
Отчет о самообследовании: чек-лист с новыми и традиционными сведениями

ВАЖНО
Новые сведения, которые нужно внести в отчет о самообследовании за 2023 год, в чек-листе выделены цветом
Чтобы успеть обновить отчет о самообследовании, воспользуйтесь чек-листом. Проверьте по нему, какие сведения внести в аналитическую часть из-за изменений 2023 года. Скорректируйте раздел «Образовательная деятельность». Включите в него данные об образовательных программах по ФОП, сведения о концепции информационной безопасности детей, об ЭОР и ЦОР, профилях СОО и профминимуме. Если в школе есть ученики, которые обучаются по адаптированным программам по ФАОП, опишите, как разрабатывали программы.
Как по-новому оценить уровень профкомпетенций педагогов по ВСОКО. Учительский дневник
Как замдиректора разработать содержательный раздел любой АООП под федеральную программу
Как принять учеников в первый класс в 2024 году: памятки с изменениями в Порядке приема
В разделе «Содержание и качество подготовки учащихся» пропишите результаты ГИА школьников, которые прибыли с новых территорий, если такие ученики у вас есть. Раздел «Кадровое обеспечение» дополните информацией, сколько педагогов прошли курсы повышения квалификации по новым ФГОС и ФОП, цифровому ресурсу ФГИС «Моя школа». А также укажите педагогов, которые прошли аттестацию на новые категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». Кроме того, пропишите, сколько мероприятий провели за Год педагога и наставника.
Главное в статье СкрытьЧек-лист для замдиректора
Инструкция
Перед вами – чек-лист, в котором вы сразу отметите, какие данные есть и готовы. Ставьте галочку в пунктах, которые вы уже выполнили. Для этого кликните по квадратику. Распечатайте итог.
Если еще не начали готовить отчет, смотрите образец плана-графика самообследования. В № 4, 2024 журнала опубликуем формулировки в обновленные разделы аналитической части отчета. Далее смотрите образец приказа, чтобы утвердить готовый отчет о самообследовании.
Главное в статье СкрытьОбразец приказа
Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Поправьте текст документа
Добавить – добавьте работников, которых нужно ознакомить с приказом
Печать – распечатайте приказ
Урок «Как корректировать отчет о самообследовании из‑за изменений в законодательстве» из программы: «Эффективный менеджмент общеобразовательной организации» в Академии Ресурсы образования
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Готовая справка по итогам контроля индивидуальных проектов СОО
Контроль работы над индивидуальными проектами стоит проводить минимум дважды. Отразите это в плане ВШК. Первую проверку запланируйте на октябрь – ноябрь, чтобы проверить подготовительный этап работы над проектом. Вторую – на март.
Учитывайте срок, который отвели на выполнение проектов, – один или два года. Если выделили на выполнение проектов один год, то на второй проверке определите, готовы ли проекты для защиты. Если установили срок в два года, то в марте оцените работу над проектом на основном этапе. Проверьте план реализации проекта. Определите, как ученики 10-х классов отбирают и изучают литературу, как работают с информацией. Ответственными за проверку назначьте классных руководителей, координаторов и руководителей проектов. Контроль оставьте за собой.
Чтобы зафиксировать результаты контроля индивидуальных проектов на основном этапе, подготовьте справку. Опишите в ней, как проходит процесс работы. Зафиксируйте, насколько эффективно координаторы и руководители организуют сопровождение учеников и контролируют работу над проектами.
Укажите результаты проверки документации по проектам. Если у вас есть претензии к документам, то отразите их в справке. В разделе «Рекомендации» опишите, как и когда педагоги должны устранить замечания. Смотрите образец справки по итогам контроля работы над индивидуальными проектами.
Образец справки
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать справку
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как замдиректора разработать содержательный раздел любой АООП под федеральную программу
Включите программы учебных предметов и коррекционных курсов
Включите в АООП обязательные федеральные рабочие программы. Дополните раздел программами по предметам и курсами, которые прописаны во ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО и ФГОС образования учеников с УО. Еще включите программы коррекционных курсов, а также программы учебных курсов из части, формируемой участниками образовательных отношений.
В содержательный раздел первых и вторых вариантов АООП НОО включите федеральные программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. Дополните раздел программами по остальным обязательным предметам. Включите учебные предметы, которые специфичны для определенных категорий детей с ОВЗ. Далее вставьте в раздел программы курсов из части, формируемой участниками образовательных отношений.
А вот для вариантов 3 и 4 перечень программ в содержательном разделе АООП НОО будет другим. Для третьих вариантов АООП НОО включите в раздел федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Чтение (литературное чтение)» и «Мир природы и человека». Для четвертых вариантов – рабочие программы по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир». Дополните раздел программами по другим учебным предметам, которые включили в учебный план.
В содержательный раздел АООП ООО по вариантам 1 и 2 скопируйте из ФАОП ООО федеральные программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. А с 1 сентября 2024 года – Основы безопасности и защиты Родины. Включите программы по другим обязательным учебным предметам, курсам и модулям в соответствии с учебным планом. Учитывайте, что содержание программ для первого варианта АООП НОО и ООО совпадает с программами для нормотипичных учеников. Поэтому при разработке рабочих программ для варианта 1 в АООП НОО и ООО школа вправе ориентироваться на программы в ФОП НОО и ФОП ООО.
В содержательный раздел АООП УО включите программы учебных предметов в зависимости от варианта. Смотрите таблицу.
Таблица. Программы учебных предметов в АООП УО
Добавьте в содержательный раздел АООП рабочие программы по оставшимся обязательным предметам и модулям, предметам и курсам из формируемой части. Для 2–4-х вариантов АООП НОО и 1–2-х вариантов АООП УО программы курсов коррекционно-развивающей области включите в содержательный раздел после программ по учебным предметам и курсам. Для 1-х вариантов АООП НОО и 1–2-х вариантов АООП ООО программы коррекционных курсов включите в программу коррекционной работы.

СПРАВКА
В рабочей программе по предмету, по которому применять федеральные рабочие программы обязательно, содержание и планируемые результаты оставьте в неизменном виде. Следуйте той последовательности изучения элементов содержания, которая есть в ФАОП
Разработайте программу формирования/развития УУД/БУД
Для уровня НОО разработайте программу формирования УУД или программу формирования БУД – базовых учебных действий в зависимости от варианта АООП по ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО. Когда будете готовить документы, ориентируйтесь на ФАОП НОО и ФАООП УО.
Укажите цели, задачи и место программы в структуре АООП. Дайте характеристику УУД/БУД, принципы их формирования или развития. Опишите, как создавали и как будете реализовывать программу, а также планируемые результаты. Укажите связь процесса формирования или развития УУД/БУД с содержанием отдельных учебных предметов и коррекционных курсов. Внесите в программу типовые задачи формирования или развития УУД/БУД. Смотрите пример формулировки в программу формирования БУД.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

ВАЖНО
ФАООП УО вместо программы формирования УУД содержит программу формирования базовых учебных действий – БУД. Также для второго варианта в ФАООП УО включили программу сотрудничества с родителями
Для уровня ООО по ФГОС-2021 разработайте программу формирования УУД, а для уровня СОО разработайте программу развития УУД. Опирайтесь на программу формирования УУД из ФАОП ООО.
Программа формирования УУД в ФАОП ООО учитывает требования ФГОС-2021. Вы можете скопировать документ из ФАОП и скорректировать под особенности своей школы. В ФАОП ООО конкретизировали структуру программы формирования УУД и дали подробные разъяснения по содержанию каждого компонента программы. Например, программа должна включать целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе нужно зафиксировать назначение программы. Далее – пример формулировки.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Дополните содержательный раздел программой воспитания
В ФАОП рабочую программу воспитания не дифференцировали для разных нозологий. Единый для всех документ разместили в специальном разделе ФАОП НОО и ФАОП ООО. В ФАООП УО в программе воспитания учли особенности детей с умственной отсталостью. Возьмите за основу федеральную рабочую программу воспитания из ФАОП. В ней – обязательные требования к организации и содержанию воспитания. Включите в программу три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел полностью перенесите из федеральной программы. Этот раздел должен соответствовать ФАОП, так как цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех школ одинаковы.
В содержательный и организационный разделы программы воспитания нужно внести дополнения, чтобы отразить особенности школы. К особенностям относятся: организационно-правовая форма, контингент учеников и их родителей, направленность образовательной программы.
В содержательном разделе рабочей программы воспитания скорректируйте подраздел «Уклад образовательной организации». Когда будете формировать подраздел, учтите все основные характеристики из ФАОП. Опишите в подразделе основные вехи истории школы, значимые традиционные дела, события, мероприятия в образовательной организации, которые составляют основу воспитательной системы. Также добавьте дополнительные характеристики, если они влияют на уклад вашей школы. Например, включите особенности местоположения и социокультурного окружения, школьного режима или формы одежды.
Подраздел «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности» спланируйте по модулям из ФАОП. Федеральная рабочая программа воспитания в ФАОП включает инвариантные модули: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды», «Взаимодействие с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». Все их нужно включить в вашу программу воспитания. Смотрите пример формулировки в программу воспитания в АООП ООО для учеников с НОДА.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

ВАЖНО
Вы вправе расширить содержание инвариантных модулей и включить свои мероприятия. Например, в модуле «Основные школьные дела» описать мероприятия: традиционные общешкольные праздники, фестивали, акции, флешмобы
Последовательность модулей в ФАОП – ориентировочна. Расположите модули в рабочей программе воспитания по значимости в воспитательной деятельности с точки зрения педагогического коллектива.
Вы вправе добавить к инвариантным вариативные модули воспитательной работы. Опишите вариативные виды и формы воспитательной работы с учетом специфики региона или школьных традиций.
Вписать вариативный модуль в программу не запрещено, если выполняются три условия. Первое – новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов. Второе – это значимая деятельность для участников образовательных отношений. Третье – деятельность не описана в других модулях.
ПРИМЕРЫ ВАРИАТИВНЫХ МОДУЛЕЙ
В организационном разделе рабочей программы воспитания пропишите кадровое и нормативно-методическое обеспечение программы. Опишите состав специалистов школы, которые обеспечивают воспитательную работу, их функции. Укажите особенности повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания.
Опишите, как проходит психолого-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ. Отметьте также, если школа привлекает к воспитательной работе сторонних специалистов других организаций, например, социальных, правоохранительных, образовательных. Добавьте подраздел «Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции». Скорректируйте под особенности школы подразделы об анализе воспитательной работы.
Добавьте в раздел программу коррекционной работы
В ФАОП НОО, ФАОП ООО и ФАООП УО разработчики включили программы коррекционной работы для каждого варианта АООП. Описали систему психолого-педагогического сопровождения учеников. В ФАОП ООО для каждой нозологии включили образец индивидуального плана коррекционно-развивающей работы. Прописали коррекционные курсы, которые нужно включить в АООП для учеников каждой нозологии. Ориентируйтесь на программу коррекционной работы в ФАОП, когда будете формировать программу коррекционной работы в своей АООП. Например, чтобы разработать программу для АООП УО, ориентируйтесь на программу коррекционной работы из ФАООП УО. Смотрите пример требований к программе коррекционной работы в ФАОП НОО ниже. Обратите внимание, если курсы коррекционно-развивающей области в ФАОП по нозологии вынесены в программу коррекционной работы, то включите сюда содержание программ обязательных курсов и тех, которые реализуются в ОО дополнительно по рекомендации ППк.
Требования к программе коррекционной работы в ФАОП НОО для учеников с ТНР, вариант 5.1 ПРИМЕР.
Оформите программу коррекционной работы в АООП отдельным разделом. Вы можете расширить ее содержание – включить мероприятия, которые отражают особенности школы. Укажите в ней цели, задачи и планируемые результаты коррекционной работы. Главная цель программы – осуществить комплексную помощь ученикам с ОВЗ, скоординировать работу педагогов и специалистов по коррекции нарушений и организовать коррекционно-развивающие занятия. Опишите направления работы и то, как будут взаимодействовать специалисты. Покажите, какие индивидуальные подходы к коррекционной работе практикуете в школе. Пропишите особенности ППк.
В программе коррекционной работы на уровне НОО в коррекционно-развивающем направлении перечислите курсы, которые входят в коррекционно-развивающую область. В программу для ООО включите содержание программ коррекционных курсов и требования к результатам их освоения. Смотрите фрагмент программы коррекционной работы в АООП ООО.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Чтобы разработать рабочие программы коррекционных курсов для АООП ООО, ориентируйтесь на материалы с сайта ИКП РАО. Изучите перечень коррекционных курсов, которые прописаны в ФАОП. В некоторые варианты включили курсы, названия которых не совпадают с ФГОС НОО ОВЗ. Если названия коррекционных курсов в ФАОП и учебном плане ФАОП не совпадают, ориентируйтесь на ФГОС. Изначально ФАОП должны соответствовать ФГОС. А значит, ФГОС имеет приоритет в спорных ситуациях. Коррекционные курсы по ФГОС НОО ОВЗ необходимо включить в АООП НОО в обязательном порядке. А курсы из ФАОП можно включить в АООП в качестве дополнительных.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
