
Как по-новому оценить уровень профкомпетенций педагогов по ВСОКО. Учительский дневник
Отчет о самообследовании: чек-лист с новыми и традиционными сведениями
Циклограмма на март: ВПР, итоги третьей четверти и еще 32 дела заместителя директора
Как принять учеников в первый класс в 2024 году: памятки с изменениями в Порядке приема
Читайте далее, какие разделы и формулы включить в учительский дневник, по каким критериям оценивать результаты. А еще – как педагогу пользоваться инструментом.
Какие разделы и формулы включили в дневник
В дневник включили три группы результатов педагогов: «Продуктивность», «Исполнительская дисциплина», «Профессионализм». В первую часть добавили образовательные результаты, во вторую – умение педагога в срок и качественно оформлять документацию, в третью – результаты его методической работы и конкурсы профмастерства.
Учительский дневник оформили как таблицу Exсel. В нее заложили формулы по заданным критериям, поэтому баллы считаются автоматически. Пример формулы смотрите на рисунке в строке fx. К примеру, чтобы заполнить раздел «Продуктивность», педагогу нужно в столбец «Показатель» внести среднюю отметку напротив своего предмета. В столбце «Формула» заложена формула, которая автоматически сравнит показатель учителя со среднеобластным показателем в столбце «Значение» и подсчитает количество баллов по этому показателю. А в столбце «Итоговый балл» отобразится общее количество баллов.
Рисунок. Пример формулы в учительском дневнике

ВАЖНО
Включите в дневник мероприятия, которые значимы не только в школе, но и в муниципалитете, области. Так вы создадите условия, чтобы продвинуть школу в регионе
Как определяли критерии для дневника
Критерии для дневника разбили по уровням: школьный, муниципальный, областной, всероссийский, международный. Их разрабатывал весь педколлектив на заседаниях ШМО. Решение о балльной стоимости критериев принимали на заседании административного Совета с руководителями кафедр. Окончательное – на педагогическом совете.
Все критерии детализировали по определенному количеству баллов. Исходили из наименьшей и наибольшей значимости в педагогической и методической деятельности с точки зрения профессионального роста педагога и продвижения школы. Например, если педагог участвовал в конкурсе «Учитель года» на любом уровне, то он больше готовился, чем к дистанционным конкурсам. Поэтому конкурс «Учитель года» оценили в большее количество баллов.
Разработали разные подходы к сложению критериев. Например, в пункте 3.2. «Участие в методической работе» баллы педагог получает за каждое проведенное мероприятие на любом уровне, и все баллы складываются. Так мы мотивируем учителя выступать на методических семинарах, вести мастер-классы. Есть критерии, где баллы суммируют только за уровень выступления вне зависимости от количества мероприятий. Например, пункт 3.8. «Участие в работе жюри или экспертных комиссий». Примеры критериев далее.
Главное в статье СкрытьПримеры критериев для дневника
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать примеры критериев

СПРАВКА
Дневник можете использовать и без подсчета баллов. Проведите с его помощью анализ работы педагога и школы в целом
Как педагогам работать с дневником
Учитель заполняет дневник в течение полугодия или учебного года. Дневники педагогов храним 5 лет, чтобы в любой момент посмотреть необходимую информацию. Раздел дневника «Исполнительская дисциплина» заполняет заместитель директора. Далее смотрите, как заполнил дневник учитель информатики.
Главное в статье СкрытьПример заполнения дневника
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать пример заполнения
Чтобы закрепить работу учителей с дневником, разработали Положение. Образец документа ниже. Мы на основе дневника подводим итоги школьного конкурса «Учитель года». Озвучиваем достижения учителей и поощряем их, когда подводим итоги на педсовете.
Главное в статье СкрытьОбразец Положения о дневнике
Инструкция
Здесь и далее нажмите Копировать внизу фрагмента с формулировкой, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Главное в статье СкрытьМатериал для скачивания:
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Практикум, чтобы потренироваться работать с учительским дневником
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Обучающий курс для ваших педагогов по функциональной грамотности: урок 2 – как научить читать
Практикум, чтобы потренироваться работать с учительским дневником
Готовая справка по итогам контроля индивидуальных проектов СОО
Циклограмма на март: ВПР, итоги третьей четверти и еще 32 дела заместителя директора
Предлагаем вам готовый сценарий второго урока из курса по функциональной грамотности для педагогов. Занятие позволит выстроить работу на уроках так, чтобы повысить уровень читательских компетенций школьников.
Урок состоит из шести этапов. На первом этапе ведущий объяснит педагогам, что включает в себя понятие «читательская грамотность». Также расскажет, какое исследование проводят, чтобы определить уровень читательской грамотности у школьников, и как используют результаты.
На следующих трех этапах ведущий рассказывает, как сформировать читательские компетентности на разных уроках. Педагоги выполняют практические задания, в которых нужно подобрать методические приемы для работы с текстом на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира и математики. Участникам предстоит распределить методические приемы в соответствии с уровнем читательских компетенций. Привести примеры, на каких этапах урока учителю уместно использовать конкретный прием. Соотнести методические приемы и формируемые УУД.
На пятом этапе ведущий предлагает найти недостатки диагностических работ по читательской грамотности. Шестой этап – рефлексия. Ведущий подводит итоги урока, участники обмениваются мнениями.
Урок «Читательская грамотность – как научить читать»
Ведущий:
Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга фразой: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать...» Вы вправе закончить фразу так, как хотите. Сегодня у нас урок по теме «Читательская грамотность – как научить читать».
Этап 1. Что такое читательская грамотность и какое исследование проводят, чтобы ее оценить
Ведущий:
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменный текст, строить размышления на основе содержания текста, читать, чтобы развиваться. Чтение – инструмент учения. Дети на всех учебных предметах читают, чтобы найти и извлечь информацию, осмыслить и оценить содержание и формы текста, интегрировать и интерпретировать информацию.
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это сопоставительное исследование читательской грамотности. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Цель исследования – сопоставить уровень навыков чтения и понимания текста четвероклассниками различных стран мира, а также выявить различия в методике обучения читательской грамотности в национальных системах образования.
В исследовании PIRLS оценивают два вида чтения, которые чаще других используют школьники во время учебных занятий и вне школы: чтение, чтобы приобрести читательский литературный опыт, и чтение, чтобы освоить и использовать информацию. Во время исследования при чтении художественных и научно-популярных текстов оценивают четыре группы основных читательских умений:
1. Находить информацию, заданную в явном виде.
2. Формулировать выводы.
3. Интерпретировать и обобщать информацию.
4. Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
С 2001 года страны, которые участвуют в исследовании PIRLS, раз в пять лет получают информацию о читательских компетентностях школьников. На ее основе принимают решения, как повысить уровень читательской грамотности. Масштаб этих решений различен – от целой страны до отдельного класса.
Исследование PIRLS позволяет странам принимать научно обоснованные решения, чтобы улучшать читательские навыки. Страны используют результаты исследования, чтобы:
– отслеживать результаты на уровне системы в глобальном контексте;
– отслеживать влияние новой или пересмотренной образовательной политики;
– выявлять слабые места и реформировать учебные программы;
– улучшать преподавание и обучение посредством анализа данных;
– проводить сопутствующие исследования;
– получать данные, какие условия в школе и дома создали ученику, чтобы он мог обучаться чтению.
Уже провели пять циклов исследования: в 2001 году участвовали 35 стран, в 2006 году – 40 стран, в 2011 году – 49 стран, в 2016 году – 50 стран и 11 территорий, в 2021 году – 66 стран и территорий. Российская Федерация принимает участие в исследовании PIRLS на регулярной основе с самого первого цикла.
В 2021 году четвероклассники Сингапура, Гонконга и России оказались самыми успешными в овладении чтением. Результаты всех остальных стран-участниц существенно ниже. Московские четвероклассники превзошли своих сверстников из всех стран и территорий. Их средний результат составил 598 баллов. В 2021 году результаты российских четвероклассников снизились по сравнению с 2016 годом. Такая тенденция наблюдается в большинстве стран.
Этап 2. Как сформировать читательские компетентности на уроках русского языка и литературного чтения
Ведущий:
Чтобы повысить читательскую грамотность школьников, необходимо объединить усилия педагогов-предметников и создать общешкольную систему формирования и оценивания читательской грамотности. На каждом уроке педагог должен уделять внимание приемам и стратегиям, с помощью которых формирует читательские умения. Если читательские компетентности будут сформированы на уровне начального образования, школьники успешно будут обучаться на уровне основного общего образования.
На уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе учитель формирует читательские компетентности во время работы с художественным текстом. Структура урока зависит от цели, типа и тесно связана со спецификой учебного материала. В ее основе – закон трехступенчатого восприятия художественного произведения: от общего к частному и к новому обобщению. Ученые называют эту особенность восприятия: «первичный синтез», анализ, «вторичный синтез».
Основные этапы урока литературного чтения:
1. Подготовка к восприятию произведения
2. Первичное чтение
3. Анализ произведения в ходе его перечитывания
4. Обобщение
На этапе подготовки к восприятию текста учитель мотивирует учеников к читательской деятельности. На этапе анализа произведения, когда ученики его перечитывают, они погружаются в текст, анализируют его, углубляют и уточняют первичные догадки о смысле произведения. На этапе обобщения делают выводы о смысле произведения, авторской позиции, выражают литературные ассоциации, сравнивают литературный материал с жизненными реалиями, планируют дальнейшую работу с текстом.
Чтобы сформировать читательскую грамотность, педагог использует разные виды чтения:
– ознакомительное чтение, чтобы извлечь основную информацию или выделить основное содержание;
– изучающее чтение, чтобы извлечь полную и точную информацию для интерпретации содержания текста;
– поисковое/просмотровое чтение, чтобы найти конкретную информацию, конкретный факт;
– выразительное чтение.
Чтобы разработать для школьников задания по анализу текста, воспользуйтесь схемой. Она универсальна для любого типа заданий.
Ведущий предлагает педагогам рассмотреть схему и задать вопросы по ее содержанию. Раздает учителям листы с распечатанной схемой и предлагает включать ее в работу на уроках.
Ведущий:
Чтобы сформировать читательские компетенции, педагог подбирает специальные методические приемы. Выбор приема зависит от того, насколько ученик умеет работать с художественным текстом. Предлагаю выполнить задание 1. Ознакомьтесь с предложенными методическими приемами и заполните таблицу.
Задание 1
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать задание
Учителя знакомятся с содержанием задания 1 и выполняют его. Далее ведущий организует обсуждение работы.
Этап 3. Как сформировать читательские компетентности на уроках окружающего мира
Ведущий:
На уроках окружающего мира педагог формирует умение работать с научно-познавательными текстами. Эти тексты отличаются большим количеством «непонятых» слов. В работе с познавательными текстами используют следующие подходы.
Во-первых, найти по толковому словарю значение «непонятого» слова. Указать, в каком значении из перечисленных в словаре слово используется в данном тексте. В каком значении используется на других предметах? В каком – в бытовой речи? Аналогичное задание – без обращения к словарю.
Во-вторых, найти в тексте слова, которые используются в бытовой речи, но в данном тексте имеют специализированное значение. Или назвать в задании такое слово, а ученики должны пояснить значение в бытовой речи и в данном тексте.
В-третьих, если в тексте встречаются родственные слова: дать задание найти их и объяснить, от какого слова они образованы, как связаны друг с другом и чем отличаются по составу и по смыслу.
В-четвертых, если в тексте встретились термины, которые дети путают с похожими по структуре однокоренными словами: дать задание школьникам самим подобрать к ним родственные слова и сопоставить значения слова из текста со значениями этих слов. Например, в тексте встретилось слово «атмосфера», тогда целесообразно дать в задании для сопоставления словосочетания «атмосферные явления», «атмосферные осадки».
Еще один подход – распределить слова из текста или указать самому слова, связанные с тематикой текста, в соответствии с той или иной классификацией. Например, в один столбик – названия веществ, в другой – названия предметов, которые связаны с этими веществами, или в один столбик – названия приборов, в другой – названия действий, которые производят эти приборы.
Можно предложить школьникам прочитать фразу или фрагмент текста. Передать смысл другими словами.
Также если в тексте есть сложное предложение с несколькими придаточными, можно дать задание перечислить все указанные в предложении действия по отдельности, расположить их по порядку.
Еще предложите фрагменты текста, где есть символы, сокращения из данной предметной области записать полностью словами.
Предлагаю выполнить задание 2. Рассмотрите методические приемы и приведите примеры, как их использовать на уроках окружающего мира.
Учителя знакомятся с содержанием задания 2 и выполняют его. Далее ведущий организует обсуждение.
Этап 4. Как сформировать читательские компетентности на уроках математики
Ведущий:
На уроках математики педагог учит школьников находить и извлекать информацию из текста, формулировать вопросы, соотносить понятия. Формирует УУД: распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного способа ее проверки, выбирать источник получения информации, анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. В работе с текстами можно использовать методические приемы «Тонкий и толстый вопрос», «Шестеренки», «Опорный конспект», или «Конкурс шпаргалок». Я раздам вам таблицу, в которой подробно описаны эти приемы и есть задание к ним. Предлагаю вам его выполнить.
Задание 3
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать задание
Учителя знакомятся с содержанием таблицы и задания 3, выполняют его. Далее ведущий организует обсуждение работы.
Этап 5. Анализ проверочных работ по читательской грамотности
Ведущий:
Вы познакомились со способами, как сформировать читательскую грамотность на уроках. А сейчас узнаем, как оценивать ее сформированность. По требованиям новых ФГОС и ФОП НОО в систему оценки достижения планируемых результатов входит оценка функциональной грамотности. Это могут быть отдельные диагностические работы по проверке читательской грамотности, а также задания в рамках тематических и текущих проверочных работ. Я раздам вам два варианта проверочных работ. Проанализируйте их и найдите ошибки.
Задание 4
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать задание
Ведущий раздает педагогам бланки проверочных работ. Педагоги рассматривают их, находят ошибки. Далее ведущий организует обсуждение, отвечает на вопросы педагогов.
Этап 6. Рефлексия
Ведущий:
Наше занятие подошло к концу. Встанем в круг и по цепочке ответим на вопросы: чем оно мне запомнилось? достаточно ли мне информации? какой информации не хватило?
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
