оцените работу над проектом на основном этапе. Проверьте план реализации проекта. Определите, как ученики 10-х классов отбирают и изучают литературу, как работают с информацией. Ответственными за проверку назначьте классных руководителей, координаторов и руководителей проектов. Контроль оставьте за собой.

Чтобы зафиксировать результаты контроля индивидуальных проектов на основном этапе, подготовьте справку. Опишите в ней, как проходит процесс работы. Зафиксируйте, насколько эффективно координаторы и руководители организуют сопровождение учеников и контролируют работу над проектами.

Укажите результаты проверки документации по проектам. Если у вас есть претензии к документам, то отразите их в справке. В разделе «Рекомендации» опишите, как и когда педагоги должны устранить замечания. Смотрите образец справки по итогам контроля работы над индивидуальными проектами.

Образец справки

Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать справку

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

3
Март 2024года
Работа с документами
Программы и планы

Как замдиректора разработать содержательный раздел любой АООП под федеральную программу

Адель Вильшанская, директор ГКОУ «Школа № 2124 “Центр развития и коррекции”», ведет активную деятельность в качестве председателя Ассоциации инклюзивных школ, к. п. н., Москва
В статье – рекомендации, что замдиректора включить в содержательный раздел АООП в соответствии с ФАОП. Эксперт разъяснила, какие рабочие программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области включить в программу, как разработать программу формирования/развития УУД/БУД, коррекционной работы, программу воспитания. К подразделам дала примеры формулировок.

Включите программы учебных предметов и коррекционных курсов

Включите в АООП обязательные федеральные рабочие программы. Дополните раздел программами по предметам и курсами, которые прописаны во ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО и ФГОС образования учеников с УО. Еще включите программы коррекционных курсов, а также программы учебных курсов из части, формируемой участниками образовательных отношений.

В содержательный раздел первых и вторых вариантов АООП НОО включите федеральные программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. Дополните раздел программами по остальным обязательным предметам. Включите учебные предметы, которые специфичны для определенных категорий детей с ОВЗ. Далее вставьте в раздел программы курсов из части, формируемой участниками образовательных отношений.

А вот для вариантов 3 и 4 перечень программ в содержательном разделе АООП НОО будет другим. Для третьих вариантов АООП НОО включите в раздел федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Чтение (литературное чтение)» и «Мир природы и человека». Для четвертых вариантов – рабочие программы по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир». Дополните раздел программами по другим учебным предметам, которые включили в учебный план.

В содержательный раздел АООП ООО по вариантам 1 и 2 скопируйте из ФАОП ООО федеральные программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. А с 1 сентября 2024 года – Основы безопасности и защиты Родины. Включите программы по другим обязательным учебным предметам, курсам и модулям в соответствии с учебным планом. Учитывайте, что содержание программ для первого варианта АООП НОО и ООО совпадает с программами для нормотипичных учеников. Поэтому при разработке рабочих программ для варианта 1 в АООП НОО и ООО школа вправе ориентироваться на программы в ФОП НОО и ФОП ООО.

В содержательный раздел АООП УО включите программы учебных предметов в зависимости от варианта. Смотрите таблицу.

Таблица. Программы учебных предметов в АООП УО


Скачать

Добавьте в содержательный раздел АООП рабочие программы по оставшимся обязательным предметам и модулям, предметам и курсам из формируемой части. Для 2–4-х вариантов АООП НОО и 1–2-х вариантов АООП УО программы курсов коррекционно-развивающей области включите в содержательный раздел после программ по учебным предметам и курсам. Для 1-х вариантов АООП НОО и 1–2-х вариантов АООП ООО программы коррекционных курсов включите в программу коррекционной работы.

СПРАВКА

В рабочей программе по предмету, по которому применять федеральные рабочие программы обязательно, содержание и планируемые результаты оставьте в неизменном виде. Следуйте той последовательности изучения элементов содержания, которая есть в ФАОП

Разработайте программу формирования/развития УУД/БУД

Для уровня НОО разработайте программу формирования УУД или программу формирования БУД – базовых учебных действий в зависимости от варианта АООП по ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО. Когда будете готовить документы, ориентируйтесь на ФАОП НОО и ФАООП УО.

Укажите цели, задачи и место программы в структуре АООП. Дайте характеристику УУД/БУД, принципы их формирования или развития. Опишите, как создавали и как будете реализовывать программу, а также планируемые результаты. Укажите связь процесса формирования или развития УУД/БУД с содержанием отдельных учебных предметов и коррекционных курсов. Внесите в программу типовые задачи формирования или развития УУД/БУД. Смотрите пример формулировки в программу формирования БУД.

Пример формулировки 

Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

ВАЖНО

ФАООП УО вместо программы формирования УУД содержит программу формирования базовых учебных действий – БУД. Также для второго варианта в ФАООП УО включили программу сотрудничества с родителями

Для уровня ООО по ФГОС-2021 разработайте программу формирования УУД, а для уровня СОО разработайте программу развития УУД. Опирайтесь на программу формирования УУД из ФАОП ООО.

Программа формирования УУД в ФАОП ООО учитывает требования ФГОС-2021. Вы можете скопировать документ из ФАОП и скорректировать под особенности своей школы. В ФАОП ООО конкретизировали структуру программы формирования УУД и дали подробные разъяснения по содержанию каждого компонента программы. Например, программа должна включать целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе нужно зафиксировать назначение программы. Далее – пример формулировки.

Пример формулировки 

Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Дополните содержательный раздел программой воспитания

В ФАОП рабочую программу воспитания не дифференцировали для разных нозологий. Единый для всех документ разместили в специальном разделе ФАОП НОО и ФАОП ООО. В ФАООП УО в программе воспитания учли особенности детей с умственной отсталостью. Возьмите за основу федеральную рабочую программу воспитания из ФАОП. В ней – обязательные требования к организации и содержанию воспитания. Включите в программу три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел полностью перенесите из федеральной программы. Этот раздел должен соответствовать ФАОП, так как цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех школ одинаковы.

В содержательный и организационный разделы программы воспитания нужно внести дополнения, чтобы отразить особенности школы. К особенностям относятся: организационно-правовая форма, контингент учеников и их родителей, направленность образовательной программы.

В содержательном разделе рабочей программы воспитания скорректируйте подраздел «Уклад образовательной организации». Когда будете формировать подраздел, учтите все основные характеристики из ФАОП. Опишите в подразделе основные вехи истории школы, значимые традиционные дела, события, мероприятия в образовательной организации, которые составляют основу воспитательной системы. Также добавьте дополнительные характеристики, если они влияют на уклад вашей школы. Например, включите особенности местоположения и социокультурного окружения, школьного режима или формы одежды.

Подраздел «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности» спланируйте по модулям из ФАОП. Федеральная рабочая программа воспитания в ФАОП включает инвариантные модули: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды», «Взаимодействие с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». Все их нужно включить в вашу программу воспитания. Смотрите пример формулировки в программу воспитания в АООП ООО для учеников с НОДА.

Пример формулировки 

Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

ВАЖНО

Вы вправе расширить содержание инвариантных модулей и включить свои мероприятия. Например, в модуле «Основные школьные дела» описать мероприятия: традиционные общешкольные праздники, фестивали, акции, флешмобы

Последовательность модулей в ФАОП – ориентировочна. Расположите модули в рабочей программе воспитания по значимости в воспитательной деятельности с точки зрения педагогического коллектива.

Вы вправе добавить к инвариантным вариативные модули воспитательной работы. Опишите вариативные виды и формы воспитательной работы с учетом специфики региона или школьных традиций.

Вписать вариативный модуль в программу не запрещено, если выполняются три условия. Первое – новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов. Второе – это значимая деятельность для участников образовательных отношений. Третье – деятельность не описана в других модулях.

ПРИМЕРЫ ВАРИАТИВНЫХ МОДУЛЕЙ

Дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей, добровольческая деятельность, школьные спортивные клубы, школьные театры, наставничество.

В организационном разделе рабочей программы воспитания пропишите кадровое и нормативно-методическое обеспечение программы. Опишите состав специалистов школы, которые обеспечивают воспитательную работу, их функции. Укажите особенности повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания.

Опишите, как проходит психолого-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ. Отметьте также, если школа привлекает к воспитательной работе сторонних специалистов других организаций, например, социальных, правоохранительных, образовательных. Добавьте подраздел «Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции». Скорректируйте под особенности школы подразделы об анализе воспитательной работы.

Добавьте в раздел программу коррекционной работы

В ФАОП НОО, ФАОП ООО и ФАООП УО разработчики включили программы коррекционной работы для каждого варианта АООП. Описали систему психолого-педагогического сопровождения учеников. В ФАОП ООО для каждой нозологии включили образец индивидуального плана коррекционно-развивающей работы. Прописали коррекционные курсы, которые нужно включить в АООП для учеников каждой нозологии. Ориентируйтесь на программу коррекционной работы в ФАОП, когда будете формировать программу коррекционной работы в своей АООП. Например, чтобы разработать программу для АООП УО, ориентируйтесь на программу коррекционной работы из ФАООП УО. Смотрите пример требований к программе коррекционной работы в ФАОП НОО ниже. Обратите внимание, если курсы коррекционно-развивающей области в ФАОП по нозологии вынесены в программу коррекционной работы, то включите сюда содержание программ обязательных курсов и тех, которые реализуются в ОО дополнительно по рекомендации ППк.

Требования к программе коррекционной работы в ФАОП НОО для учеников с ТНР, вариант 5.1 ПРИМЕР. 

Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
Направления и содержание программы коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения ФАОП НОО.
Специальная поддержка освоения ФАОП НОО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения ФАОП НОО являются:
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

Оформите программу коррекционной работы в АООП отдельным разделом. Вы можете расширить ее содержание – включить мероприятия, которые отражают особенности школы. Укажите в ней цели, задачи и планируемые результаты коррекционной работы. Главная цель программы – осуществить комплексную помощь ученикам с ОВЗ, скоординировать работу педагогов и специалистов по коррекции нарушений и организовать коррекционно-развивающие занятия. Опишите направления работы и то, как будут взаимодействовать специалисты. Покажите, какие индивидуальные подходы к коррекционной работе практикуете в школе. Пропишите особенности ППк.

В программе коррекционной работы на уровне НОО в коррекционно-развивающем направлении перечислите курсы, которые входят в коррекционно-развивающую область. В программу для ООО включите содержание программ коррекционных курсов и требования к результатам их освоения. Смотрите фрагмент программы коррекционной работы в АООП ООО.

Пример формулировки

Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Чтобы разработать рабочие программы коррекционных курсов для АООП ООО, ориентируйтесь на материалы с сайта ИКП РАО. Изучите перечень коррекционных курсов, которые прописаны в ФАОП. В некоторые варианты включили курсы, названия которых не совпадают с ФГОС НОО ОВЗ. Если названия коррекционных курсов в ФАОП и учебном плане ФАОП не совпадают, ориентируйтесь на ФГОС. Изначально ФАОП должны соответствовать ФГОС. А значит, ФГОС имеет приоритет в спорных ситуациях. Коррекционные курсы по ФГОС НОО ОВЗ необходимо включить в АООП НОО в обязательном порядке. А курсы из ФАОП можно включить в АООП в качестве дополнительных.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей